Творчество игоря северянина: анализ стихотворения «увертюра»

Я трагедию жизни претворю в грезофарс

                       Увертюра   (Ананасы в шампанском!) Игоря Северянина          Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»                            Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно. И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован. Там кого-то побили. Ананасы в шампанском! Это – пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!

«Анана́сы в шампа́нском» («Увертю́ра») — стихотворение Игоря Северянина из цикла «Розирис», написанное в январе 1915 года в Петрограде и опубликованное в одноимённом (одном из наиболее известных[1]) сборнике поэта. Авторское название стихотворения — «Увертюра»  — связано с тем, что оно открывает сборник, однако оно более известно под другим названием — по названию сборника и фразе, рефреном повторяемой в тексте.

  •   Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»    Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»
  • История создания
  • По воспоминаниям литератора Вадима Баяна, будучи в гостях у него, Маяковский окунул кусок ананаса в шампанское, съел и посоветовал сделать то же сидевшему рядом Северянину. Тот сразу же сочинил первую строфу будущего стихотворения
  • Критики о стихотворении

Критик Н. Боровская написала об этом произведении: «В нервном ритме стихотворения— ритм начала века. «Ананасы в шампанском»— ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно— гениально!»  

  1. Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»      Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»
  2. Один из планов стихотворения— тонкая, едва уловимая ирония, и читателями, не способными эту иронию уловить, оно нередко воспринималось как глупая и претенциозная безвкусица.

Вот что пишет по поводу этого стихотворения известный литературовед В.П.Кошелев: “Прочитал я эту “Увертюру” и снисходительно пожал плечами. Глупость и претенциозность страшная… Но что-то во мне, наверное, осталось. И нет-нет, да приходила в голову совсем непоэтическая мысль: а неужели “ананасы в шампанском” – это действительно так вкусно.. Проверить это было несложно.., но я все как-то не решался. Боялся разочароваться, боялся перевести поэзию в быт… Потом попробовал – в стихотворении гораздо “вкуснее” В.П.Кошелев не одинок в подобных оценках. Поэт Николай Гумилев называл стихи Игоря Северянина “фантастической безвкусицей”. Но были и другие мнения. Иван Бунин писал, что Игоря Северянина знали не только все гимназисты, студенты, курсистки, молодые офицеры, но даже многие приказчики, фельдшерицы, коммивояжеры, юнкера, не имевшие в то же время понятия, что существует такой русский писатель Иван Бунин”. Публика ломилась на “поэзоконцерты” Игоря Северянина. Его стихи, его вдохновенный облик, его декламация нараспев действовали на слушателей магически.

 У Игоря Северянина были и другие почитатели. Он был завсегдатаем и любимцем петербургского литературного салона Федора Сологуба.

О его высоком поэтическом даровании говорили и писали Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Фофанов, посвятившие ему восторженные стихи, Александр Блок, Осип Мандельштам, критиковавший его с позиций акмеизма, Ирина Одоевцева, Максим Горький, Владимир Маяковский, любивший читать стихи Игоря Северянина во время своих выступлений.

  • Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра» Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»
  • Интепретация читателей

«Ананасы в шампанском» – одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

В этом стихотворении мы наблюдаем антитезу: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов». В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки.

Но неожиданно среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни. И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс».

Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

Начало второй строфы – звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль…

Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»     Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»

  Лирический герой восхищается окружающим миром и собой. Герой вдохновенно восклицает: «Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!» Может быть, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью. Лирический герой – человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы – в Нагасаки». Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора. Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра» Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, оказываемся в гуще событий.

Северянин назвал это лирическое стихотворение «Увертюрой» как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00674961214464072690/

http://severyanin.lit-info.ru/review/severyanin/015/1425.htm

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Анализ стихотворения Северянина Увертюра

Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты Первой мировой войны и погибнуть там.

Игорь Северянин пил шампанское вместе с Маяковским. Последний окунал в шампанское ананасы, а потом съедал их. Это же он предложил сделать и Северянину. А у него сразу же в голове родилась первая строка нового стихотворения «Ананасы в шампанском».

После выхода в свет этого стихотворения, он приобрёл славу «салонного лирика». Прочитав первые две строки, так и хочется самому попробовать эту вкуснятину. Искристое, игристое пузырьками шампанское и кисловатые ананасы. Это же такая роскошь вкуса! Маяковский был истинным гурманом. Такое сочетание, возможно, употребляли то ли испанцы, то ли норвержцы.

А дальше совершенно новые слова по тем временам – неологизмы «ветропросвист, крылолёт». Прямо какой-то мини-научно-фантастический рассказ получается. Это сейчас эти слова нам кажутся обыденными и знакомыми.

Нет предела творческой фантазии поэта. Выпил шампанского, закусил ананасами, мочёнными в нём и любые расстояния по плечу. Почему бы на крылолёте не отправиться из Москвы в Нагасаки? Да чего мелочиться – можно прямо из Нью-Йорка на Марс. Пьяному и море по колено.

Он уверен, что его творчество поймут и оценят не только в других странах, но и на других планетах. Он даже не переживает, что там разговаривают на других языках. Как говорил Хеменгуэй: «Писать надо пьяным, редактировать трезвым». Вот как раз ананасы в шампанском и создадут эту лёгкую непринуждённую атмосферу.

А потом рассказывать о своих победах в «остром обществе дамском». Надо же покрасоваться перед нервными экзальтированными особами. Только поэт может превратить жизненную трагедию в фарс, грёзить наяву. Скучно ему в этом приземлённом мире.

А сколько восклицательных знаков! Они говорят о восхищении миром. За счёт них создаётся торжественная и в тоже время лёгкая атмосфера.

О своём подходе к творческому процессу Северянин говорит в словах: «Вдохновляюсь порывно». Т.е. полное отсутствие системности и логики. Налетел какой-то порыв, и прилетела Муза вдохновения.

Почему автор назвал своё стихотворение «Увертюра»? Это слово из раздела музыки. Оно так легко написано, что его вполне можно положить на музыку.

Стихотворение написано размером анапест.

Одно из любимых стихотворений моего дяди. От него я и узнала про этого поэта.

Творчество Игоря Северянина: анализ стихотворения «Увертюра»

  • Есенин
    Сергей Александрович оказал возможно наиболее сильное влияние на литературу 20 века среди всех писателей Серебряного века. Тот факт, что он был из крестьянской семьи помогал ему быть более понятным и простым для любого читающего его стихотворения
  • Анализ стихотворения Ахматовой А, ты думал я тоже такая
    Анна Ахматова стала знаменитой, прежде всего, благодаря любовной лирике, в которой отразился весь спектр эмоций женщины, страдающей от безответной любви или неудачных отношений. Исключением не стало и стихотворение «А ты думал,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы 6, 9 класс
    Михаил Юрьевич Лермонтов очень сильно любил природу, он трепетно относился к ее красоте, пышности и величию. Лермонтов хотел, чтобы люди так же как он, смогли рассмотреть природную красоту, полюбить ее. С помощью некоторых своих
  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
    Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
  • Анализ стихотворения Сурикова Зима 5 класс
    Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой – это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

«Увертюра (Ананасы в шампанском!..)» И. Северянин

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Дата создания: январь 1915 г.

Анализ стихотворения Северянина «Увертюра»

«Увертюра (Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!)» – одно из самых известных произведений Игоря Северянина (1887–1941). В нём проявились все яркие черты созданного им жанра эгофутуризм.

Это оригинальное литературное течение отразило неудержимую тягу к новому, характерное для многих творческих людей в начале XX века.

Попробуем проследить, как это стремление отразилось в данном стихотворении.

На первый взгляд это произведение кажется совершенно обыкновенным. У него несложная структура – три четверостишия с перекрёстной рифмовкой (abab). Стихотворный размер – анапест с допущениями (в некоторых стопах четыре слога вместо трёх). Однако стоит вчитаться в строки, как становится ясно, что читатель имеет дело с языком будущего.

Первые же строки стихотворения заряжают энергией и задором. Поэт использует громкий рефрен «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!», а затем описывает свои ощущения от этого нетривиального лакомства: «удивительно вкусно, искристо и остро». Вслед за автором и читатель может почувствовать то же самое благодаря эффектной аллитерации. Строки так и лучатся от звуков «с», «ст», «стр».

Нетрудно оценить и цвета, представленные в произведении: «Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!»

И мы представляем себе модного молодого человека, сочетающего в своём наряде, например, уютный скандинавский свитер с пёстрыми испанскими брюками. В этой строфе ярко проявляется тенденция к эгоизму. Поэт без скромности привлекает внимание к себе, часто повторяя «я».

Читайте также:  Важно ли уметь признавать собственное поражение?

Вторая часть термина «эгофутуризм» выражена в следующем четверостишии:
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Устремлённость в будущее здесь обнаруживается в дерзком словотворчестве. Автор сочиняет новые слова, сочетая корни из уже существующих, чтобы отразить экспрессию, динамизм явлений, которые хочет показать.

Так рождаются «крылолёт», «ветропосвист», облегчающие воображению задачу. Ведь вещи, о которых говорит поэт, хоть и известны, но мало распространены.

В самом деле, трудно представить себе, чтобы в 1915 году автомобильное движение было настолько бурным, чтобы характеризоваться словом «беги».

В третьей строфе кипучесть богемной жизни, раскрытая в стихотворении, идёт на спад. Поэт словно приподнимает завесу неуёмного всеобщего веселья, чтобы показать, что за ней скрыто: «Я трагедию жизни претворю в грёзофарс…»

Читатель видит новое выражение, которое в полной мере отражает суть творческой элиты. Автор показывает, что за мечтами, иллюзией счастья всегда стоит человеческая драма. Но он не намерен падать духом, поэтому в последней строке звучит оптимистичный призыв: «Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!»

Северянин Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

«Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии.

Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости.

Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Написанное в 1915 году стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного» лирика.

История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».

Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности.

В творческих людях рождалось новое мироощущение. Восторженно выкрикивая «ананасы в шампанском!», поэт вдохновляется и «берется за перо!».

В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.

Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.

Картина «легкой жизни» передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки «нервны», дамское общество «остро». Такая среда жестока, она способна «трагедию жизни» претворить в «грезофарс».

Атмосфера толкает что –то предпринять , куда-то отправиться: «из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!» Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя.

Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера.

А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Лирическое стихотворение «Увертюра» можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.

Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение «Увертюра» актуально как никогда раньше. Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.

  • «Классические розы», анализ стихотворения Северянина

  • «Весенний день», анализ стихотворения Северянина

  • «Град», анализ стихотворения Северянина

  • «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение

  • «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина

  • «Родник», анализ стихотворения Северянина

  • «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение

  • Игорь Северянин, краткая биография

  • По произведению: «Увертюра»
  • По писателю: Северянин Игорь

Поэзия серебряного века. И. Северянин «Увертюра» Анализ стихотворения, стиха

На уроках литературы мы познакомились с поэзией серебряного века. В рамках этого периода существует многообразие направлений, например, футуризм, акмеизм, символизм. Наиболее интересным мне показалось творчество И. Северянина. Он основал собственное направление – эгофутуризм. Особенно ярким кажется его стихотворение «Увертюра».

Стихотворение связано с Началом 20 века.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Мы видим современную жизнь, её полет, стремительность. Постоянно изменяющаяся жизнь, которая мелькает настолько пестро и быстро, что воспринимается как кадр. Оценка современности поэтом заключается в строчке: «я трагедию жизни претворю в грезофарс»,- в которой он высмеивает эту современную жизнь.

Главный символ стихотворения – «ананасы в шампанском». Это экзотика, которую едят только по праздникам. жизнь – это праздник, человек не успевает за событиями, находится в растерянности.

Перед нами убогие интересы человека- обывателя, мы не видим души. Не зря главные объекты стихотворения: аэропланы, автомобили, буера.

Нет искренних отношений: «кто- то здесь зацелован! там кого-то побили!».

С одной стороны, Лир герой – часть толпы: «весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то испанском!». С другой стороны, Он иронизирует над собой. «Я трагедию жизни претворю в грезофарс». Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пустой действительности. Он противопоставляет себя, это Попытка спрятаться, раствориться в толпе. Остро чувствуется несоответствие внешнего и внутреннего.

Автор использует назывные предложения, обозначающие действия, а имена существительные помогают ускорить эти действия, показать стремительность и перемену. Восклицательные предложения передают ритм жизни, пульс. Односоставные – показывают безликую толпу.

Неполные предложения: «Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-йорка – на Марс!» – передают быстроту происходящего. Присутствие Неологизмов «грезофарс», «порывно», «беги», «ветропросвист», «крылолет» и др. свидетельствует о новом времени, которое создает новые образы.

В стихотворении много согласных, мы слышим шипение, которое передается с помощью аллитерации. Создается такое ощущение, что ты пьешь это шампанское, о котором говорится в тексте.

Главная идея стихотворения заключается в том, что всю свою жизнь люди проводят в удовольствиях, жизнь становится праздником. Все красиво, быстро и удивительно, но на самом деле люди пробегают мимо чего-то главного, останавливаясь на несущественном.

Читая стихотворение, мы наблюдаем за полетом фантазии автора, и сами оказываемся в гуще всех событий. Язык и стиль Северянина удивляют своей необычностью и изысканностью. Прочтение этой поистине талантливой лирики вдохновляет и заставляет задуматься о жизненных ценностях.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42577

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Футуризм – литературное течение русского модернизма начала ХХ века.  Третье крупное течение. Футуристы делились на две группировки.  В первую входили И. Северянин, Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров.  Они объявили себя создателями нового искусства, считая творчество классиков, в том числе и Пушкина, устаревшим.

Основу их поэтической теории  составляли  интуиция и эгоизм. Но группировка распалась в 1912 году.  Вторая группировка – кубофутуристы. Сюда входили В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Шершеневич,  позже к ним примкнули И. Северянин и Б. Пастернак.

Чаще всего их называют просто футуристами (от латинского слова «футурум» – будущее).

Футуристы считают себя новаторами, поэтами будущего. Они отрицают классическую литературу прошлого, не признают своих современников- высмеивают символистов и акмеистов.

 Футуристы стараются привлечь внимание к себе скандальными, «бунтарскими»  выступлениями  на литературных вечерах, непривычной одеждой – пестрыми  одеяниями, костюмами   бубновых валетов, желтыми кофтами, раскрашенными лицами, названиями своих сборников-манифестов («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту» и т.д.), оформлением сборников, изданных на грубой, обёрточноё бумаге, переплетённых мешковиной. Всем этим подчёркивалось отрицание   общепринятого понятия красоты. Главным в поэтике футуристов было самоценное, бессодержательное слово. Эксперименты со словом приводили к созданию стихотворений, представляющий собой бессмысленный набор звуков,  к полному разрыву содержания и формы произведения. Это было лженоваторство, идейное и художественное разрушение искусства. Но многие из поэтов,  относившихся  к этому течению, разрывали рамки надуманных принципов и создавали подлинные произведения искусства. К ним относится Игорь Северянин  (Игорь Васильевич Лотарев).

Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности его поэзии.

Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается незаурядный талант. Поэт насмехается  над обывателями с низким эстетическим вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами.

Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской. Третья  особенность поэзии И.

Северянина – позёрство, игра со словами, экспериментаторство, но за всем эти  – мятущаяся душа поэта, его желание проникнуть в смыслы бытия.

Четвертая особенность стихотворений: напевность, музыкальность, тяготение к романсу, повторение слов и фраз, построенных на внутренних  рифмах, ассонансах, аллитерациях. На его стихи написаны романсы С. Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.

Пятая особенность: обилие неологизмов, построенных на основных принципах русского словообразования; многие из них стали общеупотребительными: бездарь, угрюмец и т.д. Поэт придумывал сложные слова, глаголы, существительные с приставками «без», «о».  

Тематика стихотворений. И. Северянина.

Поэт находит для описания природы немало свежих красок, ассоциаций, сопоставлений. Ему удаётся ярко и точно передать радостную атмосферу весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от катания на салазках зимой.

Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви,  чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в  романтический мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни, делает человека человеком.

  1. Философские темы – сложности взаимоотношений людей, одиночество человека в современном мире, горести и радости жизни,  милосердии, ценность жизни человека.
  2. Тема родины, России.

Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в Россию вернуться не смог, что стало для него настоящей трагедией. Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине.  Он любил и Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя душой и мыслями он был с Россией.

И. Северянин с футуристическим эгоизмом и гордостью относится к тому, что он поэт: «Я-гений Игорь Северянин», что его называют «королём поэтов». Но на самом деле поэт И. Северянин очень чуткий и ранимый.

Очевидно, он часто раздумывал о судьбе поэтов и писателей, поэтому посвящал стихотворения русским и зарубежным поэтам и писателя, очень точно подмечая самое существенное в их творчестве. Для лирического героя Северянина приход Музы – вдохновения равен приходу солнца, которое прогоняет зиму.

Он молится благодарно за свой талант, за возможность писать, «приемлю всё, всему я рад».

  • Сборники:
  •  «Громокипящий кубок» 1913год.
  • «Златолира»  1914 год
  • «Ананасы в шампанском» 1915год
  • «Тост безответный» 1916 год
  • «Поэзо-концерт» 1918 год
  • «Классические розы» 1931 год.
  • Жанры стихотворений: миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс.
  • Анализ стихотворений.
  • «Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…»
  • Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с Фелиссой  Круут.
  1. Тема стихотворения:  любовь
  2. Проблема: расставание любящих людей.
  3. Идея: переживания лирического героя связаны с тем, что он не может быть рядом со своей возлюбленной.
  4. Пафос стихотворения взволнованный и трагический, так как герой чувствует  «жестокую досаду» от разрыва с любимой женщиной.
  5. Композиция  стихотворения представляет собой рассказ   лирического героя о взаимоотношениях с женщиной, которую он любит.  Он  наблюдает  за ней, гуляющей по саду,  издалека. Видит её, но подойти, приблизится   к любимой не может. Почему же? Она его любит? Оказывается, и она его любит: «Твои глаза, налитые печалью, /Ни в чьи глаза- я знаю- не глядят». Что же разделило любящих людей?
  6. Поэт создаёт запоминающиеся образы. Образ «сада» – это её мир, мир красоты, спокойствия, в котором женщина проводит много времени- гуляет, думает, может быть, надеется, что он решится подойти к ней. Лирический герой стремится в этот мир сада, но войти  в него не может. Здесь возникает следующий образ – образ «морской дали», у героя создаётся ощущение, что возлюбленная  не рядом в саду, а далеко, «за морской далью». Появляется еще один образ – образ «берега». Ссора  расставила героев по разным берегам. Каждый из них видит берег другого, но эти берега будто заколдованы, потому что не позволяют соединиться любящим людям. У каждого из героев есть свой мир: у него мир «форелек» (продолжается морская тема), у неё мир – цветов. Очевидно, когда-то, в пору их счастья, они умели объединить эти миры, увлечения, с удовольствием погружались в интересы друг друга. Но теперь они не объединяют своих увлечений.  Финал стихотворения строится на антонимах: враги  – друзья. Может быть, неумелые слова друзей привели к ссоре лирического героя с его любимой. Заканчивается стихотворение оптимистично: надеждой на то, что «будет день – с тобой вдвоём мы будем», потому что  любящим нельзя не быть вместе.
  7. Стихотворение отличается тонким лиризмом, музыкальностью, которые создаются повторением слов: сад – саду, вышла –  идёшь – иду, морскою далью, глаза. Много  раз повторяется местоимения ты,  с тобой, твои, твой, в твоих, всего 3 раза местоимение я, но заканчивается стихотворение местоимениями нас, мы, нам. Это подтверждает нашу мысль о поклонении лирического героя даме своего сердца и о надежде на примирение с ней. В стихотворении нет ярких авторских неологизмов, кроме слова понежиться и редких эпитетов «жестокую», аллитерации [ш-с], ассонанса [а-у], то есть лексические средства достаточно бедны, но интересен синтаксический строй речи. В синтаксисе поэт использует прямой порядок слов в первой строке, в третьей. использует инверсию «И будешь ты до вечера в саду», «Что я с тобой по саду не иду» и т.д. В стихотворении есть восклицательные предложения, предложения, которые заканчиваются многоточием, множество тире, которые предполагают паузы. Что же за ними скрыто? Чувство досады, о котором поэт говорит в самом начале стихотворения.

Анализ стихотворения «Июневый набросок»

Стихотворение относится к ранней лирике Игоря Северянина, оно написано в 1910 году. В нем речь идет о времени года, которое все любят – о лете. Но все же это стихотворение не о природе. Хочется выделить в нем философское направление. Поэт поднимает проблему быстро изменяющейся жизни, проблему быстрого   течения времени: «Оно подобно мигу, лето…».

 Он пытается убедить героиню – девочку не грустить о том, что лето пройдёт, а просит её наслаждаться сегодняшним днём, тем,  что она видит сейчас.  Видит она спелую землянику в лесу, нарядный мухомор, уток, ныряющих в синеву реки, а синева эта подобна синеве неба. А еще вокруг весело – задорно звучат голоса купающихся в реке детей.

Пафос стихотворения – радостный, оптимистичный.

 Как поэту удаётся его создать?

В стихотворении интересные лексические средства: разговорные слова – взгляни-ка, прифрантился, умор, глазы; сравнения – «утки, точно водолазы», «мухомор – как Роголетто», то есть шут, клоун в яркой, пёстрой одежде, лето как миг.  Эпитетов в тексте мало, но все они оригинальные: весело- задорно, обнебесенной, вздорно (выражены наречиями и авторским неологизмом).

Использует поэт олицетворение – «прифрантился мухомор», т.е. приоделся, нарядился, метафору – «успокой свою печаль», «ныряют прямо в небеса».  Игорь Северянин – мастер создания неологизмов – «обнебесенной», «не обезденежь»,  «не олунишь.

Оригинальность стихотворению придают глаголы повелительного наклонения: взгляни-ка, поверни, послушай, успокой, пойми, которые заставляют читателя или слушателя стать участниками всех событий. Глаголы настоящего времени – ныряют, звучат, не изменишь –  помогают развернуть всю панораму действий прямо перед глазами читателя.

Обращения – девочка, дитя – придают стихотворения лиризм, хотя иронии Северянин не избежал. В синтаксисе поэт использует сложные предложения,  вопросительные  и восклицательные предложения.  Много тире, которые предполагают паузы.

Стихотворение написано двусложным размером – четырехстопным ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.

Анализ стихотворения «На салазках»

Стихотворение написано уже опытным поэтом в 1923 году. О чем оно?  На первый взгляд о зиме. Но думается, что его содержание на много глубже. В этом смысле оно напоминает пушкинское «Зимнее утро». В стихотворении «На салазках» разговор о зиме и катании на санках позволяет  Игорю  Северянину говорить о родине.

 Конечно, здесь возникает проблема: что же такое родина, что входит в это понятие, как понимает эту проблему обычный человек. Родина  для нас всех, во-первых, это природа. Может быть, поэт не случайно выбирает зимний пейзаж, ведь не все его  любят.

Россия всегда считалась зимней, северной страной, холодное время года длится у нас в течение полугода, поэтому и любовь к этому времени года у нас особенная. Она связана с зимними развлечениями: катанием на коньках, лыжах и санках.  И еще… Родина – это детство. Спуск с горы на салазках – это развлечение для детей.

Лирический герой стихотворения уже взрослый человек, но ему не чужды детские развлечения, в которые он втягивает  её, «дитя», свою любимую. Вечером они возвращаются домой, тихо беседуя, сидят за ужином. Говоря о идее стихотворения «На салазках», И.

Северянин напоминает нам о том, что родина – это всё то простое и каждодневное, что нас окружает: родная природа, воспоминания о детстве, родной дом, близкие и любимые люди.

Интонационно стихотворение можно разделить на две части: первая – восторженное и азартное катание  на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая – ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью, чистотой, открытостью.

Северянин –футурист не изменяет себе: использует разговорную лексику – междометия «ну-ка, ну-ка», глаголы «махнем», «айда», «размозжить мозги», существительные «дюжин», «салазок», «хижина»; здесь же его любимые неологизмы с приставкой О –  обезлюденный.

Все это удивительно точно сочетается с языковыми средствами выразительности: метафоры – «млеют в предвесенних ласках», «стряхнув с макушек снежный чепчик»; олицетворения – «лес…зашепчет», «ждёт нас ужин»; эпитеты – «восторженно», «скромный», «обезлюденный», «немудрый».

интересно рассмотреть это стихотворение и с точки зрения синтаксических средств выразительности.  поэт использует  простые и сложные предложения. В первой части движение предают не только глаголы: махнем, не торопись, начнем, проделывать, но и деепричастия стряхнув, рискуя.

во второй части использованы односоставные, неполные предложения, предложения с однородными членами. Множество точек и запятых  замедляют темп речи, позволяют создать тишину и спокойствие домашней обстановки.

 Во второй части употреблены два длинных причастия – «преподнесенный» и «обезлюденный», которые тоже замедляют темп речи, делают обстановку  более торжественной, и эта торжественность сочетается с простотой и скромностью всей  обстановки ужина. Анафора и параллелизм в последних строчках помогают создать настроение благодарности, искренности, чистоты и простоты.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма сочетается – перекрестная и парная.

Анализ стихотворения «Увертюра»

Самое известное и спорное стихотворение И. Северянина написано в 1915 году.  Стихотворение кажется очень современным, потому что оно о мире, который нас окружает.

В каком мире живёт  лирический  герой? В мире ресторанов, вкусной, изысканной еды, обожания всего иностранного, автомобилей, аэропланов, блеске иллюминаций, брызг шампанского, «в остром обществе дамском».  Лирический герой – поэт, который говорит: «вдохновляюсь порывно!» этой жизнью и «берусь за перо!».  Герой воспринимает жизнь трагично.

Автор поднимает проблему одиночества человека, ведущего показную светскую жизнь. Лирический герой никогда не покажет всей трагичности его положения, в обществе «девушек нервных» он любую трагедию превратит в грезо-фарс. Мир, который окружает поэта, жесток – «кто-то здесь зацелован! там кого-то побили».

Образ «ананасы в шампанском» – это символ богатой, но бездумной, беспечной, бездуховной жизни, которая закрутила модного поэта.  Заключительная строка «Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка – на Марс!» позволяет понять желание героя вырваться из круговорота этой порочной жизни.

Стихотворение написано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, рифма перекрестная.

«Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина. Ананасы в шампанском (игорь северянин)

  • Анализ стихов
  • Северянин
  • Вернуть любовь

Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой.

Именно в этом возрасте он испытывал самые прекрасные чувства своей жизни. Игорь посвятил множество стихотворений своей возлюбленной не только во время их отношений, но и после расставания. В 1908 году, девушка решила уйти к более богатому мужчине.

Душа поэта не могла отпустить её и поэтому он написал стихотворение «Вернуть любовь».

Тема стихотворения определяется его названием.

Лирический герой пытается вернуть ушедшую любовь, но не знает, что он испытывает к девушке: ненависть из-за её ухода или те самые нежные чувства любви? Мужчина будто сам состоит из противоречий, все стихотворение он бросается в разные стороны между любовью и ненавистью. В третьей строфе герой все ещё надеется прийти к решению и понять, чего он хочет, но под конец он приходит к тому с чего начал: до сих пор думает, что он испытывает к своей бывшей девушке?

Произведение пронизано терзанием и грустью. Это обозначено такими фразами как: «любовь ненавидит, ненависть любит», желание мужчины вернуть свою возлюбленную, описывается как «туманное».

Жанр любовной лирики, к которой относится данное произведение — один из наилучших жанров. Любовный жанр – по мнению многих — самое красивое направление, которое наполнено искренностью автора. Именно этот жанр передает удивительный мир людских чувств и любовных переживаний, которое не заменит других чувств.

Игорь Северянин одарён невероятной чувственностью. Его стихи понимаемы, потому что он пишет о том, что сам пережил в своё время. Он раскрывает состояние человеческой души. Стихи открывают читателю глубину чувств, которую суждено испытать каждому человеку, живущему в этом мире.

  Краткое содержание Казаков Во сне ты горько плакал

«Вернуть любовь» Игорь написал, опираясь на свою историю влюбленности.

В этом невероятно пронизывающем стихотворении, автор рассказывает нам о своих чувствах, которые остались после ухода возлюбленной девушки.

Это лишний раз нам доказывает, что любовь может приносить с собой как положительные и тёплые эмоции, так и неопределенность, которая останется навсегда в сердце. Но с ней вам придётся справляться самостоятельно, продолжая бороться за своё счастье.

Стихотворение «Увертюра» – анализ по плану

Вариант 1

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.

Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Увертюра», которое в некоторой степени закрепило за ним славу «салонного» лирика, воспевающего в своих произведениях «красивости» и «изыски».

Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко.

Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

«Ананасы в шампанском», на мой взгляд, создают уже с первой строки некую «красивость», «роскошь». Лирический герой восхищается окружающим миром и собой.

В стихотворении присутствует вещный мир, мир предметный, который определяет убогие интересы персонажа.

Герой вдохновенно восклицает: «Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!» Однако, на мой взгляд, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью.

Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

  Рецензии на книгу «Загадка закрытого ящика» Холли Вебб

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В данном четверостишии автор использует неологизмы: «ветропросвист», «крылолет», которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта.

  • Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:
  • В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
  • Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…» Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы — в Нагасаки».

В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.

Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: «нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой.

Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора.

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк.

Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер.

Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.

Северянин назвал это лирической произведение «Увертюрой», прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.

Вариант 2

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80‑х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии.

Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости.

Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Написанное в 1915 году стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного» лирика.

История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».

Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности.

В творческих людях рождалось новое мироощущение. Восторженно выкрикивая «ананасы в шампанском!», поэт вдохновляется и «берется за перо!».

В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.

Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.

Картина «легкой жизни» передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки «нервны», дамское общество «остро». Такая среда жестока, она способна «трагедию жизни» претворить в «грезофарс».

Атмосфера толкает что –то предпринять, куда-то отправиться: «из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!» Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя.

Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера.

А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Лирическое стихотворение «Увертюра» можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.

Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение «Увертюра» актуально как никогда раньше. Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.

Анализ стихотворения Северянина “Увертюра (Ананасы в шампанском!..)”

Непринужденная беседа, легкая музыка, роскошные женщины в дорогих нарядах – первые ассоциации с произведением «Увертюра» И. Северянина. И конечно же «ананасы в шампанском» – символ богатства, роскоши и жизни на широкую ногу.

Именно сейчас стихотворение актуально как никогда – за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.

Почти

половина строк произведения – точно, без никакой гиперболы и метафор, повествует о реалиях современной жизни («весь я в чем-то норвежском», Москва, Нью Йорк, «стрёкот автомобилей»)

Автор сам попадает в строгие рамки определённого поведения, образа жизни, о чем смело повествует читателям. Но даже в таких условиях он продолжает творить, хоть и «порывно». Это наречие может служить идеальным описанием писательского труда, ведь, как известно, писать стихи невозможно по заказу, шедевры рождаются в глубине души и импульсом их появления на свет стают те самые порывы.

Творчество И. Северянина заметно отличается от произведений современников, в его поэзии больше смелости, стремления к новизне, новых реалий. Автор стремиться показать, что современные «крылолёты» и «экспрессы» так же достойны поэтического упоминания наряду с вечными ценностями, такими, как любовь и дружба.

Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.

Еще одна вечная сюжетная линия поэзии – женщины, не упущена и в стихотворении «Увертюра». Тема женщин в высшем свете настолько органична, что не описать её, значит не дать полную картину «лёгкой жизни». Эти женщины «остры» и «нервны», другими они и не могут быть в своём окружении. Такое общество зачастую жестоко, порой способно даже «трагедию…претворить в грёзофарс».

Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед.

В данном случае принятие такого образа жизни – попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог.

Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.

Ссылка на основную публикацию