Темное царство в пьесе «гроза» (а. островский)

  • Сегодня на уроке мы:
  • –     Поговорим об истории создания драмы «Гроза».
  • –     Узнаем, что такое «тёмное царство».
  • –     Познакомимся с представителями «тёмного царства».
  • Драму «Гроза» можно назвать
    самым знаменитым произведением Александра Николаевича Островского.

Темное царство в пьесе «Гроза» (А. Островский)

«Грозу» ставили и до сих пор
ставят на сцене самых разных театров. Сюжет драмы лёг в основу нескольких опер.
По «Грозе» снято два фильма и телеспектакль.

История создания знаменитой
драмы очень необычна. Известно, что для создания пьесы драматург использовал
материалы, которые собирал во время экспедиции по Волге. Островский внимательно
прислушивался к разговорам местных жителей, осматривал достопримечательности
приволжских городов, собирал народные песни, пословицы и поговорки. Драматург
записывал все свои наблюдения.

Под вымышленным Калиновым
скрываются реальные приволжские города Торжок, Кинешма, Тверь с их нравами,
говором, жизненным укладом и атмосферой.

Более того, долгое время
считалось, что сюжет для «Грозы» драматург позаимствовал из уголовной хроники
Костромы. 10 ноября 1859 года молодая женщина Александра Клыкова покончила с
собой, бросившись в Волгу. У Клыковой был слабохарактерный муж, как Тихон в «Грозе»,
жёсткая деспотичная свекровь. Совпадения находили в характерах, количестве
членов семьи, обстановке и даже разговорах.

Но дело в том, что Александр
Николаевич Островский закончил работу над драмой за месяц до трагедии в
Костроме, 9 октября 1859 года. К 1 ноября пьеса уже была допущена цензурой к
постановке, а 16 ноября состоялась
премьера «Грозы» состоялась на сцене Малого театра
.

Жители Кинешмы указывали на
свои прототипы Кабанихи и Тихона, называя имя купчихи Барановой и её сына.
Правда, проявили себя Барановы намного позже создания пьесы.

Все эти совпадения указывают
на глубину таланта Островского, его проницательность и наблюдательность
писателя-реалиста. Он точно уловил характеры жителей приволжских городков и ту
удушающую атмосферу безысходности, которая и привела к трагедии.

  1. Критик Николай Добролюбов
    посвятил драме Островского статью под названием «Луч света в тёмном царстве».
  2. Что такое «тёмное царство»?
  3. «Тёмным царством» критик
    Добролюбов назвал общество, в котором царят невежество, ханжество,
    безнравственность и деспотизм богатых воротил.

Удушающая атмосфера города
Калинова открывается нам в первом действии пьесы, где можно видеть, как купец
Дикой издевается над своим племянником Борисом. В этом же действии Кулигин
произносит свой монолог о нравах города Калинова, в котором обрисовывает
царящие там невежество, жестокость и беспредел местного купечества.

Жители Калинова –
малообразованные люди, которые живут в плену у суеверий, не интересуются
искусством и науками, не читают книг и газет.

Неграмотный Дикой электричество
называет «елестричеством» и считает грозу божьей карой: «Гроза-то нам в
наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами
какими-то, прости господи, обороняться»
.

В доме Кабановых привечают странницу
Феклушу, которая рассказывает о людях с пёсьими головами, а паровоз называет
огненным змием.

Купцы в Калинове постоянно
грызутся между собой и пытаются ещё сильнее закабалить бедных людей. А по
словам Кулигина, в среде калиновских мещан можно найти только бедность и
грубость.

Кроме того, в Калинове
процветает домашняя тирания, богачи угнетают и мучают своих родных дома, их
благочестие показное. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», –
говорит Кулигин про Кабанову. А Дикой измывается над всеми, кто от него
зависит.

Дикой и Кабанова – это само
воплощение «тёмного царства» Калинова. У них много общего: богатство,
деспотизм, жестокость и невежество. Недаром Дикой говорит, что во всём городе
только одна Кабанова его понимает.

Савел Прокофьич Дикой – самый
богатый и влиятельный человек в городе Калинове. Дикой не может обходиться без
ругани, особенно если дело касается денег. «Потому только заикнись мне о
деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да
и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…», –
признаётся
Дикой.

Работники Дикого бесправны,
они подолгу могут не получать жалование, а другой работы в Калинове нет. Дикой
прекрасно понимает, что управы на него не найти, поэтому издевается над людьми
в своё удовольствие. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься»,
говорит ему Кабаниха.

Жаловаться на Дикого
бесполезно. Городничий никак не может повлиять на купца, потому что вся
реальная власть в городе сосредоточена в руках Дикого. Своё дурное настроение
купец вымещает на первом же попавшемся на глаза человеке. Но хуже всего
приходится его семье. Борис рассказывает, что жена Дикого каждое утро в слезах
всех умоляет не сердить его.

Издевается он и над
племянником, который должен быть почтительным к нему, чтобы вместе с сестрой
получить свою часть наследства. Но угодить Дикому невозможно. Одна мысль о том,
что ему придётся отдавать деньги, приводит купца в ярость. «У меня свои
дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!», –
говорит
Дикой.

Борис сознаёт, что наследства
он скорее всего не увидит: «Он прежде наломается над нами, наругается
всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или
так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что
и этого бы не следовало».

Самодурство Дикого не знает
границ. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю»,
– говорит он Кулигину. Так он относится ко всем людям в Калинове, кроме
Кабанихи.

Если Дикой держит в страхе
весь город, то Кабаниха мучает только свою семью. За пределами дома она
старается показаться благочестивой и набожной.

Больше всего на свете она ценит
старый патриархальный купеческий уклад и всеми силами стремится его
поддерживать.

Её злит, что Катерина, провожая мужа на две недели, не лежит и не
воет на крыльце, а вместо того, чтобы кланяться в ноги, обнимает мужа.

Она ревностно следит за тем,
как выполняются заведённые порядки. Делает замечания сыну, невестке и дочери,
читает мораль и без конца упрекает. Кабаниха
уверена, что порядка в доме можно добиться только, если держать всех в страхе. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это
порядок-то в доме будет?», –
учит она
Тихона.

Купчиха абсолютно хладнокровна
и бессердечна.  Она даже не пускает Тихона спасти Катерину, когда он порывается
бежать к Волге.

«Заела», «нападает»,
«точит», «тиранит», «проходу не даёт»,

постоянно говорят про неё.

Слабохарактерный сын Кабанихи
Тихон находит утешение в алкоголе. Он не может противостоять матери, поэтому
счастлив, когда ему удаётся вырваться из дома: «недели две никакой грозы
надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет».

Дочь Варвара научилась
изворачиваться и врать. Жить в доме Кабановой невыносимо. В финале пьесы Тихон
обращается к умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на
свете да мучиться!»

Кого же Добролюбов
назвал лучом света в этом тёмном царстве?

Темное царство в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Борис, Тихон, Кудряш и Варвара
не отрицательные персонажи. Они научились жить под гнётом «тёмного царства»,
лгут и страдают. Кудряш и Варвара в финале пьесы сбегают, вырываются из тёмного
царства. Но светлыми этих героев считать тоже нельзя.

Лучом света критик называет
Катерину Кабанову, о трагедии которой мы будем говорить в следующем уроке. Этот
образ до сих пор вызывает у критиков и читателей множество самых противоречивых
мнений.

В драме Островского «Гроза»
есть и ещё один персонаж, который сближается с Катериной. Это механик-самоучка
Кулигин. Он честный, умный и смелый человек, который умеет видеть и ценить
красоту. Кулигин начитан, он стремится принести пользу обществу. Например,
поставить в городе громоотводы и солнечные часы.

Кулигин мечтает изобрести
перпетуум-мобиле, то есть вечный двигатель, чтобы получить миллион за своё
изобретение. Как он хочет потратить деньги? Кулигин собирается употребить их
для общества, дать работу мещанам. И тем самым освободить их от власти Дикого и
Кабанихи, то есть разрушить «тёмное царство».

Интересно, что через четыре
года после «Грозы» Островского вышел роман Николая Чернышевского «Что делать?»,
в котором Вера Павловна похожим способом освобождает девушек. Она устраивает
швейные мастерские, чтобы девушки, работая, могли обеспечить себе
независимость.

Трагизм ситуации в том, что
мечта Кулигина несбыточна, а на свои проекты он вынужден выпрашивать деньги у
Дикого. Он тоже в зависимости от «тёмного царства». Когда Дикой отказывает, Кулигин
вздыхает: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион,
тогда я поговорю».
Но миллиона у Кулигина не будет никогда.

Слова Кулигина только
подчёркивают безысходность атмосферы города Калинова.

«Тёмное царство» в драме «Гроза»
обрисовано такими яркими красками, что после выхода пьесы некоторые критики
восприняли её не как драму, а как исключительно сатирическое произведение.

Темное царство в пьесе «Гроза» (А. Островский)

«Гроза» есть, без сомнения,
самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и
безгласности доведены в ней до самых трагических последствий»,
– писал о пьесе Островского Николай Александрович
Добролюбов.

«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»

Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого
смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям
человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что
в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.

Н. А. Добролюбов

Александр Николаевич Островский впервые в русской
литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал
колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные
купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”,
“онемелости”.

Читайте также:  Все стихи барто на одной странице: список стихотворений агнии львовны барто

Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего
святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над
ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание
чести и права…

И не может быть их там, где повержено в прах и нагло
растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь
и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют
“шаткость и близкий конец самодурства”.

Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в
столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых
пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни,
сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете.

Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем
городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его
труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость
заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким.

Безропотно послушен
матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он.
Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара.
Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей
жизни.

“Да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.

Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны,
сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец,
значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не
угрожает.

Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи
сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему
людей.

Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся
рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.

Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку
государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить
справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему.
Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше
высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”

Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого
достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не
на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на
внутреннее самоосуждение.

Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О
посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за
деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше
требовать нельзя, чуть не прибил.

Вот оно какое сердце у меня! После прощения
просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи
и кланялся; при всех ему кланялся”.

В этом признании Дикого заключается
страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько
противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает
какие-либо нравственные оправдания своего существования.

“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху
Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны:
“Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и
невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли
согрешить-то!”

За этим притворным восклицанием кроется властный,
деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного
царства”, пытается покорить Тихона и Катерину.

Отношения между людьми в семье
должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским
принципом “да убоится жена мужа своего”.

Желание Марфы Игнатьевны во всем
следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.

Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить
Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются
традиции седой старины.

“Что будет, как старики перемрут, как будет свет
стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает
Кабаниха.

В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект
не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).

Существенную роль в пьесе Островского играет образ
странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом
деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и
защитником “темного царства”.

Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане
махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они… ни одного
дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у
них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив.

И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…” Главный смысл
приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.

Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится
с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам,
последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода
времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что
у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против
“темного царства”.

Островский приходит в пьесе к масштабным
художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза).
Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане
узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…” Именно
в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное
признание Катерины.

Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что
восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле.
Финал пьесы говоритнам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов).
“Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье “Луч света в темном
царстве”, — …

в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже
нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими
началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого
человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют,
как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского.

И в наши дни она
помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Дата добавления: 03.10.2006

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни.

В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.

Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта.

В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю».

Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса.

Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Влияние технических открытий нашей эпохи на молодежь

Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось.

Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила».

Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сочинение “Что такое темное царство?” по пьесе Островского “Гроза” (10 класс)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Темное царство в пьесе Гроза

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра.

В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений.

Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».

«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей.

Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства».

Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу.

Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.

Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.

В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой.

Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров.

Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.

В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают.

Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц.

Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.

Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего.

Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам.

Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.

Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила.

Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты.

Но это просто соблюдение традиций и не более того.

В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.

Темное царство в пьесе «Гроза» (А. Островский)

(341 слово) Пьеса А. Н Островского «Гроза» была написана в 1859 году в преддверии крестьянской реформы. Все события происходят в городе Калинове.

Его невозможно найти на карте, да это и не нужно — атмосферу и события, описываемые в произведении, можно было наблюдать в любом русском городке того периода.

Калинов, как, впрочем, и страна, находится под властью богачей, самодуров, лжецов и невежд, наживающихся на труде обычных людей, которым никак не вырваться из этой изношенной системы отношений. «Темное царство» — вот как охарактеризовал эту систему литературный критик и современник автора Добролюбов.

Роли власть имущих в «темном царстве» отведены Кабанихе и Дикому. Марфа Игнатьевна Кабанова деспотична и лицемерна, ее философия до банальности проста: в семье на первом месте находится страх, и все взаимоотношения основываются на нём.

Кабаниха — настоящий тиран, который может свести с ума любого, кто ей не по душе. Она во всем опирается на старые, прочно укоренившиеся традиции и ждет того же от других.

О любви к своим детям даже говорить не стоит: они запуганы и находятся в постоянном страхе.

Под стать Марфе Игнатьевне и Савелий Игнатьевич Дикой – купец, обладающий приличным состоянием и поднявшийся из нищеты. Деньги имеют для него важнейшую ценность, в отличие от людей, которых он постоянно унижает и бранит. Он не любит давать в долг, он не любит выплачивать зарплату работникам, он не любит всё, что заставляет его расстаться со своими накоплениями.

Калинов буквально пропитан лицемерием, скупостью и пагубными привычками. Порой появляется ощущение, что «темное царство» одушевлено и ждет постоянных жертв от его обитателей. А люди, живущие здесь, не замечают потрепанность традиций, или просто уже не противятся.

Катерина же становится заложницей системы – она добра и чиста. Воспитанная старой школой, о соблюдении законов которой так часто упоминает Кабанова, героиня всё же имеет другой взгляд на жизнь. Она жаждет помогать людям, ходить в церковь, растить детей.

Да только здесь это практически неосуществимо. Окружение постоянно находится в страхе, в пьяном угаре, во лжи, ненависти и изменах, скрывая те стороны жизни, которые не по душе. А такая атмосфера просто не допускает нормальной семейной жизни.

В мире, где нет единомышленников и нет возможности уйти от «темного царства» единственный выход – смерть.

Дарья Попова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза

  • События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.
  • Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.
  • Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.

Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.

Читайте также:  Образ России в «Ревизоре» Н. В. Гоголя

Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе.

Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной.

Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.

Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.

Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.

Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.

Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.

‘Темное царство’ в драме А.Н. Островского ‘Гроза’

Мрачную картину самодурных отношений: произвола, с одной стороны, бесправия и угнетения, с другой, рисует Островский в драме «Гроза». Действие происходит в уездном городке Калинове, на берегу Волги. Глубокое невежество, умственный застой, бессмысленная грубость — вот та атмосфера, среди которой развивается действие.

Калинов — поистине «темное царство», как метко окрестил Добролюбов весь изображаемый Островским мир. О том, что совершается за пределами их городка, и как там живут люди, калиновцы узнают большей частью от разных странниц, вроде Феклуши.

Сведения эти обыкновенно самого фантастического свойства: о неправедных судьях, о людях с песьими головами, об огненном змее. Такого же характера и исторические познания, например, о Литве, которая «с неба свалилась».

Главную роль в городе играют купцы-самодуры, держащие в своих руках бесправную массу мещан и пользующиеся, благодаря своим деньгам, поддержкой уездного начальства.

Чувствуя свою полную безнаказанность, они утесняют всех подвластных, помыкают по своему желанию, а иногда прямо издеваются над ними. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит про Дикого один из обывателей.

Впрочем он является «ругателем» только по отношению к людям зависимым и безответным, подобно Борису и Кулигину; когда же его самого на перевозе обругал гусар, он не посмел ничего сказать ему, но зато все домашние две недели от него по чердакам и по чуланам прятались.

Никаких общественных интересов у обывателей Калинова нет, и потому они, по словам Кулигина, все дома, запершись, сидят.

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят.

И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного, да пьянства!» «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит тот же Кулигин в другом месте.

Грубости и невежеству калиновцев вполне соответствует их самомнение и самодовольство: и Дикой, и Кабанова вполне уверены, что иначе, чем они живут, и жить нельзя. А живут они по старине, с недоверием, даже с ненавистью относясь ко всякому новшеству. К науке и к знанию вообще они питают полное презрение, что видно из разговора Дикого с Кулигиным об электричестве.

Считая себя во всем правыми, они проникнуты уверенностью, что только ими свет держится. «Что-то будет, когда старики перемрут, — говорит Кабанова, — как будет свет стоять, уже я и не знаю». Не имея никаких твердых нравственных понятий, они тем упорнее держатся за дедовские обычаи и обряды, в которых видят самую суть жизни.

Для Кабановой, например, не важно, чтобы Катерина на самом деле любила своего мужа, но важно, чтобы она это показывала, например, «выла» на крыльце после его отъезда.

Такой же обрядностью отличается и религиозность калиновцев: они ходят в церковь, строго соблюдают посты, принимают у себя странников и странниц, но внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда их душе; поэтому их религиозность носит отпечаток ханжества и нередко связывается с грубым суеверием.

https://www.youtube.com/watch?v=8HdA9qkrdUY\u0026list=PLmXgLXSHQ7rn911UkkcVtShC7YGnMoxKW

Все семейные отношения в Калинове основаны, преимущественно, на страхе. Когда Кабанов говорит матери, что ему вовсе не нужно, чтобы жена боялась его, достаточно, если она его любит, — Кабанова с негодованием возражает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь.

Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Поэтому, когда Катерина при прощании бросается на шею мужу, Кабанова строго ее останавливает и заставляет поклониться в ноги: для нее в отношениях жены к мужу важно именно выражение страха и рабской подчиненности, а не истинного чувства.

В «Грозе» Островский показал, как такой семейный деспотизм действует на угнетаемых.

Натуры более сильные и стойкие стараются обмануть бдительность домашних тиранов, прибегают к притворству и ко всяким ухищрениям; такова, например, Варвара, дочь Кабановой; напротив того, натуры слабые и мягкие, подобно ее сыну Тихону, окончательно утрачивают всякую волю, всякую самостоятельность; единственный их протест против постоянного гнета заключается в том, что, вырвавшись временно на свободу, освободившись из-под надзора, они предаются безобразному разгулу, стараются «на целый год отгуляться». В ответ на упреки матери, что в нем нет «своего ума», Тихон даже грозится: «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью: пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится…» И весьма возможно, что эту угрозу он когда-нибудь и приведет в исполнение.

Но особенно тяжело в «темном царстве», подобно Калинову, положение таких лиц, которые наделены значительной душевной силой, не позволяющей им окончательно сломиться под гнетом деспотизма, утратить всякое сознание своей личности, но которые, вместе с тем, слишком слабы, чтобы постоять за себя, и слишком чисты душою, чтобы прибегать к хитрости и обману; для них трагический исход становится почти неизбежным. В таком именно положении находится Катерина, глвная героиня «Грозы».

Вариант 4

Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза».

В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев.

Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.

Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях.

Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.

  Винченцо Беллини. Опера «Пуритане»

Кабанову раздражала Катерина и ее поступки. Катерина защищала своего супруга от лишней брани и свое личное достоинство.

Кабановой было противно от того, что кто — то посмел ей перечить. Между Кабановым и Дикой была одно отличие по отношению к окружающим людям и к родным. Дикой постоянно показывал злость и открыто выражал свои чувства.

Кабанова всегда была благочестива и свою злобу не показывала.

Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.

В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности.

Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства».

Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.

Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».

Ссылка на основную публикацию