Тема природы в стихах русских поэтов

Слайд 1Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Природа в стихах русских поэтов. Подготовили: Иванова Анастасия, Зайцева Дарья. Ученицы 8 класса.

Слайд 2Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Цели и задачи Цель: научиться видеть и чувствовать красоту природу с помощью стихотворений русских поэтов. Задачи: 1. Читать стихи русских поэтов; 2. Наблюдать за природой; 3. Сделать фотографии.

Слайд 3Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Федор Сологуб Озеро Спокойно озеро, широко, Как чаша полная водой, Зарей подернуло с востока, Хранит пленительный покой. Одета дымкой розоватой, Туманом скрыта, словно ватой, Вдаль убежавшая река.

Слайд 4Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Константин Бальмонт *** Нарцисс, восторг, самовлюбленности, До боли сладостные сны, Любовь – до смерти, до бездонности Всевластность чистой Белизны. Нарцисс, забвенье жизни, жалости, Желанье, страстность – до того, Что в белом – белом! – вспышка алости Забвенье лика своего. Нарцисс, туман самовнушения, Любовь к любви, вопрос-ответ, Загадка Жизни, отражение, Венчальный савон, белый свет.

Слайд 5Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Николай Степанович Гумилёв ДЕРЕВЬЯ Я знаю, что деревьям, а не нам,
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы — на чужбине, а они — в отчизне. Глубокой осенью в полях пустых
Закаты медно-красные, восходы
Янтарные окраске учат их, —
Свободные, зеленые народы.

Слайд 6Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Екатерина Евтихеева Лохматый лес Лохматый лес не знал расчески И ножниц не видал – Ему апрель менял прически, Сережки надевал. Намылит облако макушку, Отмоет пену дождь. А солнце запихнет под сушку Вихры косматых рощ. Лохматый лес не знал расчески И ножниц не видал – Но каждый день менял прически, Идя на жизни бал.

Слайд 7Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Александр Михайлович Гликберг В пути Яркий цвет лесной гвоздики.
Пряный запах горьких трав.
Пали солнечные блики,
Иглы сосен пронизав. Душно. Скалы накалились,
Смольный воздух недвижим,
Облака остановились
И расходятся, как дым…

Слайд 8Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Михаил Юрьевич Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 9Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Иван Бунин Розы Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня. Две розы под окном раскрылись – Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зеленый знойный сад, И сена душного истома Струила сладкий аромат.

Слайд 10Тема природы в стихах русских поэтовОписание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин Осень Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отделенные седой зимы угрозы.

Слайд 11Описание слайда:

Федор Тютчев *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Слайд 12Описание слайда:

Афанасий Афанасьевич Фет Жди ясного на завтра дня… Жди ясного на завтра дня, Стрижи мелькают и звенят, Пурпурной полосой огня Прозрачный озарен закат. В заливе дремлют корабли, Едва трепещут вымпела. Далеко небеса ушли – И к ним морская даль ушла.

Слайд 13Описание слайда:

Сергей Есенин Поет зима, аукает Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Слайд 14Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Слайд 15Описание слайда:

Самуил Маршак Домик №27 Очень мне нравится эта строжка. Все поезда в ней видны из окошка. Справа и слева – деревья, кусты, А на окошках – герани цветы. Чей это домик? Не ваш и не мой. Железнодорожный. Двадцать седьмой.

Слайд 16Описание слайда:

Евгения Краснова Приходи ко мне в беседку Вечер теплый, и игриво что-то шепчет ручеек, Приходи ко мне в беседку: будем пить с тобой чаек, Там приятным разговорам ни конца, ни края нет, Сколько добрый слов услышу и скажу тебе в ответ! … К ночи все сильней и слаще аромат в саду, Для тебя прекрасный самый, самый яркий я найду, Ты его возьми с собою, чтобы дома вспомнить вновь Нашу встречу и беседу, нашу дружбу и любовь.

Слайд 17Описание слайда:

Борис Заходер Сказочка В чистом поле, в белом поле Было все белым-бело, Потому что это поле Белым снегом замело. И стоял в том белом поле Белоснежно-белый дом, С белой крышей, с белой дверью, С беломраморным крыльцом.

Слайд 18Описание слайда:

Юнна Мориц За поворотом Насторожившись, начеку У входа в чащу, Щебечет птичка на суку Легко, маняще. Она щебечет и поет В преддверье бора, Как бы оберегая вход В лесные норы.

Слайд 19Описание слайда:

Иван Суриков Зима Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложиться. И все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы – и зима настала.

Слайд 20Описание слайда:

Сергей Есенин Черемуха душистая Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила…

Слайд 21Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Библиотечный центр "Екатеринбург"

  • Новость опубликована 24/09/2020
  • Осень в творчестве поэтов
  • Лонгрид от Библиотеки №1

Чем холоднее и беспросветнее темнота снаружи, тем уютнее кажется тёплый мягкий свет в квартире. И если лето — это время убегать из дома навстречу несбыточным мечтам, то осень — время возвращаться.

Аль Квотион

Осень по-своему задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве известных поэтов-классиков тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета. Стихи осеннего дождя в затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени.

Осень самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении.

Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

Образ осени в произведениях русских поэтов выступает, как мечтательная, одновременно драматическая картина, поэты об осени пишут с особой ноткой тепла и любви. У многих поэтов осень была самым любимым временем года и самым плодотворным временем в творчестве, у таких как А.С.Пушкин. Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин, И.А.Бунин, Н. А. Некрасов и другие.

  1. Тема природы в стихах русских поэтов
  2. Осень Александра Сергеевича Пушкина
  3. Годы жизни поэта: 1799-1837

Самым большим поклонником осенней поры был Александр Сергеевич Пушкин. Он не раз упоминал осень в своих поэзиях, повторяя, что осень его любимое время года.

Аргументировал свою любовь просто — вдохновение.

«Блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые, неожиданные слова, стихи легко ложатся под перо ваше и рифмы бегут навстречу стройной мысли».

Осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года.

В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин».

Написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой  рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»).

«Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.

  • Тема природы в стихах русских поэтов
  • «Унылая пора, очей очарованье»
  • Отрывок из Осени Пушкина

Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,

  1. И отдалённые седой зимы угрозы.
  2. Тема природы в стихах русских поэтов
  3. Осень Сергея Александровича Есенина
  4. Годы жизни поэта: 1895-1925

Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину! Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая.

Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.

Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная.

В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…

«Пускай, ты выпита другим»

Отрывок из Осени Есенина

Но мне осталось, мне осталосьТвоих волос стеклянный дымИ глаз осенняя усталость.О возраст осени!Он мне  Дороже юности и лета.Ты стала нравиться вдвойнеВоображению поэта.Я сердцем никогда не лгу,И потому на голос чванстваБестрепетно сказать могу,

  • Что я прощаюсь с хулиганством. 
  • Тема природы в стихах русских поэтов
  • Осень Федора Ивановича Тютчева
  • Годы жизни поэта: 1803-1873
Читайте также:  Итоговое сочинение: Человек или общество?

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт XIX века. В его творческом списке немало интригующих тем, но самые интересные лирические произведения автор посвятил природным явлениям. Он рисовал русскую природу с оживленной душой, наделял ее человеческими качествами, характером, сменой настроения.

Особо впечатлительны стихи, посвященные осени, унылому времени года с особыми красками и колоритом. Осень в лирических произведениях Тютчева обладает притягательной прелестью, необыкновенным и несколько трепетным дыханием, сиротеющей грустью, присущей человеческим эмоциям.

Живописные описания природы передаются автором настолько детально и интересно, что при чтении стихотворений, читатель будто переносится в вымышленный талантливо расписанный мир.

  1. Тема природы в стихах русских поэтов
  2. «Осенний вечер»
  3. Стихотворение из Осени Тютчева
  4. Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный, легкий шелест,Туманная и тихая лазурьНад грустно-сиротеющей землею,И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою,Ущерб, изнеможенье — и на всемТа кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовемБожественной стыдливостью страданья
  5. Тема природы в стихах русских поэтов
  6. Осень Николая Алексеевича Некрасова
  7. Годы жизни поэта: 1821-1877

Больше всех удивляет  Некрасов, который описал тоскливую осень настолько ярко, насколько не смог никто другой. Некрасов славится своей смелостью после того, как заговорил о крепостных России.

Но даже на фоне печальных событий в стране поэт не теряет позитив и интерес к золотому времени года. Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать.

Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и говорил о ней, как о родной матери.

Влюбленный в осень, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

  • Тема природы в стихах русских поэтов
  • «Славная осень»
  • Отрывок из Осени Некрасова

Славная осень! Здоровый, ядрёныйВоздух усталые силы бодрит;Лёд неокрепший на речке студёнойСловно как тающий сахар лежит;Около леса, как в мягкой постели,Выспаться можно — покой и простор!Листья поблекнуть ещё не успели,Желты и свежи лежат, как ковёр.Славная осень! Морозные ночи,Ясные, тихие дни…Нет безобразья в природе! И кочи,И моховые болота, и пни —Всё хорошо под сиянием лунным,Всюду родимую Русь узнаю…Быстро лечу я по рельсам чугунным,Думаю думу свою

Тема природы в стихах русских поэтов

Осень – это листопад эмоций и листопад настроения. Осень-время года не оставляет равнодушным никого. Читайте стихи об осени, проникнитесь ее очарованием, почувствуйте красоту  осени через поэзию.

Русская природа в поэзии :

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет – и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Тема природы в стихах русских поэтов

  • Так, поэт Николай Рубцов писал:
  • Выпал снег – и все забылось,
  • Чем душа была полна!
  • Сердце проще вдруг забилось,
  • Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Тема природы в стихах русских поэтов

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем.

Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни.

А ведь ценно каждое мгновение – порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

  1. Еще светло перед окном,
  2. В разрывы облак солнце блещет,
  3. И воробей своим крылом,
  4. В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном – они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

Тема природы в стихах русских поэтов

Так, Пушкин в своем стихотворении “Цветы последние милей” показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире – рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой.

Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства – покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные.

Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

Тема природы в стихах русских поэтов

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

Статья Природа в творчестве русских поэтов. Кокуева Алиса Марсовна

Кокуева Алиса МарсовнаПрирода в творчестве русских поэтов

Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами.

В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность.

Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

          Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.

          Традиции пейзажной лирики были заложены А. С. Пушкиным. В стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистической детали описываемого. Вслед за поэтом мы одухотворяем природу.

          Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.

          А. А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии А. А. Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например:

И слышу я в изложине росистой

Вполголоса скрипят коростели –

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.

Многие стихи А. А. Фета – это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой полон романтических чувств. В лирике передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

  • Я пришел к тебе с приветом,
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом
  • По листам затрепетало…

Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, что «лес проснулся, весь проснулся. Веткой каждой».

          Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники; именно малышам свойственно чувство радости постижения мира. В таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка. Из окошка», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего.

Читайте также:  Может ли человек полноценно жить вне общества?

  1. Мама! Глянь-ка из окошка –
  2. Знать, вчера недаром кошка
  3. Умывала нос.
  4. Грязи нет, весь двор одело,
  5. Посветлело, побелело –
  6. Видно, есть мороз…
  7. Не колючий, светло-синий
  8. По ветвям развешан иней –
  9. Погляди хоть ты!

Главное в лирике Ф. И. Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

  1. От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы.
  2. Неохотно и несмело
  3. Солнце смотрит на поля.
  4. Чу, за тучей прогремело,
  5. Принахмурилась земля.

Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело…» конфликт не развернулся, гроза ушла, и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:

  • Солнце раз ещё взглянуло
  • Исподлобья на поля –
  • И в сиянье потонула
  • Вся смятённая земля.

Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится…».

В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом…» рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле – времени роста и созревания хлебов.

Но главный смысл в нем несут глагольные слова – они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе.

Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок».

Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика.

В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям.

Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи.

  1. Поэты, описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы.
  2. Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки:
  3. Осенью расплакались тонкие былинки,
  4. Лапки наступают на мокрые листочки…
  5. Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
  6. Страшно в лапы волку серому попасть…
  7. пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду.

          Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он.

          Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием.

Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К. Юона, А. Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.

          Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

          Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

Развитие русской пейзажной лирики. Образы природы в поэзии

И. И. Левитан. Вечерний звон. 1892. Государственная Третьяковская галерея.И. И. Левитан. Вечерний звон. 1892. Государственная Третьяковская галерея.

Тема природы появляется в лирике 19 века, в произведениях, относящихся к романтизму и, главным образом, к реализму.

Так, романтический пейзаж, приметами которого являются отвлеченность, философская окрашенность, создан в элегии В. А. Жуковского «Море», элегиях А. С.

Пушкина «Погасло днéвное светило…», «К морю» (этапном произведении, знаменующем переход автора от романтизма к реализму), его стихотворении «Узник», стихотворениях М. Ю.

Лермонтова «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».

Возникновение реалистического пейзажа связано с отображением «низкой» природы, использованием художественной детали и в целом свидетельствует о становлении реализма.

Впервые реалистический пейзаж появился в произведениях А. С. Пушкина.

Описание природы содержится, например, в романе в стихах «Евгений Онегин», где оно имеет идейное значение: изображение годового круга, изменений, происходящих в природе, русской зимы помогает автору придать произведению русский колорит, выразить мысль о том, что Татьяна и автор русские душою, о ценности, самобытности русского мира. Реалистический пейзаж, присутствующий в таких стихотворениях Пушкина, как «Зимнее утро», «Вновь я посетил…», помогает поэту поднять философскую тему (тему жизнеутверждения), тему родины.

А. С.

ПушкинЗИМНЕЕ УТРОМороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче… погляди в окно:Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.1829

Аврора – древнеримская богиня утренней зари. Вечор – вчера (устар.).

Пейзаж в лирике Лермонтова часто носит отвлеченный, философский, романтический характер (реалистический пейзаж, созданный в стихотворении «Родина», пожалуй, является исключением). Изображение природы лишено конкретных, реалистических деталей.

Так, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» нельзя точно определить время года: мы видим и «желтеющую ниву», и «малиновую сливу» (приметы середины лета), и «ландыш серебристый» (примету поздней весны).

Образы природы в стихотворениях поэта помогают передать внутреннее состояние лирического героя, его мысли и чувства, его поиски романтического идеала.

М. Ю. Лермонтов* * *Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

1837

Нива – поле. Сага – древнеисландское повествовательное литературное произведение или эпическое произведение, которое можно с ним сравнить.

Во второй половине 19 века возникла пейзажная лирика, занимавшая важное место в поэзии «чистого искусства». Примерами пейзажной лирики могут послужить стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Полдень» Ф. И. Тютчева, «Заря прощается с землею…», «Еще майская ночь», «Вечер», «Еще весны душистой нега…», «Это утро, радость эта…» А. А. Фета.

Ф. И. Тютчев* * *Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, -Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь -И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…

1858

В творчестве Тютчева, продолжающем традиции поэзии 18 века и представляющем собой «поэзию мысли» создана целая философия природы: обратим внимание на стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…».

Согласно взглядам поэта человек не возвышается над природным миром, а сам является частью природы-матери, более сильной, могучей, чем ее сын. Человек – «мыслящий тростник», трагически сочетающий в себе ограниченное земным миром природное начало и стремящуюся к бесконечному познанию мысль.

Ф. И. Тютчев* * *С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Все выше, дале вьется он -И вот ушел за небосклон!Природа-мать ему далаДва мощных, два живых крыла -А я здесь в поте и в пыли,Я, царь земли, пророс к земли!..1835

Пророс к земли – устар. форма.

https://www.youtube.com/watch?v=adhpYFKh5Io\u0026list=PL3G2e-crxjI__xx-7dAlgvzLqlNKuLBVH

Философская проблематика характерна и для лирики Фета о природе («Заря прощается с землею…», «Учись у них – у дуба, у березы…»). Образы природы присутствуют и в его любовной лирике (“На заре ты ее не буди…”, “Шёпот, робкое дыханье…”, “Я пришёл к тебе с приветом…”, “Я тебе ничего не скажу…”).

А. А.

Фет* * *Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть – но только песня зреет.1843

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Изображение природы значимо и в лирике начала 20 века – поэзии “серебряного века”.

На поэтику произведений С. А. Есенина оказал влияние имажинизм (от фр. «образ») – одно из течений модернизма: яркие, зримые образы в стихах автора создаются при помощи метафоры. Пейзаж помогает Есенину поднять тему Родины («Гой ты, Русь моя родная!..», «Спит ковыль.

Равнина дорогая…», «Запели тесаные дроги…») и философскую тему («Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Клен ты мой опавший…», «Мы теперь уходим понемногу…»). В стихотворениях автора присутствуют ярко выраженные фольклорные (народные), песенные мотивы.

Образы природы позволяют поэту передать внутреннее состояние лирического героя, его мысли и чувства.

С. А. Есенин* * *Мы теперь уходим понемногуВ ту страну, где тишь и благодать.Может быть, и скоро мне в дорогуБренные пожитки собирать.Милые березовые чащи!Ты, земля! И вы, равнин пески!Перед этим сонмом уходящихЯ не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом светеВсё, что душу облекает в плоть.Мир осинам, что, раскинув ветви,Загляделись в розовую водь.Много дум я в тишине продумал,Много песен про себя сложил,И на этой на земле угрюмойСчастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на травеИ зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове.Знаю я, что не цветут там чащи,Не звенит лебяжьей шеей рожь.Оттого пред сонмом уходящихЯ всегда испытываю дрожь.Знаю я, что в той стране не будетЭтих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,Что живут со мною на земле.1924

Сонм – собрание, множество. Нива – поле.

Философия природы – основа поэзии Б. Л. Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Снег идет», «Иней», «Июль»). Поэт привлекает наше внимание к «случайным» мелочам, в которых и проявляется сама жизнь. Автор применяет прием очеловечивания природы, использует олицетворение («Определение поэзии», «Иней», «Июль»).

Б. Л. ПастернакСНЕГ ИДЕТСнег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет, -Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься – и святки. Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

1957

Салоп – широкое женское пальто. Святки – 12 праздничных дней от Рождества до Крещения (по старому стилю, юлианскому календарю, Святки начинались перед Новым годом).

Во второй половине 20 века к образам природы обращается, например, Н. М. Рубцов («Звезда полей», «Тихая моя родина», «Зимняя песня», «В горнице», «Листья осенние»). Для творчества поэта, как и для лирики его предшественника Есенина, характерны фольклорные, песенные мотивы, осмысление темы Родины, философской темы, изображение внутреннего состояния лирического героя.

Н. М. РубцовЗИМНЯЯ ПЕСНЯВ этой деревне огни не погашены.Ты мне тоску не пророчь!Светлыми звездами нежно украшенаТихая зимняя ночь.Светятся тихие, светятся чудные,Слышится шум полыньи…Были пути мои трудные, трудные.Где ж вы, печали мои?Скромная девушка мне улыбается,Сам я улыбчив и рад!Трудное, трудное – всё забывается,Светлые звезды горят!- Кто мне сказал, что во мгле заметеленнойГлохнет покинутый луг?Кто мне сказал, что надежды потеряны?Кто это выдумал, друг?В этой деревне огни не погашены.Ты мне тоску не пророчь!Светлыми звездами нежно украшенаТихая зимняя ночь…1965

Изображение природы в русской поэзии XIX века

Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы, творившие в XIX веке, связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов. В лирике Пушкина образ природы присутствует уже в ранних произведениях. Так, стихотворение “Деревня” состоит из двух частей, противопоставленных друг другу.

Первая часть

– описание природы. Возникает образ деревни – “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”, где “везде следы довольства и труда”.

Здесь царит гармония, потому что природа не нарушает Законов.

Лирический герой предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее “мирным шумом дубров” и “тишиной полей” суетной городской жизни с “порочным двором Цирцей”, “роскошными пирами”, забавами и заблуждениями, потому что именно здесь лирический герой учится “свободною душой Закон боготворить”. Деревня предстает “лоном счастья и забвенья”.

Особое место тема природы занимает в философской лирике А. С. Пушкина. В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” прослеживаются размышления о смерти. Смерть рассматривается как закономерность, о чем свидетельствует спокойный и рассудительный тон пушкинского героя.

https://www.youtube.com/watch?v=I_uomJ9FsSM\u0026list=PL3G2e-crxjI__xx-7dAlgvzLqlNKuLBVH

Для него уход в мир иной неразрывно связан с бессмертием, которое, в свою очередь, выражается в двух аспектах. Прежде всего, оно проявляется в вечности природы: Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Но природа остается лишь молчаливым свидетелем человеческой жизни.

Она наблюдает за людьми, множество судеб проносится перед ее безмолвными очами. Итог Пушкин подводит в следующих строках: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. О нетленности природы поэт пишет также в стихотворении “…Вновь я посетил…”.

Лирический герой десять лет не был в Михайловском, а вернувшись, обнаружил, что его встречают все те же старые знакомцы: рощи, холм, озеро.

О трех соснах, столь дорогих памяти героя, он говорит: …Они все те же, Все тот же их, знакомый уху шорох – Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети.

Именно эта молодая поросль, предполагает герой, может соединить его через века с последующими поколениями. Поэт оказался прав: упомянутые им три сосны до сих пор можно увидеть в Михайловском, и при взгляде на них непременно вспомнятся строки, приведенные выше, возникнет в памяти образ самого Пушкина. Поистине природа является хранителем бессмертия.

Изображение природы всегда помогало поэтам передать сокровенные переживания. Для М. Ю. Лермонтова оно служило также способом философского осмысления мира. Природа является неотъемлемой частью Родины.

Отношение поэта к родине как к стране выражено в стихотворении “Родина”. В понятии “родина” у Лермонтова можно выделить две составляющих: природу и деревню. Размышляя о природе, поэт говорит о России в целом: о ее полях, лесах. Автора привлекает простор: степи, реки, “подобные морям”. Они ассоциируются со свободой.

Символом природы России для Лермонтова является “чета белеющих берез”. Не случайно поэт упоминает именно два дерева: его лирический герой всегда страдал от одиночества. Родина как природа осмысляется также в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”.

Интересна его композиция: все произведение представляет собой одно сложноподчиненное предложение с придаточными условия.

Лирический герой достигает душевной гармонии: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…

По мнению Лермонтова, достигнуть счастья практически невозможно. Для того чтобы это произошло, должно случиться что-то глобальное, необыкновенное.

Но в стихотворении Лермонтов пишет о том, что лирический герой обретает счастье, когда он просто сливается с природой.

В первых трех четверостишиях герой не переживает никаких потрясений, он видит обычные, часто незаметные явления: “свежий лес шумит”, “ключ играет по оврагу”.

Но именно они дают герою гармонию, помогают ему уйти в мир природы, который принимает его. Пейзажная лирика А. А. Фета составляет основу его творчества.

В основе его пейзажных картин – ранние впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где довелось служить поэту, ландшафты Курской губернии, где провел он последние годы.

Но более существенно то, как подходит поэт к воссозданию мира природы.

Он умеет увидеть и услышать в ней необычайно много, проникнуть взором, слухом и умом в ее сокровенные тайны, передать свой диалог с ней, свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика, особенно в вечернюю и ночную пору (“Летний вечер тих и ясен…”, “На стоге сена ночью южной…”). Фету присущи удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой (“Полуночные образы реют…”, “Солнце нижет лучами в отвес…”). Свои многообразные впечатления, например, от картины зимнего утра, Фет часто вмещает в лаконичные миниатюры, например, стихотворение “Чудная картина”. В нем всего восемь строк, но зарисовка “чудной картины” оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся.

Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней. А. А.

Фет нередко объединяет свои излюбленные темы и создает их органическое единство, в частности синтез мотивов созерцания природы и любовных переживаний.

В ряду таких произведений выделяется стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”. Фет создает в нем образ природы в ночную пору и одновременно передает интенсивное переживание любовного чувства.

Таким образом, можно сделать вывод, что мир природы в творчестве русских поэтов XIX века предстает необычайно многообразным и разносторонним, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь.

(1 votes, average: 5.00

Ссылка на основную публикацию