Тема природы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Картинами природы пронизана вся ткань романа. Все пейзажи объясняют, дополняют, украшают жизнь главных героев. Шолохов, подобно Л.Н.Толстому, уподобляет человеческую жизнь течению извилистой и могучей реки.

Природа оттеняет внутренний мир героев, показывает и их чистоту, и жестокость.

В романе Шолохов, изображая быт казачества, особое внимание уделяет природным процессам. Мы видим и работу в поле в разное время года, и домашний быт, и особое отношение к животным, используемым в хозяйстве. Вся жизнь донского казачества связана с природой, в какой-то степени, продиктована законами природы: покос, рыбалка, жатва и другие занятия происходят точно в своё время.

Кроме того, казаки ценят всё живое вокруг.

Например, когда Григорий Мелехов случайно подрезает утёнка, он искренне переживает его смерть. Крепкого молодого мужчину волнует жизнь малой птички, потому что она тоже часть этого мира, с которым неразрывно связано всё живое.

Война же разрубает эту связь. «Сполох!» – и жизнь перевернулась, бросил косить жито и ускакал на рабочем коне Петро. Недаром горячится казак в толпе: «Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» Оторвали военные хлопоты казаков от поля.

Уйдут сотни из родных мест, уведут коней, отделятся от земли и вступят в мировую войну ради непонятных им целей. За Первой мировой войной последует Гражданская и окончательно изменит быт и мысли казачества.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Яркой картиной, доказывающей разрыв между природой и человеком, становится сцена боя, когда земля под копытами боевых коней принимает на себя тонны снарядов, крови, огня и страданий.

С другой стороны, природа не исчезает из жизни казаков и в строю. Чубатый, поучая Григория, сравнивает человека с грибом-поганкой. Он же говорит, что человека убить в бою – святое дело, а животное губить без нужды нельзя. Здесь мы скорее видим привычный уклад хозяйственной жизни, чем жалость к невинным существам.

Шолохов часто передаёт внутреннее состояние и чувства героев через описание природы. Психологический параллелизм присутствует в изображении внутреннего мира Натальи, вернувшейся в отчий дом, и раненой кобылицы-матки.

Девушка почти загублена, как кобылица с разорванным горлом. И общественное порицание, и несчастье в любви одновременно захватывают её. Позже она косой перережет себе горло, как рогом распорол племенной бугай шею кобылице.

Интересна сцена проклятия Натальей неверного мужа. Устав от измен, она просит у Бога наказания для обидчика. Погода, состояние природы изменяется вместе с чувствами Натальи. На фоне приближающейся грозы проклятия звучат как реальная угроза.

В финале романа есть надежда на продолжение жизни. Григорий, уставший от поисков смысла жизни, любви и истины, готов к обновлению. Его можно сравнить с весенним Доном. Река, скованная льдом, освобождает себя, двигается вперёд. Это движение необходимо и природе, и человеку.

Таким образом, природа становится надеждой на будущее. Весна в природе отождествляется с весной в душе человека. Только через пейзажные зарисовки мы видим всю глубину души героев, весь внутренний мир, всю красоту и мистику чувств.

Полезный материал по теме:

Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в кото­ром Шолохов выступает как писатель-новатор. Ис­пользуя традиции классиков, он делает собственные открытия, в том числе и в многочисленных пейзаж­ных зарисовках, которыми чрезвычайно богата эта эпопея.

Шолоховские пейзажи щедры переливами интона­ций и разностью настроений, щедростью цветовой гаммы, уникальностью художественных деталей, языковым своеобразием. Они удивляют глубиной идейной связи с сюжетом, синтезом эпического и ли­рического начал.

Пейзажи в «Тихом Доне» динамичны. Автор пока­зывает все протекающие в природе изменения, пере­ходы от зимы к весне, от пробуждения ко сну, от дня к ночи, от цветения к увяданию.

Первые же главы романа поражают удивительной мощью природных красок. Перед читателем предста­ет неприрученная, первозданная природа: бескрай­ние поля, золотые, набухающие зерном колосья, цар­ственный Дон, величественная степь…

Уже само название романа обращает внимание чи­тателя на образ природы. «Тихий Дон» — звучит многозначно и символично. Дон-батюшка — вечный, гра­циозный.

Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконеч­на, ней есть нечто бессмертное. Каждый год разлива­ется Дон, цветет степь, происходит солнцеворот, на­ливаются спелостью колосья.

Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о по­вторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности.

Не раз в пейзажном описании возникает образ сте­пи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матуш­ке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконеч­ного обновления жизни.

Писатель одухотворяет степь: она одевается колы­шущимся серебром, ковыль ее молитвенно клонит­ся, земля тоскует о прохладе. Автор подчеркивает единство животного и растительного мира. Здесь и суслики, и сурки, и коршун, и кони, и полынь, и ко­выль. Этот пейзаж поражает своей метафоричностью (пшеничная россыпь звезд, сизо-опаловые волны ко­выля).

Природные зарисовки придают событиям еще больший эпический размах. Но при этом их отличает еще и необыкновенный лиризм.

Картины природы у Шолохова всегда предельно точные, они в мельчайших деталях передают особен­ности донской природы и всегда связаны с внутрен­ним состоянием героев или поворотом сюжета.

Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны между собой. «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на мно­жество рукавов», как о реке, говорит о человеческом пути автор.

Григорию, находящемуся в банде Фомина редкие, минуты душевного спокойствия дарит именно природа.

Жизнь казаков неразрывно связана с жизнью при­роды, потому что быт их основан на земледелии. Они зависимы от капризов погоды, неурожаев, засух, мо­розов и т. д. Их уклад жизни зависит от природного календаря: согласно его законам они сеют, жнут, ко­сят, рыбачат и т. п.

Только война нарушает эту искон­ную связь. Человеку приходится жить иными забота­ми, а природа продолжает свое вечное движение.

По­этому она предстает в романе могучей стихией, ведущей свое, хотя и связанное с человеком, но при этом зачастую совершенно самостоятельное сущест­вование.

Находясь во взаимосвязи с образами героев, карти­ны природы часто подчиняются задаче изображения внутреннего мира героя, играют фоновую роль, созда­ют для развития сюжета необходимую обстановку, нужную атмосферу. Так неистовство и сила любви Аксиньи подчеркивается в романе тем, что почти все сцены происходят на фоне буйно цветущей природы.

Мы видим ее с Григорием у Дона, в ярких подсолну­хах, в хлебном поле, в степи. Показателен в этом отно­шении также эпизод гибели Аксиньи Похоронив ее, Гигорий увидел над собой «черное небо и ослепитель­но сияющий черный диск солнца».

Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюблен­ной действительно померк дневной свет.

Но пейзажи в «Тихом Доне» развиваются также параллельно душевным состояниям персонажей. Это происходит в том случае, если между ними обнаружи­вается глубокое сходство.

При этом природа и человек как бы независимы друг от друга, и природа выступа­ет как равновеликая человеку сила.

В этом открытии состоит новаторство Шолохова, в романе которого пейзаж представляет собой особый сюжетный символ жизни.

Интересен и удивителен язык писателя в описании природы. Здесь звучит и народная речь, и фольклор­ные элементы. Читатель встречает пословицы, пого­ворки, приметы, постоянные эпитеты, диалектные слова, многочисленные олицетворения и метафоры. Все это гармонично сочетается с книжной лексикой и придает повествованию неповторимый колорит.

Мастерски нарисованы шолоховские пейзажные зарисовки и масштабные картины природы. На их фоне разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, виртуозно изображенная великим пи­сателем.

В романе « тихий дон » пейзажные зарисовки приобретают особое идейно – эстетическое значение. тонко и проникновенно изображает шолохов родную природу. – презентация

1

2 В романе « Тихий Дон » пейзажные зарисовки приобретают особое идейно – эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу.

Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни.

Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.

3 Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. « Люди, как реки » – утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу : « Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множе – ство рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход.

Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая…» Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, по какому руслу ведет жизнь к правде ? Этот вопрос не перестает тревожить душу Григория Мелехова.

4 Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного богатства. Острое восприятие мира героем автор романа передает через буйное восприятие природы, ее полногласное звучание, ликование и цветение.

Здесь и свет холодного пламени месяца, и его черные переливы на ряби Дона, и вечерние вишнево – красные зори, и дивно сияющий, снежный блеск оперения лебедей.

В минуты затишья Григорий « жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь, синеющие на дальнем гребне сторожевые курганы », « закрывал глаза и слышал близкое и далекое пение жаворонков », « шелест ветра в молодой траве », « следил за легким покачиванием багряно – черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой ».

5 Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей природы. Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу.

Уставшая Аксинья решила отдохнуть : « Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…

» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и « словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом ».

6 Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. « Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир.

Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по – детски перебирая складки платья.

Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем ».

7 Картины природы в романе « Тихий Дон » точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность.

Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма.

Читайте также:  Какими качествами должен обладать настоящий друг

Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, – параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом.

Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора : « Степь родимая ! Низко кланяюсь и по – сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь !»

8 Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева.

Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на березке : « На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки ; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным кругом…

Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ ». И человек с такой естественной привязанностью к жизни должен уйти из нее.

9 Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом.

Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла.

Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна. Но под снегом все же живет степь.

Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито.

Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае.

И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна.

10 Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани ». Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется.

Пейзаж начинается с описания « мертвой » зимней степи : здесь нет движения ( многие предложения лишены глаголов ), нет звуков, даже полет и « стонущий клекот » ворона не оживляют картину, а делают ее еще более зловещей.

Но когда взгляд писателя – художника более внимательно всматривается в эту картину и проникает в потаенную жизнь степи, возникают краски, появляется движение, едва ощутимое движение природы к весне.

И, наконец, финальные строки с их почти стихотворным ритмом, создаваемые синтаксическим параллелизмом и анафорическими повторами (« Будут бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок… будет светить ему солнце… будет баюкать его ветер…»), с выразительным рядом аллитераций звучат как торжественный гимн весне.

11 Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи.

Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка.

Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.

Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи.

Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка.

Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.

12 О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку.

Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию.

Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка : «… один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение…

Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце ». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.

13 Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в « Тихом Доне » выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее.

Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями.

В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.

Роль пейзажа в романе Шолохова «Тихий Дон» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Роль пейзажа в романе Тихий Дон

М. А. Шолохов создал роман-эпопею «Тихий Дон».

Автор создавал свой труд 15 лет, вначале роман был принят критиками отрицательно, но его все равно он вышел в печать. В романе описывается жизнь донских казаков, в нелегкие годы становления новой власти в стране.

Большую роль в произведении играет пейзажа, он выполняет несколько важных функций.

Основная роль пейзажа заключается в том, что он обозначает фон, для всех событий, которые происходят в произведении. Писатель подробно и красиво описал природу своего родного края, который он очень любил и не покидал до последних дней своей жизни.

Природа тоже является живым персонажем. Она не зависит от происходящих событий, живет самостоятельно. На протяжении всего произведения автор пользуется терминами, которые показывают пейзаж как единый и живой организм.

В романе отлично показана нить, которая связывает природу и казаков. Все персонажи в романе живут на земле, занимаются рыбалкой и охотой. Все герои относятся к природе с любовью, восхищаются её красотой и силой реки Дон. Изменения природы оказывает большое влияние на людей и их деятельность.

При помощи природы хорошо открывается внутренний мир героев. Видно как связана природа и характеры героев. Наглядно это видно в эпизоде смерти маленького утенка, герой отрицает убийство и умеет сопереживать.

По природным явлениям можно понять, что будет дальше положительное или отрицательное событие. Хорошая погода говорит о том, что ситуация будет решена положительно, а если погода ухудшается, то следует ожидать трагедию.

Наглядно показано в эпизоде, когда Наталья думает, что ей делать с ребенком, и решается на аборт, погода разбушевалась как бы говорила не делай этого будет горе, на небе появились черные тучи. Сверкали молнии и грохотал гром.

В природных явлениях и пейзажах автор показывает свое отношение к действию романа. Военные события и революцию писатель описал плохой погодой. А события мирной жизни происходят в хорошую солнечную погоду, начала хороших событий начинаются с появления радуги и пробуждением природы.

Шолохов при помощи природы и пейзажа передал своё негативное отношение к войне. Этим писатель показывает, что жестокость не может убить красоту природы.

Из – за того, что писатель с любовью и теплом описывал природные явления Донского края, который он любил всей душой, у читателей появляется ощущение, что это очень уютное место для проживания.

Люди и реки

Сравнение автора уводит читателя далеко от сюжета романа. Реки можно сопоставить с историей семьи. Вот начало реки: широкое русло бежит шумно и многолюдно. Затем, «выметываясь из русла», вода разбивается на «множество рукавов».

Это новые семьи, дети, внуки и правнуки. Каждый рукав выбирает свое направление. Одни плавно текут рядом с рекой, другие уходят в сторону, третьи поворачивают резко противоположно. Ход рукавов и реки хитер, лукав и, по мнению автора, вероломен.

В чем такое поведение реки?

Интересно, как Шолохов описывает судьбы детей: одни мельчают настолько, «что видно поганенькую россыпь». Другие пробивают свое русло, бегут бурно, красиво и звонко. Человека волнует, по какому руслу плыть, где найти свое место в жизни.

Странно переплетаются реки в гражданской войне, смутное время перемешивает водные потоки, Дон разливается и поглощает их, затягивает, не давая жить по-своему. Этим автор подчеркивает тяжесть войн.

От них не спрятаться, придется выбрать свое место и тех, за кого готов будешь отдать жизнь.

«Роль пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».»

Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Картины природы небезразличны к событиями человеческой жизни.

В эпических параллелях «Тихого Дона» Шолохов часто применяет прием предварения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, готовят читателя к восприятию, показывают, в каком направлении будут развиваться эти события, к каким последствиям они приведут.

Читайте также:  Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Перед описанием начала мировой войны писатель дает развернутую картину природы, в которой, по народным приметам, много недоброго, предвещающего смерть, тяжелые утраты.

Стояло очень сухое лето. Мелел Дон: «На отводе горели сухостойные бурьяны, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем. Ночами сгущались за Доном тучи… По ночам на колокольне ревел сыч. Страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище…».

Приметы недоброго создают предчувствие общенародных бед. Вслед за этим одну за другой Шолохов дает сцены, которые показывают, что народ не хотел войны, рассматривал ее как величайшее бедствие. Картина природы помогала понять отношение к войне не отдельного человека, а многих. В этом обобщении чувства, нестроений — одна из важнейших особенностей романа.

В описании гражданской войны изображение природы особенно значительно. Взаимосвязь людей и природы раскрывается здесь в сложном единстве. Картины природы приобретают глубокий, обобщающий смысл.

В первых частях «Тихого Дона» параллели между чувствами людей и пейзажем очень явны.

Для того, чтобы выразить всю тяжесть народных испытаний, Шолохов «смешивал» картины природы с образами войны: «На месяц бинтом легло облако»; «Ветер безжалостно сорвал с месяца хлопчатый бинт тучи».

Луна сравнивается с рубленой раной: «Над местечком в выси — рубленой раной желтый развал молодого месяца».

Кровь, жертвы, тяжелые бои получали образное воплощение в развернутых пейзажных картинах: «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды; ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна стали… К исходу клонился август. В садах желтел лист, от черенка поливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат, умирая». Этими жуткими сравнениями автор передает кровавую тяжесть войны.

В третьем томе после картины разгрома Красновского фронта следует рассказ, сходный с описанием примет недоброго накануне войны. Одни казаки бросали фронт, возвращались домой и ожидали прихода в хутора и станицы Красной армии, другие отступали с белогвардейскими частями, покидали родные курени.

Многое довелось испытать казакам, поднявшим оружие против Советской России. В будущем их ожидали еще большие трудности. Впереди было Верхнедонское восстание в тылу Красной Армии, участие в походе на Москву, страшный разгром, позорное отступление с деникинскими войсками к Новочеркасску.

И вот, словно предваряя будущее, Шолохов создает напряженную, грозную и тревожную картину: «Полегли хутора глухой целинной степью.

Будто вымерло все Обддонье… И стало так, словно покрыла Обдонье туча густым, непросветно-черным крылом, распростерлась немо и страшно и вот-вот пригнет к земле тополя, полыхнет сухим, трескучим раскатом грома и пойдет крушить и корежить белый лес за Доном…»

Короткие, обрывающиеся фразы вводного описания вызывают тревогу, недоброе предчувствие. Эту тревогу, напряженное ожидание Шолохов доводит до предельной остроты картиной вот-вот готовой разразиться грозы.

После следующих одна за другой зловещих примет (томился скот, выли собаки, перекликались не вовремя петухи) рождается заключительный образ природы. Шолохов вновь идет от реальной картины к символическому образу.

Мороз к заре прихватил ледком мокрые ветви деревьев: «Ветром сталкивало их, и они звенели, как стальные стремена. Будто конная невидимая рать шла левобережьем Дона, темным лесом…». Да, именно так должны были чувствовать, слышать напуганные тревогой и ожиданием казачьи хутора и станицы.

Только им мог почудиться в звоне замороженного леса шум идущей конной рати.

  Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

Картины природы, не теряя своей значимости, позволили автору передать чувства и настроения людей, эмоционально дополнить и описываемые в романе события.

Природа и Наталья

Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней.

Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю.

На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной».

Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.

Вариант 2

  • Произведение представляется эпическим романом, основной темой которого является изображение казачьей жизни в период революционных и военных событий.
  • Пейзажному описанию в романе автором отводится существенное значение, поскольку природные зарисовки наделяются определенными функциями.
  • Главная задача природного описания заключается в фоновом изображении происходящих событий в форме многословной и красочной авторской демонстрации мест и времен года.

Собственно природа в произведении представляет собой оживленный персонаж, живущий и действующий в самостоятельном виде вне зависимости от происходящих в романе событий.

В сюжетном повествовании автором используются действия и движения, являющиеся отражением окружающего мира в качестве живого организма.

На протяжении сюжетного повествования демонстрируется взаимосвязь природы и действующих персонажей в лице казаков, поскольку герои изображаются работающими с землей, занимающимися рыбной ловлей. Герои благодарно принимают дары природы, восхищаясь красотой окружающего мира. Персонажи четко отслеживают природные изменениями, влияющие на их жизненное существование.

Используя природные зарисовки, автор иллюстрирует внутренний мир ключевых персонажей романа, проводя невидимую параллель характеров героев и пейзажного описания. Например, демонстрируя отношение одного из персонажей к смерти маленького утенка, проявляя сочувствие и категорическое неприятие убийства.

В определенных местах повествования природные явления выступают в качестве неких предсказаний положительных либо отрицательных дальнейших событий.

К примеру, описание хорошей погоды является предсказанием наступления счастливого исхода и положительных эмоций, а испортившаяся погода – наступление трагических событий.

К примеру, при принятии Натальей решения проведении аборта описание окружающей природы (тучи, молнии, гром) является предупреждением героини о драме в ее жизни.

Кроме того, посредством природных явлений и пейзажных зарисовок проявляется авторская позиция к происходящим событиям. В случае мирной и спокойной жизни автор изображает солнце и радугу, а испортившаяся погода выражает трагическое настроение писателя. Также пейзаж является отражением негативного отношения автора к войне.

Все пейзажные картины иллюстрируются автором с использованием художественных литературных средств в виде метафор, сравнений, аллегорий.

Другие сочинения: ← Жизненный путь Григория Мелехова в романе Тихий Дон↑ ШолоховТемы творчества Шолохова →

Пейзаж вокруг Аксиньи

Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.

Любовь к героине задевает за душу читателя. Аксинья после болезни выходит на крыльцо и пьянеет от свежего весеннего воздуха. Опять весна! Пейзаж «Тихого Дона» у образа Аксиньи связан с весной. Время пробуждения и оживания, это время вечно ждущей счастья души женщины.

Ее блестящие глаза эмоциональны и внимательны. Она замечает вокруг себя все: туманная даль, затопленные деревья, мокрая изгородь, промытые колеи. Даже грязная дорога в глазах женщины густо цветет красками.

Все красиво сияет на солнце, автор подбирает удивительное слово – «осиянное».

  Характеристика главных героев романа Шолохова «Тихий Дон»

Сбитая птица

Классик подбирает эпитеты и описания природы, чтобы облегчить восприятие читателем тяжелых судеб людей, попавших в водоворот сложных событий. Роль пейзажа в романе сложна. Природа дополняет, объясняет, расширяет пространство книги.

Трагедия судьбы главного героя – в потере его всей семьи. Он хотел жить с любимой женщиной, но стал причиной гибели Натальи, отдавшей ему все свои чувства, верность и материнство. Григорий возвращается домой и видит степную охоту.

Азарт человека в поиске добычи проводит параллель с судьбой: ищет, влезает в чужие судьбы, рушит их, но и свою жизнь. Гусь отделяется от стаи и решил спуститься над станицей. Стая обеспокоена.

Птица подбита, она пытается еще лететь, медленно спускаясь, но потеряв силу, камнем сверкнула на солнце. Трагизм виден в судьбе героя и птицы, не доставшейся охотнику, пропавшей в лучах яркого солнца.

Шолохов учит любить природу, видеть в ней красоту и жизнь. Любоваться можно простыми картинами леса, цветов, прекрасное можно найти даже в грязной луже на осенней дороге, главное хотеть этого. Написать сочинение «Пейзаж в романе «Тихий Дон» с помощью предложенной статьи станет легче, можно найти свои картины природы для доказательства их помощи в раскрытии характера персонажа.

Сочинение: Природа в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

(414 слов) Михаилу Александровичу Шолохову удалось мастерски показать неразрывную связь природы с человеком. Герои романа «Тихий Дон» очень эмоциональны и зависимы от окружающего пейзажа.

Родная земля придает им сил, а чужие края, напротив, их отбирают.

Чтобы показать влияние природы на человека в своем романе, Шолохов связал природные явления и важнейшие события в жизни персонажей воедино.

Так, Григорий и Аксинья сблизились во время бури. Окружающих напугали молния и гром. Порывы ветра вызвали волны на Дону. Такой же грозой бушевало чувство в груди у главных героев. Мятежная любовь Григория и Аксиньи тоже принесла боль и огорчение их близким.

Чтобы проследить влияние природы на героев, достаточно вспомнить эпизод с Аксиньей на природе. Восстановить силы и усталость главная героиня смогла, посидев на земле и вдохнув запахи леса. Красоту весеннего леса замечает идущий на смерть красный командир Лихачев.

Автор описывает чувство безысходности героя, и в то же время чувство очарования от пробуждающейся весны. Природа откликается на проклятие Натальи, уставшей от измен. Григория настигает сильная гроза. Все герои произведения любят природу и трепетно относятся к ней.

Когда Григорий Мелехов на сенокосе случайно поранил утенка, он не мог скрыть огорчения.

Характер Григория — неуправляемый и вольнолюбивый. Его образ подобен бурной реке. Переживания, душевные муки и поиски смысла жизни главного героя в романе переплетаются с описанием донских пейзажей. Люди и природа неразрывно между собой скреплены. Герои Шолохова замечают все краски и буйство природы.

Они замечают пение птиц и молчание степи, холодную луну и красную зарю. Природа отражает чувства и намерения людей. Автор показывает, что в степи нет полутонов. Если зима, то очень холодная и снежная, если лето, то знойное и жаркое. Весна на берегах Дона полноводная и теплая. В нравах казаков тоже прослеживаются крайности.

Любят безрассудно, до беспамятства, ненавидят лютой ненавистью.

Природа в жизни казаков играла и более материальную роль, была их кормилицей. Заброшенные поля, необработанные плодородные земли вызывали у казаков ропот и критику. Они находили смысл бытия во взаимодействии с природой, а не в войне. Она в романе «Тихий Дон» похожа на мать, укрывающую своих детей. Она утешает их горести.

Красота пейзажей оттеняет душевный мир героев, их несовершенство и жестокость. Параллели, проводимые автором, наглядные и четкие. Достаточно вспомнить тревожное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен. В параллель автор показывает состояние казачьих хуторов, накануне Верхнедонского восстания.

Иногда лиричное начало затмевает эпические моменты романа.

Какие бы поступки не совершали люди, природа в «Тихом Доне» вечна и неизменна. В самые тяжелые моменты герои романа припадают к родной земле и получают поддержку. Как и в реальной жизни, люди находят счастье и покой наедине с естественным окружающим миром.

Дионисия Вяземская

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых компанейских — Главные герои «Тихий Дон»
  • для самых любопытных — Анализ «Тихий Дон» Шолохов
Читайте также:  Что важно победить в самом себе?

Тест по произведению

Слово в пейзаже. Как Михаил Шолохов описывал природу в «Тихом Доне»



Во всей литературе советского периода вряд ли найдется произведение, вызвавшее такое количество обсуждений, критических замечаний, подвергшееся такому количеству нападок, как роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

В чем только не упрекали автора! И в «откате от курса», и в плагиате, и в откровенном антибольшевизме и контрреволюции, и в мещанском смаковании подробностей домостроевского быта старорежимной жизни казачества, и в чрезмерных симпатиях к исключительной, особой роли казаков в жизни России.

Но вся словесная шелуха «революционных критиков» облетела, а роман прочно занял свое едва ли не самое значительное место в русской литературе XX века.

Однако многие десятилетия, пока над страной развевался красный флаг, украшенный серпом и молотом, «Тихий Дон» рассматривали исключительно с позиций, выгодных власти.

По сути, случилось немыслимое — сталинским, хрущевским, брежневским идеологам удалось заставить читателей видеть в «Тихом Доне» лишь те стороны описываемого в романе времени, лишь те черты выведенных автором героев, которые укладывались в рамки советской идеологии.

Прошло время.

Обкомы и горкомы больше не диктуют писателям, что и как им писать, ушли в прошлое рецензии критиков с партбилетами в карманах, которые, по сути, не оценивали литературное произведение, а растолковывали читателю, как с точки зрения советской идеологии следует читать тот или иной роман, повесть, стихотворение. Прекратилось деление на «наших и не наших», на первый план выступила собственно литература. И вот с точки зрения этой литературы мы сегодня можем по-иному посмотреть на многое из наследия советских времен.

  • Забудем о постперестроечных призывах отринуть все то, что было создано до 1991 года, в том числе — и творчество Шолохова.
  • Обратимся к «Тихому Дону» как к произведению эпическому, как к многоплановой драме российского общества времен революции и братоубийственной Гражданской войны.
  • В жанре «экшн»
  • Мы столкнемся с поразительным феноменом: автор «Тихого Дона» — сознательно ли, по наитию ли — всякий раз, когда ему нужно выписать очередную сцену, сюжетную коллизию, описать человеческий типаж, обращается к природе.

В «Тихом Доне» нет длинных внутренних монологов персонажей, характерных для Достоевского, нет толстовских переживаний, преподносимых читателю для того, чтобы внутренний мир героя стал ему более понятен.

Напротив, весь «Тихий Дон» написан, по сути (как теперь говорят), в жанре «экшн»: идет непрерывное действие, диалоги сменяются диалогами, события переходят в последующие события, в которых зачастую участвуют десятки, а то и сотни людей.

Казалось бы, легко запутаться, потеряться в этом многоголосом хоре, в толпе мужчин, женщин, казаков, мужиков, дворян, солдат, офицеров, красных, белых. Но этого не происходит.

Потому что всегда, когда автор считает нужным сделать паузу, оттенить, выделить, украсить сюжет, когда ему необходимо задать настроение или усилить впечатление от происходящего в той либо иной главе, в тексте появляются описания природы.

Природы разной, изменчивой — разнятся времена года, пейзажи; Шолохов пишет о географически разных местах. Но изменению сюжета всегда сопутствуют картины природы.

Причем описания эти тоже очень динамичны; они дышат, позволяют почувствовать цвет, запахи, ощутить движение масс воздуха так, словно бы читатель видит все это глазами шолоховских персонажей.

Вот, например, начало восьмой части — выздоровление и возвращение домой Аксиньи, одно из самых светлых мест романа: «Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки.

На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремленные ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна».

Читаешь эти строки, и кажется, стоишь на вершине степного холма, окруженного сизым туманным морем, вдыхаешь свежие весенние запахи, запахи земли, прелой прошлогодней травы, радуешься, живешь.

Пейзажные зарисовки Шолохова можно условно разбить на четыре основные группы.

Первая группа — это описания природы, помогающие передать психологическое напряжение сюжета. Вот, например, как ведет себя природа перед свадьбой Григория Мелихова с Натальей Коршуновой:

«Он (Пантелей Прокофьевич. — Л.Ц.) переводил взгляд за Дон. Там приметно желтел лес, вызревший махорчатый камыш устало гнулся над задонским озерцом, над осокой.

Предосенняя, тоскливая, синяя дрема, сливаясь с сумерками, обволакивала хутор, Дон, меловые отроги, задонские, в лиловой дымке тающие, леса, степь.

За поворотом на шляху у перекрестка тонко вырисовывалась остроугольная верхушка часовни».

Предчувствием беды, тоской и каким-то надрывом веет от этого пейзажа. И отец Григория, стремящийся во что бы то ни стало соблюсти честь семьи, женить сына, как положено казаку, отвадить его от греховной любви к Аксинье, в душе понимает — напрасно.

Не будет Григорию счастливой жизни с Натальей, все кончится плохо и для нее, и для него. А вместе со старшим Мелиховым понимает это и читатель и, несмотря на последующее яркое описание разгульной и вроде бы веселой свадьбы, предчувствует — быть беде.

Или вот другое место романа: «К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью».

Внутреннее напряжение, тяжесть, безнадежность. Так и есть — идет Первая мировая война.

Казаки, и Григорий Мелехов в их числе, ведут тяжелые бои, кровавая свистопляска засасывает людей, озлобляет их, превращает в животных, и скупое описание осенних садов, где деревья словно бы кровоточат, лишний раз подсказывает читателю — все плохо, а будет еще хуже, близится не просто беда, а нечто такое страшное, чему и названия-то нет.

Вскоре на страницах романа появляется дневник убитого белокурого казака, найденного Мелеховым по дороге в штаб.

Простое описание «чужой жизни и чужих страстей», над которыми потом посмеялись штабные писари, любопытно не только самим приемом («рассказ в романе»), но и ссылкой на «Войну и мир» Толстого — в русской литературе до Шолохова именно Толстой так же часто и удачно использовал описания природы для создания необходимого тона повествования.

Вторую группу природных описаний в «Тихом Доне» можно условно назвать «иллюстрациями» душевных состояний героев. Тут Шолохов старается при помощи пейзажных зарисовок отразить внутренний мир персонажей в какие-то важные, решающие для них моменты. Вот генерал Корнилов едет в Москву, на Государственное совещание:

«Теплый, чуть облачный день. Небо словно отлито из голубоватого алюминия. В зените поярчатая, в сиреневой опушке, туча. Из тучи на поля, на стрекочущий по рельсам поезд, на сказочно оперенный увяданием лес, на далекие акварельно-чистого рисунка контуры берез, на всю одетую вдовьим цветом предосеннюю землю — косой, переломленный в отсветах радуги, благодатный дождь».

Лавр Корнилов едет в Москву, чтобы возглавить верные монарху войска, едет спасать Россию, свою Родину, без сомнения, горячо любимую им. Он профессиональный военный, закаленный в боях и прошедший через огонь и воду. Он уверен, что сможет свершить задуманное, оттого на душе у него светло и благостно, и Шолохов передает это через светлый и чистый умиротворяющий пейзаж.

Совсем по-другому описана природа в эпизоде, когда Наталья, не вынеся мук неразделенной любви, доведенная до отчаяния, решается на страшный грех — покончить с собой и таким образом освободиться от постылой жизни, а заодно (и это немаловажно!) освободить и Григория от себя, от навязанной ему отцом нелюбимой жены. Порыв Натальи сродни освобождению реки от оков ледяного плена, и автор заканчивает трагический эпизод так: «На Дону с немолчным скрежетом ходили на дыбах саженные крыги. Радостный, полноводный, освобожденный Дон нес к Азовскому морю ледяную свою неволю».

СТИХИ ВПРОЗЕ.

Третья группа природных описаний используется Шолоховым тогда, когда автор стремится усилить трагедийность описываемого, дать прочувствовать читателю весь ужас происходящего.

Война идет уже третий год. В привычном и устоявшемся мирке казачьего хутора все разладилось.

«Там, наверху, тихий ветерок лишь слегка подталкивал тучи, сплавляя их на запад, а над хутором, над темно-зеленой равниной Дона, над голыми лесами бил он мощными струями, гнул вершины верб и тополей, взрыхлял Дон, гнал по улицам табуны рыжих листьев.

На Христоненном гумне взлохматился плохо свершенный скирд пшеничной соломы, ветер, вгрызаясь, подрыл ему вершину, свалил тонкую жердь и вдруг, подхватив золотое бремя соломы, как на навильнике, понес его над базом, завертел над улицей и, щедро осыпав пустую дорогу, кинул ощетиненный ворох на крышу куреня Степана Астахова».

Вот так же жестокие ветры отнюдь не благих перемен очень скоро подхватят жителей хутора и понесут их по пустым дорогам России, развеют по чужим краям, разведут по разные стороны баррикад, толкнут на братоубийство.

А вот как начинается XXVIII глава пятой части романа:

«На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья, вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая зарница.

В той стороне блекло светилось зарево, принакрытое черной полою тучи. Степь, как чаша, до краев налитая тишиной, таила в складках балок грустные отсветы дня. Чем-то напоминал этот вечер осеннюю пору.

Даже травы, еще не давшие цвета, излучали непередаваемый запах тлена».

Вроде бы и обычный пейзаж. Но веет от него чем-то жутковатым, чем-то таким, от чего сжимается сердце. И верно: вечер этот — последнее, что видят в своей жизни красногвардейцы Подтелкова. Скоро, очень скоро начнется самое ужасное, начнется то, из-за чего Гражданскую войну и называют худшей из бед, — братья будут убивать братьев.

Словно бы подтверждая мысль автора о том, что смысла в дележе на красных, белых и иных нет — земля всех уравняет, — возникает описание могилы расстрелянного Валета: «Через полмесяца зарос махонький холмик подорожником и молодой полынью, заколосился на нем овсюг, пышным цветом выжелтилась сбоку сурепка, махорчатыми кистками повис любушка-донник, запахло чобором, молочаем и медвянкой». Земля — к земле, прах — к праху.

И, наконец, четвертая группа природных описаний — своеобразные декорации романа, пейзажи родных для Шолохова донских мест, выписанные с любовью к отчему краю, с любовью патриота в прямом, истинном смысле этого слова.

Стоит только вчитаться в простые, вроде бы ничем и не примечательные строки, чтобы своими глазами увидеть, понять, почувствовать всю неброскую на первый взгляд красоту Донщины (к слову, первоначально Шолохов так и задумывал назвать роман — «Донщина»): «Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце».

Или: «Против станицы выгибается Дон кабаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря, до синего, Азовского».

Описания природы Шолохова ставят его в один ряд с классиками русской литературы: Тургеневым, Аксаковым, Гоголем. По сути шолоховские пейзажи — стихи в прозе, гениальная лирическая поэзия жесткого прозаика-реалиста. И здесь Шолохов намного превзошел многих и многих собственно лириков.

Основные термины (генерируются автоматически): описание природы, русская литература, XXVIII, автор, группа, Дон, Москва, роман, советская идеология, туча.

Ссылка на основную публикацию