Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

Произведения М. Ю. Лермонтова обладают огромной человечностью и пластичностью образов. В его лирике соединились простота и возвышенность, естественность и оригинальность. Поэт не воображает жизнь, а рисует ее такой, какая она есть в действительности. Судьба поколения 30 годов в лирике Лермонтова — одна из тем, волнующих русского литературного гения.

Судьбы поколений

XIX век, 30-е годы — «эпоха безвременья и упадка», исторический период, когда идеи декабристов после их разгрома ушли, а новые еще не нашли отражения, не сформировались. Лермонтов, будучи обеспокоенным, чувствуя ответственность и переживая, отображает все это в своих лирических произведениях:

Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

  • «Дума»;
  • «Монолог»;
  • «1831-го, июня 11 дня»;
  • «Как часто, пестрою толпою окружен»;
  • «И скучно и грустно»;
  • «Не верь себе».

Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения выражают не дающий ему покоя вопрос, что оставят его современники будущему: «толпой угрюмою и скоро позабытой» «пройдем без шума и следа».

Сочинения Лермонтова — поэтическое оружие

Впервые тема потерянного поколения в лирике Лермонтова прозвучала в стихотворении под названием «Монолог». Люди, как недолго цветущие и быстро увядающие растения, потеряли ко всему интерес. Для чего «глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы»? Жизнь молодого дворянства пуста, безрадостна.

Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

Насилие и жестокость сломили его поколение. Не находя применения своим возможностям, «томится юность наша». Выражение сочувствия своему поколению озвучено в каждой строке, в каждом слове. Безрадостная и пасмурная жизнь оставляет в сердце тяжесть, поселяет в душе тоску. Злоба и однообразие делают жизнь горькой, неприветливой: «ничто души не веселит».

Забота о будущем своих современников говорит об ответственности поэта перед потомками в стихотворении «1831-го, июня 11 дня»: «Грядущее тревожит грудь мою». Чувства его поколения задушены, тоска и уныние процветают.

Лермонтов не желает оставаться сторонним наблюдателем увядания общества, он пишет: «мне нужно действовать». Поэт хочет вести борьбу с равнодушием, оно ему ненавистно, но одновременно боится: «не успею я свершить чего-то».

Поэтическим словом автор пытается расшевелить людей, вернуть им чувства, желания, жажду нового и неизведанного. Ему близки их нравственные мучения.

Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

Стихотворение «Дума» начинается со строки «Печально я гляжу на наше поколенье!», которая выражает неравнодушное отношение к современникам, окружавшим Лермонтова. Их богатство привело к равнодушному отношению к добру и злу, малодушию и преклонению перед властью.

Неинтересными стали науки и искусство. Развлечения, балы, дуэли и праздное времяпрепровождение заменили желание счастья и славы. Люди живут с неверием в возможность перемен.

Несчастное поколение, имеющее «в душе какой-то холод тайный», оставит после себя только пустоту. Поэт сурово и печально выносит вердикт о бесполезности своих современников, потомки могут только наградить их «презрительным стихом».

Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

Тема поколения в лирике Лермонтова хорошо выражена в произведении «Как часто, пестрою толпою окружен». Поэзия автора описывает «образы бездушные людей».

Отгородиться от бездуховного мира современников поэт пытается в мечтах о «недавней старине». Осмысление черствого отношения людей вызывает у Лермонтова желание «смутить веселость их».

Железным стихом, который «облитый горечью и злостью», хочет обратиться автор к соплеменникам, разбудить и изменить их.

Тема поколения в творчестве Лермонтова еще печальнее озвучена в стихотворении «Не верь себе».

Равнодушное и холодное общество не желает знать о чьих-то страданиях, печалях, для него вдохновение — «бред души». Скопление неодушевленных людей идет «дорогою привычной», нет у него никаких переживаний, надежд и веры.

Общество — безликий, безыдейный монстр, оно представляется поэту как «трагический актер, махающий мечом картонным».

Искренними стихотворениями поэт пытался:

Судьба поколения в стихотворении Лермонтова «Дума»

  • достучаться до своего поколения;
  • обратить внимание на бездуховность жизни людей;
  • задуматься о судьбе поколения;
  • встряхнуть общество, воодушевить его на новые идеи, поступки.

Жизнь с такими людьми представляется Лермонтову пустой и глупой шуткой. Любовь, страсть, желания невозможны там, где царят равнодушие, бесчувственность и черствость.

Никто из его современников не протянет руку помощи «в минуту душевной невзгоды».

Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»).

Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение.

Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом». Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.

Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться.

Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»

«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»

«Не верь себе».

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).
Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»

«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы».

Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается.

Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Гость завершил

Тест «Биография Рузвельта»с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Биография Лескова»с результатом 10/13

Гость завершил

Тест Эндокринная системас результатом 5/10

Гость завершил

Тест Том 1 «Война и Мир»с результатом 12/12

Гость завершил

Тест «Биография Булгакова»с результатом 10/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Поколение 30-ых годов глазами М. Ю. Лермонтова

Во многих своих произведениях М. Ю. Лермонтов рассказывает о поколении 30-ых годов, о своем отрицательном отношении к их привычкам и ценностям. Рассуждение о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике поэта, прошедшая через всю его жизнь.

Например, в стихотворениях «Бородино» и «Дума» поэт осуждает то поколение, к которому он принадлежит. Эти стихотворения связаны одной общей мыслью – упреком к поколению 30-ых годов XIX века.

Поэт сравнивает людей прошлого и настоящего, его расстраивает существенная разница между ними.

Раньше люди были храбрые, не боялись постоять за свою родину, а нынешнее поколение думает больше о себе и своих удовольствиях, чем о чувствах других:

  • Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри – не вы!

В войне 1812 года, описанной в стихотворении «Бородино» участвовали обычные люди, патриоты, любящие свою страну: «Уж постоим мы головою за родину свою!» За смелость, проявленную в битве они стали героями. Поколение Лермонтова, наоборот “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию – презренные рабы”.

В 30-ые годы люди не смогли бы стать героями, не смогли бы победить ни в одной войне, ведь каждый защищал бы только себя, «тая завистливо от ближних и друзей» все свои мысли чувства.

Лермонтов хочет сказать, что нельзя быть такими малодушными, нужно оглянуться назад и посмотреть на людей прошлого поколения, «могучее, лихое племя», сплоченных и единодушных.

Посмотреть на бойцов, которые как братья защищали друг друга и в самых тяжелых ситуациях не теряли бодрости духа, и на разобщенных людей настоящего, которые состарятся в бездействии, так и не принеся пользы не себе, не своему народу.

  1. Ведь были ж схватки боевые,
  2. Да, говорят, еще какие!
  3. Недаром помнит вся Россия
  4. Про день Бородина!

Герои, участвовавшие в Бородинской Битве, навсегда останутся в памяти народа. Они, правда, были героями: сильными, храбрыми, мужественными. Через сотни лет миллионы людей будут помнить великую битву. Бесцельное и бездействующее поколение 30-ых годов не оставит за собой никакой памяти:

  • Толпой угрюмою и скоро позабытой
  • Над миром мы пройдем без шума и следа,
  • Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
  • Ни гением начатого труда.

Любимыми героями Лермонтова всегда были смелые, мужественные свободолюбивые люди, любящие родину, люди с героическими характерами.

В своем поколении он уже не надеется найти героя, стих «Дума» пропитан печальным настроением безысходности, показывающим разочарование романтика – Лермонтова в своем поколении, а «Бородино», наоборот, показывает, какими должны быть люди, по мнению поэта.

Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Судьба поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова

Тема переживаний за судьбу поколения 1830-х многократно затрагивается М.Ю.Лермонтовым в своём творчестве. На примере стихотворения «Дума» рассмотрим, что же беспокоило и мучило поэта, какую судьбу он предрекал своему поколению.

На долю поколения 1830-х выпадает жизнь в непростую «эпоху безвременья», когда подавляется декабристское восстание, молодые люди теряются и не знают, куда направить свои силы и знания. По этой причине поэт пророчит им безызвестность среди потомков. Его поколение не решается на великие свершения, оно ничем не примечательно, серо, и однажды, по мнению Лермонтова, исчезнет «без шума и следа».

Читайте также:  Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире

«Насмешкой сына над промотавшимся отцом» называет поэт впечатление, которое останется за нынешним поколением грядущему. Поколение 1830-х проводит время в развлечениях, на шумных встречах и балах, которые, между тем, уже в молодости пресытили их и успели им надоесть:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…

Бесцельность существования поколения беспокоит Лермонтова. Поэт желает, живя в определённую эпоху, оставить за собою и своими соотечественниками след, однако жизнь поколения 1830-х приходится на такое нелегкое время, когда блеснуть своими знаниями и талантами очень трудно, ведь они внезапно стали никому не нужны.

Стихи Лермонтова ужасают общество, вызывают в нём бурное неприятие, никто не хочет признавать искренности и прямолинейной честности поэта, что не может не печалить его. Среди собственных сверстников Лермонтов ощущает себя навсегда одиноким изгнанником, что ярко отпечатывается в его стихотворениях. Лишь спустя много лет его смелое творчество окажется понято и признано читателями.

Между тем, Лермонтов отмечает, что он – только один из немногих молодых людей, обеспокоенных судьбой поколения 1830-х. Остальные же считают слепое, бесследное прожигание жизни в веселье и праздности нормальным.

Преобладание нигилистических взглядов на лицо: юноши убеждены, что им ни к чему вершить историю. Поэтому поколение ведёт беззаботную, тихую жизнь, не думая о впечатлении, которое они сохранят в памяти своих потомков.

Итак, поколение 1830-х — молодые люди, не нашедшие своей дороги к деятельной жизни, великим свершениям и открытиям. Живя в пресыщенности и растерянности, люди не знали, на что применить свои силы, куда себя деть. Всё это напрямую отразилось на творчестве М.Ю.Лермонтова, горячо переживавшего за жизни и судьбы поколения.

Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова

..

Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения.

11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем “Дневнике”: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, — а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастие. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.

? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…” Действительно, время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России.

После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение Лермонтова — не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…”, “Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть…” “Дума” — горькая поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишии высказывается общее суждение о поколении 30-х годов, которое живет без активного действия и не верит в его пользу:

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…

В этом стихотворении поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…

Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”.

Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу.

С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви …

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства… Мы иссушили ум наукою бесплодной… К добру и злу послушно равнодушны…

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

  Новаторство поэзии И.Ф.Анненского (1855-1909).

Сочинение на тему «Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения»

Будучи настоящим поэтом, Лермонтов не мог оставаться равнодушным ко всему происходящему в обществе и как настоящий поэт мог предвидеть будущее, которое с существующим морально-психологическим настроем не было радушным.

В своих ранних стихотворениях Лермонтов как бы разговаривает с самим собой, исповедуется. В его произведениях этой поры в основном дается оценка актуальным для своего времени политическим вопросам, затрагивается вопрос о назначении, как поэта, так и поэзии, есть стихотворения, посвященные распространенным темам дружбы и любви. Но с годами, как говорится, человек становится мудрее.

Вместе с талантом меняются и взгляды поэта на жизнь. В одном из своих писем он пишет, что очень изменился и не знает, как это происходит, и что каждый день добавляет новый оттенок его характеру и взглядам.

Если раньше он изображал героями своих произведений одиноких бунтарей вне окружения народа, то теперь начал понимать бесполезность индивидуалистического протеста, обреченность героя – одиночки.

Именно в этот период начинает его волновать и судьба своего поколения. В произведениях поэта уже почти нет места романтическим героям-индивидуалистам, их заменяют реальные люди, глубоко связанные с народом.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

  • Связаться с нами:
  • В стихотворении «Дума» Лермонтов выражает свою горечь и грусть по поводу того, что его современники далеки от способности служить обществу.
  • Шестистопный ямб, которым написана большая часть стихотворения, наиболее точно передает характер лирического раздумья поэта.

Служа на Кавказе, Лермонтов встречался со многими революционными деятелями, принимавшими участие в восстании на Сенатской площади. Часть из них продолжала верить, что настанет день возмездия, а часть, сломленная каторгой, примирилась с самодержавием и считала революцию бесполезной.

Взгляды поэта были на стороне первых, которые считали политику правительства царя унизительной для свободного человека. А взгляды последних он назвал «поздним умом». Автор утверждает, что свободу невозможно получить даром, за нее нужно сражаться, если даже понадобится, то проливать кровь или погибать.

Поэтому он не может и не хочет мириться с теми усвоившими «поздний ум» отцов, которые ржавеют в инертном состоянии, не имея цели, сдаются перед несправедливой властью.

Лермонтов – поэт высоко ценит знания своего поколения, но считает, что если они не находят применения во благо общества, то теряют смысл и становятся бесполезными. При таком раскладе, когда главенствуют внутренняя опустошенность и безразличие ко всему, не получаешь удовольствия и от прекрасного.

Поэту больно и тревожно от того, что у образованной молодежи отсутствуют твердые убеждения, сильные чувства и нет прочных привязанностей, тревожно от их нравственной опустошенности. Поэт приходит к выводу, что его поколение, увязшее в бездействии, не способно на решительные действия.

Но было бы ошибочно считать «Думы» только осуждением. Здесь слышен и призыв поэта к активным действиям, к переходу от инертного состояния к пробуждению гражданского долга.

Поколение 30-ых годов глазами М. Ю. Лермонтова

Во многих своих произведениях М. Ю. Лермонтов рассказывает о поколении 30-ых годов, о своем отрицательном отношении к их привычкам и ценностям. Рассуждение о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике поэта, прошедшая через всю его жизнь.

Например, в стихотворениях «Бородино» и «Дума» поэт осуждает то поколение, к которому он принадлежит. Эти стихотворения связаны одной общей мыслью – упреком к поколению 30-ых годов XIX века.

Поэт сравнивает людей прошлого и настоящего, его расстраивает существенная разница между ними.

Раньше люди были храбрые, не боялись постоять за свою родину, а нынешнее поколение думает больше о себе и своих удовольствиях, чем о чувствах других:

  1. Да, были люди в наше время,
  2. Не то, что нынешнее племя:
  3. Богатыри — не вы!

В войне 1812 года, описанной в стихотворении «Бородино» участвовали обычные люди, патриоты, любящие свою страну: «Уж постоим мы головою за родину свою!» За смелость, проявленную в битве они стали героями. Поколение Лермонтова, наоборот «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны и перед властию — презренные рабы».

В 30-ые годы люди не смогли бы стать героями, не смогли бы победить ни в одной войне, ведь каждый защищал бы только себя, «тая завистливо от ближних и друзей» все свои мысли чувства.

Лермонтов хочет сказать, что нельзя быть такими малодушными, нужно оглянуться назад и посмотреть на людей прошлого поколения, «могучее, лихое племя», сплоченных и единодушных.

Посмотреть на бойцов, которые как братья защищали друг друга и в самых тяжелых ситуациях не теряли бодрости духа, и на разобщенных людей настоящего, которые состарятся в бездействии, так и не принеся пользы не себе, не своему народу.

  • Ведь были ж схватки боевые,
  • Да, говорят, еще какие!
  • Недаром помнит вся Россия
  • Про день Бородина!

Герои, участвовавшие в Бородинской Битве, навсегда останутся в памяти народа. Они, правда, были героями: сильными, храбрыми, мужественными. Через сотни лет миллионы людей будут помнить великую битву. Бесцельное и бездействующее поколение 30-ых годов не оставит за собой никакой памяти:

  1. Толпой угрюмою и скоро позабытой
  2. Над миром мы пройдем без шума и следа,
  3. Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
  4. Ни гением начатого труда.

Любимыми героями Лермонтова всегда были смелые, мужественные свободолюбивые люди, любящие родину, люди с героическими характерами.

В своем поколении он уже не надеется найти героя, стих «Дума» пропитан печальным настроением безысходности, показывающим разочарование романтика — Лермонтова в своем поколении, а «Бородино», наоборот, показывает, какими должны быть люди, по мнению поэта.

Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода — образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни.

Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его душу наполняют разочарование, тоска, печаль и осознание бессмысленности происходящего.

Но кто способен услышать поэта? Поколение «лишних людей» бесстрастно и равнодушно.

Для лермонтовской лирики характерно сочетание размышления о судьбе поколения и о своей собственной.

Страницы юношеских тетрадей поэта напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом: Слова, которые могли Меня тревожить в те года, Пылают предо мной вдали, Хоть мной забыты навсегда.

И там скелеты прошлых лет Стоят унылою толпой; Чувствуя себя бесконечно одиноким, Лермонтов осознавал, что не он один такой, а целое поколение молодых людей, сильных, умных, целеустремленных. И все они обречены на бездействие.

Вот что пишет он в одном из своих программных стихотворений «Дума»: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Эта мысль пронизывает очень многие произведения поэта. Жизнь похожа на ровный путь, в конце которого нет определенной цели. Будущее — или пусто, или темно.

Новое поколение томится ошибками отцов, но само старится в бездействии. В равнодушном сердце не зажжется огонь борьбы. Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Поэт сравнивает свое поколение с плодом, созревшим до времени. Надежды на лучшее, благородство пали перед силой страстей. Плен наслаждений принес пресыщение.

Читайте также:  Краткая биография Пришвина М.М.

Время скоротечно, но человек не находит своего поля деятельности, он не способен раскрыть свою бессмертную сущность.

В крови его кипит огонь, но в душе царствует холод, в груди хранится бесполезный клад — остаток нерастраченных чувств: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

В изображении Лермонтова угрюмая толпа живых мертвецов проходит свой путь и исчезает в бесконечности безвременья.

Как будущие поколения будут отзываться о своих отцах, не оставивших «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда»? Скорбная и суровая мысль о поколении, которое обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила из поэзии Лермонтова юношескую мечту о романтическом подвиге.

Лермонтов уже не восторженный юноша, остро переживающий душевные волнения, но суровый обличитель, который пришел, чтобы сказать своему современнику — малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее правду о бесславном состоянии его духа и совести. Современники не понимали поэта, видели в его интонациях только озлобленный взгляд на жизнь. Не только враги, но даже те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Недаром герой-писатель поэтического диалога «Журналист, читатель и писатель» произносит приговор всему своему творчеству: К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь? Несмотря на столь глубокое разочарование в своем поколении, а также на негативную оценку его деяний и мыслей, в горьких словах Лермонтова сквозит человеческое достоинство. Ведь равнодушный ко всему не стал бы так тревожиться о судьбе молодого, но неумолимо стареющего поколения, о судьбе своей страны. Многим произведениям Лермонтова характерно противопоставление «деятельного», героического прошлого России и бездеятельности современного ему поколения, мотив, так много значащий в понимании творчества поэта…

«Печально я гляжу на наше поколенье!» (О Лермонтове, его герое и одном стихотворении)

Почему-то кое у кого из моих комментаторов стихотворение «Дума» вызывает негодование, а один «мудрец» даже заявил, что «это глупость предельная в сочетании с депрессивным состоянием». Конечно, я не собираюсь спорить с теми, для кого Лермонтов – просто «депрессивный Миша» и «талантливый дурачок» (ещё в Библии посоветовали перед кем-то «не метать бисера», а Пушкин рекомендовал кого-то «не оспоривать»). Но о стихотворении написать считаю просто необходимым, так как «грустная дума» о своём поколении у Лермонтова слишком часта и само стихотворение прямо перекликается с его великим романом, о котором тоже написать необходимо, потому что те, кто пинает Лермонтова, обычно прибавляют и утверждение, что «негодяй» и «подлец» Печорин – alter ego автора.

Да, поэт безжалостен и к себе, и к своим современникам. И не только здесь. Я уже приводила слова его знакомого, что Лермонтов высмеивал «ничтожество того поколения, к коему принадлежал», особенно если «удавалось ему встречать людей другого закала, вроде Одоевского».

  • Лермонтовский приговор суров и беспощаден:
  • Толпой угрюмою и скоро позабытой
  • Над миром мы пройдём без шума и следа,
  • Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
  • Ни гением начатого труда.
  • И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
  • Потомок оскорбит презрительным стихом,
  • Насмешкой горькою обманутого сына
  • Над промотавшимся отцом.

Но именно с этими строками невозможно согласиться! Сказать про Лермонтова (да и про Печорина тоже), что они прошли свой жизненный путь «без шума и следа»?! Немыслимо! След, оставленный поэтом, надеюсь, не изгладится никогда.

Почему же так безжалостен к своему поколению поэт? И снова нужно обратиться к его роману. Вспомним, как заканчивается предисловие к «Журналу Печорина»: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. “Да это злая ирония!” — скажут они. — Не знаю».

«Злая ирония»… Без всякого сомнения! Только вот над чем? Над героем или временем?

Сейчас очень многие идеализируют николаевское время. Дескать, царь-рыцарь, подавив восстание смутьянов, навёл в России идеальный порядок.

Случилось мне прочитать и вот такую фразочку: «История России от середины 30-х годов до следующего поколения людей (то есть плюс 40 лет) это эпоха укрепления сильного Российского государства, эпоха деятельных успехов внутри и вне.

Она закончилась освобождением от крепости крестьян, успехами в войнах и началом создания промышленности». А вот теперь посмотрим на эти «деятельные успехи». Я не буду сейчас писать об эпохе Александра II: это совсем другое время.

Существует легенда, что перед смертью Николай I сказал сыну: «Сдаю тебе мою команду, к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот».

В первую очередь приходит на ум, конечно, Крымская война, о которой не мешает почаще вспоминать тем, кто разглагольствует о военных успехах России. Вспомним оборону Севастополя, показавшую небывалый героизм и завершившуюся позорной капитуляцией.

«Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, – от места, всего облитого его кровью; от места, 11 месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага, и которое теперь велено было оставить без боя. Непонятно тяжело было для каждого русского первое впечатление этого приказания… Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжёлое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». Так заканчивает свой рассказ «Севастополь в августе 1855 года» Л.Н.Толстой – не просто писатель, а человек, сам переживший эту оборону.

Почему так произошло? Все исследования отмечают одно – техническую отсталость России. Вот слова военного министра в царствование Александра II Д.А.

Милютина: «Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух».

М.Ю.Лермонтов. Карикатура из юнкерской тетрадиМ.Ю.Лермонтов. Карикатура из юнкерской тетради

«Забота о порядке, о дисциплине»… Вот что было главным в царствование Николая I. И это то самое время, о котором писал Лермонтов… Могли ли люди мыслящие, думающие найти себе применение?

«В бездействии состарится оно», – писал поэт о своём поколении. Где мог проявить себя человек?

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! – эти строки известны всем.

А вот слова Печорина, завершающие «Княжну Мери»: «Я как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…» Как будто мысли одного и того же человека!

Показателен один момент в той же самой повести – Печорин вспоминает ночь перед дуэлью: «Помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело.

С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были “Шотландские пуритане”; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлечённый волшебным вымыслом…

Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга?»

Иллюстрация Д.Шмаринова

Наверное, было что-то очень близкое Печорину в книге (заметим: Лермонтов долго выбирал, что должен читать его герой; сначала хотел дать ему просто авантюрный роман «Приключения Найджела»).

Что же? Может быть, вот это рассуждение? «Могу ли я именоваться человеком в полном смысле этого слова, и к тому же шотландцем, и равнодушно взирать на гонения, превращающие разумных людей в безумцев? И не боролся ли мой отец за дело гражданской и религиозной свободы? Поступлю ли я правильно, оставаясь бездеятельным или став на сторону творящей насилия власти, если представится действительная возможность избавить от невыносимых страданий несчастных моих соотечественников?.. Мне надоело видеть вокруг себя только насилие, только ярость, то под личиной законной государственной власти, то под личиной религиозного рвения»

Герой Скотта делает свой выбор: «Я буду сопротивляться любой власти на свете, любой власти, деспотически попирающей права свободного человека, закрепленные хартией; я решил, что не позволю бросить себя без достаточных оснований в тюрьму или, быть может, вздернуть на виселицу, и сделаю все, что сумею, чтобы спастись от этих людей хитростью или силой… Хартия, о которой я говорю, принадлежит всем шотландцам, и даже самому последнему среди них. Это – свобода от кнута и тюрьмы, провозглашённая, как вы можете прочесть в Священном писании, не кем иным, как апостолом Павлом, и её обязан отстаивать всякий, рождённый свободным, как ради себя самого, так и ради своих соотечественников».

А был ли подобный выбор у Печорина и его современников? Они предпочитают «оставаться бездеятельным», но не вставать «на сторону творящей насилия власти». Лермонтов делает другой выбор – он использует «из пламя и света рождённое слово». Но, понимая, что не всем дано «провозглашать любви и правды чистые ученья», не считает возможным противопоставлять себя своему поколению.

Итак, несомненно «злая ирония». А над чем? Думаю, что всё же над временем, таких героев рождающим. Но почему так получилось? Об этом ещё поговорим позже…

  1. Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
  2. Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь
  3. Навигатор по всему каналу здесь

Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: "Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова"

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»).

Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение.

Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Эпоха безвременья

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта.

Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

Читайте также:  Сочинение: История создания романа Александра Пушкина «Капитанская дочка»

Первый период творчества

Творчество поэта литературоведы разделяют на 2 части. Первая из них называется ранней, а вторая — поздней. Рубеж проходит приблизительно по 1837 году, когда были написаны такие стихотворения, как «Смерть поэта» и «Бородино». Нужно отметить, что судьба поэта Лермонтова, как и его стихи, тесно связана с жизнью современного ему общества, с великими историческими событиями.

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

План

  1. Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение
  2. Судьба поэта в период поколения 1830х
  3. 1812-1830: сравнение поколений

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»).

Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение.

Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы.

Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может.

В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы.

Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное.

В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины.

Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, «Смерть поэта».

Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина — «светлая печаль».

«Дума» о судьбе поколения

Одним из ярких примеров осмысления темы является стихотворение «Дума», относящееся к 1838 году. В нём поэт не отделяет себя от тех молодых людей, чьих судеб касаются его раздумья.

Об этом говорят местоимения «мы» и «наше», которые часто употребляются в произведении. Речь идёт о русской дворянской интеллигенции того времени.

Стихотворение Михаил Юрьевич начинает грустными словами, что печально глядит на свое поколение.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели.

Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности.

Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»). Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

Будучи напуганным восстанием декабристов 1925 года, царь вёл политику «закручивания гаек», как сказали бы сегодня. Таким образом, настроение в обществе кардинально изменилось, люди были растеряны и напуганы. Т

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова

«Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы.

Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка к деятельности и борьбе.

Ее противоречивый характер в 30-е годы очевиден: в ней заключалась действительная внутренняя жизнь поколения Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть» и в то же время таилось подтачивающее эту жизнь дыхание смерти На грудь мне дума роковая Гробовой насыпью легла Общественное сознание в это время принимает негативную форму, выступая как сомнение и отрицание. Историческую обусловленность и закономерность такой формы отметил Белинский. «Говорят, — писал он, — что сомнение подрывает истину: ложная и безбожная мысль! Если истина так слаба и бессильна, что может держаться не сама собою, но охранительными кордонами и карантинами против сомнения, — то почему же она истина, и чем же она лучше и выше лжи, и кто же станет ей верить? Говорят: отрицание убивает верование. Нет, не убивает, а очищает его» . Через сомнение и отрицание мыслящее общество научилось трезво глядеть на жизнь и преодолевать противоречия своего сознания. Рефлексия, самоанализ, сомнение и отрицание были особой, специфической формой неприятия процветавшей реакции, являлись одной из форм общественного протеста. Открытое и беспощадное отрицание обращено и на внешний по отношению к дворянскому интеллигенту мир, и во внутренний мир души. Своим острием отрицающая мысль направлена против невыносимого духовного пресса официальной идеологии. Но разрушительные идеи очень скоро обнаружили внутреннюю противоречивость. Лишенное возможности действовать, поколение осталось в сфере абстрактного умозрения, было обречено на бездействие. Общественное действие, понуждаемое отвлеченной мыслью, граничит либо с анархическим своеволием, либо с «высоким» преступлением, либо, наконец, оборачивается эгоизмом. Героями Лермонтова становятся люди, преступающие не только законы данного общества, но и общечеловеческие нормы (Вадим, Арбенин), или несущие такое разрушительное начало, которое причиняет безмерные страдания окружающим и самому герою (Печорин). Герой тем самым выступает носителем и проводником не только гуманистических, но и антигуманистических идей. Все это вызывает недовольство дворянского интеллигента самим собой и заставляет его пристально вглядеться в собственную душу, чтобы найти в ней разгадку обуревающих его противоречивых дум и настроений. У Лермонтова вражда к абстрактному умозрению столь же велика, как и к «бездействию»: Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. Мы иссушили ум наукою бесплодной… Столь же «бесполезно» «чувство», если оно замкнуто в душе, не окрашивает общественный поступок. В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и переосмысленным: «лучшие надежды», «голос благородный… страстей», «остаток чувства» стали призраками. Идеи же отрицательные — безочарование, безверие, ирония, сомнение — явились подлинными социальными чувствами поколения. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «социального отчаяния», охватившую и современников поэта, и его самого. Эта эмоция — ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения. Современники были потрясены глубоко личным тоном стихотворения. Белинский, Герцен, В. Майков писали о вопле, стоне души, о трагичности «Думы», обличении в ней «черной стороны нашего века», о суровом и мрачном лиризме. Стихотворение действительно производит мрачное впечатление. Печаль слилась в нем с обличением и негодованием, с горьким осуждением и жалобой, с иронией и тоской. Обнаженная душа выплескивается всеми обуревающими ее чувствами. Уместно напомнить, что подобная форма «разговора» современниками свойственна в 30-е годы Баратынскому, Белинскому, Герцену, Чаадаеву. Сознание поколения вскрывалось изнутри. Это придавало словам ту истинность, подлинность, какую способен сообщить человек, испытывающий те же чувства, что и его современники. Мысль о поколении неотделима для поэта от страсти, по трезвое раздумье как бы приглушает ее голос. За твердой и мужественной мыслью бьются и клокочут чувства. Открытое проявление чувств, свойственное другим стихотворениям Лермонтова, сменяется в «Думе» сдержанной сосредоточенностью. Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между «логикой» и эмоцией, между холодным рационализмом рассудка и страстной взволнованностью, конфликт, о котором сказано в лермонтовских же стихах: И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Высота нравственного чувства в «Думе» затаена и непосредственно не высказана, тогда как трезвая отрицающая мысль выражена ясно и прямо. На фоне противоречивого единства мысли и чувства отдельное слово выступает в оттенках ведущего значения, которые несут основную смысловую нагрузку. Например, слово «состарится» («В бездействии состарится оно») означает не столько; наступление реальной старости (физической), сколько старости духовной. Точно так же «ровный путь без цели» — не ровная, гладкая дорога, а эмоциональный знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог, взлетов и падений. Слово «случайно» в контексте «Думы» почти лишено прямого смысла. «Случайно» означает здесь («И ненавидим мы, и любим мы случайно…») «общественно не обусловлено». «Случайность», т. е. общественная необязательность, «любви» и «ненависти» символизирует утрату идеалов, жизненных и нравственных критериев.

Ссылка на основную публикацию