Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

История создания

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости.

В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу.

Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов.

Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель.

Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

  1. Внешность.
  2. Татары.
  3. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Костылин

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина.

Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый. Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Татары

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль.

Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр.

Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался.

«Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения.

Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин.

Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать.

Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать.

Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно.

При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В плену

Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина».

Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу.

И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме.

История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его.

Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Подготовка к побегу

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости.

Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру.

Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят».

Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала.

Но она отказалась – боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

Читайте также:  Анализ произведения «Очарованный странник» (Лесков)

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли.

Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски.

Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому.

Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым.

Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой.

Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин.

Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен.

Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили.

Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы.

Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки.

Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе.

Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных.

Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком.

Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища.

Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным.

Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним.

Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив.

Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем.

Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера.

Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе.

В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров.

Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп.

Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

  • «Боевой» настрой
  • Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
  • Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
  • Поведение в плену
  • Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
  • Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
  • Поведение в экстренной ситуации
  • Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — Кавказский пленник

Офицеры Жилин и Костылин — центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе «Кавказский пленник»
Жилин Костылин
Место службы:
Кавказ
Место службы:
Кавказ
Военное звание:
Офицер
Военное звание:
Офицер
Статус:
Офицер был из обедневшего рода. Цитата — «…он, может, богат, а я не богат…»
Статус:
Является дворянином. Денег было достаточно.
Цитата — «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат… «
  • Внешность:
  • Небольшого роста, однако был удал.
  • Цитата — «А Жилин хоть и невелик ростом, а удал был…»
  1. Внешность:
  2. Полноват, высокий, часто потел.
  3. Цитата — «А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт…»
  • Вера:
  • Являлся оптимистом, верил, что можно сбежать из плена.
  • Цитата — «Бог даст — и сам выберусь. А сам всё высматривает, выпытывает, как ему сбежать…»
  1. Вера:
  2. Являлся пессимистом, думал, что с пленка никогда не выбраться.
  3. Цитата — «Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо… — Да как же бежать? Мы и дороги не знаем»
Отношения читателя к персонажу:
Читатель мог почувствовать всю силу духа и мужество данного человека.
Отношения читателя к персонажу:
Читатель думает, что данный человек способен любить только самого себя, он слаб духом.
Способность любить:
Любит свою лошадь и других животных. Проявляет к ним сострадание и жалость.
Способность любить:
Любит только себя.
  • Дружеские качества:
  • Даже когда Костылин попадает в беду, он не собирается его бросать.
  • Цитата — «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится…»
  1. Дружеские качества:
  2. Бросает Жилина в беде, когда появилась опасность.
  3. Цитата — «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидел тата, — закатился, что есть духу, к крепости…»
Общие характеристики:
Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам.
Общие характеристики:
Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности — это не для него.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое совесть» по тексту Погодина

В данном рассказе автор симпатизирует Жилину, даже сами татары, которые взяли мужчину в плен, относятся к нему с уважением. Даже будучи в плену Жилин не теряет человеческих качеств, он ценит дружбу и остается сильным в любых условиях. В данном произведении Лев Николаевич раскрывает особенности личности героев, а также показывает всем, что значит огромная сила воли.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)

01.03.2019 Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Главных персонажей в рассказе два — Жилин и Костылин. На их противопоставлении друг другу строится внутренний конфликт повествования, ярко рисуются заложенные автором идеи морального выбора, достоинства и чести. Чтобы лучше понять их, стоит сравнить двух, столь непохожих между собой, русских офицеров.

Предлагаем вашему вниманию сравнительную характеристику Жилина и Костылина в виде таблицы

Жилин Костылин
Внешность Из строк рассказа следует, что это был невысокий, крепкий и подвижный, чрезвычайно выносливый человек, под стать своей фамилии. Такими словами описывает персонажа сам Толстой: «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».
Характеристики Характер персонажей Толстой, со всем мастерством, раскрывает через последовательность сцен, где наглядно демонстрируется их поведение в различных ситуациях. Уже в начале рассказа можно понять, что Жилин — человек не робкий, поскольку он готов отправиться на встречу к больной матери, несмотря на опасную обстановку на границе.

  • При этом, он отличается рассудительностью и осмотрительностью, что видно из его поведения в пути:
  • «Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:
  • — Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.
  • А Костылин говорит:

— Что смотреть? поедем вперед.
Жилин не послушал его.
— Нет,— говорит,— ты подожди внизу, а я только взгляну».
В момент нападения татар проявляется отчаянная храбрость героя, готового скорее погибнуть, чем оказаться в неволе. И после пленения Жилин продолжает держать себя смело. Он не соглашается писать домой письма, чтобы просить за свою жизнь большой выкуп. Ему удается убедить татар, что он не в состоянии отдать больше 500 рублей, но и конверт с такой просьбой подписывает неправильно «чтобы не дошел». Думает о больной матери: «Где (матери) столько денег взять, за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться вконец. Бог даст — и сам выберусь».
Находясь в заключении и противника, Жилин не сидит без дела. Он начинает мастерить игрушки для дочери своего «хозяина», и та взамен приносит ему хорошую еду. Позднее слава об русском умельце распространяется, и Жилин ремонтирует для татар всякие вещи, заслуживая их уважение.
Но отпускать Жилина даром не хотят, и он обдумывает побег, собираясь взять с собой товарища по несчастью, Костылина. Когда доходит до дела и Костылин выказывает слабость, потеряв силы от дурного кормления в плену, Жилин тащит его на себе, но из-за их медлительности, татарам удается поймать беглецов.
После этого условия заключения стали более суровыми, но Жилин не сдался, предпринял еще одну попытку к бегству и, на сей раз, удачно.

С первых же строк Костылин предстает как человек слабохарактерный, безалаберный, беспечный и морально не стойкий. Когда их с Жилиным окружают враги, он без раздумий бросает товарища: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
Это, однако, не спасает Костылина от плена. В заключении он сразу же сдается, пишет письмо домой с просьбой о богатом выкупе, ведет себя заискивающе, смирно, явно опасаясь гнева татар и наказания. Поведение его пассивно, хотя он соглашается бежать с Жилиным, но явно робеет. Во время неудавшегося побега Костылин постоянно страдает от физических неудобств, отстает и жалуется: «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть,— у меня ноги в крови все». Но когда беглецам угрожает поимка Костылин просит Жилина оставить его и идти одному, показывая, тем самым, что он не дурной, а просто слабый человек.
В конечном итоге Костылин освобождается, получив выкуп.
Заключение Жилин — образец находчивого, не сдающегося русского офицера из небогатого дворянства. Он храбр, но не безрассуден. Честь, долг и товарищество для него превыше всего. Образ Костылина отражает реально существовавший пласт офицерского сословия — отпрысков богатых семей, не лишенных хороших задатков, но изнеженных и не желающих принимать решений, которые отправлялись на службу только ради престижа и благ.

Главным героем «Кавказского пленника», несомненно, является Жилин, на судьбе которого сосредоточился Толстой. Но и Костылин выведен вовсе не случайно, его образ необходим для сравнения, для полного раскрытия идей автора на игре контрастов.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник")

«Кавказский пленник» — рассказ, который называют иногда повестью. Написал его Лев Николаевич Толстой. Произведение рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Заря» в 1872 году.

Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа — отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем сравнительные характеристики Жилина и Костылина.

Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Кавказской войны. Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы.

Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп.

Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Пример 2

Герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого Жилин и Костылин состояли на службе на Кавказе. Первый офицер был из бедной семьи, второй наоборот из семьи с достатком. Жилин не был сильно физически развит: средний рост, но полон сил и ума. Костылин – человек тучный, полноват, да и характер слабоват.

  Семейные отношения и семья (обществознание, 5 класс)

Эта история описывает взаимодействие нескольких национальностей, людей разного возраста и пола.

Тургенев показывает, какие человеческие слабости проявляются в трудные минуты: малодушие, алчность, предательство, надменность, безжалостность, отмщение.

Но все же положительные качества перевешивают: любовь, дружба, надежность, стремление и сообразительность.

Жилин находясь в плену, старался себя занять делом, тем самым расположить врага к себе. Он был мастером на все руки: лепил глиняных кукол, материл часы, шил одежду, даже лечил татар. В результате 13 летняя девочка Дина, дочь главного татарина полюбила Жилина.

Они даже чем-то были похожи: оба добродушные, честные, заботливые и храбрые.

Они сразу нашли общий язык, Жилин дарил ей своих глиняных кукол, а Дина приносила ему еду, то баранину, то лепешки с молоком, и в итоге вообще помогла ему сбежать, подав ему большую палку, чтобы выбраться из ямы.

Во время прочтения рассказа персонаж Костылин проявлял только свои отрицательные стороны. Трусливость и предательство были проявлены при встрече с кавказцами. В ту же минуту, как они увидели врага, Костылин испугался и бросив все, и ружье и товарища пустился прочь.

В плену он тоже не проявил себя как герой, ничего не делал, да и замкнулся вовсе, о том, чтобы сбежать даже не было мысли. Он вел себя высокомерно в ауле, ни с кем не общался, не шел на контакт, просто выжидал, когда его выкупят.

Во время первого побега он не проявлял желания сбегать, но все-таки решился, и в итоге всю дорогу стонал, тем самым тормозил Жилина, давая татарам возможность поймать их.

После возвращения пленников обратно в лагерь, их условия стали хуже. Тем не менее Жилин не сдавался, и также выстраивал план побега. Посчастливилось, что Костылин отказался бежать второй раз, понимая, что он лишь мешает Жилину.

Удача не оставила Жилина, так как ему удалось бежать, а Костылина лишь через месяц едва удалось выкупить, так как в письме о выкупе он указал не маленькую сумму. Можно сделать вывод, что война не имеет смысла.

Исход всех войн всегда ужасен: смерть людей.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы.

Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам.

Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев («Кавказский пленник», Толстой)

Жилин и Костылин — русские офицеры. Они оба участвуют в войне за присоединение Кавказа к России. Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары.

Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов.

Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок.

В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят.

Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать.

Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе.

Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих.

Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе «Кавказский пленник» храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а образы эти построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

  • Жилин соответствует собственной фамилии сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
  • ***
  • Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
  • ***

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа неподъёмная сумма.

  1. ***
  2. Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
  3. ***
  4. Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
  5. ***
  6. Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
  7. ***

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

***

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельстВам и, несмотря на личные особенности и характер.

Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни или спит».

***

  • Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.

***

Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.

***

Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.

***

Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.

Анализ названия рассказа «Кавказский пленник»

Интересно проанализировать само название рассказа — «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два героя, но название дано в единственном числе.

Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь.

Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Жилин и Костылин – два офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.

С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.

Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.

Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.

Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.

Жилин и тут ведёт себя как настоящий русский офицер, он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.

Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.

Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.

  • Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.
  • По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.
  • После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.

Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.

Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.

В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.

5 класс

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии.

Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер «хромает», а Жилин — мужчина крепкий, «жилистый», с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый.

Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин — грузный, тяжелый на подъем, пассивный.

На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

«Кавказский пленник» в кинематографе

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

***

  • Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

***

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качестВам и? Отличаются ли они друг от друга?

  1. ***
  2. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
  3. ***

А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

  • ***
  • (портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
  • ***
  • Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы С Вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
  1. ***
  2. Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
  3. ***

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

***

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

  • ***
  • Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
  • ***
  • Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

***

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

  1. ***
  2. Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
  3. ***

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли Вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

***

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Ссылка на основную публикацию