Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

добавить в закладки

Список произведений, который можно использовать для аргументации при написании итогового сочинения по 5 направлениям от ФИПИ.

Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

«Отцы и дети»

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  2. А.Н. Островский «Гроза»;
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  5. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;
  6. А.С.

    Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;

  7. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;
  8. И.А. Гончаров «Обломов»;
  9. В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;
  10. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
  11. А.П. Чехов «Вишневый сад»;
  12. В.Г.

    Короленко «В дурном обществе»;

  13. А.М. Горький «Детство»;
  14. В. Тендряков «Расплата»;
  15. Б. Васильев «Завтра была война»;
  16. Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;
  17. Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».

дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.

«Мечта и реальность»

  1. А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;
  2. А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;
  4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;
  5. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;
  6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  7. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  8. М.А.

    Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

  9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  10. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  11. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  12. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;
  13. А.Н. Островский «Гроза»;
  14. И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».

дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.

«Месть и великодушие»

  1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»;
  2. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Дубровский»;
  5. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
  6. В.П. Аксёнов «Московская сага»;
  7. Ф.М.

    Достоевский «Преступление и наказание»;

  8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  9. В.М. Гаршин «Трус»;
  10. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»;
  11. Дж. Роулинг «Гарри Поттер».
  12. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
  13. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

дополнительный список по направлению «Месть и великодушие» смотри здесь.

«Искусство и ремесло»

  1. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  2. А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья», «Ионыч»;
  3. Н.В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  4. М. Горький: «На дне»;
  5. А. Островский: «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»;
  6. Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Альберт»;
  7. А.

    Куприн: «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «К славе», «На покое»;

  8. Б. Пастернак «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Доктор Живаго»;
  9. А.С. Пушкин «Пророк», «Моцарт и Сальери» и др;
  10. В. Маяковский «Во весь голос».

дополнительный список по направлению «Искусство и ремесло» смотри здесь.

«Доброта и жестокость»

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир», «После бала»;
  2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  5. В.П. Астафьев, «Людочка», «Царь-рыба»;
  6. А.И.

    Солженицын, «Матрёнин двор»;

  7. А.П. Чехов, «Крыжовник», «Человек в футляре», «Каштанка», «Размазня», «В аптеке», «Тоска»;
  8. В.М. Шукшин, «Чудик»;
  9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»;
  11. Б.

    Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Великолепная шестерка»;

  12. А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»;
  13. Л. Андреев «Кусака», «Друг»;
  14. В. Распутин «Уроки французского»;
  15. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
  16. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

дополнительный список по направлению «Доброта и жестокость» смотри здесь.

К нескольким направлениям

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

Итоговое сочинение 2018-2019 года: список литературы, критерии оценивания

В 2014 году по инициативе Президента РФ было учреждено еще одно аттестационное испытание – итоговое сочинение.

По статистике прошлых лет, 94-96% учеников сдают его успешно, тем не менее, выпускники и их родители волнуются и хотят знать, чего ожидать.

Чтобы получить «зачет», надо ознакомиться с методическими и практическими рекомендациями, а также изучить список направлений, определяющих тематику работ в 2018-2019 году.

Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

Цель итогового сочинения

Если раньше все ученики, прошедшие школьную программу, свободно могли приступать к сдаче ЕГЭ, то по новым правилам для допуска к аттестационным экзаменам придется написать итоговое сочинение. При этом не имеет значения, какое направление для поступления избрал будущий абитуриент – сочинение носит «надпредметный» характер, по словам специалистов ФИПИ.

А для тех школьников, которые намерены поступать на гуманитарные факультеты, есть еще одна причина написать его максимально хорошо.

Некоторые ВУЗы (по собственному усмотрению) оценивают написанное сочинение по определенным критериям, в итоге такой оценки абитуриент может заработать до 20 дополнительных баллов, которые прибавляются к результату ЕГЭ и существенно повышают шансы на поступление.

Определенные категории учащихся (с ограниченными возможностями, проходящие учебу дистанционно или в спецучреждениях) пишут облегченный вариант – изложение.

Даты и правила проведения

Согласно утвержденному регламенту, дата, когда будет писаться итоговое сочинение – первая среда декабря 2018 года. Также определены дополнительные даты – первые среды в феврале и мае 2019 года. Дополнительные сроки предназначены:

  • для тех, кто не сумел участвовать в написании по уважительным причинам (болезнь, отъезд и др.),
  • для учеников, получивших «незачет»;
  • для школьников, которые были удалены с испытания за нарушения дисциплины (в основном за пользование «шпаргалками»).

Пересдавать неудовлетворительные результаты можно два раза.

Важно помнить, что перед прохождением испытания необходимо написать заявление и подать его не позднее, чем за две недели до указанной даты.

Дата написанияНеобходимо подать заявление (включительно)
05.12.2018

Итоговое сочинение 2018-2019: направления, темы, где и когда узнать результаты

Чтобы получить «зачет», надо ознакомиться с методическими и практическими рекомендациями, а также изучить список направлений, определяющих тематику работ в 2018-2019 году.

С какой целью пишут итоговое сочинение

Если раньше все ученики, прошедшие школьную программу, свободно могли приступать к сдаче ЕГЭ, то по новым правилам для допуска к аттестационным экзаменам придется написать итоговое сочинение. При этом не имеет значения, какое направление для поступления избрал будущий абитуриент – сочинение носит «надпредметный» характер, по словам специалистов ФИПИ.

А для тех школьников, которые намерены поступать на гуманитарные факультеты, есть еще одна причина написать его максимально хорошо.

Некоторые ВУЗы (по собственному усмотрению) оценивают написанное сочинение по определенным критериям, в итоге такой оценки абитуриент может заработать до 20 дополнительных баллов, которые прибавляются к результату ЕГЭ и существенно повышают шансы на поступление.

Определенные категории учащихся (с ограниченными возможностями, проходящие учебу дистанционно или в спецучреждениях) пишут облегченный вариант – изложение.

Какого числа пишут итоговое сочинение

Согласно утвержденному регламенту, дата, когда будет писаться итоговое сочинение – первая среда декабря 2018 года. Также определены дополнительные даты – первые среды в феврале и мае 2019 года. Дополнительные сроки предназначены:

  • для тех, кто не сумел участвовать в написании по уважительным причинам (болезнь, отъезд и др.),
  • для учеников, получивших «незачет»;
  • для школьников, которые были удалены с испытания за нарушения дисциплины (в основном за пользование «шпаргалками»).

Пересдавать неудовлетворительные результаты можно два раза. Важно помнить, что перед прохождением испытания необходимо написать заявление и подать его не позднее, чем за две недели до указанной даты.

Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

Как проводится написание итогового сочинения

Написание ИС проходит в школе, где учится испытуемый. Пускать участников в аудиторию начинают с 9 часов, а начало экзамена будет ровно в 10 часов.

Размещаются ученики в шахматном порядке, каждый сидит одни за партой. До начала надо пройти инструкции, ксерокопии которых должны лежать на каждом столе, и заполнить бланки.

Отведенное время составляет 3 часа 55 минут, специальные перерывы не предусмотрены.

Каждому будут выданы бланки для заполнения и регистрации, а также черновики. Предметы, которые могут находиться на столе:

  • напитки или еда, а также лекарственные препараты для тех учащихся, кому это необходимо;
  • черная ручка (обязательно гелевая либо капиллярная, не шариковая),
  • паспорт.

Никаких материалов использовать нельзя – ни художественную литературу, ни методические пособия. Для проверки правильности написания можно будет воспользоваться словарем, которые можно взять у членов комиссии. Нарушения этих правил повлекут удаление с экзамена без каких-либо предупреждений, поэтому не стоит лишний раз рисковать.

Объем сочинения

Рекомендуемый объем равняется 350 слов, минимум – 250 слов. Предлоги и союзы тоже входят в общее количество.

Работы с меньшим количеством слов автоматически получают «незачет», поэтому обязательно надо набрать необходимое количество, хотя бы за счет вводных слов.

Учитывая, что сочинение в ЕГЭ составляет 150-300 слов, а времени на эту часть отведено намного меньше, 350 слов вполне реальный объем для любого выпускника.

Алгоритм написания сочинения

Сочинение пишется по такому алгоритму:

  • вступление – около 75 слов: здесь можно обозначить актуальность темы (почему она важна и в наши дни), или рассказать о том, что к ней обращались многие авторы и сформулировать тезис;
  • основная часть – около 200 слов, желательно разделить на 2 или три абзаца; рассуждение должно строиться с опорой на литературный материал;
  • заключение – около 75 слов, подводятся итоги написанного, здесь можно высказать собственное мнение, но оно должно опираться на приведенные аргументы.

Тема сочинения и литература для подготовки

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

Отцы и дети

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Мечта и реальность

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

Месть и великодушие

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

Искусство и ремесло

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

Доброта и жестокость

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова. «Детство»,
  • «На дне» М. Горького.

Какая будет тема сочинения

Список литературы к новым направлениям итогового сочинения

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2018/19.

Алексей Лямин | facebook.com/profile.php?id=100001738516298.

Источник: группа ФБ “Методическая копилка”.

  • ОТЦЫ И ДЕТИ
  • МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
  • ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
  • ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
  • Тендряков В. повесть “Ночь после выпуска”

Аксёнова Н., рассказ «Отец»Алексин А.А.

, рассказы: «Первый день», «Поздний ребенок», повести: «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия»Бредбери Р., рассказ «Вельд»Воронкова Л.Ф., повесть «Старшая сестра»Высоцкий В., «Баллада о времени»Гарин-Михайловский Н.М., повесть “Детство Темы”Геласимов А., роман «Год обмана»Георгиев С., рассказ «Ошейник»Гоголь Н.В., повесть «Тарас Бульба»Гончаров И.А.

роман «Обыкновенная история»Грибоедов А.С., пьеса «Горе от ума»Дубов Н.И., повесть «На краю земли»Екимов Б., рассказы: «Говори, мама, говори…», «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления»Железников В., рассказ «Ночной ветер»Иванов А., роман «Географ глобус пропил»Коротков Ю., повесть «Головная боль»Крупин В., рассказ «Сбрось мешок!»Куликова Л., рассказ «Свиделись»Куприн А.И.

, рассказ «Святая ложь»Курамшина И., рассказ «Сыновний долг»Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын»)Осеева В.А., повесть “Динка”Паустовский К.Г., рассказ «Телеграмма»Пермяк Е.А., рассказ «Мама и мы»Платонов А., рассказ “Возвращение”Полянская И., рассказ «Утюжок и мороженое»Пушкин А.С.

, повести: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»Санаев П.С., автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом»Селивёрстова И., рассказ «О маме»Токарева В., рассказ «Ничего особенного»Толстой Л.Н., повесть «Детство»Тургенев И.С., роман “Отцы и дети”Турсун С., рассказ «Отец»Фадеев А., роман «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери)Шахназаров К.Г.

, повесть «Курьер»Шекспир В., драмы (трагедии): «Ромео и Джульетта», “Гамлет”, “Король Лир”Шолохов М.А. роман-эпопея “Тихий Дон”Яковлев Ю.Я., рассказы: «Сыновья Пешеходова», «Сердце земли»Тендряков В. повесть “Расплата”Бах Р., повесть “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”Гарин-Михайловский Н., рассказ «Гений»Георгиев С., рассказ «Ошейник»Гоголь Н.В.

, роман «Мертвые души» (Манилов)Гончаров И.А., романы: «Обломов» (Обломов), “Обыкновенная история” (Александр Адуев – Петр Адуев)Горький М., пьеса «На дне»Грин А., повесть «Алые паруса»Гришковец Е.В., рассказ «Дарвин»Драйзер Т., роман «Американская трагедия»Дубов Н.И., повесть «На краю земли» (судьба Клайда Грифитса)Екимов Б, рассказ «Белая дорога» (Степа-глухой)Железников В.К.

, рассказы: «Космонавт», «Вожак»Каверин В., роман «Два капитана»Крапивин В., книга «Самолет по имени Серёжа» (рассказ «Балконный житель»)Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет»Лермонтов М.Ю, поэма «Мцыри»Лубенец С.А., повесть «Любовь в сети и наяву»Островский А.Н., пьеса «Гроза»Паустовский К.Г., книга «Литературные портреты» (глава «Жизнь Александра Грина»)Полевой Б.

, «Повесть о настоящем человеке»Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»Сервантес М., роман “Дон Кихот”Соловейчик С., книга «Педагогика для всех»Стругацкие А. и Б., роман «Трудно быть богом»Тузлуков В.А., притча «Сказка о мечте»Чехов А.П., рассказ «Крыжовник»Шаляпин Ф.И., книга «Я был отчаянно провинциален…» (о странничестве)Бим-Бад Б.

, статья «Благородство и сила духа»Гюго В., роман «Человек, который смеялся»Дюма А., роман “Граф Монте-Кристо”Куприн А.И., повесть «Суламифь»Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Пугачев), роман «Дубровский» (Дубровский)Роулинг Дж.К., серия «Гарри Поттер» (Поттер – Петтигрю в «ГП и Узнике Азкабана»)Солоухин В.А., рассказ «Мститель»Толкин Дж.

, «Властелин колец» (Голлум: Бильбо не убил его, хотя имел возможность, Гэндальф предостерегал Фродо от убийства Голлума; Фарамир также не стал убивать это существо (предоставив возможность решать этот вопрос Фродо). И даже Сэм, который ненавидел Голлума за его двуличность и предательство, оставил его в покое, повинуясь запрету Фродо.)Трифонов Ю., повесть «Дом на набережной»Чехов А.П.

, рассказ «Месть»Шекспир В., трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта»Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека»Астафьев В.П., рассказы: «Гимн жизни», «Домский собор», «Далекая и близкая сказка»; повесть «Последний поклон» (скрипач Вася-поляк)Ахматова А.А, стихотворение «Когда б вы знали, из какого сора…»Бегбедер Ф., роман «99 франков»Бондарев Ю.В., статья «О формулах и красоте»Бруштейн А.

Я., повесть «Дорога уходит в даль…» (безрукий художник)Брэдбери Р., рассказ «Улыбка»Булгаков М., роман “Мастер и Маргарита”Вересаев В., рассказ «Состязание»Генри О., рассказ “Последний лист”Гершензон М.О., статья «Мудрость Пушкина» (о форме и содержании в искусстве)Гоголь Н.В., повесть «Портрет»Готье Т., стихотворение «Искусство» (в переводе Н.С. Гумилева)Гранин Д.

, роман «Картина» (выставка живописи)Грибов Ю.Т., рассказ «Когда встает солнце»Грин А.С., рассказ «Победитель»Домбровский Ю.О., роман «Хранитель древностей»Друцэ И.П., очерк «Моцарт в конце лета»Железников В.К., рассказ «Мальчик с красками»Ильин И.А., слово «Духовный смысл сказки», произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 г.

; книга «Путь к очевидности» (глава «О художественном совершенстве»)Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой»Короленко В., повесть «Слепой музыкант»Крылов И.А., басня «Квартет»Лиханов А.А., повесть «Детская библиотека»Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 32 «Понимать искусство»)Лиходеев Л., очерк «Чистая душа»Львов С.Л.

, художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын»)Москвина М.Л., рассказ «Моя собака любит джаз»Носов Е.И., рассказ «Шопен, соната номер два»Носов Н.Н., повесть «Тайна на дне колодца»Осеева В.А., повесть «Динка прощается с детством»Пантелеев А.И., очерк «Гостиница «Лондонская»Пастернак Б.Л., стихотворение «Определение поэзии»Паустовский К.Г.

, повесть «Золотая роза» (главы: «Драгоценная пыль», «Молния», «Искусство видеть мир»); рассказы: «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»Пришвин М.М., рассказ «Мои тетрадки»Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»Распутин В.

, очерк «Культура: левая, правая где сторона?»Тендряков В., роман «Свидание с Нефертити»Толстая Т., рассказ «Кино»Толстой Л.Н., повесть «Альберт»Туберовская О.М., книга «В гостях у картин»Тургенев И.С., рассказ «Певцы»Успенский Г., рассказ «Выпрямила»Чехов А.П., рассказ «Скрипка Ротшильда»Шаламов В.Т., рассказ «Детские картинки»Айна Н., рассказ «Сказка о честных»Алексин А.

, повесть «Безумная Евдокия»Астафьев В., статья «Ответ в «Пионерскую правду», рассказы: «Людочка», «На закате дня»Бахревский В.А., рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету»Брэдбери Р., рассказы: «Карлик», «Всё лето в один день»Буйда Ю., рассказ «Продавец добра»Васильев Б.Л., книга «Летят мои кони» (доктор Янсен)Васильев П.А., рассказ «Уродина»Веллер М., роман «Мое дело»Вересаев В.В.

, книга воспоминаний «В юные годы» (тетя Анна)Воронин С.А., рассказы: «Неряха», «Стук в полночь»Габова Е.В., рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»Гальего Р.Д.Г., автобиографический роман «Белое на черном»Гарин-Михайловский Н., повесть «Детство Тёмы» (про Жучку)Генри О., рассказ “Последний лист”Георгиев С.Г., рассказ «Собаки не ошибаются»Гранин Д.

, очерк «О милосердии» / статья «Потерянное милосердие»Гюго В., романы: «Отверженные» (епископ Мириель – Жан Вальжан), «Человек, который смеялся»Дементьев А., стихотворение «Пока мы боль чужую чувствуем»Достоевский Ф.М.

, рассказ «Мужик Марей», романы: «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» (Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова)Драгунский В.Ю., рассказ «Друг детства»Дроганов В., рассказ «Несостоявшийся подарок»Екимов Б., рассказ «Ночь исцеления»Ерофеев В., рассказ «Галоши»Железников В.К.

, повести: «Чучело», «Чучело-2», рассказы: «Мальчик с красками», «Первое письмо»Ильин И.А., книга «Путь к очевидности» (глава «О доброте»); книга «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (очерк «Его ненависть»)Искандер Ф., очерк «Милосердие»Кафка Ф., новелла «Превращение»Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой» (Латышев)Крапивин В.П., рассказ «Почему такое имя?»Куприн А.И.

, рассказ «Чудесный доктор», повесть «Олеся»Лесков Н.С., очерк «Леди Макбет Мценского уезда»Лиханов А.А., повести: «Солнечное затмение» (Федор и голуби), «Голгофа» (тетя Груня); роман «Мой генерал» (про белку)Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты»)Львов С.Л.

, художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (размышления о сочувствии/сострадании; о своевременном добре)Никольская А., книга «Город собак»Островский Н.А., драма/пьеса «Гроза» («жестокие нравы», Дикой)Паустовский К.Г., повесть «Золотая роза» (глава «Драгоценная пыль»)Пермяк Е.А., сказка «Белая ворона»Пикуль В., роман «Барбаросса» (Нина Петрунина под завалом)Платонов А.

, рассказ “Юшка”Погорельский А., повесть-сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»Полевой Б., «Повесть о настоящем человеке»Приставкин А., повесть «Ночевала тучка золотая…» (сцена убийства Сашки)Пушкин А.С., роман «Капитанская дочка», маленькая трагедия «Моцарт и Сольери»Распутин В.Г., рассказ «Уроки французского»Солженицын А.И., рассказ «Матренин двор»Сухомлинский В.А.

, книга «Сердце отдаю детям» (глава «Забота о живом и прекрасном»)Тендряков В.Ф., рассказ «Хлеб для собаки»Толстой Л.Н. рассказы: «После бала» (отец Вареньки полковник Петр Владиславич), «Сила детства»Троепольский Г.Н., повесть «Белый Бим Черное ухо»Тэффи Н.А, рассказ «О нежности»Улицкая Л., книга «Истории про зверей и людей» (рассказ «Дед-шептун»), рассказ «Бумажная победа»Ходасевич В.Ф., биографическая повесть «Державин»Чванов М.А., рассказы: «Бездомная собака выбирает хозяина», «Билет в детство»Черноречин В., рассказ «Уродливый»Шим Э., повесть «Ребята с нашего двора»Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека»Яковлев Ю.Я., рассказы: «Черника», «Цветок хлеба», «Мальчик с коньками», «Урс и Кэт», «Театральный двор», «Он убил мою собаку», «Сердце земли», «Игра в красавицу»

Презентация по химии.

Смута (Смутное время) — период отечественной истории начала XVII в., когда страна переживала политический, экономический и социальный кризис.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые).

Направления тем для итогового сочинения в 2018/2019 году

  • Статьи
  • Основное общее образование
  • Русский язык

Министром просвещения РФ Ольгой Васильевой были объявлены тематические направления итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. Всего их пять: — Отцы и дети — Мечта и реальность — Искусство и ремесло — Месть и великодушие

— Доброта и жестокость.

07 сентября 2018

Итоговое сочинение — это допуск выпускников ГИА (государственной итоговой аттестации). Для учащихся с ограниченными возможностями предусмотрена замена написания сочинения на выполнение изложения по желанию.

Для каждого часового пояса России выделяются конкретные темы итогового сочинения в рамках открытых направлений тем.

Разработанные конкретные темы итогового сочинения и тексты изложений отправляются в органы управления образованием в день написания сочинений и изложений.

Комментарий к открытым направлениям тем для итогового сочинения на 2018-2019 учебный год, разработанный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данная тема затрагивает вечную проблему человеческих отношений — когда одно поколение сменяет другое, когда сталкиваются мировоззрения разных эпох, когда люди, близкие друг другу, могут оказаться «по разные стороны баррикад».

Во многих литературных произведениях можно найти иллюстрации подобных отношений. Представители разных поколений то сталкиваются в своих взглядах, то приходят к полному взаимопониманию. Данная тема создаёт богатую почву для рассуждений.

Нужно не только подчеркнуть сами разногласия, но и выявить причины такого противоборства.

2. Мечта и реальность

С первого взгляда кажется, что указанные в теме понятия различны и даже противопоставлены по смыслу. Однако более глубокое осмысление порождает рассуждение о том, что мечта и реальность тесно связаны. Именно реальные события, окружение порождают мечту, а мечта «поднимает» над реальным стечением обстоятельств, побуждает к действиям.

В литературе, впрочем, как и в реальной жизни, находятся герои, по-разному относящиеся к мечте. Одни лелеют свои фантазии, готовы пойти на всё, чтобы достичь свою цель, достать звезду в небе. Другие же персонажи лишь мечтают, но боятся приступить к решительным целям. Однако есть и третий «сорт человека» — те, кто чужд высоким мечтаниям.

Это люди, подчиненные низменным целям, для них реальность — это всё, остальное — пустые мысли.

3. Месть и великодушие

Данный нравственный выбор затрагивает тему грандиозных масштабов, вечную для человечества — добро и зло, миролюбие и агрессивность, великодушие и жестокость. На чем основывается человеческий выбор и каковы причины такого решения? Практически любое литературное произведение затрагивает темы, вынесенные в название. Человек — существо противоречивое.

Люди могут твёрдо находиться на стороне добра или зла, но так же и один человек может в различных ситуациях проявлять черты характера по-разному, отдавая предпочтение то добрым, то злым поступкам. Недаром Ф.М. Достоевский говорил устами своих персонажей: «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Писатели часто исследуют поведение героев в своих произведениях, реакцию на жизненные трудности, их нравственный выбор.

4. Искусство и ремесло

Выпускникам предлагается порассуждать о миссии художника, поразмышлять на тему отличий ремесла от искусства.

Каково предназначение искусства вообще, чего стоит призвание и талант художника, кто такие гении и подражатели — серьёзные темы для рассуждений.

В литературных произведениях часто поднимается мотив созидательного труда, осмысление творчества как такового, роль художника в социуме, раскрытие внутреннего мира персонажа через его творческую натуру или, наоборот, неприятие искусства вообще.

5. Доброта и жестокость

Данная тема призвана побудить выпускников к размышлению о нравственных основах отношения людей друг к другу и ко всему живому вокруг.

Что такое гуманизм и каковы истоки антигуманных настроений, выраженных в попытках причинять боль окружающим и даже себе? Во многих литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к добрым поступкам либо поражённые «вирусом» жестокости.

Многие персонажи испытывают переворот сознания и проходят путь нравственного перерождения — учащимся предлагается найти причины таких изменений и выявить безошибочность правильного выбора.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Впервые итоговое сочинение (изложение) было введено в качестве допуска выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 2014-2015 учебном году по поручению Президента РФ. Цель написания итогового сочинения (изложения) — выявление у обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

  1. Правом выбора написания изложения вместо сочинения обладают: — выпускники с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; — обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  2. — обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
  3. Итоговое сочинение (изложение) вправе писать выпускники прошлых лет с возможностью последующего предоставления итогов при поступлении в высшие учебные заведения.
  4. Время написания сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.

В экзаменационный комплект входит 5 тем сочинений из закрытого списка. На каждое открытое тематическое направление приходится одна закрытая тема.

Темы для сочинения будут названы учащимся за 15 минут до начала экзамена.

Оценивается итоговое сочинение (изложение) по стандартам «зачет» или «незачет». Лишь выпускники, получившие «зачет», будут допущены к сдаче ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

  • Как уже упоминалось выше, темы будут отдельно определяться для каждого часового пояса.
  • Существует пять критериев оценки сочинения: сообразность теме; аргументация; обращение к литературному материалу и его актуальное использование; грамотность; композиция; качество речи.
  • Итоговые сочинения (изложения) оценивают комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Универсальный список литературы для итогового сочинения 2019/2020 EgeFox

  • «Гордость и смирение»
  • Есть примеры настоящей гордости, умения держать слово (Гринев, Пугачёв), мнимой гордости, высокомерия (Швабрин).
  • «Надежда и отчаяние»
  • Обращение Гринева к Пугачеву за помощью: надежда или отчаяние?
  • «Добро и зло»
  • Ответ добром на добро
  • Ответ злом на добро
  • Способен ли лобный человек на добрые поступки?
  • «Он и она»
  • Каким должен быть настоящий мужчина?
  • На что способен мужчина ради любви?

Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

  1. «Гордость и смирение»
  2. Уважение к себе, умение прощать, пример скромности (совместимы ли скромность и гордость?)
  3. «Надежда и отчаяние»
  4. Роль надежды (Мересьев), пример отчаяния (Гвоздёв), самый яркий пример человека, которые верит в лучшее Воробьев
  5. «Добро и зло»
  6. Добро, порождающее добро, война как воплощение зла, роль добра в годы войны
  7. «Он и она»
  8. Несколько линий не о любви, а именно о взаимоотношениях мужчин и женщин, их восприятии друг друга и, конечно же, роли тех и других в годы войны.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

«Гордость и смирение»

Умение держать слово, уважение к себе. У главного героя была «правильная» гордость. Он мог постоять за себя, если была необходимость, но никогда не использовал силу, чтобы доказать свое превосходство.

«Надежда и отчаяние»

Что делать, если ничего не выходит и близкие не поддерживают? Несмотря ни на что Мартин не терял надежды.

  • «Добро и зло»
  • Способность отвечать добром на добро, умение ценить доброту окружающих
  • «Он и она»
  • Как социальный статус мужчины и женщины отражается на их взаимоотношениях?

В. Закруткин, повесть «Матерь человеческая»

  1. «Он и она»
  2. Женщина на войне
  3. Образ настоящей женщины
  4. Роль женщины в мире
  5. «Добро и зло»
  6. Способен ли добрый человек совершить зло
  7. Роль добра в мире
  8. Роль добра на войне
  9. Война как воплощение зла
  10. Пример варварского отношения к людям
  11. «Надежда и отчаяние»
  12. Минутная слабость и отчаяние. Пример сильного человека, который не впадал на отчаяние, несмотря ни на что
  13. «Гордость и смирение»
  14. Умереть или подчиниться чужой воле?

А.П. Чехов, рассказ «Который из трех»

«Он и она»

Произведение раскрывает почти все стороны «любовных» отношений мужчин и женщин, их мотивы и маленькие пороки. Что важнее любовь или деньги? И может ли отказаться от любви по-настоящему любящий человек?

  • «Гордость и смирение»
  • Совместимы ли гордость и меркантильность?
  • «Надежда и отчаяние»
  • К чему приводят пустые надежды?

А.П. Чехов, рассказ «Попрыгунья»

  1. «Добро и зло»
  2. Пример добра, совершенного во вред себе
  3. «Гордость и смирение»
  4. Яркий пример бесхребетности и зависимости от чужого мнения
  5. «Надежда и отчаяние»
  6. К чему приводит отчаяние?
  7. «Он и она»

Стоит ли все перечислять? Все произведение об этом. Просто читайте.

Универсальный список литературы по темам итоговых сочинений в декабре 2021 года

  • Список литературы по темам сочинений в декабре 2021 года
  • Фипи опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебного года

Список литературы по темам сочинений в декабре 2021 года

Специалисты отмечают, что есть универсальные произведения, которые помогут ребятам в подготовке к итоговому сочинению по любым направлениям. Сюда входят как произведения из школьной программы по литературе, так и те, которые сейчас не изучаются в школе.

Из школьной литературы

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. (Краткое содержание, Анализ. Характеристика Болконского)
  2. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Характеристика Гринева)
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Онегина)
  4. «Горе от ума» А.С.

    Грибоедов (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чацкого)

  5. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов (Характеристика Мцыри)
  6. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (Краткое содержание, Характеристика Печорина)
  7. «Шинель» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Характеристика Башмачкина)
  8. «Мертвые души» Н.В.

    Гоголь (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чичикова, Ноздрева, Манилова)

  9. «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Базарова, Николая Петровича Кирсанова)
  10. «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин (Краткое содержание)
  11. «Обломов» И.А.

    Гончаров (Краткое содержание, Характеристика Обломова, Штольца)

  12. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (Краткое содержание, Характеристика Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, Анализы всех героев., Анализ произведения)
  13. «На дне» М. Горький (Краткое содержание, Анализ)
  14. «Гроза» А.Н.

    Островский (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Катерины)

  15. «Судьба человека» М.А. Шолохов
  16. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков (Краткое содержание, Характеристика Воланда, Иешуа, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Мастера)
  17. «Матренин двор» А.И. Солженицын
  18. «Студент», «Ионыч» (Краткое содержание. Анализ.

    Читать рассказ), «Человек в футляре» (Читать рассказ, Характеристика Беликова), «Дама с собачкой»(Читать рассказ), «Смерть чиновника», «Хамелеон» (Читать рассказ) А.П. Чехов

  19. «Вишневый сад» А.П. Чехов (Краткое содержание, Анализ)
  20. «Чучело» В.К. Железников
  21. «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
  22. «Уроки французского» В.Г.

    Распутин

  23. «Обелиск» В.В. Быков (Краткое содержание)
  24. «Недоросль» Д.И. Фонвизин (Краткое содержание, Анализ)
  25. «Мы» Е.И. Замятин (Краткое содержание, Характеристика Д-503)
  26. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин (Краткое содержание)

Не из школьной программы

  1. «Одиссея», «Илиала» Гомер
  2. «Дон Кихот» М. Сервантес
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
  4. «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
  5. «1984» Дж. Оруэлл
  6. «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  7. «Мартин Иден» Дж.

    Лондон (Характеристика Мартина Идена)

  8. «Три товарища» Э.М. Ремарк
  9. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
  10. «Облачный атлас» Д. Митчелл
  11. Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
  12. «Большие надежды» Ч. Диккенс
  13. «Ярмарка тщеславия» У.

    Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)

  14. «Повелитель мух» У. Голдинг
  15. «Позитронный человек» А. Азимов
  16. «Форрест Гамп» У. Грум
  17. «Убить пересмешника» Х. Ли
  18. «Цветы для Элжернона» Д. Киз
  19. «Колыбель для кошки» К. Воннегут
  20. «Властелин колец» Дж. Толкин
  21. «Гарри Поттер» Дж.

    Роулинг

  22. Рассказы О.Генри

Фипи опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебного года

На старте нового учебного года ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год, которые были утверждены Советом Минпросвещения России по вопросам проведения итогового сочинения.

Не секрет, что успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/ «не зачет». В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.

Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.

Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг.

Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).

Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, где особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

  • Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения.

Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие которого со дня рождения отмечается в конце 2021 г.

Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Ссылка на основную публикацию