Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

В пьесе Островского “Гроза ” есть несколько пар, но я хочу поговорить о центральных героях – Катерине и Тихоне Кабановых.

Двое, которых насильно соединили друг с другом, пытаются жить и полюбить данного им человека. Странны, слабы, изуродованы чувства этих людей. Катерина и Тихон очень несчастны. Оба зависят от воли и самодурства Кабанихи, которая не упускает ни малейшей возможности продемонстрировать свою волю над молодыми, зачастую, специально внося раздор между парой.

Из содержания пьесы мы знаем, что Катерину рано выдали замуж. До этого девушка жила простой, беспечной, а главное счастливой жизнью. А замужество, как сказал один из героев пьесы –

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Да ещё свекровь попалась, что краше некуда. Но Катерина пытается, действительно пытается полюбить своего мужа. Она часто говорит, что жалеет его и готова терпеть, пока терпится. Но она хорошо понимает, что живёт плохо, не ладно. Прежде, умевшая радоваться простым, обыденным вещам, Катерина замечает, что потеряла в этой семье свою резвость и что ещё страшнее

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

В молодой женщине уже проснулась жажда любви, но не получая должной ласки от мужа, мучается по ночам от, как она понимает, греховных наваждений, что кто-то её обнимает, воркует, голубит. Ей так хочется любви! Да она бы своего Тишу, смогла полюбить только за жалость, проявленную к ней, как это делала Варвара.

Сломленная свекровью, лишённая малейшей поддержки мужа, Катерина отдаётся на волю своих чувств к Борису. Но, обладая горячим нравом, не могла таить своей измены и на этом, её жизнь кончилась. Женщина доведена до последней стадии отчаяния – почему её не убили, ведь раньше убивали и как хорошо было бы лежать в могилке, какие страшные мысли приходят к ней.

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Катерина уходит из постылой жизни, где так и не дождалась настоящей любви, где ей не пришлось встретить мужское плечо, на которую можно было бы опереться.

О Тихоне, муже Катерине мы знаем не слишком много. Автор как-будто намеренно не даёт о нём полной информации. Да и что можно рассказать о столь забитом и подневольном существе! Женился исключительно по настоянию матери, ей так захотелось.

Муж частенько раздражается, что ему приходится терпеть попрёки от властной мамаши и в адрес своей жены, что сильно обижало несчастную Катерину. Не мог Кабанов заступиться как следует за любимую женщину. Да, он любил жену, как мог любить слабый человек.

Отмечал её красоту, добрый характер и понимал, что она была бы для него самым лучшим человеком в этой безрадостной жизни.

Но Кабаниха постоянно вмешивалась в их жизнь, уча своего сына своим правилам – жена должна бояться его (а ведь он был рад тому, что она его просто любит ), не выходить из воли мужа и ещё целый ряд требований…

С каким удовольствием Тихон уезжает, нет, сбегает из дома, когда мать посылает его по делам в Москву. Он отмахивается и от слёз Катерины, которая умоляет взять её с собой.

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Так пьянит его эта свобода на несколько недель, что и жену по боку! Не готов он брать ответственность за близкого ему человека, слишком слаб, забит, лишён всякой воли.

Тихон даже пытается не дать сказать Катерине своё признание в измене и не потому, что это его сильно обидит, а мама рядом находиться! Так велик его страх перед старым деспотом в юбке. Только по воле Кабанихи он ругает и бьёт свою жену, лишь в тайне жалея её.

И наверное, последнее проявление своей любви показал Тихон, когда был готов бросится в омут за Катериной, спасти её, но и тут его остановили, а он и послушался.

Слабый, слабый Тихон Кабанов, который не смог уберечь свою жену и напоследок проводил её попрёком –

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Живой, мёртвой позавидовал…

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Любовь в пьесе Гроза

Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.

И вот, наконец, на горизонте появляется он, Борис. Он совершенно не похож на всех ее знакомых, он словно из иного круга. Именно это и становится для женщины некоей надеждой на настоящее, светлое чувство, которого она доселе не испытывала.

Конечно, Катерина замужем за Тихоном. Но любви к нему она никогда не испытывала. Этот человек просто не вызывал неприязни, потому и было решено сосватать их. Ведь засиживаться в девках негоже.

Именно поэтому девушка была выдана замуж «потому, что надо» — но никакой возвышенной любви в данном случае не наблюдается. Что же касается Бориса, встретив его, Катерина начинает чувствовать нечто доселе новое и неведомое – то самое прекрасное чувство, о котором уже так много сказано.

Не боясь осуждения, девушка идет на свидание с любимым мужчиной. У нее появляется вера в то, что скоро все будет позади – и безвольный, совершенно не интересный Тихон, и домашний гнет, и все невзгоды, которые преследовали ее раньше.

Как выясняется впоследствии, Катерина ошибалась. Хоть Борис и отличается от ее знакомых, он далеко не «рыцарь на белом коне» и порой проявляет такую же бесхарактерность, как и ее муж.

Мужчина боится своего дяди и очень зависим от его мнения, потому он даже не предпринимает попыток для того, чтобы защитить возлюбленную от неминуемого позора. Самое обидное, что Борис уезжает и оставляет девушку в том же несправедливом и жестком по отношению к ней окружении, с которого и начиналась история.

Тем не менее, Катерина не проклинает мужчину за его поступок – ведь она искренне любит его, даже сейчас, когда он умудрился бросить ее на произвол судьбы, воспользовавшись ее душевными порывами. Вполне возможно, если бы обвинения в позоре и гнет прекратились, то героиня смогла бы продолжать жить, надеяться, верить и радоваться – и, вполне возможно, сумела бы встретить свою судьбу.

Любовь для девушки – наивысшая жизненная ценность. Однако психологическое давление окружающих никуда не исчезает. Не в силах больше терпеть окружающую действительность, Катерина кончает с собой, прыгая с обрыва в волны Волги. Для нее это единственный выход обрести покой и долгожданную свободу от всего, что угнетало.

В этом и заключается проблема и трагедия любви в произведении. Случается, что чувства – лишь мираж, который приносит счастье лишь на миг, чтобы после опять бросить душу о скалы страданий. Именно это и произошло с Катериной. Она искренне верила Борису и считала, что настал тот самый момент, когда жизнь изменится и она станет счастливой, но, увы, мечтам девушки не суждено было сбыться.

Другие сочинения: ← Был ли иной путь у Катерины?↑ ОстровскийПочему погибла Катерина Кабанова в пьесе Гроза →

Сочинение на тему «Что такое любовь? по пьесе «Гроза» Островского.»

Сочинение на тему «Что такое любовь? по пьесе «Гроза» Островского.»

Пьеса Островского «Гроза» несомненно, является одним из самых знаменитых произведений писателя. Оно было написано во время серьезных изменений, которые происходили в России на тот период. В главной героине, сосредоточена главная проблема данного произведения.

Она, как и многие другие девушки ее времени, терпели родительский гнет и нежелание жить по устаревшим нравам.

Помимо главной проблемы, пьеса также включает в себя ряд других, не менее важных проблем, вроде взаимоотношений отцов и детей, ответственности и чувства долга.

Писатели того периода много времени уделяли размышлениям на тему любви. Она была показана в разных интерпретациях, каждой писатель давал оценку важности любви в жизни человека по-своему. Не становиться исключением и Островский, который размышляет о чистой и сильной любви Катерины, главной героини пьесы «Гроза».

Судьба девушки оказалась очень печальной, счастливое детство резко сменилось взрослой реальностью того времени. Наталья, как и все ее сверстницы рано выходит замуж, конечно не по любви, а по надобности родителей.

Тогда Наталью это не сильно беспокоило, она понимала, что другого выхода у нее нет, поэтому быстро смирилась со своей судьбой. Она не представляла другой жизни, считала что слое и жестокое обращение это норма жизни любой молодой замужней девушки.

Озарение снизошло на нее вместе с любовью к Борису Григорьевичу. Она влюбляется в него сразу же, даже толком не перекинувшись и парой фраз. Девушка заворожена его обликом, который так сильно не похож на то общество, которое ее окружает.

К тому же любовь, которую она испытывает, является ее первым сильным чувством. Хотя у нее и есть муж, любить по-настоящему она некогда не смела.

Ее любовь олицетворяет свободу, о которой она так сильно мечтает. Наталья очень религиозна, поэтому в первое время она не могла позволить своим чувствам существовать.

Долгое время она пыталась закрыть их в себе, так как любить другого мужчину, не своего мужа, являться истинным грехом. Но что она могла сделать против любви, когда сердце всем своим естеством требовало Бориса.

Но выбор девушки оказывается ошибочным, ведь то, что она полюбила в Борисе, оказалось полнейшей ложью. Он казался ей другим, воспитанным и образованным, в отличие от Тихона и Кабановой, но отличие от них несет лишь внешний характер.

В действительности же, Борис находиться в таком же положении, как и ее муж. Он зависит от Дикого, в руках этого человека судьба Бориса и его младшей сестры. А именно от зависимости и гнета других людей, девушка и искала спасение.

Любовь Катерины оказывается трагичной. После супружеской измены она во всем признается своему мужу, все это время ее гложет совесть и чувство безысходности. Она надеется найти помощь у своего любимого, надеясь на то, что мужчина не оставит ее в беде, а заберет с собой.

Но Борис не являлся тем человеком, который сможет бросить все ради любимой женщины, на мольбу Натальи он отвечает равнодушием, так как боится лишиться своих денег.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы шекспира «макбет» для читательского дневника

Наталья огорчена предательством Бориса, но это не мечтает ей, находясь на пороге смерти, простить его, что говорит о серьезности ее чувств.

После того, как девушка прощается с Борисом, она решает покончить жизнь самоубийством. Она понимает, что это самый страшный грех, но продолжать жить среди этих людей она уже не в силах. Но не только это является главной причиной ее решения.

Своей смертью она отдает себя на растерзание Богу, готовая ответить за все свои грехи. Ее смерть, является ключевым моментом в произведении Островского. Она означает, что на купечество надвигается буря перемен, которая изменит обычный уклад жизни дворянства.

Так оно и было, ведь спустя несколько лет, в России происходит знаменательное событие, Александр 2 отменяет крепостное право.

Похожие сочинения:

  • Сочинение на тему «Женские образы Островского» Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую […]
  • Сочинение по пьесе Островского «Гроза» «был ли у Катерины другой выход?» Все постоянно твердят о том, что ситуации, из которой невозможно было бы выбраться не существует. А действительно ли так? Или безвыходное положение это не такой уж и миф? Этот вопрос можно […]
  • Сочинение на тему «Смысл названия пьесы Гроза?» А.Н. Островский в своей великой и очень символичной пьесе «Гроза» повествует о жизни провинциального городка Калинов. Жизнь в нем протекает скучно и однообразно. Но при этом в нем царят […]

Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Проблема любви в пьесе Гроза Островского

В пьесе Константина Островского под названием «Гроза» рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга — эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.

В пьесе Островского «Гроза» ярко выражен конфликт любви. Главная героиня — это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом.

В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве.

Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия — что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь — это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования.

Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность.

Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Влюбленность и симпатия — это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне.

Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу.

Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Популярные сочинения

  • Примеры взаимовыручки из литературы сочинение Взаимовыручка играет огромную роль в жизни людей и общества в целом. Помогая своим близким, поддерживая друг друга, проще добиться успеха. Существует очень простое правило, которого
  • Сочинения по творчеству Некрасова Русский поэт Н. А. Некрасов посвятил свою деятельность для воспевания русского народа, жил жизнью народа и боролся за его достаток. Его главной чертой эго творчества было его служба общественным интересам того времени
  • Сочинение Варвара в пьесе Гроза (Образ и характеристика) Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать — Марфа Игнатьевна.

Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” .

Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви.

Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей.

Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”. Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком.

Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует.

Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде.

Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям.

После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит.

Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни.

Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ.

Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша.

Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”.

Читайте также:  Почему трусость связывают с бесчестием?

Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Поделиться

Сочинение по литературе: Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза». – docbaza.ru

ТЕМА ЛЮБВИ В “ГРОЗЕ” А. Н. ОСТРОВСКОГО

Любовь покрывает множество грехов.

Ев. от Петра, IV, 8

“Гроза”, показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно “лучом света”, самой сильной героиней Островского – Екатериной, ставшей “легендарным характером”.

Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира.

Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли

его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души.

А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.

Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, “пока терпится”. Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни,

но… Дали ли Жадову из “Доходного места” его ум и образованность силы в борьбе с жизнью?

Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее – сердце.

Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: “Отчего люди не летают?” Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, “как птичка на воле”.

Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое.

Иконы, слова странниц о “храмах золотых”, “садах необыкновенных” превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей…

Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь.

Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его.

Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок , как и Божий.

Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.

Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: “Грех. Молиться не будут?

Кто любит, тот будет молиться…” То же подтверждает и Кулигин: “…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Для Катерины без веры потерян смысл жизни.

Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека.

А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, “у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится”.

Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости.

И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью.

Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства.

Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха “точит” сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею.

Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы.

Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где “все как будто из-под неволи”, даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, “этот мир был страшнее”, у него были “жестокие нравы”.

Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит “до смерти”, и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством.

Любовь ее – “всепрощающая”, она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, – трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает – о его, не о своем бесчестии – о его “вечном покоре”, Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.

В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров.

По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и “завяла”, будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства.

И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах.

Из этого тупика в мире Калинова выход один – смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей “умереть захотелось…”.

Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, “скрывать-то ничего не может”, не может делать так, чтоб было “шито-крыто”.

Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен.

  Петр Ильич Чайковский — краткая биография композитора

Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже “думать не хочется”. “И человек ничто. Пылинкой в мире он.

Но боль его громаднее Вселенной”.

Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете – полете вниз, но полете…

Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»

Коллекция сочинений: Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принци­пиально новый в русской литературе.

По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литерату­ре» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета.

Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.

Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становит­ся первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини.

Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядыва­лись на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия.

Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только».

Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не пого­ворив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которо­го она живет.

Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироо­щущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Но­чью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так лас­ково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует.

Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем.

И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощени­ем наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Ре­шение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представля­ет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столич­ной моде.

Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отли­чается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабано­вой приводит к трагическим последствиям.

Читайте также:  Анализ произведения чехова «мальчики»

После ее признания в супру­жеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с му­жем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблени­ям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит.

Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трус­ливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни.

Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ.

Ее любовь высока, она не может опуститься до униже­ний и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюб­ленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описа­ны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия.

Эти молодые люди, хоть и испыты­вают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катери­ну житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере.

Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомнен­но, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мое положение в обществе (7 класс) На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный
  • Повесть о Петре и Февронии Муромских — сочинение 7 класс Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.
  • Школьные годы чудесные — сочинение Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.

Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

  Скачать сочинение

    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” .

Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви.

Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей.

Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком.

Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует.

Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.

    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде.

Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям.

После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит.

Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни.

Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ.

Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша.

Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”.

Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета.

Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

201751 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

Ссылка на основную публикацию