Сочинение: Природа в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Что можно сказать о природе она всегда вдохновляла писателей, и каждый творческий человек воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ».

Читая этот роман, возникает такое впечатление, что Лев Николаевич раскрывает не только персонажей данного произведения, и совмещает жизнь с природой. Она как будто участвует и выполняет на мое усмотрение важную роль в этом романе.

Толстой гармонично и уместно соединяет и разворачивает данное событие, как прекрасно читать описание чувственной природы. Каждый фрагмент описан так подходяще и завораживает, что хочется читать не останавливаясь. Вроде бы обычный туман воплотился и соединился в жизнь с солдатами, которые из густоты и хмурости не могут понять, где свой или иная враждующая сторона, хотя время шло к рассвету.

Природа для меня как особый персонаж, как дополнительный главный герой. Мне хочется поделиться своими ощущениями о понравившихся моментах.

Очень понравился эпизод раненого Болконского, когда он поднимает глаза и видит над собой высокое хмурое небо с серыми и унылыми плывущими облаками, на мой взгляд здесь автор всю боль и переживания отразил на небе.

Природа чувствует и как будто переживает вместе с ними его страдания и боль.

В романе много и положительных моментов. Хочется поделиться моментами светлыми и позитивными, которые имеют месту быть. Романтика и природа хорошо сочетаются в произведении.

Радость и яркие эмоции описаны в ту ночь, когда главная героиня романа Наташа Ростова смотря на звездное небо и мечтала улететь, она и небо как будто одно целое, этот удивительный фрагмент не возможно описать, и передать словами.

Льва Николаевича Толстым можно назвать талантом автором, ведь это так сложно соединить персонажа с помощью живой природы. Показать одну эмоцию на двоих. Поэтому я считаю этот роман чувственным и живым.

Сочинение Природа в романе Война и мир

Все мы каждый день взаимодействует с природой. Но многие люди не замечают этого и относятся к ней не серьезно, не понимая, какой вред они наносят природе. Вот и Л. В. Толстой в популярном  романе «Война и мир», очень подробно и ярко описывает то, без чего  человек не сможет существовать ни дня. Давайте подробнее рассмотрим, о чем пишет автор и что он хотел донести до читателя.

Роман Толстого очень многогранный и захватывает самые важные стороны человеческой жизни в том числе и природу. В романе, этому уделено огромное внимание, ведь Лев Николаевич понимал и видел природную красоту по особенному. Все что происходит в ней, рано или поздно повлияет на человека.

Если хорошо подумать, то в романе природа по сути принимает участие во всех событиях, как будто она оживает и меняет некоторые события. Все это Деревья, трава, листья облака, небо присутствует здесь и добавляет красок и впечатлений.

Прочитав Роман можно понять, что Толстой говорит о человеке и природе как едином организме.

Я полностью соглашусь с автором. Человек и природа одно целое, от нее зависит многое в том числе наша жизнь. Давайте задумаемся над этим и будем по другому относиться к ней. Ведь не только Толстой об этом пишет, но и другие великие писатели. Уже тогда они догадались об этом, и оставили это в своих книгах. Давайте больше читать и главное  впитывать эту информацию используя ее в пользу.

Сочинение: Природа в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) Природа в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Путь исканий Андрея Болконского (Жизненный путь) в романе Война и мир сочинение
    Андрей Болконский один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», был достаточно доброй и честной души персонажем. Его путь в романе был продолжительным, видно, что автор уделяет не мало страниц этому персонажу
  • Сочинение Мой характер 9 класс ОГЭ 15.3
    Я считаю, что сразу вот так рассказать «какой у тебя характер» очень сложно, потому что человек сразу же начинает, так сказать «теряться». А вот что такое вообще «характер»? Это образ жизни, стиль поведения, а может твое обычное настроение?
  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс
    Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все детали, передающие дух старины. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина “Гвидон и царица”. Изображены на ней главные герои,
  • Сочинение рассуждение на тему Любовь 9 класс ОГЭ)15.3
    А что мы знаем о любви? Об этом чувстве говорили многие, кто-то восхвалял ее, кто-то порицал, но ни один не оставался равнодушным. Многие люди говорят, что любви нет, что бабочки в животе не летают, а душа не стремиться к небесам. Но так ли это?
  • Женские образы в романе Преступлении и наказании сочинение
    Женские образы в классических произведениях имеют очень большую роль и значение. В романе Достоевского , который очень глубок по своей психологии , эти образы уникальны. В то же время они собирательные. Каждая героиня олицетворяет
  • Сочинение Материнская любовь 15.3 ОГЭ 9 класс рассуждение
    Любовь матери – это ни с чем несравнимые чувства, это невозможно объяснить простыми словами. Материнская любовь начинается ещё в утробе. Ни кто так не будет любить как родная мать. Мама – это самый лучший, нежный,

Образ и значение природы в войне и мире

Л.Н. Толстой в романе «Война и Мир» ярко представил не только две стороны – свет и тень, добро и зло, которые выражены в войне и мирной жизни, но и то, что присутствует вокруг и во время войны и во время мирной жизни – природу.

Она не только обрамляет все происходящее, но и, являясь созвучной героям – отражает их внутреннее состояние и ярко представляет их характеры.

Толстой очень близок к природе и через ее красоту хочет показать в сравнительном выражении – насколько близка душа того или иного героя к свету и добру, насколько высоки его стремления, возвышенно сердце.

Своих главных и самых любимых героев, автор часто помещает в определенную ситуацию, где они будут максимально близки с природой, будут взаимодействовать с ней, чему-то учиться у нее.

Например, в битве под Аустерлицем раненный князь Андрей Болконский видит над собой небо.

«…Высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками».

Он только, что совершил очень смелый поступок, подвиг, он хотел этой битвы, чтобы доказать что-то самому себе, но вот он видит небо и все для него предстает в совершенно ином свете.

Видя бесконечность небес, именно в тот момент, он открывает душу Высшим Силам и осознает, хотя сам себе еще не отдает в этом отчета, что его сестра была права и кажется он не просто «должен верить» — он действительно верит и хочет этого.

«…Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

После смерти жены Болконский вновь впадает во внутренние переживания, приводящие его к эмоциональному ступору, холодности, когда ему кажется, что он ничего не хочет, ни о чем не мечтает. И именно тогда, по пути в Отрадное он видит дуб. Тот самый, на который еще смотрел и переживал свои внутренние противоречия, пытаясь справиться со своим тяжелым характером – его отец.

  • «…Огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.
  • Автор описывает старое дерево, так как видит его князь Андрей и, глядя на этот дуб у него невольно рождается мысль, что он и сам изгой, словно этот
  • дуб и ему кажется, что дерево говорит ему: «нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — и Болконский, ведомый мрачным настроением, навеянным ему воспоминаниями и видом старого дуба, решает, что он должен, как и этот дуб — «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

В Отрадном Болконский впервые сталкивается с Наташей Ростовой, а ночью, когда он раскрывает окно, он невольно слышит ее разговор с Соней. Слышит, как милая, юная эмоциональная девушка, увлечена красотой ночной природы.

«…Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. …и выше почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе…»

И с горячностью делится с подругой своими мечтами.

«Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!»

  1. «… отчего люди не летают как птицы? Так бы… и полетела…»
  2. Наташа всячески пытается «заразить» Соню этой поэзией, этими чувствами, ощущением свободы, полета, молодости, ощущения счастья, но подруга не разделяет этого восторга и не очень понимает Наташу, но Андрей – отлично понимает ее и чувствует тоже, что она.
  3. Возвращаясь из имения, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но на этот раз он видит это старое дерево совершенно иначе:

«…старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…»

и Болконский вдруг понимает, что он хочет жить с другими и для других, понимает, что жизнь продолжается.

«…жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

В «Войне и мире» практически все описания природы идут либо через восприятие героев, либо от автора, когда он хочет сам сделать акцент на сильной сцене и метаниях героев. Толстой очень тонко показывал, насколько хорош мир. Мир – как природа, окружающий мир и как понятие – «мирная жизнь» с ее простыми радостями, светлым и детским восприятием

Читайте также:  Оценка пугачевского бунта Пушкиным и Есениным

реальности. Показателен эпизод с охотой, где все главные герои раскрывались по-своему, и для каждого это был свой личный, маленький праздник.

Перед охотой на волка Николай Ростов поразился красоте раннего утра.

«…увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли…»

И это утро, как рождение нового дня, было началом этого счастья – одного на всех и отдельного для каждого. Счастья, объединявшего всю семью вместе и дававшее ощущение покоя и свободы.

Толстой показывал картины природы в разных вариантах, чтобы дать читателю увидеть разницу, показать, насколько различна природа, когда героям плохо, когда вокруг творится, что-то ужасное и наоборот, когда все в порядке. Война и мир показаны на контрасте и не только через действия и диалоги, но и через описания природы.

Например, Бородинское сражение до и после битвы, очень ярко иллюстрирует этот контраст. Поднявшись на курган до сражения — Пьер восхищенно замирает —

«…Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…»

После сражения весь этот прекрасный вид, не навевает ничего кроме тоски, не вселяет ничего кроме ужаса. Но спустя какое-то время, когда война, наконец, заканчивается, Толстой описывает все вокруг в радостных красках, семья снова в сборе, все, кому было нужно – встретились, все кто любил – обрели свое счастье. Друзья рядом, близкие люди – вместе.

Мастерски описанные образы пейзажей и ситуаций, которые происходят внутри этих пейзажей, представляют автора, как художника, только пишущего не красками, а словом. Толстой – мастер описаний.

Природа и человеческие чувства, сплетаясь вместе – создают прекрасную общую картину, на которой каждый читатель увидит что-то свое и научится чему-то сам возможно в первую очередь тому, что нужно беречь мир.

Мирную жизнь и прекрасный мир природы вокруг нас, ведь именно он делает людей лучше, чище и возвышенней, позволяет быть счастливыми.

Природа в романе «Война и мир»

  • Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:
  • Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.
  • «Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя

В жизни князя Андрея «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг.

— это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — Наполеон. Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: «Вот смерть героя».

Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.

Старый дуб

Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Красота природы как камертон личности героев Толстого

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа как символ мира в романе и критерий правды

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу.

Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:

«Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный.

Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны.

Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

  Скачать сочинение

    Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.

    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.

    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.

Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.

Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»).

Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.

Читайте также:  Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».

    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю.

Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

95812 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роль природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» – сочинение 10 класс

→ Онлайн-обучение в лучших школах США, Канады и Великобритании

Пример сочинения для 10 класса на тему: Роль природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Роль природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Лев Толстой в романе «Война и мир» нередко прибегает к описаниям пейзажей, природных явлений и отдельных объектов природы. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Благодаря ярким и четким описаниям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты.

Это помогает донести до читателей главную тему, более ярко раскрыть характер героев и событий. Природа в творчестве Толстого не только внешний фон сюжета, она очень важна для понимания переживаний и состояний персонажей романа.

Автор вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое.  Природа сочувствует героям романа, вызывает у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Так, например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему.

Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев: «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб,»- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возникли в душе князя Андрея».

Описывая дуб, Толстой подчеркивает, что позиция Андрея Болконского – это «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая» неверна, это своеобразная защита от истинной жизни. И мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными».

Возвращаясь из Отрадного, Болконский снова видит дуб, который словно очнулся от векового сна. Теперь это не угрюмый старик, а моложавый крепыш. Сквозь кору пробивались листья, и издалека дерево казалось тёмно-зелёным шатром. Через преображение дуба Толстой показал изменения, произошедшие с князем.

Болконский окончательно решил: нельзя жить только для себя. Нужно, чтобы всё, что знает человек, становилось известно другим. В один миг Андрей вспомнил девочку, поражённую красотой неба, Пьера, ночь и луну. Ему стало ясно, что полноценная жизнь — это когда ты приносишь радость другим, а не только себе.

Через окружающий мир писатель показывает своё отношение к каждому действующему лицу романа, к каждому событию. Л.Н. Толстой включил описание природы, разъясняя понятие «мир», «мирная жизнь».

Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста.

Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться на берег, оставаясь в живых.

Перед Бородинским сражением Андрей Болконский и Пьер Безухов в разговоре упомянули, что «война — самое отвратительное дело в жизни», и в подтверждение этому Л. Толстой так описывает природу, что становится понятно – сама природа требует прекратить убийство.

Ведь вокруг такая красота: «…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени.

Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

После Бородинского сражения прекрасная природа как – будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей», – так автор даёт понять, что достаточно воевать, надо жить в мире; дождь словно очищает землю от войны, от крови.

В романе Льва Николаевича Толстого есть множество сцен, когда человек показан в гармонии с окружающим миром. Используя их, автор хочет, чтобы мы поняли, что в Природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Нужно постигать мудрость природы и учиться у неё.

***

P.S.

“Война и мир. Комплект из 2-х книг”

“Война и мир” – самый известный роман Л.Н.Толстого, как никакое другое произведение писателя, отражает глубину его мироощущения и философии. Эта книга из разряда вечных, потому что она обо всем – о жизни и смерти, о любви и чести, о мужестве и героизме, о славе и подвиге, о войне и мире.

  • Купить в Лабиринте

Сочинение: Природа в романе "Война и мир" Толстого – Толстой Л.Н

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие.

Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие.

Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман.

Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою.

Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера.

Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать.

«Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями.

Читайте также:  Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

«Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло.

Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Аллегория военной стратегии

Главная сцена Аустерлицкого сражения, описываемая Толстым, позволяет читателю увидеть трагичность того, как русские войска уходят прямо в туман по узким тропам. Он настолько густой, что увидеть, где расположен враг и куда следуют русские солдаты, невозможно.

Эта сцена столь же сюрреалистичная, сколько и тревожна. Планы совместного командования как туман расплывчаты и неясны, поэтому исход сражения совершенно непонятен. Возможно, за гранью видимости солдат поджидает враг, готовый уничтожить войска.

Описание этой сцены позволяет почувствовать тревожность момента.

Толстой словно подчеркивает туманность и расплывчатость позиций австрийского и российского войска и четкую, продуманную линию ведения сражения Наполеона. Именно это в дальнейшем предопределило победу последнего.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия.

Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего.

И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно.

Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света».

Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Природа и ее роль в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни связаны с природой.

Так, все значимые минуты жизни Андрея Болконского связаны с тем или иным пейзажем: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и Наташа, взволнованная красотою ночи.

Отрицательные же персонажи почти никогда не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой связи с ней.

https://www.youtube.com/watch?v=1-DMHocsMYY\u0026t=96s

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом, например.

После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и… волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».

Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи.

Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю».

Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.

Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых— все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.

Толстой показывает, как светлая ясная природа дает человеку радость и делает еще более непонятным безумие убивающих друг друга людей. Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени.

Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и шло странной кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма.

И этой их деятельности созвучна простая русская природа: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

Партизаны готовились к нападению: «Дождик с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям».

Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом: «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».

Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать. Но слабые французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.

Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства: «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».

Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Ссылка на основную публикацию