Сочинение: Особенности пейзажных зарисовок в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

  • Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.
  • Описания природы в начале романа как тон общего замысла
  • Действие романа начинается в конце мая.

Сочинение: Особенности пейзажных зарисовок в романе И. Тургенева «Отцы и дети»В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички… обтреханные, на плохих клячонках»….

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое».  И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

«все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

«понемногу ослабевая, исчезали его размышления».

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

«за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами».

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

как» можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе».

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

«Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звезды».

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

«в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком».

  1. Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.
  2. Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»
  3. Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

«Утро было славное, свежее, «- пишет Тургенев. Тишина и покой природы ( «легкая пыль лежала на ней — дороге — , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою»).

Сочинение: Особенности пейзажных зарисовок в романе И. Тургенева «Отцы и дети»Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной  прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

(«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска»).

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»).

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров.

Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище).

Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

(«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»).

Именно описания природы помогают автору вывести роман «Отцы и дети» за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Сочинение на тему Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» ( : ЕГЭ по литературе)

13 из 14 Оценка эксперта внизу

Пейзаж в романе Тургенева играет не просто роль фона, но и имеет множество других функций: он играет важную роль для понимания конфликта, расширяет художественное пространство романа, помогает лучше понять характеры героев и авторскую позицию.

Во-первых, пейзаж предопределяет тему произведения. Первое описание природы в романе читатель встречает в третьей главе. В экспозиции романа пейзаж очень символичен: он отражает бедность, нищету и запустение.

Тургенев описывает окрестности дороги в Марьино: «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками…» Аркадий также видит «обтерханных» мужиков», «обглоданные» деревьях и тощих коров – всё это заставляет его задуматься. «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..» Уже в начале романа Тургенев показывает необходимость перемен и искоренения тех порядков, которые породили запустение.

А противопоставление «красного дня» и «безотрадной, бесконечной зимы» предопределяет конфликт романа, столкновение двух различных взглядов, «отцов и детей».

Во-вторых, пейзаж расширяет художественное пространство произведения. Образ дороги пронизывает всё произведение, и неслучайно композиционно роман построен в виде путешествия. Автор изображает не частный пейзаж, а разносторонний образ всей России. Это говорит о масштабности проблематики, конфликт «отцов и детей» можно назвать общечеловеческим.

В-третьих, пейзаж служит средством характеристики героев. Так, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что это «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он отрицает природу как источник эстетического наслаждения и стремиться увидеть в ней только пользу.

Николай Петрович же, наоборот, умеет хорошо понимать природу, в чём Тургенев видит великую ценность. Пейзаж, описанный автором в шестой главе, действительно вдохновляет героя. «Как хорошо, Боже мой», – подумал Николай Петрович». Всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствую запахи и звуки, герой не может «не сочувствовать…природе».

Пейзаж Тургенева психологичен и служит раскрытию внутреннего мира героев.

Именно с помощью пейзажа Тургенев противопоставляет суетность человеческой жизни и гармонию мира природы. В 24 главе Тургенев перед дуэлью Базарова и Павла Петровича описывает утренний пейзаж.

«Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури…» Гармония окружающего мира подчёркивает бессмысленность и неестественность убийства человека.

И сам Базаров понимает, что эта дуэль – «глупость».

Важную роль играет пейзаж и в эпилоге, в 28 главе, где Тургенев описывает заброшенное кладбище, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер: автор размышляет о вечности.

Тургенев говорит о том, что нигилистические идеи Базарова потерпели крах, но любовь его родителей будет жить вечно, она сильнее «равнодушной природы», Несмотря ни на что, Евгений сможет обрести «вечное примирение» и «жизнь бесконечную».

Таким образом, пейзаж в романе Тургенева играет ключевую роль, раскрывая идею произведения и характеры героев, помогая автору опосредованно выразить свою позицию.

Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» — борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа.

И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место.

Читайте также:  Может ли трусость тормозить развитие личности?

Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.

Пейзаж в литературе

О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях — писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы.

Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений.

Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым.

Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери.

Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая.

В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова.

Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

  “Поучение Владимира Мономаха”: анализ произведения

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

Конфликт двух сословий — либерально настроенных дворян и демократической молодежи является главной идеей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В целях более яркого отображения темы и идеи произведения писатель использует описание природы. Роль пейзажа в романе довольно интересна и символична. Благодаря ему автору удается создать необходимый психологический и эмоциональный настрой.

Во время поездки героев романа в Марьино читатель видит первое описание природы. Здесь автор описывает, что происходит в домах и угодьях дворян,так как проблемы существовали не только в Кирсановских деревнях, но и по всей стране. Мужчины выглядели очень плохо, были исхудалыми и потрепанными. тощие коровы жадно ели траву.

Автор проводит параллель между жизнью бедных крестьян и безрадостной зимой. Через описание природы писатель хотел передать внутренний настрой и характерные черты своих героев. Для этого он приводит в пример Аркадия: в то время как он раздумывал, весна вступала в силу, вокруг все цвело и благоухало, пели птицы.

От весеннего настроения Аркадий прервал свои раздумья, взглянул на своего отца глазами того мальчишки, и тот обнял сына. Далее автор противопоставляет красоту природы трагической развязке дуэли, изображает глупость и нелепость смерти. Таким образом писатель подчеркивает суетливость людей перед красотой и величественностью природы. Пейзаж здесь проявляется как символ настоящей жизни.

Это чувствуется на кладбище у могилы Базарова. В 3 главе романа описание природы видится нам особенно ярким и важным. Отец радуется встрече с сыном, а тот постоянно ловит взгляд студента-нигилиста Базарова, который является его другом.

Он опасается, чтобы Базаров не услышал рассуждений о дивной красоте природы, так как Евгений относился к природе не как к храму красоты, созданному для любования им, а как к некоей мастерской для деятельности человека в целях своей выгоды. Беседка Николая Петровича показана как цветущая и благоухающая, что говорит о доброте и мягкости его души.

А вот в саду Одинцовой присутствует иллюзия искусственности жизни с его ровными безликими аллеями и подстриженными елками. В беседе с Одинцовой Базаров вспоминает свое детство и о росшей на самом краю осине. Он находит сходство между собой и деревом, считая себя таким же одиноким, озлобленным и очень гордым. Осину он считал своим талисманом.

В произведении пейзаж передает ощущение просторности, а не замкнутости, так как герои романа постоянно путешествуют. Конечную точку в повествовании ставит именно описание природы. В эпилоге описано деревенское кладбище, которое служит доказательством того, что теория Базарова несостоятельна и в дальнейшем она будет погребена. И лишь природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

«Отцы и дети»: роль пейзажа в романе

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России.

Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами.

Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» — творение, описывающее события, происходящие в 1861 году – в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало.

Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность.

Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

Видеть недостатки своих соотечественников — не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни — не значит не ценить красоту родного пейзажа.

Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора.

Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.

Покой и вдохновение

В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.

Читайте также:  Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека?

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу – герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

Базаров

Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.

Образ дороги

В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление.

И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого.

Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.

Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим м. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма.

Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни.

Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова.

Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Мастерская

Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы.

Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы.

Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых — отца и дяди Аркадия.

Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

Сочинение: Роль пейзажа в романе Тургенева “Отцы и дети”

Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, самозабвенно и нежно любил природу родного края и так полно, разно­сторонне отразил ее в своем творчестве.

Он не мыслил жизни без общения с природой.

“Как чудесно бродить по аллеям старого деревенского сада, пропитанного сельскими ароматами, полного земляники, птиц, лучей солнца и теней; все точно дремлет в нем, а кругом колышутся двести де­сятин ржи! Застываешь

в каком-то глубоком необъяснимом ощущении – животном и божественном в одно и то же время.

А очнешься, точно об­данный какой-то живительной струей, и опять входишь в обычную ко­лею”, – писал Тургенев знаменитому французскому писателю Гюставу Флоберу. Многие годы своей жизни великий писатель провел за грани­цей в разлуке с Россией.

В последние годы жизни, живя во Франции, он сильно страдал не только из-за болезни, но еще и потому, что не мог по­бывать в своем Спасском-Лутовинове, не мог посидеть под сенью его те­нистых дубов, побродить по его бескрайним полям и лугам, где он вды­хал аромат цветущих трав, не мог почувствовать неуловимую игру кра­сок осеннего леса и послушать переливы соловьиного пения, восторжен­но полюбоваться вечерней зарей. “Когда вы будете в Спасском, – писал он своему другу, известному русскому поэту Я. Полонскому, – поклони­тесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, – родине поклонитесь…” Здесь он черпал вдохновение и обретал силы для своего творчества.

С гро­мадной художественной силой и глубиной отразил И.С. Тургенев всю не­яркую и неброскую красоту русской природы средней полосы.

Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и кар­тин природы, которую он изображает с точностью ученого-естествоиспы- тателя.

Виртуозно связывает художник свои дивные пейзажи с настрое­нием человека, с его духовным обликом.

Функция пейзажа у Тургенева необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несет социальную функцию, то пейзажная зарисовка пронизы­вается философскими размышлениями.

В романе “Отцы и дети” Тургенев остается непревзойденным масте­ром пейзажной живописи. Поражает, как мог не заметить этого совре­менник Тургенева критик М. Антонович, высказав писателю такой уп­рек: “…новое произведение г.

Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении г. Тургенева… нет художественных изображений картин природы… В “Отцах и детях” он скупится на описание, не обращает внимания на природу…”.

В романе “Отцы и дети” множество прекрасных описаний природы, которыми “нельзя не залюбоваться”. Через весь роман тянется невиди­мая нить. Эта нить – смена времен года. “Отцы и дети” как бы случай­но начинаются весной, а заканчиваются описанием прекрасного зимнего вечера. Но, как мы знаем, у таких мастеров слова, как Тургенев, не бы­вает ничего случайного.

Каждый пейзаж имеет свое значение, свою сим­волику, тайный смысл.

Весна… Вокруг все стремится к обновлению, каждая травинка тянет­ся к жизни, к свету: “…весна брала свое.

Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка…” Это одна из тех блистательных картин, которые соста­вили славу Тургенева-пейзажиста: тончайшие нюансы цветовой гаммы (“золотисто зеленело”, “нежная зелень”, “слегка побелевшая рожь”, “дымчатые волны”), природа не застывшая, а полная движения и жиз­ни.

Весь пейзаж создает ощущение поразительной гармонии, нет ни од­ной детали, омрачающей радостно ликующее настроение от весенней пробудившейся природы.

Читайте также:  Анализ рассказа «Белый пудель» (А.Куприн)

Картина весеннего пробуждения отвлекла Ар­кадия от мрачных размышлений о бедности и скудости жизни крепост­ной деревни, от тяжкого долга решать, каким путем совершать необхо­димые преобразования.

Он вспомнил, что молод, что жизнь только начи­нается, “сбросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”. Так начинается сближение несколько отдалившихся друг от друга отца и сына.

И в этом им помогло ощущение слияния с красотой мира природы. Кроме того, эта сцена сра­зу показывает отличие Аркадия от Базарова в отношении к природе. Для Базарова она “не храм, а мастерская”, для Аркадия, как и для Ни­колая Петровича, она прежде всего “храм”, ибо в ней они ищут гармо­нию души, а уже потом решают, какая от нее будет “польза”.

Этому пейзажу предшествует другой, однообразный, мрачный, безна­дежный, но тоже весьма символический: “Места, по которым они проез­жали, не могли назваться живописными…” Этот пейзаж не только не радует воображения, от него “сжимается сердце”.

Он отражает оскуде­ние и упадок русской деревни, напоминающей “призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”.

Обращают на се­бя внимание оценочные эпитеты, усиливающие тягостное впечатление от увиденного: кустарник – “редкий и низкий”, плотины – “худые”, избенки “низкие”, “с темными, до половины разметанными крышами”, сарайчики – “покривившиеся”, гумна – “опустелые”, церкви – “с от­валившейся кое-где штукатуркою”, кладбища – “разоренные”, дере­вья – и те “с ободранной корою и обломанными ветвями…” Роль этого пейзажа – социальная. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной жизни природы, а преобладание тускло-серой цветовой гаммы.

Цель художника – отобрать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Вполне закономерно де­лает Аркадий из увиденного такой вывод: “…небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…” От этого пейзажа идет ниточ­ка к одной из основных проблем, поставленных в романе: к спорам “от­цов и детей” о том, как “приступить” к преобразованиям, как их “ис­полнить”. Путем постепенных реформ или путем революции (“сперва нужно место расчистить”)?

Описание поместья Кирсановых дается скупо, как-то скороговоркою, мимоходом. “Базаров в несколько минут обегал все дорожки сада” и сде­лал вывод: “местечко-то неказисто”.

И выбор места для усадьбы, и пруд с небольшим количеством воды, и плохо принявшиеся молодые деревца, и “солонковатые” колодцы – все это свидетельствует о непрактичности хозяев, о кризисе помещичьего уклада.

“Одна только беседка сиреней и акаций порядочно разрослась” и оставляет хоть какую-то надежду на будущее возрождение запущенного хозяйства.

Итак, начало романа, завязка всех нитей сюжета происходит весной. Кульминация же приходится на лето.

Все важнейшие эпизоды жизни Базарова описаны на фоне расцветающего лета: приезд к Одинцовой в Никольское, объяснение в любви (на фоне дивной летней ночи), дуэль с Павлом Петровичем, первый приезд к родителям.

И первое серьезное столкновение с Аркадием происходит в жаркий полдень: “Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков.

Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне… да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястреб­ка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлав­ши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой тра­вы”. (Как сочно это описано! Так и тянет поваляться в этой “шумливо­сухой” траве вместе с героями!)

Интересен этот эпизод еще и тем, что здесь Базаров единственный раз высказывает романтическое отношение к природе. Оказывается, он не всегда считал, что “природа не храм, а мастерская”.

В детстве у него то­же был свой “храм уединения” – “осина на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая”, так вот эту осину и яму он считал своим талисма­ном, ему здесь никогда не было скучно.

Вообще-то, конечно, весьма своеобразное, символическое дерево – осина, да и яма… (Может быть, и этим пейзажем Тургенев на что-то в Базарове смутно намекает…)

Яростный спор Аркадия и Базарова, едва не закончившийся дракой, – первая трещина в их отношениях – происходит в “идиллической обстановке”. Дисгармония в их отношениях контрастна гармо­нии природы.

Есть в этой сцене и едва уловимый намек на ранний уход Базарова из жизни: сухой кленовый лист, полет которого Аркадий срав­нивает с полетом бабочки (тоже символ мимолетности жизни), падает с еще живого, полного сил дерева в разгаре лета. “Не странно ли?

Самое печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым”, – говорит Аркадий. Базаров грубо обрывает его знаменитой фразой: “Не говори красиво”.

Или вот утро перед дуэлью Павла Петровича Кирсанова и Евгения Ба­зарова: “Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-яркой лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках”. Какая благодать! Жить бы и радоваться, наслаждаясь этим чудом жизни.

Но герои пришли стрелять­ся “по идейным соображениям”, и вскоре пролилась настоящая кровь.

Острое чувство неловкости охватило обоих дуэлянтов не только из-за не­лепости поединка, но еще оба, видимо, ощутили более остро свою неле­пость на фоне гармонии окружающего мира. А вот другой герой, о кото­ром И. С.

Тургенев в одном из своих писем сказал: “Николай Петро­вич – это я…” Сорокачетырех летний отец Аркадия живет обыденной, внешне неинтересной, но глубоко духовной жизнью.

Жизненная сила в Николае Петровиче постоянно обновляется именно тем, что он ощущает себя сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, это залог вечного обновления жизни. Ведь не случайно же он – единственный из главных героев романа – оставляет после себя наследников.

Его больше всех ранит нигилистическое отношение Базарова и ему подобных к искусству, природе: “Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?..

” Сам Николай Пет­рович находится с природой в гармонических отношениях, он ищет в ней утешения, поддержки в тягостные минуты жизни, он не может по­нять, как можно “не сочувствовать природе”.

Вся одиннадцатая гла­ва – это изумительные, дивные деревенские пейзажи, которые подчер­кивают элегическое состояние души Николая Петровича: он “не мог ре­шиться войти в дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так привет­ливо глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на ли­це и с этой грустию, с этой тревогой…” Природа для Николая Петровича как родная мать, которая поддержит и ободрит в трудную минуту и с восторгом разделит радость. “Как хорошо, Боже мой!” – восклицал он, любуясь чудесным летним вечером, и “продолжал предаваться горест­ной и отрадной игре одиноких дум”.

Критик Н. Н.

Страхов, с моей точки зрения, наиболее верно оценив­ший роман “Отцы и дети” как роман “всегдашний”, утверждал, что та­лант Тургенева-живописца не только не увял в “Отцах и детях”, но и расцвел с новой силой: “Не будем говорить здесь об описании природы, которую так трудно описывать и на описание которой Тургенев такой мастер… Небо, воздух, поля, деревья, даже лошади, даже цыплята – все схвачено живописно и точно”.

Ему же (Н. Н. Страхову) принадлежит мысль о том, что в романе Ев­гению Базарову противопоставлены не какие-либо герои, а сама жизнь, т. е. природа. Особенно отчетливо прослеживается это в финальном пей­заже романа – описании одинокой могилы главного героя, которое зву­чит как реквием. В творении И. С. Тургенева мы увидели зарождение жизни, расцвет и гибель.

Как тяжело и невыносимо порой от полуденно­го зноя, так тяжело на душе читателя от смерти Евгения Базарова. Но все рано или поздно проходит, ибо мудра и благодетельна в своем спо­койствии “равнодушная природа”, которая напоминает человеку о “веч­ном примирении и о жизни бесконечной”.

Два пейзажа, обрамляющие эпилог, подводят итог философским раз­думьям автора о вечной смене поколений, о предназначении человека и о великой тайне природы, не подчиняющейся теориям, и о вечном при­мирении.

Непередаваемое обаяние тургеневских пейзажей, их проник­новенный лиризм, психологизм и философская глубина не имеют себе равных в нашей литературе. Это признавал даже такой строгий и взы­скательный художник, как Л. Н. Толстой, который в письме А. А.

Фету признавался: “Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа”.

Ссылка на основную публикацию