Сочинение: Особенности композиции комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

  • Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма. 
  • Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.
  • Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу. 

Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой. Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.

Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов. 

Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей.

Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет.

Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.

Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.

Вариант 2

«Горе от ума» – комедия в стихах, написанная Александром Грибоедовым. Сюжет произведения содержит описание светского общества при крепостном праве в 1808-1824-х годах.

Комедия делится на 4 акта, которые переплетаются между собой, составляя всю картину происходящего. Весь сюжет развивается в доме Фамусова в один день.

Строение композиции противоречит 3-ему пункту «трёх единств» эпохи классицизма, ибо после кульминации и усмирения конфликтов никто не наказывается, что сказалось на отзывах критиков об комедии. Но соблюдены остальные 2, единства времени и места.

 Несмотря на всё выше сказанное, необычность, мелодичность и качество композиции обеспечили положительные впечатления об комедии, отметив музыкальный дар Грибоедова, но имелись и паузы в определённых сценах, придавая большую ритмичность при чтении.

В сюжете присутствуют 2 конфликта: любовный и социальный, которые дают понять о присутствии элементов 3-ёх литературных течений: постепенного уходящего классицизма, нового для того времени романтизма и непривычного реализма.

В конечном итоге конфликты сливаются между собой, придавая двойственность происходящему, но стоит отметить, что социальному конфликту было отведено больше внимания.

Социальный конфликт можно назвать элементом реализма, в нём описываются общественные проблемы того времени: крепостное право, низкопоклонство, деспотизм. А любовный – элементом романтизма, отметив отношения между Чацким и Софьей.

В 1-ом акте подробно описываются жизни Чацкого и Софьи, ситуация в месте всех событий, доме Фамусова и взаимоотношения между Софией и Молчалиным, также присутствует завязка идейного конфликта.

Во 2-ом акте конфликты начинают постепенно развиваться, независимо друг от друга, но во второй половине любовные распри выходят на первый план.

Кульминация обоих конфликтов происходит в 3-ем акте, а их развязка в 4-ом. Монологи имеют большую роль, так как детально раскрывали мировоззрения персонажей, давая читателю более обширную картину светского общества того времени.

Заметно возрастание числа стихов после каждого акта и драматический накал к последнему акту. Общим конфликтом двух сторон, Чацкого и Фамусовского общества было столкновение двух иных мировоззрений, одно из которых было подавлено количеством.

К концу комедии Чацкого выгоняют из дома и он покидает Москву, разочаровавшись в своей возлюбленной и обществе.

Качественно составленная композиция комедии «Горе от ума», не имеющая лишних персонажей и деталей, покрыла некоторые недостатки произведения, обеспечив себе место в бессмертном списке русской литературы.

Горе от ума – особенности композиции

А.С. Грибоедов написал чудесное произведение «Горе от ума». Комедия очень полюбилась читателям, ее цитируют образованные люди. Сам сюжет может показаться немного необычным и запутанным.

Вначале читатель думает, что произведение написано о любви между Чацким и Софьей.

Вчитываясь в произведение можно разглядеть еще одну тему, которую осветил автор – социальная жизнь и взаимоотношения Чацкого с остальными персонажами.

Начинается произведение со сцены, происходящей в доме Фамусова. Софья, Молчалин, Лиза и сам хозяин дома ждали появления Чацкого. Но, пока его не было Софья начала негативно о нем высказываться.

Чацкий сильно не нравился девушке, а после того как парень иронично и зло пошутил над Молчалиным у нее появилась к нему даже ненависть и призрение. Чацкий сам виноват в том, что к нему плохо относится Соня и вся остальная компания.

Между молодыми людьми начинается развязываться конфликтная ситуация. Во втором действии мы видим откровенное противодействие между Чацким и Фамусовым. Параллельно с этими негативными событиями Чацкий успевает переживать о возможном сватовстве Скалозуба и Софии.

В третьем действии страсти усиленно накаляются. Напряжение растет. София разбивает сердце Чацкому тем, что открыто, сообщает ему о своей симпатии к Молчалину.

Софья специально решила распустить слух о том, что Чацкий стал сумасшедшим. Эта история быстро стала популярной и через пару дней о ней знали все. Девушка сделала это преднамеренно.

Таким образом, она хотела наказать парня за то, что он позволил себе издеваться над Молчалиным. Чацкий своими глупыми шутками и издевками над людьми настроил всех против себя. В последнем четвертом акте Чацкий подслушал один разговор между Софией, Лизой и Молчалиным.

От услышанного ему стало очень больно, и он уехал из Москвы. У произведения нет счастливой концовки.

Читая книгу, создается впечатление, что Грибоедов скомпоновал сцены и отдельные эпизоды в хаотичном порядке. В «Горе от ума» сильно много внимания уделяется описанию одиночества героя Чацкого.

Его судьба достаточно трагична, его предал близкий друг, его отвергало общество. Он страдал от неразделенного чувства любви. Каждый персонаж комедии не случайный гость.

В целом совокупность образов и действий делает произведение увлекательным и интересным для читателя.

← Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума
← Отношение Чацкого к крепостному праву↑ ГрибоедовГлавные и второстепенные герои комедии Горе от ума →
Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума →

Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. Композиция комедии Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подарила русской литературе много крылатых выражений и стала цитируемой каждым культурным человеком.

Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма, введя в комедию не одну, а две сюжетные линии, а именно любовную и социальную.

В пьесе «Горе от ума» частично соблюдается принцип «трех единств»: единства времени, места (в данном случае дом Фамусова), но остался в пренебрежении третий принцип единства действия.

По канону классицизма конфликт, возникший из-за порока персонажа вначале пьесы, получает развязку в финале и исчерпывается, а виновник несет заслуженное наказание. А в пьесе Грибоедова сначала возникает любовный конфликт, после появляется и протест против общества.

На старте эти линии развиваются, не пересекаясь друг с другом и в конечном итоге единство действия отсутствует.

Пьеса ритмична, имеет своеобразный темп, что придает музыкальность. Есть в ней кое-какие остановки, например, реплика Скалозуба о гвардейцах и солдатах. Такие реплики-паузы являются «проигрышами» между «припевами»-монологами главных героев («А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…» Чацкого, «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Петрушка, вечно ты с обновкой…» Фамусова).

Что касается любовно ной проблемы, то она решается отказом Софьи Чацкому, а социальный конфликт остается незавершенным. Центральный герой уходит из Фамусовского дома.

Через всю комедию «Горе от ума» нитью проносится темы падения и глухоты. Фамусов гордится, рассказывая о своем дедушке, который специально падал с лошади, дабы рассмешить Екатерину II.

Молчалин и Репетилов часто спотыкаются, София падает в обморок. Тема плохого слуха прослеживается в словах княгини Хрюминой, говорящей, что глухота – это большой порок.

Фамусов закрывает уши, чтобы не слышать революционных и осуждающих монологов Чацкого.

Экспозицией комедии является I действие до прибытия Чацкого. До этого момента ведется подробное описание Софии, ее жизни, готовится фон для развития проблемы. Романтических отношений конфликт завязывается в явлениях 7-9 после прибытия главного героя. Кульминация – завершающее действие пьесы, в котором происходит развязка проблемы любви и к Чацкому приходит «отрезвление».

Вариант 2

Сюжет произведения кажется очень необычным и оригинальным. Начиная читать произведение кажется, что в основу сюжета входит тема любви Чацкого и Софьи. Несмотря на то что, эта тема занимает в произведении большую часть, отношения Чацкого с другими персонажами переплетается одну драматическую историю.

Первые сцены произведения начинаются с дома Фамусова. Перед появлением самого Чацкого появляются такие персонажи как Софья, Лиза, Молчалин и сам Фамусов. До появления Чацкого, Софья весьма негативно высказывалась об этом персонаже, и после того как он надсмеялся на Молчалиным, негатив и холодность Софьи только увеличилась.

Он сам того не ожидая вызывает негативное отношение как со стороны Софьи, так и всего фамусовского окружения. Конфликт возрастает на глазах. И второе действие где открытое противостояние двух персонажей Чацкого и Фамусова, тому подтверждение. Так же здесь описывается негодование Чацкого о том что Софью могут засватать за Скалозуба.

Напряжение возрастает в третьем действие, когда она четко дает понять Чацкому что она любит Молчалина, а его не очень то здесь любят.

Слухи распустившиеся о сумасшествии Чацкого очень быстро расходятся по всему обществу, но в этом вина не только Софьи, ведь она преднамеренно пустила такой слух. Дабы отомстить за насмешки на своим избранником.

Читайте также:  Краткая биография А. С. Пушкина: главное о жизни и творчестве поэта

Чацкий своими насмешками настроил против себя все общество, которое не принимало его из-за протеста их морали. Развязка описывается в четвертом акте, где Чацкий услышав разговор Молчалина, Софьи и Лизы.

Окончательно прозрев от услышанного, и несмотря на всю внутреннюю боль покидает Москву.

Писатель не написал пятого акта и у произведения нет счастливого финала. Особенность данного произведения в том что Грибоедов соединил отдельные сцены и эпизоды практически произвольно.

В произведении очень ярко описывается одиночество Чацкого, предательство друга, непонимание общества, неразделенная любовь. Все это конечно же делает произведение интересным для читателя.

Все герои поэмы, описываются не случайно, каждый персонаж играет свою роль, что делает произведение очень ярким и насыщенным.

Стройный план

Самым распространённым и стойким обвинением Грибоедова, как автора, в критических обзорах стало замечание по поводу стройности и продуманности содержания плана произведения, а точнее, — их отсутствия. И в этом были едины как друзья Александра Сергеевича, так и недруги.

В своих доброжелательных откликах такой факт кратко отметили Пушкин и Катенин. А катком по вопросу прошёлся на страницах «Вестника Европы» недоброжелатель Грибоедова А. И. Писарев — знаменитый автор водевилей и рассказов.

Но, в результате, видимое отсутствие чёткости построения пьесы стало её изюминкой, способствовавшей последующему успеху и популярности у зрителя.

Горе от ума. Композиция

А.С. Грибоедов, будучи одним из лучших представителей русской литературы, сумел отразить в своей комедии один из переломных моментов истории нашей страны. Речь идет об эпохе декабристов, революционеров, которые таки осмелились выступить против власти и крепостного права. Да, их было немного, но это не помешало отважным молодым людям пойти против самодержавия.

Основной темой пьесы является противоборство молодых дворян, желающих перемен, и дворян из старой эпохи, которым ни к чему изменения. Особенно интересен финал комедии – Чацкий уезжает из дома Фамусовых, будучи оклеветанным и названным сумасшедшим. С одной стороны, мы можем сказать, что он оказался побежденным.

Но с другой, Грибоедов нам говорит о том, что мысли Чацкого, его слова о нынешнем строе, в целом являются справедливыми. Ни один из тех, против кого борется Чацкий, так и не сумел ответить ему чем-то стоящим. Поэтому Фамусов так обрадовался сплетням о, якобы, сумасшествии главного героя.

Из чего можно сделать вывод о том, что, на самом-то деле именно Чацкий вышел победителем из спора. Фамусовское общество не смогло ничего ему противопоставить.

В комедии имеет место быть и любовная драма, которая идет параллельно с социальным конфликтом. В первом же диалоге с Фамусовым Чацкий высказывает ему свои мысли о современном обществе. И, как это ни странно, Фамусов совсем не разделяет мнения молодого человека.

Он приводит в пример некоего Максима Петровича, который умеет вовремя польстить, рассмешить, и тем самым сумел много в жизни добиться. Также Фамусов говорит, что ему очень нравится настоящее положение дел, он хвалит Москву, дворянство, и совершенно не понимает что плохого в том, чтобы оценивать человека по его чинам и богатству.

Чацкий, в свою очередь, выступает резко против московской жизни, он видит в ней лишь моральное запустение и гниль.

В любовном плане Чацкому также не везет – Софья не желает быть с ним. Она предпочла Молчалина, человека недалекого ума, но имеющего неплохое состояние. Казалось бы, на этом должно все закончиться, но нет, Грибоедов придумывает новый поворот.

Чацкий не верит девушке, по его мнению, она не может полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. После короткого разговора с ним, Чацкий уверяется в том, что Софья просто пошутила.

Позже, на балу, противостояние молодого человека и всего фамусовского общества настигает предела – Чацкого нарекают выжившим из ума и демонстративно от него отворачиваются.

В композиционной составляющей комедии есть свои особенности. Мы видим целых две переплетенных сюжетных линии. Развязки у обоих совпадают, у каждой есть своя кульминация. Также мы видим два конфликта – социальный и любовный. В социальном конфликте участвуют Чацкий и все общество дома Фамусова. В любовном же снова главным героем оказывается Чацкий, а также Софья, Лиза и Молчалин.

Грибоедов сумел мастерски переплести две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку. Также мы видим оригинальные повороты сюжета, которые удивляют читателей и по сей день.

Другие сочинения: ← Пенкин в романе Обломов↑ ГончаровДоктор в романе Обломов →

Классическое триединство

В комедии «Горе от ума» Грибоедов, на первый взгляд, сохранил в композиции так называемое классическое «триединство».

Критики отметили, что в пьесе явно выделяются:

  • дом Фамусова (место);
  • один день (время);
  • любовный треугольник (действие).

Но на самом деле всё это было мнимым следованием классическим канонам. Пространство фамусовского дома впоследствии переходило в пространство Москвы и всей территории России. Один день, наполненный безумием, превращался в символ целой эпохи.

Ну и треугольник любви с очень острыми вершинами был насыщен не столько любовью, сколько идеологической подоплёкой, результатом которой и стало разбитое корыто, где все и оказались. А на счастливый финал не было даже и намёка.

Ключ к пониманию

Понять парадокс «внутренней формы» комедии может помочь рассмотрение языка композиции «Горе от ума». Сама пьеса насчитывает 4 действия, что уже являлось отклонением от классики: норма — 5. И этот факт вызывал вопрос у зрителей и замечания со стороны критики.

Изначально нужно понимать, что пьеса Грибоедова явно разделена на 2 большие части, объединённые диалектическим взаимодействием.

В завязке и первых двух действиях «Горя от ума» существенно преобладает любовная интрига, составляющая комедийное начало пьесы, поэтому и в экспозиции, и во всей первой части зритель встречает ограниченное количество героев.

Вторая половина произведения, наоборот, насыщена персонажами. Третье и четвёртое действие «Горе от ума» — общественная комедия.

И как остроумно отметил П. А. Вяземский, здесь Грибоедов представляет зрителю «народ действующих лиц».

Приезд Скалозуба, его разговор с Фамусовым

В гости к Фамусову тем временем приезжает Скалозуб. Хозяин дома очень рад встрече с этим полковником. Он остерегает Александра Чацкого от высказывания своих вольных мыслей при этом человеке.

Разговор Скалозуба и Фамусова заходит о двоюродном брате полковника. Благодаря Скалозубу он получил большие преимущества по службе. Но внезапно, перед самым получением высокого чина, он оставил службу и отправился в деревню. Здесь он принялся читать книги и вести размеренную жизнь. Со злой насмешкой отзывается об этом Скалозуб. Он считает, что такой образ жизни для неприемлем.

Хозяин дома восхищается Скалозубом из-за того, что тот давно уже стал полковником, хотя служит не так долго. Скалозуб мечтает о чине генерала, который хочет «достать», а не заслужить. Фамусов спрашивает у него, не намерен ли тот жениться.

Чацкий вступает в разговор. Фамусов осуждает нежелание Александра служить и его свободомыслие. Чацкий говорит, что судить его не Фамусову. По мнению Александра, в его обществе нет ни одного образца для подражания.

Фамусовское поколение высказывает устаревшие суждения и презирает свободу. Чацкому чужды их нравы. Он не намерен склонять голову перед этим обществом. Чацкий возмущен тем, что все опасаются тех, кто занимается искусством или науками, а не добычей чинов.

В фамусовском обществе мундир прикрывает отсутствие ума и нравственности.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий — друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения — женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно.

Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми.

Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

  Сочинение на тему ревизор 8 класс гоголь краткое сочинение

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Популярные сегодня темы

Главным и основным героем «Слово о полку Игореве» является князь по имени Игорь. Игорь очень смелый и отважный, думает о защите своей родного Отечества. Он также был горяч своим характером

  • Автор в своем романе делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных.
  • Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе
  • В Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих
  • Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения
Читайте также:  Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание»

Парадокс внутренней формы

Наличие двух линий развития в произведении, а именно: действия и сюжета, привело к тому, что критики небезосновательно делали замечания Грибоедову об отсутствии внутреннего единства в комедии «Горе от ума». Тот же Писарев, упрекая Александра Сергеевича в отсутствии связного плана, подразумевал одно из двух:

  • целостную любовную интригу;
  • выдержанное в последовательности сатирическое нравоучение.

В комедии Грибоедова присутствует и одно, и другое, но эти направления очень глубоко взаимосвязаны. Получился своеобразный синтез, классическое толкование которому сделал И. А. Гончаров.

Он писал, что в пьесе «Горе от ума» вложены как будто 2 комедии, периодически прерывающиеся и сменяющие друг друга.

Одна из них — любовная интрига, другая — жёсткая сатира на общественно-социальный строй. И всё это в произведении А. С. Грибоедова завязано в плотный узел.

Особенности комедии "Горе от ума" (конспект лекции) – Грибоедов А.С. Литература 19 века

1. Преемственность традиций пьесы
2. Своеобразие композиции комедии “Горе от ума”
3. Жанр комедии
4. Художественный метод комедии

5. Черты реализма в комедии

1. Преемственность традиций пьесы

Пьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) “Горе от ума” отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии “Горе от ума” подготовили:

  • ✓ комедия Фонвизина “Недоросль”, с которой “Горе от ума” роднят следующие особенности:
  • •        сатирический характер;
  • •        протест против крепостничества;
  • •        критика придворной знати и дворянства;
  • •        создание типичных, широко распространенных образов и явлений;
  • •        реалистическое изображение характеров;
  • •        подчинение любовной интриги общественному столкновению;
  • •        реалистичность речи;
  • ✓      творчество Радищева, в частности “Путешествие из Петербурга в Москву”, с которым “Горе от ума” роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам;
  • ✓      произведения Карамзина, с которыми “Горе от ума” роднят следующие особенности:
  • •        поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;
  • •        скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;
  • ✓      творчество Крылова, с которым “Горе от ума” роднят следующие особенности:
  • •        пафос защиты национальной культуры;
  • •        критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;
  • •        басенная иносказательность, юмор и народность языка;

✓      традиции декабристской поэзии и русской стихотворной комедии, уходящие своими корнями в XVIII в

2. Своеобразие композиции комедии “Горе от ума”

  1. Композиция комедии “Горе от ума” очень специфична, и ее отличают следующие особенности:
  2. ✓      противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы;
  3. ✓      развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу);

✓      особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского;

  • ✓      симметрия построения, что проявляется в следующем:
  • •        разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой;
  • •        различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте;
  • ✓      множество монологов, которым отводится большая роль в комедии;
  • ✓      важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями.

3. Жанр комедии

  1. Комедия “Горе от ума” имеет следующие жанровые особенности:
  2. ✓      самим Грибоедовым названа комедией, и это впоследствии подтверждено Пушкиным;
  3. ✓      представляет сложность в определении точного жанра пьесы по следующим причинам:
  4. •        различия критериев комического у разных исследователей;
  5. •        различные подходы к пониманию финального прозрения Чацкого и Софьи;
  6. ✓      с точки зрения видовой определенности является сатирической комедией, так как содержит в себе сатирическое осмеяние героев и ситуаций, освещенных в комедии;
  7. ✓      является общественной комедией, так как в ней доминирует не любовный, а общественный конфликт, отражающий противоречия и конфликтность “века нынешнего” и “века минувшего”;

✓      является высокой комедией (по определению А.С. Пушкина), т. е. она основана не только на смехе, но и на развитии характеров;

  • ✓      является комедией характеров и нравов, так как в ней преобладает комизм характеров и в меньшей степени — комизм положений и ситуаций;
  • ✓      является комедией в стихах;
  • ✓      содержит в себе “своеобразное сочетание отдельных жанровых признаков высокой, общественной сатирической комедии в стихах, сценической поэмы и драмы”.

4. Художественный метод комедии

  1. Комедия “Горе от ума” представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:
  2. ✓      классицизм;
  3. ✓      романтизм;
  4. ✓      реализм.

  5. Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:
  6. ✓      рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;
  7. ✓      единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);
  8. ✓      пятиактное строение пьесы;
  9. ✓      деление героев на положительных и отрицательных;
  10. ✓      “говорящие” фамилии персонажей;
  11. ✓      несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).
  12. Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:
  13. ✓      трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:
  14. •        противопоставленность всему окружающему его миру;
  15. •        приподнятость над бытом;
  16. •        вера в силу убеждения;
  17. •        возвышенность и мечтательность натуры;
  18. •        проявление бурного темперамента в поведении;
  19. •        ощущение одиночества в конце комедии;
  20. ✓      авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;
  21. ✓      использование дорожной темы в поэме;
  22. ✓      обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

5. Черты реализма в комедии

  • Комедия “Горе от ума” имеет множество черт реализма, и потому ее в большей степени можно отнести именно к этому литературному направлению, чем к классицизму и романтизму, хотя эти направления также присутствуют в данном произведении. Реализм представлен в комедии следующими ее особенностями:
  • ✓      способы типизации, когда в герое присутствует не один, а сразу несколько характеров (Репетилов);
  • ✓      отсутствие единства действия, характерного для классицизма, что выражается в следующих особенностях комедии:
  • •        одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий;
  • •        вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (например, рассказ Фамусова о Максиме Петровиче);
  • ✓      своеобразие и новаторство в построении характеров героев, которое заключается в следующем:
  • •        обусловленность жизнью, а не нормами классической драмы, наличие положительных и отрицательных героев, и в этом выражается противопоставление новой, молодой России старым порядкам и устоям;
  • •        утверждение в качестве принципа реализма наделения фамилии героя определенным смыслом, но теперь значимость фамилии является результатом всестороннего анализа характера героя, а не отражает какую-то отдельную его черту;
  • •        отказ от схематизма в характерах героев, объемность и многогранность и иногда противоречивость характеров (Фамусов, Чацкий, Софья, Репетилов);
  • •        отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы;
  • •        развитие, изменение характера героя в процессе действия (Чацкий, Софья, переживающие крах своих иллюзий), в то время как для классической пьесы характерна статичность персонажей;

✓      большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (т. е. не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствует не больше 7—8 сценических персонажей;

  1. ✓      насыщенность комедии реалистичными деталями быта и повседневной жизни;
  2. ✓ новаторство языка комедии, которое заключается в следующем:
  3. •        отказ от использования иноязычных слов как в повествовании, так и в драматургической терминологии (вместо слов “акт”, “сцена” используются русские слова “действие”, “явление”);
  4. •        преобладание разговорной речи и выражений, свойственных именно русскому языку (“бьют баклуши”, “час битый”, “ни дать ни взять”, “оказия”, “покудова” и др.);
  5. •        практически полное исключение архаизмов и церковной лексики;

•        афористичность языка: обилие народных пословиц, поговорок и т. п.;

•        использование в речи героев соответствующих их образу и характеру выражений, конструкций, стиля языка (отличие, например, языка Чацкого от речи Фамусова и Хлестовой).

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Разработка урока литературы по теме "Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиции комедии"

Тема: Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиции комедииЦель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума».

Задачи: 1) образовательная: познакомить учащихся с историей создания комедии;познакомить учащихся с сюжетом и композицией;2) развивающая: способствовать развитию навыков логического мышления; способствовать овладению навыками анализа; способствовать навыкам составления тезисного плана по лекции учителя;

  • 3) воспитательная: привить чувство любви к русскому языку на уроках литературы; способствовать формированию навыков связанного ответа; способствовать формированию дисциплины.
  • Ход урока.
  • I Организационный момент.
  1. Слово учителя.II 1) Проверка домашнего задания.2)Постановка проблемного вопроса:В чем заключается своеобразие конфликта комедии «Горе от ума»? III Изучение нового материала. Слово учителя.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое выбор?»

История создания.Существует легенда о том, как у Грибоедова появился замысел «Горя от ума». 17 ноября 1820 года в письме из Тифлиса к неизвестному лицу Грибоедов описал свой вещий сон. Три года Грибоедов вынашивал замысел комедии.

Известно также, что осенью 1819 года Грибоедов во время путешествия из Моздока в Тифлис читал отрывки своему спутнику – князю Бебутову.Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822гг. Первым слушателем был В.Кюхельбекер. В марте 1823г. Грибоедов получает длительный отпуск и едет в Москву.

Как вспоминает племянница Бегичева Е.П.Соковнина, в Москве писатель «продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете».Конец лета 1823г.

Грибоедов провел в тульском поместье Бегичева, где и закончил в основном свою комедию. Осенью 1824 года работа была закончена. Начались цензурные хлопоты. Все попытки напечатать «Горе от ума» не имели успеха. Невозможной оказалась и постановка в театре. Попытка поставить комедию хотя бы на сцене Петербургского театрального училища в мае 1825 года кончилась неудачей.

Спектакль был запрещен по приказу петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича, школьное начальство получило выговор. В 1825г. в альманахе «Русская Талия» удалось опубликовать только несколько сцен.

Композиция произведения.Все композиционные средства в комедии подчинены изображению социального конфликта.

Каждый акт комедии раскрывает определенный этап борьбы: I акт – завязывается драматический узел; II – Чацкий пытается узнать: «Нет ли впрямь тут жениха какого?»; III – Чацкий хочет добиться признанья от самой Софьи: «Дождусь ее и вынужу признанье…»; IV – Чацкий увидел кого она предпочла ему.

Каждый акт складывается из отдельных сцен, представляющих собой схватку, «поединок», где каждая реплика – удар со стороны нападающего героя или контрудар со стороны героя, отражающего нападение.Основой сценического действия является любовная интрига, т.е.

внешне «Горе от ума» – это история обманутого Чацкого, горячо любящего Софью, но после долгой разлуки находящего ее влюбленной в другого.

Поиски предмета любви Софьи приводят сначала Чацкого в тупик, так как он считает, что ни «жалчайшее создание» Молчалин, ни «хрипун, удавленник, фагот» Скалозуб не достойны ее любви. Но прозренье наступает лишь тогда, когда Чацкий становится свидетелем сцены, открывшей истинное лицо Молчалина перед Софьей. И тут уж ничто не может удержать Чацкого: оскорбленный, он после обличительного монолога уезжает «вон из Москвы».

Особенностью композиционного построения комедии является переплетение двух сюжетных линий. За любовной интригой встает общественно-политическая борьба двух сил, одна из которых представлена Фамусовым и его окружением, другая – Чацким.

И эта линия – главная в комедии. В жесточайшей схватке «века нынешнего» с «веком минувшим» победителем выходит пока еще сильное «фамусовское общество».

Честному, порядочному Чацкому ничего не остается, как бежать от этого общества подальше, «где оскорбленному есть чувству уголок».

Сюжет и композиция “Горя от ума”Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия.

Но все же главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы. История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета. Проследим за ее развитием. Первые сцены, утро в доме Фамусова – экспозиция пьесы.

Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого.

И до этого Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: “Не человек, змея!” Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.

Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения.

Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них?.. В третьем акте действие становится очень напряженным.

Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в нем после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и ничтожество.

Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей.

Общество не может простить Чацкому протеста против его морали. Так действие достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. “Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!” – это окончательное прозрение.

С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказан и добродетель не торжествует. Впрочем, от счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта. Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В.

Кюхельбекер заметил: “В “Горе от ума”… вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам; … тут… нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, – и только. Это очень просто, но в сей-то простоте – новость, смелость”…

Особенность композиции “Горя от ума” в том, что его отдельные сцены, эпизоды соединены почти произвольно. Интересно проследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого.

Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Михайлович “стал не тот” в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин – шпица: “Мой муж – прелестный муж”. Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского “мужа – мальчика, мужа – слугу”. Но это еще не очень большой удар для Чацкого.

Все же на протяжении всего того времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с Платоном Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угоду жене и всем остальным откажется от него.

Дальше Грибоедов в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”. И, наконец, особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя “дельный разговор…

про водевиль”. Сама возможность слов Репетилова о Чацком: “Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы” и снисходительной оценки: “он не глуп” показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.Через всю комедию проходит тема падения и тема глухоты.

Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и “поспешно оправляется” Репетилов… Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: “И растерялся весь, и падал столько раз”… Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей. Так же постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: “Ох! глухота большой порок”. Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов.В “Горе от ума” нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени. Подведение итогов.

  1. Рефлексия.

  2. Задание на дом: подбор материала и его оформление на урок-исследование по комедии.

  3. Выставление оценок.

Ссылка на основную публикацию