Сочинение: Актуальность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение: Актуальность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Ольга Лапенкова

Одно из направлений итогового сочинения-2021 имеет название поэмы Н. А. Некрасова, которую ребята проходят в 10 классе. Напомним: герои этого произведения — семеро крестьян-работяг — отправляются в странствие по России, чтобы найти по-настоящему счастливого человека.

В первой главе они спорят, кто окажется достойным этого звания — кому живётся лучше всех:

  • Роман сказал: помещику,
  • Демьян казал: чиновнику,
  • Лука сказал: попу.
  • Купчине толстопузому! —
  • Сказали братья Губины,
  • Иван и Митродор.
  • Старик Пахом потужился
  • И молвил, в землю глядючи:
  • Вельможному боярину,
  • Министру государеву.
  • А Пров сказал: царю…

Однако, столкнувшись с сельским священником, а также немолодым дворянином Оболт-Оболдуевым и престарелым князем Утятиным, они понимают, что два варианта из предложенных никуда не годятся. Действие поэмы происходит в 1860-х гг.

, сразу после отмены крепостного права — в то время, когда и помещики, не приученные к честному труду, остались «у разбитого корыта», и крестьяне не смогли вздохнуть полной грудью — им ещё предстояло десятилетиями выкупать землю у прежних хозяев.

Некрасовские герои встретили ещё много интересных — и, в большинстве своём, трагических — фигур, но до «купчины толстопузого», «министра государева» и царя так и не дошли: тяжело больной, Николай Алексеевич не успел окончить произведение. Но поговаривают, что он и сам не знал, кому «живётся весело, вольготно на Руси»…

С момента отмены крепостного права прошло больше 150 лет. За это время произошла революция, в результате которой Российская Империя прекратила своё существование, а новое государство стало называться СССР.

Наши сограждане прошли через множество войн — это Первая мировая, Советско-Финляндская, Афганская и, конечно, Великая Отечественная; миллионы людей пережили нищету и голод, оказались подвергнуты политическим репрессиям.

А в 1991-м Советский Союз распался на 15 независимых республик.

По прошествии ХХ века наше время видится очень благополучным, если не сказать идиллическим, но «проклятый» вопрос — кому же на Руси жить хорошо — не теряет актуальности. В нашей стране остаётся немало нерешённых проблем: так, многие семьи в регионах едва сводят концы с концами (по данным Росстата, в 2020 г.

доход почти 20 млн россиян не превышал прожиточного минимума), имеют трудности с получением качественного образования и медицинской помощи.

В крупных же городах люди страдают из-за проблем с экологией и выматывающего темпа жизни: согласно, опять же, Росстату, каждый год отечественные врачи ставят на учёт не менее 40 000 человек с «расстройствами поведения».

Итак, кому в сегодняшней России жить хорошо? Мы не испытываем дефицита еды и одежды, за секунды находим в интернете интересующие нас книги и фильмы, а при помощи гаджетов можем каждый день общаться с близкими, даже если те живут за сотни километров. Но только ли от этого зависит счастье? Чего недостаёт современному россиянину — и каких общественных инициатив нам не хватает, чтобы, как говорили почти сто лет назад, жить стало лучше и веселее?

Примерно такие вопросы зададут одиннадцатиклассникам в декабре 2021 года. Темы, плюс-минус, могут звучать так:

  • • Какие уроки мы можем вынести из тысячелетней истории России?
  • • Какого правителя России можно назвать лучшим — и почему?
  • • Важнейшие изменения в нашем обществе за последние 30 лет.
  • • В лучшую или в худшую сторону изменился мой город в течение 5-10 лет?
  • • Кто в ответе за наше благополучие: политики или мы сами?
  • • Как государство помогает людям, попавшим в трудную ситуацию?
  • • Что значит быть гражданином и патриотом?
  • • Какие общественные инициативы я считаю наиболее значимыми?
  • • Какие законы я бы внёс на рассмотрение в Государственную думу РФ?

ЦИТАТЫ

В качестве эпиграфа будущий выпускник может взять одну из нижеследующих цитат:

  • • Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре.
  • (У. Шекспир)
  • • Любая система, которая позволяет кучке людей принимать решения за всё человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность – синонимы посредственности. В такой реальности звёзды недостижимы.
  • (А. Азимов)
  • • Политическая неподвижность немыслима, человеческий дух должен развиваться.
  • (Франсуа Шатобриан)
  • • Поэтом можешь ты не быть,
  • Но гражданином быть обязан.
  • (Н. А. Некрасов)
  • • Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • (Конституция РФ)
  • • …может собственных Платонов
  • И быстрых разумом Невтонов
  • Российская земля рождать.
  • (М. В. Ломоносов)
  • • Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной.
  • (М. Е. Салтыков-Щедрин)
  • • Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей.
  • (Н. В. Гоголь)

Какой литературный труд или фильм использовать в качестве аргумента к собственным размышлениям — каждый, разумеется, решает сам. Но, на наш взгляд, перед сочинением стоит освежить в памяти две «программные» работы отечественных классиков — тем более они уже попадались в школьной программе — и посмотреть одну современную кинокартину.

КНИГИ

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (1870)

Эта работа отлично подойдёт в качестве аргумента, если вы решили взяться за текст в пессимистическом или сатирическом ключе.

Хотите повозмущаться злоупотреблениями чиновников, чьи повадки за двести лет ничуть не изменились, и вызывающим поведением их друзей и родственников? Или решили отстаивать мысль, что и рядовые граждане порой ведут себя ничуть не лучше, чем опьянённая богатством и властью элита? У Салтыкова-Щедрина вы найдёте множество примеров и того и другого. Недаром этому автору приписывают фразу «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». (Но на самом деле Михаил Евграфович такого не говорил.)

«История одного города» — роман, выросший из юмористических заметок, которые Салтыков-Щедрин писал для журнала «Отечественные записки»; главным редактором этого журнала был Н. А. Некрасов, также, как мы уже видели, имевший немало вопросов к современной ему власти и потому не боявшийся пропускать в печать настолько смелые тексты. «История…

» представлена как «летопись» вымышленного города Глупова, но большинство описанных там событий имеет сходство с тем или иным периодом российской истории. Уже первая глава — «О корени происхождения глуповцев» — это не что иное, как издевательский пересказ легенды о пришествии на Русь князя Рюрика.

Вымышленный «летописец» утверждает, что до основания города Глупова на его территории жили многочисленные племена:

Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере . Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают.

По соседству с головотяпами жило множество независимых племён, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбёжники, проломленные головы, слепороды, губошлёпы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи…

Эти-то племена и пошли искать себе князя — и нашли, но далеко не сразу, потому что никто не хотел такими глупыми «володеть».

Далее в книге есть, в частности, глава «Сказание о шести градоначальницах», которая отсылает к эпохе дворцовых переворотов 1725-1762 гг. Прототипом градоначальника Пфейфера, который «ничего не свершил» и был «сменён за невежество», послужил Павел III, а Угрюм-Бурчеева, решившего полностью перестроить город и даже заставить реку течь в противоположном направлении, — Николай I.

«История одного города» — не самое лёгкое чтиво, но для школьников, которые не успевают одолеть гору литературы перед итоговым сочинением, есть приятный бонус: глотать её от корки до корки не обязательно. Чтобы иметь в запасе хорошие аргументы, можно прочитать несколько самых известных глав: например, вышеупомянутую «О корени происхождения глуповцев», а также «Органчик» и «Голодный город».

Читайте также:  Итоговое сочинение: Является ли общение лекарством от одиночества?

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда» (1940)

А это — аргумент для тех, кто хочет писать о простых гражданах, способных совместными усилиями совершить почти что чудо. Полковник Александров отправляется на фронт, а дочерям — новоиспечённой выпускнице Ольге и совсем ещё девочке Жене — велит уезжать из Москвы и отсиживаться на даче.

В первый же день младшая сестра попадает в беду: отправившись на поиски почты, она забредает в чужой дом, чтобы спросить дорогу, и не может выйти обратно на улицу — к дверям встаёт сторожевая собака, лежавшая до поры до времени под столом.

Утомлённая и перепуганная, Женя засыпает — а наутро обнаруживает, что кто-то дал ей подушку и одеяло, да ещё и оставил записку…

Так семья Александровых знакомится с Тимуром — подростком, который собрал компанию единомышленников и пообещал никогда никого не оставлять в беде. Вместе с друзьями Тимур «перевоспитывает» хулиганов, а также помогает пожилым людям и семьям красноармейцев, призванных на фронт. (Только не путайте описанные Гайдаром события с июнем 1941 года, когда началась Великая Отечественная война.

Повесть «Тимур и его команда» была написана летом 1940-го, а её действие происходит ещё раньше — в 1939-м, так что на вопрос, куда именно отправляется отец Ольги и Жени, точного ответа дать невозможно. Однако и за два года до Великой Отечественной во всём мире было неспокойно: тревожные слухи разносились довольно быстро. А 1 сентября 1939-го нацистская Германия напала на Польшу.

)

Книга «Тимур и его команда» стала хитом Советского Союза и была переиздана более 200 раз. После её публикации вдохновлённые мальчишки и девчонки и впрямь начали организовывать отряды и вместе творить добрые дела. К сожалению, сам А. П. Гайдар погиб в самом начале войны — но тимуровское движение было невероятно популярным ещё долгие годы, а кое-где штабы юных энтузиастов действуют и сегодня.

ФИЛЬМ

Сочинение: Актуальность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Аритмия» (2017), реж. Б. Хлебников

Олег и Катя — супруги, посвятившие жизнь медицине: он — фельдшер «Скорой помощи», она — врач в приёмном отделении. В их жизни всё было по любви: и выбор профессии, и клятва, которую они дали друг другу. Но спустя несколько лет брака их союз оказался на грани распада, и виной тому — дикие перегрузки, которые испытывают молодые специалисты.

И ладно бы только усталость и переживания за пациентов (Олег и Катя не очерствели душой и искренне сочувствуют своим подопечным)… Новый чиновник, пришедший в их региональную больницу, решает «реорганизовать» структуру «Скорой помощи».

Теперь любого фельдшера могут уволить за неуместное возражение начальнику — или, например, опоздание на вызов.

А как не опоздать, если времени, которое по регламенту отведено на каждого больного, не хватает — а «скорых» в городе не так-то много?

Борис Хлебников снял фильм о старом как мир конфликте: жестокий продажный чиновник — против человека, мужественно исполняющего свой долг.

Последний, как водится, побеждает, — но какой ценой? Этот вопрос в наши «тихие и спокойные» дни вновь обрёл пугающую остроту, и наблюдать за профессиональной и личной драмой двух хороших людей, не испытывая злости и отчаяния, почти невозможно. Недаром «Аритмия» получила приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр».

Сочинение на тему: "Кому на Руси жить хорошо?"

План сочинения:

Ключевой вопрос поэмы Н.А. Некрасова.

  • Что есть «счастье» для людей, живущих на Руси:
  • «Счастье» с точки зрения высших сословий;
  • Каково «крестьянское счастье»;
  • «Счастье» русской женщины;
  • Взгляд людей «нового поколения» на понятие «счастья».
  • Актуальность поэмы.
  • Кому на Руси жить хорошо?

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» написана сразу после отмены крепостного права в 1862 году, то есть во времена проводимой Александром II реформы. Как водится, период перемен является самым тяжелым для простого народа.

Об этом красноречиво свидетельствует название деревень, жителями которых являлись мужики – искатели: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.

Но простому труженику не свойственно отчаиваться, поэтому поиск счастья – ключевая тема произведения, а главный вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» автор вложил в уста семерых крестьян.

В православной стране первому, кому был задан этот вопрос, естественно, стал священник. Счастье поп описал в трех словах: покой, богатство, честь. Все эти составляющие, по мнению мужиков, присущи только помещику, священнику, чиновнику, царю.

Но не нашли они того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. У попа нет покоя и сна, нет богатства, мучает жалость к беднякам. У помещика нет полной власти над бывшими крепостными крестьянами, что его злит до умопомрачения.

В свете проводимых в стране изменений, заслуги и регалии предыдущих поколений дворян теряют смысл и лишают вседозволенности. Призыв реформаторов: «Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись!..

» – взывает бурю негодования, приводит к унынию от безысходности и понимания того, что возврата к прежнему режиму не будет.

Сами крестьяне по-разному видят своё счастье. Одни продолжают тяжело трудиться, жить, повинуясь помещикам, стараются им угодить, терпят унижения и издевательства, надеются взамен получить землю, а вместе с ней полную свободу. Тем самым, символизируя веру русского народа в «доброго царя».

Но мечта о справедливости разбивается об обман барина и его наследников. Другие, подстраиваясь под обстоятельства, не желая работать на земле, берут на себя роль бургомистра-шута, но при этом желают хорошо заработать и не бедствовать. Они своим поведение вызывают у односельчан только презрение.

Третьи решили, что кабак и выпивка, вот оно – счастье.

Однако внутри самой среды крестьян есть своеобразное «крепостное право». Доля русской женщины, на примере Матрены Тимофеевны, и вовсе рабское ярмо в семье. Именно она говорит мужикам: «…Счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей…» – несмотря на то, что её в народе окрестили счастливицей.

Эти слова подтверждаются самой жизнью на примере бурмистра Гирина, человека порядочного, честного, деятельного, хозяйственного. Благодаря этим качествам Ермила смог выкупить мельницу на собранные народом деньги, вернуть всем долги с торицей, как только встал на ноги. Тем самым заслужил всеобщий почет и уважение.

Но он не счастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и Ермила был заключен в острог.

Автор словами: «Над Русью оживающей» – обращает внимание читателя на то, что будущее принадлежит молодому поколению, представителем которого становится Гриша Добросклонов.

Будучи грамотным человеком – семинаристом, понимает, что перемены в стране, как бы не было тяжело в начале, позволят в конце концов, народу стать счастливее.

Но счастье это не в долготерпении и покорности, с целью мещанского и мелочного обогащения, а в преодолении внутреннего рабства и приобретении не только физической, но и моральной свободы:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,Окончен расчет с господином!Сбирается с силами русский народИ учится быть гражданином…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» популярна и в сегодняшнее время. Проходят десятки поколений, но до сих пор человек ищет состояние полной удовлетворённости жизнью. Сейчас, для многих оно приравнивается только к наличию достатка, однако это совершенно неправильно.

Если всю свою жизнь посвятить стремлению к наживе, то можно попасть в «денежное рабство» и потерять свою личность и внутреннюю свободу.

Поэтому всегда нужно помнить, что счастлив тот, кто совершает благие поступки, кто живёт для семьи, кто заботится о родных и близких, кто имеет возможность своё хобби сделать любимым делом, а всё это нельзя соединять и равнять только на деньги:

  1. «…Пусть жизнь и тяжела, Но счастлив я, Что вся она моя,
  2. И благие в ней дела!»

Таким образом, очевидно, что только свободный член общества, идущий по жизни с гордо поднятой головой, увлеченный, с ярко выраженной гражданской позицией, может быть счастлив. Именно эту мысль, по моему мнению, через поколения пытается донести до нас Н.А. Некрасов.

Читайте также:  Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение. Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.

Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе. После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека.

Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать. Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести.

Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести: …Иди — куда зовут! …Законы, прежде строгие К раскольникам, смягчилися. А с ними и поповскому Доходу мат пришел. Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются.

Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде. Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив.

Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде.

Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке: …Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую — не нажуюсь! С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что: С французским лучшем трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал… Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое: Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями… Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им. Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения. По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется. В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.

Сочинение на тему: Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение. Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения.

Поэма является итогом раздумий автора о судьбах страны и народа. Сюжет ее заключается в путешествии семерых крестьян в поисках счастливого человека, которого они ищут среди всех сословий тогдашней Руси. Среди крестьян такого не находится. Некрасов показывает нам целый ряд богатых образов простых мужиков: Ермилу Гирина, Савелия, Вавилу, Якима Нагого.

Автор не закрывает глаз на бедность, нищету, необразованность, изнурительный труд, пьянство крестьян. Но мы ясно различаем среди черт их характеров трудолюбие, отзывчивость, благородство, доброту, нравственную чистоту, честность, порядочность, умение выслушать и понять другого человека, способность ценить прекрасное; в них уживаются терпение и бунтарский дух.

Автор поэмы старается показать нам, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Но представление простого народа о счастье не выходит за рамки простых понятий, заключается в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровы и сыты. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив.

Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой грядке. Крестьянское счастье Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями… Решив, что этого недостаточно для счастья, странники начинают искать счастливых среди прочих сословий. Кому-то из них кажется, что таковым должен быть чиновник, другим — поп, «купчина толстопузый», помещик, царь.

Но никто из этих людей не признает себя счастливым. С точки зрения попа, счастье — это “покой, богатство, честь”, но ему кажется, что ничего этого он не имеет. По мнению помещика, счастье — это сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами, но и он считает, что этим он не обладает.

Подведя читателя вплотную к мысли о том, что нет на Руси счастья, Некрасов вводит в поэму образ счастливого человека. Гриша Добросклонов никак не может быть счастлив с точки зрения попа или помещика. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

…лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. Гриша Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!.. В своей поэме Некрасов показал, что народ далёк еще от счастья, но есть люди, для которых счастье – это счастье для всех, и они будут всегда стремиться к нему и его добьются.

Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме автор остро ставит вопрос, кто в это трудное время может считать себя счастливым. Он рисует различное восприятие понятия счастье. Для попа счастье в почёте, в чести, в покое, в богатстве. Он считает, что счастлив был тогда, когда помещики жили в своих имениях, содержали церкви, заботились о священнослужителях. После отмены крепостного права всё рухнуло.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

  Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Для уволенного дьячка счастье в благодушестве, которое наступает, когда он «пропустит косушечку». Для нищей старухи счастье в том, что на гряде в три сажени выросла сладкая да крупная репа.

Для солдата — в том, что остался жив, хотя участвовал в 20 сражениях, его голодом морили, и нещадно был бит палками. Для Каменотеса — в том, что когда-то обладал силой необычною, но потерял силу, променяв её на золотой горшок для любовницы своего хозяина.

Он добавляет, что счастлив потому что, несмотря на слабость, сумел вернуться на Родину, чтоб дома помереть. Дворовый человек князя Переметьева счастлив, так как был любимым рабом у князя и заболел дворянской болезнью — подагрой.

Мужик со скулой свороченной считает себя счастливым, потому что один ходил на медведей. Они загрызли трёх его товарищей, а он остался жив.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Автор смотрит на счастье глазами народа. Крестьяне советуют спросить о счастье у Ермилы Гирина. Он пользовался всеобщим уважением народа, потому что когда был старостой, копейки народной не зажал, где надо всегда приходил на помощь и копейки за неё не требовал, а если и давали — не брал.

Мужики говорят, что не надо совести иметь, чтобы крестьянину с крестьянина драть. Но не нашли крестьяне Ермилу. Он оказался в тюрьме, потому что посланный к взбунтовавшимся крестьянам помещика Обрукова деревни Столбняки, чтоб их успокоить, встал на их сторону.

Несчастлив и помещик Оболот-Оболдуев, потерявший власть над своими крестьянами.

Не оказалась и счастливой Матрёна Тимофеевна, к которой отправили странников мужики, потому что ключи от женского счастья заброшены, затеряны. Матрёна Тимофеевна сказала, что не дело они затеяли средь женщин счастливых искать.

По мере работы над поэмой изменился замысел Некрасова (первоначально он хотел показать, что на Руси счастливых нет).

Но счастливым он показал в главе «Пир на весь мир» Григория Добросклонова, разночинца, сына вечно голодного дьячка, который с раннего возраста решил посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа.

Он твёрдо знал лет с 15-ти, что будет жить и бороться за счастье «убогого и тёмного родного уголка».

Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А. Некрасов занимает немаловажное место в литературной истории нашей страны. Поэт и писатель в своих произведениях показывал настоящую реальность того, как живет русский народ. Некрасов описывал быт людей со всеми подробностями, благодаря которым читатель может сделать вывод о том, через какие страдания приходилось проходить русскому человеку.

Поэт по-настоящему любил свою родину и ее жителей. В особенности он был неравнодушен к жизни крестьян и женщин. Преданность и сострадание к человеку русскому рождали в Некрасове беспокойство за судьбу всей страны. Но он верил в светлое будущее и в смягчение обстоятельств каждого крестьянина.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Русский народ пережил отмену крепостного права в 1861 году. Люди освобождены, но счастливы ли? Этот вопрос сильнее всякого волновал Н.А. Некрасова. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья.

Но с течением их странствования становится понятно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества. Об этом даже говорят названия деревень: Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка, Горелово.

О трудной крестьянской жизни говорят и названия песен: «Голодная», «Соленая» и т.д.

Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.

Простой крестьянский народ видит счастье в простых вещах. Для кого-то счастье – выдержать все удары судьбы, для кого-то – же в хорошем урожае. Читатель может сделать вывод о том, что счастье народа в иллюзиях хорошей жизни, а сам по себе он терпит свое нищенское и трудное существование.

Герой поэмы Гриша Добросклонов выделяется среди всех других крестьян. Он простой выходец из народа, сумевший понять свое предназначение. Смысл жизни же его в заступничестве народа русского.

И с появлением этого героя в сюжете можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Он подходит дворянам и чиновникам.

Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрал Гриша Добросклонов.

По убеждениям своим этот герой близок самому автору. Некрасов считает, что служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта и любого уважающего себя человека.

Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей.

И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года.

Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами.

Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён, Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя.

После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода».

Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» — пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни.

Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — становятся правдоискателями, мира счастливого человека.

Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться.

Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем.

Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» — заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его.

Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.

И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Другие сочинения: ← Кому на Руси жить хорошо↑ ДругиеПуть Васи к правде и добру →

Ссылка на основную публикацию