Смысл жизни в пьесе М. Горького «На дне»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Смысл жизни в пьесе На дне

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни.

Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение.

Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.

В пьесе на суд читателю предлагаются разные мировоззрения — «правды» трех героев: Бубнова, Луки и Сатина. Так, Бубнов считает, что судьба каждого человека предначертана, и никто не в силах изменить этого.

Суждения героя резкие, умаляют человеческое достоинство: «Все люди на земле – лишние…». Он не знает понятия «сострадание», что ярко демонстрируется его отношением у умирающей соседке. Анна попросила Бубнова не шуметь, но герой лишь ответил грубостью.

Бубнов – эгоист, и смысла жизни для него не существует. Он считает, что жизнь – это лишь череда запланированных событий.

Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности.

Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви.

Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Третья правда, которую изображает М. Горький — мировоззрение Сатина. Этот герой отрицает позицию Луки, считая, что нельзя давать человеку ложную надежду на лучшее.

Сатин думает, что главное в жизни – это честь и правда: «Правда – бог свободного человека!». Личность имеет действительно большое значение для героя, в отличии от Бубнова.

Но сам Сатин проявляет апатию ко всему и не желает что-либо делать ради достижения лучшей жизни.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

  Краткое содержание поэмы Мертвые души по главам (Гоголь)

Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2

Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького.

Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.

Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство.

Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков.

Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.

Обратите внимание

Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”.

Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы.

Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.

Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая.

Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” — не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна.

  • Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном.
  • И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть.
  • Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
  • Важно
  • Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение.

Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного.

Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!” — так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.

Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу.

В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек — вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки.

И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.

Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.

Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово — и осуждение мрака, и надежда на свет.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/socialno-filosofskii-smysl-dramy-m-gorkogo-na-dne-2

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне» » Шпоры для студентов

Во все времена человек стремился к познанию своего «Я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М.

  1. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников.
  2. В этом отношении показательная пьеса Горького «На дне».
  3. Это произведение – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на «дно жизни», лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства.
  4. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.
  5. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
  6. Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев.

В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство.

  Рецензии на книгу «Повести Белкина» Александр Пушкин

Совет

Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.

Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в их подвал принадлежат к различным общественным слоям, но участь у всех одна – никому не удается выбраться из него.

Слесарь Клещ считает ночлежку лишь временным пристанищем, надеясь, что упорный честный труд спасет его. Сначала он даже презрительно относится к ночлежникам, противопоставляя им себя: «Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу».

Но мечты Клеща не сбываются. Вскоре он вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом: для Барона – это обеспеченная жизнь, для Актера – творческая работа. Однако, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер, Сатин, «в карете прошлого – никуда не уедешь».

Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.

Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм.

Спор о смысле человеческой жизни в драме М. Горького “На дне”

Сочинения › Горький М. › На дне

Готовые Домашние Задания

В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури.

К драматургии — наиболее действенному роду искусства — Горький обратился в преддверии первой русской революции.

Приход писателя в театр был продиктован прежде всего страстным желанием “вмешаться в самую гущу жизни”. После окончания работы над пьесой “Мещане” Горький пишет “На дне”.

Совет

В этой пьесе, по утверждению автора, его занимали “общефилософские вопросы”: “Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука”.

  • Странник Лука появляется в ночлежке в самый разгар спора обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна?
  • Одна из реплик, с которой Лука переступает порог подвала, заключает в себе целую философию по сути своей безразличного отношения к жизни и человеку: “Мне — все равно! Я и жуликов уважаю по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…
  • ” С этих слов доброго старца и начинается горьковская борьба с ним.
  • Лука, по словам писателя, относится к довольно распространенному типу русского проповедника “благости”, утешителя “от ума”, которого “интересуют всякие ответы”, но не люди: неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтобы они не мешали ему жить…

Приветливый, мягкий странник, готовый всегда оказать услугу, у которого чуть ли не для каждого нашлось ласковое слово утешения, принес с собой смерть и неверие, еще более острое ощущение безысходности, холодное отчаяние и апатию.

Многозначительным контрастом ласкающей завораживающей мелодии Луки звучит в драме песня узников — “Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…

” Не случайно ноты с этой песней помещены перед вторым актом, где появляются первые “жертвы” Луки.

В страстной горьковской тоске по жизни обречено угасает Анна. С появлением “миротворца” с еще большей силой закипела злоба и ненависть в семействе Костылева. Тень преступления нависает над ночлежкой.

Разбиваются в прах мечты Наташи о другой, чистой жизни, и не в обетованный край, о котором напел старик ей и Пеплу, попадает она, а рвется в… тюрьму. Обманутый, смятенный, в чьей душе умерли все надежды, уходит из жизни Актер.

Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне» (Вариант: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне») » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2020

Учёные доказали, что обычный человек может лгать от 10 до 200 раз в день. Чаще всего это происходит ненамеренно. Иногда ложная информация предоставляется из-за чувства страха перед наказанием. Например, школьник вырывает страницу с плохой оценкой из дневника, чтобы не ругали родители.

Ещё хуже, когда ложь применяется в корыстных целях. Люди дают недостоверные данные, чтобы улучшить своё положение или оклеветать другого человека. Ложь несёт негативные последствия, поэтому её принято относить к отрицательным явлениям.

Читайте также:  Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?

Но иногда бывают исключительные ситуации, при которых правда может навредить близкому человеку. Например, родители не рассказывают ребёнку о своих проблемах, чтобы не ранить детскую психику.

Такое действие вполне логично, поэтому явление называют ложью во благо. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают школьникам старших классов. Эссе позволяет проанализировать примеры обмана из собственной жизни.

Лживость может быть оправдана в нескольких случаях:

  • для улучшения настроения человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию;
  • в целях безопасности окружающих;
  • чтобы не ранить чувства близкого родственника или друга.

Например, человеку, страдающему тяжёлым заболеванием, не стоит рассказывать плохие новости, если они могут ухудшить его самочувствие. Экипаж самолёта предпочитает не сообщать пассажирам о незначительных неполадках в оборудовании, чтобы не вызвать панику в салоне.

Предпосылки и история поиска смысла жизни

Поиск смысла жизни относится к тому, что люди сильно замотивированы, чтобы найти смысл своей жизни, то есть, способность понять природу своего личного существования, чувство значимости и целеустремленности.

Жизнь чувствуется значимой для людей, когда они могут удовлетворительно ответить на вопросы о своей жизни, такие как «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что действительно важно для меня, что я должен сделать в своей жизни?». Обнаруженный смысл жизни это продуманная фундаментальная мотивация.

Другими словами, ощущение, что жизнь существенна, понятна и целеустремлена может быть необходимо для психологической дееспособности человека.

  Скачать: Шахматная новелла , Стефан Цвейг

На протяжении тысячелетий, попытка понять, что делает жизнь осмысленной, была задачей художников, богословов и философов. После Первой мировой войны, некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что нет никакой высшей цели Вселенной, и поэтому люди одиноки в поисках смысла.

Тем не менее, люди идут на многое, чтобы отстоять свои идеи о том, какова жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить конкретные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений.

Ряд психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл своей жизни.

Альфред Адлер сказал, что люди от природы стремятся к выполнению цели своей жизни, в частности посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предлагал идею о необходимости самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе, поиск смысла нацелен на борьбу пониманий жизненного опыта.

Эрик Фромм подчеркивал важность смысла жизни человека и предположил, что чувство отчуждение от других и ощущение бесцельности, снижает нашу способность находить жизнь осмысленной в мыслях и действиях в ходе повседневной и трудовой деятельности.

Абрахам Маслоу думал, что смысл может возникнуть в самоактуализации или в достижении полного потенциала.

Идеи Фромма – отголосок работ Виктора Франкла, человека, который самым тесным образом связан с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, как пережившего в Германии во время Второй Мировой Войны пребывание в концентрационном лагере, убедило его в важности поиска цели в жизни.

Он чувствовал, что самая большая разница между тем, кто выжил и тем, кому не удалось пережить пребывания в ужасных лагерях, была не в том, сколько они были вынуждены работать, как мало или много у них было еды, и как беззащитны они были.

Все должны были работать до изнеможения, никто не имел достаточно еды, и все были сильно подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий. Франкл верил, что изречение Фридриха Ницше – “Если у человека есть «зачем», он может выдержать любое «как»”, – сделало важное различие.

Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное, «почему», иными словами, их цель в жизни. Он писал, что те, у кого был смысл или цель, имели большую вероятность выжить в концлагерях, в отличие от того, кто потерял свою цель и почти наверняка был обречен.

Следующие труды Франкла и его основание логотерапии (дословно, смысл-исцеление), психологическая работа о важности поиска смысла жизни. Рой Баумайстер рассуждал, что смысл жизни, весьма укоренён в стремлении людей к ощущению предназначения в значимости того, что они делают, контроле, способности и самоценности.

Франкл писал, что желание найти смысл заставляет каждого человека найти свой уникальный смысл жизни. Поиск и ощущение наличия смысла жизни это противоположные концы одного континуума.

Поиск смысла и имеющийся смысл колеблется в зависимости от возраста и этапа жизненного пути. Например, молодой человек, возможно, будет больше искать смысл и ему кажется, жизнь имеет значение, тогда как пожилой человек, может чувствовать, что жизнь бессмысленна.

Если поиск смысла жизни – это важная психологическая мотивация, значит, это может быть важно для благополучия человека. Мы знаем, что наличие смысла жизни связано с повышением благополучия в отношениях, работе и жизни в целом, а также к меньшей вероятности психологических расстройств.

Однако мы не можем предположить, что люди, которые ищут смысл в жизни, менее счастливы. Поиск смысла жизни может мотивировать людей, чтобы погрузиться в религию, захватывающие приключения, и философию.

Даже люди, которые чувствуют, что их жизнь полна смысла, возможно, будут искать более глубокое понимание того, что есть смысл, или пытаться приспособиться к большим переменам в жизни, таких как рождение детей или поиск новых источников смысла жизни.

Например, для успешного спортсмена смысл может быть в спортивных соревнованиях. Окончание карьеры из-за травмы может отнять тот смысл, что был прежде и человек начинает искать новый смысл.

В статье использованы материалы:

1. Баумейстер Р. Ф. (1991). Смыслы жизни. 2. Франкл, В. Э. (1963). Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию. 3. Штегер, М. Ф., Фрейзер, П., Оиси, С., & Калер, М (2006). Смысл в жизни по Опроснику: Оценка наличие и поиск смысла жизни. Журнал консультативная Психология, 53, 80-93.

Примеры из литературы

Аргументы о лжи во благо доказывают, что в некоторых ситуациях честность может быть жестокой и даже опасной. Классики русской литературы часто поднимали проблему противостояния правды и обмана в своих произведениях.

Социально-философская пьеса Горького

Наиболее ярко противостояние правды и лжи демонстрируется в произведении «На дне» Максима Горького. Действие происходит в ночлежке, где обитают люди, опустившиеся на самое «дно общества»:

  • вор;
  • проститутка;
  • бывший аристократ;
  • пьянствующий актёр.

Автор показывает 2 разные точки зрения. Например, Сатин говорит, что правда является единственной силой, способной изменить жизнь человека. Странник Лука, напротив, проповедует утешительную ложь.

Лука рассказывает смертельно больной Анне про счастливую жизнь после смерти. Актёру он описывает удивительные лечебницы для алкоголиков, а вору Василию советует отправиться на заработки в Сибирь. Странник использует ложь как инструмент для вдохновения и изменения жизни.

Герой исчезает так же внезапно, как и появляется. Жители остаются наедине с правдой жизни и несбывшимися мечтами. В результате актёр кончает жизнь самоубийством, а Василий попадает в тюрьму.

В пьесе «На дне» Горький приводит пример губительных последствий любого обмана, даже во спасение.

Рассказ А. И. Куприна

Противоположная точка зрения демонстрируется в произведении А. И. Куприна «Святая ложь». Иван Иванович Семенюта представлен как положительный персонаж, которому постоянно не везёт в жизни.

В школе он подвергался нападкам одноклассников, а на службе был несправедливо уволен и обвинён в воровстве. Желая уберечь любимую мать от переживаний, он врёт ей, говоря, что его дела идут хорошо.

Женщина, в свою очередь, лжёт сыну, что не знает о его проблемах.

Обман в рассказе является проявлением любви и заботы. Автор не зря называет такую ложь святой. Она не несёт негативных последствий и воспринимается как нечто естественное и безобидное.

Аргументы из других произведений

Выбор между горькой правдой и обманом приходится делать героям многих литературных произведений. Некоторые авторы оправдывают поступки своих персонажей, если ложь применяется для спасения человека:

  1. В произведении «Судьба человека» М. А. Шолохова главный герой обманывает осиротевшего мальчика, выдавая себя за его родного отца. Благодаря такому обману ребёнок обретает семью.
  2. В романе «Война и мир» Марья Болконская принимает решение солгать Лизе о судьбе Андрея. Она уберегает беременную девушку от лишних тревог.
  3. В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина Пётр Гринев спасает жизнь Маши Мироновой, представляя её как сироту.

Немало примеров и аргументов можно найти в жизни любого человека. Анализ произведений, подкреплённый собственным опытом, позволит написать отличное сочинение на тему «Ложь во спасение».

Реализм в искусстве

Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.

  • Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам.
  • Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.
  • Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.

Реализм в литературе

Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.

В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.

Реализм в литературе 19 века

Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.

Представители реализма в литературе:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Николай Васильевич Гоголь;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Александр Сергеевич Грибоедов;
  • Оноре де Бальзак;
  • Гюстав Флобер;
  • Мари-Анри Бейль (Стендаль);
  • Генрих Гейне;
  • Георг Бюхнер;
  • Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).

Основные жанры реализма в литературе:

Реализм в живописи

Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства.

  Три толстяка (с иллюстрациями) – Олеша Юрий Карлович

«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.

На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы.

Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.

Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).

Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.

Художники – реалисты:

  • Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
  • Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
  • Николай Николаевич Ге (русский художник);
  • Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
  • Теодор Руссо (французский художник);
  • Жан-Франсуа Милле (французский художник);
  • Оноре Домье (французский художник);
  • Томас Икинс (американский художник).

«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.

Реализм в русской живописи

Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.

Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.

Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.

Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).

Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.

Читайте также:  Краткое содержание «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни? Сочинение № 12253614

       

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

09.10.2021 16:01:28

Павел Ким

Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”. От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни. А вот слабые и легкомысленные люди не могут иметь будущего, потому что у них нет средств к существованию и они не способны заработать себе на дом. Попробую доказать свою точку зрения примерами из художественной литературы. Многие писатели русской классической литературы обращались к теме смысла жизни в своих произведениях. Не исключением стал и М. Горький, написавший пьесу “На дне”. В произведении мы знакомимся с главным героем-Актёром. Он бывший артист театра и алкоголик, живущий в ночлежке для бездомных. Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт. После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу. Но Сатин убеждает Актёра, что Лука его обманывает, а то ему не верит. Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу. Лука, так и не сказав в какой город ехать , скрылся из виду. После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни. Однако он приходит к такому выводу, что “талант-это вера в себя, в свою силу”. После перенесённых потрясений Актёр сознался в содеянном и раскаялся. Другим примером того, в чём заключается место в жизни будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. В данном произведении повествуется о жизненном пути центрального персонажа: Евгении Онегине. Главный герой-представитель золотой молодёжи. Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей. Его такая жизнь начинает утомлять, он в подавленном состоянии и пытается найти свою дорогу жизни, но всё неудачно. Общество не помогло Евгению, потому что они считали его лишним. Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.     

Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей. Самое главное, когда выбираешь тот или иной путь, важно прислушаться к себе и к близким людям.

Здравствуйте, Павел!

Вы самостоятельно написали сочинение, попытавшись выстроить рассуждение по заявленной теме. Но на заданный вопрос не ответили, существенных выводов не представили.

  • В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
  • К1 (соответствие теме) + 1 балл.
  • К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ литературных произведений подменяется пересказом. Вы не демонстрируете глубокого знания текстов произведения, допускаете фактологические ошибки. Пересказ не сопровождается выводами, относящимися к теме сочинения.

Содержание произведений понимается наивно:

Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей.

Непонятно, зачем Евгению все это было нужно. Он дворянин, и не должен работать – таковы реалии тех лет.

Общество не помогло Евгению, потому что они считали его лишним.

Это не так.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В сочинении содержатся грубые нарушения тезисно-доказательной части.

Тезис (ответ на вопрос темы) отсутствует. Представленные тезисы про слабых людей не подтверждаются примерами. Вывод не вытекает из тезисов.

Ошибки

Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.

Фраза не соответствует действительности: далеко не каждый человек задумывался об этом.

От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни.

Указательные местоимения ни на что не указывают.Голословное утверждение. Непонятно, почему вы считаете, что у любого человека есть правильная дорога судьбы и почему только сильные личности способны ее найти. Мысль противоречивая.

А вот слабые и легкомысленные люди не могут иметь будущего, потому что у них нет средств к существованию и они не способны заработать себе на дом.

Это абсурдное высказывание: получается, что если у человека нет средств и если он не заработал себе на дом, то он, во-первых, слабый и легкомысленный, а во-вторых, у него нет будущего. Эта мысль не соответствует действительности.

Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт.

С чего вы это взяли? Все люди испытывают чувство голода. В предложении нарушены причинно-следственные связи.

После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу.

Мысль выражена непоследовательно: непонятно, кто такой Лука, у кого произошла потеря памяти, о каком долге идет речь.

Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу.

Противоречие. Зачем копить деньги, если больница бесплатная?

После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни. Однако он приходит к такому выводу, что “талант-это вера в себя, в свою силу”. После перенесённых потрясений Актёр сознался в содеянном и раскаялся.

Предложения не связаны друг с другом. Последнее предложение не относится к произведению “На дне”: вы с кем-то перепутали Актера.

Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.

Предложения содержат противоречащие друг другу суждения.

  1. К 4 (речь)+ 0 баллов
  2. Речевые ошибки нарушают восприятие текста сочинения и препятствуют пониманию коммуникативного замысла.
  3. Ошибки
Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.

Повторы.

Многие писатели русской классической литературы обращались к теме смысла жизни в своих произведениях.

Несочетаемость: писатель литературы.Смысл жизни и место в жизни – не тождественные понятия.

Не исключением стал и М. Горький, написавший пьесу “На дне”.

Нарушение порядка слов. Правильно: не стал исключением и…

Он бывший артист театра и алкоголик, живущий в ночлежке для бездомных.

Сопоставление неоднородных понятий.

После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу.

Некорректное употребление местоимения, оно указывает на Луку.

Но Сатин убеждает Актёра, что Лука его обманывает, а то ему не верит.

Некорректное использование местоимений: непонятно, кто кому не верит, кто кого обманывает.

После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни.

Правильно: покончить с собой.

Другим примером того, в чём заключается место в жизни будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Речевая несочетаемость.

Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей.

Слово употреблено неуместно.

Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.

Несочетаемость.

Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей.

Непонятно, на кого указывает выделенное местоимение.

  • К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 13, предельное количество: 19
  • Ошибки
  • Орфография
От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни.

Правильно: это зависит ОТ ТОГО, ЧТО…

Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу.

правильно: лечиТЬСЯ

Пунктуация

Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.

Вместо тире следует поставить двоеточие.

От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни.

Две запятые лишние.

После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу.

Лишняя запятая.

Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу.

Лишняя запятая.

Лука, так и не сказав ЗПТ в какой город ехать , скрылся из виду.

Пропущена запятая перед придаточной частью.

Другим примером того, в чём заключается место в жизни ЗПТ будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Пропущена запятая после придаточной части.

В данном произведении повествуется о жизненном пути центрального персонажа: Евгении Онегине.

Двоеточие поставлено не в соответствии с правилами пунктуации.

Грамматика

Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт.

не испытывал чувствВА голода

В данном произведении повествуется о жизненном пути центрального персонажа: Евгении Онегине.

правильно: ЕвгениЯ ОнегинА

Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей.

правильно: не хватает упорства В достижении поставленных целей.

Общий вывод по работе

Итак, Павел, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако вы едва укладываетесь в минимальный порог требований. Следует более серьезно отнестись к анализу литературных произведений, поработать над логикой рассуждения и речевым оформлением работы.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 0; К5: 1;

Итоговый балл – 3 Зачёт

Возврат к списку

Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Смысл жизни в пьесе На дне

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни.

Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение.

Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.

В пьесе на суд читателю предлагаются разные мировоззрения — «правды» трех героев: Бубнова, Луки и Сатина. Так, Бубнов считает, что судьба каждого человека предначертана, и никто не в силах изменить этого.

Суждения героя резкие, умаляют человеческое достоинство: «Все люди на земле – лишние…». Он не знает понятия «сострадание», что ярко демонстрируется его отношением у умирающей соседке. Анна попросила Бубнова не шуметь, но герой лишь ответил грубостью.

Бубнов – эгоист, и смысла жизни для него не существует. Он считает, что жизнь – это лишь череда запланированных событий.

Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности.

Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви.

Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Читайте также:  Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

Третья правда, которую изображает М. Горький — мировоззрение Сатина. Этот герой отрицает позицию Луки, считая, что нельзя давать человеку ложную надежду на лучшее.

Сатин думает, что главное в жизни – это честь и правда: «Правда – бог свободного человека!». Личность имеет действительно большое значение для героя, в отличии от Бубнова.

Но сам Сатин проявляет апатию ко всему и не желает что-либо делать ради достижения лучшей жизни.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

Сочинения на Getsoch.ru

Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

https://www.youtube.com/watch?v=4g94dgwXqOg\u0026t=12s

Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» – это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека.

Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет.

Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы.

Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения.

И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

Совет

Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью.

Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма.

Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей.

Вот он и говорит им разные слова утешения», – так писал автор об им же созданном герое.

Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном». Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне»

1. Пьеса «На дне” — реалистическое произведение.

2. Обитатели «дна*.

3. Философские размышления героев пьесы.

4. Неоднозначная трактовка произведения.

Пьеса М. Горького «На дне» — одно из самых лучших реалистических произведений писателя. Мастерство автора позволило ему изобразить нечеловеческие условия жизни, в которых вынужденно оказались герои произведения.

Люди, прозябающие «на дне», выглядят убогими и жалкими, они лишены высоких чувств и стремлений. Нищета и безысходность привела к тому, что люди «дна» стали жестокими по отношению к другим и даже к самим себе.

Опустившиеся обитатели ночлежки не сумели бороться с судьбой. Произведение было создано в пору серьезного экономического кризиса, который разразился в России. Количество обнищавших, оставшихся без средств людей, стало поис-тине устрашающим. Появилось множество ночлежек, где селились бездомные и несчастные. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки без прикрас.

Мрачный полутемный подвал, где живут герои произведения, похож на пещеру. Низкий потолок давит на людей. Убогость быта и безысходность жизни делает свое дело. Люди теряют последние человеческие качества, опускаясь и деградируя все больше и больше. Сам Горький писал об этой пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”…».

Пьесу можно воспринимать как призыв к преобразованию общества.

Бесчеловечность общества в том, что оно с легкостью выбрасывает на обочину жизни слабых людей, не способных бороться за свое счастье. Герои пьесы сломлены, становится ясно, что в их жизни вряд ли будут позитивные изменения.

Само произведение имеет свои особенности. В пьесе нет завязки конфликта и развязки. Отсутствие развития действия восполняется разговорами. Именно в разговорах раскрываются характеры главных героев. У каждого обитателя ночлежки своя «правда», своя философия, свое представление о жизни.

Герои пьесы рассуждают как о повседневных делах и проблемах, так и о чем-то более важном, что не имеет прямого отношения к их жизни. Например, Квашня рассуждает о замужестве.

Ее позиция весьма проста, Квашня говорит: «Чтобы я свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти». Клещ не верит ей, возражает: «Обвенчаешься в Абрамкой…».

Квашня с возмущением отвергает его предположение. Разгорается спор. Квашня пытается доказать свою правоту, указывает Клещу, что он «заездил жену-то до полусмерти…». Клещ грубо обрывает ее.

Этот короткий диалог свидетельствует о том, что попытки отстоять свою «правду» у героев пьесы приводят к взаимным оскорблениям и конфликтам. Нельзя не подчеркнуть, что все обитатели ночлежки не уважают не только окружающих, но и самих себя. У них нет четкого представления о собственном месте в мире.

Каждый сознает свою убогость и неприкаянность. Но осознание проблемы само по себе ничего не может дать человеку. Оно лишь подталкивает к поиску нового решения. Этого в пьесе не происходит. Герои много и охотно рассуждают о «правде». Но для чего она им, не могут решить.

Например, Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?..

За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!..’ Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»

Некоторые герои пьесы пытаются найти такую «правду», которая хоть немного скрасила бы их убогую жизнь. Например, Настя выдумывает историю любви. Над ней смеются. Но эта выдуманная «правда» нужна Насте, чтобы жизнь не казалась такой беспросветной.

Насте кажется, что если бы такая любовь была в ее жизни, все сложилась бы совсем иначе. Это «правда» девушки, которая не имеет ничего общего с реальной жизнью. Позиция Луки такова, что для него имеет ценность та правда, в которую верит человек.

Лука говорит: «Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Слова Луки вселяют надежду, заставляют поверить в то, что человеку дорого. Пусть это не связано с тем, что есть на самом деле.

Но с другой стороны, такая «правда» может дать возможность почувствовать себя чуточку счастливее.

Другой герой пьесы, Сатин в реальной жизни — «арестант, убийца, шулер». Но он не стремится признать эту «правду», не самую приятную для него. Сатин постоянно говорит:

  Сообщение по литературному чтению “Русские богатыри”

«Хорошо это — чувствовать себя человеком!» Для Сатина очень много значит собственный взгляд на себя как на человека. Его рассуждения об этом свидетельствует:

«Что такое — правда? Человек — вот правда». «Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга».

Клещ надеется, что когда-нибудь сможет вернуться к нормальной жизни и труду. Но он связывает свои надежды со смертью жены, Анны. Клещ не может вызывать симпатию. Нам становится ясно, что в его сердце нет сострадания к умирающей жене. «Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот погоди… умрет жена…».

«Правда» Клеща в том, что он ненавидит окружающих людей, склонен считать их помехой. Но чем он сам лучше? Если этот рабочий человек стал обитателем «дна», значит, нет у него той нравственной опоры, которая помогает удержаться на плаву в самых трагических жизненных обстоятельствах. Все мечты и надежды ограничиваются словами.

На деле этот рабочий обречен свой век доживать на «дне».

Очень любит «правду» Бубнов. Но вместе с тем нельзя не признать, что образ этого человека не может не вызывать негативных эмоций у читателя. Он, не задумываясь, оскорбляет, обижает и без того несчастных и обездоленных людей. Жестокость и злоба, которые свойственны Бубнову, не могут сделать его образ привлекательным. А, значит, и его «правда» не может быть светлой и позитивной.

То же самое можно сказать о Татарине. Он честен, но вместе с тем злобен, с ненавистью относится ко всем и всему вокруг. И его «правда» не может стать полезной, слишком много в ней негатива.

Герои пьесы связывают «правду» со стремлением к свободе. «Правда — бог свободного человека». Но как это ни парадоксально, в какой-то степени они все эту свободу получили.

Они «свободны» от обязательств по отношению к родственникам и семье; «свободны» от работы, правил и устоев общества. Например, Васька Пепел «свободен», потому что пока в ночлежке, а не на каторге.

Но разве это та «свобода», о которой нужно мечтать и к которой нужно стремится? «Человек — свободен… он за все платит сам, и потому он — свободен!» На самом деле кажущая свобода героев пьесы ошибочна. Они не могут быть свободны, учитывая обстоятельства их жизни.

И мрачное прошлое, и гнетущее настоящее, и пугающее будущее, — все это ограничивают их свободу. Герои не могут этого не понимать в глубине души, пусть и пытаются они это все отрицать.

Своеобразное понимание свободы приводит Актера к самоубийству. Смерть воспринимается как освобождение от тягот жизни несчастного и обездоленного человека.

На протяжении всей пьесы герои ищут свою «правду» и не находят ее. Наверное, в тех условиях, в которых они оказались, найти «правду» невозможно. Именно поэтому произведение оставляет впечатление недосказанности. Горький оставляет вопрос открытым.

Однозначным является утверждение автора, что мир, в котором живут герои пьесы, не должен существовать. Люди, оказавшиеся в нем волею судьбы, теряют все человеческое, становятся опасны для общества. Пьесу можно трактовать как призыв к революции, к изменениям существующего строя, который повинен в несчастьях обитателей «дна».

Но с другой стороны, жители «дна» и не заслуживают лучшей доли, потому что не обладают положительными качествами. Так что проблематику произведения каждый читатель может понимать по-своему. Неоднозначная трактовка пьесы делает ее еще интереснее для современного читателя. Немаловажное значение имеет исторический контекст.

Мы получаем возможность узнать некоторые подробности о жизни бедняков начала XX века.

Ссылка на основную публикацию