Смысл романа «Мастер и Маргарита»

  • 75 лет назад Михаил Афанасьевич Булгаков последний раз кончиком пера прикоснулся к рукописи гениального романа «Мастер и Маргарита», который стал настольной книгой для миллионов читателей.
  • Время прошло, немало воды утекло, но это великое, овеянное загадками и мистикой произведение до сих пор остается плодородным полем для различных философских, религиозных и литературных дискуссий.
  • Этот шедевр даже включен в школьную программу нескольких стран, хотя смысл этого романа не может целиком и полностью постигнуть не то что среднестатистический ученик, но даже человек с высшим филологическим образованием.
  • Здесь представлены тебе 7 ключей к непревзойденному роману «Мастер и Маргарита», которые прольют свет на многие тайны.

1. Откуда возникло название романа?

Задумывались ли Вы о названии этого романа? Почему «Мастер и Маргарита»? Неужели это любовный роман или, упаси господи, мелодрама? О чём вообще эта книга?

  1. Известно, что огромное влияние на написание знаменитого произведения оказало увлечение Михаила Афанасьевича германской мифологией XIX века.
  2. Не секрет, что в основу романа, кроме Святого Писания и гётевского «Фауста», легли различные мифы и легенды о дьяволе и Боге, а также иудейская и христианская демонология.
  3. Написанию романа способствовали прочитанные автором работы, такие как «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков» Александра Амфитеатрова.

Как известно, роман «Мастер и Маргарита» не раз редактировался. Поговаривают, что в самой первой редакции произведение имело такие варианты названий: «Черный маг», «Гастроль», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Сын В.» и там вовсе не упоминалось ни о Мастере, ни о Маргарите, поскольку центральной фигурой должен был стать Сатана.

Интересно отметить, что в одной из последующих редакций роман действительно имел такой вариант названия, как «Сатана». В 1930 году после запрета пьесы «Кабала святош» Булгаков своими руками уничтожил первую редакцию романа.

Об этом говорит сам автор: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе!»

Во второй редакции волею судьбы появились Маргарита и ее Мастер, а Сатана обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья редакция, которая считается незаконченной.

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

2. Многоликость Воланда.

Воланд по праву считается одним из главных персонажей «Мастера и Маргариты». Он даже в некотором роде импонирует многим читателям, и при поверхностном прочтении может показаться, что Князь тьмы — сама доброта и такой себе борец за справедливость, который воюет против человеческих пороков и помогает восторжествовать миру и любви.

Другие считают Воланда прообразом Сталина. Но на самом деле Воланд — не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Это очень многогранный и тяжелый для понимания персонаж. Такой образ, в общем-то, и подобает иметь Искусителю.

Это в некой мере классический прототип Антихриста, которого человечество должно было воспринять как нового Мессию. У образа Воланда также имеется множество аналогов в древней языческой мифологии. Вы также найдете некое сходство с духом тьмы из гётевского «Фауста».

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

3. Воланд и его свита.

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд — не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот — исполнители дьявольского правосудия. Иногда создается впечатление, что эти колоритные персонажи затмевают самого Сатану.

Стоит заметить, что за спиной у них отнюдь не однозначное прошлое. Возьмем, к примеру, Азазелло. Этот образ Михаил Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где упоминается о падшем ангеле, научившем людей изготовлять оружие и украшения.

Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно поэтому в романе Азазелло дает крем Маргарите и хитростью побуждает ее перейти на сторону зла.

Он, как правая рука Воланда, исполняет самую черную работу. Демон убивает барона Майгеля и отравляет влюбленных.

Бегемот — кот-оборотень, кривляка и потешник. Этот образ почерпнут из легенд о демоне обжорства. Его имя позаимствовано из Ветхого Завета, в одной из книг которого шла речь о морском чудовище Бегемоте, которое проживало вместе с Левиафаном.

Много информации о демоне Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII веке. Эта женщина была одержима 7 дьяволами, среди которых был злой дух Бегемот.

Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом, клыками, человеческими руками и задними лапами, как у бегемота.

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

4. Темная королева Марго или а-ля пушкинская Татьяна?

У многих, прочитавших роман, создается впечатление, что Маргарита — это некая романтическая натура, героиня пушкинских или тургеневских произведений.

Но корни этого образа лежат намного глубже. В романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них — всем известная королева Марго, жена Генриха IV, чья свадьба обернулась кровавой Варфоломеевской ночью.

Об этом темном действе, кстати, есть упоминания в романе. Маргарита по дороге на Великий бал у Сатаны встречает толстяка, который, узнав ее, обращается к ней со словами: «светлая королева Марго».

В образе Маргариты литературоведы также находят сходство и с другой королевой — Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц.

Булгаковская Маргарита также близка к изящной словесности, она влюблена в своего гениального писателя — Мастера.

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

5. Пространственно-временная связь «Москва — Ершалаим».

Одна из ключевых загадок «Мастера и Маргариты» – это место и время происходящих в романе событий. Вы здесь не найдете ни одной точной даты, от которой можно вести отсчет. В тексте имеются лишь намеки.

События в романе разворачиваются в Москве в Страстную неделю с 1 по 7 мая 1929 года. Эта часть книги тесно связана с так называемыми «Пилатовскими главами», где описывается неделя в Ершалаиме 29 года, которая впоследствии стала Страстной.

Внимательный читатель заметит, что в новозаветной Москве 1929 года и ветхозаветном Ершалаиме 29 года стоит одна и та же апокалипсическая погода, действия в обеих этих историях развиваются параллельно и в конце концов сливаются воедино, вырисовывая целостную картину.

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

6. Влияние каббалы.

Говорят, что Михаил Булгаков, когда писал роман, находился под сильным влиянием каббалистического учения. Это сказалось на самом произведении.

Только вспомните крылатые слова Воланда: «Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».

Оказывается, в каббале запрещается принимать что-либо, если это не дар свыше, от Создателя. Такая заповедь противоречит христианству, в котором, например, не запрещается просить милостыню.

Одной из центральных идей каббалы является учение об «Ор а-Хаим» — «свете жизни». Считается, что Тора сама является светом. Достижение света зависит от желания самого человека.

В романе также на первый план выходит мысль о том, что человек самостоятельно осуществляет свой жизненный выбор.

Свет также сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда Сатана исчезает со своей свитой, пропадает и лунная дорога.

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

7. Роман длиною в жизнь.

Последнюю рукопись романа, которая впоследствии дошла до нас, Михаил Афанасьевич Булгаков начал еще в 1937 году, но она не давала покоя писателю до самой смерти.

Он то и дело постоянно вносил в нее какие-то правки. Быть может, Булгакову казалось, что он плохо осведомлен в иудейской демонологии и Святом Писании, возможно, он чувствовал себя на этом поприще дилетантом.

Это всего лишь догадки, но точно ясно одно — роман писателю дался нелегко и практически «высосал» из него все жизненные силы.

Интересно знать, что последней правкой, которую Булгаков внес 13 февраля 1940 года, стали слова Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

Через месяц писатель умер. По словам жены Булгакова, последними его словами перед смертью
были: «Чтобы знали, чтобы знали…»

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

Как бы мы ни трактовали это произведение, его невозможно изучить полностью. Это настолько глубокий шедевр, что его можно разгадывать вечность, но так и не докопаться до его сути.

Главное, что этот роман заставляет задуматься о высоком и постигнуть важные жизненные истины.

Скрытые смыслы «Мастера и Маргариты» | Истина где-то рядом

Смысл романа «Мастер и Маргарита»

  • Скрытые смыслы «Мастера и Маргариты»
  • Булгаковских «Мастера и Маргариту» литературоведы, кажется, уже разложили буквально «по косточкам». Однако появляются все новые и новые исследования, заставляющие нас по-иному посмотреть на сюжет книги и главных персонажей…
  • Мастер – это Горький?

Например, существует версия, выдвинутая Альфредом Барковым, из которой следует, что «Мастер и Маргарита» – это роман о… Максиме Горьком! Именно за ним в 1930-х гг. прочно закрепился титул «мастер». Кроме того, в книге содержатся указания на 1936 год – год смерти Горького… Правда, Горький умер в июне, а действие романа происходит вроде бы в мае. Однако именно на 19 июня, когда вся страна прощалась с умершим писателем, пришлось солнечное затмение (в романе есть описание тьмы, накрывшей Ершалаим и Москву). В церемонии похорон Берлиоза легко узнаются детали похорон Горького.

В свою очередь, прототипом Маргариты является гражданская жена Горького М.Ф. Андреева, артистка МХАТа. В особняке, где живет Маргарита, легко можно узнать особняк Саввы Морозова, возлюбленной которого Мария Андреева числилась до 1903 г. Известно, что в 1905 г. М.

Андреева получила по завещанию покончившего жизнь самоубийством Морозова страховой полис на сто тысяч рублей, десять тысяч из которых она передала М.

Горькому на оплату долгов, а остальное пожертвовала на нужды РСДРП, в которой состояла… В книге же Мастер выигрывает сто тысяч по лотерейному билету, который находит в корзине с грязным бельем, и становится писателем, причем десять тысяч из этой суммы передает Маргарите.

В одной из первоначальных редакций романа в качестве «нехорошей квартиры» фигурирует квартира № 20 на Воздвиженке, 4, где во время восстания 1905 г. проживали М. Горький и М. Андреева.

По версии А. Баркова, есть реальные прототипы и у других персонажей: Воланд – это Ленин, Латунский и Семплеяров — тогдашний министр культуры Луначарский, Левий Матвей — Лев Толстой, под театром Варьете подразумевается МХАТ…

Воланд и катары

Есть также основания полагать, что Булгаков был знаком со средневековым учением катаров. В переводе с греческого это слово означает «чистые». По мнению катаров, Добро и Зло в мире находятся в вечном противостоянии: олицетворением Добра является Бог, олицетворением Зла – Сатана…

Катары отрицали обряд крещения в младенчестве и таинство причастия, а также выступали против почитания креста, поскольку его применяли в древности во время казней как орудие убийства. Отрицали они и поклонение иконам, а кроме того, посредническую роль духовенства в общении с Богом и человеческую сущность Бога. Христос являлся для них бесплотной сущностью, сошедшей на землю с неба.

Интересно, что ветхозаветного Иегову катары считали Сатаной, а пророков – его прислужниками. Из книг Священного Писания они признавали лишь Новый Завет.

Намек на катаров (или альбигойцев – эта ересь родилась в городе Альби) просматривается в образе Фагота-Коровьева, который в последней главе романа превращается в «темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом».

Читайте также:  Образ Родины в лирике С. А. Есенина

На вопрос Маргариты о нем Воланд отвечает, что «рыцарь этот когда-то неудачно пошутил… его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал.

И сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона, которой часто пользуется Булгаков, упоминается книга французского историка Наполеона Пейра «История альбигойства», а в ней ссылка на средневековую рукопись, содержащую баллады рыцаря-трубадура Каденета.

В виньетке заглавной буквы рукописи изображен сам автор в фиолетовом одеянии. Фагот еще и «бывший регент», а также «организатор хорового кружка». А по-французски «fagotin» – «шут». Шуты же в Средние века часто одевались в фиолетовое.

Вспомним и «шутку» Фагота, за которую он поплатился… К тому же, существует французский фразеологизм «sentir le fagot» – «отдавать ересью».

А убийство Иуды из Кириафа на берегу реки Кедрон по описанию очень напоминает убийство папского легата Петра де Кастельно, совершенное 15 января 1208 г. на берегу Роны. Дело в том, что именно это событие послужило поводом для начала крестового похода против еретиков-альбигойцев, по инициативе Римского Папы Иннокентия III.

Возможно, Булгаков испытывал такой интерес к катарам, поскольку его отец – Афанасий Булгаков – был профессором Киевской Духовной академии и занимался историей западных вероисповеданий.

В юношеские годы писатель также был знаком с видным ученым-филологом, приват-доцентом Университета святого Владимира, графом Фердинандом де Ла-Бартом, который в 1903-1909 гг. жил в Киеве, где читал лекции и вел семинары. Де Ла Барт был известен как переводчик «Песни о Роланде».

Кроме того, он преподавал провансальский язык и составил комментарии ко многим литературным памятникам, в том числе и к «Песни об альбигойском крестовом походе».

Так что с великим романом не все так просто. Но прежде всего это книга о добре и зле и о том, что не всегда мир делится на черное и белое…

В чем суть и смысл книги «мастер и маргарита»

Сегодня, пожалуй, трудно найти человека, который не читал бы роман Булгакова «Мастер и Маргарита», или, на худой конец, не знал бы его содержания по сериалам от Юрия Кары или Владимира Бортко.

Даже не подозревая о том, что цитируют роман, люди говорят: «Рукописи не горят», «Тоже мне бином Ньютона» или «Сижу, никого не трогаю, примус починяю».

Как нынче говорят, это уже стало мемами, как и «Разруха в головах» из повести того же автора.

  • Пересказывать сюжет романа Михаила Афанасьевича нет смысла, во-первых, потому что он достаточно сложный и не линейный, а, во-вторых, даже доскональное знание содержания книги не может помочь пониманию философского, религиозного и любовного смыслов произведения.
  • Смысл романа «Мастер и Маргарита»
  • По мнению большинства литературоведов, в «Мастере и Маргарите» прослеживаются три связанные между собой сюжетные линии, а именно:
  • мистически-бытовая, в которой рассказывается о всех хитросплетениях пребывания в Москве конца 20-х годов прибывшего туда «с инспекцией» Воланда со свитой;
  • религиозная, повествующая о жизни и смерти Иешуа Га-Ноцри, о трусости, душевных муках и страданиях Понтия Пилата и о предательстве Иуды из Кириафа;
  • любовная, в которой идет речь о знакомстве и великой любви Маргариты – женщины вполне земной, и Мастера – писателя с нелегкой судьбой, являющегося посланцем Бога и в какой-то степени пророком.

Смысловой анализ романа в значительной степени затруднен, поскольку некоторые персонажи являются неоднозначными фигурами.

Довольно просто понять мотивы поведения московских обывателей, которых Булгаков писал, что называется, «с натуры». Это его знакомые писатели, поэты, литературные критики, завсегдатаи театральной среды.

Автор копирует их не буквально, но люди того времени обычно понимали, о ком конкретно идет речь.

Образ Маргариты является синтезом героини Фауста» Гете и второй жены самого Булгакова. А история отношений с Мастером почти полностью воспроизводит коллизию, которая происходила с автором и его будущей супругой.

Мастер же – это отнюдь не копия самого Михаила Афанасьевича. Внешность их не совпадает, а в том, что касается характеров и темпераментов, Булгаков был более решительным и общительным.

Мастер – интроверт в кубе, Булгаков же по воспоминаниям современников был более открытым. Некоторые детали биографии персонажа и автора схожи.

Так, Булгаков, как и Мастер, подвергался травле за свои произведения, а эпизод со сжиганием рукописи имел место в действительности.

Споры о том, кто является прототипом Воланда, не прекращаются по сию пору. За основу Булгаков, безусловно, взял гетевского Мефистофеля. Да автор и сам не отрицал этого. Однако в романе Булгаков наделил своего персонажа многими положительными чертами, такими, как бескорыстное покровительство таланту, уважение к человеческой любви и желание помочь людям, которые попали в безвыходную ситуацию.

Прочие персонажи, входящие в свиту Воланда, являются синтезированными из разных мифических и мистических героев. У Булгакова было 10 лет, в течение которых он работал над романом, чтобы «прошерстить» большое количество разных источников.

И, наконец, обитатели Ершалаима. История Иешуа и Пилата – это роман в романе, написанный Мастером. В центре повествования находятся присланный кесарем пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат и его визави Иешуа Га-Ноцри. Оба персонажа трагические. Булгакову, пожалуй, более интересен Пилат.

Умный, волевой, но, в то же время, ранимый, Пилат представляет тип человека, который в трудных ситуациях не может принять правильное решение. И его «I wash my hands», которое не звучит в романе, является капитуляцией перед самим собой. Послав человека, в котором он успел почувствовать неразгаданную тайну и великую силу, на смерть, прокуратор обрекает себя на вечные муки совести.

Иешуа представляется читателю человеком с железной волей, хотя внешне он мягок и добр. В любом разговоре моральная победа остается за ним, даже если его визави думает иначе. Сходство Иешуа с Иисусом в романе весьма отдаленное, что в целом отражает религиозные взгляды Булгакова.

Финал произведения – это квинтэссенция философии романа. Покой и прощение важнее любых человеческих страстей. Но он доступен лишь людям с чистой совестью. Те, кто предал или струсил, обречены на вечные муки.

Источник

Опыт прочтения: "Мастер и Маргарита" – свящ. Андрей Дерягин – Художественная литература

Михаил Бул­га­ков унес из этого мира тайну твор­че­ского замысла сво­его послед­него и, навер­ное, глав­ного про­из­ве­де­ния[1] “Мастер и Маргарита”.

Миро­воз­зре­ние автора ока­за­лось весьма эклек­тич­ным: при напи­са­нии романа были исполь­зо­ваны и иуда­и­сти­че­ские уче­ния, и гно­сти­цизм, и тео­со­фия, и масон­ские мотивы[2].

“Бул­га­ков­ское пони­ма­ние мира в луч­шем слу­чае осно­вано на като­ли­че­ском уче­нии о несо­вер­шен­стве пер­во­здан­ной при­роды чело­века, тре­бу­ю­щей актив­ного внеш­него воз­дей­ствия для сво­его исправ­ле­ния”[3].

Из этого сле­дует, что роман допус­кает массу тол­ко­ва­ний и в хри­сти­ан­ской, и в ате­и­сти­че­ской, и в оккульт­ной тра­ди­ции, выбор кото­рой во мно­гом зави­сит от точки зре­ния исследователя…

“Роман Бул­га­кова посвя­щен вовсе не Иешуа, и даже не в первую оче­редь самому Мастеру с его Мар­га­ри­той, но — сатане. Воланд есть несо­мнен­ный глав­ный герой про­из­ве­де­ния, его образ — сво­его рода энер­ге­ти­че­ский узел всей слож­ной ком­по­зи­ци­он­ной струк­туры романа”[4].

Само назва­ние “Мастер и Мар­га­рита” “затем­няет под­лин­ный смысл про­из­ве­де­ния: вни­ма­ние чита­теля сосре­до­та­чи­ва­ется на двух пер­со­на­жах романа как на глав­ных, тогда как по смыслу собы­тий они явля­ются лишь под­руч­ными глав­ного героя.

Содер­жа­ние романа состав­ляет не исто­рия Мастера, не лите­ра­тур­ные его зло­клю­че­ния, даже не вза­и­мо­от­но­ше­ния с Мар­га­ри­той (все это вто­рично), но исто­рия одного из визи­тов сатаны на землю: с нача­лом оного начи­на­ется роман, кон­цом его же и завер­ша­ется.

Мастер пред­став­ля­ется чита­телю лишь в три­на­дца­той главе, Мар­га­рита и того позд­нее — по мере воз­ник­но­ве­ния потреб­но­сти в них у Воланда”[5].

“Анти­хри­сти­ан­ская направ­лен­ность романа не остав­ляет сомне­ний… Неда­ром так забот­ливо мас­ки­ро­вал Бул­га­ков истин­ное содер­жа­ние, глу­бин­ный смысл сво­его романа, раз­вле­кая вни­ма­ние чита­теля побоч­ными част­но­стями. Но тем­ная мистика про­из­ве­де­ния помимо воли и созна­ния про­ни­кает в душу чело­века — и кто возь­мется исчис­лить воз­мож­ные раз­ру­ше­ния, кото­рые могут быть в ней тем про­из­ве­дены?..”[6]

При­ве­ден­ная выше харак­те­ри­стика романа пре­по­да­ва­те­лем Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, кан­ди­да­том фило­ло­ги­че­ских наук Миха­и­лом Михай­ло­ви­чем Дуна­е­вым обо­зна­чает серьез­ную про­блему, воз­ни­ка­ю­щую перед пра­во­слав­ными роди­те­лями и педа­го­гами в связи с тем, что роман “Мастер и Мар­га­рита” вклю­чен в про­грамму по лите­ра­туре госу­дар­ствен­ных сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных заве­де­ний. Как убе­речь рели­ги­озно индиф­фе­рент­ных, а зна­чит, без­за­щит­ных перед оккульт­ными вли­я­ни­ями уче­ни­ков от воз­дей­ствия той сата­нин­ской мистики, кото­рой насы­щен роман?

Один из глав­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церкви — Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Подобно Гос­поду Иисусу Хри­сту, пре­об­ра­зив­ше­муся перед Сво­ими уче­ни­ками (Мф. 17:1–9, Мк. 9:1–9), пре­об­ра­жа­ются ныне через жизнь во Хри­сте и души хри­стиан. Это пре­об­ра­же­ние может быть рас­про­стра­нено и на окру­жа­ю­щий мир — роман Миха­ила Бул­га­кова не явля­ется исключением.

Ниже пред­ла­га­ется опыт истол­ко­ва­ния неко­то­рых эпи­зо­дов этого про­из­ве­де­ния, даю­щий воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лям свет­ских учеб­ных заве­де­ний позна­ко­миться самим и поде­литься с уче­ни­ками эле­мен­тами пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния, взяв за основу роман “Мастер и Мар­га­рита”. Эта цель обу­слов­ли­вает неко­то­рую одно­бо­кость и тен­ден­ци­оз­ность под­хода к роману, что, впро­чем, неиз­бежно при попытке рас­смот­ре­ния вся­кого зна­чи­тель­ного худо­же­ствен­ного произведения…

Портрет эпохи

Из био­гра­фи­че­ских све­де­ний известно, что сам Бул­га­ков вос­при­ни­мал свой роман как некое пре­ду­пре­жде­ние, как сверх­ли­те­ра­тур­ный текст. Уже уми­рая, он попро­сил жену при­не­сти руко­пись романа, при­жал к груди и отдал со сло­вами: “Пусть знают!”[7]

Соот­вет­ственно, если наша цель не про­сто полу­чить от чте­ния эсте­ти­че­ское и эмо­ци­о­наль­ное удо­вле­тво­ре­ние, а понять идею автора, понять, ради чего чело­век потра­тил две­на­дцать послед­них лет своей жизни, в сущ­но­сти, всю жизнь, мы должны отне­стись к этому про­из­ве­де­нию не только с точки зре­ния лите­ра­тур­ной кри­тики. Чтобы понять идею автора, надо хотя бы что-то знать о жизни автора — зача­стую ее эпи­зоды нахо­дят свое отра­же­ние в его творениях.

Михаил Бул­га­ков (1891–1940) — внук пра­во­слав­ного свя­щен­ника, сын пра­во­слав­ного свя­щен­ника, про­фес­сора, пре­по­да­ва­теля исто­рии Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии, род­ствен­ник извест­ного пра­во­слав­ного бого­слова о. Сер­гия Бул­га­кова. Это дает осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что Михаил Бул­га­ков хотя бы отча­сти был зна­ком с пра­во­слав­ной тра­ди­цией вос­при­я­тия мира.

Сей­час для мно­гих в дико­винку, что суще­ствует какая-то пра­во­слав­ная тра­ди­ция вос­при­я­тия мира, но тем не менее это так.

Пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние на самом деле очень глу­боко, фор­ми­ро­ва­лось в тече­ние более чем семи с поло­ви­ной тысяч лет и совер­шенно ничего общего не имеет с кари­ка­ту­рой, нари­со­ван­ной на него, по суще­ству, неве­же­ствен­ными людьми в ту самую эпоху, в кото­рую появился на свет роман “Мастер и Маргарита”.

В 1920‑е годы Бул­га­ков увле­ка­ется изу­че­нием каб­ба­ли­стики и оккульт­ной лите­ра­туры. В романе “Мастер и Мар­га­рита” о хоро­шем зна­нии этой лите­ра­туры гово­рят имена бесов, опи­са­ние сата­нин­ской чер­ной мессы (в романе она названа “балом сатаны”) и прочее…

Читайте также:  Лирический герой в стихотворениях Есенина

Уже в конце 1912 года Бул­га­ков (ему был тогда 21 год) совер­шенно опре­де­ленно заявил своей сестре Надежде: “Вот уви­дишь, я буду писа­те­лем”[8]. И он стал им. При этом необ­хо­димо иметь в виду, что Бул­га­ков рус­ский писа­тель.

А чем все­гда по пре­иму­ще­ству зани­ма­лась рус­ская лите­ра­тура? Иссле­до­ва­нием чело­ве­че­ской души.

Любой эпи­зод жизни лите­ра­тур­ного пер­со­нажа опи­сы­ва­ется ровно настолько, насколько это необ­хо­димо для пони­ма­ния того, какое вли­я­ние он ока­зал на чело­ве­че­скую душу.

Бул­га­ков взял запад­ную попу­ляр­ную форму и напол­нил ее рус­ским содер­жа­нием, ска­зал в попу­ляр­ной форме о серьез­ней­ших вещах. Но!..

Для рели­ги­озно несве­ду­щего чита­теля роман в бла­го­при­ят­ном слу­чае оста­ется бест­сел­ле­ром, так как у него нет того фун­да­мента, кото­рый необ­хо­дим для вос­при­я­тия пол­ноты вло­жен­ной в роман идеи.

В худ­шем слу­чае эта самая неосве­дом­лен­ность при­во­дит к тому, что чита­тель видит в “Мастере и Мар­га­рите” и вклю­чает в свое миро­воз­зре­ние такие идеи рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, кото­рые самому Миха­илу Бул­га­кову вряд ли бы при­шли в голову. В част­но­сти, в опре­де­лен­ной среде эта книга ценится как “гимн сатане”.

Ситу­а­ция с вос­при­я­тием романа ана­ло­гична завозу в Рос­сию кар­тошки при Петре I: про­дукт заме­ча­тель­ный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съе­добна, люди тра­ви­лись и уми­рали целыми деревнями.

Вообще, надо ска­зать, что роман писался в то время, когда в СССР рас­про­стра­ня­лась свое­об­раз­ная эпи­де­мия “отрав­ле­ний” на рели­ги­оз­ной почве.

Дело вот в чем: 1920–30‑е годы в Совет­ском Союзе — это годы, когда огром­ными тира­жами изда­ва­лись запад­ные анти­хри­сти­ан­ские книжки, в кото­рых авторы либо вовсе отри­цали исто­рич­ность Иисуса Хри­ста, либо стре­ми­лись пред­ста­вить Его как про­стого еврей­ского фило­софа и не более того.

Реко­мен­да­ции Миха­ила Алек­сан­дро­вича Бер­ли­оза Ивану Нико­ла­е­вичу Поны­реву (Без­дом­ному) на Пат­ри­ар­ших пру­дах (275)[9] и есть кон­спект подоб­ных кни­жек. Об ате­и­сти­че­ском миро­воз­зре­нии стоит пого­во­рить более подробно, чтобы понять, над чем поте­ша­ется Бул­га­ков в своем романе.

Атеистическое мировоззрение

На самом деле вопрос “есть Бог или нет Бога” в моло­дой Стране Сове­тов носил чисто поли­ти­че­ский харак­тер.

Ответ “Бог есть” тре­бо­вал немед­лен­ной отправки выше­упо­мя­ну­того Бога “на Соловки годика на три” (278), что осу­ще­ствить было бы про­бле­ма­тично. Логи­че­ски неиз­бежно изби­рался вто­рой вари­ант: “Бога нет”.

Еще раз стоит упо­мя­нуть, что этот ответ носил харак­тер чисто поли­ти­че­ский, истина никого не волновала.

Смысл книги Мастер и Маргарита: объяснение сюжета и концовки

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – одна из самых таинственных книг, трактовка которой уже несколько десятилетий вызывает множество споров. Произведение Мастер и Маргарита состоит из всевозможных подтекстов, аналогий, аллегорий.

Смещение времен, калейдоскоп событий, переплетение судеб простых людей и мистических сил иногда вводят в тупик читателя. Понять, что хотел сказать Булгаков своим романом, в чем смысл книги Мастер и Маргарита поможет глубокий анализ произведения.

Краткое содержание

Структура романа довольно сложная, состоит из двух сюжетных линий. Основные действия происходят в Москве, в 30-е годы XX века. Параллельно развиваются события, происходящие более двух тысяч лет назад в Ершалаиме.

Главные герои книги Мастер и Маргарита:

  1. Воланд – повелитель тьмы, Сатана, Дьявол.
  2. Мастер – писатель, автор романа о Понтии Пилате.
  3. Маргарита – возлюбленная Мастера.
  4. Иешуа Га-Ноцри – философ, мыслитель, проповедник.
  5. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, судья.
  6. Иван Бездомный – поэт.

В романе присутствуют и другие действующие лица: свита Воланда, сотрудники театра Варьете, герои романа Мастера, прочие персонажи.

К сведению! Первая версия романа, носящая название «Копыто инженера», была сожжена Булгаковым. Персонажи Маргариты и Мастера появились лишь во втором варианте.

Действие романа начинается с появления в столице Воланда и его подручных. С их появлением в городе начинают происходить странные мистические события.

Иван Бездомный знакомится с Воландом на улице, когда тот предсказывает редактору Берлиозу странную смерть – лишение головы. Преследуя черного мага, Бездомный оказывается в психиатрической больнице. В клинике он знакомится с Мастером, рассказывающему Ивану о своей книге и разлуке с любимой.

В это время Маргарита ищет Мастера и готова пойти на союз с дьяволом, чтобы найти возлюбленного. Воланд предлагает Маргарите стать королевой бала в обмен на воссоединение с любимым.

Параллельно описывается сюжет романа Мастера, где рассказывается о бродячем философе, проповеднике Иешуа Га-Ноцри, преданного Иудой, распятого на столбе. Прокуратору Пилату не удалость отменить приговор, сознание собственной вины не дает ему спокойно жить.

Перед тем, как покинуть город, Сатана возвращает Мастеру сожженную рукопись и соединяет влюбленных, отправив их в место вечного покоя. Понтий Пилат обретает покой, встретившись с Иешуа.

Объяснение сюжета

Как большинство книг со смыслом, роман Булгакова затрагивает различные вопросы, волнующие общество: философские, социальные, политические.

Основные проблемы, поднятые автором в произведении – противостояние:

  • добра и зла;
  • смелости и трусости;
  • порока и добродетели;
  • верности и предательства.

Автор хотел показать, насколько тонка грань между этими понятиями, как легко перейти черту, отделяющую их друг от друга. Это видно на примере Маргариты. Благие цели по соединению с любимым оборачиваются сделкой с Дьяволом.

Книга имеет и политическую подоплеку. Действие романа происходит в 30-е годы – время жестоких репрессий, постоянных доносов. Трусость мешает людям изменить ситуацию, пойти против системы. Это произошло и с Пилатом, не решившимся заступиться за невиновного.

Смысл книги Мастер и Маргарита – показать взаимосвязь добра и зла. Не всегда люди знают, к каким последствиям могут привести их поступки. Но каждый человек должен самостоятельно сделать выбор, неся за него ответственность.

В чем суть концовки

Книг о смысле жизни написано немало. Но роман Булгакова отличается необычным форматом подачи. В нем бытовые реалии переплетаются с фантастическими, необъяснимыми явлениями.

К сведению! Книгу напечатали благодаря усилиям жены Булгакова Елены Сергеевны, собравшей воедино черновики писателя, дав жизнь рукописи.

Смысл книги Мастер и Маргарита становится понятнее после прочтения последнего разговора Маргариты с Воландом. Он успокаивает ее, говоря, что «все будет правильно, на этом построен мир». Этим автор объясняет свое понимание миропорядка – существование добра рядом со злом, а наказания – рядом с состраданием.

В финале описываются изменения, произошедшие в жизни героев. Понтий Пилат получает прощение. Иван Бездомный бросает попытки писать стихи, становится профессором истории. Маргарита соединяется с возлюбленным, как мечтала, оставшись с ним даже после смерти.

Мастер получает покой, так как не заслуживает света. Но автор не дает точного толкования, каков этот покой – божественный либо телесно-душевный.

В эпилоге рассказывается о том, что профессору Поныреву (бывшему поэту Бездомному) раз в год снится странный сон о прокураторе Пилате, Мастере, уходящем вдаль по лунной дорожке вместе с возлюбленной. Утром лунные призраки, наваждения исчезают до следующего полнолуния.

Толковать финал произведения можно по-разному. Писатель дал возможность читателю самому решать, чем закончилась книга Мастер и Маргарита, стоит ли верить происшедшему либо это болезненный бред Ивана Бездомного.

Роман Булгакова – одна из тех книг со смыслом, которую читатели разбирают на цитаты, а концовка вызывает множество вопросов. Это произведение нужно перечитать не один раз, потому что каждое прочтение дает понимание чего-то нового, индивидуального.

В чем смысл романа булгакова "мастер и маргарита"

Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал около 12 лет и так не успел его окончательно отредактировать. Этот роман стал настоящим откровением писателя, сам Булгаков говорил, что это его главное послание к человечеству, завещание потомкам.

Об этом романе написано много книг.

Среди исследователей творческого наследия Булгакова есть мнение, что это произведение своего рода политический трактат. В Воланде они видели Сталина и его свиту отождествляли с политическими деятелями того времени.

Однако рассматривать роман «Мастер и Маргарита» только с этой точки зрения и видеть в нем только политическую сатиру было бы не правильно.

Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии.

Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала.

Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не будешь ли так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В романе зло, в лице Воланда, престает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах. Воланд карал людей злом за зло ради справедливости.

Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде.

Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в романе Булгакова Маргарита заключает сделку с дьяволом ради любви к Мастеру.

Жители Булгаковской Москвы предстают перед читателем собранием марионеток, терзаемых страстями. Огромное значение имеет сцена в Варьете, где Воланд садится перед публикой и начинает рассуждать о том, что люди не меняются веками.

На фоне этой безликой массы только Мастер и Маргарита глубоко осознают, как устроен мир и кто им правит.Образ Мастера является собирательным и автобиографичным. Читатель не узнает его настоящего имени. В лице мастера выступает любой художник, а также человек, который имеет собственное видение мира.

Маргарита – это образ идеальной женщины, которая способна любить до конца, невзирая на трудности и преграды. Они идеальные собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной своим чувствам женщины.Таким образом, смысл этого бессмертного романа условно можно разделить на три пласта.

Над всем стоит противостояние Воланда и Иешуа, которые вместе со своими учениками и свитой ведут беспрерывную борьбу за бессмертную человеческую душу, играют судьбами людей.Чуть ниже находятся такие люди, как Мастер и Маргарита, позже к ним присоединяется ученик Мастера профессор Понырев.

Эти люди духовно более зрелые, которые осознают, что жизнь устроена гораздо сложнее, чем, кажется, на первый взгляд.И, наконец, в самом низу находятся простые обыватели булгаковской Москвы. Они не имеют воли и стремятся только к материальным ценностям.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности.

Источники:

  • Тема добра и зла в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”
  • Смысл названия романа “Мастер и Маргарита”
  • Главная идея романа “Мастер и Маргарита”

в чём смысл романа "Мастер и Маргарита"? никак не могу доискаться..

whi5key Мастер (1398) 14 лет назад

Да уж, каждый действительно может увидеть в романе иной смысл. И будет по-свому прав! Конечно роман о Любви. Точнее – и о Любви тоже! Но вот Мастер, формально говоря, не самый положительный герой. (Помним фразу Левия “Мастер НЕ ЗАСЛУЖИЛ свет, Мастер заслужил покой”).

Читайте также:  Когда измену можно простить?

Есть мнение, что в лице Мастера Булгаков воплотил Максима Горького, который действительно был Мастером своего дела, но… не смог (или не захотел!, что намного хуже) бороться с тёмными силами и пошёл у них на поводу. Иешуа – тоже не совсем Иисус, хотя принципиальные различия найти сложно.

Главная (или одна из главных) идея, на мой взгляд, заключается в том, что всё (как положительное, креативное, так и тёмное, разрушительное) есть в самом человеке. С этой точки зрения роман, как ни странно… -глубоко атеистичен.

На примере Воланда и всей честной компании — если по сути разобраться, то сами они не делают зло, а только наказывают (притом довольно справедливо). Отсюда одна из идей романа – не стоит человеку ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои дела перекладывать на кого-то, хотя бы и на Сатану…

девушка Мыслитель (8628) 14 лет назад

Мне кажется, ничего нет интересного.. . Впечатления не произвело на меня это произведение. Читала 2 раза, второй раз когда читала, думала, что-то пойму… так и не поняла.

Вилян Мастер (1298) 14 лет назад

Я отвечал на этот вопрос в школе и я ответил (дать понять людям что не всё то чудо, что мы желаем нужно добиваться ) за что и получил оценку 4 ( коротко и ясно!!!

Кирилл Гуру (3272) 14 лет назад Переплетение сатиры, любви и христиантсвалюбовь побеждает всёсатира помогает искоренить всё мелкое в человеке

христиантсво объясняет что всё в мире бренно

Анна Макарова Мастер (1313) 14 лет назад

разве можно спрашивать смысла у истины? она есть и всё. на самом деле этот роман я пробовала читать очень давно и смысл не понимала. тогда мне объяснили-рано еще, не доросла, придет время и поймешь.

на самом деле, не грусти по этому поводу. есть книги, до которых никогда многим так и не дорости. ну и что? а сейчас мне просто нравится этт роман и всё, как еще многие книги, которые другие не читают.

не переживай.

Пользователь удален Знаток (356) 14 лет назад

Да там до фига смысла, он в каждом слове! И для каждого он свой. Для меня он в том, что любовь есть, если ты в нее веришь, а смерти нет, если в нее не веришь. Канечно, не понятно выражаюсь, но это скорее даже не мысль, а эмоциональное состояние…

all-prazdnik Знаток (367) 5 лет назад

роман о событиях 1917-1934 г и далее. сказка для взрослых с 2-м и 3-м смысловым рядом. За яркими образами скрыты цифры, начните изучать цифры, адреса в романе и поймете о чем он. И стоить изучить не историю СССР а историю США и наглосаксов, которые и проводят все революции.

юрий карпович Знаток (301) 5 лет назад

Много полярный смысл романа Булгакова! Роман о о любви и вере, об ответственности за содеянное. О трусости и бездействии над силой власти, раболепии!., и каждый раз когда перечитываешь его, открываешь новое! А смысл романа и стержень -один!… человек сам определяет свою судьбу и ,,.нет того, чего бы он не мог совершить!,,

Алексей Корнеев Профи (770) 5 лет назад

Смысл произведения понимаеться больше, чем больше его читаешь. В каждом диалоге, например, кроеться философия, рассужение о том, кто мы есть на самом деле. Что добро и зло, бог и дьявол живут в нас самих.

Как, например, цитата Марка Твена: у каждого человека, как у луны, есть темная сторона, которую он никому не показывает. В произведении, главные герои, настоящие люди, жившие в те времена, но сам сюжет выдуманный писателем, но не полностью.

Образом Мастера послужили несколько людей, в том числе и сам Булгаков, но точно знал только он сам. Образом поэта Бездомного, например послужили тоже несколько людей, но больше похож, по моему, поэт, друг Сергея Есенина Иван Приблудный. Он тоже писал красивые стихи, как и сам Есенин.

Но быть самим Сергеем Александровичем у него не получалось, может из-за того что все-таки Есенин был гений в литературе. Иван Приблудный брал с него не только хороший, но и плохой пример, пьяные скандалы и драки в кабаках, что и показано в самом произведении.

И также пишеться об остальных главных героях. Я думаю, чтоб больше понять еще это произведение, нужно знать больше о биографии тех людей. Но в основном сюжет: о нас, о людях, и соответственно о любви, куда же без нее.)

юлия кит Ученик (144) 5 лет назад

а вы никогда не думали что это то произведение в котором и смысла как такового нет. Автор фиксировал то что приходило ему в голову… а потом каждый увидел там то что сам хотел… а вещи в романе житейские: любовь, религия, органы госбезопасности, суеверия и т. д. Извините за такой взгляд…

Умный Мальчик Ученик (101) 4 года назад

Слушай меня внимательно : в начале эпиграф – кто же ты наконец? я част то силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо . Грубо говоря, Волонд – главный герой, все остальное матушня

Мастер и Маргарита в русской литературе

«Мастер и Маргарита» – роман М. А. Булгакова, работа над которым началась в 20-х годах предыдущего века и продолжалась вплоть до смерти писателя. Данный роман относится к незавершенным – сохранились только черновики, написанные Булгаковым. Редактирование черновых записей данного романа осуществляла супруга Михаила Афанасьевича.

Замечание 1

Данный роман не имеет определенного жанра как такового: это «книга в книге». «Мастера и Маргариту» можно смело назвать историческим романом, любовным, психологическим, религиозным или даже фантастическим.

Название «Мастер и Маргарита» было окончательно сформулировано только в 1937 году.

Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1966 году в сокращенном виде в журнале «Москва». До этого времени столь известное и любимое многими произведение Булгаково было под запретом из-за политических и религиозных соображений. Полностью роман опубликовали только в 1967 году.

Стоит заметить, что данный роман отличается от всего остального творчества М. А. Булгакова или, по крайней мере, выделяется из него. Отличительные черты «Мастера и Маргариты» от других произведений Михаила Афанасьевича:

  1. Роман как бы является совокупностью всех предыдущих произведений и наработок М. А. Булгакова. Именно в «Мастере и Маргарите» раскрыты глубинные темы, затрагиваемые автором в других произведениях.
  2. Как уже говорилось выше роман «Мастер и Маргарита» – произведение с довольно неопределенным жанром: это и роман, и сатира, и фарс, и модерн, и философия, и религия, и оккультизм, и любовный роман, и фантастика, и историческое произведение. Все это сочетается и органично уживается друг с другом в этом величайшем произведении.
  3. Роман «Мастер и Маргарита» несомненно можно назвать вершиной творчества М. А. Булгакова. Это произведение выделяется прежде всего тем, что в нем поднимаются и раскрываются практически все философские и не только темы. Это произведение – одно из самых значимых литературных произведений в мире.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что роман М. А. Булгакова – действительно одно из самых выдающихся произведений русской литературы. Он не только полюбился нашим отечественным читателям, но также стал одним из самых читаемых произведений в мировой литературе.

Роман «Мастер и Маргарита» был неоднократно экранизирован и бесчисленное множество раз поставлен в театрах. Сюжет данного произведения поистине завораживает – от него невозможно оторваться.

Подобная популярность и известность данного произведения русской литературы обосновывается тем, что в нем действительно поднимаются важные для человека и человечества в целом философские и не только темы. Тема любви, веры, отношений, борьбы добра и зла – вечны. Именно поэтому они будут всегда актуальны, а, следовательно, никогда не потеряет своей популярности и «Мастер и Маргарита».

Значение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Какое же значение для русской и мировой литературы имеет это величайшее произведение? Ответ может быть только один: огромное. Однако, разберемся в этом вопросе поподробнее. Значение «Мастера и Маргариты» для мировой и русской литературы состоит в следующем:

  • В данном произведении поднимаются «вечные», актуальные проблемы, такие как: проблема любви, чести, правды и лжи, лицемерия, веры и неверия, любви и ненависти, добра и зла, фантастики и реальности. Кроме того, данное произведение затрагивает большое количество философских и религиозных тем.
  • Данное произведение построено как книга, в которой спрятана еще одна книга. Так, действие книги начинается на Патриарших прудах, а во второй главе уже переносит нас в древность. Главы чередуются почти друг за другом, идут параллельно, что позволяет увидеть многогранность романа и его глубинный смысл.
  • В книге множество эпизодов и персонажей, каждый из которых обладает яркими, «булгаковскими» чертами: резкие и яркие штрихи, созданные с помощью различных языковых средств выразительности, подчеркивают это.
  • Данное произведение, помимо философско-религиозной, имеет также историческую ценность: этот роман можно рассматривать как историческое пособие по жизни двадцатого века в России и как описание древнего мира, в котором события разворачиваются параллельно настоящему.
  • Также в романе «Мастер и Маргарита» присутствуют отдельные выводы из так называемых «вечных» тем. Например: «каждому по его вере», «люди как люди…Напоминают прежних», «Имейте ввиду, Иисус существовал на самом деле!», «никогда и ничего не проси – в особенности у тех, кто сильнее». Так, данное произведение имеет большую ценность как родоначальник крылатых выражений, истин и устойчивых фраз.
  • Произведение можно рассматривать как любовный роман, заключающий в себе любовный конфликт главных героев: Мастера и Маргариты.
  • В данном произведении также показывается нам проблема творческой личности – Мастера, который разочаровался в себе и в своем творчестве. Так, «Мастер и Маргарита» включает в себя еще одну проблему – проблему самореализации личности и признания таланта в обществе.
  • «Мастер и Маргарита» представляет собой литературную ценность, как фантастический роман. В середине двадцатого века это явление было совершенно новым, непривычным. Можно сказать, что данное произведение Булгакова – основоположник того, что сегодня называется жанром фэнтэзи или фантастики.

Таким образом, можно прийти к выводу, что роман М. А. Булгакова – это одно из самых величайших и значимых произведений в русской литературе. Оно имеет как литературную, так и философскую, религиозную, историческую, языковую ценности.

Благодаря тому, что в этом произведении поднимаются «вечные» темы, оно не потеряет своей актуальности на протяжении многих поколений.

Можно без сомнения сказать, что данный роман – есть величайшее произведение русской литературы, как таковой.

Ссылка на основную публикацию