Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     поговорим о рассказе Антона Павловича Чехова «Тоска».
  • ·     порассуждаем об одиночестве человека в мире.
  • ·     поймём, как можно быть одиноким в многолюдной толпе.
  • ·     узнаем, что привнёс в жанр рассказа Антон Павлович Чехов.

Главным жанром в русской литературе XIX века считался роман. Особенно роман реалистический. Потому что только истинный мастер слова способен создать масштабный труд, в котором раскрывается человек и его взаимосвязи с окружающим миром. Роман способен наиболее полно отразить реальность.

В начале творческой карьеры Чехова не раз критиковали за то, что он пишет рассказы, не пытаясь создавать романы.

«Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам», ‒ убеждал Чехова писатель Дмитрий Григорович.

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Так или иначе, Чехов вошёл в мировую литературу не как романист, а как драматург и мастер короткого рассказа. До Чехова малые эпические жанры не ценились. Повесть и рассказ считались «осколками романа».

Чехов доказал, что рассказ – полноценный жанр, который не уступает роману в глубине и силе воздействия на читателя. Просто рассказ живёт по другим законам.

У него свои особенности композиции, темпа повествования, изображения картины мира.

  1. Что же особенного в чеховских рассказах?
  2. Давайте разберёмся.
  3. Рассказы Чехова часто называют новеллами.
  4. А чем в принципе отличается новелла от рассказа?

Новелла – это небольшой рассказ. У новеллы есть ряд обязательных признаков: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и неожиданная развязка.

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Похоже на чеховскую прозу? Не совсем. Почему?

Ведь рассказы Чехова короткие. У них простой сюжет и чёткая композиция. Действие развивается быстро, а развязка в них почти всегда неожиданная. Прибавим сюда выразительные названия, говорящие фамилии героев, яркие диалоги и художественные детали. Все признаки новеллы есть!

Не все. Во-первых, Чехов показывает себя в рассказах очень тонким психологом. Он в небольшом эпизоде раскрывает душу героя, глубину его чувств. А в новелле психологизма нет. В ней главное сюжет, увлекательное действие, а не раскрытие характера.

Во-вторых, для рассказов Чехова это слишком простое определение. Его рассказы больше, чем занимательная история с неожиданным концом. Их простота обманчива. В рассказах Чехова всегда есть второе дно, неожиданная идея. Очень часто возникает ощущение недосказанности, которое в новелле недопустимо.

Литературовед Валерий Тюпа назвал ранние рассказы Чехова сплавом двух противоположных жанров ‒ анекдота и притчи. Анекдот – это короткая юмористическая история с неожиданной концовкой. А притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

Сочетание несочетаемого, скажете вы? Не для Чехова. В его рассказах часто соседствует смешное и грустное, высокое и низкое, прекрасное и отвратительное. Все конфликты чеховских рассказов – это обычные повседневные столкновения. Но за мелкими обыденными конфликтами прячется тайное послание читателю. Чехов – мастер подтекста. Именно подтекст создаёт глубину и сложность его рассказов.

«Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смешано глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным… нужны только формы, новые формы», ‒ говорил Чехов.

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Герои Чехова – обычные люди со своими страстями и слабостями. Они типичны и узнаваемы. Корней Чуковский говорил о прозе Чехова: «Такого тождества литературы и жизни я ещё не наблюдал никогда. Даже небо надо мной было чеховское…

Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка все, как один человек, были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете.

Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, причёски и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг».

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Чехов – писатель-реалист. Он не приукрашивает действительность, а показывает её детально и точно.

Всем известно высказывание Чехова «Краткость − сестра таланта».

«Искусство писать − это искусство сокращать», − говорил он ещё.

Длинные подробные описания Чехов заменяет яркой художественной деталью. Это делает его рассказы короткими, но очень ёмкими и выразительными.

Рассказ «Тоска» Антон Павлович Чехов написал в 1886 году.

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Опубликовали его в январе того же года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте. Позже рассказ вошёл в сборник «Пёстрые рассказы» и антологию «Проблески». По мнению писателя Льва Толстого, «Тоска» ‒ одно из лучших творений Чехова.

Композиция рассказа «Тоска» строится по принципу повторения, так же как в рассказе «Смерть чиновника».

Если Червяков раз за разом ходит извиняться к генералу Бризжалову, то извозчик Иона снова и снова пытается рассказать о смерти сына.

Герой рассказа – обычный человек, неграмотный крестьянин, который работает извозчиком. Почему за его нехитрой историей потери видится тема бесконечного одиночества в этом мире?

Важную роль здесь играет эпиграф. Эпиграфом к рассказу служит первая строчка из духовного стиха, который называется «Плач Иосифа и быль». Его исполняли нищие странники, калики перехожие.

  • Кому повем печаль мою,
  • Кого призову к рыданию?
  • Токмо Тебе, Владыко мой,
  • Известна печаль.

Такой эпиграф поднимает рассказ на общечеловеческий уровень, заставляя задуматься о человеческой судьбе. О жизни и смерти, о том, что человек одинок в этом огромном мире.

Эпиграф указывает на конфликт рассказа и причину одиночества человека. Сердца людей черствы и закрыты. Людям нет дела до чужих радостей и бед. Каждый занят только собой и своей жизнью. Поэтому даже в огромной толпе человек остаётся наедине со своим горем. Ионе некому поведать свою печаль.

По сути, огромный многолюдный город – это пустое пространство.

«Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…».

Подробные описания Чехов заменяет одной яркой деталью, которая позволяет воображению читателя обрисовать всю картину. Извозчик Иона Потапов бел, как привидение. «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег…»

Эти строки очень полно передают эмоциональное состояние Ионы. Он раздавлен горем. Единственное желание Ионы – выговориться. Говорить ему трудно: Иона «кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит». Но не говорить он не может.

Иона и его лошадь чужие в этом городе.

Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Они инородные элементы, нелепые среди городской суеты. Лошадь писатель называет лошадёнкой, рисуя образ жалкой заезженной клячи. Она угловата, ноги прямые, как палки. Её «оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей».

Извозчик кажется маленьким и потерявшимся в этом городе. Иона Потапов – тоже маленький человек Чехова. Но в отличие от экзекутора Червякова из рассказа «Смерть чиновника» Иона вызывает у читателя острую пронзительную жалость и сочувствие.

Ионавыглядит так же нелепо, как и его лошадь. Они одинаково неподвижны под падающим снегом. Одинаково вытягивают шеи и вызывают одну и ту же жалость. Эта лошадёнка оказывается единственным близким Ионе существом.

Только ей он смог излить свою тоску и облегчить душу, когда мир людей отверг его.

Чеховское мастерство повествователя позволяет ему говорить с читателем на серьёзные темы, рассказывая простые обыденные истории.

При этом писатель не скатывается в морализаторство и пафос, не поучает читателей и не растолковывает ему прописные истины. Иона не выглядит красивее, нравственней и лучше людей, которые отказывают ему в сострадании.

Чехов мягко иронизирует над его неуклюжестью, над жалким видом его лошадёнки, но эта ирония вызывает у читателя сочувствие к герою рассказа.

Можем ли мы тут усмотреть социальный подтекст? Да.

Иона беден, он даже не набирает денег на овёс для своей лошадёнки за рабочий день. Ночевать он вынужден в грязной душной комнате вместе с такими же бедняками, как он. Будь он богаче, может быть и сына его смогли бы вылечить.

Но рассказ вовсе не о том, как человека давит среда. И не о том, как тяжело работать за гроши.

Основная мысль рассказа общечеловеческая, она выше социального подтекста.

Рассказ об одиночестве и равнодушии. А у этих понятий нет сословных границ. Иону не слушают богатые господа, которых он подвозит.

Но молодой извозчик, такой же бедный, как и старик Иона, тоже оказывается глух к его горю. И богатые, и бедные одинаково равнодушны к чужим проблемам. Эта стена равнодушия и есть причина одиночества.

Каждый человек заперт в собственном мирке наедине со своей болью.

  1. Проблема одиночества в толпе в наше время остаётся такой же актуальной, как и в чеховские времена, ведь люди не меняются.
  2. По словам писателя и переводчика Корнея Чуковского: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
  3. Смешное и грустное в рассказе Чехова «Тоска»

Сочинение: Смешное и грустное в рассказе «Тоска» (А. П. Чехов) | Литрекон

(424 слова) Чехов считается мастером небольших рассказов, в которых он показывает обычных людей совершенно разных типажей, с их слабостями и страстями. Его произведения наполнены чувством жизни и каждое несет в себе смысл, заставляющий задуматься над природой поведения человека, над обществом и его пороками, отношениями и другими «человеческими» вопросами.

В эпиграфе автор использует строку из духовного стихотворения: «Кому повем печаль мою?..», — тем самым уже задавая минорный тон рассказу, который создается из-за слова печаль и немого риторического вопроса в пустоту.

Этот эпиграф соотносится с исповедью главного героя, который хочет излить свою тоску, даже не то чтобы конкретному человеку, но просто, чтобы освободить душу от тягостного чувства, но остается глубоко одинок в своей печали, ибо никому он не нужен и некому его выслушать.

Рассказ на самом деле трагичен, Чехов часто в своих произведениях обращается к проблеме человеческого равнодушия и так называемого «одиночества в толпе». Так и в этой истории мы видим главного героя Иону, глубоко одинокого в своей тоске, стремящегося к хоть малейшему человеческому участию и не получающему его.

Смешное в этом рассказе скорее условное, Иона смеется, чтобы скрыть немного внешне свою боль, возможно, замаскировать ее, он как будто до сих пор находится в состоянии аффекта. Сама ситуация «смешна», но этот смех болезненный и истерический.

Люди настолько равнодушны друг к другу, к чужим чувствам, что невольно возникает безнадежный смех. Главный герой старается быть приветливым с людьми, чтобы побеседовать по душам, чтобы получить отдачу. В ответ он получает лишь насмешки, ругань и безразличие.

Но и даже такого общения Ионе достаточно, чтобы на время почувствовать себя в порядке, извозчик до последнего не теряет надежды найти кого-то, кто бы смог выразить ему сострадание, утешить словом в этом отстраненном мире.

Читайте также:  Учение с увлечением сочинение изложение

Когда он понимает, что это невозможно, что люди эгоцентричны и им нет дела до чужих несчастий, он снова погружается в черную тоску: 

«Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой.

Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ… Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным»

Простой разговор с человеком, простое освобождение мучительных эмоций и сопереживание могли бы помочь ему облегчить страдания из-за смерти сына, но общество холодное и жестокое в своем равнодушии, Иона остается один на один со своей болью. В конце рассказа у читателя остается осадок, безмерно грустно, что между людьми лежит такая огромная пропасть, что люди не хотят слышать друг друга и не способны проявить сочувствие.

Ксения Охапкина

Сочинение Смешное и грустное в рассказах Чехова

Антон Павлович – известный и знаменитый поэт, который умудрялся соединить противоположные положения. Сама по себе человеческая жизнь очень своеобразна и неоднозначна. В ней сочетается бренность бытия и юмористические моменты.

Автор уже давно стал использовать стиль весело и грустно. Это особенность его повествования, в котором можно увидеть себя и свое поведение. Читателю весело и смешно наблюдать за героями произведений.

Однако, в это же время он понимает, что всё это – правда.

Данная черта повествования появилась очень давно. Линию веселого и грустного можно проследить еще в самых первых работах Антона Павловича.

Произведение под названием «Лошадиная фамилия» поднимает тему того, что необычность фамилии увлекает людей куда больше, чем внутреннее содержание человека. Отец семейства все силы кладет на то, чтобы узнать, что же за фамилия у стоматолога.

Герой не может найти себя покоя, уже вся семья ломает голову над поставленным вопросом. Автор подчеркивает, что очень часто люди готовы тратить всё свое время на ерунду, не задумываясь о том, что есть вещи поважнее.

Рассказ под названием «Смерть чиновника» показывает насколько человек может преувеличивать мелочи и накручивать себя. К сожалению, мелкий чиновник дошел до того, что скончался. Ведь, если вдуматься, ничего трагичного и катастрофичного не произошло.

Да, чиновник чихнул на генерала, но это было непреднамеренно. У страха глаза велики, чиновник сам додумал, чем может обернуться произошедшие. Хотя на самом деле еще ничего не случилось. Страх убил главного героя, как это глупо и печально.

К великому сожалению, многие люди тратят свою жизнь на страхи и опасения, так и не узнав, что такое настоящая свобода, уходят на тот свет.

Антон Павлович делает так, что на передний план выходит юмор и забавные ситуации, а потом вскрывается печальная истина. Ярким примером тому служит произведение под названием «Хамелеон». Главный герой сам себе противоречит. По началу это милая хорошая собачка.

Однако, когда дела касается вопроса принадлежности питомца, картина меняется. Мало того, герой даже не знает истинной принадлежности собаки, но при этом упорно отстаивает предлагаемые позиции. Своим поведением герой демонстрирует свою глупость.

Лицемерие, ложь и угодничество – вот, какие качества сопровождают героя по жизни.

Грустный финал подчеркивает несовершенство жизни. Каждый человек имеет свой набор пороков и оплошностей. Только чувство юмора помогает преодолевать все сложности, которые возникают на пути.

2 вариант

Чехов – удивительный писатель, который, кроме абсолютно разных рассказов, создавал и пьесы, и повести. У некоторых Чехов ассоциируется с юмористическими рассказами. (Даже есть карманные сборники его шуточных историй.

) Некоторые считают, что Чехов – автор драматических пьес, серьезных повестей (например, «Степь»), грустных рассказов, о которых подробней позже.

Но Антон Павлович писал и смешные рассказы, и грустные, а ещё такие, в которых есть и радость, и печаль.

Я очень люблю Чехова, поэтому читал даже рассказы не по программе. Из грустных мне вспоминается рассказ с таким же грустным названием – «Тоска». Там точно нет ничего смешного. Даже пьяные пассажиры, которые ругают несчастного извозчика не смешны, а неприятны. Рассказ о религии и времени – «Студент» очень серьёзный.

К смешным я б отнес рассказы «Хамелеон» (комично герой подстраивается под мнение начальства), «Лошадиная фамилия» (сколько вариантов они перебрали!), «Налим» (тут просто обсмеешься, как барин с мужиком спорит).

Рассказы, которые трудно отнести к одной из групп – это, например, со странными главными героями. Вот «Человек в футляре», ведь герой ведет себя смешно, но как это грустно! Или «Размазня» – о гувернантке, которую из жалости даже не стал обманывать рассказчик, хотя собирался.

И тот же крестьянин из рассказа «Злоумышленник» – опасный в своей глупости. Смешно читать и «Канитель», где старуха с дьячком не могут разобраться в записках.  «Душечка» – забавная героиня одноименного рассказа, которая меняет свои интересы, когда меняет мужчину.

Смешно, но ведь, если подумать, грустно.

Более жизненные рассказы, в которых нет чего-то уж совсем смешного или грустного: «Дама собачкой» и «Ионыч». Или почти сказки «Белолобый» и «Каштанка». И письмо деду в рассказе «Ванька». Смешно, как мальчик формулирует мысли, но его история сама по себе грустная. «Враги» очень грустный рассказ, но смешно ведь, когда обманутый муж ставит свою беду выше настоящих несчастий, носится с ней…

Я вижу, что Чехов часто показывал смешное поведение персонажа, а если читатель задумается над ним, то становится грустно. Таких рассказов большинство!

← Художественный мир Чехова
← Герои рассказа Злоумышленник↑ ЧеховРоль детали в рассказах Чехова →
Герои рассказа Толстый и тонкий →

  • Сочинение Милосердие – черта русского характера
    Есть много качеств, которые украшают человека. Это и смелость, и воспитанность, и порядочность, и честность. Но я считаю, что самое замечательное качество, которое может быть присущим человеку
  • Сочинение Анализ рассказа Вечером Аверченко
    Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.
  • Сочинение Что такое Человечность (9 класс ОГЭ 15.3)
    Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.
  • История создания повести Выстрел Пушкина (прототипы героев и интересные факты)
    Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
  • План рассказа Пришвина Еж
    В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.

Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник».уро в 7 классе

№ 7 класс. Дата:

Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»

  • Цели урока:
  • Целевые результаты на достижение результата:
  • Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других , сопоставлять поступки персонажей чеховских рассказов,Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет А.П.Чехова

Ход урока

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Слово учителя:

Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова  и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон».Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым.Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.

Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.

– Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.

4.Работа по теме урока.

– Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Наша задача понять – почему?

– Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

Словарная работа.

-прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.

  1. – пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
  2. – знамо – конечно, естественно;
  3. – живец – маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;
  4. – выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
  5. – учинить – сделать, совершить;
  6. – недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
  7. – умысел – заранее обдуманное намерение;
  8. – «чаво» – простонародное – что;

– верста – 1,06км. старая русская мера длины.

  • – Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
  • – седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
  • – Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
  • – Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)
  • – Над чем вы смеялись в рассказе?
  • – Что смешно, а что грустно в рассказе?
  • – Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.
  • – Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.
  • – Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
  • – Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)
  • – Виноват ли Денис в своём проступке?
  • Характеристика литературного героя.
  • а) Место, занимаемое героем в произведении.
  • б) Положение героя в обществе.
  • в) Портретная характеристика.
  • г) Речевая характеристика.
  • – При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности , сколько о неопрятности героя.
Читайте также:  Анализ поэтического произведения А.А. Блока «В ресторане»

– Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( …мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)

– А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

– Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

– Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).

– Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).

– Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

– Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.

Сценка.Ролевое чтение.

-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

– Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).

– А автор? Почему рассказ так называется?

« ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!»

5.Сообщения учащихся. ( рассказы А.П.Чехова)

-вопросы на восприятие текста.

– А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы ? Из какого они рассказа ?)

1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»

2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»

6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

8 Подведение итогов урока.

-что смешного и грустного в рассказах А.П.Чехова?

9 Домашнее задание: составить по три вопроса по рассказам А.П. Чехова(на выбор)

10.Рефлексия. Синквейн об уроке.

5  Теория литературы

  • Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
  • Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 
  • Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
  • Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
  • Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

– Что, по-вашему, смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает. – презентация

  • 1
  • 2
  • 3

4 – Что, по-вашему, смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.)

5 – Судебный следователь относится к «власть имущим», он представляет государство и его закон. Даёт ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему?

6 Судебный следователь лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Его речь повторяет язык казённых бумаг

7 – Найдите в речи следователя обороты официально-делового стиля (слова- термины, специальные выражения, словосочетания).

8 Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. А достоинство – «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Таким образом слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение».

Уважает ли себя Денис Григорьев? Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. А достоинство – «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Таким образом слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение».

Уважает ли себя Денис Григорьев?

9

10 – Можно ли так назвать Дениса Григорьева? Почему? – Считает ли его злоумышленником следователь? А автор? – Почему рассказ так называется? – Какова основная мысль рассказа?

11 Чехов показывает забитого и неграмотного мужика, пойманного на месте преступления за отвинчиванием гаек от рельсов. Следователь пытается объяснить, что «Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убил!». Денису Григорьеву это не понять.

Он с усмешкой возражает: «Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение… людей убил…» И опять, как обычно у Чехова, сквозь смех проступают слезы. На душе остается тоска.

Человека судят и наказывают, а ему невдомек, он никак не может понять, что совершил преступление.

12 Название рассказа «Злоумышленник» звучит как насмешка и осуждение властям, доведшим свой народ до положения бессловесных рабов, не понимающих законов, по которым вынуждены жить.

Основные приемы комического у Чехова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Чехов

Антон Павлович Чехов известен широкой публике прежде всего своими юмористическими рассказами. Для них характерна простота и лаконичность. У произведений автора есть и другие особенные свойства. Чем сильнее и глубже задумывался автор, тем более драматичным становилось повествование. Писатель облачал в смешную форму грустную правду жизни.

Одной из самых печальных жизненных истин является чинопочитание. Антон Чехов заметил, что современное ему общество построено на отношениях подчинения и господства. Такое неравноправие было автору не по вкусу. Это видно в рассказе «Смерть чиновника».

Мелкий служащий Червяков в театре случайно чихнул на лысину высокопоставленного начальства. Страх и обида за содеянное овладел чиновником. Он множество раз извинялся перед генералом. Червякову была важна бурная реакция с его стороны, но генерал отвечал спокойно. От этого служащий считал, что извинялся недостаточно сильно. Однажды генерал накричал на него, что убило Червякова.

  Фазиль Абдулович Искандер

Ситуация может показаться забавной, но суть рассказа грустная. Антон Павлович Чехов показал, как проявляется страх перед высшими чинами, как он вредит человеку. Нельзя не согласиться с тем, что и сейчас часто встречаются такие случаи.

Нечто подобное заключается и в рассказе «Толстый и тонкий». Два школьных товарища впервые встретились за долгое время. Один из них много достиг, имел высокий чин. У второго из них это вызвало желание льстить более успешному другу, прислуживать ему. Примечателен тот факт, что Толстый (тайный советник) не имел каких-либо корыстных целей. Он был искренне рад встрече.

Это выражает то, что получив высокий чин, чиновник сохранил в себе человеческие чувства. Ему стало противно от поведения Тонкого. Здесь в какой-то мере победу одержала справедливость, ведь чинопочитание осуждается героем. Но и горькая правда есть тоже. Менее успешный человек решил угождать более успешному ради своих выгод.

Такое действительно часто встречается и сегодня в дружеских отношениях.

В рассказе «Хамелеон» выражается уже другая проблема. Полицейский Очумелов меняет свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака. В таком комедийном рассказе автор выражает следующие явление. Правоохранительные органы не беспристрастны, а следуют в интересах более влиятельного человека.

  • Рассказы Антона Чехова выражают грустные стороны жизни в юмористической форме.
  • Другие темы: ← Анализ произведения Толстый и тонкий↑ ЧеховАнализ рассказа «Крыжовник» →
  • `

Популярные сочинения

  • Сочинение Аксинья Астахова в романе Тихий Дон (Образ и характеристика) Шолохова Аксинья Астахова – один из самых страстных и пронзительных женских образов русской классики. Коренная казачка, с внешностью необыкновенной, «манящей красоты», является самой большой любовью донского казака
  • Сочинение В дурном обществе по произведению Короленко (5 класс) Короленко Владимир Галактионович является русским писателем, журналистом, публицистом, общественным деятелем и автором рассказа В дурном обществе, о котором и пойдёт речь в данном сочинении.
  • История создания произведения Тихий Дон Шолохова Огромный роман о жизни простого народа и входе в его жизнь революции был задуман автором еще задолго до его написания. В то время, как автор работал над донскими рассказами, у него начало появляться желание написать

Юмор и сатира. Смех – дело серьезное

Почему мы смеемся? Что делает ситуации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира.

Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совершенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит пословица: “Гора родила мышь”.

Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер : “Смех… естественно является только тогда,

когда сознание неожиданно обращается от великого к малому”. Однако смеемся мы не только над превращением “великого” в “малое”, но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель определял смешное как “некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное”.

Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопенгауэр, заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное сходство. А французский

философ Анри Бергсон отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует помнить также о том, что смех может выступать орудием протеста.

Ведь, высмеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними. Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.

Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из самых распространенных среди них – гиперболизация, или преувеличение. Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности. Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными.

Иногда гиперболизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т. д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.

Но существует и другой способ комического высказывания. “Какой добрый, щедрый человек!” – можем сказать мы, подразумевая прямо противоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией. Он построен на иносказании и требует определенной культуры восприятия.

  Сочинение Власть денег в современном мире

Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм. Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады.

Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова “sarkazo”, означающего “рву мясо”.

Словом, смех в художественном произведении может быть разным: добродушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным… В зависимости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.

Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произведение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.

Читайте также:  Омар хайям о смерти: стихи, рубаи хайяма про смерть

Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова

  1. Страницы: [1] 2
  2. (сочинение разбито на страницы)
  3. Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье.

Это естественно.

Так же естественно, как смеяться над комедией или переживать вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить, развести в разные стороны такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное. Чем тоньше художник, тем более смешанное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями.

Так и у А. П. Чехова; смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Чехов и его рассказы выступали в роли тех «людей с молоточками», которые стучат в дверь каждого счастливого человека и напоминают, что не перевелись еще на земле ни горе, ни страдания, что много вокруг несчастных, обездоленных, униженных и оскорбленных. Он хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди.

Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место глухим, тяжелым.

И вот уже со всей силой давит на вас, раздирая душу, эта страшная реальность.

Серость, грязь, пошлость, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях. С одной стороны, сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна.

Ни одного порядочного человека вокруг, «сливки общества» в уездном городе — Буркины, Тур-кины, Душечки, даже Беликовы; в столице — Ольги Ивановны и Рябовские; в поместье — Гаевы и Раневские. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в «Попрыгунье». В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он вобхи-щался.

В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема пошлости и бессмысленности обывателей.

Посвятив всю жизнь поискам «великого» человека, она так и не нашла его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти. Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей передовой русской интеллигенции.

Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор. Но он видел возможность двух подходов к происходящему.

Можно увидеть весь кошмар такого существования — и ужаснуться. А можно, «ужаснувшись», высмеять этот мир глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков, воров и взяточников.

Наиболее ярко это сатирическое начало проявилось в «Хамелеоне», «Толстом и тонком», «Рассказе, которому трудно подобрать название» и других.

Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Художник нередко использует такие приемы, как гипербола, гротеск.

Чрезмерное рвение Пришибеева вмешиваться не в свои дела и всюду наводить свой порядок («Унтер Пришибеев») и страх Червякова перед его превосходительством из рассказа «Смерть чиновника» явно гиперболичны.

Однако благодаря этим преувеличениям острее воспринимаются пороки общественной жизни России конца прошлого столетия. Гиперболический характер носит и ошеломляющий эффект, произведенный на семью Тонкого словами Толстого об его чине и орденах.

Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из нее сделать грузила. Весь рассказ — это диалог между «судебным следователем» и «злоумышленником».

Чехов, мастер диалога, заставляет читателя смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но разве он один отвинчивает эти гайки, не помышляя о последствиях? Ведь вся деревня погрязла в нищете и невежестве, забита, бесправна.

Чехов обобщает, типизирует образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, такая трагедия, что не смеяться нужно, а скорее плакать.

Страницы: [1] 2

  Алексей Писемский – Тысяча Душ

(сочинение разбито на страницы)

«Смешное и грустное в рассказах Чехова»

План

I. Жизнь в зеркале рассказов А. П. Чехова.

II. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

1. «Смерть чиновника». Трагикомическая история жизни маленького человека.

2. Чинопочитание – порок, уничтожающий человеческое достоинство («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

III. «В человеке должно быть все прекрасно…»

Какое наслаждение уважать людей!

А. П. Чехов

Антон Павлович Чехов – автор множества замечательных рассказов, смешных и пронзительно грустных. И в каждом маленьком рассказе, как в осколке зеркала, отражается огромная жизнь с ее печалями и радостями, разочарованиями и надеждами.

Сюжеты его рассказов просты, даже незатейливы. Вот перед нами разыгрывается трагедия местного значения: смерть чиновника Ивана Дмитрича Червякова. Начало трагедии положил случай в театре, когда незадачливый экзекутор – о ужас! – чихнул на лысину генералу. Не нарочно, разумеется.

Но последствия были ужасны: после нескольких попыток покаяться и извиниться за свое «преступление» Червяков, услышав грозный вопль взбешенного генерала, не выдержал потрясения и… умер. Жалок, ничтожен герой рассказа, «маленький человек».

Но что же делает его маленьким, ничтожным, достойным его говорящей фамилии? Не сам ли он определил свой жребий, когда решил, что достоинство человека определяется его чином, что он ничтожная букашка рядом с генералом? Рассказ, на первый взгляд, очень смешон: комична и фигура униженно и многократно извиняющегося чиновника, и несчастный генерал, обреченный выслушивать глупые извинения. Но смерть героя, представшая не как великое таинство, а как финал глупого фарса, не смешна, она вдвойне трагична от сознания ничтожества зря потраченной человеческой жизни.

Чинопочитание, заставляющее человека забыть о чувстве собственного достоинства, осмеяно Чеховым и в рассказе «Толстый и тонкий». Мы видим, как преображается герой рассказа, именуемый тонким, узнав, что его «однокашник» дослужился до чина тайного советника.

Еще минуту назад он был искренне рад встрече со старым товарищем и доволен собой, но вдруг «побледнел, окаменел,, съежился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились». Жалок человек, измеряющий достоинство чинами и наградами.

А в рассказе «Хамелеон» герои заняты «важным» вопросом: кому принадлежит собачонка, цапнувшая за палец золотых дел мастера Хрюкина? Что с ней делать: «истребить» или отпустить? Кто виноват в скандальном происшествии: сам ли Хрюкин, который «цыгаркой в нос для смеху» собаке тыкал, или пес? Решая эту юридическую задачу, все становятся немножко хамелеонами: и Очумелов, не знающий, как поступить с псом, и толпа, и даже собака, на которую смотрят то как на вредное животное, то как на настоящее сокровище. Хорошо, что собака оказалась генеральская, иначе финал рассказа был бы печальный… Рассказ и смешной, и в то же время грустный: что же с нами делается, люди? Не забыли ли мы, что мы люди?

Чехову принадлежит знаменитое высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Действительно, о красоте души следует заботиться так же тщательно и постоянно, как о чистоте и опрятности. Чехов помогает нам увидеть и красоту, и пошлость нашей жизни, оценить себя и понять главную истину: нет ничего дороже человеческого достоинства и внутренней свободы.

Сочинение: Смешное и грустное в рассказе «Тоска» (А. П. Чехов)

(424 слова) Чехов считается мастером небольших рассказов, в которых он показывает обычных людей совершенно разных типажей, с их слабостями и страстями. Его произведения наполнены чувством жизни и каждое несет в себе смысл, заставляющий задуматься над природой поведения человека, над обществом и его пороками, отношениями и другими «человеческими» вопросами.

В эпиграфе автор использует строку из духовного стихотворения: «Кому повем печаль мою?..», — тем самым уже задавая минорный тон рассказу, который создается из-за слова печаль и немого риторического вопроса в пустоту.

Этот эпиграф соотносится с исповедью главного героя, который хочет излить свою тоску, даже не то чтобы конкретному человеку, но просто, чтобы освободить душу от тягостного чувства, но остается глубоко одинок в своей печали, ибо никому он не нужен и некому его выслушать.

Рассказ на самом деле трагичен, Чехов часто в своих произведениях обращается к проблеме человеческого равнодушия и так называемого «одиночества в толпе». Так и в этой истории мы видим главного героя Иону, глубоко одинокого в своей тоске, стремящегося к хоть малейшему человеческому участию и не получающему его.

Смешное в этом рассказе скорее условное, Иона смеется, чтобы скрыть немного внешне свою боль, возможно, замаскировать ее, он как будто до сих пор находится в состоянии аффекта. Сама ситуация «смешна», но этот смех болезненный и истерический.

Люди настолько равнодушны друг к другу, к чужим чувствам, что невольно возникает безнадежный смех. Главный герой старается быть приветливым с людьми, чтобы побеседовать по душам, чтобы получить отдачу. В ответ он получает лишь насмешки, ругань и безразличие.

Но и даже такого общения Ионе достаточно, чтобы на время почувствовать себя в порядке, извозчик до последнего не теряет надежды найти кого-то, кто бы смог выразить ему сострадание, утешить словом в этом отстраненном мире.

Когда он понимает, что это невозможно, что люди эгоцентричны и им нет дела до чужих несчастий, он снова погружается в черную тоску:

«Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой.

Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ… Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным»

Простой разговор с человеком, простое освобождение мучительных эмоций и сопереживание могли бы помочь ему облегчить страдания из-за смерти сына, но общество холодное и жестокое в своем равнодушии, Иона остается один на один со своей болью. В конце рассказа у читателя остается осадок, безмерно грустно, что между людьми лежит такая огромная пропасть, что люди не хотят слышать друг друга и не способны проявить сочувствие.

Ксения Охапкина

Ссылка на основную публикацию