Система образов в пьесе Чехова «Вишневый сад»

  • Пән
  • Предмет: литература русская
  • Тақырып

Тема: Пьеса «Вишневый сад». Система образов персонажей. Символика в пьесе. (2 часа)

  1. Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері:
  2. Цели урока:
  3. Білімдік
  4. образовательная:

расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы «Вишнёвый сад»;

  • – закрепить теоретические знания: виды драмы, символ;
  • Дамытушылық
  • развивающая:
  • – развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать монологическую речь;
  • Тәрбиелік
  • воспитательная:
  • – способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
  • Сабақтың түрі
  • Тип урока: урок получения новых знаний
  • Әдісі
  • Метод: частично-поисковый
  • Сабақ оқытуда қолданатын ұйымдастыру әдістері
  • Форма: групповая.
  • Құрал-жабдықтар

Оборудование: текст пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад», презентация к уроку.

Көрнекті құралдар

наглядный материал: иллюстрации к пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», раздаточный материал.

Сабақ барысы:

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2.       Целевая установка.

–  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите внимательно на то, как оформлен кабинет сегодня. Почему именно так, как вы думаете? Какая тема урока, озвучьте, пожалуйста.

 – Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)

  1. – В тетрадях запишите число, тему урока по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.
  2. Сегодня вы разделены на группы, которые помогут лучше понять смысл произведения пьесы «Вишнёвый сад»: образ вишнёвого сада, прошлое, настоящее, будущее. И в связи с этим мы с вами должны будем ответить на главный вопрос:
  3. Какую же «безусловную и честную правду» мог увидеть Чехов в конце XIX века?
  4. Сообщения
  5. 1.Особенности драматического метода Чехова–новатора
  6. Жанр – «новая драма».
  7. Принципы «новой драмы»
  1. Театр настроения

  2. Нет ни злодеев, ни ангелов

  3. Диалог движет действие и раскрывает характеры

  4. Подтекст

  5. Значимость каждой реплики

  6. Ключевые символы

  1. История создания пьесы «Вишнёвый сад» 

7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, – вспоминает Станиславский, – раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату.

Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»).

Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, – объявил он и закатился смехом.

В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и

теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует

этого.

К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников».

  • Итак, наша цель: понять, что стоит за вишневым садом, как герои относятся к нему и символом чего всё-таки является вишневый сад.
  • А сейчас представим на минуту, что вы каждый в своей группе уже есть основные образы пьесы, и мы сами уже герои нашей пьесы.
  • Представьтесь – визитки групп
  1. Группы представляют себя: оформление столов, цветописи к своим названиям.

А теперь посмотрим, как герои пьесы относятся к вишнёвому саду – выступление группы «Образ вишневого сада».

  1. Попробуем составить кластер «Вишнёвый сад глазами героев»

  1. Раневская – детство
  2. Аня – детство, дом Лопахин – настоящее, крестьянин (раб), дачи
  3. Фирс – барское благополучие
  4. Петр Трофимов – крепостничество Система образов в пьесе Чехова «Вишневый сад» Гаев – детство

Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

  • «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
  • Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
  • «И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад».
  • Сад – символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.
  • «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».
  • Сад – надежды на будущее.
  • «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Сад – воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад – источник богатства, предмет гордости.

  1. Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
  2. «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»
  3. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
  4. (Для Фирса сад – барское благополучие.
  5. «В прежние времена, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»
  6. Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
  7. «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».
  8. «Вся Россия наш сад» – это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано)

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Вопрос:

– Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад – символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего, России).

А как автор относится к вишнёвому саду?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад – символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: “прекрасный сад”, “широкий простор”, звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: “Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль”. “Звук… должен быть короче и чувствоваться совсем издалека”.

  1. А теперь давайте узнаем всё о вишне, её свойствах? Полезна ли?

3. Сообщение о вишне.

Физминутка

  1. Система образов – характеристика героев по группам

  • Прошлое время (Раневская, Гаев)
  • Настоящее время (Лопахин)
  • Будущее время (Трофимов, Аня)
  • Какие же герои что символизируют?
  • Дать характеристику героям – прошлое:
  • Раневская Любовь Андреевна
  • Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивая психика, неумение жить
  • Внешне обаятельна, любит природу, музыку, милая, добрая, простая, доверчива и искренна до восторженности, но в ее душевных переживаниях нет глубины: настроения ее мимолетны, она легко переходит от слез к смеху
  • Как будто чутка и внимательна к людям, но какое равнодушие ко всему, что выходит за пределы ее благополучия

Гаев Леонид Андреевич

  • Безвольный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая
  • Проел свое состояние на леденцах
  • Единственное занятие – бильярд.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын.

Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти.

Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать.

Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону.

Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

  1. По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.
  2. Настоящее:
  3. Лопахин
  • Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы
  • Становится хозяином имения, созданного руками его прадеда
  • Петя Трофимов: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич, центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен».

Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту.

Читайте также:  Что значит фраза «ничего ты не знаешь джон сноу»?

Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

Прочитать по ролям кульминацию пьесы – 3 действие (Лопахин в имении – купил сад).

А кто является символом будущего?

Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье.

Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами.

Однако он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской. Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по-юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Так за кем же будущее? За Петей? За Аней? За Лопахиным?

Система образов в пьесе Чехова Вишневый сад

Система образов пьесы «Вишневый сад» (краткое содержание) сложна и неоднозначна. Принято делить всех героев на три группы: прошлое, настоящее и будущее России.

Стоит сказать, что у пьесы есть одна отличительная особенность — нельзя разделить героев на положительных и отрицательных. Это характерно для пьес реализма.

Таким образом, Антон Павлович Чехов сильно ушел от пьес классицизма, для которых характерно четкое разделение героев на отрицательных и положительных. Такие произведения долгое время считались образцом для драматургии.

Каждый из персонажей пьесы имеет как хорошие качества, так и негативные, что характерно и для обычных, реальных людей. Например, Любовь Андреевна Раневская была эгоистичной, однако умела чисто и искренне любить, имела широкую и благородную душу.

Ее брат, Гаев, пусть и был пустослов, однако, был очень добрым. Таким образом, каждый герой представляет свою модель жизни и поведения. Читатель должен сам разобраться и проанализировать.

Другой отличительной чертой всех героев является то, что они не слушают друг друга, так как сосредоточены лишь на себе, своих чувствах и переживаниях. Именно это и мешает прийти им к общему выводу, мнению, найти выход.

Центральным героем пьесы является Лопахин. Он покупает имение Любови Андреевны Раневской. Именно из-за Лопахина и начинаются действия, активность. Это предприниматель, очень активный и сообразительный человек.

Да, конечно, он лишен каких-либо академических знаний и не знает правил поведения, лишен дворянского чувства, так как выходец из крестьян. Он стал зажиточным буржуа, который лишен манер и такта.

Таков был человек, современный Антону Павловичу Чехову.

Человеком прошлого, дворянского времени была Любовь Раневская и ее брат Гаев. Они имели добрый, страстный, живой характер, однако были эгоистичны, легкомысленны, порывисты. Они предавались лишь воспоминаниям о прошлом и не думали о будущем и настоящем. Они не могли планировать время.

Людьми будущего принято считать Аню и Петю. Это легкомысленные люди, «вечные студенты», которые стремятся изменить мир. Они максималисты, стремятся получить образование и выбрать достойную профессию.

В этих персонажах есть как пылкость натуры Раневской и Гаева, так и практичность Лопахина. Автор хочет сказать, что в человеке должен быть уравновешен и разум, и чувства.

Если что-то переваливает другое, то это неправильно и ведет к ошибкам.

2 вариант

В пьесе Антона Павловича Чехова под названием «Вишневых сад» присутствует достаточное количество лиц, но разделить их на главные и второстепенные роли не совсем правильно. Здесь все лица кажутся действующими, и все раскрывают идею данного произведения, они все важны в данной пьесе.

Богатый купец под фамилией Лопахин, хотел искренне помочь Раневской спасти их вишневый сад.

  Автор произведения подчеркнул в этом герое его деятельное начало, описывает его как трудолюбивого человека, который встает рано утром, чтобы работать, и эта работа приносит ему не только доходы, но и радость. Лопахин сделал себя сам.

У Лопахина добрая и нежная душа, он помнит все добро, которое ему сделали, но также он всегда думает и о своей выгоде. Лопахин купил на аукционе вишневый сад.

А вот в таких героях, как Раневская и ее брат Гаев, отсутствует корыстный расчет. Они считали бредовой идеей продажу сада. Раневская не считает денег, как- то с легкостью и по-детски к ним относится.

Эти два персонажа добры. Лопахин помнит, как в одно время та пожалела его. Также она пожалела и Петю Трофимова и Аню. Им были присуще все положительные качества Дворянинов, они были отзывчивы, щедры.

Но однажды Гаев и Раневская становятся черствыми и эгоистичными. Их щедрость превратились в транжирство. Их отзывчивость куда-то испаряется, они становятся пустословами.

  Раневская тратит все свое состояние и оставляет свою дочку на попечении и другого человека. Затем она получает деньги, которые предназначены для Анны и уезжает с любовником в Париж.

Она уезжает к человеку, который ее обобрал и даже не думает об Ани.

Студент Петя является оптимистом, он думает, что знает, как правильно и красиво жить. Он живет в мечта о счастье и благе. Аня, которая была предоставлена сама себе, так как ее бросила мать, унаследовала хорошие аристократические качества. Также она очень наивная и увлеклась идеями Пети Трофимова.

Также есть и некие второстепенные лица, но не менее важные. Например, Яша и Дуняша, которые являлись слугами. Яша весьма высокомерен и не уважал своих хозяев. А Дуняша- девушка, которая постоянно жила в мечтах о любви.

Епиходов был неудачником, и его жизнь пустая и бессмысленная, он не преследовал никакой цели и ни к чему не стремился.  Фирс, старик, который был искренне привязан к своим хозяевам.

Все эти персонажи были объединены в одну систему. Все эти герои помогают раскрыть всю суть «Вишневого сада» и отлично друг друга дополняют.

← Образ города в рассказе Тоска
← Герои рассказа Лошадиная фамилия↑ ЧеховАнализ повести Степь →
Главные герои рассказа Крыжовник →

  • Сочинение Автобиография о себе
    Меня зовут Андрей, мне 17 лет, учусь в 11 «Б» классе. Я родился и вырос в городе Балаково. Моя мама работает фельдшером в скорой помощи, а папа – владелец небольшой сети магазинов женской одежды.
  • Сочинение по картине Казахский вальс Исмаиловой
    Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации
  • Сочинение на тему Мои домашние обязанности
    В каждой семье должен быть ребёнок, который обязан помогать своим родителям по дому. Но многие дети этим недовольны и предпочитают лучше посидеть в компьютере, смартфоне, нежели помочь маме с уборкой.
  • Интересные факты о Рахманинове
    Рахманинов Сергей Васильевич – известный российский композитор и музыкант. Среди множества советский композиторов он особенно выделяется своим творчеством. О таких людях всегда хочется узнать как можно больше интересного.
  • Образ и характеристика Вулича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
    Я подозреваю, что Вулич в романе для того, чтобы «оттенять» главного героя – Печорина. То есть они такие разные!

Система персонажей в пьесе вишневый сад. Система образов в пьесе «Вишнёвый сад

Одной из особенностей образов Чехова является сочетание положительных и отрицательных свойств. Так, Раневской свойственна непрактичность и эгоизм, но вместе с тем она способна искренне любить, обладает широкой душой и щедростью, она красива и внешне, и внутренне.

Гаев, несмотря на свой инфантилизм и сентиментальность, очень добр. Брату с сестрой свойственны те моральные и культурные принципы потомственного дворянства, которые уже стали отголоском уходящего прошлого.

«Вечный студент» Петя Трофимов рассуждает очень правильно и красиво, но, как и старые хозяева сада, абсолютно оторван от реальности и не приспособлен к жизни.

Своими речами он увлекает и Аню, воплотившую в себя символ молодости и надежду на лучшее будущее, однако абсолютно беспомощную в самостоятельной жизни. Её противоположностью является Варя, приземленность которой, возможно, мешает устроить свое счастье.

Бесспорно, в пьесе «Вишнёвый сад» систему образов возглавляет Лопахин. Чехов настаивал, чтобы его играл непременно сам Станиславский, и драматург старался донести до исполнителя психологию этого персонажа. Пожалуй, он единственный, у кого внутренние убеждения максимально приближены к действиям.

Еще одной яркой чертой всех героев в этой пьесе является неумение и не желание слышать друг друга, все настолько заняты собой и своими личными переживаниями, что просто не в состоянии проникнутся в чужие.

И вместо того, чтоб вместе пройти через происходящее испытание – лишения дома – они живут представлениями о своем будущем, в котором каждый будет сам по себе.

Особенно это видно в первом действии: Раневская погружена в свои воспоминания настолько, что абсолютно оторвалась от происходящего, Аня так же занята своими мыслями, хотя Варя пытается рассказать о происходящем в доме в ее отсутствие.

Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинение

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Система образов в пьесе Вишнёвый сад

В своей комедии «Вишневый сад» Чехов вывел на сцену и показал плеяду образов, которых связывает прошлое. Их память еще полна событиями прошедшей жизни, воспоминаниями прошлых эпизодов и явлений.

Все они несут в своем сердце и держат в памяти дни и минуты тех былых лет. По развитию сюжета, драматург делит героев пьесы, на людей, которые так и остались представителями прошлой, уходящей, вчерашней действительности.

Читайте также:  Сочинение: Пушкинская традиция в творчестве позднего А. Блока

Это Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

  Сочинение на тему золотая осень 10 предложений 5 класс

Всем им свойственно восприятие жизни с точки зрения ребенка: неразумность и беззаботность. Они не видят изменений, не хотят их принимать и что-то менять, в своей жизни.

Живут, эти люди, памятью по уходящим временам. Например, Любовь Андреевна, оставляет своих дочерей, и родную и приемную, в России, без денег и средств существования, а сама уезжает в Париж.

Новое время, в пьесе, идущее на смену всему прошлому, несущему перемены стране, представляет образ Лопахина.

Это человек, дела и идеи, которого формируются под воздействием последних, свежих событий, предприниматель-купец, из крестьян, ставший богатым и самостоятельным. Наступает его время. Пора, когда человек может сделать себя сам. Но образ Лопахина неоднозначен, так как он не жесток, он помнит добро и, даже, ценит красоту. Но все его чувства сочетаются с выгодой.

Он покупает вишневый сад, так как ему жалко его красоту. У него с этим участком связаны воспоминания детства. Но еще он его покупает, чтобы разделить и распродать сад по частям и от этого получить выгоду.

Будущее, в комедии, представляет молодое поколение страны. Это Аня и Петя Трофимов. Учитель, погибшего сына Раневской, Трофимов, хотя и считается молодым, но имеет за своими жизненными плечами – тридцать лет.

Вообще, люди к этому возрасту, уже заканчивают учебное заведение.

Строят семейную жизнь. Определяются на поприще труда. Петя, к этому времени никак не может закончить университет. Его стезя — речи, призывающие к изменению жизни. Никто его, кроме Ани, всерьез, не воспринимает. Он думает, что знает, как сделать жизнь лучше. Но это, пока, лишь слова. Неизвестно, появятся ли дела. Ему близка, Аня, младшая дочь Раневская. Она еще ребенок, очень молода.

Она верит словам, которые дают надежды. Анна мечтательница и прожектерка. Все представленные в пьесе образы имеют свои чаяния и надежды. Кто-то достигнет своих помыслов, а кто-то покатится по «старой дорожке». Россию, в образе вишневого сада, ждут перемены и другая жизнь.

Другие: ← Характер Катерины в пьесе Гроза↑ По литературеАнализ романа Мастер и Маргарита →

Система образов в пьесе Вишнёвый сад Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Шишкина Туманное утро Вряд ли сыщется человек, мало-мальски интересующийся живописью, который бы не знал или не слыхал об Иване Шишкине, – русском художнике, пейзажисте от бога.
  • В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева сочинение За частую, название любого произведения, становиться основным ключевым понятием к основной идеи и восприятию текста в целом. Это не стало исключением и в случае с известным романом Тургенева Ивана Сергеевича «Отцы и дети». Как же всё это бывает интересно,
  • Сочинение на тему Летние радости 5 класс по русскому языку Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение Зимняя сказка (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс) Настоящей волшебницей считают зиму. Вокруг все меняется с ее приходом. Не лютый мороз, не ветер, не могут отобрать у зимы ее волшебства. Приходит она всегда внезапно. Тихо и торжественно
  • Тема свободы в поэме Мцыри 8 класс сочинение Поэма «Мцыри» является романтическим произведением с достаточно простым сюжетом. В ней рассказывается о юноше, который всю свою прожил пленником и его стремление к свободе. И оно понятно, так как он родился на свободных просторах и должен

«Вишневый сад»: анализ произведения Чехова А.П

Особенности чеховской драматургии особенно ярко проявились в пьесе «Вишневый сад».

Основа всякого драматургического произведения — действие, оно вызывается столкновением интересов, взглядов, устремлений героев, т.е. конфликтом. В пьесе Чехова видимого конфликта нет.

Имение Раневской продано за долги, владельцы его оказались без средств к существованию и крыши над головой. Купил имение Лопахин, предприниматель, чьи предки были здесь крепостными. Но конфликта между хозяйкой имения Раневской и Лопахиным нет.

Наоборот, Лопахин приехал, чтобы спасти Раневскую от разорения, и только ее упорство не позволило ему осуществить план спасения.

Есть конфликт внесценический: на примере судьбы одной помещичьей семьи Чехов показал столкновение двух экономических формаций. Новая, капиталистическая берет верх, разрушено еще одно дворянское гнездо.

И происходит это вне зависимости от воли персонажей.

Но этот конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен, драматизм пьесы заключается не в борьбе за вишневый сад, а в общем недовольстве жизнью, свойственной каждому персонажу.

Другая особенность — отсутствие главного героя. Такой герой еще есть в первой гимназической пьесе Чехова, есть в «Иванове», а в остальных чеховских произведениях есть группы персонажей, объединенные по какому-либо принципу в систему.

В критике пьеса «Вишневый сад» часто называется пьесой о прошлом, настоящем и будущем России. По этому принципу и объединяют героев: Раневская и Гаев представляют Россию прошлую, Лопахин — настоящую, Аня и Петя — будущую. Такая группировка, однако, еще не есть система персонажей. У Чехова все значительно сложнее.

Зачем в пьесе Шарлотта Ивановна, не имеющая паспорта, не знающая, сколько ей лет, кто она по национальности, кем были ее родители? А рядом Раневская. Она знает, сколько ей лет, но старается об этом не думать и ведет себя далеко не по возрасту. Она знает, кто она по национальности, говорит о любви к отечеству, но рвется прочь от него.

То, что тщательно скрывает Раневская, становится зримым, когда рядом Шарлотта Ивановна. Невинные странности Гаева, его шутливо-торжественное обращение к шкафу, постоянные невпопад упоминаемые бильярдные термины получают объяснение и приобретают истинную цену, когда рядом с ним Епиходов.

Причем, если у Епиходова все откровенно глупо и потому смешно, то речи Гаева имеют безнадежно трагический оттенок.

Яша с его хамовитостью и презрением к России «высвечивает» и Гаева, и Раневскую.

Дуняша, всем существом своим пытающаяся походить на «барышню», естественно, карикатурна. Рядом с ней так же карикатурна молодящаяся Раневская.

Похожесть слуг на господ и наоборот — прием, использованный еще Чеховым-гимназистом в первой его пьесе. В последней пьесе все персонажи нитями похожести прочно связаны друг с другом. Похожесть не случайна.

Они все — люди одного мира, некогда цельного и распадающегося на глазах. Чужой среди них один Лопахин. Он давно покинул этот мир, уже, видимо, отвык от него, и поэтому смотрит на всех с печальным недоумением.

Он, конечно, не может жениться на Варе, которая не позволит вырубить сад и сломать дом: она не из его мира.

В рассказах Чехова есть персонажи с одной повторяющейся чертой — стремлением уйти от прошлого благополучия в мир больших городов, где кипит жизнь разумная, деятельная. Такова, например, Аня.

Мир, в который зовет ее Петя, представляется ей, видимо, очень смутно, да и сам Чехов едва ли имел о нем четкое представление. Важно одно: Аня и Петя мечтают насадить сад «лучше этого» — «вся Россия наш сад».

И они не только мечтают, они попытаются действовать, а что из этого получится, не знал и сам Чехов. Он знал только, что такие люди уже существуют, и создал подобный образ в рассказе «Невеста».

Таким образом, замкнутая система персонажей Чехова не изолирована от мира, она имеет две «двери»: из одной вошел Лопахин, в другую уйдут Петя и Аня.

Еще одна особенность чеховских пьес — обилие внесценических образов. В «Вишневом саде» это и умерший «от шампанского» муж Раневской, и утонувший сын, и любовник в Париже, и дочь Симеонова-Пищика, мечтающая разбогатеть через «выигрышный билет».

Внесценические персонажи полноправно входят в систему художественных образов, так как они не только многое объясняют, но и влияют на те или иные поступки персонажей сценических. Так, действия Раневской зависели и от смерти мужа и гибели сына и, конечно, от писем парижского любовника.

Более того, внесценические образы раздвигают сценическое пространство географически и во времени.

Пространство и время становятся средствами поэтики драматургии Чехова. Неотъемлемая особенность чеховских пьес — символика. Ею широко пользовались драматурги и до Чехова. В пьесах Чехова символика особая — реалистическая.

Своей последней пьесе Чехов дал название «Вишневый сад». Так называется имение с вишневым садом, «прекраснее которого нет на свете». Лопахину не понять, что Раневская и Гаев отказываются уничтожить дом и сад, потому что то и другое — символ не только благополучного помещичьего прошлого, но и дворянской культуры, и дворянской усадебной поэзии, всего, чем жили их предки.

Для Лопахина вишневый сад тоже символ. Он создан руками предков Лопахина, крепостными рабами, «хватить топором» по остаткам прошлого, к тому же не приносящим реальной прибыли, — что может быть приятнее для внука крепостного.

Вишневый сад — символ и для Ани. Красота и благополучие прошлого становятся как бы эталоном для будущего, построенного, однако, по каким-то другим принципам. Вишневый сад, как звено в цепи, соединит прошлое и будущее.

В то же время этот символ — «реалистический»: сад реально существует, его видят персонажи из окна, удары топора по стволам деревьев слышат зрители. Таким образом, вишневый сад в пьесе Чехова — реальная предметная конкретность и в то же время многозначный, эмоционально насыщенный образ-символ.

И режиссеров, и исследователей не перестает удивлять жанровое определение Чеховым его пьес. Почему «Иванов» — драма, а «Чайка», где герой под занавес тоже стреляется, — комедия? Почему «Вишневый сад» — комедия? Хорошо известно, как Чехов был сердит на Станиславского, поставившего «Вишневый сад» как драму.

Читайте также:  Образ Обломова в романе Гончарова

Прежде всего следует иметь в виду требование Чехова к драматургии: на сцене все должно быть так же просто и так же сложно, как и в жизни. А в жизни чистые комедии, как и чистые драмы, случаются очень редко. Сочетание того и другого на сцене — естественная закономерность. Однако Чехов настаивал: «Вишневый сад» — комедия. Почему?

Ответ найдется сам собой, если предположить, что пьеса должна быть действительно поставлена как драма, в которой симпатичные, безвинные люди оказываются изгнанными из дома, построенного их предками, где жили они сами, родились их дети.

Достаточно посочувствовать Раневской, плачущей в третьем действии, после того как Лопахин объявил, что хозяин имения — он, и от авторского замысла ничего не останется; получится, что Чехов, отец которого в молодости был крепостным, сожалеет об уходе с исторической арены паразитического помещичьего сословия.

Некоторые критики предлагают называть пьесу лирической комедией или даже лирической драмой и считают, что драма может нести в себе и трагические мотивы, и комические.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Система образов в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

А.П.Чехова как русского писателя и русского интеллигента волновала судьба Родины накануне ощущаемых обществом социальных перемен. Образная система пьесы «Вишневый сад» отражает взгляд писателя на прошлое, настоящее и будущее России.

Образная система «Вишневый сад» 

Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.

Так, образы героев в «Вишневом саду» представляют,

  • с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
  • с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.

Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

Образы героев прошлого

Олицетворением прошлого являются герои  Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутствует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы

(«Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину»…).

Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев, и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.

Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.

Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.

Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

Образы будущего

Новая Россия — это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не только капитал, но и радость. Ермолай Лопахин — человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец — лавочником). В его деятельности  виден практический расчет: засеял поля маком — и выгода, и красиво.

Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него «тонкая, нежная душа», по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад.

Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:

«Идет новый владелец вишневого сада!».

Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:

«Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!»

Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов — вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной

( Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»).

Именно он говорит Ане:

«Вся Россия наш сад!»

Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

Второстепенные образы

Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеонов-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.

Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг — преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым.

Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша — слуги нового поколения.

Дуняша «тонкостью чувств» повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

Образ вишневого сада

Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг него завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:

  • «… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
  • Наша презентация
  • Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.
  • Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

3649. Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение Русский язык

С традиционной точки зрения автор произведения выстраивает систему образов персонажей в виде трех групп, которые символизируют прошлое, настоящее и будущее. При этом отличительной особенностью системы образов в пьесе является отсутствие разделения героев на положительных и отрицательных, поскольку каждый персонаж сочетает в себе и те, и другие характерные черты.

Герои, олицетворяющие прошлое поколение, представляются в пьесе дворянами Гаевым и Раневской, братом и сестрой, являющимися хозяевами поместья, в котором располагается вишневый сад, а также их старый слуга по имени Фирс.

Представители дворянства представляются в образах людей, неприспособленных к жизни, не имеющих возможности самостоятельно обслуживать себя без помощи посторонних. Гаев отличается пустословием, речи Леонида Андреевича никем не воспринимаются серьезно.

Раневская изображается в качестве хозяйки, которая не умеет грамотно управлять имением и обеспечить своим детям должное будущее, даже в виде образования. При этом оба персонажа уважают традиции и отличаются способностью находить прекрасное.

Фирс представляется в образе единственного преданного человека, который в связи с жизненными переменами оказывается ненужным.

Настоящее поколение представляется в пьесе в образе Лопахина, который отличает равнодушием к красоте и величию сада, при этом искренне готов оказать помощь Раневской в сохранении поместья.

Персонаж изображается практичным и деятельным человеком, который своей работой достигает неплохого размера состояния.

 Лопахин представляется автором пьесы в качестве единственного здравомыслящего человека, который предлагает реальный подход к спасению имения, воспринимаемый остальными героями в качестве пошлости.

К поколению будущего автор относит Анну Раневскую, являющуюся дочерью главной героини, а также Петю Трофимова, изображенного в образе вечного студента. Герои представляются молодыми людьми, мысли и чувства которых отличаются прогрессивностью, поэтому, с авторской точки зрения, за данными персонажами будущее.

Но писатель не отдает героям полную свою симпатию, поскольку Анна, несмотря на желание замены старого сада на новый, не проявляет уважением к опыту прошлых лет, а Петя слишком много пытается разглагольствовать, при этом отличается здравой мыслью в сочетании с отсутствием реальных поступков.

Поэтому вызывает сомнение возможность доверить будущее страны данным представителям человечества, отличающимся лишь способностью к критике, не предлагая конкретных решений.

Центральное место в системе образов пьесы автор отводит вишневому саду, через отношение к которому раскрываются характеры персонажей произведения.

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию