Сенека – о философии и филологии: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Две сестры: философия и поэзия

«Плоха та философия, в которой ни одна часть не просится в стихи», — говорил Василий Розанов.

Почему плоха? Потому что суха? Потому что в ней отсутствует красота? Потому что сухой дотошный философский трактат скучно читается? Или же, может быть, потому что есть такие темы, о которых можно сказать только лишь поэтическим языком? Философия, касаясь некоторых особенных вопросов, жизненных вопросов, часто просится в стихи, даже в песню.

Спетая философия может по-настоящему и посмеяться, и закричать. Конечно, посмеяться и кинуть гневное слово философ может и в трактате — например, Шопенгауэр, негодующий на Гегеля и ядовито подсмеивающийся над теми или иными его рассуждениями, — но это уже и есть первое отклонение от классической нормы философского трактата.

Ганс-Георг Гадамер в статье «Философия и поэзия» замечает, что в начале XX века «философия вторглась в пограничную область поэтического языка, за что стала подвергаться суровой критике».

Однако стоит ли за это критиковать философию? Что потеряла философия от этого вторжения? Ведь не говорят же, что поэтические средства «вторглись» в пространство философии, а именно сама философия вторглась в поэзию.

Причем никто также не имеет в виду, что между ними идет какая-то война, — совсем наоборот, хрестоматийной стала фраза, что поэзия — родная сестра философии. Не менее хрестоматиен и тезис, что поэзия мыслит образами, философия же — понятиями.

Поэзия и есть философия, а философия есть подлинная поэзия

Все это, пожалуй, весьма верно, но только здесь и философия, и поэзия берутся в чистом своем виде.

В действительности же и философия с самого своего возникновения использовала образы (ведь нельзя же назвать чистым понятием мстящий своим отделившимся частям апейрон Анаксимандра), как и поэзия часто рассуждает о весьма непоэтических темах: например, в «Письме другу» Владимир Соловьев пишет: «Во-первых, объясню вам, друг прелестный, что вот уже чуть более ста лет, как людям образованным известно, что времени с пространством вовсе нет, что это только призрак субъективный, иль попросту сказать один обман…»

Часто поэзия и вовсе как бы теряет свою высоту и говорит словами совершенно обыденными: «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, среди сынов ничтожных света, быть может, всех ничтожней он», — писал Пушкин.

Так и неотменными родными атрибутами философского языка не стоит считать сухость и схематичность. Платон был тем еще поэтом, хоть и изгонял поэтов из Государства.

Это, кстати, очень знаменательный случай: философия изгоняет поэтов из государства, хотя в самой же этой философии живет подлинная поэзия.

Философия есть подлинная поэзия, — постулирует Дмитрий Веневитинов. Интересно, что спустя почти двести лет эту мысль повторит Мераб Мамардашвили. В интервью «Одиночество моя профессия» Мамардашвили говорит о некоем исходном ладе, который и существует, и не существует.

То есть его нет, но реальность воспринимается как нарушение этого самого лада. Реальность воспринимается как нарушение чего-то, что не существует и чего никогда не существовало.

Это звучит абсурдно, говорит Мераб Константинович, но без этого всё не то и не так, и жизнь не подлинна, а лишь имитативна: не жизнь, а имитация жизни, в которой нет самого основного.

Поэзия и есть философия, философия есть подлинная поэзия. Ни у той, ни у другой нет права собственности на поэтический язык, который не так-то просто отделить от языка философского. Положим, философский текст и вправду отличается от поэтического своею рассудительностью, даже и сухостью.

Но на каком-то этапе философский текст натыкается на какие-то темы, на которые не удается ничего сказать прозой. И тогда философский текст плавно меняет форму с прозы на поэзию, причем здесь не обязательно складываться в рифмы, хотя и так часто происходит, например песни Ницше в конце «Веселой науки». Философия просится петься.

Скажем, невероятно поэтична «Поэма о смерти» Льва Карсавина, хотя написана она не стихами.

Вообще и поэзия не обязательно должна быть стихотворна. Текст как бы сжимается, свёртывается до какой-то предельной точки (да афоризма в пределе), где достигается наибольший эффект.

Такое можно почувствовать, читая Бердяева, мысль которого свободно парит и вдруг на каком-то очередном витке достигает предельной для себя высоты, после чего начинает эту высоту терять, что неизбежно и что только ещё больше акцентирует эту предельную высоту, на которой она только что была. Это и называется поэзией, подлинной философией.

Порой философ не показывает нам всего полета и лишь указывает на самые высшие точки, куда взлетела его мысль, — таков афоризм, скажем, Кьеркегора, Ницше или Шестова, Паскаля.

Есть и иной путь, когда философия не плавно переходит в «поэзию», а разделена с ней совсем в пределах творчества одного и того же философа. Такой тип философии лишает нас многих захватывающих впечатлений, которые получаем мы на взлётах мысли от прозы к поэзии в пределах одного текста, зато дает нам поэзию в чистом, стихотворном  виде.

Так, скажем, было с Соловьёвым, который писал и большие философские трактаты, и лирические стихотворения. Сам Соловьёв говорит о поэзии и философии:

Художественному чувству непосредственно открывается в форме ощутительной красоты то же совершенное содержание бытия, которое философией добывается как истина мышления, а нравственной деятельности даёт о себе знать как безусловное требование совести и долга. Это только различные стороны или сферы одного и того же. Между ними нельзя провести разделения, и ещё менее могут они противоречить друг другу.

Соловьёв здесь рассматривает взаимоотношения поэзии и философии через свою триаду истины-добра-красоты. Философия здесь занимается истиной, поэзия — красотой, а нравственное сознание — добром. И в форме красоты поэзии открывается то же самое, что философии в форме истины.

Так у Соловьёва посредством чёткого разделения этих форм разделяются между собой философия и поэзия. Когда он пишет философский текст — это классический трактат, когда поэтический — это стихи.

Правда, в последнем произведении Соловьёва «Три разговора» такое чёткое разделение снимается.

То же самое можно наблюдать у Карсавина, который писал и строгие классические философские тексты, и лирические стихотворения, и вместе с тем философские тексты, в которых философия и поэзия не разделимы. То же самое можно наблюдать и у о. Павла Флоренского и у многих других отечественных философов.

В советскую эпоху, когда к философ приговаривался к официальной идеологической догме и философский текст невозможно было писать свободно, — в то время многие философы вынуждены были разделять философию с поэзией, и поэзия из философского текста уходила в текст стихотворный. В предисловии  к антологии русской философской поэзии Леонид Столович пишет о положении советских философов:

Но, может быть, всё не так?  Может быть, поэзия философии вовсе не сестра и рядом с философией её вовсе нельзя ставить.

Ведь и вправду, вот стихотворный поэтический текст, вот тоже поэтический текст, — правда, не в стихах написанный.

Это всё поэзия и к философии это никак не относится (не считая, конечно, этих самых «философских вопросов», к которым «по традиции школьных учебников» «обращается автор»).

А где философский текст? И на каком языке он написан? Ведь нет же никакого «написанного» философского языка. Философия говорит на каком-то первоязыке, вернее, даже не говорит, а думается.

А как только ей нужно заговорить, то она вынуждена выбирать себе либо поэтический, либо научный, либо еще какой язык (допустим, нравственной философии), а в зависимости от тех тем, о которых эта философия хочет говорить, выбирается язык и создается дискурс («Этика» Спинозы — язык геометрии, «Диалоги» Платона — трагедии, «Апофеоз беспочвенности» Шестова — скорее, литературной критики и т. д.).

И при этом философии следует постоянно выслеживать себя, на каком языке она заговорила и соответствует ли он предмету, о котором она говорит.  Эта самослежка есть непременный атрибут философского дискурса.

Философия, рассуждая о мире, о природе, следит за собой при помощи науки, при помощи установленного и нормированного научного языка. При помощи богословия — ежели она рассуждает о Боге.

Читайте также:  Сочинение: Актуальность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Но когда философия рассуждает о бытии, то ей необходим язык этого бытия, и в качестве такого языка подходит только поэзия (в широком смысле).

Когда философия рассуждает о бытии, то ей необходим язык этого бытия, и в качестве такого языка подходит только поэзия

Но вот тут-то и происходят сбои. Ведь правила слежки (правила дискурса) философия выпытывает из самой слежки — из того, при помощи чего эта слежка осуществляется.

Совершенно ясно, как следует рассуждать о природе или об атрибутах Бога, но никак не понять, как следует рассуждать об исконной тайне, о которой желает говорить философия и о которой она только потому и может говорить, что сама её и хранит.

Философия хранит тайну, которой сама до конца  не обладает и для которой нет никаких правил. Потому экзистенциальная философия требует мужества, — как говорят её представители, — что здесь нет никаких правил и открывается пустыня исконной свободы, по которой бродит философ (в этом смысле: дух философский ходит, где хочет).

О философе, которого обвиняют в литературоцентричности, поэтичности, художественности, нефилософичности и т. д., можно сказать словами Мишеля Фуко: «виновен, ибо он не есть тот, кем является, и невиновен, ибо не является тем, кто он есть».

То же самое можно сказать и философии, и поэзии, если принимать их за родных сестер, которых не только чужие люди путают друг с другом, но которые и сами порой теряются, кто из них кто. Однако это действенно для тех, кому философия является — в виде ли поэзии или еще как-нибудь.

Для тех же, у кого философия есть, эти обвинения и оправдания снимаются.

Примечания

Источник: http://eroskosmos.org/two-sisters-philosophy-and-poetry/

Стихи философские о жизни, о любви | Сайт Бориса Сердюка

Стихи философские о жизни помогают разобраться с тем, что вы считаете правильным, а что нет. Если вы в жизни считаете что-то правильным, но поступает иначе, то однозначно обманываете, прежде всего самого себя и других. Зачем? Что вы хотите этим доказать или какой рекорд установить?

А может иногда просто не хватает любви человеческим поступкам, словам и делам!? Любовь единственный фактор, объединяющий философию и науку, мужчину и женщину. Она высший принцип жизни, управляющий деревьями, горами, звёздами, животными, птицами и человеком. Философские стихи о любви – пророчества из нирваны.

Только ощутив единство себя со всем сущим можно познать философию жизни, философию собственного нутра и обрести связь со своим Я. Стихи философские сделают это для вас.

Рубрикатор:

 СТИХИ ФИЛОСОФСКИЕ О ЖИЗНИ

Пришли, украдкою пожили,Открыли и закрыли дверь.И если ничего не сотворили,Зачем входили в эту дверь?***Юла – обычная игрушка.Юла – процессор для людей.Почаще запускай вертушку,Ход мысли – путь судьбы твоей.***Бегут, спешат, переживают.

Кто спит, кто просто прожигает жизнь.Поступки мир преображают,Они – оттенки будущей судьбы.***Вставай – проси, вставай – подумай.Проси, подумай, совершай.Вечный вопрос, как стать разумным?Любовь и радость делу отдавай.***Счастье реально объяснимо,Оно – спокойствие во всех делах.

Ответственно и сложно выполнимо,

Спокойное присутствие в делах.

Философские стихи о любви

Любовь – прощение и благодарность,Не нужно открывать уста.Она – спасение и радость,Она – открытые сердца.***Распределение дохода, распределение любви.

Распределение заложено природой,Чем больше излучаете любви,Тем больше получаете мечты.***Помазан миром, значит состоялся.Помазали и приняли в семью.Дан повод снова состояться,Дан повод из любви создать семью.

***Оплата – получение чего-то,Оплата – получение любви.Оплата – радость для кого-то.

Почаще вспоминайте о любви.

Лучшие философские стихи

Энергия присутствует везде и сразу,Корни «сейчас» окутали Вселенную вокруг.Вы просыпаетесь в едином цикле раз за разом,Наивно полагая, что попали в новый круг.

***Прошедшего не существует,У всякой вещи свой черёд.      Приходит день, и человек по-настоящему дрейфует.  В нас капсула «сейчас» всегда живёт.

***Вновь придавая ерунде значение,Вновь отдаёте силу, истощая жизнь.У Бога существует мнение,

Кто поступает так, тот не познает жизнь.

Короткие философские стихи

Жить в состоянии покоя –Плыть на попутных парусах.Мысли и чувства излучённые тобою,Ветер удач, что развивает паруса.***Код жизни в каждой клетке мозга,  Постичь его – бессмертным стать. С ним, исцелить любого просто,Вера и знание – программы кодом управлять.***Волнообразные процессыНавеки прописали в нас.Вибрации поступков, слов и сердца –

Святая троица, что обитает в нас.

ФИЛОСОФСКИЕ СТИХИ О СМЕРТИ

Страх смерти не мешает миллионам,Быть, созерцать, любить, страдать.Страх смерти – пустота для просветлённых,Зачёт, который предстоит всем сдать.***Смерть – крайний подвиг жизни.Жизнь – новый шанс благодарить Творца.

Процесс прихода и ухода будет вечным,Покуда не познаете себя.***Смерть – новое начало,Смерть – лучший компромисс.Кто с эти не согласен, понимает мало.Он видит лишь начало и конец.***Жизнь миллиардов – парадокс иллюзий.Вдыхая жизнь, мы выдыхаем смерть.

Два состояния, иного здесь не будет.

Формула эта позволяет ощущать сейчас и здесь.

мои книги

Источник: http://pod-soznanie.ru/stihi-rubai/stihi-filosofskie.html

Вся лирика (страница 1)

Информация
Согласно толковому словарю Т. Ф Ефремовой, лирика – это один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме, а также совокупность произведений такого рода поэзии. Лирическая поэзия отражает внутренний мир, настроения и чувства лирического героя – автора.Лирика может быть любовной, пейзажной, гражданской, религиозной, философской, мистической, и др.
Ах, мама! дни мои, как свечи восковые, Мне больно от того, что рядом нет тебя. Куда-то годы мчат, как кони вороные, Скажи мне, как же оградить от дум себя.Синцов Сергей 2408 695
****
****
Марта: – Жизнь – сраженье: плача отступают И снежною пургой метут в ответ. Апрелинка:Анна Озерякова 1387 542
****
****
Снег ночью выпал, облепило провода, Все в сахаре, такого чуда я не помню. Ведро в саду покрылось корочкою льда, Нежаркий солнца луч скользит по камню.Синцов Сергей 1808 489
****
Год кончился. Подведена черта Под грудою незавершённых дел. Какая это, право, маета – Итожить то, что сделать не успел.Сергей Золотов 1411 466 Грамоту эту учил не сегодня. Лёгкой тропа через время не будет. Уличный пёс, но весьма благородный, Песню зимы никогда не забудет -Свой 1998 463
****
Давай подождем до утра. Сегодня мы оба устали. Останется пусть во вчера, что брошено было устами.Свой 1302 452 У речки с Ивой Ветер миловался, Она манила красотой своей. Ласкал юнец нетерпеливый, рвался Увидеть трепет наготы её ветвей.Синцов Сергей 1428 441
****
Как наше счастье любит тишину… Спокойный взгляд и ласковое слово. Не разорви тончайшую струну, Чтоб одиноким не остаться снова.Юрий Калугин 74701 433
****
Над домом небо в тонких паутинках, Под тополями улицы тенистой. Там воробьи купаются в пушинках, И чистят грудки возле речки чистой.Синцов Сергей 1667 417 Ко мне в окно сегодня осень постучала Дождем холодным и налипшим на стекло листом, Который утром с дерева сорвало Порывом ветра с клена за углом.Александр Рекко 2536 413
****
Я расскажу тебе, милая, о преломлении осени. Корочку облака стылого в небо бездонное бросили.Свой 1587 407 Бываю я порой на грани шока. Весь мир вокруг печален и жесток. Ты в городе далёком одинока, я в дальней деревеньке одинок.Свой 1203 399
****
Через века прольётся песнь творений, даруя жизни вОлнам, ветру сил, наполнит души радостью мгновений за нами вслед грядущих поколенийСвой 1320 392
****
Был вечер тихий на берегу мечты, И ветер вздохами касаясь Их лиц , умело растворил. В бокалах нежность и теплоАлександр Рекко 2546 391 – Кицю-кицю, не барися, Біля ніг моїх не трися. Німці у селі стоять – Зруби свічками горять.АСИ 1237 388
****
Я стою позабытый и пьяный на развалинах собственной жизни, сам похож на разбитый булыжник, задохнувшийся в лапах бурьяна.Свой 1375 386 Все жить хотят, и пусть живут, кто как захочет, и как сможет. Все есть хотят, и пусть жуют. Все жить хотят, и кушать тоже.Свой 1754 385
****
Была ли в том нужда? Окликнула меня. Покуда жил в бессмысленной тоске И череду последних серых дней браня, Пытался строить замки на песке.Синцов Сергей 1393 385
****
На себя гляжу смеясь, чей холоп я? Тихо падают кружась хлопья.Свой 1474 380
****
Напиши мне трактат о Любви! Разложи скрупулезно по полочкам- Ощущения, чувства свои Прошепчи перед сном мне вполголоса!Якутянка 1039 370
****
Я не боюсь изгнанья и молвы. Я знаю, что однажды стану тленом. Но не склоню пред жизнью головы, Пусть рвутся жилы и взбухают вены.Cоломея 2116 370
****
Осенняя ночь, непроглядная тьма, лишь шёпот дождя монотонный, и две предпоследние строчки письма без устали плачут и стонут.Свой 1393 367   Ты мне сказала искренне, любя,   Сказала просто, как-бы между прочим,   Всего два слова:”Береги себя!”   От них тепло в душе и днём и ночью.Свой 1536 367
****
Ночь безлунная, ночь беззвёздная, тьма кромешная за окном.Свой 1289 365 Под знойным ветром тихо шелестит Листвы намет иссохшей, загрубелой. Слюдой блистая, над водой жужжит Тандем стрекоз вокруг Нимфеи белой.Синцов Сергей 1370 365
****
Я боялся пророчить судьбу, под наркозом своих впечатлений, загоняя любовь, как рабу, на источники сопротивлений.Свой 1016 363 Уходя от тебя – вновь тоскую, болею! Уходить тяжело – потеряться боюсь. Теплотою души всё, что было, согрею, Телефонным звонком я в ночи отзовусь.Синцов Сергей 1467 363

Книга автора

Помогли сайту

Читайте также:  Как связаны трусость и слабость?

Источник: https://fabulae.ru/poems.php?v=1&v2=5

Русский поэт-философ

Автор: Тютчев Ф.И.

Муза, правду соблюдая,

Глядит, а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

А. А. Фет

Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Оригинальное дарование поставило его в один ряд с великими поэтами.

Не совсем обычна судьба Тютчева как поэта. Он начал печатать свои стихи с 15 лет, но долгие годы оставался без читателей. В 1936 году А.С Пушкин в своем журнале “Современник” напечатал 24 стихотворения Тютчева, отозвавшись о них “с изумлением и восторгом”.

После этого наступил долгий период молчания. И лишь в 1850 году в том же журнале прозвучали слова Некрасова о Тютчеве как о замечательном русском поэте, “первостепенном таланте”. Сборник его стихов вышел в свет в 1854 году, когда поэту уже было 50 лет.

Имя Тютчева становится любимым для Тургенева, Достоевского, Фета, Майкова.

Около 400 стихотворений составляют литературное наследие поэта, но значение их велико. Творчество Тютчева сложно и противоречиво. Меня покорили емкие, лаконичные строки поэта, за которыми угадывается тревога мятущейся, страстной души.

Но понять эту тревогу мне удалось сравнительно недавно, когда я научилась воспринимать стихотворения Тютчева не только чувствами, сердцем, но и разумом. То, что раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли.

Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему. Парадокс здесь только кажущийся. Гармония создается строгой, все организующей мыслью автора, которая упорядочивает хаос окружающего. Какова же картина мира, представленная поэтом?

В полном соответствии с законами романтизма она строится на противоположностях, которые Тютчев наполняет своим, особым содержанием. Так, романтическое деление на мир реальный и мир фантазий, грез у Тютчева приобретает иное воплощение. Для поэта мир реальный, Космос, — это лишь небольшая часть Хаоса, бесконечности, которая и есть настоящая реальность, колыбель и могила человечества:

Небесный свод, объятый славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Манящие тайны древнего Хаоса непостижимы и пугающи. Он вызывает ужас у непосвященного. Милосердное Провидение скрывает его от людей под златотканным покровом дня. День — спасительное время, когда все кажется понятным, простым, разумным.

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена…

Ночь придает всем вещам их реальное содержание, она уничтожает преграды между Космосом и Хаосом, и человек остается один на один со Вселенной. Не каждый может выдержать этот “час всемирного молчанья”, когда “жадно мир души ночной внимает повести любимой ночного ветра” и “с беспредельным жаждет слиться”. От соблазна человека ограждает сон.

Мотив сна очень часто повторяется у Тютчева, Сон — это род обмана, но обмана прекрасного, благодетельного. Сон — это и жаркая полуденная дремота, обнимающая природу (“Полдень”) и тревожное пророчество (“Видение”). Сны подобны океану, обнимающему Землю, — они так же объемлют земную жизнь. А бессонница — тяжкое наказание для человека:

Нам мнится: мир осиротелый

Неотразимый рок настиг —

И мы, в борьбе, природой целой

Покинуты на нас самих…

Получается, что быть обманутым — по Тютчеву — хорошо? Не совсем так. Просто не каждый готов выдержать ночь и ее правду. Неподготовленному свидетелю “высоких зрелищ” может грозить безумие. И снова Тютчев отступает от романтического взгляда на безумие как высший дар художника, для поэта оно — “жалкое”, оно не обладает священным предвидением, а только

…Мнит, что слышит струй кипенье,

Читайте также:  Смысл песни монеточки «90-е»

Что слышит ток подземных вод…

и “стеклянными очами чего-то ищет в облаках”. В стихотворении “Фонтан” Тютчев сравнивает смертную мысль с “водометом”, упрямо рвущимся к небу:

/

Но длань, незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Только на свой разум должен рассчитывать человек в борьбе, в жизни. Природа-мать не поможет своим детям. У нее своя жизнь, не зависящая от людских страстей. Природа — сфинкс.

Ее закон созвучен законам мирозданья, но чужд человеку и часто непонятен. Человек мнит себя царем природы, а на самом деле — один из слабейших детей ее.

Но если найдется такой, кто сможет не закрыть глаза перед Хаосом и не утратить разум среди всемирной ночи, тот будет вознагражден высшим счастьем:

Его призвали всеблагие .

Как собеседника на пир…

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертья пил!

Именно такому человеку открываются тайны: для него “солнцы дышат”, “говорят леса”, совещается “в беседе дружеской” гроза. Именно к нему, смертному, слетает с небес Поэзия.

Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Он говорит о наличии души и разума в природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В стихах Тютчева о природе трудно не уловить предпочтение весне. Чувство гармонии, радости, удовлетворенности говорит в строках, посвященных весенней и летней поре. Шедевром поэта являются “Весенние воды”, получившие восторженную оценку Некрасова.

…Весна идет, весна идет.

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Каждое стихотворение здесь — своего рода шедевр. Беззаконная в глазах света любовь к Е. А. Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Широко известны стихи Тютчева, посвященные России и русскому народу. Смирение и долготерпение народное заставило поэта написать:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Афоризмом стало его знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

“…О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”, — этими словами Ивана Сергеевича Тургенева я заканчиваю разговор о русском поэте, чье высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/361187/russkiy-poet-filosof

Стихи про филолога

Филолог такая профессия,Где нужно стараться умом.С филологом интереснее,И знает он всё обо всём!Играет словами умелоОт Греции до Китая.Латинский читает смело,

Кириллицу уважает!

*****

Филологом родиться надо,Ученье тоже будет в счет,Ведь столько сложностей нежданно,

Язык знакомый нам несет.

Все грамотно и с расстановкой —Фактуру речи разъяснить,Тебе достаточно филолог,

Талант особый проявить.

И все изменится внезапно,Польется пламенная речь,Ошибки убегут куда то,И восхищения не счесть!

*****

Бережешь родной язык,Наш филолог дорогой,Много ты читать привык,

В этом деле ты герой.

Знаешь сложные слова,Как их правильно писать,И не зря твердит молва —

Стоит письменность читать.

В ней история страны,В ней событий целый век,Эти знания важны —

Знает каждый человек!

*****

Путь филолога не легкий,Слово — ведь не воробей,Изучать его так долгоНужно дольше всех людей!Пожелаем вам терпенья.Все глаголы применятьТолько в правильном значении

Существительные знать.

*****

Филолог — профессия большая,Ты человек уж очень уважаемый.Всегда имеешь власть над словом ты,

Так будь же постоянно счастлив.

*****

Филолог — гордо так звучит!Мы благодарны бесконечно,Истёрли в пепел вы знаний гранит!

Вам равных нет, вы просто супер!

*****

Русский знают идеальноВсе филологи, друзья,Изучили доскональноБуквы все от А до Я.Слово им боюсь сказать —Вдруг неправильно, ошибка?Буду лучше я молчать,

Подарив свою улыбку!

*****

Слово знания даетИ страну ведет вперед.И страна наша ужеНа прогресса рубеже.Верный слог и точный сказИзучили Вы как раз.Знаки препинания,Точно заклинания.Орфография для ВасТак легка, как первый класс.И несёте Вы в народ

Крепкий словооборот!

*****

Умений сложности решатьФилологу не занимать.Не каждый может так, как ты,

Все в языках нюансы знать.

*****

Филолог-кто таков?Расскажу вам быстро.Он знает много языков,Не только лишь английский.Тонкости все разобратьПоможет вам филолог.Ведь филолог, так сказать,

Языковой геолог!

*****

Книги сняв со старых полок,Пыль стряхнув слегка,Открывает нам филолог

Тайны языка.

Есть заслуга в том большая:Каждый день и час,Он живёт, преумножая

Важных слов запас.

Он всю жизнь стремиться к цели,Многое познал.Он талантлив в самом деле,

Профессионал!

*****

Язык, история, культура —Вот чем филолог наш живет,В нем океан литературыЕще народный хоровод.Вся глубина и яркость речи,Когда и что мы говорим,Нет в языке противоречий,

Тобою очень он любим.

*****

Кто готов все предложеньяПо составу расчленить,Кто расскажет про спряженья,

Если ночью разбудить?

Мудрый, грамотный филолог —Образован и речист,Он словесник и историк,

Диалектик, фольклорист.

Он жонглирует словами,Как волшебник цирковой,И выходит кружевами,

Словно песня, текст любой.

*****

Он изучает слово, как науку,Его обозначение, историю,И для него это совсем не скука,С призванием он выбрал филологию.Он грамотен, начитан, образован,Особое в нем знание слогов,И хоть какое назови ты слово,

Его он обзовет хоть сотней слов.

*****

Кто стихи любил читать,Смог филологом тот стать.И глаголы, и предлогВсё преподнести он мог.Грамотная речь звучит,Бранью Вас не огорчит.Как прекрасен его слог,

Русской речи царь и бог!

*****

Нынче сложно быть филологом,Как не посмотри.Каждый день мы видим многое:Ком в груди.То не так, и то тоже.Вот беда.Но профессию не бросим

Никогда!

*****

Нам Родина доверила жемчужину свою,Той, что веками трепетно давала свой приют.И мы, ее хранители, весь долгий жизни векСтараемся, чтоб грамотным был русский человек.Народа душу трепетно, с любовью сохраним,

Язык великий Родины в обиду не дадим!

*****

Язык — понятье это на века!И изучение его — вопрос серьезный.Следит за чистотою языкаУченый — наш филолог скрупулезный.Он может изучать родной язык,И говорить на иностранных,

Он множество прочел умнейших книг.

*****

Поставлена речь, бесподобно письмо —Всё это филологу в жизни дано.Богат и красив наш могучий язык,К его оборотам давно он привык.И классиков знает, и нынешних стих,Он столько читает, что выучил их.Филолог — пример красноречия нам,

И словом пленит он любую из дам!

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-filologa/

Ссылка на основную публикацию