Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

«Степной волк» – интеллектуально-философская проза, ставшая классикой ХХ века. Герману Гессу удалось создать образ героя, ставшего воплощением главной проблемы ушедшей эпохи – рвущегося из глубин психики бессознательного. Concepture погружается в метафорический и двойственный мир «Степного волка», чтобы ответить на вопрос кто же он – «герой ХХ столетия»?

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

XX век стал точкой невозврата для мира классических ценностей, своего рода толчком в пропасть, коей оказались войны, революции и социальные потрясения. «Переоценка ценностей» и стремительная смена господствующей парадигмы привели к рождению нового типа человека, с новыми запросами и взглядами на жизнь.

В свою очередь, искусство, призванное изучать проблемы действительности, переживает такие же резкие изменения – литература исследует и эксплуатирует тему вновь родившегося героя, героя новой эпохи, стоящего на границе между классической системой аксиологических координат и новой, еще не родившейся, парадигмой.

Одним из культовых произведений, исследующих проблему человека ХХ века, становится «Степной волк», опубликованный немецким (уже) классиком Германом Гессе в 1927 году. Написан роман в популярной тогда манере интеллектуально-философской прозы. «Степной Волк» – это роман-панорама, раскрывающий перед читателем фигуры и складки психического мира главного героя, Гарри Галлера.

По структуре «Степной Волк» Гессе является «книгой в книге». Для читателя повествование начинается с погружения в мир Гарри через его дневник – «Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)», в котором он описывает перипетии своей психической жизни. Галлер по натуре одиночка и предпочитает обществу других людей свое собственное.

Гарри снимает небольшую, ничем не примечательную комнату, довольствуясь в ней своим одиночеством. Разложенные повсюду книги он перечитывает, выделяя в них нечто для себя существенное. Слушает классическую музыку, особенно отмечая Моцарта. Его вечера наполнены высокоинтеллектуальным досугом, в них он видит свое спасение от общества, переживающего гибель моральных устоев.

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Но в какой-то момент Гарри начинает чувствовать разъедающее его изнутри противоречие.  В нем просыпается тот самый волк и требует погрузиться в мир, далекий от наполненных глубокими смыслами вечеров. Это темный мир инстинктов, необузданной дикости и жестокости.

В его душе происходит противостояние двух противоположных начал: «человеческого», с присущими ему культурой, духовностью, рациональностью, и «животного» – выражающего все активно вытесняемое и подавляемое человечеством на протяжении многих веков (биологическое, инстинктивное), и так некстати всплывшее на социальную поверхность в начале ХХ века.

Стремясь разрешить конфликт и вернуть душевную гармонию, Гарри обнаруживает еще один пласт проблемы, накладывающийся на уже существующие противоречия – осознание наличия еще одной борьбы двух начал – истинной духовности и мнимой, поверхностной, суетной, в которой он вынужден существовать и с присутствием которой вынужден мириться. Внешне Гарри производит впечатление вежливого, деликатного и скромного человека, страдающего от одиночества, чувствующего себя чужим.

Оставаясь принципиально и радикально иным, он начинает себя презирать и ненавидеть, и впадает в глубокое отчаяние, он не видит другого выхода, кроме как самоубийство.

Его натура не принимает простого смирения с действительностью и ожиданиями заслуженного счастья и нормальных человеческих отношений. Он страдает от мысли, что необходимо проживать дни, радуясь, что ничего плохого не случилось.

От мыслей о такой жизни он приходит в бешенство и его утонченность и духовность сменяются на желание изменить мир, пользуясь аморальными и деструктивными инструментами.

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Как раз в этом и проявляется его природная сущность. Он готов убить себя, чтоб избавиться от давления общества, где не находит себе места. Попытки найти душевный покой снова и снова приводят его назад к мещанскому мирку, в атмосфере которого он был воспитан. Гарри видит в нем равновесие и компромисс между крайностями и полюсами человеческого поведения.

К сожалению, для такого масштаба личности не характерно простое смирение, и попытки жить «как все» лишь усугубляют и без того обостренную разочарованность, возвращают желание лишить себя жизни.

Характер героя полностью состоит из противоречий, еще сильнее проступающих на поверхность на фоне глубокого одиночества. В этих чертах выражается и отражается сущность формирующегося образа человека XX века, героя новой, еще не наступившей, эпохи.

Волнующие и меняющие жизнь события ставили перед людьми задачи подстраиваться и приспосабливаться к ситуациям.

Образ «Степного волка» в такой перспективе выступает своего рода иллюстрацией к метаниям души, коими переполнена жизнь Гарри Галлера, потерявшего всякие ориентиры и вечно ищущего ответы и пути выхода из душевного кризиса так же, как волк ищет ориентиры в однообразном пространстве степи.

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Как раз в этих тонкостях и явно не просто так тянущемся через весь роман символизме поможет разобраться психоанализ.

В начале ХХ века его идеи витали в воздухе и их ухватывали многие, в том числе и Герман Гессе, увлекавшийся работами К.Г. Юнга, З. Фрейда и А. Адлера.

Сам Гессе писал, что психоанализ дает возможность более точно познать взаимодействие сознательного и подсознательного, то есть расширить знания о человеческой природе.

Нас сейчас интересуют идеи Юнга, которого мы так любим и частенько упоминаем в статьях. Одним из основополагающих архетипов у Юнга является Тень – это негативная часть личности, то есть сумма скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых функций и содержаний личного бессознательного. Юнг писал, что животное, инстинктивное начало характерно для архетипа Тени.

Проблема неприятия себя, своей Тени и определяется как невроз с психологической точки зрения. А все неврозы, как мы знаем, уходят корнями в наше детство. Не случайно Гессе, увлекающийся психоанализом, ввел в свой роман небольшое пояснее, раскрывающее причины разлада Гарри с самим собой.

Отсюда возрастает внутренний конфликт главного героя – неприятие себя и, как следствие, нелюбовь к окружающим, к миру. Кстати, автор подмечает в названии самого произведения степень отчужденности Гарри от внешнего мира. Он именно степной волк, бродящий по бескрайним просторам в совершенном одиночестве.

Казалось бы, выход из такого душевного кризиса невозможен и единственный путь – покончить с собой. Но все же, герой поступает иначе, а именно находит тот самый Магический театр, платой за вход, в который является разум. То есть отказ от рационального начала, которое мешает ему примириться с его Тенью. Он должен принять иррациональное начало.

Цель попадания в этот театр проста – Гарри должен доказать, что рассматривает свою личность целиком, включая во внимание все ее стороны.

Как говорит ему Пабло, один из героев романа: «Теперь ты отбросил очки твоей личности, так взгляни же разок в настоящее зеркало! Это доставит тебе удовольствие».

Интерпретируя образ Магического театра, можно сказать, что это встреча Гарри со своим бессознательным, попытка понять свою сущность и обрести счастье. Герой достигает своей цели и избавляется от душевного кризиса, чувствуя себя целостной личностью.

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Герой находит примирение со своими недостатками, с той стороной, которая его тяготила, не давая покоя. Он, наконец, обретает душевный покой. Конечно, на этом ничего не заканчивается. Как известно, идеала не существует, необходимо постоянно приближаться к нему. И Галлер не останавливается, а продолжает идти и дальше по пути к своей гармонии, к поиску себя.

Представленный образ многогранен, личность с таким характером называют сильной. Такие люди не погибают в собственных проблемах, они находят силы идти дальше.

Решение проблемы в Магическом театре – жить в игре, фантазируя и постоянно тасуя карты. Ни к чему нельзя относиться всерьез кроме того, что важно для тебя.

Герой приходит к ощущению принятия мира с его всевозможными бедами и тяготами, с радостями и достижениями. 

После всего вышесказанного, остается только констатировать, что образ Гарри Галлера-«Степного волка» отлично характеризует XX век, который изменил жизнь общества и поставил человека в положение вечного выбора. Нестабильность, присущая тому времени, порождала образ героя, который должен «прогибаться под изменчивый мир».

  1. Герман Гессе «Игра в бисер»
  2. Герман Гессе «Демиан»

Рецензия на роман Степной волк Германа Гессе

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, должны чтить скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над ее суматошностью.

«Степной волк» – это книга в книге, сплав сознательного и подсознательного. Здесь стерта грань между реальностью и воображением.

Главный герой произведения – Гарри Галлер, человек, который разочаровался в жизни и ищет смерти. Однако, в его жизни появляется девушка, Гермина, которая на первый взгляд воплощает полную противоположность степном волку, а именно так он себя зовет, она знает как получить удовольствие от жизни.

Гермина открывает Галлеру другой мир: мир танцев, развлечений и любви. Сначала степной волк чурается этих ничтожных мещанских, с его точки зрения, занятий и потом все больше погружается в атмосферу земных утех.

Он находит новых друзей, совсем иного рода, это не вежливые и любезные профессора и их жены, а женщина легкого поведения и джазовый музыкант Пабло. Они открывают ему другую сторону жизни: чувственной, легкой и непринужденной.

В конце романа Пабло показывает Галлеру магический театр к которому ведут множество дверей, за каждой дверью новая, альтернативная реальность. Автор передает динамику внутренних процессов фантасмагорическим миром, по которому путешествует Галлер.

Читайте также:  Сочинение на тему: Жизнь Обломова (Гончаров)

Открывая те или иные двери, герой попадает в мир, где присутствуют его друзья, знакомые или люди похожи на знакомых или друзей. Это своеобразное путешествие внутрь своих внутренних Я, ибо у Галлера их много. Так путешествуя он, наконец, достигает того, к чему так стремился – своей казни, а следовательно смерти. Только Гарри не ожидал, что приговор будет не смерть, а «вечная жизнь», а наказанием – невыносимый смех.

От произведения остается странный привкус, такая двойственность ощущений, даже противоречие ощущений. Поскольку, в первой части романа главный герой предстает мыслителем, человеком, который любит одиночество, книги, классическую музыку и со скепсисом относится к чувственным удовольствиям.

Во второй части Галлер подвергается чувствительным порывам и все то, что он ненавидел становится уже не ненавистным, а желанным. Эта двойственность немного сбивает с толку, трудно составить какую-то определенную мысль. Читатель вместе с героем переходит из одного состояния в другое, где существует две правды одновременно, Гарри – волк, Гарри – человек.

И в конце становится понятно, что книга вовсе не о смерти, а наоборот о жизни. О жизни, которая продолжается…

Рецензия на роман Гессе «Степной волк» Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Герман Гессе «Степной волк»

«Степной волк» — отчасти автобиографический роман, исповедь автора, в которой Гессе рассматривает человеческую сущность как борьбу человека со своими страхами, сомнениями. Он показывает пути обретения спокойствия и принятия себя таким, каков ты есть, со своими недостатками, страхами и проблемами.

Об авторе

Герман Гессе — знаменитый немецкий художник и прозаик, нобелевский лауреат. Семья Германа была очень религиозной, что весьма сильно повлияло на мальчика.

Сначала он учился в христианском пансионате, где изучал музыку и живопись. Здесь он создал первые небольшие произведения. Потом Гессе поступил в латинской школу, а затем семинарию, которую вскоре покинул в сильнейшем психическом расстройстве.

В последствии, он еще пробовал учиться, но все заканчивалось неудачами.

Тогда Гессе в восемнадцать лет начал работать продавцом книг в магазине, писал стихи, занимался самообразованием. Первой опубликованной книгой был сборник стихов «Романтические песни» (1899). Так, постепенно, свет узнает Германа Гессе как писателя. Уже в двадцать шесть лет он начал вплотную работу с издателем и напечатал первый роман.

Перу Германа Гессе принадлежат такие произведения, прославившие немецкую прозу на весь мир:

  • «Стихотворения художника»
  • «Путешествие в Нюрнберг»
  • «Душа ребенка»
  • «Превращение Пиктора»
  • «Франциск Ассизский»

Сюжет книги «Степной волк»

Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

В записях мужчина пишет о себе, как о степном волке, который сосуществует внутри Гарри вместе с человеком. Мужчина много читает, причем выбор произведений достаточно велик, он проглатывал и прозу, и поэзию, и древнюю, и современную, бывает, что рисует красками.

Спешить Галлеру некуда, зарабатывать на жизнь не нужно, он спит до обеда. Деньги он берет в банке, где лежат акции предприятий, за которые он получает проценты. Он ведет замкнутый образ жизни, практически ни с кем не общается, присматриваясь к своему Я, изучая волка внутри. Его раздирают противоречия между зверем и человеком.

Однажды Гарри зашел в гости к знакомому профессору, и понял, что просто не может там дышать, ему претило мещанство, сквозившее из всех щелей, противны были подобострастные восхваления кайзера, даже портрет Гете — и то выглядел прилизанным и мещанским.

Гарри сбегает из гостей и ходит по городу, размышляя о волке, который постоянно побеждает человеческую сущность.

Ему хочется уйти и оставить этот мелкий мирок, даже такой ученый и интеллектуальный, однако смерть страшна, и он, Гарри, не готов так просто проститься с жизнью.

Ноги принесли его к ресторану, где Галлер познакомился с девушкой Герминой. Она, как и Гарри, оказалась одинокой душой и несчастной от этого. Именно общность жизненных ощущений связывает их, это даже не роман в привычном смысле, а просто единение.

Гермина отличается от Гарри тем, то она может существовать в этом обществе, у нее даже есть друзья, она ходит по кафе и ресторанам, любит и слушает музыку. Гарри все чаще замечает, что очень зависит от этого мещанского общества.

Ему оно претит, он против насилия и войны, но не выступает открыто, а приспосабливается, чтобы не погибнуть. Он пользуется не заработанными деньгами, и, в то же время, критикует власть и эксплуатацию труда, и ничто его не смущает.

В один день Галлер, благодаря Гермине, приходит на бал, где все были в маскарадных костюмах. Он не может сразу найти девушку и спускается в подвал, где пробует наркотики в обществе некоего Пабло. Он испытывает новые ощущения, которые приводят к гибели девушки, Гарри убивает ее…

Читать онлайн роман «Степной волк» на нашем сайте вы можете абсолютно бесплатно. Здесь в свободном доступе собрано множество классических произведений немецкой и других европейских литератур.

Книга «Степной волк»

Кто такой человек? Существо биологическое или социальное? И где грань между божественным и животным? В чем феномен человечности? Такими вопросами периодически задается, наверное, каждый двуногий житель планеты.

Не обошел их мимо и некий Гарри Галлер, главный герой романа.

С одной стороны – интеллектуал, читающий классическую литературу и слушающий классическую музыку, с другой – волк, заблудившийся и потерявшийся по жизни и в различных утехах пытающийся найти смысл своего существования и понять, кем же он в действительности является.

Здесь на помощь приходит некая Гермина, берущаяся обучать его танцам. И… жизни?
Прожить ли свою жизнь обыденно, как обычный мещанин, или сгореть быстро и ярко, как звезда? А то ли и вовсе метаться из крайности в крайность, не находя себе места? Герой все…

Развернуть 2021-09-21 19:34:41 www.livelib.ru/review/2297893

21 сентября 2021 г. 19:34

506

Дуализм. Два начала, тело и душа, животное и духовное, божественное и дьявольское, святой и развратник, мещанин и степной волк. Замечательная тема, но книга для меня оказалась слишком модернисткая. Я вгрызалась, сосредотачивалась, порой повествование текло легко и понятно, порой приходилось возвращаться назад, порой пускала на самотек и в итоге переставала что либо понимать вообще.

Гарри Галлер, эстет и интеллектуал, читающий Достоевского и слушающий Баха и Моцарта, недовольный своей жизнью и пребывающий в унынии, ведущему к разрушению личности.

У кого-то прочитала (услышала) такую мысль, что уныние, это не обязательно депрессия, апатия, полная безнадега, уныние – это неприятие настоящего. А именно это и свойственно Гарри.

Он выше всего ценит свободу, которую может принести только…

Развернуть

Книга, которую хорошо читать во время экзистенциального кризиса. Читаешь и непрерывно думаешь о бессмысленности своего существования.

Чувствуешь, что все эти размышления ни к чему хорошему не приводят, и если бы ты, подобно Гарри Галеру, вместо этого начала танцевать и заниматься любовью, толку было бы больше.

И вот, когда наконец убеждаешься в полной безысходности сюжета и собственной жизни, Герман Гессе вдруг ласково велит тебе зайти на второй круг и сыграть в эту игру заново.

Просто супер! Самое время умереть и возродиться вновь!
Но вообще Гессе мне нравится, это четвёртый из его романов, которые я прочитала, и все они кажутся мне очень разными и по сюжету, и по манере письма. Общее в них — это какая-то особая обстоятельность, стремление докопаться до самого дна каждой мысли и каждого…

Развернуть

Взрыв мозга! Это было непросто, да и написать рецензию так, чтобы мысли не бегали в хаотичном порядке, скомпоновано и по полочкам, достаточно сложно. Мое первое знакомством с немецкой литературой и Германом Гессе. И есть потребность обсудить полученное, копнуть глубже.

Читатель на страницах книги встречает персонажа, который сталкивается с экзистенциальным кризисом. Его мироощущение, сущность, «я» делится на две составляющие: степной волк и мещанин.

Две половины, которые ведут борьбу за свое превосходство, за право существования в единственном числе. Он отождествляет себя от мира и живущих в нем людей.

Гарри глубоко уверен, что его переживания уникальны, и никто в целом мире не сможет понять его страданий.

Страдания героя в одночасье становятся избыточными, его терзания и метания…

Развернуть

Роман Германа Гессе “Степной волк” – одно из самых главных произведений ХХ века. Очень противоречивый, острый, щемящий, пронзительный текст. У Гессе очень красивый слог, струящийся, серебристый звон слов, передающий широкий диапазон переживаний.

История полужизни Гарри Галлера, человека разочаровавшегося, потерянного, недовольного, и он – главный герой романа – мужчина средних лет, надо признать, умный, ученый человек, но бесконечный бедный и потерянный, он принадлежит к тому поколению, которое носит название “потерянное” – поколение, жившее между двумя войнами.

Главного героя преследует непреодолимое, холодное одиночество, от которого он бежит, зарывшись в старые фолианты, изучая разные науки, утопая в вине, целиком впадая в прошлое и не обращая никакого внимания на настоящее -…

Развернуть

Спустя пятнадцать лет эта книга все также важна для меня. Все также я гляжусь в нее как в зеркало. Все также нахожу в ней свою болезнь и свое лекарство. Меня немного пугает и удивляет ее популярность. Ничуть не претендуя на свою уникальность, я все же слишком мало видел в жизни людей, которым такое было бы близко. А здесь пять сотен одних рецензий. И многие твердят все одно и то же.

Что нового увидел я в этом третьем прочтении? Сказку про прекрасную принцессу. Гарри получает помощь просто так, только потому что в ней нуждается.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения «записки сумасшедшего» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Окружающие входят в положение, женщины любят и сами прыгают в постель. Мужчины впускают в своей мир.

Гарри настолько сам себе враг, что сюжету не нужно противодействие окружающей среды, чтобы создать необходимое напряжение. Здесь не герой борется с миром, но мир…

Развернуть 2021-09-16 23:10:33 www.livelib.ru/review/2291029

16 сентября 2021 г. 23:10

291

Читая классическую литературу, не расслабишься. А классика от Нобелевского лауреата приведёт мозги в такой тонус, что услышишь, как они скрипят. Обычно в начале осени я читаю что-то классическое и масштабное.

В этом сентябре, отложив Достоевского до лучших времён, какими-то неведомыми путями пришла к «Степному волку». Гессе с первых страниц напомнил Достоевского так, что я несколько раз проверяла, чьё имя стоит на обложке.

Чем дальше читала, тем больше Достоевский сменялся Манном. Завершился роман вообще на булгаковской ноте. Мне, как человеку, которому больше по душе «Белая гвардия», чем «Мастер и Маргарита», этот бал у сатаны не очень зашёл.

Для меня творчество Гессе (пока единственный роман, который прочитала) оказалось отличным смешением стилей упомянутых писателей. Да, Булгаков…

Развернуть 2021-09-28 17:22:53 www.livelib.ru/review/2307607

28 сентября 2021 г. 17:22

206

Книга для морально взрослых людей, именно по своим размышлениям и настроям. Книга – размышление, книга – философия жизни. Для этой книги, как и в принципе для большинства произведений Гессе, нужно особое настроение. Книга интересная, глубокая, психологически пропитанная прототипом степного волка.

Главный герой полностью соответствует образу образованного и думающего человека, разочаровавшегося в жизни после того, как больше половины ее уже прожил. Наиболее привлекательными темами для размышлений в романе являются тема отчужденного существования и тема самоубийства. Особенно остро поднимается тема суицида и является основой кульминации сюжета и основой мыслей героя.

Главный герой Гарри живет в стороне от людей, мещанство раздражает его, общепринятые законы общества не приняты им. Он…

Развернуть 2021-09-11 03:37:24 www.livelib.ru/review/2281825

11 сентября 2021 г. 03:37

322

Что произойдет с человеком если он останется совсем один конечно же он начинает звереть.

Тоже самое происходит с Гарри (главный герой он же степной волк) он все еще человек но волк рвется  наружу может быть это его судьба стать волком. Каждый человек выбирает себе путь кем он хочет стать.

Гарри сам выбрал себе такой путь став изгоем ненавидящих людей  он дашел до ручки остается только одно резануть себя мысли с каждым разом возвращаются с возрастающей остротой.

 Гессе создал интересный образ Степного волка, человека и волка уживающего в одной шкуре. И вот эти две душенки конфликтуют. Волк нелюдим а человек все еще пытается быть хорошим. Тут явный диагноз развоение личности шизоврения. После того как его жена выгоняет из дома от только и мечтает как о смерти.Он зол волк внутри об этом…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 343

Рецензии на книгу «Степной волк» Герман Гессе

Наш сайт публикует отзывы на произведения Германа Гессе едва ли не каждый день; хотя и со значительным отрывом, но он входит в первую тройку самых читаемых на Livelib немецких авторов после Ремарка и Зюскинда. И, без сомнения, моя цель – сократить этот разрыв, а то и вовсе его изничтожить.

Неизвестно, был бы рад Магистр Игры в бисер, или наоборот, смущён тем, что основополагающий его роман, направленный против мещанства и бюргерства во всех его проявлениях, обрёл такую широкую популярность – в том числе и в слоях того самого мещанства, тактично именуемого средним классом.

Лучший способ предотвратить бунт, как известно, – сделать его гламурным. В одиночке, восстающем против всех, чаще всего нет ничего приятного, обаятельного и привлекательного, даже напротив того. Ведь обаяние – не больше чем средство привлечь к себе сторонников.

Волчью же натуру Гарри Галлера, по мнению его создателя, доказывает то, что союзов он не заключает и помощи не ищет. Один в поле не воин. Один – в степи волк.

Разочарованный герой романтической традиции (от Вертера до Чайльд Гарольда) в исполнении Гессе растерял пышное оперение незаурядности, а что осталось? Уныние, безнадёжный эгоизм, не расцвеченный ни малейшей самокритикой, чванство и наркомания.

Возможно, это только моё чувство, но первую часть, до встречи с Герминой, я читала, наслаждаясь дозой сарказма, которой сдобрены галлеровские похождения. Ведь невозможно без некой иронической мины сказать: “Я незауряден! Я высокоморален! Я презираю ваш плюш, статуэтки и фикусы!”, а у Галлера получается.

Хотя нигде, кроме плюшево-статуэточного мирка немецких филистеров, ему не выжить, и это наш хищник прекрасно знает. Волк враждует со стадом овец, но, если они исчезнут, то своими трудами он не прокормится. Образцово-показателен тот эпизод, где Гарри сидит на приступочке перед чужой квартирой, блаженно вдыхая аромат свеженатёртых полов.

Перед своим молодым другом он, кстати, оправдывается, что сам, дескать, ни дня не вытерпел бы в подобной квартирке-бонбоньерке. Волк, ностальгически ловящий ноздрями запах хлева… Волк ли?

Так что гневные филиппики Гарри в адрес бюргеров меня как-то не вдохновили. Да, метафорическое стадо без волков обленится, лишится воли к развитию. Но волк без стада, простите, сдохнет.

Некого будет кушать, в смысле бичевать, язвить, критиковать. И если Галлер первой части смутно напоминал Дикого помещика из одноименной сказки Щедрина, то во второй дорос до Кисы Воробьянинова с Лизой в ресторане.

В вашем возрасте кобелировать просто вредно!, герр Степпенвульф:

Вхождение надменного интеллектуала в мир танцулек, коктейлей и беспорядочных половых связей вполне естественно; недаром говорится, из тех, кто в молодости ангел, и выходят старые черти. Но Гарри придаёт своему закономернейшему желанию побеситься мистические обертоны.

Он не джаз послушать идёт, а спускается за Вергилием в ад, не танцует, а робкой стопой неофита вступает в вакхический хоровод с фавнами и силенами. Но есть во второй части любопытный спор Гарри и трубача Пабло о смысле искусства.

Для Гарри есть ценностей незыблемая скАла , и нечестно делать что-либо в музыке, если не можешь Моцарта превзойти. А на кой превосходить Моцарта? – с улыбкой парирует Пабло: Определять ступени – не мое дело, меня об этом не спрашивают.

Моцарта, возможно, будут играть и через сто лет, а «Валенсию» не будут – это, я думаю, мы можем спокойно предоставить Господу Богу, Он справедлив…

Мы же, музыканты, должны делать свое дело, выполнять свои обязанности и задачи: мы должны играть то, чего как раз в данный момент хочется людям, и играть мы это должны как только можно лучше, красивей и энергичней. Но, чтобы определить, что и как ему играть, Гарри надо вырваться из весёлого потребительского омута…

Долго я гадала, как Гессе развяжет сложную и непристойную интригу с тонко прорисовывающимся убийством в финале. Не угадала. На сцену выходит Магический театр только для сумасшедших. Интересующихся юнгианским анализом пускают без очереди, и все малопонятные персонажи, роящиеся вокруг Галлера, становятся на свои законные места.

Гермина – Анима, Пабло – Тень, Моцарт – по-видимому, Самость (здорово Самость ругается!). А высокоморальный Гарри оказывается собственной Маской… Воистину, все мы – лишь собственные проекции друг другу, и сами себя тоже проецируем.

Так что Я вошёл к Себе, как к любовнице, и застал Себя с Собой, и убил Себя, а Себя и Себя оставил в живых, и казнь мне – смех, пока я не сыграю эту пьесу получше.

Единственной не-проекцией кажется старый ворон Гёте, и именно он бросает в зеркальную пустоту Галлерова сознания бессмертные слова: Старых людей, которые уже умерли, не надо принимать всерьез, а то обойдешься с ними несправедливо. Мы, бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку.

Серьезность, мальчик мой, это атрибут времени; она возникает, открою тебе, от переоценки времени. Я тоже когда-то слишком высоко ценил время, поэтому я хотел дожить до ста лет. А в вечности, видишь ли, времени нет; вечность – это всего-навсего мгновенье, которого как раз и хватает на шутку.

Так-то.

Да здравствует Feuervogel и флэшмоб 2012 года, сподвигшие меня прочесть этот чудесный роман и заново познакомиться с любимым писателем юности. Спасибо!

«Степной волк» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Германа Гессе, рейтинг книги — MyBook

Если вы сомневаетесь, читать ли мою рецензию, исходя из её названия, то можете не беспокоиться – слово “только” здесь лишнее, потому что все мы в той или иной степени сумасшедшие – можете продолжать чтение без опасений 🙂

Читайте также:  Сочинение: Любовная лирика Пушкина

Соглашусь, что книга довольно спорная, и я вполне понимаю тех читателей, которые её не приняли и выставили крайне низкие оценки. Чтобы “понять” “Степного волка”, нужно дружить с модернизмом, а это течение по вкусу далеко не всем читателям, и со знанием и пониманием подходить к такому явлению как психоанализ, причем именно юнгианского толка.

Карл Густав Юнг описал архетип, который назвал тенью, имея в виду автономную часть личности, несовместимую с сознательным представлением о себе.

Герман Гессе, используя такой подход, попытался разобраться с собственной “тенью”.

Почему я считаю, что образ главного героя автобиографичен – у него те же инициалы, что и у автора – ГГ: Гарри Геллер, а имя его анимы совпадает с его собственным – Гермина.

Анима – это тоже термин из юнгианской психологии, он означает женскую часть психики мужчины. В обычной жизни противоположные гендерные начала неосознаваемы, их можно обнаружить лишь в процессе психоанализа, чем и занимается по сути Гарри. Анима рождает иррациональные эмоции, а выражаются они в иррациональном мнении, которое представляет собой Анимус – в романе эта роль отведена Пабло.

Главный конфликт романа и главного героя в противостоянии его двух начал человеческого: самого Гарри – и животного – Степного волка. Тема двойника, расщепления личности, роднит Гессе с Достоевским, который несколько раз упоминается в романе в качестве автора, которого читает главный герой.

В каждом человеке борются два начала – доброе и злое, божественное и сатанинское, мужское и женское, отцовское и материнское, внешнее и внутренне, реальное и придуманное – дуальность неизбежна и чем она глобальнее, тем более мощным творческим потенциалом обладает человек. И выражением этой дуальности являются два крайних мыса философской мысли: от человека – ошибки природы до богоподобного человека.

Однако определить полярность возникающей дуальности довольно сложно, казалось бы, напрашивается – с одной стороны – человеческое, с другой – животное. Но не всё так просто, Гарри-человек – это, в первую очередь, бюргер и мещанин, а Гарри-волк – это художник, поэт, носитель творческого начала.

Именно мещанская сущность героя попадает под софиты Магического театра, демонстрируя, что Гарри находится посередине между святым и преступником, его серость есть гарантия его живучести, он руководствуется принципом мещанина “кто не против меня, тот за меня”.

Кстати, как раз Магический театр, раскрывающий истинную сущность героя, анонсируется слоганом: “только для сумасшедших”.

Гессе придает большое значение юмору, представляя его как мост между идеалом и действительностью. Гарри-волк неизбежно приходит к юмору, в то время как Гарри-настоящий мещанин не способен его понять. Именно юмор примиряет Гарри с действительностью жизни, именно поэтому он в большей степени Степной волк, чем человек.

Но Гессе проговаривается, что он несколько упрощает общую картину человеческого внутреннего мира, на самом деле там не два полюса, а целые тысячи, каждый человек в потенциале наделен почти бесконечным набором личностей, имеющих свои интересы и свою особенную сущность. В качестве примера приводится любая пьеса, в которой драматург выражает многообразие собственной души, представленное в образах драмы.

И вот здесь, мне кажется, самое время перейти к одному из великих драматургов нашей цивилизации, нет, это не Шекспир, это – Антон Павлович Чехов, его пьесы лучше всего иллюстрируют идею многообразия авторского Я, выраженного в образах. Но это не единственная причина, заставившая меня вспомнить нашего классика, дело в том, что я сейчас читаю книгу Дональда Рейфилда “Жизнь Антона Чехова”.

Гарри Геллер в своем противостоянии мещанству показался мне очень созвучным Чехову, вся жизнь которого тоже проходила под знаком столкновения и сосуществования мещанского и творческого, обывательского и человеческого в высоком смысле, благородного и человеческого в низком смысле. Чехов предстал передо мной вариацией Степного волка, тоже болезненно переживающего восприятие мира, творчество же становится для него путем к выздоровлению.

Выход на Чехова сделал более понятной формулу Гессе о вечной жизни, в которой нет потомства, а есть только современники – “степной” Егорушка, потрясенный познанием сущего и засыпающий на возу под ночными звездами, и Чехов-классик – одно и то же – здесь и сейчас. А вместе с ним и Гёте, и Моцарт…

И каждый из нас, потому что в каждом из нас есть свой собственный Степной волк, который спит, пока “политики готовят новую войну, а мы танцуем фокстрот и едим шоколад”.

Рецензия на книгу Степной волк

Когда впадаешь в тягучую череду дней-близнецов, то конечно хочется растормошиться. Вариантов разнообразить досуг много, я же остановлюсь на книге, т.к. в данный момент именно это произведение взбудоражило, встряхнуло и просто доставило немало удовольствия своим содержанием. 

Герман Гессе “Степной волк”.

С Гессе, немецкий писатель начала XX в., я уже была знакома, т.к. читала “Демиана”. Форма изложения, язык, философские размышления тогда подняли настроение, хотя бы даже тем, что вторили моим собственным мыслям и сложившемуся на тот момент мировосприятию. Все эти мысли насчет самоидентификации, предназначения и т.п. волновали меня всегда и до сих пор. 

Сюжет повествует о немолодом уже мужчине-одиночке, который добился своей цели – отгородился от общества и живет своим собственным распорядком, но по прежнему не счастлив, т.к. считает, что родился не в свое время, что искусство и его ценители вымирают.

Он делит свою личность на две составляющие – человек и волк (где человек — доброе начало, волк же символ низменного, животного). Человек с задатками гениальности, растрачивающий свою жизнь на искусство страдания, вот кем он по сути является.

Герой, настроенный на саморазрушение.

Действие происходит в XX веке, когда начинается индустриализация (появляется множество изобретений), политическая напряженность и т.п. Время непростое и книга отлично отражает внутреннее состояние человека того времени.

В мире яркой праздничной мишуры с рекламками на фоне конфликтов и войн, Гессе говорит об упадке культуры, о поверхностности и глупости, но потом показывает,что принимает это, не быть же всем идеальными да и одному человеку не под силу изменить мнение массы. Однако это не значит,что нужно опустить руки – нет, бороться нужно и важно.

Дело начинается, когда Гарри, главный герой, после очередного путешествия заселяется в аккуратный мещанский домик. Сам по себе неряшливый человек, но симпатизирующий чистоплотному мещанскому зажиточному быту, т.к. рос в этой атмосфере (но одновременно презирает все это, и в первую очередь в себе).

Однажды, прогуливаясь по городу мимо полюбившейся старинной стены какого-то здания (полюбившейся тем, что была лишена рекламной пестроты), он обнаруживает мерцающую вывеску “Магический театр. Вход не для всех – только для сумасшедших”, которая зажигает в нем любопытство.

С этого момента его жизнь завихряется каруселью удивительных событий – он натыкается на девушку с камелией в волосах (девушка легкого поведения), его поражает, что несмотря на бездну различий между ними, она его моментально раскусила, поняла все его метания и Гарри становится зависимым. Разве не чувствуем мы подобное, когда находим великолепного собеседника? 

Девушка начинает обучать его простым радостям, которые он привык презирать или отмахиваться от них.

Вообще нужно сказать, что Гарри человек искусства: пишет статьи, много читает и изучает разнообразной литературы, пишет акварелью, тонкий ценитель музыки (Моцарт, Бах, Гендель). Книга дает нам возможность поразмышлять на основе философствований героя о жизни и смерти, искусстве, людях – это не даст заскучать. (Философия богата на образы, я наслаждалась и совершенно не уставала от чтения).

Особенно вдохновляют фрагменты о музыке (т.к. я сама музыкант, могу сказать, что эта тема будет близка и моим собратьям по профессии), впечатления героя от прослушивания Баха и Моцарта: холодная красота звезд, или “..

, я взлетел в небеса и увидел Бога за работой,..” – эти характеристики показались мне весьма подходящими.

(Правда в отличие от главного героя мне очень нравится джаз, книге джаз придает особую пикантность, бесовость, он выступает контрастом божественным образам классики).

Когда читала, книга мне напоминала “Мастера и Маргариту” Булгакова своей нестандартностью, мистичностью. Правда в “Степном волке” эту мистичность, наверно, правильней будет обозвать сюрреализмом, видением в кальянном дыме. Причем что ни видение, то умозаключение, вызывающее восторг и дрожь в коленках. (Особенно беседы с Бессмертными, ох, тут я и хохотала и, пораженно охая, округляла глаза).

Некоторые сцены обладали воздушностью и красотой, что я даже вспомнила то самое идеальное слово, которым можно их описать – “очарование”!

В общем, дорогие друзья, если вы замечаете, что слишком сосредоточены на себе, навязываете себе депрессию, или же вам ужасно скучно, не хватает содержательных бесед, пищи для ума, вдохновения, то я кричу вам – скорее читайте эту книгу! То, что доктор прописал!

Ссылка на основную публикацию