Проблемы и аргументы на ЕГЭ по русскому языку на тему: Выбор

  1. Нам невыносимо представить жизнь без свободы выбора. Мысль о том, что нам будут указывать, что делать, а мы должны будем молча подчиняться, пугает каждого человека. Но, к сожалению, право выбора существовало далеко не всегда. Иногда люди были ограничены своими же членами семьи.

    В произведении Островского «Гроза» Катерина живет в патриархальном обществе среди деспотичных, невежественных и грубых обывателей. Героиня всеми силами старается противостоять консерватизму Кабанихи, но гнет хозяйки слишком силен.

    Девушка не хочет мириться с хамством, распущенностью и злобой кабанихи, именно поэтому Катерина кончает жизнь самоубийством, которое было единственной возможностью свободного выбора в ее условиях.

  2. Еще одним примером является главный герой поэмы Лермонтова “Мцыри”.

    Будучи заточенным в монастыре, он готовится к посвящению в монахи. Но с самого начала поэмы его душа не может принять свое пожизненное заточение. Его натура рвется на волю, на свободу. Всю жизнь он был лишен семьи, друзей, Родины, и осознание безвыходного положения угнетает его еще больше.

    Он пытается противостоять своей судьбе и вырывается на свободу во время шторма, именно тогда он вкушает всю прелесть свободной жизни. Кажется, что ему удастся начать все с начала, но его возвращают в монастырь. В конце концов, юноша умирает, потому что не хочет вновь пребывать в заточении.

(441 слово) Каждый человек выбирает свою личную правду жизни — идеологию, которая движет им и определяет его отношение к миру и людям. Это решение меняет характер, поведение и другие особенности личности, ведь от него зависит восприятие всего, что происходит вокруг. Данную закономерность подтверждают многие примеры из литературы.

Для наглядности рассмотрим пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников был добрым, отзывчивым и самоотверженным человеком, который не жалел сил и последних средств, чтобы помочь людям, пусть и незнакомым. Однажды он спас из пожара двоих детей, рискуя жизнью.

Не менее показательным является его поступок, когда он отдал городовому едва ли не последние деньги, чтобы он проводил и спас обманутую девушку, за которой уже охотился бесчестный мужчина.

Кто бы мог подумать, что этот благородный юноша с возвышенными идеалами убьет двух женщин и возьмет их деньги? Вот так изменила Родиона его теория, обозначившая изменение личной идеологии. Если раньше Раскольников видел свое предназначение в помощи людям, то теперь он оправдывал им убийства.

Чтобы получить власть, нужно перешагнуть через законы большинства и управлять им. Конечно, эту власть герой хотел употребить для облагораживания общества, то есть масштабировать свои добрые дела, пользуясь влиянием.

Но вредоносная теория ожесточила его и вынудила совершить грех, который не могли искупить никакие благие начинания. Родион смог исцелить душу и вернуть покой только тогда, когда изменил взгляды на мир. Это говорит о том, что именно выбор правды жизни и своего пути наиболее заметно влияет на личность.

Тот же вывод мы можем сделать, читая пьесу М. Горького «На дне». У каждого героя, живущего в ночлежке и страдающего от нищеты, есть своя правда жизни, которая сильно повлияла на их характеры и судьбы. Так, странник Лука добр и отзывчив, потому что он считает, что людям больше всего нужно сострадание.

Сладкую ложь он предпочитает горькой правде, потому что в мире и так много плохого. Сатин, шулер и пьяница, напротив, считает, что «правда — Бог свободного человека». Он отрицает необходимость врать людям ради их душевного спокойствия, поэтому всегда до жестокости откровенен с окружением.

Даже сам про себя он говорит без стеснения самые нелицеприятные вещи: он считает себя «конченным человеком», ведь после каторги «нет хода». Бубнов же отчаялся и потерял веру во что-либо. Он считает, что все люди на земле — лишние, все умрут, поэтому нечего особенно беспокоиться о таких пустяках, как уровень жизни.

Актер, по его же собственным словам, «пропил душу», потерял имя, так что его характер соответствует этим словам: он апатичен, безволен, слаб. Все эти примеры говорят о том, что выбор собственной идеологии меняет человека.

Таким образом, на людей сильно воздействует выбор правды жизни и соответствующего ей пути. Они меняются, когда решают, какая мировоззренческая позиция подходит им больше всего. Личная идеология отражается на характере, поведении и отношениях личности с окружением.

Нравственный выбор

  1. Многие факторы способны повлиять на наш выбор: возраст, родители, общество или религия. Для каждого из нас они стоят в разных приоритетах, однако есть один, который является основоположным для любого человека: мораль. Выбор между добром и злом; моральным и аморальным всегда был одной из основных тем русской литературы.

    Например, в произведении Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня, Татьяна, является олицетворением нравственности. Это подтверждает ее поступок в самом конце произведения. Несмотря на признание Евгения в любви к ней, она не отвечает взаимностью, будучи замужней женщиной.

    Героиня не собирается жертвовать семейной жизнью и счастьем своего мужа ради удовлетворения собственных желаний. (здесь есть еще аргументы на тему: выбор между верностью и изменой)

  2. Чтобы сделать выбор, основываясь на морали, человеку необходимо дать собственное определение морали, сформировать свои принципы и взгляды, на что могут уйти годы.

    Именно так и произошло с героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Пьером Безуховым. На протяжении всего произведения его душа находится в поисках истинных ценностей. Он совершает ошибку за ошибкой, связываясь сначала с Долоховым и Курагиными, потом с масонами. Но его сердце не лежит к фальши, лжи и жизни напоказ, тому, что как раз осуждается моралью.

    Только посвятив себя народу, Пьер обретает гармонию в душе. Правильный нравственный выбор помог герою найти свое призвание. (здесь есть еще аргументы на тему: выбор между разумом и чувством)

Проблема выбора. Сочинение ЕГЭ

Жизнь человека устроена так, что каждый день приходится делать выбор. Уже с детства перед нами стоит проблема выбора, как правильно одеться, какую игрушку взять с собой в детский сад, с какими детьми дружить, что лучше купить на деньги, подаренные бабушкой или дедушкой на день рождения.

  Сочинение на тему предательство с примерами из литературы

В юности у каждого возникает проблема выбора будущей специальности. Выбор зависит от множества факторов: социальной среды, интересов, материальной стороны, престижности профессии. Принять правильное решение порой непросто, но не стоит отчаиваться, многие

талантливые люди не раз меняли профессию в течение жизни, находя себя в новых сферах деятельности.

С возрастом приходится решать более важные и сложные вопросы, порой от их решения, зависит наше будущее или даже жизнь человека. В этом случае мы можем положиться только на самих себя, а также на воспитание родителей.

Очень важно насколько они смогли привить нам уверенность в себе и своих силах. В такие моменты, главное, не ошибиться и сделать правильный выбор. А даже если что-то пошло не так, никогда не поздно исправить своих ошибок.

Проблема выбора стоит перед всеми людьми без исключения. Как правило, самый

сложный выбор нужно делать в экстремальных ситуациях, которые сопровождаются большой эмоциональностью. Именно в такие моменты по-настоящему раскрывается человек, проявляется его истинное лицо, мы понимаем, кто он и что из себя представляет!

Бывает, жизнь преподносит нам довольно сложные ситуации, в которых приходится выбирать.

Добро вступает в борьбу со злом. На одних весах Фемиды оказываются быстрые деньги, богатство, которые достигаются за счет воровства, предательства, обмана. На других, любовь, дружба, родные. И в этой ситуации нужно думать не только о себе и благах, но и о близких людях, которые всю жизнь были рядом, верили и гордились тобой.

Человека ценят и характеризуют по его поступкам. Изменить отношение к себе, совершив очередную подлость, гадость, тем самым сделав неправильный выбор и поставив свои ценности и благополучие выше чужих, будет практически невозможно.

Бывают ситуации, когда к отрицательным поступкам и действиям нас подталкивают жизненные ситуации. Но выбор есть всегда, помните, наркотики, алкоголь лишь на время уберут боль, а потом еще больше загонят в тупик.

Самое главное не сдаваться, верить в себя, свои силы. В итоге выбор всегда за нами, все зависит от ваших моральных качеств, устоев, принципов.

Выбор между эгоизмом и самоотдачей

  1. Уходя на войну, каждый солдат отдает себе отчет, что рано или поздно ему придется сделать выбор между жизнью или смертью, собой и своим народом. Истоки и мотивы данного решения различны, но главным из них является преданность Отчизне.

    В произведение Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, Петр Гринев, не преклоняется перед Пугачевым, будучи пленным. Его доблесть и верность Отечеству не позволяют ему выбрать жизнь вместо смерти. В то время как Швабрин, проявляя свою истинную гнилую натуру, сдается врагу, чтобы спасти свою шкуру.

    Его заботит только собственная выгода, тогда как Гринев ставит судьбу своей Родины в приоритет, осознавая возможные риски.

    (Вот еще аргументы на тему: выбор между честью и бесчестьем)

  2. В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов доказывает, что каждый солдат может проявить человечность, если он силен духом. Пройдя через войну, потеряв семью и дом, он должен был сдаться.

    Казалось, что в нем не могло остаться ни единого чувства. Однако встретив беспризорного мальчишку, он не только приютил его, но и стал для него семьей, притворившись его отцом, который вернулся с войны. Соколов пошел против эгоизма, отдав ребенку последний лучик солнца в своей душе.

Анастасия Виноградова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Второй аргумент

На тему нравственного выбора писал и В. Быков в своей повести «Сотников». В основе сюжета лежит плен двух русских солдат. Военное время показывает истинные лица персонажей. Оказавшись в плену у врага, Сотников и Рыбак ведут себя совершенно по-разному. Нравственность не позволяет Сотникову предать свою Родину, которую он любит, ценит и уважает.

Герой не хочет даже думать об этом. Сотников, отказавшийся давать врагам какую-либо информацию, тем самым выбирает собственную смерть. Рыбак же выбирает спасение. И для этого ему приходится предать свое Отечество. Герой отрекается от Родины, участвует в казни товарища Сотникова.

Рыбак сделал свой выбор в пользу собственного благополучия, несмотря на то что пришлось предать Родину.

Рассуждение

Есть ли у человека выбор? Чем беднее человек как духовно, так и материально, тем сложнее его убедить в чем-то. И наоборот, чем успешнее и богаче человек, тем меньше слов требуется, чтобы донести до него информацию.

Но почему все именно так? Почему те, кто так остро нуждается в шансе, все время упускает его. А те, у кого, казалось бы, все есть, хватаются за любую возможность. Почему те, кто всем вечно недоволен не смотрят дальше чем себе под ноги.

Почему те, кто устал проживать один и тот же день так и не решаются, что-то поменять в своей жизни. Родившись в семье рабочего, человек скорее всего тоже будет рабочим, с другой стороны, родившись в процветающей семье, разум человека изначально будет настроен на успех.

Определяется ли человеческий выбор только предыдущим опытом или человек все же свободный.

Как сделать правильный выбор? Правильный или неправильный вначале не будет ясности, потому что пока это неизвестно. Правильно уже то, что человек хочет его сделать и делает. Вот это уже правильно. И соответственно, чем больше у человека выбора, тем больше у него вариантов выбора, а не просто плыть по течению.

Чем больше у человека выбора, тем он чувствует себя по жизни более свободным, уверенным и счастливым. Важно, чтобы человек не думал, что будет или не будет ошибка, а все-таки выбирал. Выбирал и хвалил себя за любой выбор, потому что это дает дополнительную мотивацию развиваться, не стоять на месте и уметь управлять ситуацией, в любой момент своей жизни.

Чтобы человек доверял своим каким-то чувствам, эмоциям и страсти. То есть человек загорелся, но все-таки, важно, чтобы он в момент принятия решения, осуществления выбора полагался и на разум тоже.

Потому что если человек придет в компромисс или лучше сказать к согласию между свои разумом и своими чувствами, то в момент принятия решения итог будет приятный и позитивный. И очень важно, чтобы человек при принятии того или иного выбора понимал, что это его ответственность.

Никакой то посторонний сказал или заставил сделать так, а он сам принял такое решение, которое впоследствии может оказаться либо верным, либо неверным. И никогда не стоит себя корить за то, что человек сделал или не сделал. Если уже сделано, значит в тот момент это был лучший выбор.

Нынешнее положение вещей является результатом собственных поступков человека. Выбор есть, если человек им пользуется. Если человек просто живет и не задумывается над своими поступками, мыслями, то этому человеку будет весьма затруднительно жить испытывая при этом какие-то новые ощущения.

Аргументы на тему: ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА – ЕГЭтека

1

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:  Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Евгений Онегин всё же принимает вызов и убивает Ленского, потому что для него важнее мнение светского общества. 

2 

Повесть А.И.Куприна «Олеся»:  Главный герой Иван Тимофеевич принадлежит, в отличие от Олеси, к цивилизованному обществу. Девушка ради любимого человека готова на всё: она пошла в церковь, и жители напали на неё. Иван Тимофеевич знал, что может случиться несчастье. Он хотел остановить девушку, но «сдержал свой неожиданный порыв…». Он сделал свой выбор. 

3 

Роман «Плаха» киргизского писателя Чингиза Айтматова» (издан впервые в 1986 году в журнале «Новый мир»):  Главный герой Авдий Каллистратов устраивается работать в издательство и едет в Моюнкумскую саванну, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Он мог просто собрать информацию, но выбрал другой путь – специфический путь борьбы со сборщиками анаши. В поезде Авдий призывает «гонцов» покаяться и выбросить мешки с коноплёй, но его избивают и выкидывают из поезда. В Моюнкумской пустыне он видит, как убивают сайгаков, для того чтобы выполнить план по мясозаготовкам. Он пытается помешать, и его распинают на саксауле. 

Дополнительные сведения

Чинги́з Тореку́́лович Айтма́тов (1928-200 8) – киргизский писатель. Народный писатель Киргизии. Лауреат многочисленных не только государственных, но и международных премий.

  Произведения:  Джамиля (195 8)  Тополёк мой в красной косынке (1961)  Первый учитель (1961)  Прощай, Гульсары (1966)  Белый пароход (1970)  Ранние журавли (1975)  Пегий пёс, бегущий краем моря (1977)  Буранный полустанок (И дольше века длится день); (1980)  Плаха (1986) 

  • и др. 
  • 4
  • Частная тема – ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Пересекается с темой выбора
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда Пугачёв протягивает руку для поцелуя, Гринёв не целует «ручку злодею». 

Частная тема – ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Пересекается с темой выбора

Часто в жизни человеку приходится делать нравственный выбор перед собственной совестью: либо покоряться обстоятельствам, либо проявлять силу своего характера. В повести «Сотников», написанной в 1970 году, белорусский писатель Василь Быков анализирует поведение бойцов во время Великой Отечественной войны, раскрывает глубину переживаний двух партизан, которые отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда, и попадают в плен. Сотников до последнего дыхания остаётся верным долгу человека и гражданина. Когда его ведут на повешение, он всё ещё старается защитить невинных людей. Рыбак предает друга, становится его палачом и вступает в ряды полицаев. 

Дополнительные сведения

Василь Владимирович Быков (1924-2003) – белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Большинство его произведений – повести о Великой Отечественной войне, в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. 

  1. Произведения: 
  2. Повести 
  3. Журавлиный крик (1959)  Третья ракета (1959(  Альпийская баллада (1963)  Мёртвым не больно (1965)  Круглянский мост (196 8)  Сотников (1970)  Обелиск (1971)  Дожить до рассвета (1972)  Волчья стая (1974)  Пойти и не вернуться (197 8)  Знак беды (1982)  Романы  Карьер (1986)  Облава (1986)  Долгая дорога домой (2002) – книга воспоминаний 
  4. и др.  
  5. Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.
  6. Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
  7. Обучение сочинению
  8. Форум — Аргументы к сочинению
  9. Надеемся на продолжение встреч!
  10. Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
  11. Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Смотрите ниже…    

Назад в раздел

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – примеры сочинений

Люди ежедневно сталкиваются с жизненными обстоятельствами, когда необходимо принять трудное для себя решение, выбрав между добром и злом, равнодушием и состраданием, истиной и ложью. Как поступить? Какими принципами руководствоваться? Именно этот вопрос нравственного выбора волнует и автора текста Е. Гришковца.

Раскрывая проблему, писатель рисует обычную жизненную ситуацию. Молодой человек по имени Костя, потерявший работу и нуждавшийся в деньгах, случайно находит чужой бумажник.

Автор показывает, какая борьба чувств происходит в герое после того, как он кладёт бумажник в карман: сначала «сердце страшно стучало», «он чувствовал, что весь вспотел».

Несмотря на своё затруднительное материальное положение, герой принимает решение: он заходит в гостиницу, чтобы найти владельца «большого бумажника». Костя поступает честно, он не может присвоить себе чужое. Таков его выбор.

В поступке героя рассказа, на мой взгляд, отражена позиция автора: Е. Гришковец пытается донести до читателей мысль о том, что человек должен всегда поступать по совести, жить честно и достойно и не поддаваться минутным соблазнам.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Совесть человека всегда останется чистой, если он будет стремиться к справедливости, добру, искренности, если будет готов пожертвовать своим комфортом и удовольствием ради других людей. С проблемой нравственного выбора сталкиваются и многие литературные герои.

Вспомним, например, как Раскольников, герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, познакомившись в трактире с Мармеладовым, идёт его провожать.

Затем Родион, нищий и задавленный бедностью, отдаёт своему новому знакомому последние гроши, сердится на себя это, хочет вернуться, но в то же время осознаёт, что всё равно отдал бы эти деньги.

Несмотря на противоречивость поведения героя, мы видим, что он способен сочувствовать, помогать обездоленным.

Неправильный выбор заставляет совестливых людей страдать, размышлять над причинами своих плохих поступков и пытаться как-то найти выход. Так, Петр Гринев, герой повести А.

Пушкина «Капитанская дочка», вырвавшись из-под опеки родителей, сразу же в Симбирске проиграл Зурину сто рублей. Чтобы расплатиться, он просит деньги у Савельича, при этом оскорбляет его, грубит ему.

Потом герой раскаивается, чувствует себя виноватым, просит прощения у старика.

Таким образом, люди всегда должны осознавать последствия своих поступков, прежде чем принять какое-то важное решение. Выбор будет правильным тогда, когда тебе не придётся испытывать муки совести и чувство стыда.

Исходный текст

Темы (проблемы) сочинений ЕГЭ по русскому языку

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта.

Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов.

Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

  • Как деятельность человека влияет на природу?
  • Как нужно относиться природе?
  • Почему природа важна для человека?
  • Должен ли человек беречь природу?
  • Как природа влияет на человека?
  • Чем плохо потребительское отношение к природе?
  • Зависит ли человек от природы?
  • Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
  • Как природа может вдохновить человека?
  • Как проявляется разрушающая сила природы?
  • Почему нужно жить в гармонии с природой?
  • В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

  1. Почему человек должен заботиться о животных?
  2. Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
  3. Как люди должны относиться к своим питомцам?
  4. Все ли люди любят животных?
  5. Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
  6. Что заставляет человека убивать животных?
  7. Может ли животное быть полезно человеку?
  8. Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

  • Как семья влияет на формирование личности ребенка?
  • Есть ли что-то сильнее материнской любви?
  • Как проявляется забота родителей о своих детях?
  • Почему родители строги с детьми?
  • Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
  • Всегда ли материнская любовь идет во благо?
  • Как воспитание отражается на будущем человека?
  • Должны ли дети бросать своих родителей?
  • Какая атмосфера должна быть в семье?
  • Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
  • Почему родители должны быть честны с детьми?
  • Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
  • Что значат для человека детские воспоминания?
  • Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

  1. Что значит для человека родной язык?
  2. Почему нужно беречь русский язык?
  3. К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
  4. Как сохранить красоту русского языка?
  5. Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
  6. В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

  • Почему человеку важно получить хорошее образование?
  • Как школа участвует в формировании личности ребенка?
  • Чем важны школьные уроки?
  • Почему нужно помнить своих учителей?
  • Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
  • Каким должен быть настоящий учитель?
  • Почему человек должен стремиться к знаниям?
  • Чем плохо нежелание учиться?
  • Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
  • Почему человек должен читать книги?
  • Как книги влияют на мировоззрение человека?
  • Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

  1. О чем может сказать внешность человека?
  2. Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
  3. В каких ситуациях проявляется характер человека?
  4. Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
  5. Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
  6. Почему люди совершают безнравственные поступки?
  7. Можно ли чем-то оправдать предательство?
  8. Почему люди встают на путь духовной деградации?
  9. Как проявляется малодушие?
  10. Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
  11. К чему приводит человеческая жестокость?
  12. Почему происходят внутриличностные конфликты?
  13. Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

  • Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
  • Почему происходят ссоры между друзьями?
  • Почему дружба не терпит предательства?
  • Какого человека можно назвать настоящим другом?
  • Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

  1. Какова настоящая любовь?
  2. Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
  3. Всегда ли любовь бывает счастливой?
  4. Что может совершить человек во имя любви?
  5. Чем опасна безответная любовь?
  6. Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

  • Как нужно относиться к бедным?
  • Почему следует помогать бездомным?
  • Всегда ли можно доверять власти?
  • Как проявляется проблема чинопочитания?
  • Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
  • Почему процветает преступность?
  • Можно ли чем-то оправдать воровство?
  • Что может сделать человека пьяницей?
  • Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

  1. Какого человека можно назвать воспитанным?
  2. Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
  3. Почему человек должен быть отзывчивым?
  4. Кто дает человеку воспитание?
  5. Почему важно уважать окружающих?
  6. Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

  • Всегда ли талантливого человека замечают?
  • Что дает человеку искусство?
  • Как музыка влияет на человека?
  • Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
  • Что значила для людей музыка в военное время?
  • Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
  • За что люди любят искусство?
  • Как искусство помогает человеку?

Военное время

  1. Почему в военное время героизм был обычным делом?
  2. На что готовы люди, любящие свою Родину?
  3. Какого человека можно назвать патриотом?
  4. Как проявляется ложный патриотизм?
  5. Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
  6. Почему война – горе для каждой семьи?
  7. Почему мы должны помнить героев войны?
  8. Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Ссылка на основную публикацию