Почему люди на войне проявляют трусость?

На портале “Оружие, которое лучше оружия“, в разделах “Без оружия” и “Самооборона” ранее уже упоминалось, что при наличии превосходящих сил противника, тем более вооружённого, стоит исчезнуть из того места, где вы находитесь. И вообще лучше в такие места даже не заходить – но это и так понятно. Однако подробно способы этого самого исчезновения всё ещё не были описаны. Восстановим справедливость.

Собственно говоря, “исчезнуть” в данном случае равняется “убежать”. То есть, прибегнуть к бегству. Сбежать.

Не знаю, сталкивались ли вы с ситуациями, где бегство – единственная возможность. Но по единогласному заверению тех, кто сталкивался (и, естественно, кто поделился своими приключениями), убежать ОЧЕНЬ СЛОЖНО. И в первую очередь потому, что СТЫДНО.

Почему люди на войне проявляют трусость?

Странно, неправда ли? Почему способ, с помощью которого человек может почти легко и практически просто избежать разнообразных опасностей, ощущается как постыдный?

Вероятно, есть множество причин. Среди которых – на взгляд автора, конечно же, – основная – это впитанная с молоком матери истина:

бегут только трусы?.

Понятное дело, как и подавляющее большинство обобщений, вышеприведенная фраза правдива как минимум частично. Соответственно, в какой-то мере она лжива. Но давайте разберёмся что к чему – и что с этим делать.

Как вы думаете, откуда взялось такое выражение: “Бегут только трусы?”

Из многих источников: из книг, из фильмов. И в основном на основе воспитания в семье и школе – когда пропаганда войны и армии ставит на первое место “героизм” и социально поощрает отсутствие трусости перед лицом врага.

Вы можете сказать: “Постойте, почему это вдруг люди начали переносить ситуации из книг в реальную жизнь? Почему это вдруг пропаганда мужества солдат на войне переносится на мирную жизнь?”

Почему люди на войне проявляют трусость?

Интересный вопрос. И ответ, скорее всего, кроется в одной маленькой, но очень важной логической ошибке.

Кроме того, замечали ли вы, что выражение “бегут только трусы” является манипулятивным. То есть, людьми очень просто управлять, “взяв на слабо”. Попросту сказав: “Да ты боишься, да? Трусишь?”

Естественно, кто хочет, чтобы его назвали трусом. И принимается решение, что бежать от опасности – плохо. Но, как вы наверное знаете, решения человека – странная штука. И решение “бежать от опасности – плохо” может сработать в самое неподходящее время – когда бежать не только можно, но и нужно.

И мы возвращаемся к нашему интересному вопросу и немного его расширим: “А почему это вдруг “трусость” стала манипулятивным выражением? Почему люди ведутся на это?”

Что ж, ответим на вопрос. И для начала определимся с терминами (с помощью Википедии):

Трусость — это характеристика поведения человека в определенной ситуации, выраженная отказом к какому-либо действию (поступку) по причине страха, или каких-либо фобий.

Считается отрицательным качеством и прямой противоположностью смелости и мужеству. Выражение «трус», «трусливый» является производным от слова трусость.

Само же слово «трусость» в свою очередь является производным от слова трусить, то есть дрожать, бежать.

Движущей силой трусости является страх. Сам по себе страх является нормальным и естественным защитным механизмом любого живого существа. В этом механизме находит своё отражение инстинкт самосохранения.

Тем не менее, обстоятельства жизни нередко требуют преодоления страха, а значит и подавления в себе этого естественного инстинкта.

Почему люди на войне проявляют трусость?

Часто человек бывает неспособен к этому. Кроме того, человек может преодолевать в себе страх в одних обстоятельствах и не преодолевать его в других. Например, один и тот же человек может панически бояться высоты, но не бояться вступить в драку с группой хулиганов. Или человек может не бояться прыгнуть с парашютом из самолёта, но может панически бояться гнева своего начальника по работе.

Как вы видите, трусость – это неспособность преодолеть свой страх и соответственное бездействие (действие). Само собой, в военное время неспособность преодолеть страх перед врагом – это не самая полезная неспособность. В основном потому что сзади находятся заградотряды с пулемётами ????

Но возвращаемся к нашему мирному времени, манипуляциям и логической ошибке. Существует такая логическая ошибка, как

Неправильная, искажённая важность

Простой пример логической ошибки “искажённая важность”: человек опаздывает на работу – и если он опоздает, то его уволят. Но он ругается с женой по поводу выноса мусора – вместо того, чтобы поторопиться на работу.

Это искажённая важность. Человек посчитал более важным отстоять своё право не выносить мусор. Но стал безработным. Если бы он немного подумал, то плюнул бы на ссору и побежал на работу.

Важность – это такая хитрая штука, что устанавливается ЛИЧНО каждым отдельным человеком. Но очень часто – НА ОСНОВЕ ЧЬИХ-ТО МНЕНИЙ.

Понятное дело, важность “я не буду выносить мусор” может быть установлена больше важности “я могу остаться безработным” совершенно СОЗНАТЕЛЬНО.

Но беда в том, что в большинстве случаев всё же важна работа, чем спор с женой – тогда как  искажённая важность устанавливается, к примеру, НА АВТОМАТЕ.

И основная беда заключается в том, что искажение важности может приводить к большим проблемам – в частности, к проблеме “не могу бежать, потому что иначе подумают, что я трус”. И последующей реанимации после множественных ножевых ранений.

Как видите, всё очень просто. С детства люди устанавливают неверные важности различным предметам. Так, важность “хорошо выглядеть в чьих-то глазах” может быть больше важности “здоровое тело”. Важность “а что обо мне подумают” может быть больше важности “честность и порядочность”. Важность “а все так делают” может быть важнее “я же знаю, как нужно поступить правильно”.

Печальная картина. Как с этим можно справиться? Очень просто (сказать, естественно; не сделать):

восстановите действительную важность предметов, событий, явлений

То есть, заранее определитесь, что для вас важнее – сбежать или получить нож в пузо? Сбежать – или остаться без денег? Сбежать, остаться целым и прослыть трусом – или же не сбежать и стать храбрым инвалидом?

Здесь каждый решает за себя. Кому-то важнее быть героем и всю ночь разбираться с милицией, кто прав. Кому-то – прийти домой в целости и спокойно пить чай. Для кого-то кошелёк важнее жизни – а для кого-то нет.

Но ОПРЕДЕЛИТЕСЬ ЗАРАНЕЕ с критическими важностями!

Если вы заранее определитесь – то при возникновении проблемной ситуации, когда вы провтыкаете её приближение на опасное расстояние – вы сможете сделать правильный выбор.

И учитывайте, что важности, которые вы выстроите в шкалу, могут меняться в зависимости от того, кто находится рядом с вами. Причём автоматически. Самый распространённый пример – важность “да я за свою девушку тебе рога обломаю” важнее просьб девушки не вмешиваться.

Кроме того, если вы определитесь со своими важностями, выстроите их хорошую и непротиворечивую шкалу – вами будет практически НЕВОЗМОЖНО МАНИПУЛИРОВАТЬ, искажая важность. Согласитесь, это хороший бонус за работу над собой ????

Кстати, есть ещё один простой способ избежать внутреннего конфликта на тему трусости и бегства. Нужно просто точнее определяться с тем, что вы делаете. Так, можно в страхе бежать, струсить. А можно слинять. Сдымить. Унести ноги. Исчезнуть. Быстро свалить.

А также можно сделать то, что звучит наиболее красиво: можно совершить тактический манёвр “отступление”.

Итак, сначала – одолеть “трусость” в мыслях, затем – победить!

Почему люди на войне проявляют трусость?

О трусости и предательстве в великую отечественную войну

filyacatПочему люди на войне проявляют трусость?Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии от 16 августа 1941 г. № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия»16 августа 1941 г.Не только друзья признают, но и враги наши вынуждены признать, что в нашей освободительной войне с немецко-фашистскими захватчиками части Красной Армии, громадное их большинство, их командиры и комиссары ведут себя безупречно, мужественно, а порой — прямо героически. Даже те части нашей армии, которые случайно оторвались от армии и попали в окружение, сохраняют дух стойкости и мужества, не сдаются в плен, стараются нанести врагу побольше вреда и выходят из окружения. Известно, что отдельные части нашей армии, попав в окружение врага, используют все возможности для того, чтобы нанести врагу поражение и вырваться из окружения.Зам. командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенант Болдин, находясь в районе 10-й армии около Белостока, окруженной немецко-фашистскими войсками, организовал из оставшихся в тылу противника частей Красной Армии отряды, которые в течение 45 дней дрались в тылу врага и пробились к основным силам Западного фронта. Они уничтожили штабы двух немецких полков, 26 танков, 1049 легковых, транспортных и штабных машин, 147 мотоциклов, 5 батарей артиллерии, 4 миномета, 15 станковых пулеметов, 8 ручных пулеметов, 1 самолет на аэродроме и склад авиабомб.Свыше тысячи немецких солдат и офицеров были убиты. 11 августа генерал-лейтенант Болдин ударил немцев с тыла, прорвал немецкий фронт и, соединившись с нашими войсками, вывел из окружения вооруженных 1654 красноармейца и командира, из них 103 раненых.Комиссар 8-го мехкорпуса бригадный комиссар Попель и командир 406 сп полковник Новиков с боем вывели из окружения вооруженных 1778 человек. В упорных боях с немцами группа Новикова-Попеля прошла 650 километров, нанося огромные потери тылам врага.Командующий 3-й армией генерал-лейтенант Кузнецов и член Военного совета армейский комиссар 2 ранга Бирюков с боями вывели из окружения 498 вооруженных красноармейцев и командиров частей 3-й армии и организовали выход из окружения 108-й и 64-й стрелковых дивизий.Все эти и другие многочисленные подобные факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров.Но мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен. Отдельные генералы подали плохой пример нашим войскам.

Читайте также:  Сочинение: проблематика рассказов чехова

Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам. Штаб группы Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочел сдаться в плен, предпочел дезертировать к врагу.

Генерал-лейтенант Понеделин, командовавший 12-й армией, попав в окружение противника, имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии.

Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив таким образом преступление перед Родиной, как нарушитель военной присяги.

Командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Кириллов, оказавшийся в окружении немецко-фашистских войск, вместо того, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, организовать вверенные ему части для стойкого отпора противнику и выход из окружения, дезертировал с поля боя и сдался в плен врагу. В результате этого части 13-го стрелкового корпуса были разбиты, а некоторые из них без серьезного сопротивления сдались в плен.

Следует отметить, что при всех указанных выше фактах сдачи в плен врагу члены военных советов армий, командиры, политработники, особотдельщики, находившиеся в окружении, проявили недопустимую растерянность, позорную трусость и не попытались даже помешать перетрусившим Качаловым, Понеделиным, Кирилловым и другим сдаться в плен врагу.

Эти позорные факты сдачи в плен нашему заклятому врагу свидетельствуют о том, что в рядах Красной Армии, стойко и самоотверженно защищающей от подлых захватчиков свою Советскую Родину, имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти трусливые элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава.

Как известно, некоторые командиры и политработники своим поведением на фронте не только не показывают красноармейцам образец смелости, стойкости и любви к Родине, а наоборот — прячутся в щелях, возятся в канцеляриях, не видят и не наблюдают поля боя, а при первых серьезных трудностях в бою пасуют перед врагом, срывают с себя знаки различия, дезертируют с поля боя.Можно ли терпеть в рядах Красной Армии трусов, дезертирующих к врагу и сдающихся ему в плен или таких малодушных начальников, которые при первой заминке на фронте срывают с себя знаки различия и дезертируют в тыл? Нет, нельзя! Если дать волю этим трусам и дезертирам, они в короткий срок разложат нашу армию и загубят нашу Родину. Трусов и дезертиров надо уничтожать.Можно ли считать командирами батальонов или полков таких командиров, которые прячутся в щелях во время боя, не видят поля боя, не наблюдают хода боя на поле и все же воображают себя командирами полков и батальонов? Нет, нельзя! Это не командиры полков и батальонов, а самозванцы.Если дать волю таким самозванцам, они в короткий срок превратят нашу армию в сплошную канцелярию. Таких самозванцев нужно немедленно смещать с постов, снижать по должности, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из рядов младшего начсостава или из красноармейцев.

Приказываю:

Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи.Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности, как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.

  • Ставка Верховного Главного КомандованияКрасной АрмииПредседатель Государственного Комитета Обороны
  • И. СТАЛИН

Зам. Председателя Государственного

Комитета Обороны В. МОЛОТОВ

Маршал Советского Союза С. БУДЕННЫЙМаршал Советского Союза К. ВОРОШИЛОВМаршал Советского Союза С. ТИМОШЕНКОМаршал Советского Союза Б. ШАПОШНИКОВГенерал армии Г. ЖУКОВ

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – коллекция текстов

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе.

(21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался.

Читайте также:  Краткое содержание 17, 18, 19 глав повести Александра Куприна «Поединок»

(24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее.

(47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

(48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Информация о тексте

1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?) 1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?) 2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?) 3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?) 4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?) 5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой страх и всегда выступать в защиту справедливости.
  • Сочинение–рассуждение по тексту Вигдоровой Ф. Проблема преодоления страха.

Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях

Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера.

Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие.

Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

4. Смелость и трусость в любви.

СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели.

Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий.

Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

  • Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.
  • Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению “Смелость и трусость”.
  • · Будь смел на правду Кто смел, тот и съел (и на коня сел)
  • · Смелость — начало победы. (Плутарх)

· Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

· Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

· Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

· Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

· Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

· Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

· Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

· Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

· Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

· Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

· Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел) Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

· Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

  1. Примерные темы
  2. · Всегда ли трусость – удел слабых?
  3. · Любой ли смелый поступок рационален?
  4. · Трусость – одна из главных проблем человечества
  5. · Каким должно быть наказание за трусость?
  6. · Мужество и смелость – не одно и то же
  7. · Есть ли оправдание трусости?
  8. · Почему смелые поступки могут нести вред?
  9. · Всегда ли нужна смелость?
  10. «Мысли вслух…»
Читайте также:  Омар хайям о смерти: стихи, рубаи хайяма про смерть

Смелость– это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Смелость свойственна героям, на которых каждый хочет быть похожим. И истории нашего народа мною есть примеров замечательного героизма. Все, что окружает нас, что построено, возведено, добыто на свете, все сделали человеческие руки.

Они управляются с пером и молотом. Они держат штурвал кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно пбложить кусочек сахару в чашку чаю и увесистый кирпич в фундамент, нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из пальца. Ни для кого не является секретом тот факт, что человеку характерен страх.

Вот только современные люди стали бояться слишком многого.

В жизни существует много выдающихся людей, и многие из них вошли в историю благодаря своим смелым и отважным поступкам.

Трусость — один из древнейших пороков человеческого рода. В истории России известно немало случаев малодушного поведения сильных мира сего. Вспомним деятельность Александра и Николая.

Этих императоров объединяло желание отменить крепостное право.

У них уже были готовы проекты освобождение крестьян, но из-за трусости они не были реализованы, поэтому «рабство» закончилось лишь во второй половине 19 века при Александре.

Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему трусости в романе «Мастер и Маргарита». С помощью сюжетной линии Понтия Пилата автор указывает на то, что из-за трусости людей порой происходят необъяснимые и безумные вещи.

Примером подобных безумств является казнь невинного философа Иешуа Га-Ноцри. «Ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить…», — говорит писатель. М.А. Булгаков подводит читателей к одному из источников трусости — страху потерять что-либо.

Понтий Пилат, к примеру, вынес, смертный приговор невиновному философу, так как боялся погубить свою карьеру. Несомненно, писатель считает, что трусость — это самый страшный порок. Трусость никогда не красила людей, наоборот, малодушие всегда губило их.

Но хочется верить, что потомки учтут плачевный опыт предыдущих поколений и искоренят этот порок из своей жизни навсегда.

Материалы к сочинению

Трусость

Трусость – древнейший человеческий порок, И надо тут особенно быть мудрым, Чтоб сделать через страх простой рывок И смелость сохранять в житейских буднях! И зависть уж давно пробралась в массы, Но неожиданный бывает поворот – Когда средь бела дня, кто недоласкан, Слепую чушь презрительно несет! И улыбаясь сам себе ехидно, Своим же жалом поперхнуться рад, Лишь только б никому было не видно –

Душа пуста, и в сердце-то – разлад!

СмелостьХорошо быть смелым, только страшно… Не бояться может сумасшедший, И ходить по краю, где опасно, Разве смелость это? Нет, конечно.

Страх всегда присутствует в нас, в каждом, У кого-то ближе или дальше, Страх преодолев в себе однажды, Можно жить по чести и без фальши. И одернуть в электричке хама, Тонущего вытащить на берег, Слабого спасти от хулигана, Если человек в себя поверит.

Страх не должен управлять рассудком, Чтоб потом над вами насмехаться, Потому нам каждую минутку

  • Надо человеком оставаться
  • .
  • В. Железников «Чучело

В повести В. Железникова «Чучело» Димка Сомов, один из главных героев, в начале повествования кажется смелым и сильным человеком, но в ситуации, которая требует от него проявления мужества, он поступает низко. Боясь оказаться трусом в глазах учителя, выдаёт сбежавших с рока одноклассников.

Их страха перед разоблачением предал своего другу – Лену Бессольцеву. Открыто встал на сторону одноклассников в эпизоде сожжение чучела, сам поднёс спичку. Примером умения преодолевать страх, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях является Лена Бессольцева.

Взяв на себя вину Сомова, она дала ему шанс преодолеть страх и исправить свою ошибку.

Василь Быков. «Сотников».

Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое — Сотников и Рыбак. Рыбак — один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными.

Его противоположность — Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — так думает Сотников перед уходом на задание.

Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем.

А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан… — не очень громко сказал Сотников. — Остальное ни при чем. Берите одного меня».

Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».

В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Повесть “Сотников” – повесть-рассуждение о вечных философских вопросах – цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, – вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя».

Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам.

Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве.

Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

http://sochinyalka.ru/2016/12/problema-trusosti-v-proizvedenijah-russkoj-literatury.html

Человек и общество

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии).

  1. В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах:
  2. · Человек как часть общества.
  3. · Невозможность существования человека вне социума.
  4. · Независимость суждения отдельно взятого индивидума.
  5. · Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию.
  6. · Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.
  7. · Желание человека стать особенным, оригинальным.
  8. · Противопоставление интересов человека и интересов общества.
  9. · Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия.
  10. · Влияние личности на общество.
  11. · Место человека в обществе.
  12. · Отношение человека к обществу, себе подобным.
Ссылка на основную публикацию