Отзыв о стихотворении «размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (н. а. некрасов)

17.06.2019
Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

  • Я такого угла не видал,
  • Где бы сеятель твой и хранитель,
  • Где бы русский мужик не стонал!

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды.

Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».

Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно. Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям… Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

  1. Записав свое имя и званье,
  2. Разъезжаются гости домой,
  3. Так глубоко довольны собой,
  4. Что подумаешь — в том их призванье!

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

  • От него и к нему то и знай по утрам
  • Все курьеры с бумагами скачут.
  • Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
  • А иные просители плачут.

Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

  1. И пошли они, солнцем палимы,
  2. Повторяя: «Суди его Бог!»
  3. Разводя безнадежно руками,
  4. И, покуда я видеть их мог,
  5. С непокрытыми шли головами…

Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником «бесправных» и «бессловесных». Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но …счастливые глухи к добру… Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни «счастливого» и его кончину.

  • Убаюканный ласковым пением
  • Средиземной волны,— как дитя,
  • Ты уснешь, окружен попечением
  • Дорогой и любимой семьи
  • (Ждущей смерти твоей с нетерпением)…

Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Но поэт осуждает и покорность народа. Он задает вопрос, на который нет ответа.

  1. Что же значит твой сон бесконечный?
  2. Ты проснешься, исполненный сил.
  3. Иль, судеб повинуясь закону,
  4. Все, что мог, ты уже совершил:
  5. Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти, и еще большее возмущение, боль и горечь от покорности народа, не умеющего, а скорее не желающего подняться на собственную защиту, распрямиться, почувствовать себя личностью, достойной внимания и уважения. Скачать оригинальный файл

Источник:

Книга «Размышления у парадного подъезда»

Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

– Некрасов хотел…Русская женщина…Она…- наш двоечник Вузняк всё никак не мог ответить на вопрос Веры Ивановны о смысле поэмы Николая Некрасова “Русские женщины”.

Но тут прозвенел звонок и спас несчастного.
– К завтрашнему дню учим стихотворение “Размышления у парадного подъезда” – поднявшись со стула, строго сказала Вера Ивановна.

– Пятёрку получит только тот, кто выучит его полностью.

Последняя фраза была адресована мне и Ирочке – двум отличникам по литературе, чьи сочинения неоднократно зачитывались перед скучавшим классом. Преподавательская тактика Веры Ивановны заключалась в том, чтобы раздувать соперничество между наиболее способными учениками, которые должны были затем вдохновить своим примером и весь класс.

Поэтому такая тонкая провокация несомненно тронула наши с Ирочкой нравственно чистые души и морально ответственные сердца. “Я вот обязательно выучу”, – вызывающе заявила мне Ирочка на переменке. “Ну и учи себе”, – буркнул я в ответ, твёрдо решив не отставать.

Стихотворение было большим, две или три страницы, это вам не “Белеет парус одинокий”.

Вечер был загублен. Я с грустью посматривал за окно, где ребята со двора играли в “царя горы”, взбираясь и падая с огромной кучи снега.

Стоит ли говорить, что я был готов променять все причитания поэта о страданиях народных на дружескую компанию? Но ответственность перед заданием давила, крепостные стонали, и текст с трудом, но запоминался.

На следующий день по пути в школу я ещё раз его повторил, и снова – перед уроком.

– “Размышления у парадного подъезда”.., – задумчиво протянула Вера Ивановна. – Кто-нибудь выучил стихотворение полностью?
Поднялись две руки.

По классу прокатился смешок, ничуть не смутивший довольную учительницу.
– Ирочка, прошу, – чуть сладковато протянула Вера Ивановна, усаживаясь поудобнее.
Ирочка поднялась и начала:

“Вот парадный подъезд.

  • По торжественным дням,
  • Одержимый холопским недугом…”

Вера Ивановна пошла открывать, сделав движение рукой: “Не прерывайся”. Мы, конечно, вытянули шеи, чтобы посмотреть кто пришёл.

За дверью был кто-то важный, потому что Вера Ивановна, не оглядываясь, слушала примерно минут пять.

Тем временем, Ирочка начала запинаться, а мы заулыбались. Но тонким движением пальцев она придвинула к себе учебник по литературе. Книга была открыта на нужной странице, и Ирочкин голос возвысился до небывалой торжественности.

Она закончила читать ровно за мгновение до того, как дверь закрылась, и Вера Ивановна вернулась к классу. Я просто задохнулся от возмущения столь явной несправедливостью. Из моей головы вмиг вылетели все некрасовские строчки.

– Молодец! – радостно сказала Вера Ивановна, выводя в журнале пятёрку. – А теперь послушаем Ванечку!
И уставилась на меня.

Далее в течение нескольких минут класс сначала со скукой, а потом с нарастающим весельем, наблюдал за раскрасневшимся под пристальным учительским взглядом Ванечкой, несколько раз запоровшим стихотворение в середине. До конца рассказать мне его так и не удалось.

Невыученные стихи чрезвычайно огорчали Веру Ивановну, вспоминавшую в такие моменты, что прекрасным пионерам времён её молодости на смену пришли какие-то безответственные гоблины. Она посадила меня на место ещё до конца второй страницы.

Это был коллапс – ну и двойка в журнале, конечно.

С тех пор поэзию я недолюбливаю. Есть в ней что-то нечестное.

История произошла: 2000 г.

Источник:

О стихотворении “размышления у парадного подъезда” н. а. некрасова

Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

В условиях подъема общественной активности накануне отмены крепостного права и сразу же после этого исторического события Некрасов особое внимание уделяет народной тематике. В этом ряду особо должны быть выделены “Размышления у парадного подъезда”, сочетающие, что было характерным для поэта, сатиру и лирику.

Смелое разоблачение господствующих классов и горестные раздумья над положением и судьбами народа, контрастная композиция, оригинальная “перебивка планов” в повествовании, переход от конкретных картин к широким обобщениям с элементами ораторского стиля – все это способствовало созданию одного из лучших произведений русской поэзии XIX в.

Проведем анализ внимательно, не торопясь. Чтение художественной литературы вообще не терпит спешки, особенно же это относится к поэзии с ее “сгущенностью” смысла. В данном случае частично воспользуемся наблюдениями над стилистикой стихотворения, принадлежащими известному литературоведу Н. Н. Скатову.

Вы, наверное, знаете, что Некрасову довелось самому наблюдать из окна случай, который произошел у подъезда дома, находившегося на противоположной стороне Литейного проспекта: дворники и городовые гнали крестьян, пытавшихся подать прошение важному чиновнику.

Но поэт не просто воссоздал в своем произведении жизненный случай, свидетелем которого он стал. Конкретный факт приобрел у Некрасова некую символическую всеобщность. “Если вначале к подъезду подъезжал целый город,-пишет Н. Н.

  1. Скатов, – то теперь к нему подошла как бы целая страна крестьянская”.
  2. Раз я видел, сюда мужики подошли. Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали,
  3. Свесив русые головы к груди…

Для иллюстрации этого эпизода нужен был бы не живописец, а скульптор. В неподвижности крестьян столько печали, горя, покорности, но чувствуется, вместе с тем, и скрытая нравственная сила.

Ни один из группы мужиков не выделен; их несколько, но все они сливаются в образ одного человека, поэтому вместо множественного числа появляется единственное: “Крест на шее и кровь на ногах…” Крест один на всех.

Знаменательно, что Некрасов использует при описании мужиков высокую поэтическую лексику: убогие крестьянские сумки и котомки названы “кошли”, те гроши, которые они тщетно пытались дать швейцару, именуются “скудной лептой”, и, наконец, сами крестьяне названы “пилигримами”, т. е. религиозными путешественниками. Все это создает основу для перехода к образу вельможи, о котором идет речь во второй части стихотворения.

Здесь также есть элементы высокого стиля, но они восходят к традиции так называемых “сатирических од” Державина.

И, наконец, знаменитая третья часть “Размышлений…”, представляющая собой широчайшее обобщение, которое отличается от предыдущего повествования даже стилистически. Исчезает ораторский пафос; господствует песенная стихия.

И далеко не случайно последние строки стихотворения стали одной из популярнейших студенческих песен в XIX в.

Мучительные размышления поэта о судьбах родного народа заканчивались вопросом: суждено ли народу проснуться или же он “духовно навеки почил”?

О стихотворении “размышления у парадного подъезда” н. а. некрасова

Источник:

Анализ стихотворения “Размышления у парадного подъезда” | Инфошкола

Примеры краткого содержания стихотворения "Размышления у парадного подъезда"

Page 2

Вернуться к разделам поэзии

Декламация произведений (стихи, проза)

Валентина       29.10.2021   06:12:00 Спасибо, Анечка, самое доброе спасибо от нас с Леночкой за отзыв.
Добра и радости Вам в каждом дне. С теплом и благодарностью.Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

Читайте также:  Как проявляется позиция автора в финале рассказа «Судьба человека»?

Валентина       29.10.2021   05:45:21 Доброе утро, Анечка. Спасибо большое от нас со Светланой
за добрый отзыв. Всегда Вам рады. С теплом и благодарностью.Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

Валентина       29.10.2021   05:42:27Спасибо большое, Лёша, от меня и Светланы за добрый отзыв
о нашей соавторской работе. Всего Вам доброго.

С теплом и уважением.

Валентина       29.10.2021   04:52:19Юленька, солнышко, спасибо!!! Очень рада тебе! А я только что с твоей странички. Вся под впечатлением от твоего рассказа с улыбкой и прекрасным настроением:))
Зарядила ты настроением своих читателей по полной программе:))
Здоровья тебе, настроения писать, наряжаться, гулять и радоваться жизни.

Обнимаю с теплом сердечным.

Валентина       28.10.2021   18:19:37Добрый вечер, Александр. От нас со Светланой большое спасибо
за такой душевный, тёплый отзыв. Нам очень приятно, что наша соавторская работа

подарила добрые эмоции. Добра и радости Вам. С теплом и уважением.

Валентина       28.10.2021   17:28:00 Людмилочка, первая ласточка, спасибо огромное от нас со Светланой
за дорогой для нас отзыв. Уютного творческого вечера тебе.

С теплом сердечным обнимаю.

Отзыв о стихотворении «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

Валентина       28.10.2021   15:50:45 Спасибо большое от нас со Светланой, Лена, за приятный отзыв.
Вам добра и радости, благополучия и вдохновенного творчества.

С теплом и благодарностью.

Валентина       27.10.2021   15:45:04Благодарим сердечно, Евсей, за добрые слова.
Мы со Светланой рады Вашему отзыву.
Вам чудесного, вдохновенного вечера.

С теплом и уважением.

Алексей Брюшневский       26.10.2021   21:56:47 Спасибо, Душа моя!
С любовью…

Page 3

Вернуться к разделам поэзии

Современная драматургия

Rossianka *       21.10.2021   06:07:14Отзыв на произведение:   Новый год  [mot Kartunsky]   положительный
Добро пожаловать на сайт “Изба-Читальня”!
Для ориентировки на сайте,
почитайте путеводитель для новосёла по нашей “Избушке” Людмилы Зубаревой

https://www.chitalnya.ru/work/2935370/

Что не понятно по сайту, спрашивайте! Желаю, чтобы наша Избушка стала Вам родной!
Оставайтесь с нами, радуйте нас своими произведениями!

С уважением и теплом Елена

Грант Алексанян       19.10.2021   20:32:35

Вообще оправдываться не буду !Я жил в россии до 14 лет .Мне на данный момент 23 года .Надеюсь до 30 начать писать хоть что -то годное

Белла Минцева       19.10.2021   20:35:40

Жить мало… Я сорок лет прожила в Литве, а стихи на литовском писать у меня точно не получится.
В лучшем случае, могу переводить прозу литовских писателей.

Грант Алексанян       19.10.2021   21:47:07

Ну так я 14 лет жил в России ,знаю его хорошо и совершенствую свои знание.

Белла Минцева       20.10.2021   18:57:13

Вроде бы, по-русски пишу, а вы не понимаете.)
Успехов!

Грант Алексанян       20.10.2021   19:18:24

Как всегда хотите свою превосходность над другими нациями показать .Нет не понимаю ведь не такой как вы

Белла Минцева       20.10.2021   21:26:58

Сообщение удалено…

Грант Алексанян       20.10.2021   21:29:36

Чем больше будет критики ,тем скорее я сделаю произведение лучше ,а вы так же лейте свое дерьмо.Рад что больше не вижу такое высокомерное дерьмо ,которое встречаеться только в русском народе .Хорошо что Литва вас терпит

Грант Алексанян       20.10.2021   19:23:45

Разговор далее вести не считаю нужным.

Хафиз Шахмамедов       22.08.2021   18:28:41Отзыв на произведение:   “Я счастлив был тобой…”, окончание.  [Борис Аксюзов]   положительный
С удовольствием прочитал пьесу! Хорошо получилось! Особенно Арина Родионовна хороша! Каюсь, письма Пушкина к Вяземскому не читал и как же мне было удивительно прочитать про Остафьево! Дело в том, что из моего окна видны самолеты в аэропорту Остафьево, а до усадьбы можно доехать на 802 автобусе. Может, когда-нибудь и доеду, благодаря Вам!

Rossianka *       15.08.2021   07:06:45Отзыв на произведение:   Полкило неудач  [Варвара Никропенко]   положительный
Варвара!
Добро пожаловать на сайт “Изба-Читальня”!
Для ориентировки на сайте,
почитайте путеводитель для новосёла по нашей “Избушке” Людмилы Зубаревой

https://www.chitalnya.ru/work/2935370/

Что не понятно по сайту, спрашивайте! Желаю, чтобы наша Избушка стала Вам родной!
Оставайтесь с нами, радуйте нас своими произведениями!

С уважением и теплом Елена

Альберт Хайруллин       14.07.2021   14:01:39Статистика – есть статистика. С ней сложно спорить, по ней можно делать определенные выводы.
Я, к примеру, не считаю что Вы злодей или Анатолий Сухаржевский. Видимо были какие-то причины, почему вас так много раз заЧеэСили..

Например, многие “самовлюбленные” в штыки воспринимают критику в своей адрес, вот и ЧеэСят. Соответственно, имеет смысл призадуматься, а нужно ли распыляться с критикой, если авторы её не “заказывали”? )

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

http://info-shkola.ru/wp-content/uploads/2014/09/n_a_nekrasov_razmyslenia_u_paradnogo_podezda_5music.online.mp3

Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, который полностью посвятил своё творчество теме народа. Он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к позднему периоду творчества поэта, когда для него стало характерно не только изображение трагической судьбы русского народа, но и размышления о способах облегчения его участи. Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. Это стихотворение тоже является таким примером.

Сюжетная основа стихотворения — реальный факт. Из окна своей петербургской квартиры на Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян.

Парадный подъезд стал для Некрасова символом российского государства, а крестьяне-ходоки — представителями всей бесправной крестьянской России. Само название произведения тяготеет к высокому жанру ломоносовской оды и является художественным обобщением.

  • Жанровые и композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение объединяет в себе жанровые признаки элегии (стихотворение медитативного содержания, философское раздумье, проникнутое настроениями грусти, светлой печали; чаще всего написано от первого лица) и сатиры (произведение, в котором язвительно обличаются явления действительности).

Композиционно в произведении выделяются три части. В первой дается описание парадного подъезда в торжественные дни. Во второй части — описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей.

В третьей части дан образ знатного вельможи и обращение лирического героя к « владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и ко всему русскому народу. Все эти обращения остаются без ответа, представляя собой лишь размышления лирического героя. Однако произведение включает в себя также жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и народной песни.

  • Картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням» представляет собой сатирическое описание:
  • … Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав своё имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой,
  • Что подумаешь — в том их призванье!
  • Образы мужиков у парадного подъезда

Парадный подъезд «в обычные дни» изображается уже нейтральными интонациями.

Просителями здесь выступают «прожектёры» , «искатели мест», «преклонный старик », «вдовица », приходят и уходят « курьеры с бумагами ».

Но однажды лирический герой увидел иных просителей — русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Вероятно, они проделали тяжелый и долгий путь, чтобы найти правду в Петербурге.

За частным случаем поэт видит глубину народной трагедии. Образ крестьян — центральный образ стихотворения. Он является собирательным, обобщённым. Не случайно автор называет крестьян « пилигримами », то есть библейскими паломниками, которые ищут правды. Этот образ усилен мотивом палящего солнца. Некрасов даёт развёрнутый портрет крестьян:

  1. … некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки,
  2. Армячишка худой на плечах.
  3. По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах,
  4. В самодельные лапти обутых…

Нищета и непосильный труд — главные условия их жизни. А на лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они не осуждают швейцара, не пустившего их на порог «Суди его Бог!»), а лишь безнадёжно разводят руками и уходят.

Положенный в основу композиции принцип антитезы, даёт возможность противопоставить участь крепостных крестьян и жизнь владельца роскошных палат, который «не любит оборванной черни». В то время как убогие просители стоят у дверей, он ещё спит. Персонаж этот изображён сатирически. Жизнь его — «вечный праздник».

Ценности его — волокитство, обжорство, игра. Судьба народа его нисколько не волнует. По гневным интонациям эта часть стихотворения напоминает памфлет:

… Щелкоперов забавою Ты народное благо зовёшь; Без него проживёшь ты со славою И со славой умрёшь! Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни …

Любопытна лексика, которую использует здесь автор. Щелкоперами в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступавшихся за народные интересы. Также здесь употреблено выражение «аркадская идиллия », Аркадия — это область в Древней Греции, которая, по преданию, была населена беззаботными пастухами и пастушками.

Этот образ нужен Некрасову, чтобы подчеркнуть контраст между господской идиллией и тяжёлым положением народа. Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М. Н.

Муравьёв, которого впоследствии за зверства при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали Муравьёв-вешатель, и князь А. И. Чернышов,насаждавший при Николае I палочную дисциплину в армии.

Именно Чернышов доживал свою жизнь «под пленительным небом Сицилии» .

От образов измученных дорогой мужиков-просителей Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Художественное пространство стихотворения расширяется.

Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, / Я такого угла не видал, / Где бы сеятель твой и хранитель, /Где бы русский мужик не стонал?»/

Используя приём гиперболы, Некрасов сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга! .. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля …

Звучание стихотворения приобретает песенную интонацию. Здесь есть и повторы, характерные для народной песни (стонет он … стонет он), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Но и песни русского народа представляют собой один непрерывный стон: «Этот стон у нас песней зовется».

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Он вводит эпитеты (убогие лица; пленительное небо; солнце пурпурное; лесть бесстыдная). Можно выделить в тексте метафору и антитезу (Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках), анафору (Где бы сеятель твой и хранитель, / Где бы русский мужик не стонал?).

Читайте также:  Неромантическое двоемирие в «SNUFF» Пелевина

Использован синтаксический параллелизм (Стонет он по полям, по дорогам, / Стонет он по тюрьмам, по острогам), бессоюзие и ряды однородных членов «Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру … »).

Можно выделить приёмы аллитерации (записав своё имя и званье; Волга! Волга! .. Весной многоводной) и ассонанса (стонет он по полям, по дорогам).

В стихотворении употребляются слова высокого стиля (пилигримы, почил, отчизна, лепта, тризна).

Стихотворение сразу же подверглось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете « Колокол » В Лондоне. В России оно к тому времени было широко известно в рукописных копиях.

В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка — перекрёстная, кольцевая и парная.

Смысл стихотворения Некрасова "Размышления у парадного подъезда" | Какой Смысл

Это стихотворение увидело свет благодаря Николаю Некрасову в далеком 1858 году, ведь именно этот поэт воплотил свои размышления о судьбе своего народа в поэтические строки. Вдохновившись величественной историей своей родины, поэт затронул извечную проблему социального неравенства.

Это стихотворение рассказывает нам о том, что обычно в праздничные и выходные дни к парадному подъезду приезжают знатные люди, с громкими именами и прозвищами, с почетными званиями.

В будние дни сюда приходят обычные бедные люди — мужчина преклонного возраста, женщина, потерявшая когда-то своего мужа, люди без определенного места жительства.

Автор указывает на то, что в этот подъезд очень часто приезжают курьеры с бумагами, а посетители выходят из него с разным настроением: кто-то напевает, а кто-то умывается слезами.

Некрасов описывает крайне печальную картину: подошли как-то раз к этому подъезду обычные люди, верящие в Бога. Они, видимо, пришли по делу, и навстречу им вышел швейцар.

Оглядев их с ног до головы, он увидел только оборванную одежду, самодельные лапти, кровь на усталых от длительной дороги ногах, крестик на шее, обозначающий внутреннюю веру в высшие силы, руки, обожженные солнцем от постоянной тяжелой работы.

Швейцару крикнули из подъезда, чтобы тот прогнал этих людей, так как им не место в богатых палатах, так как “наш” не принимает за людей ободранных бедняков без денег и статуса в обществе.

Бедняки постояли еще немного, и, униженные несправедливостью бытия, ушли, отдав эту ситуацию на Божий суд. Параллельно в стихотворении изображено владельца этого богатого поместья, который сладко спит.

Дальше прочитываем просьбу лирического героя к этому богачу: верни их, прими и выслушай, ведь только в этих людях твое спасение! Но он не обращает внимания на тех, кому в жизни повезло гораздо меньше чем ему.

Дальше лирический герой вступает в диалог с этим богачом: он говорит, что людям, которые имеют все, нет дела к страданиям и скитаниям бедных людей.

Они не думают о возможной помощи нуждающимся, а живут только ради своего удовольствия.

Дожив свою жизнь до конца, они умрут в роскошных местах в кругу семьи, которая, кстати, отравлена желанием заиметь как можно больше богатства, только и рада будет от этой смерти.

Вернувшись на родину, прах умершего пойдет в землю, а слава об этом человеке навсегда будет изувечена и проклята из-за его жадности и глухости к горю других людей.

Впрочем, богатым вельможам не подобает обращать внимание на невзгоды бедняков, и здесь лирический герой удивляется, насколько много бедных русских людей! Как много он повидал их на своем веку и в различных местах — от горя и безысходности люди стонут, желая хоть как-нибудь, но выбраться из этого ярма бедности.

Они стонут везде: в тюрьмах, отбывая часто несправедливо присужденный им строк, по дорогам и полям, постоянно тяжело работая, в собственных домах, не имея куска хлеба на обед и обуви для своих детей. Стонут также и у богатых палат и судов, где не сыщешь справедливости, если у тебя нет гроша в кармане.

Лирический герой называет стон песней, и в этом названии и заключается весь смысл стихотворения. Бедность и несправедливость настолько прижились в обществе, что стали едва не способом к существованию.

Этой бедности так много на нашей земле, что они сравниваются в стихотворении с величественной Волгой — даже ее воды несравнимы с количеством той скорби, которую мы наблюдаем на земле вот уже сколько веков подряд! Главный герой спрашивает: проснется ли наконец его народ или навеки духовно умрет из-за извечной бедности и нищеты, отпев свою прощальную песню, именуемую стоном,, позабыв обо всем светлом и высоком, что есть в этой жизни?

Смысл стихотворения “Размышления у парадного подъезда” — бедность, несправедливость, нищета и богатство, роскошь, напыщенность. Между этими жизненными понятиями — большая пропасть.

Никогда люди, оказавшиеся по эти обе стороны, не смогут понять друг друга и найти точки соприкосновения. У человечества никогда не получится уравнять бедных и богатых — ни материально, ни морально, ни физически.

Подобный диалог никогда не состоится, и такие люди кардинально противоположных категорий будут существовать всегда.

Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это сти­хотворение?

Стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда” написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ “Размышления у парадного подъезда” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

  • Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).
  • Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.
  • Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками.

Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его.

Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение.

История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Анализ «Размышления у парадного подъезда» Некрасов

Анализ

«Размышления у парадного подъезда» Некрасов

«Размышления у парадного подъезда» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году.

Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину.

Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Читайте также:  Что такое верность?

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители.

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом.

Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником.

Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом.

Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки.

В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный.

Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Полезные материалы:

  • Критика «Размышления у парадного подъезда» Некрасов
  • Николай Некрасов — Размышления у парадного подъезда

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
  • Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо
  • Николай Некрасов — Мороз, Красный нос
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Некрасова
  • Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
  • Николай Некрасов — Русские женщины
  • Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов
  • Краткое содержание «Железная дорога» Некрасов
  • Анализ «Зелёный шум» Некрасов
  • Анализ «Несжатая полоса» Некрасов

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

  Краткое содержание Принцесса Клевская Лафайет

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

«Размышления у парадного подъезда» в сокращении

Н. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» краткое содержание для читательского дневника:

Поэт наблюдает из своего окна, как несколько крестьян обивают порог министра, живущего напротив. По всей видимости, они пришли в столицу издалека с каким-то важным прошением. Но их прошение не только остается без ответа, их самих швейцар прогоняет прочь.

Крестьяне не смеют противиться, и свесив головы, идут прочь. Поэту остается только наблюдать за ними, уходящими вдаль и размышлять о несправедливости жизнеустройства в царской России.

Смысл произведения:

Стихотворение посвящено рассуждениям о бесправии и безропотном поведении простого русского народа перед власть имущими: дворянами, чиновниками, сановниками всех мастей. Невыносимые условия жизни и пренебрежительное отношение сверху воспринимается людьми как норма, которую нужно, сжав зубы, терпеть и не жаловаться.

Поэма Некрасова «Саша» – трогательное произведение, написанное в 1855 году, о юношеских чувствах, первой девичьей влюбленности, переживаниях и душевном смятении. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Саши» для читательского дневника. Это история становления личности – справедливой, щедрой, прекрасной.

Жанр

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

История создания стихотворения

По воспоминания современников, стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано в то время, когда Николай Алексеевич пребывал в хандре.

Таким его увидела Панаева, с которой он прожил более десяти лет. Она описывала этот день в своих воспоминаниях, рассказывая о том, что поэт целый день провел на диване, даже не вставая.

Он отказывался от еды и никого не желал видеть, поэтому приема в этот день не было.

Авдотья Панаева вспоминала, что обеспокоенная поведение поэта, на другой день она проснулась раньше обычного и решила выглянуть в окно, чтобы посмотреть, какая погода царила за окном.

Молодая женщина увидела на крыльце крестьян ожидающих, когда откроется парадный подъезд напротив дома поэта. В этом доме жил князь Н.Муравьев, который в то время служил министром государственных имуществ.

Несмотря на то что погода была дождливая, сырая и пасмурная, крестьяне сидели на ступеньках парадного крыльца и терпеливо ждали.

Скорее всего, они пришли сюда ранним утром, когда только начинает вставать заря. По грязной их одежде легко можно было понять, что пришли они издалека. И у них, наверное, была только одна цель – подать прошение князю.

Видела женщина и то, как вдруг на ступеньках появился швейцар, который стал подметать и прогнал их на улицу.

А крестьяне все равно не уходили: они спрятались за выступом этого подъезда и, замерзая, перебираясь с ноги на ногу, промокая до ниточки, прижимались к стене, пытаясь спрятаться от дождя, ожидали, что, может быть, их все-таки примут, выслушают, или хотя бы возьмут прошение.

Панаева не выдержала и отправилась к поэту, чтобы рассказать ему всю эту ситуацию. Когда Николай Некрасов подошел к окну, то он увидел, как прогоняли крестьян.

Дворник и вызванный городовой толкали их в спину, пытаясь как можно быстрее очистить от них и подъезд, да и, вообще, двор.

Это очень возмутило поэта, он стал пощипывать свои усы, а так он делал, когда сильно нервничал, и сжал крепко губы.

Но долго наблюдать он не смог, поэтому очень скоро отошел от окна, и, задумавшись, опять прилег на диван. А уже ровно через два часа он читал Авдотье свое новое стихотворение, которое первоначально носило название «У парадного подъезда».

Конечно же, поэт многое изменил в той картине, которая была увидена им в реальности, и добавил художественный вымысел, чтобы поднять темы возмездия и библейского и праведного суда.

Поэтому этот стихотворный сюжет имеет у автора символический смысл.

Но цензура не могла пропустить такое стихотворное некрасовское творение, поэтому оно просто переписывалось и в течение пяти лет и ходило по рукам, переписанное вручную.

В 1860 году вышло в печать в одном из литературных журналов, но без указания автора.

Герцен, который посодействовал печати этого некрасовского стихотворения, в своем журнале «Колокол», ниже текста стиха, написал еще и примечание, в котором сообщил о том, что в их журналах стихи бывают редко, но

«стихотворение нет возможности не поместить».

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.
  • Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“стон песней зовется“, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Ссылка на основную публикацию