Опыт и ошибки в романе толстого «война и мир»

статьи

школьная программа

Опыт и ошибки в романе Толстого «Война и мир»

В этой статье вы прочтете сочинение-эссе по роману Толстого «Война и мир» на тему «Нужна ли смелость для признания своих ошибок?». Может быть использовано для подготовки школьников к ЕГЭ или в качестве работы-допуска к экзаменам в 11 классе.

Текст сочинения

Жизнь человека невозможна без ошибок. Каждый ежедневно совершает оплошности. Но мало кто может найти в себе смелость признать эти ошибки, и тем более, исправить. Смелость – способность человека преодолевать свои страхи или сопротивляться им.

Чаще всего мы боимся не проблем, которые последуют за признанием ошибки, а насмешек друзей и знакомых, потери их уважения. В таких ситуациях возникает смятение и задевается гордость. Но признание своих ошибок позволяет развиваться дальше, продолжать свой жизненный путь с новым опытом и становиться лучше.

Для признания своих ошибок смелость необходима. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский желает стать известным человеком. Он восхищается Наполеоном и не уделяет должного внимания семье, стремясь попасть на поле боя и проявить свою отвагу.

Получив ранение на Аустерлице, князь переживает душевный перелом и понимает, что в жизни есть более значимые вещи, чем война, известность и признание людей. Теперь для него на первом месте семья, а не военная слава. Он осознает ошибку и в дальнейшем старается ее исправить.

Андрею понадобилась смелость, чтобы признать и исправить свою ошибку.

Один из главных героев этого же романа, Пьер Безухов, ведя праздный образ жизни, проводил много времени в компании Курагина и Долохова, не обремененный заботами, печалями и какой-либо ответственностью. Став графом, Пьер понимает, что этот праздный образ жизни не для него.

Пьер женится на Элен Курагиной, ветреной женщине, которой от мужчины нужны только деньги. Осознав свою ошибку, он находит в себе смелость, чтобы развестись с неверной женой. В конце романа Пьер женится на Наташе Ростовой и создаст с ней счастливую семью.

Путем проб и ошибок граф находит свой смысл жизни – помогать людям, заниматься общественной деятельностью и иметь крепкую семью, где присутствуют настоящие чувства и уважение.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что признать свои ошибки может только смелый человек, не прячущий голову в песок. Настоящая личность должна совершать ошибки, чтобы развиваться, но также нужно эти ошибки признавать и исправлять. Для исправления ошибок смелость необходима!

Сочинение по роману Толстого «Война и мир» предоставила Валерия Скрайб.

Сочинение на тему Опыт и ошибки («Война и мир») ( : Итоговое сочинение (декабрьское))

Наверно, каждый человек совершает в своей жизни ошибки, и, совершая ошибки, он набирается опыта. А что же такое опыт? Опыт – это те знания, которые мы приобретаем в течение жизни. А так как человек постоянно чему-то учится, старается постичь что-то новое, на этом пути его будут ожидать взлеты и падения, победы и поражения.

Есть хорошая пословица, что умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих. Но в жизни чаще бывает по-другому: человек чаще приобретает жизненный опыт, когда учится на своих ошибках. А можно ли набраться опыта, не совершив ни одной ошибки? Я думаю, что нет. Людей идеальных нет, и всё в жизни познается путем проб и ошибок.

Жизнь настолько многогранна, порой непредсказуема, что на её пути человека будут подстерегать различные испытания.

Именно поэтому тема опыта и ошибок всегда интересовала писателей и они очень часто обращались к ней.

Не остался в стороне от этой темы и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» все его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, княжна Марья, Наташа Ростова – совершают в своей жизни ошибки. Рассказывая о судьбе своих героев, автор заставляет читателя задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок.

Когда я читала роман, то как бы проживала жизнь любимой героини Наташи Ростовой. Впервые мы видим её доверчивой, по-детски непосредственной, наивной, влюбленной во всех. А её первая влюблённость в Бориса Друбецкого? Её чувства так искренни, так чисты, Наташа Ростова так счастлива.

… А потом? Борис оказался вовсе не тем человеком, с кем она могла бы быть счастливой: он карьерист, для него главное – деньги. Это первое разочарование героини станет для нее уроком. А вот серьёзную ошибку, я считаю, Наташа Ростова совершила, когда увлеклась Анатолем Курагиным.

Как могла Наташа Ростова, такая добрая, так тонко чувствующая людей, влюбиться в безнравственного, пустого, пошлого человека? Я думаю, что причина кроется в отсутствии жизненного опыта – до встречи с Анатолем Курагиным её окружали добрые и хорошие люди, и она была совершенно не готова к встрече с другой стороной жизни: где царит ложь, лицемерие, предательство.

И героиня совершает ошибку, которая чуть не стоила ей жизни. В том, что случилось с её близкими, она косвенно винит себя: разрыв помолвки с Болконским, смерть младшего брата, болезнь матери, смерть Андрея. Наташе Ростовой пришлось заплатить слишком большую цену за свою ошибку.

Она очень много пережила, много страдала, быстро повзрослела, стала ответственной не только за себя, но и за других. За эту ошибку она не только заплатила слишком большую цену, но и приобрела необходимый жизненный опыт.

Она стала еще более внимательно относиться к близким людям, заботиться о них, научилась разбираться в людях, стала более осторожной во взаимоотношениях даже с теми, кого неплохо знала. Не будь этих ошибок, смогла бы она разглядеть в Пьере Безухове того человека, который давно, искренне и безнадежно в неё влюблен? Мне кажется, что счастье Пьера Безухова и Наташи Ростовой вполне закономерно: ведь он тоже наделал в жизни много ошибок, из которых, к счастью, сумел извлечь для себя важные уроки. Мои любимые герои не совершили непоправимых, трагических ошибок, они сумели исправить их и потому обрели счастье.

Таким образом, опыт и ошибки идут рука об руку друг с другом. Главное, чтобы, совершая ошибку, человек мог её потом исправить, чтобы она стала не трагедией в его жизни, а просто жизненным опытом, ещё одной ступенькой в его познании жизни.

"Война и мир" – проблематика романа-эпопеи

Всем добрый день! Начинаем разбирать проблематику универсальных произведений.

Проблематика романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Указаны основные проблемы, в рамках каждой группы, конечно же, можно рассмотреть ещё множество других формулировок.

  1. Взаимоотношения отцов и детей.

Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (княжна Марья и старый князь Николай Андреевич Болконский).

Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви (Николай Ростов и его родители, которые дают сыну деньги для выплаты карточного долга).

  1. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров (Петя Ростов, желая быть похожим на брата, идёт на войну).

Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков? (светское общество в большей степени отрицательно влияет на Наташу Ростову).

Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?(княжна Марья чувствует вину за смерть матери).

  1. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе
  • Почему современная молодёжь стала меньше читать?
  • Изменилось ли в обществе отношение к книге?
  1. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Долохов предаёт Николая Ростова).

Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации (Пьер остаётся в Москве для того, чтобы убить Наполеона).

Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью (героизм: Пьер, Кутузов, Петя Ростов и т.д.; лжегероизм: Долохов).

  1. Человеческое благородство.

Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей (Анна Михайловна Друбецкая).

В чём заключается истинное величие человека? (справедливый, добрый, простой Кутузов).

  1. Честь и человеческое достоинство.
  1. Проблема утраты моральных ценностей (Долохов, Элен и Анатоль Курагины).
  2. Проблема защиты чести и достоинства (Пьер Безухов защищает честь Наташи Ростовой после её неудачной попытки бегства с Анатолем Курагиным).
  3. Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
  1. Отношения человека с другими людьми.
  • Проблема проявления эгоизма по отношению к другим людям (Элен и Анатоль Курагины).
  • Проблема истинной дружбы (Пьер Безухов и Андрей Болконский).
  • Проблема рабской любви (“любовь” Пьера Безухова к Элен Курагиной).
  • Проблема отношения к пожилым людям (Пьер помогает Платону Каратаеву).
  • Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (старшая княжна помогает Пьеру прийти в себя после плена).
  1. Восприятие человеком окружающего мира.
  1. Проблема обретения радостного мировосприятия (Наташа Ростова).
  2. Подходы к изучению истории (авторские рассуждения).
  3. Проблема религии (Пьер и массоны, авторские рассуждения).
  4. Понятия научного и лженаучного (авторские рассуждения).
  5. Проблема одинокой старости (отец Пьера, Кирилл Владимирович Безухов).
  6. Проблема восприятия музыки человеком (Николай Ростов приободряется после проигрыша в карты благодаря пению Наташи).
  1. Отношение человека к миру природы.

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Андрей Болконский).

Отношение к бездомным животным (Платон Каратаев с любовью относится к собачке, которая прибегает к нему).

  1. Бережное отношение человека к языку.

Влияние иностранных слов на русский язык (в 19 веке российское дворянство говорило чаще всего на французском языке, поэтому «Война и мир» написан на двух языках: на русском и на французском).

  1. Человек и власть, которой он наделён.
  • Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Кутузов, Александр I, Тушин).
  • Понятия «случай» и «гений» (авторские рассуждения в эпилоге).
  • Проблема действенного сострадания (Наташа Ростова убеждает семью взять с собой раненых из Москвы).
  1. Отношение человека к войне.
  1. Проблема отношения человека к войне (отношение к войне меняется у Пьера Безухова, у Николая Ростова, у Пети Ростова).
  2. Проблема душевного состояния человека в условиях войны.
  3. Проблема поведения человека на войне.
  4. Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Петя Ростов помогает пленному мальчику).
  5. Проблема ложного патриотизма (гости салона Анны Павловны Шерер).

Краткий и полный анализ романа Л.Н. Толстого Война и мир

Тема 2: Поиск достойной общественной деятельности. Проблема: Дворянское общество не может предоставить молодежи плодотворной деятельности, поэтому героям приходится пройти тяжёлый путь исканий и даже побывать на войне (раскрывается через образы Пьера Безухова и Андрея Болконского).

Тема 3: Человек и власть. Проблема: Власть влияет на характер любого человека, и не всегда благотворно (можно сопоставить образы капитана Тушина, Кутузова, императора Александра).

Тема 4: Взаимоотношение поколений отцов и детей. Проблемы: 1.

Влияние воспитания на становление личности (жесткость старого князя Болконского по отношению к дочери Марье, атмосфера свободы и любви в семействе Ростовых, педагогический промах Ростовых в воспитании старшей Веры). 2.

Читайте также:  Кому на Руси жить хорошо в наше время?

Роль детства в нравственном становлении героев (Николенька Болконский, готовый во всем подражать Пьеру; Петя Ростов, стремящийся на войну; дети в семье Ростовых-старших, а позже – в семье Наташи и Пьера).

Тема 5: Истинные и ложные ценности в жизни людей. Проблемы: 1. Поиск смысла жизни и духовная работа формируют характер (Андрей, Пьер, княжна Марья, Наташа и Николай Ростовы). 2. Ценности аристократического общества не дают пищи умам и сердцам людей, развращая их (сравнить семейства Ростовых и Курагиных, атмосфера в салонах Элен и Анны Павловны).

3. Честь и бесчестие (Анатоль Курагин и Андрей Болконский по отношению к Наташе; нежелание Ростова жениться на Марье из-за богатства; Борис Друбецкой, который выслуживается и ищет выгоды во всем).

Также в романе затронуты темы семьи, божественно-религиозного начала, масонского движения, народного единства, женской роли в обществе, научного изучения истории.

Главная идея, заложенная Толстым во всем тексте романа, – величие есть только там, где есть правда, добро и простота.

Это касается и военного противостояния армий России и Франции, и жизни простого человека.

Для русских людей война 1812 года стала правым делом, потому что нельзя было не защитить свою родину. Величие русского народа вытекает из правоты его действий.

А вот Наполеон со своим вычурно-красивым планом объединить все народы, дать им Конституцию и другие блага, превратился в преступника. Его военные кампании привели к огромным человеческим жертвам и экономическому кризису в Европе.

В действиях Бонапарта нет величия, так как нет правды и добра.

Эта же идея вписывается как главная нравственная ценность жизни человека. Если в деятельности человека есть добро, правда и простота, его жизнь наполняется истинной радостью и величием.

Этих вещей не могут дать ни высокое сословное положение, ни богатство, ни беспорядочные развлечения.

Несколько героев романа, несмотря на их дворянское происхождение, проходят путь к духовным ценностям простого народа. Болконский учится у своих солдат, Пьер постигает мудрость жизни, находясь в плену. Простой солдат Платон Каратаев оказывает на Пьера мощное духовное влияние, помогая его нравственному перерождению.

Николай Ростов в эпилоге романа учится у русских мужиков хозяйствованию на родной земле.

Наташа Ростова – главная героиня, центр притяжения для многих других героев, которые полны духовных исканий. Отрицательные персонажи от нее словно отталкиваются: Наташу совершенно не выносит Берг и ее сестра Вера, Анатоль и Элен быстро уходят из ее жизни. Влюбленный с юности Борис Друбецкой старается ее забыть, но, увидев, влюбляется снова.

Пьер и Андрей начинают жить заново после тяжёлых нравственных потрясений благодаря Наташе. За Ростовой читатель наблюдает с 13 до 28 лет, вместе с ней проходя все этапы взросления и становления личности. Наташа – воплощение естественной красоты, живости, творчества, счастья.

Одно из главных качеств девушки – умение любить: людей, мир, природу, народ, искусство.

В ее характере переплелись высокие нравственные принципы, но при этом удивительная простота в общении, жажда жизни, народный дух.

Андрей Болконский – главный герой, представитель уважаемого дворянского рода, посвятивший себя военной службе, как и отец. Он слишком умён и порядочен, чтобы находить удовольствие в светской жизни, она его тяготит.

Зато на войне Андрей обретает глубокое понимание людей, народа, интересов страны. Видя много страданий и смертей, Болконский постигает вопросы смысла жизни, он начинает любить людей заново.

После смерти жены долго приходит в себя, и лишь любовь к Наташе Ростовой возвращает его к жизни.

Андрей трагически умирает спустя 3 недели после ранения в Бородинском сражении.

Пьер Безухов – любимейший герой Толстого и читателей. Полный, огромный, вечно неуклюжий увалень Пьер, которого в свете именуют “медведем”, в душе благороден, наивен и честен. Порядочность его поступков и мыслей поражает.

Изначально – незаконнорожденный сын, получивший богатое наследство и почитание за высокий титул, позднее стал уважаемым за личные качества членом общества.

Пьер вел активную общественную деятельность: участвовал в Бородинском сражении, был в плену у французов, собирал полк для ополчения.

В молодости был женат на Элен Курагиной, после ее смерти стал мужем Наташи Ростовой.

Марья Болконская – сестра князя Андрея, выросшая под влиянием жёсткого деспотичного отца. Она является воплощением нравственной, духовной красоты. Девушка набожна, порядочна, скромна. Всю свою жизнь она положила на служение семье.

Толстой обращает внимание: Марья очень некрасива, но в моменты, когда любовь и радость озаряют ее лицо, она преображается. Николай Ростов, раз встретив эту девушку, уже не может забыть ее лучистого проницательного взгляда.

Позже она становится его женой, продолжая вдохновлять на глубокие духовные искания.

Николай Ростов – старший брат Наташи, любящий всем сердцем свою семью и военную службу. Ему не понятна светская жизнь, зато близки сражения и походы.

После смерти отца оставляет военное поприще, становится помещиком и занимается восстановлением финансового положения семьи.

Долгие годы был связан с Соней обещанием жениться, однако позже женился на княжне Болконской, причем не из-за ее богатства, а по любви.

Порядочный, честный, прямолинейный, простой человек.

Соня – кузина Наташи, Пети и Николая; сирота, которую воспитывала семья Ростовых. Девушка всю жизнь жертвовала собой для блага спасшей ее семьи. Долгие годы любила Николая, но не смогла выйти за него замуж, и позже осталась жить в семье после его женитьбы на Марье Болконской. Преданная, порядочная, добрая девушка, не нашедшая своего личного счастья.

Курагины (Элен и Анатоль) – семейство, которое является воплощением развращенности дворянского общества. Оба красивы, богаты и влиятельны, но порочны. Анатоль волочится за девушками из чистого интереса, Элен выставляет свою красоту как товар, гонится за богатством и титулами.

Платон Каратаев – солдат лет 50, оказавшийся во французском плену с Пьером Безуховым, ставший для него опорой и наставником. Крепкий, мастеровитый мужик, в котором солдатская служба не пробудила жесткости и цинизма. Платон наполнен смирением и любовью ко всему живому, верит в бога и чтит государя. В отличие от многих, доволен своей судьбой.

Федор Долохов – бравый офицер, не раз поражавший всех свои героизмом. Иногда он был истинным, иногда фальшивым. Человек, разочарованный в жизни, в женщинах, во всем светлом. Единственная отрада в его жизни – старушка-мать и сестра. Неоднозначный герой с сомнительными поступками вроде похищения Наташи Ростовой для Курагина.

Василий Денисо – друг семьи Ростовых, наставник Николая в полку. Всю жизнь посвятил военной службе. Когда был разжалован за самоуправство, собрал партизанский отряд. В молодости был влюблен в Наташу Ростову.

Кутузов – главнокомандующий, приведший французскую армию к поражению в войне. Человек, хорошо понимавший потребности простого народа и солдат. Опытный наставник, предпочитавший всегда сохранить войско, а не жертвовать им.

Простой, чувствительный, сентиментальный человек, не преследовавший личных интересов в войне 1812 года. Антагонист Наполеона.

***

Всего в романе более 550 персонажей, и каждый дополнил картину народной жизни.

Психологизм или “диалектика души” – показ того, как зарождаются и развиваются мысли и чувства героев.

Читатель зачастую становится свидетелем глубинных переживаний Пьера, Наташи, Андрея и других героев.

«Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека» (о Пьере, том 4, часть 4, глава XXII).

Психологический портрет – описание, включающее внешность, движения, мимику, голос, которые характеризуют чувства, и даже натуру героя.

«Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему.

Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно, бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу» (о Наташе, том 2, часть 5, глава VIII).

Антитеза (или контраст) – противопоставление с целью раскрытия важных мыслей и ценностей.

Антитеза заявлена уже в названии романа, и многократно применяется Толстым.

Противопоставляются герои: Наташа Ростова – Элен, княжна Марья – Жюли, Кутузов – Наполеон, Андрей Болконский – Анатоль Курагин и т.д.

Контраст применяется в различных сценах:

  • Ростовы жертвуют своим имуществом и отдают обозы раненым, а в это время Берг прикупает шифоньерку, которая подешевела из-за бегства жителей из Москвы.
  • Когда умирает старый князь Безухов, наследники почти дерутся за портфель с его завещанием, желая получить куш.

В то же время графиня Ростова спокойно отдает подруге, княгине Друбецкой, большую сумму денег, чтоб та могла купить обмундирование Борису.

Картины природы для отражения переживаний героя

  • Сцена со старым дубом, с которым себя сравнивает Болконский.
  • Высокое небо Аустерлица, в которое смотрит раненый Андрей.
  • Первая встреча с Наташей на природе, подчеркивающая естественность натуры девушки и т.д.

***

Также Толстой применяет в романе следующие приемы: внутренний монолог героя, авторский комментарий, остранение (разрушение стандартного восприятия), повторяющиеся детали.

  • Поскольку роман содержит много сюжетных линий и охватывает масштабную историческую эпоху, то в нем выделяют не один конфликт.
  • Главный конфликт содержится уже в названии: русский народ включается в войну, чтобы привести родину к миру.
  • Конфликт между французской и русской армией, между Кутузовым и Наполеоном, межу цивилизованной Европой и дикой азиатской Россией – основной.
  • Конфликт прослеживается в столкновении нравственных ценностей старого аристократического общества и молодежи, которой они чужды.
  • Богатство, статус в обществе, титулы, придворные интриги, сплетни, браки по расчету, угнетение народных масс должны уйти в прошлое.
  • В обществе появляются личности новой формации, который мыслят, действуют, приносят пользу обществу, любят, ищут себя (Андрей, Марья, Пьер и Наташа, Николай, Петя и др.)

Толстой заканчивает роман описанием семейств любимых героев, воплощая в них идеал русского человека и русской семьи. Конфликт внутри общества не исчерпан, но есть надежда, что он разрешится благодаря этим людям.

Именно они, по мнению автора, должны стать основой обновленного общества.

20+ фактов о «Войне и мире» — книге, которую не любят школьники, но зачитывают до дыр взрослые по всему миру

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» занимает 3-е место в списке 10 лучших книг всех времен по версии Time и 20-е место в составленном BBC списке 200 лучших романов. Эпопея переведена на множество языков и входит в школьную программу.

Мы в AdMe.ru перечитали четырехтомник и готовы объяснить читателям некоторые сложные моменты и напомнить о занимательных фактах.

© Валентин Булгаков / Wikimedia Commons

  • Помимо того, что супруга писателя занималась бытом и воспитанием детей, она также была литературным агентом Толстого: его редактором, корректором и рецензентом в одном лице. В начале их совместной жизни она переписывала романы мужа, о чем рассказала в своем дневнике: «Счесть, сколько раз я переписывала „Войну и мир“, невозможно».
  • Имена некоторых героев, в том числе Наташи Ростовой, и описание семейных сцен Ростовых Толстой взял из неопубликованной повести своей жены С. А. Берс «Наташа», написанной до свадьбы летом 1862 года.
  • Изначально автор собирался написать роман о декабристах. И действительно начал его писать — спустя четыре года после объявления амнистии. Писатель даже придумал главного героя и написал три первых главы, но пришел к пониманию, что произведение необходимо расширить и дополнить.
  • Автору первая глава книги далась очень тяжело. Только спустя почти год работы и 15 черновиков писатель получил наконец то, что его удовлетворило. По историческим сведениям, Толстой писал роман 6 лет, при этом переписывал его вручную 8 раз, а отдельные эпизоды — более 26 раз. В произведении насчитывается 559 действующих лиц. Рукописный фонд романа составляет 5202 листа.
  • В своей статье Толстой говорит, что фамилии персонажей эпопеи созвучны фамилиям реальных людей, но характеры полностью выдуманы. Несмотря на уверения автора, герои вовсе не такие выдуманные, как кажется на первый взгляд. Литераторы обратили внимание, что у многих есть реальные прототипы — например, жена писателя Софья.
  • Произведения Толстого отличаются яркой реалистичностью. Его многогранные герои не делятся на плохих и хороших — как в настоящей жизни. В целом в «Войне и мире» нет ни одного по настоящему положительного героя — все совершают ошибки. Наташа Ростова обманула Андрея Болконского: после помолвки она влюбилась в Курагина и собиралась с ним бежать. Пьер Безухов дает лучшему другу честное слово не кутить больше с компанией мерзавцев и тут же едет к ним. Благородный Николай Ростов проигрывает крупную сумму в карты, что напрямую влияет на благополучие его семьи.
  • В дореволюционное время слово «мир» имело 2 варианта написания и 2 значения: «мiръ» — «Вселенная, люди» и «миръ» — антоним к слову «война». После орфографической реформы 1917–1918 годов слова стали писаться одинаково. Существует легенда, что Толстой якобы использовал в названии слово «міръ», то есть «Вселенная, люди».
  • А еще герои романа взрослеют с разной скоростью. В первый раз мы встречаем Наташу Ростову в возрасте 13 лет. На дворе август 1805 года: «В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то кисейной юбкою». Тогда же мы знакомимся со старшей сестрой Наташи Верой. На тот момент она на 4 года старше, а значит, ей 17 лет. В декабре 1806 года Вера уже предстает перед нами «двадцатилетней красивой девицей», которая за год успела вырасти на 3 года.
  • Помимо путаницы с возрастом, в эпопее есть еще несколько неточностей. Критике в основном подвергались недостоверные описания событий и в целом, и в мелочах. Например, в романе есть сцена, в которой император кидает в толпу бисквиты. Критики настаивали, что такой «некрасивой» сцены не могло быть. Чтобы отстоять свою правоту, Толстой просто указал на «книгу Глинки, посвященную Государю Императору». Но эпизода с бисквитами в произведении Сергея Глинки нет.
  • Были у критиков и другие вопросы. Так, видимо, подчеркивая характер Анатоля Курагина, Толстой описывает, как он шел во время представления в театре среди рядов, позвякивая шпорами и саблей. А ведь офицеры никогда не носили оружие и шпоры в театре.
  • Также читатели заметили, что, судя по датам, Лиза Болконская была беременна целых 15 месяцев.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое любовь» по тексту Роя

© War and Peace / Paramount Pictures

  • На настоящий момент «Война и мир» послужила основой для 11 кинематографических и телевизионных экранизаций, включая грандиозную четырехчастную эпопею Сергея Бондарчука, для съемок которой в Советской армии был создан специальный конный полк.
  • Мало кто знает, что в СССР задумались об экранизации книги после успешного фильма Кинга Видора, в котором роль Наташи сыграла Одри Хепбёрн.
  • В советской экранизации Пьера Безухова сыграл сам Бондарчук, которому для роли пришлось поправиться на 10 кг. В то время режиссеру уже было больше 40 лет.

© Война и мир / Мосфильм, © War and Peace / BBC Cymru Wales

  • Автор не увидел свое произведение в том варианте, в котором сейчас читаем его мы. Первая версия сильно отличалась от современной. В ранних редакциях эпопеи Андрей Болконский оставался жив, а книга содержала еще больше описаний и французского текста. Также роман был в 2 раза короче, в нем почти отсутствовали философские рассуждения.
  • Толстой боролся за большой гонорар и получил его. Если Достоевскому с трудом удавалось выбивать из редакторов журналов и книгоиздателей по 150–250 рублей за печатный лист, то Лев Николаевич продал «Русскому вестнику» эпопею «Война и мир» по 500 рублей за лист и сам занялся подготовкой ее отдельного издания.
  • По статистике, чаще всего — 1 627 раз — в романе употребляется слово «было». Наиболее часто в книге встречаются существительные и имена собственные: «князь», Пьер, Андрей, Наташа, «время». Ни «война», ни «мир» в этот список не попали.
  • «Войну и мир» часто сравнивают с книгой другого писателя — «Тихим Доном» Шолохова. Здесь, как и в эпопее Толстого, изображается жизнь народа в переломный исторический период, дается описание трагических судеб, людских стремлений и духовных поисков.
  • В 1886 году в Японии вышла тоненькая книга со сложным названием — перевод «Войны и мира». Оказалось, переводчик взял на себя смелость и «выкинул из произведения все лишнее», оставив только «главное» — любовную линию. Книга вышла под названием «Плачущие цветы и скорбящие ивы. Последний прах кровавых битв в Северной Европе».

© War and Peace / BBC Cymru Wales

  • Книгу любят читать и звезды. Актеры новой экранизации и вовсе повально восхищены романом. Вот что говорит актриса Джиллиан Андерсон: «Несмотря на то что события разворачиваются в 1800-х годах, это те же самые война и любовь, романтические отношения и предательства. Здесь все так же, как у Шекспира, как в других великих произведениях, — они стали особенными, поскольку описанные в них события не теряют своей актуальности».
  • А вот слова актера Пола Дано, сыгравшего Пьера: «Каким-то образом Толстой умудрился запечатлеть внутренний мир, а он вне времени. Он знал, как мы думаем и чувствуем. Эта книга так же актуальна сейчас, как и раньше. Вот почему человеческий элемент — самая важная часть книги, именно к ней мы всегда обращаемся».
  • Людям стыдно признаваться, что они не читали «Войну и мир». По статистике, две трети россиян хотя бы раз в жизни умело вводили в заблуждение собеседника, размышляя о поступках героев и рассказывая о книгах, которые никогда не читали. Среди непрочитанных лидируют романы Льва Толстого и Федора Достоевского.
  • В марте 2020 года англоязычные пользователи интернета устроили коллективное чтение романа «Война и мир» и прочитали книгу за три месяца.

А вы читали роман в школе? Пробовали перечитывать, когда повзрослели?

Фото на превью Война и мир / Мосфильм

«Искажение действительности», или Как Лев Толстой в «Войне и мире» работает с источниками

Ни одно произведение школьной программы не вызывает такую бую эмоций у учащихся и их родителей. Причем эмоции эти крайних состояний: от жгучей ненависти до горячего одобрения присутствия романа в списках литературы для летнего чтения.

Да и многие писатели, критики, издатели, работники сферы культуры тоже включаются в спор и тоже либо активно советуют прочитать, либо ругают роман на все лады. Впервые книгу издали около 150 лет тому назад (отрывок из романа был опубликован в 1865 г., 1,2,3 части — в 1868-м.

), а полемика «читать или не читать» с каждым годом становится все ожесточеннее.

Казалось бы, страсти должны утихать. Только ли дело в том, что «несчастных» школьников все продолжают из года в год «мучить Толстым»? Тогда откуда же берутся позитивные отзывы, коих не мало?

Как и почему разделяются мнения о том, надо ли читать роман-эпопею Толстого?

Если внимательно просмотреть форумы на эту тему, можно заметить, что среди наиболее негативно настроенных к роману людей большинство составляют те школьники, которые книгу еще не прочли, и их родители, которые читали ее давно и вскользь, сейчас толком проблематику романа не помнят, а то и вовсе отделались кратким содержанием. Прочитавшие книгу чаще оставляют отзывы спокойные или положительные. Что же так пугает юных читателей и их родителей?

Опыт и ошибки в романе Толстого «Война и мир»

Что же такое опыт? Безусловно, каждый человек ответит на этот вопрос по — своему.

Размышляя над этим определением, нельзя не согласиться с толкованием названного слова, данного в словаре Кузнецова, который говорит, что опыт — это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из жизни, практической деятельности человека.

Но если все зрелые люди – опытные, можно ли сказать, что опытный человек никогда не ошибается? Если это так, почему же вокруг нас столько нелепостей, необдуманных поступков и предрассудков? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к художественной литературе.

  Устное сочинение по картине Б. Кустодиев «Масленица».

Тема опыта и ошибок была интересна многим писателям и поэтам. Одним из них можно считать Л. Н. Толстого. Проанализируем его величайший роман » Война и мир». Один из главных героев произведения — опытный военачальник Андрей Болконский. Он желает стать бравым воином и известным человеком.

Не удивительно, ведь его кумир — Наполеон Бонапарт. Чтобы добиться своего, Андрей Болконский стремится оказаться в опасных местах сражений, не жалея своей жизни, хотя у него есть семья, которая нуждается в нем. Отношение Андрея к Наполеону, а следовательно и к ратным подвигам, непонятно нынешнему читателю.

Многие считают амбиции глупыми, а размышления – ошибочными и недостойными взрослого мужчины. Можно ли с этим согласиться?

Наполеон Бонапарт — великий французский полководец, который хотел захватить весь мир. Стремления Наполеона приносят не только серьёзные материальные убытки, но и большие людские потери.

Каким же Наполеон может служить примером? Наверное, изначально Андрей Болконский видит в нём целеустремлённого человека с сильным мужским духом. Его взгляды меняются в эпизоде «Небо Аустерлица». Он понимает, насколько ничтожны амбиции, приносящие смерть.

В его мыслях возникает вопрос о том, достоин ли Наполеон быть кумиром? Лишь тогда, видя кровь и страдания сотен людей, он осознаёт, что нет.

Военные действия способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он понял, как горько ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Князь понимает, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Он решает, что в дальнейшем будет жить для своей семьи.

Таким образом, Л. Н. Толстой хочет донести до нас мысль о том, насколько важно уметь видеть совершенные ошибки, признавать их и стараться вовремя исправить. Пример Андрея Болконского в очередной раз убеждает нас в том, что совершить ошибку может даже опытный человек. Ведь, как говорил А. С. Пушкин: «опыт — сын ошибок трудных». А никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Андрей Болконский извлек пользу из совершенной ошибки. Бывает ли наоборот? Когда человек совершает одну и ту же ошибку сотни раз, чтобы прийти к цели? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Знакомство Изергиль с читателем происходит, когда её уже можно назвать бесчувственной старухой.

» Её чёрные глаза были всё- таки тусклы, луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами, сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы» — именно так ее описывает рассказчик.

А ведь когда- то героиня любила до беспамятства. Поиск любви, настоящих чувств и идеального мужчины — вот проблема, в решении которой Изергиль, казалось бы, так опытна, но продолжает совершать ошибки.

В пятнадцать лет Изергиль знакомится с рыбаком, влюбляется в него, но через несколько дней понимает, что юноша ей наскучил. Далее она заводит романы с гуцулом, турком, поляком, ради веселья знакомится с разными мужчинами и сводит их с ума своей красотой. Почему же девушка, настолько опытная в отношениях с мужчинами, настолько желанная ими, проводит старость в гордом одиночестве?

Читайте также:  Смысл песни ЛСП «Тело»

Наверное, главная ошибка Изергиль заключается в легкомыслии и непонимании быстротечности человеческой жизни. Безусловно, в какой- то степени героиня права — она искала счастье. Однако главная ошибка привела её к тому, что счастье она потеряла навсегда. Таким образом, на примере Изергиль Максим Горький показал, насколько важно учиться на своих ошибках, чтобы стать счастливым.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что опытный человек — это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, чьи ошибки являются уроком, приобретённым опытом. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна: » Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их снова». Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Почему не стоит читать «Войну и мир» и правы ли те, кто советует не читать

  • Первое, что отпугивает потенциальных читателей — это, конечно, объем. 4 тома, в среднем около 300-350 страниц каждый. И для школьника это действительно не мало. Особенно если на лето кроме Толстого задали прочесть еще несколько книг. Для родителей это тоже большой объем, ведь зачастую приходится уговаривать, убеждать, а иной раз просто заставлять ребенка читать. И для любого человека в колесе повседневной спешки тоже многовато… Хотя… 1200 страниц = 20 страниц ежедневно в течение 2-х месяцев, так ли уж много? Особенно если сравнить с серией о Гарри Поттере из 7 толстых книг.
  • Текст тяжело читается. Это правда. Обилие длинных, на 5-7 строк, предложений, насыщенных вводными фразами, и абзацы, величиной в полстраницы, делают роман сложным для восприятия. В настоящее время из огромной массы художественных текстов издатели предпочитают печатать те, что сочетают в себе легкий, «летящий перед глазами» текст с довольно высокой плотностью информации. Да, именно такой текст любят читатели. Скорее всего, сегодня Льва Николаевича отказались бы печатать или отправили роман на доработку. В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо, в котором было: «Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
  • Нудно! И это отчасти верно. Но только отчасти! В то время, когда жил и писал Толстой, тех СМИ, с которыми мы взаимодействуем по нескольку часов каждый день (интернет, телевидение, глянцевые журналы и т.п.), не было. Даже чтение книги с картинками являлось удовольствием для избранных и богатых. Отчасти поэтому многое приходилось описывать в мельчайших подробностях и делать отступления от развития сюжета. Современному человеку, живущему в насыщенном информационном потоке, такие описания не нужны, однако для человека любопытного эти отступления ценны тем, что позволяют увидеть и понять мировосприятие современника Толстого.
  • Сложный сюжет и ничего не понятно. А вот это неправда. Сюжет книги довольно прост. Скорее всего это заблуждение произрастает из нежелания читать, большого количества сюжетных линий и обилия главных и второстепенных персонажей. Тут можно вспомнить «Песнь Льда и Огня» Дж. Р.Р. Мартина, вот уж где количество персонажей и сюжетных линий на единицу текста просто зашкаливает.

Сочинение: Мой любимый роман — «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

(459 слов) Одним из выдающихся произведений русской классической литературы является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Несмотря на большой объём, я читала его с большим удовольствием и сейчас смело и решительно могу сказать, что это мой любимый роман.

В данном сочинении я поразмышляю над тем, почему же это литературное творение так полюбилось читателям, не теряет своей актуальности и по сей день и продолжает обретать всё больше поклонников.

Во-первых, я с большим восхищением отношусь к самому писателю, ко Льву Николаевичу Толстому. Так что на «Войну и мир» я возлагала большие надежды, и они оправдались. Язык этого великого произведения великолепен. Кто-то ругает автора за длинные предложения с развёрнутыми сравнениями и метафорами.

Однако на мой взгляд, это, напротив, придаёт тексту живость, красочность, реалистичность. Чем больше и внимательнее вчитываешься в эти длинные фразы, тем глубже понимаешь их смысл, а описанные картины и действия начинают словно вырастать рядом с тобою, как живые. Благодаря языку Л. Н.

Толстого читатель полностью погружается в художественный мир произведения, и на время прочтения книги он становится даже реальнее окружающей действительности. Вот Наташа Ростова, будто бы совсем рядом со мною, играет на фортепьяно.

А теперь мы лежим вместе с Андреем Болконским, смотрим на небо и вместе рассуждаем о смысле жизни:

«Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Во-вторых, поражает воображение масштабность романа. Недаром это именно роман-эпопея. Л. Н.

Толстой затронул огромное количество важных и актуальных до сих пор проблем — роль семьи в жизни человека на примере семьи Болконских и семьи Ростовых, поиск смысла жизни на примере судеб князя Андрея и Пьера Безухова, война, желание прославиться во что бы то ни стало и многие другие вопросы. Именно поэтому «Войну и мир» можно смело перечитывать из года в года и каждый раз открывать для себя новую тему, новую проблему.

В-третьих, отдельно мне хочется отметить рассуждения писателя об истории. Это вовсе не скучные отрывки, которые можно пролистать, как может показаться кому-нибудь на первый взгляд. Это поистине глубокие размышления, с которыми я во многом согласна. Мне близки взгляды Л. Н. Толстого на историю и её роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=4L7vm6Jbfwo\u0026t=5s

Таким образом, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — это потрясающее и действительно великое произведение. Ко всему прочему, это удивительная книга лично для меня.

Я наслаждаюсь как языком писателя, речевыми оборотами и метафорами, так и смыслом, идеями, которые автор вложил в своё творение. «Война и мир» заставляет задуматься и о смысле бытия, и о своём отношении к жизни и к окружающим людям.

Недаром эта книга входит в список обязательной литературы в школьной программе. А теперь эта ещё и любимые четыре тома на моей книжной полке.

  Софья ковалевская кюри. Софья ковалевская краткая биография

Мария Сербина

Почему стоит прочесть «Войну и мир» и правы ли те, кто советует прочесть

  • Это интересная книга. Довольно много читателей и критиков придерживаются этого мнения. Все персонажи романа созданы рукой настоящего мастера и знатока человеческих душ, а это значит, что тревоги и перипетии, трагедии и моменты окрыляющего счастья читатель переживает вместе с героем, ведь читательский интерес измеряется амплитудой эмоционального всплеска со знаком «+». И все же интересно или нет – это мнение субъективное. Любителю остросюжетной фантастики будущего «Война и мир», скорее всего, не понравится.
  • Это исторически достоверное произведение и из него можно познакомиться с эпохой войн против Наполеона в 1805-1812 годах и с русским обществом того времени. Автор виртуозно описал разные слои русского общества, настроения, царящие в головах у людей того времени. Так виртуозно, что погружение «5D» в минувшую эпоху читателю обеспечено.
  • Текст хоть и сложен, но красив и изобилует яркими образами. И это правда. Любителей Толстого заставляют умолкать и отводить глаза только куски текста на французском. Написаны они не слишком грамотно и не слишком профессионально. Французские издатели до сих пор ломают голову и спорят: стоит ли печать великого Льва Николаевича без коррекции.
  • В «Войне и мире» Толстой обозначает и раскрывает важные для любой эпохи и для каждого человека проблемы нравственности, долга, чести, патриотизма, обретения душевного счастья. Совершенно верно. Ни один человек, прочитавший этот роман, не избегнет задуматься о каждом из перечисленных понятий, поэтому это произведение так прочно укоренилось в школьной программе, которая создана, чтобы учить подрастающее поколение разумному, доброму, вечному.

Война и мир

Главная / Книги / Война и мир

Начал перечитывать Толстого «Война и мир». Захотелось проверить впечатления детства и юности.

Первый раз взял эту книгу лет в 13 и мне все говорили: рано тебе это читать. Я не верил и думал, что взрослые от меня что-то скрывают. Проглотив залпом два толстенных кирпича, тайн в Толстом никакой не нашел и был несколько разочарован.

Тогда меня интересовали большей частью батальные сцены, а любовные переживания и длинные французские описания я попросту пропускал. Но в целом, помню, понравилось («живенько так»), а дополнительным бонусом было то, что на уроках литературы ничего не нужно было читать специально. Ведь «Война и мир» была обязательной по программе.

В 25 лет ощущений не помню, тогда была интересная реальная жизнь, все было первым, новым, таким волнующим. Проскользил и дальше жить.

Но когда читаешь этот роман в зрелом возрасте, впечатления совсем другие. Понимаешь, почему все-таки Толстой великий писатель, а не Дарья Донцова.

Думаю, секрет прост, но и безумно сложен: Лев Николаевич брал и описывал темы, которые всегда будут вечны: детство, мир, война, любовь, взросление человека. И он был первым, кто сделал это так подробно и откровенно.

Я читаю «Войну и мир», накладываю переживания и мысли героев на свою жизнь и нахожу много общего. А что изменилось? Предательство, подвиг, сомнения, любовь — все те же человеческие эмоции, который были 150 лет назад. Не изменились они и сегодня.

Неспешный повествовательный ритм Толстого парадоксальным образом возвращает меня в детство, в доинтернетную и почти дотелефонную эпоху. Мифическое, медленное, почти невероятное время. Классическая русская литература — это настоящая машина времени, а я, как и всякий рефлексирующий «интеллигент» люблю и ностальгирую по прошлому, презирая настоящее и с недоверием смотрю в будущее.

Однако наше поколение, возможно последнее, для кого этот роман пока еще актуален. Я не собираюсь низвергать Толстого с пьедестала. Но кто сейчас читает Гомера, Вергилия, Сервантеса? Это 0,5% специально обученого населения Земли в лучшем случае.

Просто уходит время. И язык Толстого, и его время становится анахронизмом. Недавно я с огромным удовольствием прочитал мемуары Болотова, конец 18 века. Но мне сейчас 45 лет, а в 15 лет такое чтение сродни подвигу. Тяжеловесный язык, непонятная история. Жуль Верн, Майн Рид, Хаггард, Фенимор Купер — вот были тогдашние герои.

Наши дети и тем более внуки будут считать Толстого кем-то, кто был для нас Гаврила Державин или Михайло Ломоносов в школе. Крутые наверное чуваки, да. Но блин, как же скучно их читать!

05 Дек 2020 e-buka 1479

Ссылка на основную публикацию