Общество будущего в романе «Мы»

/ Сочинения / Замятин Е.И. / Мы / Общество будущего в романе Е.И. Замятина «Мы»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман «Мы» Е.И. Замятина написан в жанре антиутопии. Долгое время этот роман оставался неизвестным советскому читателю, был подвергнут уничтожающей критике. В нем увидели памфлет на революцию. Так, Д.И. Фурманов назвал произведение Замятина «злым памфлетом-утопией о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено».

    Действие произведения Замятина происходит в далеком будущем, в фантастическом едином государстве, которое возглавляет благодетель. Государство живет изолированно. Все оно сосредоточено в одном городе, отгороженном от остального мира Зеленой Стеной – диким лесом. В государстве действует табу: строжайший запрет выходить в этот лес.

    Что же представляют собой жители государства, выведенного Замятиным в своем романе? Это граждане, лишенные имен. Вместо имени у каждого из них свой номер.
    В Едином Государстве существует единый строгий режим. Здесь все живут по строгим законам – Великой скрижали, регламентирующей поведение людей во всех мелочах. Жизнь полностью рационализирована.

Люди полностью лишены прав на семью, личную жизнь.
    Самое страшное в том, что даже такое святое понятие, как любовь, низведено до уровня удовлетворения физиологических потребностей: «Я бы так хотела сегодня прийти к вам, опустить шторы. Именно сегодня, сейчас…».

Но автор-повествователь отмечает: «Ну что я мог ей сказать? Она была у меня только вчера и не хуже меня знает, что наш ближайший сексуальный день только послезавтра». Итак, здесь даже любовь – по строжайшему расписанию, которое составляет руководитель Государства – Благодетель.
    Его власть абсолютна и безоговорочна.

Он единственное существо, имеющее право на обдумывание и принятие решений. От личного желания человека здесь ничего не зависит. Да и вообще здесь нет такого понятия, как “личность”.
    Жители города не ропщут. Они живут только по строжайшим законам разума, логики. Так, автор–повествователь ловит себя на мысли, что невольно залюбовался весной: «Весна.

Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы – ежеминутно проводишь по ним языком – и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно)». И ту же обрывает себя: «Это несколько мешает логически мыслить».

А что же зазорного в том, чтобы полюбоваться весной? Почему во всем и всегда должна быть логика?
    А какую природу предпочитают жители Единого Государства? Безупречную, со строгими линиями, классическими канонами, такую, которая не отвлекает от логического мышления, не дает быть романтиком.

Страшно боятся эти люди романтики: «Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо толкущиеся кучи пара).

Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стремительное, безукоризненное небо…»
    В Едином Государстве существует единый строгий режим: все в одно время встают, одинаково питаются (причем пища-то – искусственная), одновременно начинают и заканчивают работу. Они носят одинаковую одежду – униформу, их невозможно отличить друг от друга.

    Люди разучились фантазировать и индивидуально мыслить, даже любовь у них (точнее – сексуальные отношения) определяется табелем сексуальных дней. Но жители государства воспринимают эту казарменную жизнь как должное, не ропщут: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь.

Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери…»
    За каждым человеком в государстве ведется строжайший контроль, здесь действует тайная полиция под названием «хранители».
    В романе раскрыта порочность мечты социалистов: насытить людей только хлебом, обеспечить теплом и одеждой, лишив самого важного – свободы и души.

    Д-503 полюбил, нарушив этим строжайшее табу: любовь – романтика, глупость, потому отвлекает от работы, труда. И возвращение души обернулось для Д-503 катастрофой. Он взглянул на столь привычный для него, регламентированный, мир совершенно новыми глазами, пережил подлинное счастье. Однако за это ему пришлось заплатить предательством и операцией, после которой он навсегда потерял способность чувствовать.
    Публикация романа «Мы» за границей вызвала ожесточенную травлю писателя в родной стране. Сбылись самые мрачные опасения Замятина, высказанные им еще в 1921 году в статье «Я боюсь». Он писал: «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь – я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое».

    Антиутопия «Мы» рисовала образ нежелательного будущего. Она предупреждала об опасности распространения казарменного коммунизма, уничтожающего во имя анонимной, слепой коллективности личность, разнообразие индивидуальностей, богатство социальных и культурных связей.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Замятин Е.И. / Мы / Общество будущего в романе Е.И. Замятина «Мы»

О романе замятина "мы"

Руденко Оксана

Как возвратить золотой век , вернуть потерянный рай , как создать на земле царство Божие – этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности , желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития.

Неудовлетворенность настоящим заставляет задавать вопрос: каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных, и ставший уже классическим, ответ на этот вопрос дал Н.Г.

Чернышевский в ‘’ Четвертом сне Веры Павловны’’ из романа ’’ Что делать?’’ Земной рай представляется автору, а вместе с ним его героине , в виде хрустального дворца с колоннами из алюминия , в котором находится более тысячи людей. Они вместе работают, веселятся, едят. То, что нравится одному, обязательно должно нравиться и всем остальным.

Они -единая, неделимая масса, всегда счастливая, всегда довольная жизнью. По поверью, если кому-нибудь рассказать свой сон, то он не сбудется.

Но автор романа ’’Что делать?’’ рассказывал сны своей с обратной целью: чтобы они стали явью, чтобы мы, читатели, проникнувшись ими точно знали, что делать, чтобы вместе с автором радовались появлению ’’ новых людей’’ – провозвестников новой жизни.

Эта ’’ новая порода ’’- люди, сильные физически и не утруждающие себя духовными терзаниями, с умом, явно господствующим над чувствами, точно знающие, что надо , а что- нет, для себя и других , и поступающих только так, как надо , пусть и в ущерб ’’глупым’’ чувствам или ’’глупой’’ морали. Им-то, этим самым людям, которых становится все больше с каждым поколением, и предлагал восторженный автор ’’ работать на будущее, приближать его, переносить из него в настоящее, сколько можно перенести’’.

Но жизнь заставляет нас задуматься: так ли хороши будут те результаты, к которым может прийти человечество? Что вообще есть прогресс? То, что помогает человеку стать хозяином природы, мира, чувств? Но не приведет ли это к потери человеком своей индивидуальности, к обезличиванию серой одинаковой массы?

Е. Замятин – писатель, которому удалось довольно точно разглядеть приметы антипрогресса в окружающей действительность первых лет советской власти.

Конечно, предметом его размышлений становится не только технический прогресс, но и те общественные идеалы, которые выдвигались за непререкаемые истины. Е.

Замятин как будто специально повторяет описание ’’ города будущего ’’ из утопии Чернышевского. Но в своем романе Замятин рисует будущее мрачными красками.

Замятин работал над романом в годы гражданской войны. Замятин был очень прозорливого ума человек, с мощным логическим мышлением.

В процессе работы почувствовал необходимость расширить круг проблем, он не стал ограничиваться политической сатирой современности, а решил все наблюдения использовать для более высокой цели: прогноза путей человеческой цивилизации.

Писатель имел инженерное образование, и это позволило ему успешно прогнозировать, какими неприятностями для человечества может обернуться технический прогресс и торжество технократического сознания. Замятин писал роман – проблему, роман – предупреждение.

Описывая общество, где поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он стремится предупредить людей о том, что технический прогресс без соответствующих нравственных законов может принести страшный вред.

Драматична история публикации романа ’’Мы’’. Писатель мечтал издать его на своей Родине! Но по цензурным соображениям роман появиться в России не мог, так как в то время он воспринимался многими как политический памфлет на социалистическое общество. Наиболее четко эта точка зрения выражена в статье А.

Воронского о Замятине, утверждавшего, что роман ’’ целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой ’’.Не понял произведения Замятина и М. Горький, писавший в одном из своих писем в 1929 г.: ’’Мы’’ – отчаянно плохо, совершенно не плодотворная вещь. Гнев ее холоден и сух, – это гнев старой девы’’.

Сочувственно отозвались о романе критик Я. Браун и Ю. Тынянов. Но их мнение не могло повлиять на общую ситуацию.

Между тем писатель читал свой роман на литературных вечерах в Москве и Ленинграде.

Его узнали не только в России, но и Замятин получил от крупной фирмы в Нью-Йорке предложение перевести роман на английский язык, и он принял это предложение. В 1924 году роман был опубликовал в Нью-Йорке.

Вскоре появились переводы на другие – чешский и французский языки. Лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Дж. Оруэлл сказал: “Вполне вероятно, что Замятин вовсе не думал избрать советский режим глобальной мишенью своей сатиры.

Читайте также:  Анализ произведения "Слово о полку Игореве"

Он писал еще при Ленине и не мог не иметь ввиду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считал, что жизнь становиться слишком спокойной и благоустроенной.

Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем грозит машинная цивилизация”.

Идейным центром, к которому стягивается все в романе, являются свободы и счастья, соотношения в деятельности государства, интересов коллектива и личности. Основная проблема – поиск человеческого счастья. Именно эти поиски счастья и приводят общество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма

всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития.

Своим романом “Мы” Замятин положил начало новой, антиутопической, традиции в культуре ХХ века.

Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Роман Замятина “Мы” стал первым произведением, в котором черты этого жанра воплотить со всей определенностью. И для современного читателя Е.Замятин – прежде всего автор фантастического романа-антиутопии, поднявшего высокую волну в мировой литературе ХХ столетия.

От чего же предостерегает Замятин, что оберегает он в нас? Что он увидел тревожного на одном из великих перепутий истории?

Уже с первых страниц романа Е.

Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье.

Во всяком случае таким оно предстает в восприятии повествования – строителя Интеграла, математика Д-503. В чем же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми?

В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода: он переживает абсолютное единение с остальными, чувствует солидарность с собой подобными. “Как всегда, Музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого государства.

Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, или нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И Я – Мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке”. (запись 2-я).

Отметим, что в вымышленной стране, созданной воображением Замятина, живут не люди, а нумера, лишенные имен, облеченные в юнифы. Внешне схожие, они ничем не отличаются друг от друга и внутренне, неслучайно с такой гордостью восклицает герой, восхищаясь прозрачностью жилищ: “ Нам нечего скрывать друг от друга”.

“Мы счастливейшее среднее арифметическое”, – вторит ему другой герой, государственный поэт R-13.

Одинаковостью , механистичностью отличается вся их жизнедеятельность, подписанная Часовой скрижалью. Это характерные черты изображенного мира. Лишить возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции значит лишить счастья, обречь на страдания, о чем свидетельствует история “О трех отпущенниках”.

Символическим выражением жизненного идеала главного героя становятся прямая линия (как тут не вспомнить Угрюм-Бурчеева) и плоскость, зеркальная поверхность, будь то небо без единого облачка или лица, “не омраченные безумными мыслями”. Прямолинейность, рационализм, механичность жизнеустройства Единого государства объясняют, почему в качестве объекта поклонения нумера выбирают фигуру Тейлора.

Антитеза Тейлор – Кант, пронизывающая весь роман, есть противопоставление рационалистической системы мышления, где человек – средство, и гуманистической, где человек – цель.

Таким образом, идея всеобщего равенства, центральная идея любой утопии, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усредненностью ( “… быть оригинальным – это нарушить равенство”, “быть банальным – только исполнять свой долг”).

Идея гармонии личного и общего заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. “Счастье – в несвободе”, – утверждают герои романа.

“Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением, поэтому казнь становится праздником”.

Обратим

“Общество будущего” и настоящее в романе Е. Замятина “Мы”

Настоящий писатель – это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель – это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано возникновение в литературе жанра утопии.

В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии.

Жизнь заставляла писателей задуматься: так ли хороши будут те результаты, к которым может прийти человечество? Вообще, что есть прогресс? То, что помогает человеку стать хозяином природы, мира чувств, своего же естества?

Но не приведет ли это к потере человеком своей индивидуальности, к обезличиванию серой одинаковой массы?

Е. Замятин – писатель, которому удалось довольно точно разглядеть приметы некоего антипрогресса в окружающей действительности первых лет советской власти.

Конечно, предметом его размышлений становится не только технический прогресс, но и те общественные идеалы, которые выдвигались за непререкаемые истины.

Замятин задается вопросом: каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос – знаменитый “четвертый сон” Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.

Е. Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.

В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”.

К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства.

Символический образ “огнедышащего интеграла”, чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу.

Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье” и что это “счастье” – в отказе от “я” и растворении в безличном “мы”.

Внушено, что художественное творчество – “уже не беспардонный соловьиный свист”, а “государственная служба”. Личная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая в соответствии с “табелем сексуальных дней”.

Роман Е.

Замятина – предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. “Однотипность” безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами “хранителей”.

Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи.

Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма.

Она предусматривала сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких репрессивных мер в отношении инакомыслящих. Еще в первые послереволюционные годы Е.

Замятин осознал, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения – новый вариант тоталитаризма.

Роман Е.

Замятина приобрел особое значение как предупреждение о возможных искажениях красиво преподносимой идеи социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия над человеческой личностью.

Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой.

Многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, “хранители”, которые следят за каждым шагом человека. Но Евгений Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт.

Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию – последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме.

Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

Но хочет ли писатель дать свою модель идеального общества? Нет, напротив, он настаивает на том, что идеального общества не существует. Жизнь – это стремление к идеалу.

И когда это стремление отсутствует, человеческая личность постепенно начинает умирать. Автор романа “Мы” принадлежит к тем крупным художникам, кто призывал нас обратить внимание на вечные ценности и не забывать о них в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят.

Но сейчас вернувшиеся к нам из небытия произведения, подобные роману “Мы”, быть может, позволят “по-новому” взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них.

“Мы” – предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность “винтиков”, нравственные ценности заменить “грандиозным вселенским уравнением”, а из всех линий оставить только одну – прямую.

(1 votes, average: 5.00

Е.
И. ЗАМЯТИН

Кто они? Половина, которую
мы потеряли…

Е. Замятин

Человеку всегда было свойственно стремиться
к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться
не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.

Читайте также:  450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

В этом году произошла моя встреча с талантливым
русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось
в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества.

Дитя “страшных лет России”, он критически относился ко всему, что происходило
вокруг.

Еще в 1918 году писатель говорил о том, что “партия организованной
ненависти” и “организованного разрушения” не способна созидать.

У тех, кто фанатично верит в такую партию,
нет будущего.

“Мы” – роман о далеком будущем, будущем
через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой,
но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась
многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам
автор утверждал, что “этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку
и человечеству от власти машин и государства”.

Появление тоталитарных режимов
вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в
отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала
человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е.

Замятин понял, какую опасность таит нивелирование личности, излишняя жестокость,
разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций.

Так родился роман-антиутопия, прогноз на
будущее, если настоящее захочет им стать.

Действие в романе перенесено в далекое
будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней
люди стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавшийся с
войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда, выжила малая
часть населения, но это были лучшие, сильнейшие.

Личности в романе нет. Люди потеряли свое
имя, свое “я”, и произошло страшное – они стали… “нумерами”. Есть О-90,
Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения
индивидуальности.

Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали,
предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или заниматься
любовью. Был даже провозглашен исторический сексуальный закон: “Всякий
из нумеров имеет право как на сексуальный продукт, на любой нумер…

” Но
когда любовь превращается в “счастье” по разовым талонам, она умирает,
а без любви гибнет и мир.

Таковы условия бытия в Едином Государстве,
о которых рассказывает в своем дневнике для потомков талантливый инженер
Д-503.

Герой очень доволен жизнью. Его не смущает,
что город-государство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В
этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики
в лужицах на асфальте.

“Квадратная гармония” улиц и площадей, ужасающая
одинаковость жизни “нумеров”, доведенное до абсурда равенство людей восхищают
рассказчика. Все “нумера” одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах
огромных многоэтажных домов.

Эти комнаты в домах с прозрачными стенами
напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение.

Оснований для зависти друг к другу у них
нет. Значит, все счастливы?

По-моему, позиция автора резко отличается
от точки зрения Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни “нумеров”,
тем страшнее выходят нарисованные им картины.

Меня потрясла история Великой Операции.
Это высшая степень насилия над человеком, к которой прибегало Единое Государство,
чтобы извлечь часть мозга, где зарождалась фантазия.

Но страшнее уничтожения человеческой плоти
– уничтожение человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были
подвергнуты насильственно все “нумера” после того, как было разгромлено
восстание членов “Мефи”, выступивших против тоталитарного режима. Таким
образом, Единое Государство надежно застраховало себя от повторения революций
и прочих опасных проявлений свободной воли граждан.

В этом же дневнике Д-503 рассказывает и
о своей любви к революционерке 1-330 и приключившейся с ним внезапной болезни
– возникновении у него души. Под влиянием 1-330 многое в его мировоззрении
меняется. В нем начинается процесс пробуждения души. Это был для него единственный
шанс стать человеком, то есть испытать все муки и радости человеческого
бытия.

Но после операции Д-503 утрачивает свои
благородные свойства и личные привязанности. Он превращается из человека
мыслящего в человека управляемого, “достойного” гражданина Единого Государства.

Мир, в котором живут подобные люди, считает
Замятин, – кошмар, ад!

Ему противостоит в романе мир за Стеной.
Там живут потомки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны
в леса, но их общество находится на примитивной стадии развития.

Замятин считал, что только на первобытно-общинной
стадии, когда государственной власти еще не было, можно было найти общество,
члены которого пользовались почти абсолютной свободой. Он обратился к “давно
прошедшей” исторической эпохе, а не фантазировал о том, каким оно будет
в далеком будущем.

В романе Замятин также показал, что не
может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих
граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных политических
теориях, а о том чудовищном, во что может вылиться хорошее политическое
движение, если оно извращается.

Я считаю, что нельзя истребить человеческое
в человеке. Человечество должно быть свободным, а будущее станет таким,
каким мы его готовим.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
Е. И. ЗАМЯТИНА “МЫ”

Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921
году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в
необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве
Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль.

Дело в том, что этот роман не
удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском.
Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман
Замятина.

Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.

Под названием романа “Мы” автор понимал
коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности
снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес
в своем романе Россию на тысячу лет вперед.

Ведущей темой этого романа
является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного
устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера
под номером Д-503.

В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы
человеческой жизни.

Основная проблема – поиск человеком счастья.
Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования,
которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается
несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки
законам органического развития.

Мир, задуманный автором, казалось, должен
быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут.
Но это мир технократии, где человек – винтик огромного механизма. Вся жизнь
человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по
часам. Человек этого мира – абсолютно обезличенная субстанция.

Люди здесь
не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы,
эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает,
на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто
ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного.

Зато
за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже
одичавшие люди, которые не захотели насильного счастья. Второй проблемой
романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу
о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля.

Самое интересное то, что люди
даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля,
кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей
результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель – это
Бог, сошедший на землю. Благодетель – единственное существо, которому позволено
думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы.

Он суров, несправедлив
и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства.

Кульминацией
романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил
ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку – непременно
бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость”.

Чтобы окончательно разрешить поставленную
задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть
рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением.

Эти люди
в таких “машинных” не превратились в винтики, не утратили человеческий
облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти
технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности
Д-503, строителя “Интеграла”.

С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503
влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается
помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя
появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием.

В результате
взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный
от низшего мира город”.

В развязке романа погибает любимая женщина
главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии
обретает утраченное равновесие и счастье. Роман “Мы” мне показался интересным
и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие
его.

Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма
в мире. “Мы” – роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного
“я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично
и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

“МЫ” Е. И. ЗАМЯТИНА
– РОМАН-АНТИУТОПИЯ

“Будущее светло и прекрасно”, – писал в
своем небезызвестном романе “Что делать?” идеолог русской революции Н.
Г. Чернышевский. С ним соглашались многие русские писатели прошлого столетия,
создавшие свои варианты социальных утопий, а именно: Л. Н. Толстой и Н.
А. Некрасов, 

Литература XX века | Литература

Содержание раздела

Литература XX века

Кто они? Половина, которую мы потеряли…

Е. Замятин

Читайте также:  Люди войны и люди мира (по роману Толстого «Война и мир»)

Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.

В этом году произошла моя встреча с талантливым русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества.

Дитя “страшных лет России”, он критически относился ко всему, что происходило вокруг.

Еще в 1918 году писатель говорил о том, что “партия организованной ненависти” и “организованного разрушения” не способна созидать.

У тех, кто фанатично верит в такую партию, нет будущего.

“Мы” – роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам автор утверждал, что “этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства”.

Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е.

Замятин понял, какую опасность таит нивелирование личности, излишняя жестокость, разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций.

Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.

Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавшийся с войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда, выжила малая часть населения, но это были лучшие, сильнейшие.

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное – они стали… “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности.

Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или заниматься любовью. Был даже провозглашен исторический сексуальный закон: “Всякий из нумеров имеет право как на сексуальный продукт, на любой нумер…

” Но когда любовь превращается в “счастье” по разовым талонам, она умирает, а без любви гибнет и мир.

Таковы условия бытия в Едином Государстве, о которых рассказывает в своем дневнике для потомков талантливый инженер Д-503.

Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-государство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики в лужицах на асфальте.

“Квадратная гармония” улиц и площадей, ужасающая одинаковость жизни “нумеров”, доведенное до абсурда равенство людей восхищают рассказчика. Все “нумера” одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах огромных многоэтажных домов.

Эти комнаты в домах с прозрачными стенами напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение.

Оснований для зависти друг к другу у них нет. Значит, все счастливы?

По-моему, позиция автора резко отличается от точки зрения Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни “нумеров”, тем страшнее выходят нарисованные им картины.

Меня потрясла история Великой Операции. Это высшая степень насилия над человеком, к которой прибегало Единое Государство, чтобы извлечь часть мозга, где зарождалась фантазия.

Но страшнее уничтожения человеческой плоти – уничтожение человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были подвергнуты насильственно все “нумера” после того, как было разгромлено восстание членов “Мефи”, выступивших против тоталитарного режима. Таким образом, Единое Государство надежно застраховало себя от повторения революций и прочих опасных проявлений свободной воли граждан.

В этом же дневнике Д-503 рассказывает и о своей любви к революционерке 1-330 и приключившейся с ним внезапной болезни – возникновении у него души. Под влиянием 1-330 многое в его мировоззрении меняется. В нем начинается процесс пробуждения души. Это был для него единственный шанс стать человеком, то есть испытать все муки и радости человеческого бытия.

Но после операции Д-503 утрачивает свои благородные свойства и личные привязанности. Он превращается из человека мыслящего в человека управляемого, “достойного” гражданина Единого Государства.

Мир, в котором живут подобные люди, считает Замятин, – кошмар, ад!

Ему противостоит в романе мир за Стеной. Там живут потомки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны в леса, но их общество находится на примитивной стадии развития.

Замятин считал, что только на первобытно-общинной стадии, когда государственной власти еще не было, можно было найти общество, члены которого пользовались почти абсолютной свободой. Он обратился к “давно прошедшей” исторической эпохе, а не фантазировал о том, каким оно будет в далеком будущем.

В романе Замятин также показал, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных политических теориях, а о том чудовищном, во что может вылиться хорошее политическое движение, если оно извращается.

Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Человечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким мы его готовим.

Проблематика романа е. и. замятина “мы”

Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль.

Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман Замятина.

Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.

Под названием романа “Мы” автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед.

Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503.

В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.

Основная проблема – поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития.

Мир, задуманный автором, казалось, должен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек – винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира – абсолютно обезличенная субстанция.

Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного.

Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели насильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля.

Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель – это Бог, сошедший на землю. Благодетель – единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы.

Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства.

Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку – непременно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость”.

Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением.

Эти люди в таких “машинных” не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя “Интеграла”.

С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием.

В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город”.

В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Роман “Мы” мне показался интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие его.

Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире. “Мы” – роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

“МЫ” Е. И. ЗАМЯТИНА – РОМАН-АНТИУТОПИЯ

“Будущее светло и прекрасно”, – писал в своем небезызвестном романе “Что делать?” идеолог русской революции Н. Г. Чернышевский. С ним соглашались многие русские писатели прошлого столетия, создавшие свои варианты социальных утопий, а именно: Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов, 

Ссылка на основную публикацию