Образ Пушкина в изобразительном искусстве

[Версия для печати]

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Портреты классиков русской литературы – особая тема как в литературоведении, так и в искусствоведении. Со временем интерес к ней становится всё более заметным. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют “золотым веком” русской культуры.

В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строго единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. В нашей галереи образов Пушкина собраны портреты разных периодов жизни поэта.

Пусть образ этого замечательного классика русской литературы будет разным непохожим на себя, ведь в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным. 

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

  • Ксавье де Местр
  • Пушкин – ребёнок 
  • 1800 – 1802 

Миниатюра написана маслом на металлической пластине. Предполагается, что это первое изображение Пушкина. Миниатюра была подарена С.М. Великопольской – дочери семейного врача и друга Пушкиных М.Я. Мудрова.

Более ста лет портрет бережно хранился у Великопольских. В 1950 году артист В.С. Якут после успешного выступления в роли Пушкина в пьесе А.П. Глобы “Пушкин” получил его в подарок.

А через десять лет, узнав о создании в Москве музея, посвященного Пушкину, Якут передал туда драгоценную реликвию. 

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

  1. Чириков Сергей Гаврилович 
  2. Портрет Пушкина 
  3. 1810 

Чирков был учителем поэта в лицее. В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старушки акварельный портрет мальчика Пушкина.

Портрет был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.

Пушкинский Дом (Институт русской литературы АН СССР) приобрел у Руслова этот портрет, заплатив довольно большую по тем временам сумму — 200 рублей.

Гейтман Егор Иванович 

А.С. Пушкин 

1822 

Этот гравированный портрет использовался в иллюстрациях первого издания «Кавказского пленника». Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К.П. Брюллова. 

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

  • Иванов Юрий Валентинович 
  • Саша Пушкин, лицеист 
  • 1984 

Пушкин – лицеист. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, уже не ребенок, но еще не юноша, таков Пушкин – лицеист.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Соколов Пётр Фёдорович 

Портрет А.С. Пушкина 

1836

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. “Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное”. (Л.П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора).

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

  1. Тропинин Василий Андреевич 
  2. Александр Сергеевич Пушкин 
  3. 1827

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.). 

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Гиппиус Густав Адольф 

А.С. Пушкин 

1827-1828 

А.С. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Репин Илья Ефимович 

А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года 

1911

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г.Р. Державин. Утомленный однообразием экзамена, Державин задремал.

Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищен талантом молодого поэта. И.

Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает свое стихотворение.

Айвазовский Иван Константинович, Репин Илья Ефимович

А.С. Пушкин на берегу Черного моря 

1897 

Одесский художественный музей, Украина

Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров.

  • Линев Иван Логинович 
  • Портрет Пушкина
  • 1836-1837 

Последний портрет Пушкина, написанный при его жизни. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И.С.

Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы… Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, “впитывая” в себя образ уже мертвого лица поэта.

Затем “оживил” в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица – приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.

Наше все. Топ-10 портретов Пушкина ко дню рождения поэта

6 июня 1799 года родился Пушкин. Отличный повод не только перечитать и продекламировать любимые строки поэта, но и перелистать художественные альбомы в поисках ответа на вопрос: знаете, каким он парнем был?

Топ-10 портретов Пушкина ко дню рождения поэта” class src=”https://arthive.net/res/media/img/oy800/article/d49/236758.jpg”>
Это не просто прижизненный Пушкина. Поэт не только нашел время, чтобы позировать художнику, но после еще и зарифмовал свой удовлетворенный и чуть кокетливый отзыв в стихотворении «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, —И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не унижуПристрастья важных аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид.

Глядя на этот , и особенно на руки Пушкина, нельзя не вспомнить и строки из «Евгения Онегина»:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Да и дальнейшие строчки, если сравнивать их с этим портретом, удостоверяют: по крайней мере, по части того, что теперь называют словом look (Шишков, прости, не знаю, как перевести), Пушкин своего щеголеватого Онегина списал с себя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,В своей одежде был педантИ то, что мы назвали франт.Он три часа по крайней мереПред зеркалами проводилИ из уборной выходилПодобный ветреной Венере,Когда, надев мужской наряд,Богиня едет в маскарад.

Ну, а сам Пушкин, во всяком случае, на этом знаменитом портрете, явно пытается быть похожим на британского модника и гения Байрона, который, рассказывают, был так красив, что девушки, случалось, падали в обморок, когда он появлялся в гостиной.

Конечно, Пушкина никто не рискнет назвать красавцем даже в день рождения, но модник он был известный и, что называется, умел себя преподнести — с этим не поспоришь. Кипренского — тому порука.

Прижизненной Пушкина кисти Василия Тропинина часто можно встретить в «красных углах» школьных кабинетов литературы. Репродукции порой бывают заметенными практически до черно-белого состояния (фото слева) — в результате может показаться, что на Пушкине накинуто что-то вроде профессорской мантии.

Между тем, Тропинин написал Пушкина в домашнем халате — роскошном в своей небрежности (оригинальные цвета на фото справа).

этот заказал художнику друг Пушкина Соболевский — библиограф и книголюб. Он и попросил изобразить гения растрепанным и непарадным. Он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат.

Как и портрет Кипренского, этот написан в 1827-м году.

На экзамене у 15-летнего Пушкина в Царскосельском лицее Репин, конечно, не был: он родился через тридцать лет после знаменательного события, а Пушкин к тому времени уже и вовсе умер.Царскосельский лицей по замыслу — что-то вроде нынешней Высшей школы государственного управления при Президенте.

Там растили будущую элиту, а чины прилагались уже к диплому. Самый знаменитый выпускник — Александр Пушкин. Пятнадцатилетним студентом на экзамене он прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Присутствовавший в качестве свадебного генерала Гавриил Державин, тогдашний патриарх российской словесности, был уже довольно немощен и клевал носом, но, выслушав кудрявого гения, подскочил со словами: «Я не умер! Вот кто меня заменит!».

«Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил», — раскланяется с ним потом Пушкин в «Евгении Онегине».Картину Репину заказали профессора и выпускники лицея — к 100-летию заведения. Сами же заказчики и позировали, устроив для художника инсценировку памятного экзамена.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Подросток, читающий стихи Державину, — не единственный Пушкин в наследии Репина. Илья Ефимович написал фигуру поэта на известной картине Айвазовского «Прощание Пушкина с Черным морем».

Очень романтический вышел образ: еще бы, ведь к его созданию причастны сразу три гения (если считать и главного героя картины).

Айвазовский, в отличие от Репина, с Пушкиным был знаком: он встретился с поэтом за год до смерти последнего на выставке в Санкт-Петербурге, тогда будущему знаменитому маринисту не было и 20-ти. А вот это полотно Айвазовский написал аж через 50 лет после дуэли и через 51 год после случайной встречи с Пушкиным, отметив таким образом печальный юбилей. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны и отреставрированный 10 лет назад подлинник хранится в музее Николаева (Украина).Никогда не встречался с Пушкиным Николай Ге, однако это не помешало ему создать картину, по которой написаны тысячи школьных сочинений. Лицейский друг поэта Иван Пущин навещает его во время ссылки в Михайловском: Пушкин что-то читает, Пущин в восторге, няня Арина Родионовна скромно приютилась на заднем плане картины. Что же читает Пушкин? Вовсе не очередной собственный шедевр, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привез приятель, знающий толк в увеселениях.

Картина хранится в Харьковском художественном музее, а ее первым владельцем был Некрасов.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Самый вдохновенный Пушкин — на картине Петра Кончаловского. Обратите внимание на цветовую гамму, использованную для убранства комнаты поэта. Правда же, уже по ней понятно, что Пушкин обожает осень? Между прочим, художник работал над этим портретом целых восемь лет! А покончив с Пушкиным, немедленно принялся за Лермонтова.

Самый дородный Пушкин — конечно, у Кустодиева. Судя по тому, как одет поэт, на берегах Невы прохладно. Странно, что чай для сугреву не пьет.

Что ж, у каждого, действительно, свой Пушкин. Вот, сравните, например, каким представляли поэта Кузьма Петров-Водкин, Константин Коровин, Валентин Серов:

Образ Пушкина в изобразительном искусстве
«Сущий бес в проказах, сущая лицом», — так описал Пушкин сам себя в стихотворении, сочиненном на французском. На полях рукописей и в альбомах друзей он оставил и свои автопортреты, отчасти подтверждающие это стихотворное самобичевание. Конечно, он утрирует и выступает в роли карикатуриста, но галерея портретов Пушкина без этих арт-каракулей была бы неполной:Образ Пушкина в изобразительном искусствеОбраз Пушкина в изобразительном искусствеОбраз Пушкина в изобразительном искусствеТри года назад одессит Александр Ройтбурд представил в PinchukArtCentre, крупнейшем украинском центре современного искусства, серию «Если в кране нет воды» с портретами знаменитостей в образах хасидов. Пейсы, благодаря фантазии художника, примерили боксеры Виталий и Владимир Кличко, Майкл Джексон, солисты группы «Битлз», Махатма Ганди, Федор Достоевский, Лев Толстой, Тарас Шевченко, Энди Уорхол и, конечно, Пушкин — сменивший гардероб, но сохранивший позу со знаменитого портрета Кипренского из начала нашего списка.

Читайте также:  Почему сложные решения рекомендуют принимать с «холодной» головой

Пушкин в портретах

Сегодня день рождения Пушкина. Сегодня я хочу просто ознакомить вас всех с его портретами в живописи.

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт – как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные. “Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт!” – Пушкин, «Евгений Онегин», 1823…

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив:

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор – генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта. Эта гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании “Кавказского пленника” (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего. «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно…» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года – лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

«Потомок негров безобразный». (Сам Пушкин. Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

«Кутила… вспыльчивый до бешенства… вечно рассеянный… избалованный с детства похвалой и льстецами… ничего любезного… ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов… непрерывная цепь вакханалий и оргий…

Пушкин представлял тип самого грязного разврата… У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушел далеко». (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

Константин Сомов “Портрет А.С.Пушкина”. 1899

Князь П.А.Вяземский на записках М.А.Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями…

Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата… В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии…»

Петр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

И.И.Пущин – друг поэта: «…В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило…Портрет Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875г. Пущин у Пушкина.

Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище.

Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».Борис Кустодиев. “А.С.Пушкин на набережной Невы”.

«Робость видна была во всех его движениях… он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту…Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта “Стихотворения Александра Пушкина” (не издана).

Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его.

Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи… он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество…

» (Из воспоминаний Анны П.Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)

Кузьма Петров-Водкин “Пушкин в Петербурге”

«Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке.

Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)

Константин Юон “Портрет А.С.Пушкина”. 1945.

«Пушкин очень переменился наружностью. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение. Впрочем, он все тот же. Так же жив и скор по-прежнему, в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению…» (Из письма брата поэта Л.С.Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г.)

В 1826 году – уже по возвращению из ссылки – Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника – итальянский карандаш.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица.Портрет Пушкина, Тригорское (около Михайловского). Скамья Онегина.

Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие…» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)Этот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год.

Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: “Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.”

«Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства».

(Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)Это 1828 год. Гравюра – только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии “Современники” (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела).

Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

«Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г.)Иван Айвазовский и Илья Репин. “Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

«Великий Пушкин, малое дитя». (Дельвиг.)Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи – Василию Тропинину.

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. (Юзефович)

Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим.

На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный.Кончаловский П. П. Пушкин в Михайловском (1932)

Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе…

» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)Считается что это последний прижизненный портрет Пушкина.

Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

«В… газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.)Валентин Серов. “Пушкин в парке”. 1899 г. Акварель, карандаш

«Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Пушкин. Из письма к жене, 1835 г.)

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде…(Фикельмон)Б.В. Щербаков. Пушкин в Михайловском

Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.)А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера. 1839

Читайте также:  Кратчайшее содержание книги «станционный смотритель» для читательского дневника (а. с. пушкин)

«Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Сам Пушкин. Из письма к жене, 1836 г.)

Неизвестный художник. “Портрет Пушкина”

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А.Сологуба после смерти поэта.)Александр Кравчук “Портрет Пушкина”

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов».

(Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.)Неизвестный художник. “Портрет Пушкина”. 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами.

Поэтому дату “13 июля 1813 года” можно считать фальшивой.

«В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами… когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны».

(Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф.Воейкова.)Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы.

Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой. Об этом портрете И.Е. Репин подметил: “Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин.

Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.”

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь…(И.А.Гончаров)Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910

Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно.

У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.

Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)Автопортреты Пушкина

«Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, то Ариосто и Анекреон, он всегда останется русским…» (Из письма княгини Зинаиды Н.Волконской, 29 октября 1826 г.)В.А. Леднев. «Пушкин в Михайловском»

Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны. Однокашник Пушкина М.А. Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение.Картина Федорова Владимира Корнидовича «Пушкин. По следам Пугачева»

В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «…осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно откровенным и свободным». Очевидно, что характер и личность Пушкина – это полная противоположность личности М.А.Корфа.Картина Ильи Глазунова «Накануне»

Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А.Корфа от поэта и его окружения.

В основе негативного описания облика поэта, данного А.А.Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А.Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза,И можно с южными звездамиСравнить, особенно стихами,Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,Они горят огня живей;Но, сам признайся, то ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество;Поднимет – ангел РафаэляТак созерцает божество.

А.С.Пушкин “Ее глаза”.1828Анна Алексеевна Оленина, потрет работы Кипренского

Однако эти стихи привели Анет в бешенство, потому что они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет.Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря 1897 г.

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.Портрет Пушкина, худ. Б.В. Щербаков. “Пушкин в Петербурге”, 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.Единственный прижизненный фотопортрет Пушкина, сделанный самим Луи Дагером. Однако это фейк, я поставлю об этом отдельную тему!Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации, после реставрации загрязнения удалены.

А.С. Пушкин в изобразительном искусстве

Введение:

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно практически каждому русскому человеку уже с раннего детства. Многие из нас выросли на его сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Его творчество, как и он сам не могли остаться незаметными.

Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом  и  послужил предметом для творчества многим художником. Во многих музеях мира можно встретить портреты поэта, изображение его литературных героев. Во многих городах стоят памятники А.С. Пушкину.

В его честь названы улицы, площади,

  • города.
  • 1 слайд

Сегодня мы поговорим о А.С. Пушкине в изобразительном искусстве. Как уже говорилось раньше, существует много портретов с изображением поэта. И именно благодаря им, мы можем лучше себе представить эту выдающуюся личность.

2 слайд

Сохранились портреты с изображением маленького Саши Пушкина. И портрет времён обучения его в лицеи. Ксавье де Местр. “Пушкин – ребенок”. 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием.

Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.

«Саша Пушкин, лицеист». Художник Ю.В.Иванов.

3 слайд

Пушкин любил Царское Село, потому что там прошло его отрочество и юность. Лучше всего поэт это выразил в известных стихах лицейской годовщины 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

И как нельзя лучше атмосферу Царского Села сумел передать в своей картине Илья Ефимович Репин.

“Пушкин в Царском Селе”, картина 1911.

Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе» исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены.

Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Много лет спустя, вспоминая этот день, Пушкин напишет:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду… Державин был очень стар… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет.

4 слайд

Посмотрите, как разнообразны прижизненные портреты А.С. Пушкина. Каждый художник пытался в них найти что-то своё, но далеко не все они написаны с натуры. Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие».

Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба стали классическими, по праву войдя в историю русской портретописи и отечественной культуры, как лучшие изображения Пушкина.

Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

О поразительном сходстве портрета Кипренского с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: “С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий»

5 слайд

Читайте также:  Природа в «Слове о полку Игореве»: ее образ, описание и роль

Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности. Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского: “Гений Поэта как будто бы воодушевил художника…

Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в чертах видимых!” Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности.

Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом).

Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные “арапские” черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно. “Портрет А.С.

Пушкина” имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее, писал А.С.

Пушкину из Петрозаводска: “У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?” (Имеется в виду снятая с него гравюра).

У нас есть драгоценное прочтение портрета самим Пушкиным – его известное стихотворение “Кипренскому”

  1. Любимец моды легкокрылой. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид, Так Риму, Дрездену, Парижу,
  2. Известен впредь мой будет вид.

Оценку портрета,  главные критерии сходства здесь определяет “зеркало”. Однако поэт увидел не бесстрастное, пассивное отражение, а образ – “но это зеркало мне льстит” – и раскрывает его смысл:

6 слайд

В начале 1827 года поэт  заказал свой портрет московскому художнику В.А. Тропинину, хотя до недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта – Сергей Александрович Соболевский.

Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М.

Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)». Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист.

Обычно он начинал работу с небольшого этюда маслом, сделанного по первому впечатлению. Художник весьма дорожил, как он говорил, «первым присестом». Затем следовало несколько подготовительных карандашных набросков, в которых обозначалась главная идея произведения.

И, наконец, последняя стадия – собственно портрет, завершавшийся в мастерской художника на Ленивке (в Москве). В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом.

Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге. У этого портрета была странная судьба.

С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

С 1909 года портрет Пушкина находился в собрании Третьяковской галереи, а в 1937 году перешел в собственность Всесоюзного музея А.С. Пушкина».

7 слайд

Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева Об авторе портрета ничего не было известно. Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников, не числится ни в каких списках.

Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица.

Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни.

В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина.

В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали – черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.

  • 8 слайд
  • Пушкин и декабристы

В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было немало будущих декабристов. Он не принадлежал к их союзу, потому что товарищи не считали его достаточно серьезным, способным отдаться одной задаче. Однако он вполне сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились среди молодежи.

  1. 9 слайд
  2. Так изображал Пушкин декабристов.
  3. 10 слайд

На долю поэта выпадали не только слава и обожание, но были и изгнание и ссылки в деревню. Всё это было из-за поддержки Пушкиным декабристов. Передовая Россия и после крушения декабризма видела в Пушкине своего поэта.

Об этом говорит и восторженный прием, который был оказан ему в Москве после возвращения из ссылки. Н. В. Путята вспоминает о посещении Пушкиным Большого театра 12 сентября 1826 года: «Когда Пушкин, только что возвратившийся из деревни, где жил в изгнании…

, вошел в партер, мгновенно пронесся по всему театру говор, повторявший его имя: все взоры, всё внимание обратились на него». 

Поэтесса Е. П. Ростопчина так описывала появление Пушкина на гулянье под Новинском  «Две встречи»:

Вдруг всё стеснилось, и с волненьем, Одним стремительным движеньем Толпа рванулася вперед… И мне сказали: «Он идет! Он, наш поэт, он, наша слава, Любимец общий!..» Величавый В своей особе небольшой, — Но смелый, ловкий и живой,

Прошел он быстро предо мной…

Возможно, это мгновенье сумел уловить и запечатлеть П.И. Челищев. “Пушкин и граф Д.И. Хвостов”. Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим.

На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами (граф Д.И. Хвостов был некогда высмеян А.С.

Пушкиным).

11 слайд

После гибели великого поэта было сделано не мало портретов. Были даже наброски, выполненные его коллегами. Например наброски профиля Пушкина, выполненные Н.В. Гоголем в 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем Пушкина.

12-16 слайды

«Сердцу милые места», так можно озаглавить следующую часть нашей презентации. Это и Тригорское (около Михайловского), и Петербург и побережье Черного моря и конечно Болдино.

Пушкин любил природу, она ему давала пищу для творчества. Природа у А. С.

Пушкина – это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества – патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.

  • Эти минуты откровения, где поет наедине с природой, сумели уловить многие  художники.
  • 17 слайд

И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его “блуждающую судьбу”, – всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот художник – сам Пушкин.

Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости.

Есть шутливые, нарочно смешные изображения. Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:

Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль?..

18-19 слайды

А.С.Пушкин глазами наших современников

20 слайд.

Вспомним, с чем сегодня познакомились.

1. В каком году написан первый портрет поэта? (1801-1802г.г.) 2. Кто написал картину «Пушкин в Царском Селе»? (Илья Репин 1911 г.) 3. С картины какого художника были написаны несколько копий? (В.А. Тронинина) 4.

Кто из писателей пытался изобразить А.С.Пушкина? (Н.В. Гоголь) 5. Какие два художника изобразили Пушкина на берегу Чёрного моря? (И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.) 6.

В образе, какого литературного героя запечатлел себя автор? (Онегина)

Использованием ресурсов сети Интернет:

22.04.2012

Ссылка на основную публикацию