Образ прекрасной дамы в стихотворении а. блока «в ресторане»

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

  • Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.
  • Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.
  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”.

Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом.

Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

В ресторане Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён». И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки… Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Стихотворение А.Блока «В ресторане» написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения «Незнакомка» и 7 лет после выхода в «Северных цветах» поэтического дневника Блока, цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Еще в 1901 году в стихотворении «Предчувствую тебя…», входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении «Незнакомка» эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, «медленно пройдя меж пьяными». Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении «В ресторане». Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.

Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов «на стороне» не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока. Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение «В ресторане».

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных.

Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

И этот влюблен…

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря») и золотого («золотой аи») у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари», а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале», под аккомпанемент целой какофонии звуков: «исступленно запели смычки», «монисто бренчало», «цыганка визжала заре о любви».

И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…» А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…» Все это уже было в четыре года назад в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места.

Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал», подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться.

И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне.

И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»

Категория: Незнакомка

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа.

Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений.

Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный.

Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря».

Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт. Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях.

В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя.

Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала».

Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.Сейчас смотрят:{module Блок:} Похожие сочинения

  • «Женские лики» в творчестве Блока
  • «Незнакомка» это полет творческой фантазии …
  • Как решить «поэтическую тайну» стихотворения …
  • Мир реальности в стихе А.Блока «Незнакомка»
  • Мотивы А.Блока стихотворения «Незнакомка»
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (1)
  • О стихотворении А. Блока «Незнакомка» (2)
  • Особенности композиции стихотворения А. Блока …
  • Пейзаж лирической драмы “Незнакомка”
  • Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В …

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое любовь» по тексту Роя

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

А.А. Блок «В ресторане» полный анализ стихотворения

Александр Александрович Блок, которому принадлежит произведение «В ресторане», считается одним из самых романтичных поэтов Серебряного века, это легко увидеть, углубившись в полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поделится необходимой информацией, которою ей удалось собрать на данную тему.

История создания

Анализируемое стихотворение появилось в 1910 году, а именно 19 апреля. Это было очень непростое время для поэта, поскольку он столкнулся с проблемами, которые появились в его семье.

Этот год так же забрал очень талантливых людей. Появляется новое направление – футуризм, который быстро начал занимать лидирующие позиции и оттеснять символизм. Но Блока мало заботили данные изменения в мире литературы.

По домыслам очевидцев считается, что Александр Александрович посвятил стихотворение «В ресторане» некой Ольге Афанасьевне Судейкиной, которая была танцовщицей. Её муж боготворил её и восхищался ею. Примерно эти же чувства испытывал Блок к Любови Дмитриевне. Именно ей было посвящено огромное количество стихотворений поэта.

О другой версии стихотворение «В ресторане» автор посвятил супруге артиста – Марии Дмитриевне Нелидовой.

Данное произведение входит в цикл стихотворений «Страшный мир». Отличительными чертами цикла можно назвать трагизм, непринятие опошлевшего мира, а так же страх дальнейшей жизни.

Жанр, размер

Данное стихотворение очень напоминает размышления поэта. Здесь мы видим полет мыслей автора, когда он начинает припоминать встречу, которая сумела оставить отпечаток в его памяти.

Эти все качества присущи больше всего элегии. Большая часть произведений Блока несет некий философский характер. В отличие от большинства поэтов, Александр Александрович посвятил все свои произведения единственной женщине, которая для него была эталоном.

Данной женщиной, а по совместительству и музой автора, была его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева.

Символизм стал образом жизни Блока, что легко прослеживается в его творчестве. Это очень мешало его семейной жизни, потому что его супруге постоянно не хватало именно человека рядом, а не поэта, который в ней видит музу.

Размер написания автор использует анапест, но чередует его с четырехстопного на трехстопный. Рифмовка используется перекрестная, рифма так же чередуется – мужская и женская.

Композиция

В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.

В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.

  • Никогда не забуду (он был, или не был,
  • Этот вечер): пожаром зари
  • Сожжено и раздвинуто бледное небо,
  • И на жёлтой заре — фонари.

 Данная строфа является началом композиционного кольца.

Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.

  1. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
  2. Взор надменный и отдал поклон.
  3. Обратясь к кавалеру, намеренно резко
  4. Ты сказала: «И этот влюблён».

Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.

В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.

И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.

Образы и символы

Лирического героя автор показывает в образе человека, который многое пережил, он устал от всего и на данный момент ему очень тяжело. Он страдает и мысли его невесёлые. Именно в этом состоянии и происходит столь неожиданная встреча, которая зарождает в нем надежду на любовь.  

Главным образом произведения становится образ дамы. Мы встречались с ней уже в стихотворении «Незнакомка», ведь сходство в описании дает понять, что речь идет об одном и том же человеке. Но лирический герой относится по-разному. Скорее всего, это происходит из за «взросления» самого автора.

Темы и проблемы

Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.

Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное.

Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина.

Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения является несовершенство окружающего мира. Лирический герой понимает, что его идеалы рухнули, но это не значит, что нужно отчаиваться и опускать руки.

Он больше не верит в идеальную любовь, потому что в его глазах она была омрачена пороком. Поэтому автор призывает наслаждаться прекрасным, пока есть такая возможность.

Да, мир не идеален, как того хотелось бы. Но не стоит считать, что в нем нет ничего прекрасного и красивого.

Необходимо каждый миг стараться увидеть, дотронуться, почувствовать ту красоту, которая все же осталась в нашем окружении.

Средства художественной выразительности

Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.

Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.

Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.

Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.

Образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока. Сочинение по литературе

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл.

Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ – вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты.

А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной – Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом!Но риза девственная зрима…Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине…Я упоён великой тайной…В сердце надежды нездешние…

Жду я холодного дня…

Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она – «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в

Зарево белое, жёлтое, красное…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, – это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?

Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.

"В ресторане" – анализ стихотворения А.А. Блока

Александр Александрович Блок является одним из известных русских поэтов. В данной статье будет рассмотрено стихотворение «В ресторане» Блока и проведён его анализ. Представленное произведение изучается в старших классах школы, и часто ученики пишут по нему сочинения и делают доклады.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»

Стихотворение написано полностью в прошедшем времени. Воспоминания героя о том вечере не ясны, создаётся впечатление иллюзии. Блок сам пишет в начале первого четверостишия «…он был, или не был, Этот вечер…».

В произведении есть всего два главных действующих персонажа – молодая дама и рассказчик (мужчина). Главный герой сидел в ресторане и заметил среди всех гостей прекрасную даму. Несмотря на то, что рядом с ней сидел кавалер, лирический герой решает впечатлить её, подарив розу в бокале. И женщина отвечает герою заинтересованным взглядом.

Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.

История создания

Стихотворение «В ресторане» было написано Александром Александровичем Блоком в 1910 году и заметно напоминает более известное творение поэта, представленное свету намного раньше – «Незнакомка».

Переживания, описанные в произведении, связаны с тем, что у него были трудные времена в личной жизни. Дама сердца изменила ему с другим мужчиной, и родила от него ребёнка.

Поэт не перестал испытывать сильные чувства к женщине, но все же сердечная боль дала о себе знать.

Жанр и композиция

Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката.

Читайте также:  Итоговое сочинение на тему: Цели и средства

Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале.

Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Главная тема и идея стихотворения

Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.

Стихотворный размер

Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.

Средства художественной выразительности

Эпитеты:

  • ·         «испуганная птица»;
  • ·         «бледное небо»;
  • ·         «чёрная роза»;
  • ·         «жёлтая заря»;
  • ·         «золотой рай»;

Метафоры:

  1. ·         «вздохнули духи»;
  2. ·         «запели смычки»;
  3. ·         «небо зажжено пожаром зари»;
  4. ·         «движенье испуганной птицы».

Сравнение:

·         «золотой как небо»;

·         «словно сон мой».

Читая произведение в первый раз, невозможно полностью проникнуть в смысл строк. Текст стихотворения переполнен переживаниями и грустью, но в то же время эти чувства переплетаются с надеждой и верой в будущее. Чтобы ярко представить все произошедшее в ресторане в тот вечер, можно послушать выступление профессиональных артистов, выразительная речь которых поможет понять чувства автора.

Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане» Сравнительный анализ –

И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания – женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты.

В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении «В ресторане» слово «ресторан» – нейтрально, не имеет эмоциональной окраски.

  • Итак, в первом стихотворении вначале показан наполненный «детским плачем» и «женским визгом» город.
  • Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:
  • И каждый вечер друг единственный
  • В моем стакане отражен…
  • Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:
  • И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

  1. Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:
  2. И каждый вечер, в час назначенный
  3. (Иль это только снится мне?),
  4. Девичий стан, шелками схваченный,
  5. В туманном движется окне.
  6. И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:
  7. Смотрю за темную вуаль,
  8. И вижу берег очарованный
  9. И очарованную даль.
  10. И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она – лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:
  11. В моей душе лежит сокровище,
  12. И ключ поручен только мне!
  13. Ты право пьяное чудовище!
  14. Я знаю: истина в вине.
  15. Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза (пьяницы с глазами кроликов – очи синие бездонные), что подчеркивает параллельность двух миров.
  16. Также использовано много метафор (И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка; И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу; В моей душе лежит сокровище/ И ключ поручен только мне!),
  17. которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.
  18. Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события:
  19. Никогда не забуду (он был, или не был,
  20. Этот вечер): пожаром зари
  21. Сожжено и раздвинуто бледное небо,
  22. И на желтой заре – фонари.
  23. Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:
  24. Я послал тебе черную розу в бокале
  25. Золотого, как небо, аи.
  26. Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.
  27. Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:
  28. Обратясь к кавалеру, намеренно резко
  29. Ты сказала: «И этот влюблен».
  30. Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения «Незнакомка», у него оптимистичный конец:
  31. А монисто бренчало, цыганка плясала
  32. И визжала заре о любви.
  33. Использованные сравнения (Ты рванулась движеньем испуганной птицы, /Ты прошла, словно сон мой легка…) и олицетворения (…задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка) передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.

Но следующая за ними метафора (Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала/И, бросая, кричала: «Лови!..») говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда.

Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.

Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)

Творчество великих поэтов – это всегда интересно. Особый интерес вызывают стихотворения, наполненные вдохновенными цитатами, интересными сюжетами и сокровенными историями о жизни людей в другие времена.

Возможно, у читателей есть и другие причины, по которым они обращают пристальное внимание на некоторые стихи. В любом случае пройти мимо многих произведений просто невозможно.

Конечно, школьная программа литературы включает в себя массу необходимых произведений, однако, к сожалению, некоторые стихотворения остаются в стороне.

Например, вспоминая о творчестве Александра Блока, мы представляем знаменитые произведения «Ночь, улица, фонарь» и «Россия». Печально, что многие шедевры авторов остаются незамеченными, и сейчас, благодаря всеобщему доступу в интернет, это проблему можно исправить.

Как и любой другой творческий человек, Александр Блок искал вдохновение во всем, что его окружало, но чаще находил его в любви – именно она двигала поэтом, заставляла подбирать самые красивые рифмы и продумывать сюжет, и именно она не позволяла творцу опускать руки даже в самые тяжелые времена. И именно любовь воспевает Блок в своем стихотворении «В ресторане».

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков.

Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях.

Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.

Анализ стихотворения

Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад.

Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей.

Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой.

Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие.

А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.

Композиция

Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.

  1. 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
  2. 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
  3. 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни.
  4. 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
  5. 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
  6. 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.
Читайте также:  Сенека - как приобретать друзей: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Призраки распутства

В этот момент в душе Блока буря и розу посылает он не незнакомке, а Судейкиной. Подчёркивает продажность и непостоянство женщин атмосфера ресторана, где плачет скрипка и в ауре духов носятся миражи и призраки. Именно питейное заведение, а не, например, храм подходят для передачи образа непостоянства любви, которая выбирает кавалеров днём, проводит с ним ночь и забывает к утру.

Верил ли сам Блог с его более платоническим отношением к женщинам в такую продажность? Верил, но преувеличивал, чтобы подчеркнуть своё томление.

В момент разлуки никто не может сравниться по красоте с объектом обожания, а все сторонние интриги кажутся пошлостью.

Это подтверждают и ответные манящие взгляды незнакомки, которая придя на свидание с одним, строит глазки другому. Такова суть женщин? Оставим ответ на усмотрение читателя.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала.

Стихотворением Блок попытался выговорится, выплеснуть боль после расставания и дать завет другим мужчинам на класть все бриллианты души на весы одной женщины. Такая открытость неминуемо ведёт к боли, когда за минуты рая придётся платить годами ада.

Автор строк не идёт путём Есенина, пытаясь забыться в кабацких объятиях других, он приходит в ресторан для тоски и никогда не подпустит к себе другую, пока в сердце томится надежда на возвращение отношений.

  Лирика Фета. Особенности поэзии и философская лирика Фета

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья».

Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы.

Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей».

«В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

«И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?)…»

«Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…»

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

  • «Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне…
  • И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами…»
  • «Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка…»

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

  «Три пальмы»: экзотичность лермонтовской пейзажной лирики

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

«…раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари…»

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи…»

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

  1. «Где-то пели смычки о любви.»
  2. «…в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки…»
  3. «Зашептались тревожно шелка.»

«И, бросая, кричала: «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

«А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.»

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Новая муза

Женщины, которые появлялись в жизни Блока после любимой жены, не вызывали у него таких ярких чувств. Но он продолжал творить и презентовать свои творения новым избранницам.

Возможно, это был хитрый ход продуманного и уже опытного в отношениях мужчины, возможно, женщины и правда вдохновляли великого человека на создание настоящих шедевров, в любом случае – свое стихотворение «В ресторане» Блок посвятил своей новой избраннице – Ольге Судейкиной.

На тот момент, в 1910 году, между молодыми не было никаких романтических отношений.

Да, они были знакомы с глубокого детства, часто пересекались на творческих вечерах и вращались в общих кругах среди хороших друзей и знакомых, однако, ни о каких чувствах или отношениях речи не шло – их общение полностью отражено в стихотворении, и из него видно, что Ольга была особой популярной, вызывала восхищенные взгляды и не удивлялась тому, что в нее влюблялся очередной мужчина, пусть и давно ей знакомый. Здесь Блок в очередной раз показал себя, как человека непросто тонко чувствующего, но способного к настоящим предсказаниям своей и чужой судьбы. Ранее он написал пророческую «Россию», и, видимо, подобное видение будущего стало для него привычкой.

В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера.

Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания.

Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину.

Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения.

Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно.

Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое.

Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.

Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Финал

Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг.

Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений.

Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени.

Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.

Ссылка на основную публикацию