Образ Петербурга в русской литературе

Слайд 1 Образ
ПЕТЕРБУРГА в русской литературе XIX и XX веков Описание слайда:

Образ
ПЕТЕРБУРГА в русской литературе XIX и XX веков

Слайд 2Образ Петербурга в русской литературеОписание слайда:

Цель: показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо

Слайд 3

Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». ” src=”https://mypresentation.ru/documents/f86b7c2fc6a8751c2e971a2bfc006040/img2.jpg” width=”250″>Описание слайда:

Северная столица в произведениях русских писателей Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране.

Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны.

Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».

Слайд 4Образ Петербурга в русской литературеОписание слайда:

Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Слайд 5

Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями. ” src=”https://mypresentation.ru/documents/f86b7c2fc6a8751c2e971a2bfc006040/img4.jpg” width=”250″>Описание слайда:

Литературная жизнь в конце XVIII – начале XIX веков Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый «град Петров», воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина.

При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия.

Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.

Слайд 6Образ Петербурга в русской литературеОписание слайда:

Пушкинский Петербург Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей.

Слайд 7Образ Петербурга в русской литературеОписание слайда:

Пушкинский Петербург Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути Люблю тебя, Петра творенье, Город пышный, город бедный Люблю твой строгий, стройный вид, Дух неволи, стройный вид, Невы державное теченье, Свод небес зелено-бледный, Береговой ее гранит… Скука, холод и гранит.

Слайд 8

(Владимир Набоков) Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. ” src=”https://mypresentation.ru/documents/f86b7c2fc6a8751c2e971a2bfc006040/img7.jpg” width=”250″>Описание слайда:

Образ Петербурга в произведениях Н. В.

Гоголя “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”.

(Владимир Набоков) Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.

Слайд 9

Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. ” src=”https://mypresentation.ru/documents/f86b7c2fc6a8751c2e971a2bfc006040/img8.jpg” width=”250″>Описание слайда:

Петербург Достоевского Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Петербург Достоевского- это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.

Он душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург – это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят “волчьи” законы.

Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

Слайд 10Образ Петербурга в русской литературеСлайд 11Описание слайда:

Серебряный век Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, – К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб.

Слайд 12Описание слайда:

Петербург Александра Блока Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…

Слайд 13Описание слайда:

Первая половина ХХ века 1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А.

Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие.

Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.

Слайд 14Описание слайда:

Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, – город Ахматовой, столица ее поэзии.

Какая доля досталась городу, такая и поэту: А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь, Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.

Слайд 15Описание слайда:

От второй половины XX века до наших дней После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но эти надежды не оправдались. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить.

Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению.

Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое её отражение.

Слайд 16Описание слайда:

Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.

Слайд 17Описание слайда:

Результаты исследования

Слайд 18Описание слайда:

Вывод: Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую мрачность и «удушливость» , и в произведениях современных писателей и поэтов мы увидим новый Петербург – чистый, свежий, яркий, свободный и прекрасный.

Слайд 19Описание слайда:

Прекрасен город мой родной
С его проспектов прямотой,
С блестящей роскошью дворцов,
С зеленой прелестью садов!
(Наталья Бочагова)

Слайд 20Описание слайда:

Текут года, как быстрая река,
И солнце разгоняет в небе тучи.
И с каждым днем мой город только лучше! (Таисия Харитонова)

Слайд 21Описание слайда:

Библиография Анциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990. Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957. Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 – С. – 230-234. Добринская Л.Б. (Сост.

) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989. Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970. Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004. Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.

– 272 с. “Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976. Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с. Санкт-Петербург в русской литературе: учебник -хрестоматия для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб.

, Свет, 1996.

Слайд 22Описание слайда:

Презентацию подготовила
ученица 11 класса Б
ГОУ СОШ №317 Тюленева Мария Андреевна Руководитель проекта– Лёдова Елена Николаевна

браз Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века (Достоевский)

Вид работы: Проект

Тема: Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века

ВВЕДЕНИЕ

Петербург – северная столица стала центром культурной жизни, здесь зарождалась русская философская мысль, расцветала поэзия, гремели скандалы и запутанные любовные истории. Что характерна для каждой эпохи существует свой образ Петербурга.

Например, для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина — Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим».  Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое.

Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя. Петербург Достоевского — сырой, темный и мрачный, здесь всегда холодный ветер, дождь или мокрый снег, реже — жара, зловоние и пыль.

Здесь ютятся в углах, страдают, умирают и сходят с ума бедные люди, униженные и оскорбленные.

Таким образом, интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней.

В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы сквозь призму столетий взглянуть и оценить образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать особое очарования образа Петербурга в произведениях русских поэтов и писателей как равноправное действующее лицо Северная столица. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Для того чтобы достигнуть поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить эволюционный процесс образа Петербурга в русской литературе;
  • дать комплексную характеристику и провести сравнительный анализ образа Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века;
  • исследовать образ Петербурга на основе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Читайте также:   Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»

Таким образом, в ходе нашего исследования мы прогуляемся по знаковым местам Петербурга и прислушаемся к эху утраченной эпохи.

Эволюция образа Петербурга в русской  литературе

Петербург – «Северная Пальмира» — великолепный,  пышный и вместе c тем бедный город, созданный «волей роковой» и гениальной мыслью одного человека, возникший в сказочно быстрое время «из тьмы лесов, и топи блат».

Этот город едва ли не с первых дней его необыкновенной жизни связан в сознании человеческом с представлением о чём-то сверхъестественном, находящемся на грани между миром реальным и миром фантастическим.

Петербург с самого начала вызвал к себе двойственное отношение.

Город Петра в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.

Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.

В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург — это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма.

Цельное и многообразное отражение получил образ северной столицы в творчестве Достоевского. Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

К образу Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин обращается со словами, полными любви и восхищения, несмотря на то, что в других случаях его отношение к Петербургу двойственно и скептично, и он видит в нём порою

  • Город пышный, город бедный,
  • Дух неволи, стройный вид,
  • Свод небес зелёно – бледный,
  • Скука, холод и гранит…[1]

Лирическое обращение к городу, «Петра творенью», где повторяется пять раз слово «люблю», заканчивается своего рода заклинанием, в котором «град Петров» как символ всего созданного призывается  красоваться и стоять «неколебимо, как Россия».

Однако город этот двойствен и равнодушен к людям, обыкновенному человеку жить в нём неуютно, холодно и страшно.

Пушкин говорит нам о трагедии «маленького человека», раздавленного мощью официального города, города, ставшего подтверждением величия одного человека,  «народного кумира», «вздёрнувшего» «Россию на дыбы».

И у Пушкина, и у Достоевского картина Петербурга достоверна и объективна. У Гоголя изображение северной столицы расширяется, обрастает подробностями, образ города становится метафоричным: Невский проспект, например, олицетворяет собою двуличное существо, он живет двойной жизнью.

В петербургских повестях Н.В Гоголя нашли отражение как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества –  чиновников, военных, ремесленников, художественной интеллигенции. Тема утраченных иллюзий – одна из главных в повести Н.В Гоголя «Невский проспект».

Несмотря на метафоричность, описание Петербурга у Гоголя наполнено массой деталей, которые делают образ города реальным и узнаваемым.

Вымышленные  события у Гоголя связываются с настоящими фактами, географическими названиями и историческими лицами, а сама столица государства является отдельным, очень широко представленным, достоверным образом.

К образу Петербурга обращались многие писатели. Петербург как персонаж живет и действует на страницах романов Достоевского.  Нередко авторы с первых же строчек  информируют нас, что действие происходит, или герой живёт, или герой родился в Петербурге, как это делает, например, И.А.Гончаров. И эту деталь никак нельзя не заметить, возможно, что она вообще определяющая.

В начале ХХ века подходил к своему трагическому итогу  Петербургский период русской истории, и тема Петербурга и Петра с новой силой зазвучала в отечественной литературе.

Практически все крупные писатели  Серебряного века подхватили и продолжили «петербургские»  традиции  литературы XIX века, прежде всего Пушкина, Достоевского и Некрасова, – И.Анненский, А. Блок, А.Белый, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, а позже – А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Есенин, А.

Толстой[2].  Это ещё раз подтверждает особую роль   города Петербурга  не только в  русской истории, но и в русской литературе.

Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века

Пожалуй, не было в XIX веке писателя или поэта, который не написал бы о Петербурге. Город этот стал тайной, загадкой, которую каждый пытался разгадать по-своему.

Русское искусство запечатлело сложный многопланный образ великого города в его внешнем выражении, во всём богатстве и во всей красоте его монументальных форм.

Но изобразительное искусство по природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы душевных переживаний.

Зеркалом, вобравшим в себя многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.

Петербург — один из “вечных образов” русской литературы. Образ этот, естественно, не оставался неизменным на протяжении двух столетий “петербургского периода” русской истории. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Каждое поколение по-своему чувствовало Петербург.

Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга.

Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырёх великих художников слова, для которых эта тема стала органической и в творчестве которых нашли наиболее полное и чёткое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это — Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.

К сороковым годам 19 столетия в русской литературе  явно прослеживается тенденция изображение образа Петербурга в серых мрачных тонах.

Петербург любили или ненавидели, но равнодушными не оставались. Вечный спутник Герцена Огарев образ Петербурга рисует несколькими интересными фразами – «Трагический лик его не возбуждает в нем ни ненависти, ни преклонения, а нагоняет жуть. Город без солнца… Средь года выходит солнце только раз, Блеснет и спрячется тотчас»[3].

Писатели второй половины XIX века вслед за Пушкиным полюбили окраины города и искали в них раскрытия еще не исследованных сторон многогранного города.

В рассказах И. С. Генслера мы находим любопытную характеристику отдаленного уголка Петербурга — Гавани («Гаванские чиновники в домашнем быту, или Галерная гавань во всякое время дня и года. Пейзаж и жанр»). Тема наводнения здесь трактуется в спокойных бытовых тонах. Кругом жизнь переменилась, город не раз менял свой наряд, а старая Гавань все та же.

Н. А. Некрасов запечатлел Петербург с самой мрачной стороны; его образ знаменует самый безотрадный момент в цепи сменяющихся образов северной столицы. Вместе с тем следует отметить, что Н. А.

 Некрасов поставил достаточно широко проблему города, пытаясь в обрисовке его пейзажа, в характеристике его частей, в описаниях его быта найти общее выражение; все это свидетельствует, что Петербург, даже в эпоху своего помрачения, сохранял власть над сознанием, вызывал к себе жгучий интерес. Н. А.

 Некрасов определил город, в котором он трудной борьбой «надорвал смолоду грудь», городом страданий, преступлений и смерти.

В то время, когда, казалось, совсем померк город Петра, незаметно началось возрождение в русском обществе чувства Петербурга.

Достоевский открыл в городе, самом прозаическом в мире, незримый мир, полный фантастики.

Образ его Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.

Достоевский в беглых заметках о городе («Маленькие картинки» в «Дневнике писателя») пытается дать характеристику архитектуры Петербурга. Мы можем быть уверены заранее, что сочувственной оценки ждать не следует.

Годы, когда русское общество восхищалось строгим, стройным городом, отошли в далекое прошлое. И даже гениальный его гражданин, ясновидец, в этом отношении был безнадежно слеп.

Это указывает лишний раз, как органична жизнь общества, до какой степени велика власть целого над его частями.

Достоевский подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города:

«Вообще архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования.

Характерного в положительном смысле, своего собственного, в нем вот разве эти деревянные гнилые домишки, еще уцелевшие даже на самых блестящих улицах, рядом с громаднейшими домами и вдруг поражающие ваш взгляд, словно куча дров возле мраморного палаццо.

Таким образом, Достоевский в новой столице видит его символ и его выражение. Ничего своего, все вывезено на кораблях, что со всех концов устремлялись к богатым пристаням. Чувство Достоевского к  Петербургу многогранно и с трудом поддается анализу.

Читайте также:  Анализ романа а.с. пушкина «дубровский»

Что же касается образа Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, у каждого поэта этого времени был свой Петербург. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль.

Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественно сознание. Не будет преувеличением сказать, что Блок — наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. И это при том, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург — его площади, улицы, памятники и здания.

Но всё творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой.

Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга.

Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и ещё точнее — “как гениального поэта Невского проспекта”.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всём том эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел “Город”) очень локальны. И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических циклах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безликого большого города, но именно Петербурга.

Поэт, прозаик, критик Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) был коренным москвичом, не любил Петербурга.

Но в то же время притягательность города на Неве была для него совершенно магической и нашла свое высшее воплощение в романе «Петербург».

Всестороннее изображение «переворотившегося» состояния, в какое пришла Россия вместе со своей столицей в бурные дни 1905 года, делает роман Белого одним из наиболее важных явлений в русской литературе начала серебряного века.

Роман «Петербург» совпал по замыслу и содержанию с «Бесами» Достоевского.

Повесть «Серебряный голубь» была первой книгой трилогии,  второй частью которой должен был стать роман «Петербург». Как нечто иное, синтезирующее  воплощенные в первых книгах  идеи, вернее, как противовес отраженным  в них негативным тенденциям замысливалась третья книга – «Невидимый град», в который поэт хотел коснуться положительных устремлений душевной жизни.

Используя художественные образы Петербурга, созданные его предшественниками, с помощью прямых литературных ассоциаций, А.Белый на небольшом временном романном пространстве как бы концентрирует  всю историю послепетровской России, приведшей ее народ к искусственной, омертвленной бессмысленным порядком жизни.

Совершенно другой, непохожий  образ города на Неве предстаёт перед нами в творчестве А. Ахматовой. С 1890 года по 1916 Анна Ахматова жила в Царском селе. Почти вся её связана с   Петербургом.

Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.

Литература

[1] Пушкин А.С. Стихотворение М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. С.92.
[2] Глезеров С.Е. Петербург Серебряного века. Быт и нравы. М.: Центрополиграф  2007.С. 58.
[3] Анциферов Н.П. . Душа Петербурга  [Электронный ресурс] СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1922. – Режим доступа: . http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22188-antsiferov-n-p-dusha-peterburga-pb , свободный.

Образ Петербурга в русской литературе

Образ Петербурга в русской литературе

Прикрепленные файлы:

20_01_59046_4786

Помощь
с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Презентация на тему: Образ Петербурга в русской литературе XIX и XX веков

Образ Петербурга в русской литературе Описание слайда:

Образ Петербурга в русской литературе XIX и XX веков

Описание слайда:

Цель: показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо

Описание слайда:

Северная столица в произведениях русских писателей Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране.

Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны.

Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».

Описание слайда:

Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Описание слайда:

Литературная жизнь в конце XVIII – начале XIX веков Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый «град Петров», воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина.

При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия.

Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.

Описание слайда:

Пушкинский ПетербургМаленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей.

Описание слайда:

Пушкинский Петербург Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути Люблю тебя, Петра творенье, Город пышный, город бедный Люблю твой строгий, стройный вид, Дух неволи, стройный вид, Невы державное теченье, Свод небес зелено-бледный, Береговой ее гранит… Скука, холод и гранит.

Описание слайда:

Образ Петербурга в произведениях Н. В.

Гоголя “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”.

(Владимир Набоков)Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.

Описание слайда:

Петербург Достоевского Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Петербург Достоевского- это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.

Он душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург – это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят “волчьи” законы.

Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

Описание слайда:

Серебряный векПетербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, – К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб.

Описание слайда:

Петербург Александра Блока Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Однажды, гуляя с В.

Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее… За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город.

Как хотелось бы мне его увидеть!”

Описание слайда:

Первая половина ХХ века1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А.

Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие.

Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.

Описание слайда:

Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, – город Ахматовой, столица ее поэзии.

Какая доля досталась городу, такая и поэту: А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь, Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.

Описание слайда:

От второй половины XX века до наших дней После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но эти надежды не оправдались. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить.

Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению.

Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое её отражение.

Описание слайда:

Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.

Описание слайда:

Результаты исследования

Описание слайда:

Вывод: Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую мрачность и «удушливость» , и в произведениях современных писателей и поэтов мы увидим новый Петербург – чистый, свежий, яркий, свободный и прекрасный.

Читайте также:  Сочинение: Особенности пейзажных зарисовок в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Описание слайда:

Прекрасен город мой роднойС его проспектов прямотой,С блестящей роскошью дворцов,С зеленой прелестью садов!(Наталья Бочагова)

Описание слайда:

Текут года, как быстрая река,И солнце разгоняет в небе тучи.И с каждым днем мой город только лучше! (Таисия Харитонова)

Описание слайда:

БиблиографияАнциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990.Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957.Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 – С. – 230-234.Добринская Л.Б. (Сост.

) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989.Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004.Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.

– 272 с.“Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с.Санкт-Петербург в русской литературе: учебник -хрестоматия для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб.

, Свет, 1996.

Описание слайда:

Презентацию подготовилаученица 11 класса БГОУ СОШ №317Тюленева Мария Андреевна Руководитель проекта– Лёдова Елена Николаевна

Петербург в произведениях русских писателей Каким показан Петербург в произведениях русских писателей? – презентация

1 Петербург в произведениях русских писателей Каким показан Петербург в произведениях русских писателей?

2 Цель: Цель: Выяснить, каким показан Петербург в произведениях русских писателей. Выяснить, каким показан Петербург в произведениях русских писателей.

3 Задачи: Задачи: Познакомиться с Санкт- Петербургом через краткий экскурс в историю Познакомиться с Санкт- Петербургом через краткий экскурс в историю Определить, какое место занимает Петербург в жизни писателей Определить, какое место занимает Петербург в жизни писателей Определить, как в произведениях описывается Санкт- Петербург. Определить, как в произведениях описывается Санкт- Петербург.

4 Петербург- город, нашедший отражение в произведениях многих русских писателей А.С.Пушкин А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский А. Блок А. Блок

5 Вначале была река: город начинался с Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена здесь Петром I в ходе Северной войны.

Новая крепость была именована “Санкт- Петербург”, в честь апостола Петра хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора.

Позднее крепость стала называться Петропавловской, а первоначальное имя перешло к городу, возникшему под ее прикрытием. Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.

6 Петербург в жизни А.С.Пушкина 'Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. 'Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Петербург в восприятии А. С.

Пушкина оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время – столицей империи, дом самодержцев Российских. Петербург в восприятии А. С. Пушкина оставался всегда двойственным.

Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время – столицей империи, дом самодержцев Российских.

7 Петербург в произведениях А.С. Пушкина Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург – город, но и быт, и сословные отношения в самом городе.

В 'Пиковой даме', 'Домике в Коломне' и других 'петербургских' его произведениях – описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.

Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург – город, но и быт, и сословные отношения в самом городе.

В 'Пиковой даме', 'Домике в Коломне' и других 'петербургских' его произведениях – описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.

Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина.

8 Петербург в жизни Н.В.Гоголя «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы». Н.В.Гоголь «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал.

Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы». Н.В.Гоголь Гоголю понадобилось два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города.

Гоголю понадобилось два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города.

9 Петербург в произведениях Н.В. Гоголя С первыми впечатлениями Гоголя от пребывания в Петербурге связаны так называемые “петербургские повести” – “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет», “Шинель”, “Записки сумасшедшего».

С первыми впечатлениями Гоголя от пребывания в Петербурге связаны так называемые “петербургские повести” – “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет», “Шинель”, “Записки сумасшедшего». факты, описываемые Гоголем, случались в то время в жизни повседневно.

“Там честный, трезвый человек делался пьяницей, там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”. факты, описываемые Гоголем, случались в то время в жизни повседневно.

“Там честный, трезвый человек делался пьяницей, там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”.

10 Петербург в произведениях Ф.М. Достоевского Петербург в произведениях Ф.М. Достоевского Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа Преступление и наказание.

В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами – колодцами, напоминающими душегубку.Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга.

Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа Преступление и наказание.

В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами – колодцами, напоминающими душегубку.Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга.

Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Для Достоевского Петербург – город убийства, нищеты и людского одиночества. Для Достоевского Петербург – город убийства, нищеты и людского одиночества.

11 Петербург в произведениях А.Блока Петербург Блока – это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где богатый зол и рад и унижен бедный. И вместе с тем это город, полный бунтарской революционной энергии, город людей, поднимающихся из тьмы погребов на штурм старого мира.

Петербург Блока – это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где богатый зол и рад и унижен бедный. И вместе с тем это город, полный бунтарской революционной энергии, город людей, поднимающихся из тьмы погребов на штурм старого мира.

Это – гениальный город, полный дрожи, полный противоречий страшный и магический мир, где ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик непостижимого города.

Это – гениальный город, полный дрожи, полный противоречий страшный и магический мир, где ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик непостижимого города.

12 Петербург в жизни А.Блока Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как поэта города, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как гениального поэта Невского проспекта.

Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как поэта города, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как гениального поэта Невского проспекта. Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей.

Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни. Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей.

Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни.

13 Вывод: Вывод: Произведения А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Произведения А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.Блока –это не только произведения о Петербурге и петербургских жителях.

Они дают символические образы мирового масштаба и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы. Ф.М.Достоевского, А.Блока –это не только произведения о Петербурге и петербургских жителях.

Они дают символические образы мирового масштаба и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы.

14 Использованные материалы vski.peterburgwww.funwork.ru.library.sochinenua.dostoe vski.peterburg

Ссылка на основную публикацию