Образ мцыри в одноименной поэме лермонтова

Содержание

  • 1 Образ Мцыри
  • 2 Характер Мцыри

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре.

Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой.

Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри  можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его.

Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних.

Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких.

Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть.

Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Образ и характеристика Мцыри в поэме "Мцыри" Лермонтова

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности.

Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри.

Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул.

В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние.

Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Талантливый автор-классик Михаил Юрьевич Лермонтов сумел мастерски описать портрет Печорина  в повести “Герой нашего времени”. Предлагаем ознакомиться с ним на нашем сайте.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали.

Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор.

Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин.

Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за характером Печорина в повести Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”.

Раненный Мцыри все дальше и дальше отдаляется от гор и вскоре выходит к окрестностям монастыря.

Обескураженный, он теряет сознание, монахи, нашедшие его, переносят в стены монастыря, который много лет был для Мцыри тюрьмой.

Юноша осознает, что его заветная мечта уже никогда не осуществится – он умрет на чужой земле: «Меня печалит лишь одно: мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной».

Таким образом, в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов изобразил образ человека, который не был в состоянии противостоять сложностям жизни и обрести счастье. Мцыри всегда обладал детской, чистой душой, он был добрым человеком, хотя при этом, угрюмым и нелюдимым, но причиной такой угрюмости стал его душевный надрыв от разлуки с его естественной средой и родным домом.

Образ и характеристика Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова (+таблица)

Предлагаем вниманию читателей нашего журнала характеристику главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри», которую можно успешно использовать при подготовке домашнего задания.

Характеристика Мцыри

Романтическая поэма «Мцыри» создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Центральным образом произведения является послушник монастыря, что на грузинский язык переводится как «мцыри». Это слово автор использовал в качестве имени для своего героя.

Читайте также:  Краткая биография д. и. фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве

Произведение начинается с предыстории героя. Когда он был ребенком, его взял в плен русский генерал и повез в Россию. Ребенок, разлученный с родными, в дороге тяжело заболел и стал обузой для генерала. Он оставил его в монастыре, где мальчика вылечил старый монах. Предыстория Мцыри говорит о его свободолюбивой натуре и любви к родине. 

Основной сюжет начинается с того, что Мцыри готовится стать монахом. Мцыри физически выздоровел, но душевная рана продолжала мучить его. Внезапно он исчез из монастыря, а через несколько дней его нашли недалеко от монастыря. Он, израненный, без сознания лежал на земле. Основная часть поэмы представляет исповедь о жизни за монастырскими пределами.

Самым главным в его рассказе было то, что он жил в эти три дня. Свое пребывание в монастыре он не может назвать жизнью. Без родной земли Мцыри погибает. Она необходима ему, как воздух.

Все годы, что герой находился в монастыре, он мечтал вернуться в родной аул. Ему нужны тревоги, битвы, любовь. Спокойная жизнь не для него. Герой находится в единстве с природой.

Буря, гроза, горы являются его стихией.

Мцыри привык к жизни в монастыре, боль его со временем притупилась.  Он думал, что забыл о родных местах. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной аул, реку, сестер. Сознание сохранило его воспоминания.

Для характеристики Мцыри важную роль играют встреча с грузинкой, бой с барсом и разговор с рыбкой. Встреча с девушкой говорит о том, что герой мечтал о простом человеческом счастье, о любви, семье.

Юноша понимал, что живет в плену, подобно раненому зверю. Эта ассоциация вызвана эпизодом встречи с барсом. Между ними завязалась битва, в которой одержал победу человек. Этот поединок доставил радость осознания своей мощи, в то же время Мцыри испытывает уважение к противнику. Это кульминационный эпизод в поэме.

Рыбки уговаривали его уснуть, призывали к покою, но юноша остался верен себе. Он не променял бурную, тревожную жизнь на покой.

Образ Мцыри соответствует образу романтического героя. Он одинок, окружение не понимает его. Хрупкий внешне, он проявляет необычайную духовную силу. Он пытается противостоять обстоятельствам, но его попытка заканчивается смертью.

Пока в нем была жива надежда достичь родного края, она питала в нем физические силы. Силы оставили его, когда он понял, что вернулся к стенам монастыря и его попытка не удалась.

Герой отказывается от пищи, он не хочет бороться за жизнь, не хочет жить в плену.

Герой соотносится с автором. Лермонтову, так же как и Мцыри, душно в обществе, окружающем его. Так же, как Мцыри, он пытается убежать и погибает.

В судьбе Мцыри соединилось много противоречий, поэтому он не мог быть счастлив. Свободолюбие и монашество, буйный нрав и смирение, любовь к родине и жизнь на чужбине. Столкновение этих обстоятельств привело к внутреннему конфликту, с которым Мцыри не смог и не захотел справиться. Мятежный характер, стремление к свободе, целеустремленность являются ключевыми качествами характера Мцыри.

Таблица

План Примеры, цитаты
1. Внешность «Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник». «Он страшно бледен был и худ…», когда его нашли монахи.
2. Поступки «Бродил безмолвен, одинок, Смотрел вздыхая на восток…» «Как вдруг однажды он исчез…»
3. Черты характера Гордость: «Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал». Страстность, свободолюбие: «Таких две жизни за одну, Но только полную тревог…» «…Душой дитя, судьбой монах». Бесстрашие: борьба с барсом. Сильный: «Но в нём мучительный недуг развил тогда могучий дух». Свободолюбие, бунтарство: .»..сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».
4. Чувства Горечь, сожаление: «Я мало жил, и жил в плену». «…Умру рабом и сиротой». «…Но с жизнью жаль расстаться мне». «… я также мог бы жить!» Одиночество: «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»
5. Речь, слова Его речь отличается образностью и страстностью.
6. Взаимоотношения с людьми «…помощи людской я не желал. Я был чужой для них». «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Все же старика, который его воспитал, он называет перед смертью отцом.
7. Авторское отношение Автор симпатизирует герою.

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Вам также будет интересно

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя.

Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией.

Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух». Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому.

Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!».

Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости.

Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.

Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу.

Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье.

Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным.

Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя.

Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом.

Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь.

Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть.

Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому.

Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест Алкены (10 класс)с результатом 5/10

Гость завершил

Тест Формулы тригонометриис результатом 10/10

Гость завершил

Тест Часовые поясас результатом 5/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 19/19

Гость завершил

Тест «Ревизор»с результатом 16/17

Гость завершил

Тест Запятыес результатом 5/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Сочинение на тему Образ Мцыри в поэме Лермонтова (8 класс)

Кто же такой Мцыри? Мцыри – это очень добрый и милосердный молодой человек. Он всегда говорил, правда, так сказать был человеком с чистейшей душой и с характером настоящего героя, ведь он не чего не боялся.

Читайте также:  Общество будущего в романе «Мы»

Мцыри любил свободу, он жаждал всё время находится на воле и летать как птица. Мцыри, по сути, реальный герой.

Ведь он благодаря своим качествам победителя и бесстрашного человека, смогу преодолеть все сложности и обрести ту самую свободу, о которой, о мечта всегда!

Молодой человек Мцыри был героическим от природы. Он всегда был страстным человеком, не когда не скрывал свои искренние чувства и всегда был честен. Он был поэтичным человеком по описанию Лермонтова. Мцыри в переводе означало как не странно “чужой”.

То есть автор нам даёт понимать, что он одинок, но старателен, он героический и гордый. Мцыри всё время в поисках себя. В поисках своего место существования. Он может всегда изменить и проложить новый жизненный путь, он может найти выход из любой жизненной ситуации.

Он не вероятно силён морально и физически.

Молодой человек жил в монастыре, в очень отдалённом и не прокосным. И этот монастырь, по сути для Мцыри стал настоящей тюрьмой. Он чувствовал себя запертым в нём. Из-за того, что Мцыри был один в этом монастыре, вся обстановка сводила Мцыри с ума. И наконец, он, думая о том, чтобы сбежать с этого монастыря он, наконец, сбежал. Так сказать мысли его материализовались в реальность.

В который раз можно убедиться, что Мцыри по настоящему смел и селён. Ведь по одной картине описания в тексте он сражался с настоящим барсом. Он голодал несколько дней и не отчаивался.

Даже из-за холода и голода, да и вообще о той сложной ситуации, в которой находился Мцыри он даже и не думал, точнее даже не сожалел о том, что он сбежал из монастыря.

Ведь он понимал, что возвращаясь, он фактически возвращается в тюрьму и ту самую западню, из которой он всегда мечтал выбраться.

В конце поэмы Мцыри сражается с барсом, он почти его одолевает, но у него не хватает сил. Мы видим в нём весь его героизм и волю к тому, чему он так долго стремился и мечтал. В последней сцене Мцыри, к сожалению, погибает вместе с барсом. Он не смог достичь своей цели.

Он так старался, он жил этой мечта о свободе и в один миг проиграл можно так сказать всё, а точнее самое главное, свою жизнь! Он стремился попасть на Кавказ, на свою родную родину, но его нога туда так и не ступила.

Очень грустно осознавать, что так всё произошло, просто не хочется верить в такой трагичный конец.

Сочинение 2

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. По-грузински это слово обозначает «отшельник». Судьба главного героя типична для начала XIX века, когда Россия вела непрекращающиеся войны на Кавказе.

Вполне объяснимо, что боевые действие уносили жизни молодых, здоровых мужчин, жителей горных селений, делали сиротами их детей.

Вот и поэма «Мцыри» начинается с того, что русский генерал привозит в монастырь осиротевшего ребенка.

Герой поэмы вырос в монастырских стенах, но чувствует себя здесь невольником, узником. Он мечтает о том, чтобы увидеть родной аул, мечтает о свободе и единении со стихией. Мцыри резко противопоставляет себя всем обитателям монастыря: непокорный, бунтующий, он стремится покинуть его стены.

В одну из грозовых ночей он совершает побег. Наугад пробирается он по дебрям в надежде найти селение, где живут его предки, его родные. Мцыри кажется, что он понимает язык природы, шум ветра и шелест трав.

С удивительным мастерством Лермонтов изображает горные пейзажи, жизнь природы. Но даже среди лугов и гор он чувствует себя одиноким. Даже круг деревьев на поляне и возвышающиеся рядом две скалы словно говорят его сердцу о необходимой общности, семейственности.

И он, у которого сохранились лишь смутные воспоминания об отчем доме, ощущает себя изгоем.

Мцыри стремится показать себя достойным своих предков, славы, доблести и мужества представителей своего рода. Поэтому он идет на суровое испытание – сам провоцирует схватку с сильным и могучим диким зверем – барсом.

Человеку приходится нелегко в этом бою, но всё же Мцыри находит в себе силы победить и убить достойного противника.

Лермонтов передает напряженность и динамику этого поединка, и читатель волнуется за исход битвы и судьбу юноши.

В один из дней, проведенных на воле, Мцыри встречает у ручья девушку-грузинку, которая грациозно спускается, чтобы наполнить ключевой водой кувшин. Мцыри из укрытия наблюдает за ней, любуется ее красотой и ее движениями, но не выходит ей навстречу. Его сковывает чувство неуверенности, робость.

И вот, спустя три дня скитаний Мцыри опять оказывается неподалеку от стен монастыря. Он голоден и обессилен, полный испытаний путь привел его к воротам его тюрьмы – к монастырю, и у него больше нет сил стремиться на волю.

Один из старцев монастыря выслушивает его последнюю исповедь, юноша умирает, так и не осуществив своей мечты. Так Лермонтов показывает бессмысленность протеста, разочарованность и тщетность мечты о свободе.

Образ 3

Мцыри – основной персонаж произведения великого Отечественного литературного деятеля Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Протагонист поэмы – человек очевидно кавказского (а именно – грузинского) происхождения, монах, плененный в ходе войны.

По ходу действия поэмы очевидно, Мцыри – не имя главного героя, а нечто наподобие прозвища, которое переводится с грузинского языка как «неслужащий монах».

Мцыри становится монахом потому, что после его взятия в плен русскими генерал принял решение оставить его в монастыре. В то время герой был еще маленьким шестилетним мальчиком. Таким образом, он живет в неволе с самого детства.

Как упоминалось ранее, Мцыри до пленения жил на Кавказе в семье, главой которой, по словам самого протагониста, являлся успешным военным. Вследствие последнего у Мцыри развились такие качества, как сила духа, патриотизм, упорство, целеустремленность и гордость. В целом, он рос храбрым человеком и к счастью не утратил всех этих черт характера, пребывая в плену.

Находясь в монастыре, Мцыри скучает по своему родному краю. Более того, будучи монахом на чужбине, он вынужден страдать от одиночества, поскольку крайне редко вступает в социальный контакт с кем-либо. Он пребывает в мечтах о свободе, о «чудном мире тревог и битв», о родных, с которыми он не имел ни малейшей возможности поддерживать связь.

Упорство героя и сильная тоска по родине приводят к тому, что он сбегает из монастыря и отправляется к себе, на родину. Делает он это, конечно же, не зная дороги.

Ввиду своего упорства он переживает все трудности, подстерегающие его на природе (он выживает даже в битве с барсом).

Плюс к этому, он принципиально не желает просить ночлега у хозяев домов, которые ему встречаются на пути (что, возможно, и наоборот, помогло бы ему: хозяин дома, кто бы он ни был, мог и прокормить юного Мцыри и более того, показать правильную дорогу туда, куда он направляется), ведь он, как гордый человек, истинно любящий родину, не желает просить помощи у тех, чей народ лишил его последнего счастья: родного края и близких людей, фактически удерживая насильно на чужой земле. Как итог, Мцыри находят и возвращают туда, откуда сбежал.

Мцыри трудно расстаться со своей жизнью. Ведь он так толком и не познал ее, находясь в подчинении, не увидев в ней счастья. Но при этом он говорит, что никого не проклянет, то есть даже тех людей, которые буквально сломали его судьбу.

`

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Экология Россия
    Глобальные проблемы с Экологией очень актуальны и в России. Если брать во внимание, что наша территория входит в списки загрязненных во вселенной, то можно вынести некоторые негативные вердикты.
  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс
    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.
  • Сочинение по повести Белые ночи Достоевского
    Достоевский написал просто замечательную повесть «Белые ночи». Здесь затрагивается самая актуальная на сегодняшний день тема неразделенной любви. Однажды встретились два одиноких человека

Мцыри — образ и характеристика героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема одиночества — основная в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В романтической поэме «Мцыри» этот мотив приобретает особое звучание. Его своеобразие позволяет осознать характеристика образа Мцыри — главного героя поэмы.

Происхождение, воспитание

Мцыри — не имя персонажа. Согласно примечанию Лермонтова, это слово в переводе с грузинского языка значит «послушник».

Юноша, с шестилетнего возраста воспитывавшийся в монастыре, утратил после попадания в плен не только родину, семью, связь со своим народом, родной язык, но и то, что делает человека уникальной личностью, — имя, данное при рождении. В монастырь малыша привёз русский генерал. К какой из кавказских народностей принадлежала его семья, неизвестно.

Ребёнок долго приходил в себя после тяжёлой болезни и то ли забыл, то ли скрыл от грузинских монахов всё, что связано с его ранним детством. Так, потеряв родину, герой поэмы лишается самого себя, своей идентичности, своего имени.

Психологический портрет

За годы, проведённые в православном монастыре, среди людей иной культуры, Мцыри освоил чужой язык, обычаи, привык к окружающим, но так и не стал своим. Свою чужеродность, как выясняется уже после неудачного побега, юноша ощущал всё время пребывания в обители.

Трагизм его одиночества даже не в том, что он чужой, а в том, что Мцыри не знает, кто он. Жизнь, которую его принудили вести, не удовлетворяет молодого горца, потому что в глубине души он убеждён, что был рождён для другого.

Но в чём заключается его предназначение, неизвестно.

Как и положено истинно романтическому герою, Мцыри покидает монастырь в бурную грозовую ночь. В этом эпизоде подчёркнута чужеродность героя окружающим. Стихия, с которой беглец ощущает почти родственную связь («…я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»), пугает монахов («…вы ниц лежали на земле…»)

Романтическая душа персонажа не может удовлетвориться той жизнью, какую определила для него судьба. В его памяти живут воспоминания о другом мире, «где люди вольны, как орлы». Он смутно помнит горное селение, отца, сестёр, односельчан.

Так отчуждение от окружающей реальности соединяется с тоской по родным местам и острым желанием свободы. Без всего этого полноценного существования герой не мыслит.

«Ты жил, — я также мог бы жить!» — говорит умирающий юноша посетившему его чернецу.

Три дня свободы

Какими стали для Мцыри эти три дня подлинной жизни? Первое, что он увидел за стенами обители — огромный мир, прекрасную природу Кавказа.

Неволя отняла у него возможность наслаждаться красотой родного края, ощущать единство с бурей и горным потоком, с живописными долинами и снежными шапками на вершинах Кавказа.

Вернув себе целый мир, Мцыри счастлив, его жизнь стала наполненной и яркой.

Однако первое же утро даёт герою понять, насколько он беспомощен и уязвим в родном, но незнакомом ему мире. Юноша просыпается на краю «грозящей бездны», по дну которой бежит поток. Долгожданная воля могла обернуться для него смертью в первую же ночь.

Свобода дарит ему гамму разнообразных сильных впечатлений, неизвестных дотоле чувств. Молодой человек действительно прожил, прочувствовал, испытал в эти дни больше, чем за все предыдущие годы. Одна из первых и самых чудесных встреч — молодая грузинка, спускавшаяся к берегу реки за водой.

Обаяние юной крестьянки в сочетании с красотой песни сильно действуют на Мцыри. То, что он испытывает, сильнее, прекрасней и чище, чем любовь в её житейском смысле.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое внутренний мир человека?»

Это чувство принадлежит исключительно сфере духа, в нём нет ничего бытового, приземлённого, плотского, что неизбежно примешивается к самой искренней любви.

Вообще, умение героя воспринимать красоту, наслаждаться ею вызывает восхищение. Однако мир открывается перед персонажем не только со своей прекрасной стороны. Он рвался на волю, но жить свободным он не умеет. Муки голода, страх темноты, потеря дороги, отчаяние — вот чем оборачивается для бывшего послушника обретённая независимость.

Но даже в горький миг осознания своего бессилия Мцыри не желает помощи людей. Он по-прежнему не чувствует связи с ними. Дикий барс кажется юноше более близким существом, чем люди. Герой сражается с ним как с равным противником, бойцом, достойным уважения.

Мальчик, проведший много времени в молитвах и послушании, оказывается, может быть яростным, остервенелым, жестоким, подобно хищному зверю.

Конец мечтам Мцыри наступает, когда становится ясно, что он возвратился к своей тюрьме. Три дня воли измотали юношу настолько, что сил для продолжения борьбы у него не осталось. Он оказался недостоин свободы, к которой стремился. «На мне печать свою тюрьма оставила…» — с горечью признаётся он.

Вывод

Образ Мцыри воплощает трагедию человека, насильственно отлучённого от мира, его красот и опасностей, его возможностей и рисков.

Человека можно вырастить в неволе, но он всегда будет чувствовать недостаточность своего существования и мучиться этим. Беда в том, что навыки, необходимые для жизни в свободном мире, уничтожены годами, проведёнными в келье.

Мцыри действительно подобен выросшему в темнице цветку. Жаркие лучи солнца, о котором он тосковал, убили его.

Характеристика образа Мцыри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Мцыри как романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова

Время на чтение: 11 минут

Характеристика главного героя

Мцыри — юноша, который с ранних лет осиротел и жил в монастыре. Казалось бы, что он должен был быть благодарен за своё спасение и не жаловаться на жизнь, но для него жизнь в монастыре была сравнима с заточением.

Он мечтал о том, что однажды вырвется на волю, увидит мир, восхитится природой и доберётся до своей Родины, о которой часто вспоминал.

Жизнь в монастырских стенах была для него губительна и безысходна, так как Мцыри не ощущал счастья и умиротворения.

Главными чертами характера Мцыри являются:

  • Свободолюбие.
  • Любовь к Родине и природе.
  • Гордость.
  • Непокорённость.

Он думал, что только жизнь на свободе среди бескрайних полей и лесов сможет поселить в его душу чувство спокойствия и радости, поэтому герой надеялся найти вдохновение и любовь за каменными стенами.

Читая поэму, можно заметить, что основой повествования являются мысли и поступки Мцыри, его внутренние переживания, особый взгляд на мир.

Жизненное искание Мцыри

Во время грозы юноша решается на отчаянный поступок ради осуществления своей мечты, убегая из монастырской крепости.

Он боится того, что его ожидает после побега, но на душе становится легче и светлее, так как он смог сделать важный шаг ради осуществления своей цели.

Прожитые три дня на свободе казались для него вечностью, когда он мог восхищаться пейзажами, наслаждаться звуками природы и чувствовать вязкую землю под ногами. Побег из плена помог ему вернуть память детства.

Он вспоминает о прошлом, о своих братьях и местах, об ауле и о детском счастье, когда его окружали родные люди. Величественные просторы и красоты природы делают из юноши настоящего поэта и философа, который рассуждает о жизни, как мученик и пленник, сбежавший на свободу. Он рассказывает историю жизни, указывая на то, что люди обязаны ценить и чем должны вдохновляться.

После кровожадной схватки со зверем Мцыри получил тяжёлую рану, люди из монастыря нашли его и вернули обратно.

В исповеди перед чернецом юноша искренне повествует о том, что он пережил во время пребывания на воле, какие его посещали чувства и мысли.

Лирический герой не сожалеет о том, что чуть не погиб в борьбе с животным, а наоборот гордится своим поступком, так как он показал свою храбрость и отвагу и победил врага.

Только один поступок тяготит его душу, ведь он еще в юности пообещал себе, что на свободе доберётся до родного края и вспомнит былые времена. К сожалению, ему не удалось этого сделать, так как он постоянно возвращался к дороге в монастырь.

Возможно, ему бы это удалось сделать, если бы юноша не сбился с пути и не встретился с Барсом, но все равно Мцыри был доволен тем, что несколько дней был на природе и ощутил все прелести свободы.

С одной стороны, юноша был разочарован тем, что умрёт в заточении, но с другой стороны, его душа была спокойна, ведь он ощутил настоящее счастье и нашёл истинный смысл жизни. Через романтический образ Мцыри автор хотел показать различие мечты и реальности и то, как ожидания могут не соответствовать действительности.

Мцыри обладает признаками романтического героя, благодаря которым поэму можно отнести к жанру романтизма в литературе:

  • Ярко выраженная индивидуальность.
  • Герой стремится найти идеал.
  • Вступает в конфликты с окружающими, с судьбой.
  • Бунтарское поведение.

У главного героя была заветная мечта, к которой он стремился всю жизнь, и она подарила ему счастье на мгновение, но он не достиг цели в связи с обстоятельствами. Мечта окрыляет человека, дарит радость, но иногда суровая реальность препятствует планам и желаниям.

На примере Мцыри Лермонтов хотел показать, как важно не сдаваться перед осуществлением своей мечты и какие жизненные ценности наиболее важны в жизни. Герой осознал, каково это, когда твои желания исполняются.

Проблематика поэмы

В этой поэме Лермонтов поднимает многие проблемы:

  • Свобода.
  • Любовь.
  • Одиночество.
  • Война.

Свобода выражается в глобальном смысле, как зависимость Грузии от России, а также стремлением юноши к освобождению от рамок и обретению счастья. Он чувствовал большее единение с природой, нежели со священниками, поэтому три дня проведённые на воле для него были сравнимы с раем.

Мцыри был одинок и не имел единомышленников, так как его окружали только священнослужители. Он должен был подчиняться правилам монастыря, и каждый день повторялось все одно и то же. Герой не мог больше жить в рутине печали и увядания, поэтому побег оказался для него спасением.

Юноша жаждал любви и наслаждения, вспоминая свою семью и родные места, надеясь на то, что он сможет вновь испытать это чувство. В воспоминаниях он находил отраду для души и смысл жизни, благодаря которым решился на отчаянный шаг.

Также в этом произведении прослеживается тема войны, ведь именно она разделила Мцыри с его семьёй и повлияла на судьбу. Именно ради нее он был рождён, и в этом было его предназначение, как мужчины. Борьба Грузии и России повлекла за собой неприятности для юноши.

Сюжет поэмы построен на контрасте свободы и плена, где автор показывает то, как важно иметь смысл жизни и воплощать мечты в реальность. Мцыри является идеалом человека, способного на подвиги и необдуманные решения. Во время побега он осознал то, ради чего прожил эту жизнь, показал значение свободы для человечества.

Писатель затронул в произведении многие политические и социальные аспекты общества, выразил свое отношение через мысли и чувства главного героя. Автор поднимает проблему угнетения личности, потому что Мцыри не хотел, чтобы его возвращали в монастырь, но реальность оказалась неприятнее, чем ожидание. Лермонтов показал, как войны влияют на судьбы людей, как они их разрушают изнутри.

Война всегда была самым жестоким уроком жизни для всех людей, поэтому многие писатели рассуждают на эту тему в своих произведениях. Обычно они показывают взаимоотношения между людьми в тяжёлые времена, их подвиги, поступки, чувства.

В этих произведениях восхваляются храбрость и патриотизм, желание людей помочь Родине и добиться цели всеми средствами. В литературе повествуется обо всех ужасах войны, сквозь строки призывая их не повториться.

Эта тема является основополагающей для поэмы Лермонтова, рассказывая о беспощадных беспорядках на Кавказе.

Легендарный русский критик В. Г. Белинский высказывался об этом произведении такими строчками: «Идеал — высшая цель стремлений, самый совершенный образец. Здесь: герой, воплощающий мечты и стремления поэта. Личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Критик восхищается образом юноши, обожествляя его, называя идеалом. Он вдохновляется его образом, поступками и желанием жить.

Многие не понимают, почему Мцыри совершил побег из монастыря и что побудило его к этому поступку. Он хотел обрести единомышленника на свободе и ощутить тепло понимающей души. Романтик не сдавался перед препятствиями, а верил, что когда-нибудь ему удастся их преодолеть и достичь своей цели.

Он устал быть одиноким и никому не нужным, постоянно молиться и не видеть другого мира, поэтому его характерный поступок можно назвать смелым. Несмотря на неудачу, Мцыри не жалуется на свою судьбу, а гордится тем, что ему удалось пережить, и он рад тому, что хотя бы три дня он бродил по земле, наслаждаясь пейзажами.

Романтизация природы

Образ природы играет большую роль в поэме Михаила Юрьевича. Можно посмотреть на красоты Кавказа через призму взгляда героя, которого удивляет каждая травинка на лугу. Красота окружающего мира здесь противопоставлена образу жизни героя.

При взгляде на горные хребты юноше вспоминаются детские годы, проведённые на Кавказе. Когда он совершает побег, то ощущает единение с природой, так как чувство свободы проглотило его душу. Даже когда Мцыри понимает, что сбился с пути, то не обращается за помощью к людям, а повинуется собственному чутью, которое его подвело.

Живописные картины, открывающиеся читателю, показывают то, как Лермонтов был чуток и внимателен к природе и её изменению. Также автор грандиозно изображает схватку Барса с юношей, подробно описывая движения каждого из них, придавая поэме драматизм.

Мцыри был морально и физически слаб из-за долгого пребывания в «тюрьме», и это стало главной причиной того, что он потерпел неудачу на пути к своей цели.

Образы романтических персонажей в произведениях

Для творчества Лермонтова характерно подробное описание природы, которое играет важную роль в сюжете произведений. Например, в поэме «Демон» связь героя и природы показана контрастно. Когда демон смотрит на природу, то у него возникает чувство бесприютности, неловкости. Он с завистью смотрит на пейзажи, созерцая божье творение.

В драме Шиллера «Разбойники» Карл Моор является романтическим героем, который ненавидит пороки общества и лицемерное отношение окружающих друг к другу.

После того как граф Моор не оставил ему наследства, он скрылся в Богемском лесу и стал разбойником, который грабил у богатых и раздавал их имущество бедным и обездоленным.

Ссылка на основную публикацию