Образ катерины в «грозе» островского

Главная страницапьеса Гроза

Образ Катерины в «Грозе» Островского
Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина Кабанова является главной героиней драмы “Гроза” А. Н. Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите: 
– Краткое содержание пьесы “Гроза”
– Все материалы по пьесе “Гроза”
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского, описание в цитатах

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова:
“Так это молодая Кабанова, что ль?..” (действие 3 сцена 2 явление 2)“Это вы, Катерина Петровна?..” (действие 3 сцена 2 явление 3)Катерина Кабанова является красивой молодой женщиной:
“…Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет…

” (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)“…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!..” (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV) “…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота!..” (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам.

Она не умеет обманывать и притворяться:
“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…” (Катерина о себе, действие 1 явление V)“Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…” (Катерина о себе, действие 2 явление II)

Катерина является мечтательницей.

Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

“…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…” (действие 1 явление VII)“И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” (действие 1 явление VII) Окружающие люди считают Катерину странной, “мудреной” и “чудной” женщиной:
“Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..” (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)“Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…” (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

Катерина называет себя горячей, эмоциональной натурой:

“Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..” (действие 2 явление II)Она выросла в атмосфере любви и свободы, мать ее очень любила:
“Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…” (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Она является свободолюбивой личностью:

Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.”  Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” (действие 2 явление II)
Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):
Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень. Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.” (действие 2 явление II)У Катерины и ее мужа Тихона нет детей, и для Катерины это настоящее горе:
“Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это…” (действие 2 явление VIII)Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды (“напраслину”) со стороны свекрови и не может дать ей отпор:
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!” (действие 1 явление V)Несмотря на все обиды, Катерина почитает свою свекровь, как родную мать:
“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” (Катерина о свекрови, действие 1 явление V) 

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

“Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…” (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)“А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала…” (действие 5 явление I)
Катерина рано вышла замуж и не успела “погулять в девках”, по мнению Варвары:
“Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще…” (действие 2 явление II)До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:“Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…  Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много…  Таково хорошо было!..” (действие 1 явление VII)До замужества ей снились яркие сны, а после замужества ее сны стали редкими и безрадостными:
“А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то…” (действие 1 явление VII)

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить: 

“Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем…” (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)“Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?..” (действие 1 явление VII)Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:“Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…”

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…” (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

Катерина оказывается неспособна жить во лжи, поэтому она признается мужу и свекрови в своей измене:

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…” (действие 4 явление VI) “И все то десять ночей я гуляла…  С Борисом Григорьичем.” (Катерина о себе, действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она “ввела Бориса в беду”. Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

“За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.” (действие 5 явление II) “Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.” (действие 5 явление III) 

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

“Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.” (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Катерина. Куда едешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня с собой отсюда! Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.” (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок  — бросается в Волгу и погибает:

“Женщина в воду бросилась!” (действие 5 явление V) 

“Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность… Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.
…Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману… . она …, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти … служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства…”

Читайте также:  Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”

Образ Катерины и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Грех Катерины в пьесе «Гроза» — Мама в доме

Содержание:

Образ Катерины и мотивы пьесы «Гроза»

В пьесе «Гроза» Островский создаст совершенно новый для его творчества женский тип, глубокий, оригинальный, но вместе с тем двойственный, противоречивый, трагедийный характер. Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского романтическим мироощущением, страстностью, поэтичностью.

Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные», — вот что составляет воспоминания Катерины.

  • Это один из самых поэтических монологов героини, в котором оживает мир патриархальной идиллии, мир, где нет насилия и принуждения.
  • Однако эта идиллическая гармония осталась в далеком историческом прошлом, в настоящем же от нее остались лишь некие постулаты патриархальной морали, наполненные не живым, а мертвым содержанием.
  • Катерина живет в эпоху, «когда самый дух этой морали — гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды — исчез, и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении».
  • Чуткая душа Катерины уловила это дисгармоничное состояние мира и отразила его по-своему, в соответствии со своей натурой, внутренним обликом, духовным содержанием.

Характер Екатерины в пьесе «Гроза»

Образ Катерины в «Грозе» ОстровскогоОбраз Катерины и мотивы пьесы «Гроза» А.Н.Островского

Попробуем проанализировать характер Катерины. Это натура светлая, мечтательная, с сильно развитым воображением. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…».

Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте. Катерина религиозна, однако вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями, с мечтой о свободе и с жаждой счастья.

Вместе с тем это натура решительная, независимая, обладающая чувством с образом птицы. Катерина размышляет, почему люди не летают, в мечтах она представляет себя птицей. В своем прежнем мире она жила, «точно птичка на воле». Символом свободы, простора является в пьесе и Волга.

Так, Катерина рассказывает Варваре об одном происшествии из своего детства: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега.

На другое утро уж нашли, верст за десять!» В душе се живет стремление к свободе, которое нельзя ограничить, подавить, уничтожить запретами. Мы понимаем, что Катерина будет терпеть лишь до определенного момента.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.

И здесь открываются новые черты натуры Катерины: своенравие, решительность, страстность. Мы видим, что в душе ее нет смирения, яркость индивидуальности переходит в протест против пустоты и бессмысленности жизни, но одновременно и в своеволие, вера не становится для нее подлинной духовной опорой в жизни.

При этом в душе ее живет жажда счастья. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви. Уважать мужа она тоже не может: он слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле.

Как проживает любовь Катерина

Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она влюбляется в Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным, не похожим на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется собственного достоинства.

Ей невыносимо в доме свекрови, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки, глупость и слабохарактерность мужа. В семье Кабановых все отношения основаны на лжи, обмане, покорности.

Прикрываясь домостроевскими заповедями, Марфа Игнатьевна требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими установленных в доме норм.

Но если дети ее, Тихон и Варвара, по-своему «приспособились» к этой ситуации, найдя способы разрешения ее в молчании и лжи, то не такова Катерина.

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Правдивость и искренность — отличительные черты героини.

Целостный, законченный образ Катерины создают в пьесе и определенные мотивы. Один из них — мотив свободы, воли. Так, образ героини сопоставлен у Островского

в душе героини с иной, «некалиновской», жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.

И здесь у Островского звучат мотивы соблазна, искушения, греха и своеволия. Катерина понимает, что с ней происходит «что-то недоброе»: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду.

Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие.

И то мне представляется, что мне самой себя совестно делается…»

Согласно христианским представлениям, сначала смущается ум человека, его мысли, потом сердце и чувства, а затем воля. Бессознательно Катерина понимает это и говорит об этом Варваре: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»

Во втором действии она вновь говорит Варваре: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал».

Понимая, что мечта о Борисе завладела ее мыслями, героиня все же пытается удержаться от греха, пытается заглушить свою страсть, найти опору в муже: «Я буду мужа любить», «Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Однако Тихон стремится вырваться на волю, он не чувствует состояния жены: «Всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Еще одна попытка сохранить собственную душу — страшная клятва Катерины, ставшая трагическим пророчеством: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…»

И финальным этапом борьбы героини с охватившим ее соблазном становится сцена с ключом. Искусительницей здесь выступает Варвара, принесшая ей ключ от калитки.

Катерина мучительно борется с этим искушением, и автор обнажает всю душевную борьбу героини: «Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на погубу мою. Ах, кто-то идет.

Так сердце и упало.

Нет, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!» На этом заканчивается душевная борьба героини: отдавшись во власть страстей, она тайно встречается с Борисом, пока муж находится в отъезде.

Исследователи отмечали, что Катерина поступает здесь по своей воле, по своему произволу. И образ ее соотносится с образом Кабанихи не только в плане противостояния, но и в плане единства, т. к. самодурство Марфы Игнатьевны и своеволие Катерины — понятия, в известном смысле родственные друг другу.

В этом плане большое значение для прояснения образа Катерины и самой ситуации приобретает ее высказывание: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Думается, это ключевая фраза, раскрывающая саму суть этой героини.

Катерина не находит духовной опоры ни во внешнем мире (в семье), ни в своем внутреннем мире (в вере, в своих моральных принципах).

Мотив своеволия, по мнению исследователей, пронизывает все образы пьесы, варьируясь в том или ином виде. Так, своеволие Кабанихи — это ее деспотизм, утверждение своих порядков в семье, гнев, гордыня.

Своеволие Дикого — это закабаление бедных, утверждение своей полной власти над племянниками. Тот же мотив звучит в и словах Кудряша, который мечтает отомстить Дикому: «Жаль, что дочери у него подростки… Я б уважил его. Больно лих я на девок».

Таким образом, Островский показывает общее состояние мира.

«В «Грозе» представлена трагическая картина жизни, лишенной общего смысла, жизни, в которой каждый стремится утвердить свою волю во что бы то ни стало.

Чертами этого безблагодатного псевдовольного бытия станут общая неуверенность человека, ложность его сознания, подчиненность… чужой воле, жажда забытья, разочарованность, стремление к смерти.

Островский показывает состояние нации, проходящей переломный, кризисный период своей истории».

Впечатлительность, экзальтированность, максимализм усиливают трагическое мироощущение Катерины. Мучась сознанием совершенного греха, она признается во всем мужу и свекрови, однако внутренний конфликт не может разрешиться этой сценой. Раскаявшись в грехе, героиня не обрела истинного покаяния, смирения, стремления изменить свою жизнь.

Она так и не смогла преодолеть свою страсть — все помыслы ее по-прежнему обращены к Борису, она даже готова бежать с ним из дому. Однако ее избранник оказывается робким, заурядным человеком, не способным решиться на бунт.

И теперь уже ситуация представляется Катерине совсем безвыходной, ею овладевает тоска: «Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу… Свету-то не рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Прежде, говорят, убивали».

Читайте также:  Согласны ли вы с тем, что «на ошибках учатся»?

Она испытывает острое чувство вины, и упреки окружающих поддерживают в ней это чувство — она находит их справедливыми. Однако, если бы все простили, пожалели ее — чувство постоянного стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее.

Окружающие не могут спасти Катерину, т. к. она не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, со своими представлениями о добре и зле. И в этом неразрешимость внутреннего конфликта в «Грозе», в этом состоит трагедийность пьесы.

Финал пьесы «Гроза»

Финал пьесы Островского Гроза трагичен. В финале новые страсти (отчаяние и уныние) завладевают душой героини. Единственным выходом, избавлением от невыносимой действительности представляется ей смерть. И Катерина бросается в Волгу.

«Друг мой! Радость моя! Прощай!» — вот последние слова ее, свидетельствующие о жажде свободы и любви. И вновь здесь звучит мотив своеволия, забвения христианских норм. Героиня Островского бросает вызов своей смертью не «кабановским представлениям о нравственности» (Добролюбов), а самому Богу, т. к. самоубийство — это страшный грех с точки зрения православия.

Таким образом, как отмечали исследователи, Катерина у Островского «пала не жертвой темного царства только, но жертвой распадения собственной веры…».

Жизненные обстоятельства не могли дать ей счастья, любви, душевной гармонии, а внутренних сил для смирения ей недоставало. Поэтому она оказалась в духовном одиночестве.

«Духовное одиночество одолевается верой. Но вера ее разрушена грехом и отчаянием. Страх наказания, олицетворённый жуткими обличениями безумной барыни, завладевает душою героини без остатка.

Но это уже не подлинный страх Божий, а языческий трепет при нежелании смиренного приятия скорби душевной. Подлинный страх Божий действует в вере.

Но в Катерине происходит полное угасание веры, приведшее сё к самоубийству», — замечает М.М. Дунаев.

Таким образом, в «Грозе» Островский задается вопросом: возможна ли иная, новая, не христианская мораль? И драматург отвечает читателям: «нет никакой новой нравственности, душа живет по вечным законам, есть одна единственная нравственность на все времена. Человек сам избирает путь праведности или греха, но, даже согрешив, можно победить зло духовным борением, великим нравственным усилием».

Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза (Островского)

В драме Гроза представлен неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Произведение поражает при этом своей глубиной и восприятием всего происходящего. Особого внимания при этом заслуживает образ Катерины в Грозе. Его следует рассмотреть максимально подробно.

Характеристика Катерины

Какова характеристика Катерины из пьесы Гроза, однозначно сказать сложно. Чтобы понять это, следует ознакомиться со всеми этапами жизни юной девушки. События, которые описывает А. Н. Островский в Грозе, происходят, когда девушке всего девятнадцать лет. В самом начале драмы Катерина вспоминает о том времени, когда она была еще ребенком.

Родители очень любили ее и делали для нее все. Они проводили с дочерью достаточно много времени, вместе ходили в церковь, дали хорошее образование. Когда же девушка вышла замуж за Тихона, ее жизнь кардинально изменилась.

Она уже не смогла наслаждаться жизнью, чувствовать свободу и дышать полной грудью. Естественно, это не могло не отразиться на ее мировосприятии. Она делала все то же самое, что и раньше, но уже не по тому, что сама этого хотела, а по принуждению.

Несмотря же на подобные перемены, сердце девушки было переполнено любовью.

Катерина с раннего возраста ходила в церковь и поэтому была религиозным человеком. Не удивительно, что возникшие в ее душе чувства к Борису она считала греховными. Встречаясь с ним при этом она была абсолютно счастлива.

Ей приходилось постоянно бороться с собственными эмоциями и желаниями, но прекратить встречи с возлюбленным не получалось. В итоге она признается в измене своему мужу, но Борис, узнав об этом, бежит из города.

Не добившись понимания и потеряв надежду, девушка бросается в реку и кончает жизнь самоубийством.

Характеристика Катерины в Грозе может быть сведена всего к нескольким предложениям. Если говорить кратко, то она была в собственном окружении белой вороной. Она вынуждена была бороться с собственными желаниями, противоречащими ее мировоззрению. Смерть главной героини можно назвать своеобразным протестом, но он зашел чрезмерно далеко.

Образ Катерины в Грозе

Рассматривая образ Катерины в пьесе Гроза, стоит отметить, что мнения критиков по данному поводу разделяются. Одни из них убеждены, что девушка является олицетворением сильной, решительной личности. Другие воспринимают образ Катерины Кабановой в драме Гроза как слабую, не способную защитить себя женщину, решающуюся на самоубийство по причине своего бессилия.

В сочинении можно отметить, что и первая, и вторая точка зрения в определенной мере является верной. Однозначно сказать, какой же личностью на самом деле является главная героиня, крайне сложно.

Судьба у девушки довольно несчастная. Замужество оказалось для нее тяжелой ношей. Она стремилась полюбить своего супруга, наладить с ним отношения и сделать семейную жизнь хоть немного более счастливой, но все ее усилия были тщетными. Тихон во всем слушался свою суровую мать, которая держала в страхе всех, кто ее окружает.

Катерина невероятно искренний человек, верный тем убеждениям, которые ей привили в раннем детстве. Для нее важна внутренняя составляющая, а не внешняя.

Из ее рассказов о себе становится ясно, что это невероятно добрая, светлая девушка, любящая свободу. Правда, жизнь ее складывается далеко не так, как того бы хотелось.

Условия складываются таким образом, что героине ничего не остается, как покончить жизнь самоубийством. Это весьма неоднозначный, противоречивый поступок.

Внешность Катерины Кабановой

Рассматривая образ Катерины в Грозе с цитатами, стоит отдельное внимание уделить ее внешности. Детального описания при этом в произведении нет. Об характерных чертах внешности девушки можно узнать лишь из фраз других персонажей драмы. Многие говорят, что она восхитительна и красива.

Правда, замужество отразилось на ней негативно. Она начала увядать, но при этом все еще оставалась хороша собой. От девической радости и веселости уже не осталось и следа. Женщина стала печальной и унылой.

Характер и образ жизни Катерины

Разобраться в особенностях характера главной героини поможет характеристика Катерины с цитатами из текста. Нрав у девушки добрый и кроткий. Она не может постоять за себя. Это весьма романтическая и мягкая особа, которая часто предается фантазиям и много мечтает.

Ум у девушки довольно пытливый. Она интересуется многими, весьма неординарными вещами. Например, Катерина задается вопросом, отчего у людей нет способности летать. Именно поэтому многие считают девушку странноватой.

Девушка не склонна к конфликтами, весьма терпелива. Несмотря на то, что свекровь и супруг жестоки по отношению к ней, несправедливы, она прощает их. Большинство персонажей данного произведения относятся к девушке хорошо, называют ее прелестной и милой особой.

Цитатная характеристика Катерины поможет больше узнать об этой девушки. Она рассказывает о своем детстве и говорит, что мать в ней души не чаяла, не заставляла работать и выбирала самые красивые наряды. Будучи ребенком, девочка могла делать все, что ей хочется.

Когда же девушка вышла замуж, попала в дом к свекрови, все кардинально изменилось. Здесь царили совершенно иные законы. Ей пришлось подчиняться Кабанихе, которая всей душой ненавидела свою невестку. В произведении говорится, что девушку отдали замуж чрезмерно рано и не по любви.

Правда, в то время это считалось вполне нормальным. Семьи строились не по любви, а по принципу «стерпится – слюбится». Катерина относилась к супругу с уважением, подчинялась ему. В доме мужа при этом такое отношение не было принято. Именно поэтому героиня с тоской вспоминает о былом времени, когда она была вольной птицей и у нее не было повода тужить.

Героиня не могла подчиниться самодуром. Ее пугали грязные интриги, которые плела свекровь. Самым важным для девушки являлась свобода. Она хотела делать все так, как хочет сама, а не подчиняться глупым, бессмысленным приказам.

Девушка хотела обрести любовь и счастье. Супруг, по сути, любил свою жену, но как-то по-своему. Он не умел проявлять собственные чувства и находился под сильным влиянием своей матери, которая постоянно настраивала его против супруги. При возникновении проблем он употреблял спиртное, а в случае возникновения конфликтов отправлялся в командировки.

Именно поэтому Катерине много времени приходилось проводить в одиночестве. Она с грустью говорит о том, что у нее нет детей. Так бы ей было кого забавлять, о ком заботиться. Девушка называет детей настоящими ангелами.

Она часто грустит и считает свою жизнь никчемной, ходит в церковь и считает такие походы настоящим праздником. В храме ей удается отдыхать душой. Она искренне верит, что Бог услышит ее молитвы. Если же сходить в церковь возможности не было, Катерина начинала молиться, находясь в саду.

Жизнь женщины кардинально меняется после встречи с Борисом. Она осознает, что испытывать любовь к нему грешно, но ничего с собой поделать не может.

Несмотря на попытки сопротивления, удержаться ей не удалось. Она сравнивает данное чувство с пропастью, над которой она стоит и не может ни за что ухватиться. Уж слишком сильным оно оказалось.

Именно эта грешная связь и привела к необратимым последствиям.

План образа Катерины в пьесе Гроза

  • Чтобы описать образ главной героини драмы, можно воспользоваться планом:
  • ✔️ Свободное, беззаботное детство.
  • ✔️ Замужество.
  • ✔️ Тирания со стороны свекрови.
  • ✔️ Бесхарактерность супруга.
  • ✔️ Встреча с Борисом.
  • ✔️ Порочная связь.
  • ✔️ Душевные терзания и признание.
  • ✔️ Безысходность и смерть.

Жизнь Катерины была достаточно тяжелой. Судьба у девушки трагическая. Судить ее за совершенный поступок, пожалуй, не стоит. Возможно, в ее ситуации это было единственно верным решением.

Ведь человеку с высокими моральными принципами тяжело смириться с собственной греховностью и непониманием со стороны окружающих.

Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс

Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.

Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.

Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.

Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

Место героини среди других персонажей

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

Читайте также:  Что важнее: личные интересы или интересы общества?

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

Жизнь и детство в родительском доме

Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы.

Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.

Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Патриархальная семья

В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).

Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.

Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.

В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

  Почему нужно читать книги: аргументы из литературы

В сложные моменты девушка сетует:

«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

«Я у вас завяла совсем».

Девушка свободолюбива:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

Вывод

Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом.

Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно.

Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.

Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.

Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

«Мысль семейная»

В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.

Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.

Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?

Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

Характер персонажа

Нрав персонажа кроткий и мягкий. Она совершенно не умеет стоять за себя. Девушка любит предаваться мечтам и фантазиям. Она очень романтичная барышня.

Люди считают ее довольно странной. Этот образ создается благодаря пытливому уму Катерины и ее способностью интересоваться довольно необычными вещами. Девушка по своему характеру очень кроткая и неконфликтная. Она прощает свекрови и мужу:

  • жестокость;
  • несправедливость.

В целом же девушку все, кроме близких людей, считают доброй, мягкой и отзывчивой. Но это не мешает ей чувствовать себя ненужной в этом мире и совершенно чужой.

Ссылка на основную публикацию