Образ Ильиничны в романе «Тихий Дон»

Образ Ильиничны в романе «Тихий Дон»

Василиса Ильинична. Актриса А. Филиппова. Х/ф «Тихий Дон». 1957

Василиса Ильинична Мелехова – один из второстепенных персонажей романа М. Шолохова «Тихий Дон». Это жена Пантелея Прокофьевича, пожилая женщина, олицетворяющая собой всех матерей, чьи дети ввергнуты в пучину Гражданской войны.

Описание героя

Внешность

Василиса Ильинична когда-то давно была очень красивой женщиной. Брак с Пантелеем Прокофьевичем состарил ее раньше времени. Приходящий в бешенство по любому поводу муж часто избивал ее, много пил, заводил любовниц. Тем не менее, Василиса Ильинична – «дородная» высокая старуха, продолжающая работать по дому наравне с дочерью и молодыми снохами.

Положение в семье

Василиса Ильинична – мать троих детей: Петро, Григория и Дуняши. Она горячо любит их всех, но отдает предпочтение «младшенькому» сыну «Гришеньке». Старуха самоотверженно бросается на защиту Григория, когда Пантелей Прокофьевич пытается избить его за связь с Аксиньей.

Больше родной дочери Василиса Ильинична любит жену Григория – Наталью. В этих «предпочтениях» нет ничего обидного для Петро и Дуняши. Много повидавшая на своем веку пожилая женщина жалеет людей с несчастной судьбой.

Судя по всему, она с самого начала предчувствует, какие тяжелые жизненные испытания доведется перенести Григорию и его безответной жене.

Практически на всем протяжении романа Ильинична находится как бы «в тени» своего буйного мужа. Она покорно исполняет все его приказания, но при этом незаметно сглаживает конфликтные ситуации, старается облегчить жизнь молодых Мелеховых.

Горе матери

Важность и значение образа Василисы Ильиничны увеличиваются после смерти Петро.

Когда его тело привозят к родному дому, убитая горем пожилая женщина оказывается в центре внимания («толпа молча расступилась, почтительно дала дорогу сходившей с порожков Ильиничне»).

Подобные сцены каждый день повторялись на донских хуторах в годы Гражданской войны. Позже одуревшему от самогона и крови Григорию не случайно вспоминается «моложавая статная мать», как символ спокойной счастливой жизни.

Отталкиваясь от образа Ильиничны, Шолохов постепенно переходит к описанию всенародного материнского горя. Молодой казак, «какой-нибудь Ванюшка или Семушка», получивший ранение, кричит: «Родимая моя мамунюшка!». «Где-либо в Московской или Вятской губернии… мать красноармейца… запричитает, заплачет». Солдатским матерям нужна не победа, а возвращение домой родных сыновей.

Женская мудрость

Ближе к финалу романа образ «мудрой и мужественной старухи» приобретает все большее значение. Ильинична в разговоре с Натальей впервые признается, насколько была тяжела ее жизнь с Пантелеем Прокофьевичем: «Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя». Она твердо заявляет, что запрещает Наталье бросать законного мужа и покидать дом.

Уберечь Наталью Василисе Ильиничне, к сожалению, не удалось. На плечи старухи легла забота о маленьких детях Григория.

Таким образом, после мобилизации Пантелея Прокофьевича «на гумне ждал ее недомолоченный посад пшеницы, в печи стояло молоко, дети с утра были не кормлены».

В этом раскрываются еще две символические обязанности образа Ильиничны – ведение хозяйства и забота о продолжении рода во время войны. Пока мужчины воюют, женщины сохраняют условия для возвращения к нормальной жизни.

Прощение

Высший гуманистический смысл заключается в изменении отношения Ильиничны к Мишке Кошевому. Старуха с негодованием встречает вернувшегося в хутор убийцу ее сына и свата. Мишка даже не пытается оправдываться.

Он уверен, что был прав. Влюбленный в Дуняшу Кошевой, как ни в чем не бывало, начинает помогать женщинам по хозяйству.

Ильинична проникается жалостью к больному лихорадкой «душегубу» и вечером сама говорит дочери: «Иди, кличь этого… как его… вечерять».

Сложно однозначно оценить поведение Ильиничны, которая, в конце концов, дает согласие на брак Дуняши с человеком, убившим Петро. Огромную роль, конечно, сыграла твердая позиция дочери: «Я посмешищем в хуторе не хочу быть». Так или иначе, благословение Ильиничны становится еще одним шагом на пути к прекращению кровавой бойни и долгожданному примирению враждующих сторон.

Невероятный трагизм образа Ильиничны раскрывается в ее желании увидеть перед смертью Григория. Настрадавшуюся за долгую тяжелую жизнь женщину по-человечески жалко в момент ее печального зова «в сумеречную степную синь»: «Гришенька! Родненький мой!.. Кровинушка моя!..».

Роль в произведении

Василиса Ильинична – второстепенный персонаж романа, но, как уже было замечено, значение ее образа и роль в произведении огромны. По сути, только благодаря «гордой и мужественной» женщине мелеховская семья долгие годы жила относительно дружно и счастливо.

Ильинична знает, как успокоить своего бешеного мужа. Вынужденные проливать кровь людей Григорий и Петро, возвращаясь домой, находят забвение под «материнским крылом». Страдающая Наталья обращается к мудрой старухе за помощью и советом. Она умирает в уверенности, что Ильинична позаботится о маленьких Мишатке и Полюшке.

У всех персонажей романа бывают периоды слабости, упадка сил, признания своего бессилия. Лишь одна Ильинична спокойно и непоколебимо переносит все беды и несчастья, подавая пример своим близким.

Литература

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
  2. Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
  3. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
  4. История русской литературы XX – начала XXI века: Учебник для вузов. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014.

Ильинична — образ и характеристика героини романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

В своём романе М. А. Шолохов заставляет читателя задуматься о многом. Описанные автором персонажи становятся воплощением образов, характерных для своего времени.

Пожилая казачка Ильинична — яркий второстепенный персонаж «Тихого Дона». Она мудрая, любящая мать и послушная жена, которую отличают такие черты характера как терпение, смирение, трудолюбие.

Характеристика образа Ильиничны в шолоховском произведении представляет её воплощением материнского начала.

  • Описание героини
  • Судьба Ильиничны
  • Образ материнства
  • Вывод

Описание героини

Василиса Ильинична Мелехова — пожилая казачка, мать семейства. Автор описывает её как рассудительную женщину с  дородной фигурой. Походка её величава: «словно гусыня, она плавает по двору».

Из её троих детей больше всех похож на неё Петро: он был небольшим, степенным, кареглазым, курносым, с пшеничным цветом волос. В молодости Василиса была красавицей, но трудная жизнь, полная горестей и обид, рано состарила её.

Эта женщина благоразумна и не из робкого десятка.

Судьба Ильиничны

Василиса Ильинична — примерная жена и мать, истинная хранительница семейных ценностей. Всю жизнь она трудилась, была хлопотливой, хлебосольной хозяйкой. Смысл своего существования Ильинична видела в заботах о детях и семье.

Хоть муж Пантелей Прокофьевич постоянно её обижал, избивал, она терпеливо, покорно сносила оскорбления, хранила ему верность и дала своим детям хорошее воспитание. В беседах с невесткой Натальей она говорила, что её замужняя жизнь нелегка, рассказывала, как супруг её бил и изменял ей. Но Ильинична прощала мужа, спасала семью.

Ведь именно таким она видела женский долг, а он для неё был превыше всего. Смысл её жизни состоял в сохранении семьи, заботе о детях и муже.

Василиса Ильинична была волевой личностью. После известия о гибели мужа она не позволила дать волю своим чувствам, справилась с утратой, запрятав боль глубоко внутрь себя, никому не показала своё горе. Поразительно, сколько неприятностей и горестей ей пришлось пережить. Порой пожилой казачке об этом и вспоминать не хотелось.

Ильинична вряд ли была счастлива в жизни, она испытала много горестей, но не озлобилась, старалась сделать своих детей нравственными людьми. Доброта и справедливость были главными жизненными ориентирами этой героини. Видя непростые отношения сына с невесткой, она призывала их к благоразумию, старалась помочь дельным советом.

На долю этой казачки выпало немало жизненных трудностей, но самым чудовищным испытанием стала Гражданская война, во время которой погиб ей сын Петро, умерли муж и снохи.

Образ материнства

Пожилая казачка изображена матерью, которая считала, что не бывает чужих детей. Ей не свойственно было делить всех на «белых» и «красных», и она относилась к ним как к ожидаемым своими матерями сыновьям.

Даже Мишку Кошевого, виновного в гибели Петра Мелехова, она прощает и даже в чём-то помогает этому «душегубу», больному лихорадкой. Истребление людей, вражда между ними сделали Василису Ильиничну очень ранимой.

Ей не доставляло радость семейное счастье дочери, присутствие в доме чужого человека да ещё виновного в гибели её сына Петра. В глубине души зятя она так и не приняла, тяготясь им.

После смерти Натальи Василиса Ильинична стала заботиться о внуке Мишатке и внучке Полюшке, которые остались без матери. За год потерявшая на войне стольких дорогих ей людей, она постарела и выглядела жалко и беспомощно. Много выпало горя на её долю.

Уже ничему не противостоя, Василиса согласилась на то, чтобы дочь Дуняша вышла замуж за Мишку Кошевого. Смирившись с пребыванием Кошевого в доме, женщина ежедневно всё ощутимее чувствовала своё одиночество. В доме, ставшим для неё родным пристанищем на всю жизнь, пожилая казачка стала лишней.

Дуняша с мужем были счастливы и работали, а убитая горем старая казачка, подолгу сидевшая на крыльце, на самом солнцепеке, становилась всё равнодушнее к жизни. Её перестало интересовать происходящее вокруг. У неё опустились руки, всё казалось не нужным, она обессилела и просто не могла больше трудиться.

Часто, взглянув на свои изуродованные долголетним трудом руки, думала: «Вот уж и отработались мои ручушки».

Василиса Ильинична мечтала дождаться сына с фронта и передать ему детей. До самого последнего вздоха она дожидалась возвращения Григория, но умерла, так и не свидевшись с сыном.

Вывод

Личность и образ Ильиничны в романе «Тихий Дон» — олицетворение тяжёлой женской доли того времени. Через призму этого образа писатель показал добродетель настоящей Матери, её скорбь при отправке сыновей на войну. Ильинична — собирательный образ материнского величия.

Характеристика образа Ильиничны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение Образ Ильиничны в романе Тихий Дон (характеристика героини)

Казачка Василиса Ильинична является одной из героинь романа-эпоса, мать братьев Пера и Григория Мелеховых, жена Пантелея Мелехова. Образ Ильиничны – собирательный, олицетворяющий простую русскую женщину, хранительницу очага, верную супругу, любящую мать.

Внешний облик героини. Это уже пожилая женщина, с величавой походкой, несмотря на то, что всю жизнь трудилась не покладая рук, ее руки – натруженные, шершавые.

Ильична – потомственная казачка.

Быт станичников был нелегок – наряду с хозяйственными заботами, воинская повинность защищать рубежи страны, поэтому женщины помогали мужьям по хозяйству, на их плечи ложилось воспитание детей, при необходимости, становились на защиту станицы в один ряд с мужчинами. У этих женщин особой «казачьей закалки» гармонично соединились решительность и женственность, независимость и покорность, незыблемая преданность семейному укладу и беззаветная любовь к отчизне.

Кроткая Ильинична спокойно и рассудительно ведет домашнее хозяйство, терпеливо относится к вспыльчивому мужу, который изменял ей и бил нещадно в молодости, трепетно заботиться о беспокойных детях и многочисленных внуках.  Она берегиня своего семейного очага – в этом заключается смысл ее существования.

Главная добродетель этой женщины – материнское чувство, любовь к детям – искренняя и беззаветная: она ласково опекает их, величает: кровинушка моя».

Мудрость матери противится насилию, ей претит гражданская братоубийственная война, бессмысленная жестокость враждующих, ведь каждый солдат–чей-то сын. Она бранит Григория, который убивает вражеских солдат, призывает опомниться и  остановиться.

Милосердие женщины поистине безгранично – принимает Мишку Кошевого в качестве зятя, великодушно прощая убийство собственного сына Петра.

По-женски понимает и поддерживает свою сноху Наталью, которая натерпелась от ее сына Григория и чуть было не наложила на себя руки, осуждает сына за бессердечие и жестокость к нелюбимой жене, и похождения с Аксиньей, но все-таки не теряет надежды его увидеть.

Трагичность судьбы героини заключается потере родных людей, ожидание сына Гриши с фронта было тягостным, больше они не увиделись.

Автор с особым проникновением и теплотой представил читателю образ матери центрального персонажа Григория Мелехова. Суровая жизнь не испортила ее чистую душу, всегда могла дать дельный совет снохам и дочери.

Читайте также:  Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете

Сочинение 2

В «Тихом Доне» М. Шолохова много действующих героев, каждый из которых отражает определённый человеческий характер.

Образ терпеливой и праведной матери семейства, трудолюбивой и смиренной казачки писатель воплотил в Ильиничне, матери Григория Мелехова. Уже в начале произведения Ильинична – пожилая женщина.

Но годы не отразились на её «дородном стане», величавой походке. Портрет Ильиничны выдаёт в ней мудрую и рассудительную мать семейства.

Не всё гладко было в семейной жизни Василисы Ильиничны, много несправедливости вытерпела она со стороны мужа. Пантелей Прокофьевич и изменял, и руку поднимал.  Но женщина сумела сохранить семью, воспитала трудолюбивых, любящих детей. Зная по собственному опыту, каково обманутой жене, поддерживала невестку, пыталась сохранить между ней и сыном тепло, помирить их.

Примерная мать и верная жена, настоящая хранительница очага – вот кто такая Ильинична. Вся её жизнь – преодоление трудностей. Она всегда в работе. Труд – это спасение, это будущее семьи, детей.

Счастья в женской судьбе было мало, но никакие жизненные невзгоды не смогли её озлобить. Она осталась доброй, отзывчивой, и эти качества мать старалась воспитать в своих детях.

Автор охарактеризовал её как «стойкую и надменную» старуху, но это её внешний облик, закалённый многочисленными обидами со стороны судьбы.

Из всех жизненных испытаний, выпавших на долю этой стойкой казачки, самыми тяжёлыми стали война и потеря близких. В преклонном возрасте женщина потеряла сына и мужа. Она стойко переносит горе, не выпуская переживания наружу. Она продолжает жить ради детей, внуков. Выстоять помогает праведность. Ильинична и Григория наставляет: «… Бога, сынок, не оставляй…»

Ильинична разрешает дочери выйти замуж за человека, убившего её сына. Она чувствовала свою слабость и понимала, что не сможет поднять внуков в одиночку. В конце своей безрадостной и нелёгкой жизни Василиса Ильинична мечтала только об одном: увидеть и обнять в последний раз своего младшего, Гришеньку. Мечта её не сбылась, она не дождалась сына.

В образе этой героини Шолохов соединил все лучшие качества казачек: терпеливость, нравственность, глубокие материнские чувства, мудрость и рассудительность. Такие женщины, как Ильинична, сохраняли и продолжали казачью культуру, олицетворяли стойкость этого независимого народа перед житейскими тяготами.

`

Образ Ильиничны в романе Тихий Дон

Популярные сочинения

  • Сочинение Человек и природа
    Человек и природа. Могут ли они существовать друг без друга. Определенно природа не только может существовать без человека, но ей будет и лучше без этого существования. Может ли человек существовать без природы, определенно нет.
  • Нужно ли человеку меняться к лучшему Итоговое сочинение
    В обществе достаточно сильно развита тенденция к саморазвитию, множество людей записываются к репетиторам, учат языки, занимаются спортом, посещают курсы по улучшению мотивации и всячески настраиваются на успех
  • Почему доктор чудесный?
    В рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» перед нами почти рождественская история. В центре повествования — история семьи Мерцаловых.

Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Казачка Ильинична является второстепенной героиней великого романа Шолохова «Тихий дон». Она мать центрального персонажа произведения — Григория Мелехова и супруга Пантелея Прокофьевича. Образ Ильиничны — олицетворение простой русской женщины, которая является прежде всего хранительницей очага, верной супругой и любящей матерью.

Внешность героини

Ильинична — пожилая женщина, которая несмотря на преклонный возраст сохранила величественную походку. «Словно гусыня, она плавает по двору» — описывает её автор. Она небольшого роста, курносая, кареглазая. Всю жизнь Ильинична усердно трудилась, поэтому руки у нее грубые, «раздавленные многолетней работой», ладони шершавые.

Характер героини

Героиня является потомственной казачкой, а значит хранительницей казацких традиций. Автор описывает героиню храброй и мужественной. Ильиничне пришлось терпеть побои от мужа, но она стойко переносила все тяготы ради своих детей. Не каждая женщина, которую муж порой забивает чуть ли не до смерти и систематически ей изменяет, способна хранить семейный очаг и воспитывать детей.

Ильинична – редкостная труженица. Даже состарившись она продолжает хлопотать с утра до вечера. Она, как и положенно русской женщине «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Смысл всей её жизни — это работа во благо своих родных и близких людей.

Главное достоинством Ильиничны заключается в её материнских чувствах. Героиня очень любит своих детей. Любит искренне и безкорыстно. Она ждет своих детей, готовит им еду, выходит встречать у околицы, ласково называет: «кровинушка моя», «родненький мой».

Ильинична мудрая женщина, материнское сердце которой противится насилию. Она сама мать, поэтому понимает, что значит потерять родного ребенка. Для неё нет разницы на «белой» стороне человек, или «на красной», потому как каждый из воюющих солдат является чьим-то сыном, у которого есть любящая мать. Героиня осуждает любое проявление жестокости. Она верующий человек и гуманист.

Часто она ругает своего сына Григория, который убивает вражеских солдат и призывает его опомниться и перестать творить столь ужасные дела. Героиня проявляет милосердие даже к Мишке Кошевому, своему зятю, который жестоким образом убил её родного сына. Ильинична искренне переживает за него, проявляет заботу и поддерживает.

Война для героини — самая бестолковая и бесполезная вещь на свете.

Судьба героини трагична. Потеряв практически всех родных людей, она до последнего ждала своего сына Григория с фронта, но умерла, так его и не увидев.

Сочинение на тему Василиса Ильинична (Тихий Дон)

Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

Писатель представляет Ильиничну в образе простой донской пожилой казачки, сохранившей величественную походку и дородную осанку.

Ильинична характеризуется автором в виде экономной и расчетливой хозяйски, неугомонной и хлопотливой, занятой ежедневными хозяйственными проблемами, поддерживающей в доме Мелеховых не только внешний уют и порядок, но и следящей за моральной семейной атмосферой. Главной чертой Ильиничны является ее женская мудрость и спокойствие, позволяющие вести домашнее хозяйство, заботиться об эмоциональном и вспыльчивом муже, беспокойных и темпераментных детях и многочисленных внуках.

Любые жизненные неприятности Ильинична воспринимает терпеливо, с пониманием, проявляя глубокую порядочность и душевную теплоту, стараясь оградить домочадцев от жизненных невзгод и проблем.

Поддерживает Ильинична и несчастную сноху свою Наталью, натерпевшуюся от неверного мужа и чуть не покинувшую, однако, осуждая младшего сына за жестокость и бессердечие, надеется до последних дней своих жизни увидеть и обнять любимца.

Она осознает жестокое горе начавшейся кровавой войны в результате революционных событий, понимает все бессмысленность войны между родными и близкими людьми, воспринимая каждого солдата как обычного ребенка, которого где-то ждет такая же, как и она, мать.

Всю свою долгую жизнь Ильинична жила ради семьи, детей, работая с раннего утра и до позднего вечера.

Когда ее убеждает бросить дом и нажитое имущество, Ильинична не желает оставить родной хутор, где ее корни и который она считает смыслом человеческого существования.

Как и у любой русской женщины, сердце Ильиничны всепрощающее и отходчивое, даже к убийце своего сына она временами испытывает материнское начало, жалея и заботясь о Кошевом.

Повествуя о событиях, произошедших с донским казачеством в начале двадцатого века, писатель использует образ Ильиничны в качестве изображения истинных материнских чувств, светлой и искренней любви к своему ребенку, независимо от ситуаций и обстоятельств, не принимающих гибели родного человечка, не скрывающих чистых и откровенных слез, тоскующей боли, раскрывающих сущность женского начала и доказывающих жизненное предназначение женщины на этом свете.

Вариант 3

Автор в своем произведении с особым проникновенным чувством показал образ матери Гришки Мелехова – Ильиничны. Перечитывая строки, где она рассказывает о своей несчастной жизни, невольно задумываешься о том, как жили простые женщины в те времена.

Когда Наталья ей пожаловалась на Григория, то старушка поведала ей о том, что прожила она с мужем, как в неволе. Радости не видела, работала с утра до вечера, да еще супругом была бита без причины. Ильинична  много трудилась, но в меру своих лет была мудра.

Несмотря на то, что жизнь ее прошла в суровых условиях, с вечными побоями мужа, она осталась с чистой душой, всегда могла дать мудрый совет своим снохам и дочери. Своим детям она с детства говорила, что нужно к людям относиться с добром и открытым сердцем, быть честными.

И хоть Пантелей Прокофьевич частенько ее избивал, то все равно она для него была большим моральным авторитетом. И хотя она была неграмотной, то всей душой понимала, что ее сын идет не той дорогой. Когда она провожала Григория на войну, она пыталась его образумить, говоря о том, что надо думать о детях, о семье, о будущем.

Никакое кровопролитие добром ни для кого не закончится. Для своих детей она желает только счастья.

Василиса Мелехова соглашается, чтобы Дуняша вышла замуж за Митьку Коршунова, но и в то же время она относится к нему сурово, считая его душегубом. С осуждением относится к поступкам Дарьи.

Лишившись за короткий промежуток времени близких людей, Ильинична жила надеждами лишь на возвращение Григория с войны. Однако, не дождавшись своего младшенького и любимого сына, женщина умирает.

Смерть она приняла мужественно, ведь столько страданий она вынесла, что теперь имела право спокойно умереть.

Образ Ильиничны – это образ простой русской крестьянки, матери с огромным сердцем и женщины кристальной чистоты и душевности. С такой сердечной любовью мог нарисовать этот образ, лишь человек, который был сам из народа.

Несколько интересных сочинений

  • Какова роль Хлестакова в конфликте
    Написав произведение «Ревизор», Н. В. Гоголь получил неоднозначный ответ аудитории – кто-то смеялся до слез и хвалил писателя, а кто-то неодобрительно отзывался и даже делал все, чтоб мир не увидел эту пьесу
  • Сочинение по повести Алые паруса Грина 6 класс
    Одно из знаменитых произведений А.Грина это, конечно же «Алые паруса». С первых слов создается впечатление, что произведение особое. Сам автор его называет «феерией». Начало повести представляет собой характеристики главных
  • Анализ рассказа Свидание Тургенева
    Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.
  • Сочинение Искусство Моцарта (Моцарт и Сальери) (9 класс)
    В искусстве Моцарта заложены идейные линии, которые отражают такие формы мысли, как вечные неразрешимые проблемы, требующие особого внимания и подхода. Стоит отметить, что в отличие от Моцарта
  • Сочинение Что такое Совесть 9 класс ОГЭ 15.3
    Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия.

Ильинична

  • Пожилая казачка Ильинична является одной из героинь романа “Тихий Дон” Шолохова.
  • Василиса Ильинична Мелехова – жена Пантелея Прокофьевича Мелехова и мать Григория и Петра Мелеховых.
  • В начале рассказа женщина уже находится в преклонном возрасте.

Ее портрет, описываемый автором, говорит о том, что Ильинична приятная и мудрая женщина. «Дородный стан» Василисы, ее величавая походка не подверглись возрасту. Автор называет ее «мудрой и мужественной старухой». Из детей на нее больше всего был похож Петр.

Василиса Ильинична – примерная и образцовая жена и мать. Она настоящая хранительница очага. Несмотря на то, что ей пришлось много вытерпеть от мужа, она осталась верна ему и смогла воспитать детей хорошими людьми. В разговоре с невесткой, Ильинична признается, что в ее семейной жизни не все было хорошо и гладко – ей приходилось терпеть и измены, и побои.

Но она сумела простить мужа, сохранила семью. Женский долг оказался для нее превыше всего.
Василиса сильная женщина. Узнав о смерти мужа, она не дает волю чувствам, справляется с потерей на уровне внутренних переживаний, не выпуская наружу свое горе. Все свое время эта женщина проводит в трудах – смысл ее жизни заключается в работе ради детей и семьи.

Ильинична редко видела счастье в собственной жизни, но это не озлобило ее. Своим детям она пытается привить самые нравственные качества.

Добро и справедливость – вот основные критерии жизни для Василисы, такими хочет она воспитать и своих детей. Видя разногласия между сыном и невесткой, Ильинична пытается дать мудрые советы, является голосом разума.

Читайте также:  Краткое содержание романа «белая гвардия» по главам (м. а. булгаков)

Она пытается отговорить Наталью от решения избавиться от ребенка, пытается показать ей несправедливость такого намерения.

Множество тяжелых испытаний выпали на долю этой женщины, но самым страшным из них стала война. Она забрала у нее любимых людей, но даже это не смогло подорвать для нее веру в светлое будущее, истинные человеческие добродетели.

Образ Ильиничны Шолохов описывает как символ материнства. Она безумно любит своих детей, готова на все ради них. До последнего момента она ждет возвращения Григория, но судьба не позволила ей еще раз увидеть сына.

Чужих детей для нее не бывает, и даже Мишку Кошевого, несмотря на его поступок, она прощает и всячески помогает ему. Отношение к детям показывает Ильиничну мудрее, чем все воюющие стороны. Она не разделяет людей на «белых» и «красных».

Она понимает, что все они – люди, которые являются чьими-то сыновьями, их всех любят и ждут матери.

Стрельба друг в друга, массовые убийства среди двух воюющих сторон ранят сердце Василисы Ильиничны, она пытается вразумить своего сына, взывая его сознание к Богу, чести и справедливости.

Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон» является воплощением женской судьбы того времени, поломанной, но не сломленной.

Через ее образ Шолохов передает добродетельность истинных материнских чувств, горечь потери детей, весь страх и несправедливость проводов сыновей на войну.

Ильинична олицетворяет величие народа, его стойкость и силу духа, даже в таких страшных обстоятельствах, как война.

Женские характеры в романе «Тихий Дон»

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны.

Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.

В образах донских казачек – Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными».

Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие – смерть дочери.

Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”».

И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил».

Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы.

Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы».

Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью – цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию.

Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. …Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…

» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее – сама жизнь. «…Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», – отмечает Шолохов.

Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем.

Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья – добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь…

И жалко тебя – кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась.

Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.

В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «…Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить… А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось.

Детву – и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце…

» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях.

Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой… и все же вспоминал Наталью…

Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса…»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей.

На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил – и все…» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом.

От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу – обе героини в финале романа погибают.

Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью – решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей.

Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем.

Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала.

Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты.

«Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень…

Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

– Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора.

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь…» – заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить.

Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

 Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

    Сочинения

 Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Женские образы в романе М.Шолохова "Тихий Дон"

Слайд 1

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон »

Слайд 2

Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой… Валентин Распутин.

Слайд 4

Ильинична как воплощение материнства Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всём, таким образом, утверждается. В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много…» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине. М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория Мелихова – Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Читайте также:  Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Слайд 5

Наталья – это верная, покорная жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Наталья трудолюбива, добра и красива. Она очень любит Григория. Она полюбила Григория сразу, с первого взгляда.

Отец ее, Мирон Коршунов, не хотел выдавать дочь из первого в хуторе куреня в небогатую семью Мелеховых, « турков ». Однако Наталья упорно настаивала на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду». И никакие уговоры не могли повлиять на нее.

Прекрасное и нравственное в образе Натальи

Слайд 6

Но действительность жестоко растоптала чувство Натальи. Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…» Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее.

Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо. Любовь ее смиренно-страдальческая.

И в итоге Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь . НАТАЛЬЯ

Слайд 7

После выздоровления она сделает попытку вернуть Григория, выпросить Аксинью «отдать» ей мужа. Но Аксинья только глумится над ней, а из колыбели «…глянули на нее с лица ребенка угрюмовато – черные глаза Григория».

Но были и счастливые, но короткие периоды, когда Мелехов возвращался к Наталье и жил с ней, она никогда и ни в чем не упрекала его, боясь чем-нибудь нарушить его покой. Наиболее обаятельные черты Натальи – целомудренность, чистота, стыдливость и робость.

Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. Когда Григорий, приехавший в дом Коршуновых сватать Наталью, взглянул на нее, он увидел, как на ее «упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовая ямка».

Иначе улыбается Наталья своей несмелой улыбкой много лет спустя, пережив тяжелую душевную драму. НАТАЛЬЯ

Слайд 8

В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. В те же недолгие дни, когда Григорий был рядом с ней, не переставая страдать, чувствовала себя все же счастливой.

Наталью больно ранят отношения Григория с Аксиньей, связь с другими женщинами. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны для нее, матери его детей. Наталья восставала против этих измен всем своим существом. Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушившего верность.

Она человек глубоко верующий, богобоязненый. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревности подвигли Наталью на такие поступки.

Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. После аборта, сделанного неумелой повитухой, она умирает.

Слайд 9

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное. Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду.

Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «… с ленцой баба, спорченная… румянится да брови чернит…». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины.

Трагедия в жизни Дарьи

Слайд 10

Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям.

«Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности». «…Совсем не та стала Дарья…

Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни…» Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером.

Дарья – щеголиха, поэтому огромную роль играют здесь детали одежды. Мы видели разбитную Дарью «принаряженной», «нарядной», «одетой богато и видно», «разнаряженной, словно на праздник».

Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды: малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку. Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. Так, например, она «раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка…» Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал «заразей липучей».

Слайд 11

Дуняша как воплощение трагических судеб молодого поколения. С младшей из Мелеховых — Дуняшей — автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше.

И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Слайд 12

Аксинья – это тип настоящей русской женщины, умеющей по -настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Аксинья была необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки.

На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» Так же у Аксиньи была красивая и гордая походка, даже ведра с водой она носила по-особому очень величаво и грациозно .

– тип настоящей русской женщины АКСИНЬЯ

Слайд 13

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа.

Любовь для героини – это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству: «…Не лазоревым алым цветом, а собачьей преданностью, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.

Слайд 14

Отдавшись любви , она готова ради Григория пожертвовать всем. Это ведь она первая уговаривает своего любимого: «Гриша, родимый, давай уйдем. Милый мой! Кинем все, уйдем. И мужа и все кину, лишь бы ты был… на шахты уйдем, далеко. Кохать тебя буду, жалеть».

Она выносит бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор, побои мужа, насмешки, позор, но решает отнять его «…у счастливой, ни горя, ни радости не ведавшей Натальи Коршуновой…» Причем она уверена в правильности и нравственности своего решения.

Позднее она скажет Наталье: «Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла?» Аксинья чувственно и страстно любит Григория. Отношения между ними описываются очень сурово: «Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье».

Сближение их описано так : «Рывком кинул ее Григорий на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу». Аксинья была своенравна и безоглядна в своей страсти. Она так любила Григория, что готова на все, даже на убийство мужа.

Слайд 15

Вернувшемуся из лагеря мужу со страхом и тоской прямо и открыто говорит: «Не таюсь – грех на мне. Бей, Степан!»

Слайд 16

Шолохов не один раз говорит о своей героине, что она – гордая. У нее «гордое лицо», презирая сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Аксинья не гордится своей яркой, волнующей красотой, гордость ее проявляется в отстаивании своего человеческого достоинства.

Оно определяет правдивость, искренность и прямоту Аксиньи. Через всю жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного и постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, а потом ненавидит его.

(«Не подходи, проклятый!»)

Слайд 17

А К С И Н Ь Я Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория, – говорит писатель об Аксинье, – Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…

» Ничего в мире не хотела видеть Аксинья, кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По-первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним.

И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда.

Слайд 18

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Слайд 19

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – главные женские образы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». И та и другая очень любят Григория Мелехова. Прочитав роман, становится ясно, что эти два образа переплетены между собой благодаря Григорию. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины: у каждой свой характер, своя судьба.

Слайд 20

Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.

  • Слайд 21
  • Аксинья и Наталья ушли из жизни, наказав тем самым вершину своего любовного треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.
  • Слайд 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством.

Их судьбы не могут не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счас­тья.

Все женщины, которые прошли через жизнь Григория Мелехова: мать – Ильинична, Дуняша, Дарья, Наталья и Аксинья – все они оставили след в его судьбе. Григорий каждую любил по-своему. Ильинична научила его жить, она его мать. Дуняша, его сестра, она только начинает свой жизненный путь, и Григорий ей помогает.

Но именно на Дуняшиных руках оставшийся дом и дети Григория. И на ее долю выпадают трудные годы разорения казачьей жизни. Дарья – просто тот человек, который живет в одном доме с Григорием, и он учит ее уму-разуму. Наталья любит Григория всем сердцем, родила ему детей, а самое главное сына, казака. Аксинья наполняет жизнь Григория своей страстной любовью.

Слайд 23

Может быть, Михаил Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

Ссылка на основную публикацию