Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»

Лука. Иллюстрация

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители.

Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём.

Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником.

Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства.

Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки
Возраст 60 лет
Внешность Лысый старичок, ходит с палкой в руках и котомкой за спиной
Род деятельности Странник
Черты характера Добрый, мягкий, человечный, отзывчивый, внимательный, любопытный, ласковый, жалостливый, умный и проницательный
Увлечения Любит петь песни
Отношение окружающих Многим Лука нравился за то, что он не говорил им в лицо суровую правду
Отношение к окружающим Любит и уважает всех людей
Мечты Мечтает помочь всем нуждающимся
Отношение автора Неоднозначное. Наделил его и пороками, и достоинствами.

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»

Лука

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека.

Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Читайте также:  Характеристика Аксиньи в романе Шолохова «Тихий Дон»

Разбор образа Луки в пьесе Горького «На дне»: его роль в жизни других

Разбор образа Луки в пьесе Горького «На дне»: его роль в жизни других добавить в закладки

Пьеса Горького состоит из разрозненных эпизодов. В каждом присутствует определенный конфликт, решается философский вопрос. Появление шестидесятилетнего странника по имени Лука вносит кардинальные изменения в привычную жизнь нескольких ночлежников. Герой появляется в пристанище намного позже остальных жителей. Это яркий персонаж, через которого писатель задает главные проблемы произведения:

  • Проблему выбора между горькой правдой и сладкой ложью;
  • Значимость сострадания и истины.

Неожиданное появление странника становится завязкой пьесы. Это милосердный, добрый, ласковый человек. Он не рассказывает о себе, сообщая лишь общие факты. По сюжету можно догадаться, что герой прошел каторгу, вероятно, отбывал наказание за преступление. Его взгляды разительно отличаются от мировоззрения большинства ночлежников. 

Каждый акт включает в себя спор Луки с одним из жителей. Персонаж считает, что каждый человек достоин доброго отношения, нуждается в жалости, сочувствии. Для него основой является вера в Бога. Все ночлежники по разным причинам попали на дно, но Лука ободряет их, дает наставления, утешение.

Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне» Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»

Что изменилось в ночлежке с появлением Луки

Новый герой в пристанище принес людям веру в светлое будущее. Он рассказывает им об идее, способной поддерживать, давать надежду на лучшее. Персонаж уверен: сладкое вранье во благо лучше жестокой правды. Если жизнь в реальном мире не удалась, всегда можно создать иллюзию, где ты будешь счастлив. На ЕГЭ приведем два ярких примера влияния героя на ночлежников:

  1. Сцена с Актером. Странник сообщает пьянице: в неизвестном месте существует бесплатная больница. Там могут навсегда излечить от тяги к спиртному. Восприимчивый Актер уже воссоздал себе образ лечебницы. Белые, чистые помещения, хорошая еда. Он представил, как ему помогут избавиться от пагубной привычки, и сам завязал с алкоголем, начал копить средства на дорогу. Его не интересовало место нахождения больницы. Персонаж был уверен – доберется. К сожалению, Сатину и другим постояльцам не понравилась его вера в воздушные замки. Они убедили пьяницу, что Лука обманул его. Хрупкий, ранимый душой человек не выдержал этого и покончил жизнь самоубийством. Сложно сказать, виноват ли Лука в смерти Актера. Он дал человеку надежду, а Сатин лишил его веры в лучшее.
  2. Сцена с Анной. Неизлечимо больная женщина мечтала о скорой смерти. Она страдала, боялась дальнейших мучений. Странник убедил ее, что после смерти ей станет намного лучше. Она найдет успокоение, счастье, попадет в Рай. Это облегчило страдания Анны. Жена Клеща умерла спокойно, она уже представила, как хорошо будет в Раю, о котором толковал Лука.

Как Лука повлиял на ночлежников

Сладкая ложь во благо не осчастливила жителей ночлежки. Пепла посадили за убийство, Актер свел счеты с жизнью, больная Анна отправилась на тот свет. Лука просто исчез, дав людям надежду. У них не осталось веры в собственные возможности. Писатель хочет сказать, что именно ложные надежды способны принести самые большие потери.

Странник не гарантировал, что желания доверившихся ему людей сбудутся. Герой дал им идею, показал возможность достижения цели. Лука ушел, а ночлежники вернулись к своему разочарованию. 

Смотри также: Пьеса Горького «На дне»: 1 действие, описание, анализ текста

Лука в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Главная страницаПьеса “На дне”

Образ и характеристика Луки в пьесе Горького «На дне»
Лука и другие обитатели ночлежки.
Художник С. Гонков

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы “На дне” М. Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.
Смотрите: 
Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”
Возраст Луки – 60 лет:
“…странник, 60 лет…”

  • О внешности Луки известно следующее:
  • Лука является странником, бездомным человеком:
  • Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
  • Он является интересным, любопытным человеком:
  • Лука – человечный старик:

“…Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса…”
“…Гляди – какой я? Лысый… ”

“…Проходящий… странствующий…”
“…Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…”

“…Вот – новый постоялец…”

“…Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…”
“…Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…”

“…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…”
Он является ласковым, мягким человеком:
“…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…”
Лука – милый старик:
“…А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка?..”

Он является умным, проницательным человеком:

“…Он – всё видел… всё понимал…”Лука – добрый человек:
“…Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?..”

Лука – жалостливый человек:

“…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..””…Он… жалостливый был…”

Лука любит петь песни:

“…Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…”
“…А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою…”
Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много “мяли”, то есть он пережил много трудностей:
“…Мяли много, оттого и мягок…”

Лука – странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:

“…Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три…”

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:

“…Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…”У Луки был горький опыт общения с женщинами:
“…Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было…”

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
“…Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…” (Клещ о Луке)

“…Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…” (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:

“Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!” (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
“…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди… Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше – в Украину:
“…Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас… В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!..”

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:

Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!”
“…Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)… …Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать…

…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…

…Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека… …Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь… …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания…

Читайте также:  Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

…Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы.

Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же.

Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их…”

(Ю. Юзовский, отрывки из статьи “Драматургия Горького”)
Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Смотрите: Все материалы по пьесе “На дне”

Характеристика Луки (На дне)

Лука – персонаж литературы, о котором спорят не только герои произведения, но и зрители, читатели нескольких эпох. Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» настолько многогранны, что нельзя точно сказать – это положительный (или отрицательный) центральный персонаж. Все зависит от мнения, жизненного опыта, позиции того, кто анализирует героя пьесы великого классика.

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

  • Палка в руке (вместо посоха);
  • Котомка за плечами;
  • Котелок и чайник прицеплены к поясу.
    • Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:
  • Невысокий.
  • Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

    Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

    Характер странника

    Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

    Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

    Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

    Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

    Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

    Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

    Жалость к людям или обман

    Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды.

    Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности.

    Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

    Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

    Биография персонажа

    Автор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение. Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления.

    Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы.

    Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку.

    Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

    В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

    Смысл образа Луки

    Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа.

    Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость.

    Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

    Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным.

    Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо.

    Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

    Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

    Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

    Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

    Лука — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

    Несмотря на достаточно острые коллизии внутрисемейного конфликта, на первом плане в пьесе Максима Горького «На дне» конфликт идейный, связанный со спорами о человеке, смысле его жизни, правде и лжи.

    Каждый из действующих лиц пьесы так или иначе выражает своё мнение, каждый является носителем своей правды. Даже косноязычные Клещ и Костылёв хотя бы раз высказываются на эти темы. Но наиболее чётко оформленными, осознанными являются позиции Луки и Сатина.

    Правда пожилого странника, неутомимого искателя истины становится понятной, если всмотреться в характеристику образа Луки.

    Кто такой Лука

    Лука — странник, «странный человек», по определению Костылёва, — появляется в ночлежке незадолго до самых напряжённых событий. Останавливается здесь на какое-то время передохнуть по пути на Украину, где, как он слышал, открыли новую веру.

    В сочетании с символикой имени (Лука — один из евангелистов) цель путешествия наполняет образ особым смыслом. Это один из типичных для русской литературы героев-правдоискателей, известных по творчеству Лескова, Некрасова, Платонова.

    Больше, чем собственное благополучие, их заботит общее устройство человеческой жизни.

    Взаимоотношения Луки с обитателями ночлежки

    Поселившись в ночлежке, Лука сразу проявляет обострённое внимание, почти дружеское участие к её обитателям. Он всегда рядом с тем, кому более других нужна помощь, поддержка. В его действиях нет корыстных побуждений или расчёта (поэтому вряд ли верно другое толкование имени героя, данное одним из ночлежников: «Лука — лукавый человек»).

    Поддерживая Настю, утешая Анну, присматривая за Пеплом, герой действует сообразно своему принципу: «Человека пожалеть надо». Следуя этому правилу, странник почти не общается с Бароном, Сатиным, Бубновым, Клещом, не пытается сблизиться с ними. В этих людях нет потребности в чужом участии. В них не возродить надежду на новую жизнь.

    Они не верят ни в то, что она есть, ни в свою способность перемениться.

    Правда Луки

    Правда Луки — правда идеала, которому пока нет места в реальной действительности. Он тот самый «безумец», который способен «навеять человечеству сон золотой», зажечь людей мечтой о счастье. Недаром стихотворение Беранже припоминается Актёру именно с появлением в ночлежке разговорчивого старичка.

    Лука обещает Анне на том свете покой, которого не найти в реальном мире, Актёру — излечение от алкоголизма, Пеплу и Наташе — трудовую и честную жизнь в Сибири. В Насте укрепляет веру в то, что она достойна романтической, возвышенной любви. Очевидно, что под влиянием правдоискателя люди становятся чище, начинают верить в лучшую долю для себя.

    Это происходит потому, что Лука не лжёт в прямом смысле этого слова. «Утешитель» умеет найти для каждого ту правду, в которую тот способен поверить, правду, которая сможет изменить его существование.

    Жалея человека, даря надежду, герой опирается на лучшее в нём (терпение и смирение Анны, талант Актёра, энергия и жажда жизни Пепла, доброта Наташи, желание чистой любви в Насте).

    На вопрос Сатина, есть ли Бог, Лука отвечает: «Если в него верить, то есть, если не верить, то нет». Правда, по его мнению, — это то, во что ты веришь. Лука понимает, что так называемая «голая правда» может убить слабого душой. Так умер человек, искавший праведную землю, таков повторивший его судьбу Актёр.

    Чтобы жить, людям нужна надежда, иначе жизнь превращается в бессмысленное и пустое прозябание. Давая новую, вдохновляющую цель потерявшим всё ночлежникам, Лука опирается на лучшее в человеке, заставляет поверить в себя, свои силы.

    Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое выбор?»

    И вот Пепел больше не ворует, Актёр не пьёт, начинает работать, Наташа верит, что спасёт Пепла, что они начнут новую жизнь далеко отсюда.

    Сатин — главный оппонент Луки — сумел увидеть и понять его уважение к людям и потому горячо заступается за него в финале пьесы. «Человек — вот правда. Он это понимал, а вы нет». Главный философ ночлежки знает, что рассказы старика помогают людям поверить в высшую правду — в себя.

    Ущербность взглядов Луки в том, что, не зная, чем реально помочь обездоленным, он тешит их обманчивой мечтой (лечебница для алкоголиков, жизнь в Сибири). «Поманил куда-то, а сам… дорогу не сказал», —  говорит Бубнов после его ухода. Философия Луки позволяет смириться с тяжестью и пустотой существования в надежде на лучшее впереди. Смирение и поиск чуда – вот основа его убеждений.

    Вывод

    Образ Луки близок толстовскому Платону Каратаеву неустанным стремлением улучшать мир вокруг. Странник верит, что любого можно исправить взаимовыручкой, пониманием и поддержкой. Именно так он поступает, когда на охраняемую им дачу залезли грабители, и тем самым спас чью-то жизнь. Человек, по мысли Луки, живёт для лучшего.

    Самый приниженный и забитый способен послужить будущему, следовательно, каждый достоин уважения. Люди должны с надеждой смотреть в завтрашний день, сохранять в душе идеал, к которому нужно стремиться. Лука помогает потерявшим себя людям обрести веру в свои силы, в возможность счастья.

    И не его вина, что в реальности это счастье не всегда достижимо.

    Характеристика образа Луки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

    2693. Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение Русский язык

    Лука — персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

    Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

    Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

    Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так.

    Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком.

    Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

    В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой.

    Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику.

    Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

    Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

    После убийства Пепла — хозяина ночлежки Костылева — Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

    У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

    Сочинение про Луку

    Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них — это Лука.

    Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы.

    Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

    Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

    Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них.

    Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы.

    Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

    Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

    Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним — воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

    Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества — отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

    Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное — после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

    Вариант 3

    Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

    Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности.  Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается.

    Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие.

    Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

    Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее.

    Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам.

    Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

    Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников.

    Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением.

    Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

    Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку.

    Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера.

    Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

    Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

    Все сочинения

    Ссылка на основную публикацию