Образ Бориса Друбецкого в романе «Война и мир»

Образ Бориса Друбецкого в романе «Война и мир»

Борис Друбецкой. Актер А. Барнард. Х/ф «Война и Мир». 2016

Борис Друбецкой – второстепенный персонаж романа «Война и Мир», наделенный очень противоречивыми чертами характера. Прототипами этого образа стали родственник жены Л.Н. Толстого А.М. Кузминский и русский офицер М.Д. Поливанов.

Описание героя

Семья и происхождение

Происхождение Бориса Друбецкого восходит к знаменитому дворянскому роду. Но на момент знакомства с этим персонажем финансовое положение его семьи очень нестабильно. По этой причине Борис воспитывается в семье Ростовых, которые приходятся Друбецким дальними родственниками.

Он – единственный сын Анны Михайловны Друбецкой, о его отце нет никаких сведений, по слухам, он уже давно покинул этот мир. Крестным Бориса был старый граф Безухов, и Анна Михайловна лелеяла надежду, что после его смерти Борису перепадет какая-то часть его состояния. Однако этого не произошло.

Все свое наследство граф завещал внебрачному сыну Пьеру Безухову.

Внешность

Первые события в романе приходятся на 1805 год. В этом же году Борису исполнилось двадцать лет. Это был стройный и «высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица», белыми руками с изящными пальцами. Его лицо почти всегда украшала приятная улыбка.

Тон, которым он разговаривал с людьми, был доброжелательным, но слегка насмешливым. Борис очень придирчиво относился к выбору своего гардероба. Он считал, что по его внешнему виду у окружения создается впечатление о его статусе. Поэтому «галстук, прическа Бориса – все это было самое модное».

Характеристика личности

Друбецкой отличался нестандартностью мышления, это хорошо проявлялось во время бесед. У него был талант находить для разговоров самые интересные темы, к тому же, он знал множество захватывающих историй. Благодаря превосходно развитому красноречию и манерам, он производил неотразимое впечатление на окружающих.

«Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе». По характеру Друбецкой был уравновешенным человеком и отличался изысканной сдержанностью.

Он был великолепным дипломатом и без труда добивался желаемого, его целеустремленность всегда была направлена в нужное ему русло.

Как известно, семья Друбецких переживала не лучшие времена. Его матери никак не удавалось выправить положение, и Борис понимал, что выйдя из-под опеки Ростовых, он столкнется со значительными трудностями. Поэтому он начинает заранее заботиться о себе и заводит выгодные знакомства, благодаря своему умению располагать к себе нужных людей.

Им движет зависть к пока еще состоятельным Ростовым, и он тратит огромные средства на внешнюю атрибутику с целью создать себе имидж богатого человека.

«Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга».

Борис Друбецкой и масоны

Поиск выгодных связей приводит Бориса к масонам. Это было средоточие самых богатых и влиятельных людей, и знакомство с ними обеспечило бы Друбецкому быстрое обогащение, благодаря продвижению по службе. По этой причине он становится членом масонской ложи.

К этому времени Борис уже имел небольшой опыт военной службы и успел понять, что для карьеры важны не подвиги, а нужные связи. «Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его и потому могли быть ему полезны».

Вскоре он достиг желаемого и, став членом общины, познакомился с теми людьми, которые вливали большие средства в эту организацию. Среди них был и граф Пьер Безухов.

Военная служба

В то время военная служба являлась наилучшим способом для быстрой карьеры и обретения финансового благополучия. Друбецкой идет в армию и поступает на службу в Семеновский полк в звании поручика. Через год он перемещается в штаб и становится адъютантом одного очень значительного лица. Еще через год – закрепляется в свите императора Александра I в Тильзите.

Настоящий взлет в его карьере происходит после знакомства с Элен, женой Пьера Безухова. Борис становится ее любовником и, благодаря ее связям, ему обеспечивается стремительное повышение по службе. Когда началась война 1812 года ему удалось удержаться при штабе, несмотря на прошедшие перед этим кадровые чистки.

Благодаря своим покровителям, он становится помощником генерала Бенигсена.

Отношения с женщинами

На молодого и красивого Друбецкого всегда заглядывались девушки и даже женщины разных возрастов. Увлечена им была в свое время и Наташа Ростова.

Но, так как Борис уже тогда чувствовал, что положение семьи Ростовых становится все более шатким, он не позволил себе увлечься этой юной девочкой. Расчет вновь одержал победу над чувствами.

Даже после длительной разлуки, увидев похорошевшую Наташу, и испытав к ней что-то наподобие влечения, он заглушил в себе этот порыв. Женитьба на ней могла бы навсегда разрушить его планы.

Любовная связь с Элен Безуховой явилась для карьериста Друбецкого идеальным вариантом. Кроме обладания красивой женщиной он получил рычаги управления другими состоятельными персонами, которых в кругу распутной Элен было великое множество.

Через некоторое время он познакомился с некрасивой, но очень состоятельной старой девой Жюли Карагиной. Несмотря на ее богатый внутренний мир и добрый характер, женихов останавливала ее непривлекательная внешность. Этой ситуацией решил воспользоваться мечтающий о богатстве Борис.

Он окружил девушку вниманием в лучших традициях французских романов, и она, сгорая от любви, согласилась выйти за него замуж. В душе он ненавидел свою не очень молодую, некрасивую жену и старался как можно реже находиться в ее обществе.

«Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников».

Борис и Николай Ростов

Борис и Николай росли в одной семье и были ровесниками. Много лет их связывала крепкая дружба и взаимная поддержка. Но со временем их дороги начали расходиться.

Целью Бориса было обогащение любыми доступными способами, и Николай, отмечая это, все больше отдалялся от него. Ему были неприятны перемены, происходившие с другом.

В конце концов, их общение практически прекратилось: Николай с трудом переносил показуху Бориса, а тот, в свою очередь, считал, что Николаю незаслуженно досталось все, что он имеет.

Роль героя в произведении

К этому персонажу можно относиться двойственно. С одной стороны, он обладает массой достоинств, но с другой, – его стремление к известности и богатству ставит на нем печать карьериста и развратника. На примере Друбецкого Толстой показал, как светское общество губит в людях лучшие черты, а служба превращается в «прислуживание», целью которого становятся деньги, титулы и ордена.

В конце романа читатель видит, как Борис пополняет армию лицемерных и меркантильных чиновников, которых автор сравнивает с трутнями. В отличие от других персонажей, Друбецкой переживает деградацию своей личности, превратившись из подающего надежды молодого человека, в жалкого карьериста.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Борис Друбецкой («Война и мир»)

Борис Друбецкой — эпизодический персонаж романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Его характер постепенно меняется: вначале Борис не лишён романтики, но позже, сблизившись с такими людьми, как Берг и графиня Элен Безухова, превращается в расчётливого и прагматичного человека (таких людей Толстой недолюбливал). Получился наглядный случай, когда внешнее впечатление оказалось обманчивым.

Прототипы Бориса Друбецкого

У многих персонажей романа есть прототипы в реальной жизни. А Борис Друбецкой списан сразу с двух реальных людей, с которыми Толстой был хорошо знаком. Одним из них был офицер Поливанов — он ухаживал за Соней Берс, и казалось, что молодые люди поженятся, однако Толстой «перешёл дорогу» Поливанову.

Другим «предшественником» Друбецкого был юрист Кузминский, двоюродный брат Тани Берс. Александр Кузминский  был, как и герой «Войны и мира», слишком уж правильным. Да только в реальности младшая из сестёр Берс вышла замуж именно за «узкого, серого, светлого» кузена (ибо иных вариантов попросту не было; правда, замужество всё-таки стало удачным).

Знакомство с персонажем

Когда автор знакомит читателей с семейством Ростовых, впервые появляется Борис Друбецкой — юноша двадцати лет, симпатичный, из небогатой дворянской семьи. Он живёт у обеспеченных людей, и понимает, насколько непростой будет ситуация, когда придёт время «идти своей дорогой».

После разговора с Наташей, пообещав жениться на ней через четыре года, Борис вместе с матерью отправился к находящемуся при смерти богачу графу Безухову.

Друбецкая надеялась, что им что-нибудь да перепадёт, но ошиблась, ибо наследником стал Пьер, незаконный сын графа Кирилла Безухова. Тогда мать решила похлопотать о военной карьере «дорогого Бориньки».

Сын с иронической улыбкой смотрел на эти хлопоты.

Принцип «не быть, а слыть»

Хотя традиционный девиз России — «не слыть, а быть!», карьеристы всегда живут по противоположному правилу. Завидуя Ростовым, Борис Друбецкой не хочет быть бедным и готов потратить последний рубль, лишь бы казаться богатым или хотя бы обеспеченным человеком. Заботясь о внешних атрибутах и желая сделать карьеру, Борис заводит связи, старается понравиться влиятельным людям.

Отправившись в 1805 году на войну, Друбецкой не участвовал в сражениях, не искал подвигов, а знакомился с более влиятельными людьми и заботился лишь о собственной карьере. Уже через год молодой карьерист попал в штаб главнокомандующего, а в 1807 году Борису удалось попасть в свиту самого императора.

Позже Друбецкой стал ходить на заседания масонской ложи, но в отличие от Пьера Безухова, искавшего истину, Борис думал лишь о собственной выгоде. И знакомства с масонами помогли молодому человеку продвинуться по карьерной лестнице.

Чтобы решить проблему с деньгами, Друбецкой выбрал простой и надёжный способ — жениться на приданом. Сумев вскружить голову Жюли Карагиной, Борис женился, однако в глубине души думал о том, чтобы как можно реже встречаться с некрасивой женой. Главное — решена проблема с деньгами, а значит, можно уверенно появляться в так называемом «приличном обществе».

Куда охотнее карьерист бывал в салоне графини Безуховой — его тянуло к красивой Элен (что символично, ибо «подобие тянется к подобию»). Такие визиты помогли Борису ещё дальше продвинуться по карьерной лестнице.

Читайте также:  Образ катерины в «грозе» островского

Наконец, во время Отечественной войны карьерист блеснул и шпионским талантом: затесавшись в штаб Кутузова как адъютант, Друбецкой в то же время работал на начальника штаба — Бенигсена (печально известного нерусского военачальника, прославившегося не талантом полководца, а интригами против Кутузова). Благодаря дипломатическому хитроумию и умению сохранять нейтралитет карьерист сумел удержаться в окружении главнокомандующего.

Сходство с Бергом

Если поначалу Борис Друбецкой был похож на хорошего персонажа, например Николая Ростова, то после войны 1805 года начал меняться.

При встрече с другом детства Николай заметил, как изменился Борис, и быстро понял, что это перемены к худшему — ибо Друбецкой запросто сошёлся с Альфонсом Бергом (которого Ростов презрительно назвал «немчурой»).

Неудивительно, что пути-дороги недавних друзей разошлись в разные стороны.

Как и Берг, Друбецкой типичный карьерист, стремящийся добиться для себя как можно больших выгод. Борис ищет выгодных для себя связей, и, подобно Бергу, женится по холодному расчёту. Этих персонажей роднит вежливость, расчёт, тщательная забота о внешности и равнодушие к духовным ценностям.

Заключение

Образ Бориса Друбецкого полон противоречий. С одной стороны, у этого персонажа много хороших качеств. В то же время у него есть серьёзные недостатки, изрядно портящие общую картину: зависть, карьеризм, корыстолюбие, тщеславие.

Борис Друбецкой — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» —  настоящая сокровищница характеров и образов. Некоторые из героев вызывают у читателей вполне конкретные неподдельные эмоции: сопереживание, отрицание, гнев. А другие, напротив, оставляют о себе двоякое впечатление.

С одной стороны, таким героям хочется посочувствовать, но вместе с тем, их отрицательные поступки, описанные на страницах четырехтомника, портят общее положительное впечатление.

Подобной  противоречивостью отличается характеристика образа Бориса Друбецкого — красивого юноши из разорившейся дворянской семьи, взятого на воспитания в дом родителей Наташи Ростовой.

Внешность

Отличительной чертой всех литературных героев Л. Н. Толстого является интересная взаимосвязь внешности и характера. Так, автор убеждён, что красивые люди, зачастую, обладают скверным набором личных качеств, в то время как те, кто обделен выдающимися внешними данными, оказываются самыми добрыми и преданными людьми.

В связи с этим, весьма показательно, что Борис Друбецкой предстает перед читателями очаровательным юношей: высоким, светловолосым, с аристократическими чертами лица и идеальной фигурой. Этот молодой человек умеет себя преподнести. Он тщательно продумывает свой гардероб, своё поведение, желая оставить о себе неизгладимое приятное впечатление.

Психологическая характеристика образа героя

Зная особенность описания персонажей Л. Н. Толстым, следовало бы думать, что Борис Друбецкой является отрицательным героем. Но это не вполне так.

Из текста романа следует, что он обладает незаурядным умом, способен поддержать любой диалог, весьма спокоен, сдержан, аккуратен, в отношениях с людьми крайне осторожен и дипломатичен, не идёт на конфликт.

Одновременно, образ Бориса Друбецкого пестрит противоположными качествами. Вероятно, из-за тяжёлого материального положения, в котором ему довелось находиться в детские годы, Борис стал довольно расчетливым и завистливым.

Он мало сосредоточен на своем внутреннем «я», привык оценивать окружающих по их внешнему благополучию и статусу.

Борис и сам живет на широкую ногу, всячески подчеркивает уровень своего дохода. Что интересно, он никогда не высказывает свою настоящую точку зрения, чаще — постоянно подстраивается под мнение влиятельного большинства.

Его ярое стремление обзавестись надежными связями приводит к вступлению в масонскую ложу. Борис полностью отрицает любую возможность прославиться и выбиться в люди собственными усилиями. Он твердо уверен, что без поддержки богатых и знатных людей не сможет обеспечить себе громкое имя и финансовую стабильность.

Вступление в масонскую ложу, члены которой обязаны были помогать друг другу в сложных ситуациях, раскрывает Бориса с другой стороны: он по-прежнему маленький ребёнок, загнанный в угол тяжёлых обстоятельств, который нуждается в заботе и дружеском участии.

Военная карьера Друбецкого

Служивые люди пользовались уважением во все времена, особенно, в годы, описанные в романе Л. Н.Толстого, а, потому, Борис Друбецкой активно строил военную карьеру. Начав с должности поручика, он, используя, опять-таки, связи своей матери, дорастаёт до свиты самого императора.

Стоит отметить, что головокружительному взлету Бориса способствовала и его порочная связь с молодой женой графа Пьера Безухова. Данный факт характеризует юношу как беспринципного карьериста.

Однако Борису удалось остаться в войсках даже после ряда сокращений, что лишний раз подчёркивает его природное умение нравиться людям и начальству.

Романы Бориса Друбецкого

Как уже было сказано выше, Борис отличался яркой, привлекательной внешностью, что, конечно же, обращало на себя внимание представительниц прекрасного пола.

Из него бы получился высококлассный альфонс, но Друбецкой, стремящийся к финансовым высотам, всё-таки не входит в число людей, рискующих своей репутацией ради денег.

Он пытается удержать в своих руках всё и сразу: материальное благополучие, любовные утехи с чужими женами, дружбу с их же мужьями, статус в обществе.

Из всех знакомых ему женщин он выбирает одну, наиболее подходящую и удобную для него — Элен Безухову (Курагину). Легкий образ жизни этой дамы, наличие у неё нужных связей играют на руку хитрому Борису.

Примечательно, что Лев Толстой, развивая образ Бориса-любовника, всё-таки связывает его в романе и узами законного брака. Избранницей молодого человека становится девушка из очень богатой семьи — Жюли Карагина. Не отличаясь внешней красотой, она не могла найти жениха.

Борис мастерски очаровывает девушку, заставляет её поверить в искренность его чувств и серьёзность намерений с единственной целью — завладеть её состоянием.

Лев Николаевич Толстой недаром подчёркивает желание Друбецкого как можно реже пересекаться с будущей супругой, поскольку он её не любит.

Вывод

В целом, образ Бориса Друбецкого является крайне противоречивым.

Впервые сталкиваясь с ним, читатель очаровывается его благолепием и гармоничностью, но, со временем, начинает открывать всё больше отрицательных черт героя.

Стремление добиться всеобщего признания и стать богатым человеком сыграли с Борисом злую шутку: ища внешнего благополучия, этот герой постепенно потерял себя настоящего.

Характеристика образа Бориса Друбецкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Борис Друбецкой

Борис Друбецкой является одним из центральных героев романа “Война и мир” Льва Толстого.

В начале романа (в 1805 году) Борису Друбецкому 20 лет. Бедный дворянин, сын бедной княгини Анны Михайловны Друбецкой.

От природы персонаж наделен очень миловидной внешностью. При нем и высокий рост, и красивый светлый цвет волос, и симпатичное лицо. Он всегда спокоен. Красивые руки с тонкими длинными пальцами, тонкие черты лица – все это создает образ Бориса как изящного и симпатичного героя.

Но это не главное во внешности Бориса. Он щепетильно относится к своему внешнему виду.

Он осознает, что первое впечатление окружающие воспринимают о нем исходя их состояния и модности его костюма – так как он хочет создать у социума идеальное впечатление о своей личности, то усиленное внимание к гардеробу для него необходимость.

В первую очередь, стоит отметить, что Борис обладает незаурядным умом. Он способен нестандартно мыслить и проявлять находчивость, особенно активно эта его черта проявляется во время разговоров – он находит интересные темы для беседы, умеет заинтересовать собеседника необычной историей.

Из этой его черты вытекает следующая – он умеет создать о себе хорошее впечатление и понравиться окружающим, делает он это непринужденно. Борис обладает спокойным нравом, он сдержанный и уравновешенный человек.

Также он очень аккуратный, особенно в плане одежды.

Еще одной положительной чертой характера Друбецкого является его дипломатичность и целеустремленность – он всегда старается решить вопрос компромиссным путем и делает все, чтобы добиться желаемого результата.

Однако негативные качества, хоть они в своем количестве и остаются в меньшинстве, существенно вредят Борису и облекают его образ в темные тона.

Так как семья Друбецких находилась в тяжелом финансовом положении, с того момента, как он попал в дом Ростовых существенных положительных изменений его матери не удалось добиться, Борис осознает, что после того, как он станет самостоятельным и его обеспечение уже не будет зависит от Ростовых, ситуация его значительно ухудшится.

Поэтому ему нужно добиться финансовой стабильности в короткие сроки и закрепить в обществе мнение о себе как о финансово обеспеченном и стабильном человеке, подающем надежды. Борис активно заводит себе нужные связи, применяя при этом свое умение создавать хорошее впечатление и нравиться людям.

Он завистливый человек – ему хочется быть таким же обеспеченным, как и Ростовы. Друбецкого мало интересует его внутренний мир, для него важна наружная сторона его жизни. Он тратит все деньги на внешние атрибуты, на создание призрачной видимости его состоятельности и богатства.

Он никогда не обнаруживает своего истинного отношения к происходящему, а подстраивается, поддерживая мнение большинства или очень влиятельного человека.

Желание обзавестись нужными связями приводит его в масонскую ложу.

Самым быстрым способом обрести финансовую стабильность и заслужить авторитет в обществе всегда была военная служба, Друбецкой не пренебрегает этой возможностью.

В 1805 году он начинает свою военную карьеру в звании поручика в Семеновском полку. Год спустя он занимает место в штабе, став адъютантом одного значимого лица.

Еще год спустя он попадает в свиту Александра, где окончательно закрепляет свое положение.

Молодой и красивый Борис всегда привлекал внимание и молоденьких девушек и уже состоявшихся женщин. Так как военная служба не могла обеспечить полностью жаждущего денег Бориса, то вариант с выгодным замужеством был всегда приемлем для молодого человека.

У Друбецкого были все данные для того, чтобы стать альфонсом, но он преднамеренно отказывается от этой роли – в качестве своих любовниц он хочет видеть представительниц очень богатых и влиятельных семей, однако такое поведение, при обличении его любовной связи, стало бы причиной для ссоры и лишения Друбецкого возможного покровительства.

Борис не тот человек, который будет рисковать ради любовных утех своей карьерой и будущим. Среди всех представительниц аристократических семей он находит единственный вариант, позволяющий ему не рисковать своей жизнью и репутацией, но при этом заручиться значительной поддержкой со стороны своей любовницы. Таким человеком становиться Елена Курагина – жена Пьера Безухова.

Борис никогда не вступает в дискуссии или споры с людьми – он всегда старается держаться нейтралитета, потому, что боится, что может неосторожным словом испортить впечатление о себе в глазах значимых людей. Он старается быть для всех хорошим и милым.

Борис Друбецкой: целеустремленный карьерист в романе «Война и мир»

Это умный, милый и твердый человек. Борис Друбецкой умеет держать себя в руках и всегда спокоен. Часто на его лице играет приятная улыбка. Тон, которым он разговаривает, обычно дружелюбный и слегка насмешливый.

Читайте также:  Когда измену можно простить?

Он беден, но горд, и когда его мать изо всех сил пытается получить хотя бы небольшую долю от наследства старого Безухова, Борис Друбецкой находится как бы в отстраненном положении, хотя он является крестником старого графа.

Он не считает себя его родственником, хотя очень дальние связи есть, и не желает ничего принимать от него. Молодой человек очень находчив. Об этом говорит случай, когда молодежь Ростовых вбежала в гостиную, где графиня принимала чинных мать и дочь Карагиных. Вся компания растерялась, и только Борис нашел подходящую шутку о старой кукле Наташи.

«Эту куклу», – как сказал Борис, – «он знал еще девицей с необлупленным носом». Спокойствие и шутливый тон Друбецкого разрядили неловкую обстановку в гостиной. Сдержанный и расчетливый, Борис Друбецкой ищет выгодных знакомств с людьми, которые выше его и могут быть ему полезными. Поэтому ему удается быстро построить карьеру.

В отличие от Берга он ищет не денег, а только тех, кто может поднять его по службе. В армии он быстро сделал вывод, что даже низкое звание в генштабе может его поставить выше армейского генерала. Целеустремленность помогает ему всегда добиваться поставленных задач. Друбецкому просто оскорбительна мысль, что он может чего-то не добиться.

Масоны – модная и полезная организация. Не заботясь о духовных целях, которые они перед собой ставят, Борис Друбецкой вступает в братство каменщиков, потому что там имеется много людей из высшего света. Они могут повлиять на его жизнь. Таков Борис Друбецкой.

Характеристика его не очень привлекательна и говорит о его эгоизме и необыкновенном упорстве с целью высоко поднять себя в свете.

Прототипы Бориса Друбецкого

У многих персонажей романа есть прототипы в реальной жизни. А Борис Друбецкой списан сразу с двух реальных людей, с которыми Толстой был хорошо знаком. Одним из них был офицер Поливанов — он ухаживал за Соней Берс, и казалось, что молодые люди поженятся, однако Толстой «перешёл дорогу» Поливанову.

Другим «предшественником» Друбецкого был юрист Кузминский, двоюродный брат Тани Берс. Александр Кузминский был, как и герой «Войны и мира», слишком уж правильным. Да только в реальности младшая из сестёр Берс вышла замуж именно за «узкого, серого, светлого» кузена (ибо иных вариантов попросту не было; правда, замужество всё-таки стало удачным).

  Сказка Андерсена «Гадкий утёнок» для читательского дневника

Военная служба

Простая армейская служба не привлекает нашего героя. Он не так наивен, как молодой Ростов, которому нравится размахивать шашкой и чувствовать азарт боя. Сначала он просто прапорщик, но в гвардии.

Спустя год становится адъютантом в штабе главнокомандующего при «весьма важном лице». Он получает серьезное курьерское поручение в Пруссию. Еще через год он через своего покровителя получает место в свите императора, попадает в Тильзит и чрезвычайно доволен тем, что его положение теперь твердо. К 1812 году он уже служит помощником графа Беннигсона. Это важный пост в штабе армии.

Внешность Бориса

От природы персонаж наделен очень миловидной внешностью. При нем и высокий рост, и красивый светлый цвет волос, и симпатичное лицо. Он всегда спокоен. Красивые руки с тонкими длинными пальцами, тонкие четы лица – все это создает образ Бориса как изящного и симпатичного героя.

Но это не главное во внешности Бориса. Слишком много внимания он уделяет уходу за собой. Внешность для него – основной инструмент продвижения по карьерной лестнице. Он готов потратить последние деньги на то, чтобы выглядеть представительно.

Создать положительное первое впечатление за счет своего внешнего вида для него является одной из главных задач.

Друбецкой и женщины

Маленькая Наташа Ростова увлечена взрослым, на семь лет старше ее, Борисом. Но они оба небогаты, а Борис и вовсе откровенно беден. Поэтому он не позволяет себе увлекаться обаятельной девушкой.

Даже после разлуки, когда Друбецкой почувствовал сильное влечение к Наталье Ильиничне, ставшей необыкновенно обаятельной, он остановил себя и прекратил знакомство, которое могло перерасти в брак и окончить его карьеру.

Он предпочитает необременительную связь с графиней Безуховой, которая дает ему блестящее положение в обществе и на службе. В салоне Анны Шерер он становится лицом, которым «угощают» гостей.

Совершенно упрочивает его положение женитьба на некрасивой, но богатейшей невесте Москвы, Жюли Карагиной, за которой он красиво и романтично ухаживает. Теперь ему не надо искать покровительства, он стоит на равных со своими высшими ровесниками.

Расчетливый карьерист – это Борис Друбецкой. Характеристика героя, которого изобразил автор, производит в целом неприятное впечатление. Он всегда старается представить себя в как можно более выгодном свете перед вышестоящими людьми, скрывая свои недостатки и забывая о принципах чести, долга и совести.

Образ Бориса Друбецкого в романе «Война и мир»

5

(1)

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого более пятисот персонажей. Все они очень реалистичны, характеры объемны и многосторонни. Представляя различные человеческие типы, писатель тщательно исследует психологию каждого из них, раскрывает внутренний мир. Одни персонажи вызывают симпатию писателя, они близки к природе, русскому народу. Это Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов.

Другие, напротив, мелочны и эгоистичны, озабочены лишь своими интересами, устройством личных дел, продвижением по службе. Это так называемые маленькие наполеоны. Один из них — Борис Друбецкой.

Впервые мы встречаемся с семьёй Друбецких на вечере у Анны Павловны Шерер. Анна Михайловна приезжает туда с целью устроить судьбу своего сына — договориться с князем Василием о переводе Бориса в гвардию. И ей удаётся достичь своей цели. В близких отношениях Анна Михайловна состоит и с семьёй Ростовых. В их доме «с детства воспитывался и годами живал её обожаемый Боренька».

Ростовы считают его практически членом семьи, графиня даёт Анне Михайловне денег на обмундирование для Бориса. Толстой впервые показывает нам этого героя на именинах у Наташи. Он испытывает к ней искреннюю симпатию, ему кажется, что он влюблён. Борис даже обещает посвататься к Наташе через четыре года. Мы видим юношу, возможно еще не испорченного светским миром.

Однако постепенно он становится таким же, как всё его окружение, — расчетливым, меркантильным человеком, озабоченным лишь карьерой, положением в обществе. Борис с легкостью забывает своё обещание, данное Наташе. Уехав в армию, он «больше не видался с Ростовыми». «В нынешнем веке не помнят старых друзей», — с грустью замечает старая графиня Ростова.

Основная цель героя — завоевание прочного положения в обществе. Средством к этому является, по мысли его, удачный, выгодный брак. И Борису удаётся достичь своей цели: он женится на Жюли Карагиной.

Друбецкой — человек, озабоченный лишь собственными делами. Война становится для него средством продвижения по службе. Он использует все возможности, чтобы сделать блестящую карьеру, получить место в штабе главнокомандующего. И он в конце концов попадает в свиту императора.

Человеческие отношения, дружба, привязанность — всё это не имеет большого значения для этого героя. Так, он не хочет помочь Николаю Ростову, который приехал в Тильзит, чтобы похлопотать за своего друга Василия Денисова. Борис слушает Николая высокомерно и снисходительно, советует ему не вмешиваться.

Мы не видим какого-либо духовного развития героя, он далёк от мира природы, народа, от интересов России, он начисто лишён какой-либо рефлексии. И Друбецкой не испытывает потребности в личностной самореализации: он «слишком доволен своим внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного».

Таким образом, Борис Друбецкой — герой, ориентированный на ложный жизненный идеал.

С этим образом в романе связан мотив Наполеона. По мысли писателя, Друбецкой и подобные ему (Берг, князь Василий, штабные офицеры) — это «маленькие наполеоны». Этим людям Толстой противопоставляет своих любимых героев и их жизненные ценности — любовь, патриотизм, честь и достоинство.

5 / 5. 1

.

Кто такая Наташа Ростова

Наталья Ростова была дочерью богатого графа Ильи Ростова. В начале романа она предстаёт тринадцатилетней девочкой, жизнерадостной и весёлой. Она не могла похвастаться особой красотой, однако это компенсировалась живым и добрым характером.

Тем самым Лев Толстой уже с самого начала показывает, что истинная красота женщины заключается отнюдь не в её внешней привлекательности. Наташа Ростова резко противопоставляется тем светским барышням, которые внешне очень красивы, но внутри абсолютно пусты и поэтому производят отталкивающее впечатление.

Богатый внутренний мир и обаяние этой героини приводит к тому, что именно ею восхищаются многие мужчины.

В самом начале Наташа влюблена в Бориса Друбецкого, своего дальнего родственника, который с детства часто подолгу жил у Ростовых. Пьер Безухов, который иногда приезжает к ним в гости, становится другом девушки. Друбецкой уезжает на военную службу, после чего Наташа охладевает к нему. В это время Безухов знакомит Наташу с Андреем Болконским, к которому у неё пробуждаются глубокие чувства.

Дело уже идёт к женитьбе, однако отец Болконского считает девушку неподходящей партией для своего сына, поэтому просит того повременить со свадьбой. Андрей в итоге уезжает за границу. У Наташи появляется новое увлечение – Анатоль Курагин, что заставляет её отказаться от помолвки с Болконским.

Курагин хочет тайно увезти девушку, пообещав обвенчаться с ней, но этот план разоблачает кузина Наташи Соня.

Когда в 1812 году наполеоновские войска дошли до Москвы, в городе появилось много раненых русских солдат, некоторые из них были размещены в доме Ростовых. Приходит пора для Ростовых срочно эвакуироваться из Москвы, и Наташа просит родителей использовать подводы для транспортировки раненых солдат, а не для перевозки домашнего имущества.

Среди раненых девушка замечает Андрея Болконского. Она просит у него прощения и старается как можно лучше заботиться о нём. Раны князя Андрея оказались смертельными, и он умирает. Наташа сближается с княжной Марьей, сестрой Болконского, приехавшей ухаживать за братом. Они становятся близкими подругами; княжна благодарна Наташе за то, что та, как могла, заботилась об Андрее.

В конце романа у Пьера Безухова умерла жена Элен. Пьеру всегда нравилась Наташа, он восхищался её непосредственностью, чуткостью, жизнелюбием.

Пьер помог преодолеть ей душевный кризис, который появился у неё после смерти князя Андрея. Девушка своим чутким сердцем разглядела любовь к ней Пьера, и эта любовь помогла ей возродиться к жизни.

Читайте также:  Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?

Наташа и Пьер становятся супругами и строят счастливую семейную жизнь, у них рождаются четверо детей.

Характеристика личности

У Бориса было немало положительных качеств. Он был очень умен, умел нестандартно мыслить и проявлял находчивость. Эта черта давала о себе знать во время бесед — мужчина всегда умел найти интересные собеседнику темы и привлечь его внимание какой-нибудь любопытной историей.

Друбецкой умеет произвести хорошее впечатление на человека, нравится окружающим и делает это ненамеренно. У Бориса спокойный нрав, он всегда уравновешен и сдержан.

Иногда это объяснялось тем, что офицер не хотел оставить о себе дурное впечатление у высокопоставленных людей. Друбецкой также очень аккуратный и всегда следит за своей одеждой, целеустремлен и делает все, чтобы добиться необходимого.

При этом он дипломат по своей натуре и всегда старается во всем искать компромисс и не идти на крайности.

Но в то же время в Борисе живут и негативные качества, несмотря на то, что их меньше, они значительно портят образ персонажа и губят его душу. Семейство Друбецких обеднело, и с того момента, как Борис оказался в доме Ростовых, его мать не смогла улучшить их финансовое положение.

Ввиду этого молодой человек понимал, что как только он перестанет зависеть от Ростовых, его материальное состояние ухудшится.

Он знал, что ему очень быстро нужно достичь финансовой стабильности и закрепиться в обществе как обеспеченному, подающему надежды юноше:

  Чучело (с илл.) – Железников Владимир Карпович

  1. Ради этого он начинает заводить новые знакомства и нужные связи, используя свое умение нравиться людям.
  2. Друбецкой очень завидует тем, кто успешнее и выше его, и жаждет быть богатым.
  3. Борис перестал высказывать свое настоящее мнение о тех или иных вещах.

    Ведь он всегда старался подстраиваться и говорить то, что думает большинство или хочет услышать определенный человек. В погоне за одобрением он уже забыл о том, как это иметь свое настоящее отношение к чему-либо.

  4. Борис, общаясь с людьми, не обращает внимания на их внутренний мир.

    Чаще всего его интересует их положение в обществе, влиятельность и внешний вид. И оттого женится он на богатой девушке, душу которой даже не старается разглядеть из-за отталкивающего уродства.

Все свои сбережения Борис в начале своего самостоятельного пути тратил на внешние атрибуты.

Он старался всеми силами показать свою призрачную состоятельность, чтобы понравиться людям.

Борис Друбецкой

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого — настоящая бесконечная кладезь русских характеров. Каждая деталь, сказанная фраза, совершенное действие отражают нравы, царившие в описываемой автором эпохе.

 В своих героях, в их взглядах, почитаемых ими ценностях и идеалах Толстой стремится отразить реалии того периода, на который выпали их судьбы. Создавая целую галерею уникальных личностей, он тщательно исследует каждого из них, познаёт внутренний мир персонажа, раскрывает его сущность.

 Как положительные, так и отрицательные лица встречаются на страницах, взаимодействуют между собой, согласно авторскому замыслу. Ничто не вводится случайно в повествование, так и Борисом Друбецким в романе «Война и мир» играется определённая роль.

 Но вот что же означает, для какой цели оказывается частью эпопеи, почему заслуживает внимание романиста данный второстепенный персонаж? Характеристика, подробный последовательный анализ поможет ответить на поставленные вопросы.

Таким образом, Борис Друбецкой, история его жизни с самого первого и до последнего появления в сюжете станет предметом статьи. Данный текст, посвящённый Борису Друбецкому, — характеристика, рисующая в сознании читателя эту фигуру. Еще до личного знакомства мы слышим имя героя в салоне Шерер из уст его матери, приехавшей просить за сына у влиятельного и знатного князя Василия Курагина.

 Борис — сын Друбецкой Анны Михайловны, женщины, готовой на любые унижения, прислуживания ради получения желаемого. Беспринципность, настойчивость, умение играть разные роли, ловко менять маски — качества, оказавшие влияние на формирование на Бориса Друбецкого. Характеристика молодого человека только подтверждает это по мере того, как мы все теснее сближаемся с ним.

 Однако о родителях князя Бориса Друбецкого мы знаем не так уж много: отец юноши умер, тем самым возложив все обязанности по воспитанию, содержанию сына на мать. Между Анной Михайловной и сыном царят отношения обожания, чрезмерной материнской опеки к единственному наследнику, составляющему весь смысл ее существования.

 Замечая это еще в салоне Шерер, мы и дальше станем свидетелями бесконечных «хлопот и происков» княгини.

Попадая в богатый дом Ростовых, мы наконец лично знакомимся с Борисом Друбецким, с этим «высоким белокурым юношей с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Двадцатилетний юный офицер, сколько лет ему было в начале повествования, предстает собранным, серьезным, умеющим сориентироваться в любой ситуации юношей.

 Резво, задорно вбежавший в гостиную с детьми, он тут же меняется в лице, ловко завязывает диалог с собравшимися. Борис Друбецкой и Ростовы — родственники, именно в их богатом московском доме годами жил и воспитывался герой, получая все необходимое.

 Эта семья, чьи щедрость, гостеприимство и радушие были известны на всю Москву, не пренебрегала родством с давно обедневшей княгиней, а, напротив, всегда оказывала всевозможную поддержку, искренне переживая из-за лишений, выпавших на долю близких.

 Помощь, оказываемая рассматриваемому нами герою, была заслугой его матери, что он прекрасно осознавал. Несмотря на то, что все ее хитрости вызывали раздражение, Борис Друбецкой в романе не спешит ее останавливать, это только подчёркивает его двуличие.

 Нутро его ликует: руками матери, не пятная собственного имени позорными унижениями, он верно идет к успеху. Тихий, учтивый, галантный и услужливый юноша — все это не более, чем маска, надетая на хитрого, жаждущего чинов и признания карьериста.

В течение всей жизни он учился этому, перенимал материнское видение мира как того места, где во что бы то ни стало необходимо добиваться успеха. Однако средством для этого избирается не честное соперничество, кропотливая работа, а умение прислуживать, пресмыкаться.

 Наиболее полно эти качества Бориса Друбецкого проявляются, когда тот отправляется на службу в качестве прапорщика в Семёновский полк. Служба для него — прекрасный шанс завязать множество полезных знакомств с людьми, способными помочь в продвижении.

 Примечательным оказывается эпизод встречи старых товарищей детства Николая Ростова и Бориса Друбецкого, где Лев Николаевич с помощью антитезы противопоставляет двух старых друзей, служащих в армии. И если служба для первого — это сражения, подвиги, постоянный риск собственной жизнью, то для второго — это выгода, обретение связей с нужными людьми.

 В «Войне и мире» Борис Друбецкой олицетворяет царившее в ту эпоху явление, когда молодые люди отправлялись на службу, руководимые не чувством долга, любовь к Отечеству, а желанием славы, знакомств. Борис Друбецкой — лжепатриот, он жаждет быть как можно дальше от творящихся на поле боя ужасов. Оставаясь нетронутым, необстрелянным, проходит он всю войну.

 Бородинское сражение, столь знаковый бой в истории России, также используется им как очередной шанс выслужиться. «Чистенький, свеженький, точно с гулянья», он не знает смерти, не познал ее близость. Борис Друбецкой погибает на войне как личность, физическая же гибель ему не грозит, ведь он так далёк от суровых фронтовых реалий.

Что стало с Борисом Друбецким за это недолгое время нахождения в гвардии? Здесь он наконец в полной мере может воспользоваться своим умением сходиться с представителями высших чинов, прокладывая путь к блестящему будущему.

 К нему расположен Андрей Болконский, чем он умело пользуется: князю приятно, что молодой человек обращается к нему за покровительством, поэтому с радостью готов помочь тому в получении места адъютанта в штабе главнокомандующего.

 Карьера Бориса Друбецкого стремительно идет вверх, шаг за шагом он продвигается к цели, становится желанным гостем светских гостиных, обращает на себя внимание первых красавиц. Одной из них оказывается Элен Курагина, ее впечатляет молодость, красота адъютанта, описание Бориса Друбецкого подсказывает, что и он, как всякий знавший Элен мужчина, был очарован.

 Эта связь была невероятно выгодна и приятна: прекрасная жена богатого графа Безухова могла помочь ему в становлении на путь успешной личности с блестящей карьерой. Ставший одним из самых желанных гостей в ее доме, он опять же из хитрых побуждений хочет стать членом масонской ложи, важным лицом в котором является муж Курагиной.

 Он становится масоном не по искреннему желанию духовного улучшения, а лишь из стремления «быть в фаворе» у знатных членов ложи. Отношения с женщинами рассматриваются им только как способ приблизиться к лучшей жизни. В женитьбе Борис Друбецкой также ищет возможность закрепить за собой статус представителя высшего света.

 Именно поэтому чувство, вспыхнувшее с новой силой к возлюбленной детства Наташе Ростовой, становится для него опасным. В двадцатилетнем возрасте, сколько лет Друбецкому было, когда он обещал жениться на Наташе, будущая свадьба казалось делом времени. Однако сейчас женитьба на бедной девушке невозможна, это противоречит его жизненным принципам.

Судьба Бориса Друбецкого отныне не зависит ни от удачного случая, ни от родства с Ростовыми, ни от добытых материнскими унижениями мест. Он женат на одной из богатейших дам Москвы, он построил прекрасную карьеру, добился признания в обществе.

 Что случилось с Борисом Друбецким дальше, не интересует Толстого, этот образ выполнил свою функцию, заключающуюся в иллюстрации типичного представителя своего времени.

 Борис Друбецкой в конце романа не представлен, так как для него история заканчивается раньше: тогда, когда он добивается всего, к чему так упорно шёл. Нравственное совершенствование, духовные искания не то, что заботит его, поэтому он и исчезает из цепи повествования.

 Но можем ли мы сказать, что Борис Друбецкой — отрицательный персонаж? Практичность, рациональность подменили в его сознания истинные идеалы, однако не превратили в человека безнравственного, аморального.

Борис Друбецкой. Ложный патриотизм

Не менее важной идеей, воплощенной в характеристике героя, становится тема любви к Родине. Народный дух, всеобщее единение перед грозящей стране опасностью, готовность погибнуть ради спасения Отечества — темы, пронизывающие роман-эпопею. Но то, что носит в своей душе Борис Друбецкой, — ложный патриотизм.

 Ему чужда идея жертвовать собой, мечты его не о славном подвиге в жестоком бою. Все, что интересует мужчину, — это успешная карьера вдали от взрывающихся снарядов, хаоса, неразберихи и подстерегающей на каждом шагу смерти. Для Бориса Друбецкого патриотизм заключается лишь в желании заполучить «лишний крестик или ленточку».

 Все существование его строится вокруг сильнейшего стремления к жизни без нужды, забот, страданий. Он жаждет оставить в прошлом то время, когда материнскими унижениями, прислуживаниями он добывал снисхождения окружающих. Реальность с ее военными ужасами далека от мира, выстраиваемого героем вокруг себя, словно защитную оболочку.

 Ему не знакомо все то, что составляет привычный быт простого солдата, оттого и патриотизму нет места в его душе.

Жена Бориса Друбецкого

Семья для героя не является чем-то ценным, неким союзом двух любящих сердец, соединившихся, так как просто не смогут существовать друг без друга. Оттого и жена Бориса Друбецкого в «Войне и мире» не та, с кем он ощутит душевное единение, родство.

 Со временем он все яснее понимает, что жена должна быть богатой представительницей светского общества, что только приблизило бы его к цели. Свадьба для него — очередная ступень в его карьерной лестнице, устремлённой далеко ввысь.

 Он избирательно приглядывается к самым завидным невестам Москвы и Петербурга, не зная, кого «атаковать». Борис Друбецкой на именинах старого князя Болконского безуспешно пытается сблизиться с княжной Марьей, но та нисколько не увлечена им, отвечает невпопад, даже не слушает.

 Молодой человек, очевидно, чувствует, что игра, которую он затеял, заранее обречена на провал. Ему неловко ухаживать за открытой, наивной и светлой княжной, не подозревающей юношу в обмане, лицемерии.

Именно поэтому его взгляд падает на Жюли Карагину, одну из богатейших наследниц Москвы, представительницу знатной фамилии. Аккуратные ухаживания, томные разговоры, меланхоличная маска — все это очередная игра, затеянная мужчиной. В любви, как и на службе, он расчётлив, хитер, точен.

 Каждое свидание с девушкой воспринималось им как необходимость, он ни за что не желал отступать от намеченной цели. Жюли Карагина, кому сделал предложение Борис Друбецкой после многочисленных раздумий, и была тем продуманным и выверенным шагом на пути к цели.

 Борис Друбецкой женится по расчёту на Жюли, не чувствуя угрызений совести, каждый из них получает то, о чем давно мечтал: Карагина обретает мужа, а он заполучает ее многочисленные богатства. 

Ссылка на основную публикацию