Мотивы бессмертия души в творчестве и. бунина

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине – там и прошли детские годы маленького Вани.

Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки.

Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаВ десять лет он уехал учиться в гимназию в город, и городская жизнь пришлась ему не по нраву. Тем не менее он выдержал четыре года, а затем попросту не приехал с каникул и его исключили. После этого четырнадцатилетний Иван стал жить в имении бабушки вместе со старшим братом Юлием, который и занимался вплотную образованием Вани. Надо сказать, что братья на всю жизнь сохранили близкие, теплые отношения. Таким образом, и подростковые свои годы Иван Алексеевич провел в любимой деревне среди крестьянских детей, от которых услышал множество интересных историй, позже выраженных им в творчестве.

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах».

Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет – всего двенадцать штук в течение года.

Там же появились и два дебютных рассказа юного автора – «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах.

Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом.

Это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым – им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике.

Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым.

Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно – «Стихотворения 1887-1891 гг.

», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно.

Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаОднако настоящей известности, масштабной, те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая – стихотворений, вышедшая годом позже (сборник назывался «Под открытым небом»). Тогда Бунин, как говорится, проснулся знаменитым.

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве.

Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал.

Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия – ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич – рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе.

Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало.

Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаЛирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю – четкому, сдержанному, гармоничному. Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора – вот что впитала в себя лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст.

Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека.

Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаНаиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток.

Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи.

Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа А.П. Чехова «Орден» для читательского дневника

Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина.

Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаФилософская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже.

Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье.

Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы.

Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек.

При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаКак и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Мотивы бессмертия души в творчестве И. БунинаИван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

Молитвы бессмертия души в творчестве бунина

Мотивы бессмертия души в творчестве И. Бунина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Библейские мотивы в лирике И.А. Бунина

3. Философская проблематика произведений Бунина

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших прозаиков русской литературы. Можно по-разному относиться к Бунину как личности, к его политическим взглядам, но было бы по меньшей мере невежественно не знать и не ценить его творчество.

Творчество Бунина, несмотря на свою кажущуюся простоту завораживает и заставляет вникать в каждое предложение в поисках потаенного смысла. Тема жизни и смерти, характерная скорее для мистицизма, в рассказах писателя-реалиста имеет особенный оттенок.

Свой нетривиальный подход к проблеме жизни и смерти, являющийся одним из основных вопросов человеческой жизни, Бунин отобразил в нескольких рассказал. Писатель затрагивал различные темы в своем творчестве.

Больше всего Бунина интересовали вопросы человеческого счастья, духовного предназначения человека, смысла жизни и бессмертия души.

Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.

Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан.

Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.

Писатель видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.

Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной.

Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.

) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране.

Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса.

Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя.

Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

  Молитва чтобы училка заболела

2. Библейские мотивы в лирике И.А. Бунина

“Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому”, — писал И.А.Бунин. И, конечно, в своём творчестве писатель не мог пройти мимо Вечной Книги, ставшей для него источником глубоких мыслей и переживаний.

В 1903 году он пишет первое стихотворение на ветхозаветный сюжет — балладу «Самсон», а одно из последних стихотворений — «Искушение» (1952), напоминающее картины мастеров Возрождения: смущённая Ева, зыбко свивающийся по Древу Змей, Павлин и Лев, участвовавшие, по древним поверьям, в искушении Евы. Стихотворение, последней своей строчкой “о блаженном стыде искушаемых дев” заставляющее вспомнить рассказы из книги «Тёмные аллеи».

В 1907 году Бунин совершает путешествие по странам Востока, посещает Иерусалим, восклицая: “Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний!” Он пишет путевые очерки «Иудея», «Камень», «Шеол», «Пустыня дьявола», «Страна Содомская», вошедшие в сборник «Тень птицы». В это же время написаны и стихи, в которых Иудея предстаёт “раскрытой Книгой Бытия”: «Долина Иосафата», «Иерусалим», «На пути под Хевроном», «Гробница Рахили». В них есть высокая лексика библейских цитат, точные пейзажи, но есть и “грусть” и “трепет” непосредственного лирического переживания.

Стихотворение «Столп огненный» (1906) основано на 21-22 стихах главы 13 книги «Исход»: “Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа”. И опять у Бунина ощущение пережитого лично.

  • В пустыне раскалённой мы блуждали,
  • Томительно нам знойный день светил,
  • Во мглистые сверкающие дали
  • Туманный столп пред нами уходил.
  • Но пала ночь — и скрылся столп туманный,
  • Мираж исчез, свободней дышит грудь —
  • И пламенем к Земле Обетованной
  • Интересно, что туман в бунинской трактовке — морок, мираж, после исчезновения которого грудь дышит свободней, а путь к обетованной земле указывает пламя. Этот же мотив — “обманчивость приятного и тяжесть пути к истине” — и в стихотворении «Да исполнятся сроки»:
  • Ты мучишь нас в пустыне знойной?
  • Где правый путь? Где отчий след
  • К стране родимой и спокойной?
  • Я дал вам горький лист оливы,
  • Но слаще будет он, чем мёд,
  • От тех, чьи руки нечестивы.
  • Потребна скорбь, потребно время,
  • Вторая строфа стихотворения использует символику средневекового еврейского мидраша () к книге «Бытие»: “Выпущенный Ноем голубь вернулся со свежим масличным листом в клюве. И взмолился голубь к Господу, говоря:
Читайте также:  Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире

—Господи! Лучше корм, горький, как лист масличный, от Твоей руки, нежели сладкий, как мёд, из рук человеческих” (Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М.: Раритет, 1993.

Эту книгу составили И.Равницкий и Х.Н.Бялик, а поэт С.Фруг перевёл её на русский язык в 1910 году. Очевидно, что Бунин читал её внимательно.

Его «Плач о Сионе» 1925 года — точное поэтическое переложение фрагмента этой книги.)

Именно библейские мотивы помогли Бунину попытаться описать бессмертие души более образно на примере произведений основанных на религии. бунин литература писатель

3. Философская проблематика произведений Бунина

  Молитва яко исчезает дым

В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого — славянской и восточной.

Основа бунинской философии жизни — признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти».

Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное».

Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли — чужим».

В прозе одним из самых известных философских произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: «До этого момента он не жил, а существовал».

А господину уже пятьдесят восемь лет…

Герой считает себя «хозяином» положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. К тому же в мире есть сила, которая неподвластна ничему.

Это природа, стихия. Все, на что способны богачи, наподобие господина из Сан-Франциско, — это максимально отгородиться от нежелательных им погодных условий. Однако стихия все равно сильнее. Ведь от ее благосклонности зависят их жизни.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание». Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Среди цивилизации, в повседневной суете человеку легко потерять себя, легко подменить настоящие цели и идеалы мнимыми. Но этого нельзя делать.

Необходимо в любых условиях беречь свою душу, хранить те сокровища, которые есть в ней. К этому нас и призывают философские произведения Бунина.

Этим произведением Бунин пытался показать что человек может потерять себя, но при любых условиях он должен сохранить в себе нечто большее -, и это бессмертная душа.

  Самые важные молитвы для христианина

Мне кажется, что, будучи наследником глубоких лирических традиций в поэзии (философской, мыслительной), заложенных еще Пушкиным, Баратынским и Тютчевым, Иван Бунин, используя свой отточенный и утонченный дар Поэта, основанный на тончайших нюансах наблюдений за природой и душевными переживаниями человека, углубил и развил эти темы настолько, что они стали вообще основными в русской лирике. Истоки поэтического дара Бунина его многочисленные исследователи и биографы (О. Михайлов) видят в необычной «душевной организации автора», в его артистической способности использовать глубинную, актуализированную память, вмещающую в себя огромные пласты мировой культуры, включая мифическую, эпосную и фольклорную основы. Во всем своем творчестве Бунин пытался показать бессмертие души человека, и он это передавал читателю смысл не буквально, а пользуясь разными способами в своих произведениях.

Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/literature/00615953_0.html

Мотивы бессмертия души в творчестве И. Бунина

(339 слов) Без сомнения, один из лучших прозаиков русской литературы XX века – Иван Алексеевич Бунин. Проза этого писателя с первых строк завораживает, закручивает в свой водоворот слов, принуждая понимать каждую фразу и пытаться найти скрытый посыл.

Одним из ведущих направлений в его творчестве являлась философская лирика. Оглядывая назад, далеко-далеко сквозь века, народы и цивилизации, Иван Алексеевич пытается узнать хотя бы чуточку их неизменных норм развития.

Главной идеей жизненной философии Бунина является понимание и принятие мирской жизни исключительно небольшим компонентом не оканчивающегося вселенского сюжета, в которой рассеяна вся человеческая жизнь. Лирика И.А. Бунина усугубляет предчувствие неотвратимой тесноты людского существования в ограниченном времени, личность все острее переживает несовершенство.

Однако у нее есть, что возвышает человека над бренностью существования. Это бессмертный дух, который нужно развивать и оберегать на протяжении всей жизни.

Рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско» — одно из узнаваемых его творений философской направленности. Иронизируя, автор изображает центрального персонажа, даже не именуя его – господин из Сан-Франциско. Персонаж переполнен самовлюбленностью.

Главное стремление его жизни – обретение богатства. Когда создается ощущение, что цель достигнута, и уже можно уделить время себе, да только Господину уже 58 лет. Без сомнения богатство, подобно магическому ключу, распахивало перед ним многие двери, однако не все.

Материальные блага не увеличили его век. Его время истекло, однако жизнь продолжилась в том же ритме и без пассажира, который занял лежачее место в трюме. Автор показал, что все наши материальные ценности не имеют реальной цены, ведь они бренны.

Важна лишь душа, которая не имеет срока годности, но господин об этом так и не успел подумать.

А в рассказе «Чистый понедельник» автор изобразил выход из водоворота суеты. Его героиня преодолела соблазн денег и страсти, найдя в себе силы уйти в монастырь, что отвечало потребностям ее души.

Девушка нашла единственно верное призвание, которое соответствовало ее темпераменту и стремлениям.

Этот выбор позволил ей уйти в себя и заняться совершенствованием внутреннего мира, а не суетой внешнего.

Философские труды Ивана Александровича Бунина побуждают нас оберегать свою душу, сохранять те бесценные богатства, которые находятся в ней. Автор считает, что человек независимо от обстоятельств должен сохранить в себе самое дорогое и значимое – бессмертную душу.

Источник статьи: http://literaguru.ru/motivy-bessmertiya-dushi-v-tvorchestve-i-bunina/

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина

Определение 1

Мотив – это компонент художественного текста, сопутствующий идее или теме, который может воплощаться в смысловых фрагментах, образах, понятиях, словах, действии, выступать в виде эпиграфа либо «прятаться» в тексте.

Несмотря на то, что И. А. Бунин приобрел известность в первую очередь как прозаик, лирика занимает значительное место в его творчестве. Но сам Иван Алексеевич утверждал, что прежде всего он поэт. Литературный путь Бунина начался именно со стихов.

Лирика проходит через все творчество Бунина и характерна не только для раннего этапа развития художественной мысли писателя. Стихотворения Бунина своеобразны, неповторимы. Его стиль невозможно перепутать. И в этом индивидуальном стиле отражается мировоззрение Бунина.

В раннем творчестве Бунина встречается не только пейзажная лирика. Поэт пишет стихи и на гражданскую тематику. Бунин создает произведения о тяжелой доле народа. Он всей душой жаждет перемен к лучшему.

Читайте также:  Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Первым поэтическим сборником Бунина стал «Листопад», появившийся в 1901 году. В сборник входит и одноименная поэма. Здесь Бунин прощается с детством, с миром мечтаний.

Родина в стихотворениях сборника предстает в завораживающих картинах природы.

Наиболее часто в пейзажной лирике И.А. Бунина встречается образ осени. Этот образ до конца жизни будет присутствовать в стихах поэта. В поэме «Листопад» осень оживает.

Бунин писал в «традиционном» стиле, однако тем не менее он показывал новые возможности и грани стихотворения. Бунин всегда оставался верен своему стилю – сдержанному, четкому, гармоничному.

Порой может казаться, что его язык сух, но он как точно и удивительно он передает и боль любви, и красоту природы, и переживания о жизни. Лирика Бунина впитала в себя состояние души поэта.

Для лирики Ивана Алексеевича характерны:

  • Лаконизм;
  • Изысканность;
  • Философичность.

Еще одной особенностью лирики Бунина является то, что он, изображая даже негативные стороны жизни, не позволяет себе кого-либо судить и осуждать. Бунин представляет читателю самому решать, что хорошо, а что плохо. Поэзия Бунина реальна.

Особенностями поэтики лирики Бунина являются:

  • Сохранение традиций 19 века;
  • Простота и естественность слова;
  • Точное употребление эпитетов, которыми изобилует лирика поэта;
  • Присутствие экзистенциальных мотивов;
  • Использование таких стилистических приемов и фигур, как оксюморон, метафора, олицетворение, звукопись и т.д.

Лирический мир Ивана Алексеевича в целом не особенно богат на разнообразие тем. писатель в основном говорит о родной природе, рисует ее красоту. Он напоминает читателю о том, что человек и природа неотделимы.

В поэтическом творчестве Бунина среди образов и мотивов его лирики особое место занимает тема детства. Поэт пишет о детях, о начале жизни, об открытии мира. Бунин, раскрывая тему детства, часто изображает картины вечернего периода, время, когда дети готовятся отойти ко сну.

Возможно, поэтому многие его работы чем-то напоминают колыбельные.

Философская проблематика произведений И.А. Бунина выливалась в горькие рассуждения писателя о судьбе народа. Писателя как выходца из дворянской семьи, привлекал психологический анализ простого человека.

В истории русского народа он искал истоки национального характера, его черты – как положительные, так и отрицательные. Для Бунина не существовало существенного различия между помещиком и мужиком.

И хоть Бунин и считал дворян истинными носителями высокой культуры, в становлении русского духовного мира писатель отдавал должное роли крестьян.

Мотив бессмертия души в прозе Бунина

И.А. Бунин по праву считается одним из лучших прозаиков русской литературы. К личности Бунина, к его политическим взглядам можно относится по-разному, но не знать и ценить его творчество невежественно. Проза Бунина, несмотря на кажущуюся простоту, завораживает читателя, заставляет вчитываться в каждое предложение в поисках скрытого смысла.

Характерная больше для мистицизма тема жизни и смерти в рассказах Бунина как писателя-реалиста имеет совершенно особенный оттенок. Бунин свой необычный подход к вопросу о жизни и смерти отобразил в нескольких рассказах, например:

  • «Легкое дыхание»,
  • «Темные аллеи»,
  • «Бернар»,
  • «Ворон».

Например, в рассказе «Легкое дыхание» читатель встречается с нетривиальным подходом Бунина к проблеме жизни и смерти. Героиня рассказа молодая гимназистка Оля Мещерская своей недолгой жизнью дает урок жизни многим. В описании Оли, ее поступков ощущается что-то необычное, странное.

И только потом приходит понимание, что единственное, что заложено в героине рассказа – это естественность. Именно естественность И.А. Бунин называет жизнью. В произведении Оле автор противопоставляет ее классную даму. Она своим существованием подражает жизни, обитая в выдумке. Каждый день она ходи на могилу Оли. Мещерская занимает все мысли классной дамы, наполняет ее жизнь.

Бунин подчеркивает, что если у человека нет своей жизни, что-то должно эту пустоту заполнить.

В творчестве Бунина широко освещается тема любви. Автор показывает свое отношение к жизни и смерти, отношение своих героев сквозь призму их любовных переживаний. В рассказе «Темные аллеи», в повести «Митина любовь» Бунин подводит к мысли, что любовь никогда не умирает.

В рассказе «Митина любовь» герой произведения совершает самоубийство, таким образом убивая в себе любовь. Он не сумел избавиться от грязи, которой перепачкана его любовь, но и разлюбить Митя не в состоянии. Ему кажется, что остается один выход – смерть, которая мгновенно избавит от всего мира.

Финал рассказа «Темные аллеи» не так трагичен, но и здесь ясно видна мораль. Главная героиня рассказа говорит: «Молодость проходит, а любовь – другое дело».

Герой произведения Николай Алексеевич уже давно забыл прошлый роман, но когда через несколько лет он вновь увидел Надежду, почувствовал, как в нем снова проснулась любовь.

Однако грезы любви разбиваются о быт, а мещанский склад мыслей не дает Николаю представить Надежу в роли своей жены и матери своих детей.

13.Мотивы бессмертия души в тв-ве Бунина. Концепция любви

Иван Алексеевич
Бунин — один из лучших прозаиков русской
литературы. Можно по-разному относиться
к Бунину как личности, к его политическим
взглядам, но было бы по меньшей мере
невежественно не знать и не ценить его
творчество, его великолепную прозу.
Проза Бунина, несмотря на свою кажущуюся
простоту завораживает и заставляет
вникать в каждое предложение в поисках
потаенного смысла.

Тема жизни и смерти,
характерная скорее для мистицизма, в
рассказах писателя-реалиста имеет
особенный оттенок. Свой нетривиальный
подход к проблеме жизни и смерти,
являющийся одним из основных вопросов
человеческой жизни, Бунин отобразил в
нескольких рассказал.

В рассказе
«Легкое дыхание»
мы
встречаемся с еще одним подходом Бунина
к проблеме жизни и смерти. Молодая
гимназистка Оля Мещерская своим недолгим
существованием в этом мире дает многим
урок жизни. В описании этой девушки, ее
поступков сначала ощущаешь что-то
странное, необычное.

Лишь потом понимаешь,
что единственное, что заложено в  Оле,
– это естественность. Естественность и
называет Бунин жизнью. В противопоставления
Оле ставится ее классная дама. Та своим
существованием мимикрирует, подражает
жизни, обитая в выдумке. Она каждый день
ходит на могилу Мещерской. Оля занимает
все мысли классной дамы и наполняет ее
жизнь.

Ведь если у человека нет собственной
жизни, то что-то должно заполнить пустоту.

Творчество Бунина широко
освещает тему любви.
Мы
видим отношение героев рассказов
писателя к жизни и смерти сквозь призму
их любовных переживаний. В повести
«Митина любовь», в рассказе «Темные
аллеи» Бунин подводит нас к мысли, что
любовь бессмертна. В «Митиной любви»
главный герой кончает жизнь самоубийством,
убивая, таким образом, в себе любовь.

Митя не смог избавиться от грязи, которой
засорена его любовь но в то же время и
разлюбить он не в состоянии. Оставался
единственный выход — мгновенное
избавление от всего мира, то есть смерть.
В рассказе «Темные аллеи» финал не так
трагичен, но также ясно видна мораль
«Молодость проходит, а любовь — другое
дело», — говорит главная героиня рассказа
Надежда.

Герой рассказа Николай Алексеевич
давно забыл их прошлый роман, но, увидев
через несколько лет Надежду, он
почувствовал, любовь снова проснулась
в нем, те годы показались ему чудесными
и волшебными. Но грезы любви разбиваются
о каменные стены быта, мещанский склад
мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу
представить Надежду своей женой, матерью
своих детей.

Иногда любовь умирает против
воли влюбленных. В рассказе «Ворон»
отец убивает зарождающуюся любовь
своего сына и горничной Елены, выгоняя
своего сына из дому, а впоследствии сам
женится на Елене.

Предчувствуя собственную
кончину, в 1952 году Бунин написал рассказ
«Бернар». Это рассказ о превосходно
знавшем свое дело моряке Бернаре,
последними словами которого были:
«Думаю, что я был хороший моряк».

В конце
рассказа Бунин пишет, что в свои последние
дни он имеет право сказать нечто подобное
тому, о чем сказал Бернар. Мы же, глядя
с высоты прошедших лет, можем пойти
дальше и сказать: «Бунин — не моряк, а
адмирал русской литературы.

Его проза
еще долго будет являться образцом для
многих поколений писателей».

“Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина”. СРС по русской литературе. БП-1-20.Подробнее

“Мотивы бессмертия души в творчества И.А. Бунина”. СРС по русской литературе.Подробнее

“Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина”. СРС по русской литературе.Подробнее

“Тема бессмертия души в творчестве И.А. Бунина”. СРС по русской литературе.Подробнее

СРС: “Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина”.Подробнее

11 класс – Литература – И.А. Бунин. Жизнь и творчество. РассказыПодробнее

Видеоурок по русской литературе: “Жизнь и творчество И.А. Бунина”Подробнее

Композиция/ ЕГЭ по литературеПодробнее

«Русская литература в поисках смысла. Любовь». Лекция Егора СартаковаПодробнее

Бунин биография и интересные факты из жизниПодробнее

8 поток Курса для начинающих писателей. Литературная мастерская Ирины ЩегловойПодробнее

Лекция “История русской литературной критики”Подробнее

Ссылка на основную публикацию