Легенда и современность в рассказе «Макар Чудра»

Легенда и современность в рассказе «Макар Чудра»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 574.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 574.

Творчество Максима Горького удивительно и самобытно, как судьба самого писателя. Его произведения глубоки и сильны в смысловом и философском плане.

Анализ рассказа Максима Горького “Макар Чудра” поможет учащимся 8 класса подготовиться к урокам литературы, а также будет полезен при написании творческих и тестовых работ.

После прочтения школьниками текста “Макар Чудра”, анализ произведения может быть затруднён отсутствием специфических знаний, поэтому профессиональный подробный разбор произведения по плану, который представлен в нашей статье, будет очень полезен.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Макар Чудра.

История создания – рассказ написан и опубликован в Тифлисе благодаря другу М. Горького Александру Калюжному, который заставил поверить автора в его талант и способности. Это первое опубликованное произведение автора.

  • Год написания – 1892.
  • Тема – смысл жизни, любовь, воля, ценность свободы, сила характера.
  • Композиция – автор использует форму рассказа в рассказе, благодаря этому рассказчик обрамляет повествование своими философскими замечаниями.
  • Жанр – рассказ.
  • Направление – романтизм.

Анализ “Макара Чудры” будет неполным без предыстории создания.

В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.

Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества).

Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна.

Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.

Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.

Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот проблемы, которые затрагивает автор в рассказе.

Романтическая направленность произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможна без ужасающих последствий.

Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах.

Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.

Любовь в проблематике рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар.

Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей.

Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и достоинством, чем романтические чувства.

Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавится только ценой собственной жизни. Такой единственно возможный финал очень характерен для романтических произведений.

Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе).

Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование.

Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.

Именно его рассказ и образ моря окольцовывают главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы.

Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик, идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни.

Красивые фразы, трогающие за душу, пусты без жизненных подтверждений.

Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта.

Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать.

Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Макара Чудры».

Жанр романтического рассказа у Горького, как у любого мастера слова, особенный. Произведение живёт за счёт рассказа – речи повествователя – Макара Чудры. Он, несомненно, отражает взгляды на жизнь самого автора.

Невозможно представить творчество Горького без его яркого философского пафоса, мудрости и связи с простым народом. Язык рассказа удивительно сочный, мелодичный и поэтичный. Красочные выразительные сравнения, олицетворения и метафоры делают повествование похожим на сказку или легенду, придают ему особый колорит.

Речь цыгана проста, лаконична и удивительно масштабна по своей содержательности, её хочется слушать и слушать, не перебивая.

Взгляд на жизнь свободного народа не совпадает с мировоззрением среднестатистического человека, но он так романтически идеален и так притягателен, что заставляет внимать каждому слову рассказчика.

Ранним романтическим произведениям Горького свойственен пафос свободы, гиперболизация, превосходство человека над всем существующим.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 574.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест на тему “Липиды”с результатом 5/10

Гость завершил

Тест Конституция (9 класс)с результатом 4/10

Гость завершил

Тест на тему “Липиды”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Биография Ленина»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Биография Пожарского»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По рассказу Макар Чудра

«Макар Чудра» — одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете.

Цыгане с давних времён известны своим свободолюбием, им присущи свобода слова и мысли и никому никогда не удавалось покорить их, подмять под себя. Это люди, которые как – бы одно целое с природой, их дом – дорога. Вечные скитальцы, они ведут кочевой образ жизни и никак не хотят по – долгу оставаться на одном месте.

Максим Горький в своем рассказе хотел поразмышлять вместе с читателем о таких понятиях, как любовь и свобода, а кто как не цыгане идеально подходят под два этих определения.

В рассказе у каждого героя свое представление о любви и свободе, каждый по – своему оценивает, что это такое. Но в одном они единогласны: всё – таки свобода главенствует над чувством любви.

Любовь между Раддой и Лойко – это постоянная битва. Две сильные натуры, одинаково сильно ценящие свободу изо дня в день пытаются подчинить себе волю другого. Радда не раз признается Лойко в любви, при этом не уставая повторять, что как – бы он не сопротивлялся, в конце концов она его одолеет и станет он её, как душой, так и телом.

  Дьявол уступил Мастеру. Как создавался роман Булгакова

Лойко хочет жениться на Радде, он верит, что она его любит всей душой, но та ставит условие: Лойко должен при всех, голословно, признать её старшинство. А это означает, что она, Радда, будет главенствовать в их семье, а он должен беспрекословно подчиняться ей и не будет иметь права решать, как жить и что делать.

Лойко – лихой цыган. Для его избранницы очень важно чувствовать свою власть над ним и его волей. Равноправия она не признает, а тем более не согласна на то, чтобы кто – то управлял ей, ограничивая её свободу. Даже если этот человек будет её любимым и единственным.

Радда уверена в своей красоте и в лихачестве она ему нисколько не уступает. Поэтому не сомневается, что сможет одолеть Лойко. Девушка не раз подчеркивает, что они созданы друг для друга, судьбы их плотно связаны, но как им быть вместе, если она любит свободу – волю больше любимого Лойко, а тот не сможет смирится с позорным подчинением женщине.

Поэтому выходом в этой ситуации является только смерть. Создаётся впечатление, что цыганка специально злила Лойко, чтоб то смог убить её, осознавая безвыходность данной ситуации. Свободу, которой они оба так дорожат, оба персонажа получают только после смерти. А нашли ли они любовь?

Сочинение «Макар Чудра»

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».

Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького — сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни

из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Еще одна особенность

рассказа — это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».

Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек.

Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.

Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком — автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.

Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь — просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся — лег и умирай — вот и все!»

Читайте также:  Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)

Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.

Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир.

Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми».

И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.

В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».

И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы.

Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход — смерть одного или двух героев. Так и происходит — Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.

Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай — вот и все», «… разве ты сам не жизнь?», «… всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее… «

Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.

Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

В центре ранних произведений Максима Горького – исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев – горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького – «Макар Чудра».

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра.

С первых же строк читателя охватыва­ет чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цы­ган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов – все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призва­нии человека и его роли на земле.

«Человек — раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», – рассуждает Макар. И противопостав­ляет этому свое: «Человек родится, чтобы уз­нать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить – так ца­рями над всей землей».

Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали ра­бами своего чувства. Их образы исключитель­ны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка – целое сол­нце». Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с ко­нем.

Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего.

Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя.

Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле.

В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара.

Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулирова­но два разных понимания счастья. Первое – в словах «строгого человека»: «Богу покоряй­ся, и он даст тебе все, что попросишь».

Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис до­казан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля до­роже жизни, счастье – в свободе.

Романти­ческое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля .»

Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра”

На тему любви и свободы люди рассуждали издавна, потому что каждый любит, хотя по-своему. Иногда, тсогда сталкиваются независимые люди, свобода оказывается превыше всего. Так и получилось в рассказе Максима Горького “Макар Чудра”.

Герои этого произведения: вольный и независимый Лойко Зобар и прекрасная и гордая цыганская дочь Рада – встречаются в таборе. Зобар привык к тому, что может достать все, что пожелает, и завладеть любой девушкой, но не так проста Рада.

Свободная и гордая цыганка, которой понравился Лойко, решает, что ей мало

его красоты и внимания, но нужно и его подчинение.

Но Зобар хочет еще большего – получить Раду и сохранить бесценную свободу. Таким образом, Горький показывает любовь, в которой свобода оказывается важнее пребывания вместе в согласии в узах союза и обязанностей друг перед другом.

Зобар любит Раду, но не может выполнить поставленного ею перед ним условия – поклониться цыганке в ноги. Он убивает ее кинжалом, таким способом проверив, действительно ли горда и независима Рада.

Когда я читал это произведение, а точнее его конец, меня удивило поведение Рады.

Казалось, она именно этого и ждала, почувствовав в Лойко “родственную душу”. Только когда цыганка погибает, гордый Зобар кидается ей в ноги, назвав царицей. Сам он умирает от кинжала Данилы – отца Рады.

Произведение начинается с описания моря и гор – стихий бурных и независимых, как и герои Горького. Не случаен здесь и сам Макар Чудра – рассказчик, чьим именем и названо произведение, старый и мудрый цыган.

В рассказе ярко выражены две силы, два чувства: свобода и любовь, способные сосуществовать, но не отнимать и не затмевать ничего друг в друге. Неразрешимое противоречие между гордостью и любовью разрешается единственно возможным для романтического произведения обрядом – смертью.

(1 votes, average: 5.00

"Макар Чудра" – краткое содержание рассказа Максима Горького

Время на чтение: 13 минут

Создание произведения

Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ».

«Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А.

Калюжным.

Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.

По настоянию Калюжного молодой писатель опубликовал произведение. Благодаря этому история о молодых цыганах стала известна читателям. Революционер стал настоящим проводником Максима Горького в мир литературы.

Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького.

По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия.

Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.

Жанр и направление

Как и другие произведения Максима Горького, созданные на заре творческой деятельности, рассказ «Макар Чудра» наполнен атмосферой романтизма. Автор передаёт читателю свои размышления о смысле жизни, свободе и высоких идеалах.

Для этого используется интересный приём: главный герой, который предстаёт мудрым пожилым человеком, повествует о событиях наивному юноше. Кроме изложения фактов собеседник показывает, как он относится к истинным ценностям.

Всё это происходит ненавязчиво, без нравоучений.

Рассказ по объёму небольшой, поэтому лучше читать его целиком, а не в сокращении. После знакомства с произведением читатель не может не задуматься о том, что же является главным в судьбе.

Кто-то находит счастье в оседлом образе жизни, а кому-то милее воля и просторы. Герои произведения «Макар Чудра» не задумываются об этом, они просто живут, отдаваясь порывам страсти, и следуют туда, куда позовёт сердце.

Их мировоззрение позволяет не только ощущать свободу от условностей, но и умереть ради воли.

Композиция и конфликт рассказа

Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения.

Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением.

Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:

  • Макар Чудра;
  • автор (от его лица ведётся повествование);
  • Нонка;
  • Данило;
  • Лойко;
  • Радда;
  • старый магнат.

Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями.

Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию.

Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.

Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.

В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей.

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа В. П. Астафьева «Людочка»

Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость.

Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.

Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.

Гибель двух молодых людей показана так ярко, что не может не вызвать восхищения. Для окружающих они навсегда остались влюблёнными и свободными, что и стало поводом для рождения легенды.

Сюжетная линия

В первой части произведения Макар рассуждает о том, какие бывают люди, в чём их предназначение и как, по его мнению, нужно жить. Затем до собеседников доносится сильный и звучный голос красавицы Нонки — дочери старика.

Это становится поводом к началу размышлений о любви, которая не всегда приносит счастье, а часто заставляет человека становиться рабом своей страсти.

Макар предлагает собеседнику послушать одну быль и обещает, что если тот её запомнит, сможет на всю жизнь остаться «вольной птицей».

Лойко Зобар — красавец, удалец и любимец многих женщин. Любая была готова пойти за ним, но сердце молодого цыгана молчало. Встретив Радду, он понял, что только эта строптивая цыганка достойна быть его женой.

Отец девушки дал разрешение на то, чтобы Лойко взял её в жёны, но только если сможет. Когда цыган стал просить руки девушки, она обвила его ноги кнутом, и молодой человек упал, ударившись затылком о землю.

Следующим сюжетным поворотом стало условие, поставленной Раддой. По её словам, выполнив это требования, Лойко сможет овладеть ею. Цыган должен был поклониться ей в ноги на глазах у всего табора. Такого унижения Лойко не мог стерпеть. Когда наступил кульминационный момент, он вонзил нож в сердце строптивой красавицы.

Никто не ожидал этого, ни у одного человека не поднялась рука, чтобы связать Лойко. Первым опомнился отец Радды — солдат Данило.

Он подобрал нож, который умирающая дочь отбросила в сторону, посмотрел на кровь и вонзил клинок в спину Зобару. Этот поступок был не просто местью за гибель дочери.

Глава семейства прекрасно понимал, что Лойко не сможет без Радды, как и она не хотела жить без него. Так влюблённые отправились на небеса, где, как считалось, соединяются души.

Характеристики главных героев

Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.

С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой.

Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью.

Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.

Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.

С учётом характера Лойко его поступок выглядит вполне естественно: гордый юноша не мог унизиться перед своей возлюбленной, но его сердце не выдержало бы и тоски по ней. Он выбрал единственный возможный путь — лишить жизни непокорную цыганку, понимая, что после этого гибель настигнет и его самого.

Темы и проблематика

Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:

  1. Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
  2. Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
  3. Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
  4. Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.

М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.

Конфликт между свободой и рабством выражается в позиции Макара. Традиционному образу жизни, основанному на накоплении богатства, он противопоставляет возможность обладать нематериальными ценностями.

Позиция писателя

Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником.

Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным.

Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.

«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:

  • малодушие;
  • завистливость;
  • трусость;
  • погоня за материальными ценностями;
  • тщеславие.

Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени.

Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня.

При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.

По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.

Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький)

История создания

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А.

Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение.

Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Краткое содержание «Макар Чудра» для читательского дневника

ФИО автора: Горький Максим

Название: Макар Чудра

Число страниц: 12. Максим Горький. «Старуха Изергиль, Макар Чудра и другие…». Издательство «АСТ». 2021 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1892 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни.

Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением.

Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».

Смысл рассказа «Макар Чудра» Максима Горького

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в 1892 году, когда карьера еще юного Алексея Пешкова не была начата. Этот рассказ своим смыслом и даже композицией очень напоминает более позднее произведение Горького — «Старуху Изергиль».

Оба рассказа раскрывают тему свободы, повествуются от лица стороннего «наблюдателя» (третьего лица), а также носят в себе романтические черты.

Также рассказ сопоставим с драмой «На дне», так как и там, и там затрагивается вопрос человеческой гордости, уважения к себе и непреклонности перед остальными.

В произведении автор воплотил легенду, когда-то услышанную им во время путешествий по Кавказу. «Макар Чудра» повествует о горячей цыганской любви Радды и Лойко Зобары.

Оба героя предстают свободолюбивыми, гордыми, смелыми и независимыми личностями, которые не готовы прогибаться под других. Лойко — красивый юноша, известный во многих странах и прекрасно играющий на скрипке. Его страстью является верховая езда по бескрайним степям.

Радда, вторая главная героиня, молодая цыганка, влюбляющая в себя всех мужчин, но никому не отдающая предпочтения. Непокорная и очень своенравная, неготовая склонять голову перед другими.

Сам Макар Чудра, рассказывающих историю двух возлюбленных, также свободолюбив и физически силен, несмотря на возраст. Он гордо рассказывает историю о Лойко и Радде, которую он сам слышал из чужих уст.

Путник (от первого лица) встречает на своем пути Макара и в беседе с ним заходит разговор о свободе и смысле жизни. И тогда Чудра рассказывает историю о двух цыганах, чья любовь завершилась очень трагически. Лойко и Радда любили друг друга, но не желали уступать и подчиняться.

Радда поставила условие перед свадьбой: Лойко должен встать перед ней на колени, однако это считалось позором в цыганской среде. В конечном счете, он убивает свою любимую и позже сам погибает от рук её отца. Перед смертью Радда говорит, что именно такого исхода она и ждала.

Лойко Зобар целует ноги своей мертвой Радды, влюбленные умирают в объятиях друг друга.

После прочтения даже неудивительно, что такие похожие герои полюбили друг друга такой же горячей и крепкой любовью, как и они сами.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое настоящее искусство» по тексту Грибова

В основе всего произведения лежит конфликт, построенный на антитезе: свобода-рабство. Для Макара свободой является возможность в полной мере наслаждаться всеми удобствами жизни и не отказывать себе ни в чем.

Лойко и Радда же ценят свою личную свободу. Они не борются за всеобщую независимость, им важны их собственные жизни. Они считают любовь ограничением и покушением на их жизнь, из-за чего не соглашаются уступать друг другу.

Их воля важнее всего остального, и даже важнее любви.

Герои признают силу любви и свои чувства друг к другу, однако не хотят мириться с ней и подчиняться ей. Гордость и чувство независимости преобладают в каждом из них, из-за чего их конец такой трагичный. Несмотря на взаимные искренние чувства, они воспринимают любовь как груз и проклятье, от которого легче избавиться, чем совладать им.

В этом небольшом рассказе также затрагиваются темы смысла жизни и красоты окружающего мира. Рассуждения старика говорят о его мудрости и большом жизненном опыте.

Макар Чудра размышляет о том, что человек сам себе жизнь, и ему не нужны для счастья другие люди. Также он утверждает, что любовь не совместима со свободой. И сам человек, на самом деле, никому не нужен.

Макар видит человеческое счастье именно в свободе и считает, что за неё можно отдать даже жизнь.

  Опера Джузеппе Верди “Трубадур” краткое содержание.

В своем небольшом рассказе М. Горький воспел сильного и независимого человека. Он выдвинул новую собственную меру для ценности жизни человека: его силу воли, борьбу против системы и любовь к жизни.

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Описание персонажей

Основными действующими персонажами являются цыгане, которых встретил автор, от его лица и ведется рассказ. Характеристика главных героев:

  1. Макар Чудра. Цыгану около 50 лет. Он безразличен и меланхоличен ко всему миру. С пренебрежением относится к работе и какому-то вероисповеданию, он считает, что все люди должны жить лишь ради своего счастья.
  2. Радда. Привлекательная юная цыганка, которая разбивает сердце мужчинам. Больше всего ее заботит собственная свобода, безразлична к материальным ценностям. Она жесткая и эгоистичная, у нее страстный характер и сильный дух. Жажда независимости и власти над Зобаром привела ее к гибели от руки возлюбленного.
  3. Лойко Зобар. Красивый цыган. Умелый вор. Заработал огромное количество врагов. Эгоист, который ставит собственные желания выше всего. Он все время брал от жизни то, что хотел.
  4. Автор. Юный путешественник, отличный слушатель, у него живое воображение и добрая душа. Рассказчик проникся этой историей, но не осуждает чужой народ, а наоборот, он пытается его понять.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре.

Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства.

Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки.

Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей.

Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение.

Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям.

Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж.

Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце.

Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Главные герои

Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.

Проблематика

  • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
  • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.

Смысл рассказа

Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни.

Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации.

Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раскрытие проблем

Описывая экзотичное мировоззрение, писатель напоминает читателю о природном начале людей, когда они не были привязаны к определенному месту, своему жилищу, а также остальным вещам. Авторская позиция выражена в непринятии рабской жизни. Также Горький поднимает следующие проблематики в произведении:

  1. Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
  2. Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
  3. Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.
Ссылка на основную публикацию