Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»

UGC

Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание которого можно отыскать ниже, Максим Горький считал своим лучшим творением. Оно относится к раннему творчеству писателя, однако завораживает интересными персонажами, поворотами сюжета и композицией. Рассмотрим краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» и проанализируем его.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание

Знакомство с творчеством талантливого русского и советского писателя, а также прозаика и драматурга Максима Горького будет неполным, если не прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Краткий пересказ позволит составить общее впечатление о сюжете и героях произведения и понять, стоит ли прочесть творение полностью.

Запрос «М. Горький “Старуха Изергиль”» зачастую поступает от учеников и студентов. Они хотят понять, кто такая старуха Изергиль, узнать о других персонажах, осмыслить, что же хотел сказать читателям Максим Горький.

«Старуха Изергиль» — необычное произведение, завораживающее и поучительное. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием всех трех глав рассказа.

Легенда о Ларре и Данко открывает и закрывает произведение, в середине же читатель познакомится с воспоминаниями Изергиль.

Вот как можно рассказать о произведении «Старуха Изергиль» кратко:

«Старуха Изергиль»: легенда о Ларре

Множество веков назад существовала «страна большой реки», где обитало племя, занимающееся земледелием и охотой. Однажды народ потрясло ужасное событие — девушку похитил гигантский орел. Ее поиски проходили долгое время, однако так и не увенчались успехом, а затем о девушке попросту забыли.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Через 20 лет она вернулась, и не одна, а со взрослым сыном, отцом которого стал тот самый орел. Сама же величественная птица, начав стареть, свела счеты с жизнью, бросившись на острые скалы.

Ребенок орла был невероятно красив, но очень горд и холоден. Для него не существовало авторитетов, старейшин племени он воспринимал как равных. Такое поведение предводители не оценили и отказались принять сына орла в племя. Впрочем, гордый юноша только раззадорился от этой новости.

Выбрав красивую девушку, он подошел к ней и заключил в объятия, но порыв его пришелся не по нраву даме. Она была дочерью старейшины, поэтому боялась разгневать отца. Сын орла не смог смириться с тем, что его отвергли, и убил девушку.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Преступление не осталось незамеченным — юношу связали и решили казнить. Пока обдумывался план, на разговор к сыну орла пришел мудрец и спросил, зачем же он так поступил с девушкой. На это парень дал простой ответ: он желал ее, но его оттолкнули.

Долгие разговоры с сыном орла дали понять, что он до жути самовлюбленный, не испытывает ни к кому любви и не станет довольствоваться малым, а будет брать то, что захочет. Такое поведение обрекало юношу на пожизненное одиночество, поэтому старейшины решили, что именно это станет для него самого самым суровым наказанием. Сына орла отпустили на свободу и дали ему прозвище Ларра.

Оказавшись предоставленным самому себе, Ларра жил, словно вольная птица. Время от времени он наведывался к племени, похищал девушек и животных. В сына орла раз за разом летела куча стрел, но они не наносили ему никакого вреда. Тело его словно защищала невидимая броня высшей кары.

Шли десятилетия, Ларра вел все тот же образ жизни. Но однажды он подошел к людям и не начал защищаться. Народ сообразил, что сын орла хочет смерти, поэтому не стал вступать в схватку, чтобы не облегчать его участь. Сын орла попытался ударить себя в грудь ножом, однако тот сломался. Ларра ударился головой о землю, но та ушла из-под ног.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Теперь люди точно осознали: ничто не может убить сына орла. С этих времен Ларра скитался бесплотной тенью, поплатившейся за безмерную гордыню.

Рассказ «Старуха Изергиль»: воспоминания старухи

Рассказчик расположился на берегу, прислушиваясь к плеску волн, изредка поглядывая на старуху Изергиль, которая дремала рядом. Внезапно она открыла глаза и начала рассказывать удивительные истории о тех, кто однажды покорил ее сердце:

  • В 15 лет она проживала в Румынии и занималась изготовлением ковров, когда познакомилась с юным рыбаком. Он уговорил девушку сбежать с ним, но к тому моменту уже надоел юной даме, поскольку толку от него не было.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

  • Оставив рыбака, Изергиль воспылала чувствами к озорному рыжему гуцулу. Однако рыбак так и не смог забыть юную красавицу и отправился к гуцулам. История закончилась плачевно: казнили и гуцула, и рыбака. Изергиль же издали наблюдала за происходящим.
  • Следующей любовью стал зажиточный турок, в гареме которого девушка провела неделю. Спустя семь дней ей стало скучно, и она сбежала с сыном своего возлюбленного в Болгарию, где ее ранила ножом болгарка. Но Изергиль уже не помнит, что послужило причиной.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

  • За девушкой ухаживали в женском монастыре. Рядом же находилось еще одно церковное учреждение, где обитал брат монашки польских кровей, выходившей Изергиль. С ним девушка и отправилась в Польшу. Отношения снова не складывались. Поляк был остр на язык и нередко обижал Изергиль. Однажды дама не вытерпела, взяла его на руки и бросила в реку, уйдя с высоко поднятой головой.
  • Жизнь в Польше оказалась трудной, Изергиль крутила отношения то с одним, то с другим мужчиной. Когда молодость начала стремительно подходить к концу и женщине исполнился четвертый десяток, она повстречала молодого красавца шляхтича по имени Аркадэк. Отношения продлились недолго, вскоре стареющая Изергиль надоела мужчине.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Однако на этот раз женщина осознала, что любовь к ней пришла настоящая, поэтому, когда она узнала, что Аркадэк отправился на войну и попал в плен, бросилась ему на помощь. Изергиль притворилась нищенкой, расправилась с часовым и освободила возлюбленного. Аркадэк пообещал, что будет любить ее вечно, но Изергиль решила оставить его, поскольку не хотела, чтобы с ней были из благодарности.

  • Решив, что пора обзавестись семьей, дама заключила брак с молдаванином. Ее супруг умер, но подарил Изергиль прекрасные 30 лет совместной жизни.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Небо стремительно затягивали плотные грозные тучи, начали виднеться раскаты молнии. Обратив на них внимание, старуха Изергиль начала рассказ о Данко. И Ларра тут же вылетел из головы рассказчика, ведь история была еще более волнительной и интересной.

«Старуха Изергиль»: Данко

Многие века назад между густым лесом и степью обитало племя, люди которого были поистине смелыми и воинственными. Однако вскоре их размеренная и спокойная жизнь была нарушена: появились другие племена и прогнали их в лес.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

Воздух там был ядовит, пропитался болотными испарениями. Жителей племени начали подкашивать болезни, стало ясно, что оставаться в лесу нельзя. Но что же делать, ведь их земли заняты отважными врагами, а бороться с ними не позволяют старинные заветы.

Шло время, страх неизбежности поселился в душах людей. Многие шептались, что стоило бы сдаться и стать рабами более сильных племен.

Однако этому не дано было случиться. Отважный и красивый Данко взял на себя груз ответственности и решил вывести народ из леса. Не задумываясь, люди последовали за храбрецом. Путь их был тернист, пролегал через болота, забравшие не одну жизнь, с каждой минутой двигаться становилось все труднее.

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» YouTube / MyBook: UGC

В один из дней тяжкого похода небо разразилось грозой, и эта ситуация подкосила боевой настрой племени. На голову Данко обрушилась масса упреков.

Юноша защищался как мог, парировал, что люди сами не смогли верно рассчитать силу на длительную дорогу. Тогда соплеменники приняли решение убить Данко. Но он не рассвирепел. Наоборот, он проникся жалостью к народу, из-за чего сердце его вспыхнуло огнем, а лучи засверкали в глазах.

Увидев это, соплеменники подумали, что Данко зол, поэтому начали подходить к нему вплотную, чтобы совершить казнь. Юноша догадался об их намерениях и испытал такую душевную горечь, что сердце начало гореть еще сильнее. Парень разорвал грудь руками, вынул сердце, поднял его над головой и повел людей за собой, освещая путь.

YouTube / MyBook: UGC

Вскоре показался свет, люди вышли в степь, Данко выполнил обещание, внезапно рассмеялся и умер. Сердце его все еще горело рядом с телом. Соплеменник, испугавшись, раздавил пылающее сердце, и рассыпалось оно множеством искр, а после погасло. С тех пор в степи перед грозой виднеются голубоватые искры — остатки сердца храброго Данко.

https://www.youtube.com/watch?v=S9Khu6R6MJc

Закончив рассказывать, старуха мирно задремала, а рассказчик смотрел на нее и думал, много ли еще настолько красивых и захватывающих дух легенд она может поведать.

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

«Старуха Изергиль»: анализ произведения

Запрашиваете «Данко, старуха Изергиль и легенда о Ларре»? Кратко мы уже ознакомились с произведением, что поможет подготовиться к его анализу.

Аналитическая справка дополнит картину прочитанного рассказа и поможет лучше понять, что читателям хотел донести Горький. «Старуха Изергиль» имеет следующие особенности:

  • История создания рассказа.

В 1891 году Горький проводил время в Бессарабии, которая покорила его сердце добродушием людей и удивительными красотами природы. В этот момент он задумался о создании рассказа, в котором ключевую роль сыграет старуха, многое повидавшая на своем пути.

С момента появления идеи прошло три года, Горький приступил к написанию рассказа в 1892 году, о чем свидетельствуют его письма, отправленные писателю Короленко. Свет произведение «Старуха Изергиль» увидело в 1895-м. Его опубликовало периодическое издание «Самарская газета».

YouTube / Ukranima: UGC

  • Тема и проблематика рассказа.

Легенда о Ларре, Данко и воспоминания старухи отражают мотивы, которые характерны для романтических произведений. Горький сумел раскрыть их с помощью нестандартных сюжетных линий и образов персонажей. В рассказе основное внимание уделяется таким темам, как:

  1. Любовь, которую невозможно подчинить.
  2. Человек и его борьба с обществом.
  3. Судьба поколения слабого духом народа.

Первая часть рассказа — история о Ларре — окунает читателя в проблему общества и человека. Автор дает понять, что невозможно существовать без любви и поддержки окружающих. Одинокая жизнь — обманная дымка, которая вскоре развеивается и обнажает истинные чувства и желание дарить и получать тепло.

История старухи во второй части рассказа показывает, что не стоит замыкаться в себе и вешать на сердце замок. Даже если его не раз разбивали, как это случалось со старухой Изергиль, нужно уметь верить в лучшее и продолжать излучать свет.

В третьей части Горький вновь касается конфликта общества и человека, при этом Данко — абсолютная противоположность Ларры. Автор ставит его в пример поколению, слабому духом.

YouTube / Ukranima: UGC

  • Особенности жанра и композиции.

«Старуха Изергиль» — рассказ, поскольку имеет маленький объем. Направление же его — это романтизм. Некоторые литературоведы сходятся во мнении, что истории Ларры и Данко можно назвать притчами, ведь в них присутствует яркий поучительный финал.

Композиция произведения помогла Горькому раскрыть сразу три темы. Связующее звено между ними — диалог парня и старухи. «Старуха Изергиль» по жанру рассказ, в котором части, посвященные Ларре и Данко, — это легенды.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Падаль» Шарля Бодлера

Каждый персонаж рассказа страстно любит жизнь. Во всех частях произведения Горький старается ответить на вопрос о том, в чем же состоит смысл жизни:

  1. Жить вне людей для себя, как поступал Ларра.
  2. Жить с людьми, но для себя, как вела себя Изергиль.
  3. Жить с людьми и для людей, как действовал Данко.

YouTube / Ukranima: UGC

Максим Горький в рассказе коснулся поистине важных проблем, которые остаются актуальными и по сей день. Чтобы познать всю глубину произведения и авторский замысел, ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа, а затем прочтите его полностью. Тогда удастся полностью погрузиться в произведение и понять мотивацию героев.

Максим Горький: биография, фото, личная жизнь

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849722-staruha-izergil-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Легенда и действительность в рассказе «старуха изергиль» – Literature Teacher

Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»

Легенда и действительность в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”

Что касается раннего периода творчества Горького, то здесь ярким примером может быть рассказ “Старуха Изергиль”. В нем мы видим глубокий романтический пафос, веру в человека и его огромные возможности,­ необходимость кардинально преобразовать весь мир.

В этом, ставшем хрестоматийным произведении, есть три небольшие части, две из которых – легенды, третья – автобиографический рассказ Старухи Изергиль.

Между двумя легендами с совершенно противоположными контрастными героями, автор описывает историю жизни старой, повидавшей много на своем жизненном пути, главной героини. Эти романтические легенды противопоставляются друг другу, словно два нравственных полюса.

Строя именно таким образом свое произведение, автор стремился показать, что реальный человек и его жизнь может быть полным совмещением и хорошего, и плохого, и героического, и злодейского.

­ Выбор жизненного пути и своего будущего может сделать только человек, причем только самостоятельно. Смыслом рассказа является нахождение

нравственного выбора его главными героями, он призывает их к правильному решению этого вопроса.

В жизни эти герои руководствуются больше своими желаниями. Так, Ларра, например,­ считает себя самым главным на этой земле, видит в отказе красивой девушки лишь оскорбление своего достоинства и чести. Он действительно считал бессмертие и одиночество подарком, а отнюдь не приговором и наказанием, которое вынесли ему люди. Он очень громко смеялся.

В образе этого молодого человека Горьким осуждаются такие человеческие пороки, как гордыня, самовлюбленность и эгоизм. Писатель считал, что свободу в одиночестве нельзя назвать таковой, в полном смысле значения слова. Она может быть ценной, только если связана с людьми и обществом.

Человек -­ является социальным существом, поэтому он должен делать в своей жизни все необходимое, чтобы жить в мире и согласии с остальными людьми.

В рассказе есть две легенды о двух разных молодых людях: об эгоисте по имени Ларра и герое – Данко, который умер ради людей и их светлого будущего. Они показаны обобщенными, очень яркими символическими образами.

А вот рассказ о жизненном пути старухи Изергиль – это настоящая действительность, хотя для многих она напоминает скорее легенду.

Она передает свой жизненный­ опыт и старается научить жизни молодое поколение, среди которого она живет, в том числе и рассказывая эти легенды. Выводы нужно делать только самим.

Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль Горького

Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов заставляет читателей задуматься над вопросами в реальной жизни. Эти рассказы нравоучительны, поэтому сами сказки-это, в какой-то степени, и есть действительность.

Героиня рассказа старуха Изергиль повествует истории, которые становятся самыми настоящими уроками. Хотя они кажутся нелепыми сказками. «Легенда о Ларре»- это замечательная история о высокомерии и гордости человека. Главным героем рассказа является Ларра.

Это сын девушки и горного орла. Ларра был очень гордым, высокомерным и даже надменным. Но какое самое худшее наказание может случиться? По мнению автора, это одиночество. Ларра стал одиноким странником, для которого не существует способов умереть.

Он живёт вечно в постоянном одиночестве.

В жизни, стать бессмертным находиться при этом в вечном одиночестве – жестокое наказание. Жить вечно – это видеть, как все близкие уходят, а ты остаешься один. Вот такая действительность скрыто под жестокой легендой о Ларре.

«Легенда о Данко» – это ещё одна история, только теперь главный герой не зло, а добро. Данко – благородный отзывчивый человек. На благо людей Данко жертвуют собственной жизнью. Он вырывает свое сердце, чтобы осветить путь людям. В этой истории тоже есть скрытый смысл, сказка легко превращается в действительность, если посмотреть на неё под другим углом.

Человеческое благородие может быть не оценено, а это полное неуважение со стороны общества. В жизни это довольно частое явление. В рассказе, люди забыли об этом великом поступке Данко. Путь озарён, а вот за счёт чего это произошло, людей совершенно не интересует.

Такой поступок общества нельзя назвать хорошим, это эгоистично, а эгоизм никогда не будет положительной чертой человека.

В «Легенде о Данко» можно увидеть скрытый смысл, который перенесёт читателя в мир реалий. Зачастую, люди поступают эгоистично, но сами того не подозревают. А кто-то наоборот, делает слишком много добра, от чего может пострадать. Нужно с полной ответственностью подходить к своим поступкам, чтобы избежать подобных наказаний судьбы.

Таким образом, рассказы Максима Горького – это полноценные нравоучительные уроки. Каждая легенда несёт себе скрытый смысл. Под занавесом сказки скрывается страшная действительность.

Несколько интересных сочинений

Легенда и действительность в Старухе Изергиль

Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка. В каждом отрывке есть своя легенда. В первом описывается легенда о Ларре, во втором – жизнь старухи Изергиль, и в последней, во третей – легенда о Данко.

В выдуманных историях присутствует доля истины. Действительность отображается в поступках человека и в трудных обстоятельствах. В частности, эгоистичность Ларры. Именно такой особый почерк нрава есть в определенных людях, и весьма часто наблюдается в обыденной жизни. Самому писателю не нравиться эгоистичность и самодовольство Ларры.

Горькой демонстрирует, что человеку трудно просуществовать без окружающих людей. В одиночестве пропадает чувство радости к существованию. Данко является полной противоположностью Ларре. Данко – это человек, который готов собой пожертвовать ради хорошей, мирной жизни остальных людей.

Он шел на жертвы не ради благодарности, а из чистых намерений. Он считается идеалом для автора произведения. У старухи Изергиль очень яркая и насыщенна жизнь. В ее окружение были вольнолюбивые и высокомерные люди.

Она много страдала на протяжение всей своей жизни, но эти страдания тоже были частью ее жизни. Именно они подчеркивали ее радость и счастье, которое она пережила. В нраве старухи присутствует эгоизм Ларры и любовь к людям от Данко.

Старуха рассказывает о своем прошлом и о том, что с ней происходило. В конце своего исповедания старушка сказала в заключении, что жить нужно тихо и безмятежно.

Сравнив все три легенды рассказа, можно прийти к выводу, что литератору Максиму Горькому важны не события жизни персонажей, а ему важно то как поступили персонажи в данных ситуациях.

Автор очень хорошо описал хорошие и плохие черты характера героев и отлично соединил в рассказе увлекательные истории и характер окружающих людей. Литератор передает своим читателям, что у каждого человека есть свои мысли, свои суждения.

Читая интересное художественное произведение, можно задуматься над одним вопросом: «Что может быть смыслом жизни?»

← Романтизм в творчестве Горького
← Хозяева жизни и жертвы в Грозе↑ ГорькийПо произведению На дне →
По рассказу Детство →

  • Рассказ по картине Поленова Золотая осень
    Василий Поленов – выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема
  • Сочинение Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)
    Тема семьи является одной из ключевой в великом, бессмертном романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.
  • Вера Алмазова в рассказе Куст сирени Куприна характеристика и образ
    Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.
  • Сочинение по картине Айвазовского Среди волн
    Свою картину «Среди волн» Айвазовский писал уже в преклонном возрасте 80-ти лет. Наверное, к тому времени он уже достаточно глубоко изучил море во всех его проявлениях
  • Сочинение Что важнее: любить или быть любимым?
    Когда думаешь над этим вопросом, так и хочется сказать, что одинаково важно и самому испытать любовь, и стать объектом чьей-то привязанности. Совсем идеальной была бы ситуация, при которой ты любишь того, кто любит тебя

Легенды и действительность в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”

Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям.

Пример тому – рассказ “Старуха Изергиль”, давно ставший хрестоматийным. Это произведение состоит из трех небольших частей, две из которых являются легендами, а третья представляет собой повествование из жизни самой рассказчицы – старухи Изергиль.

Первой героиня излагает легенду

о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела идти с ним. Мы понимаем, что в жизни этот герой руководствуется исключительно своими желаниями и вожделениями. Именно поэтому Ларра, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести. Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и бессмертием. Выслушав свой приговор, юноша громко рассмеялся. Ему казалось, что одиночество и бессмертие – это не наказание, а подарок для него.

Ларра еще не понимал,

как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно… В образе юноши Ларры Горький осуждает эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо – жизнь – становится для этого героя каторгой: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.

И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!” Горький убежден: свобода в одиночестве – это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества.

Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми. Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.

Когда-то очень давно, в глуши лесов, мучаясь от болотного смрада, жило племя людей. И был среди этих людей Данко – красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Во время долгого и трудного пути измученные люди перестали верить Данко, стали обвинять его в том, что он взялся за непосильное дело.

Читайте также:  Короткие стихи о зиме для 2 класса

И тогда юный герой вырвал из своей груди сердце и им осветил ночную тьму. Сердце “пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца” и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе.

“Осторожный человек” незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге своего соплеменника всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир. “Осторожные люди” этого не могут одобрить.

Ведь неизвестно, что в итоге из этих подвигов может выйти.

Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других.

Этот герой – романтический идеал Горького. Между двумя контрастными легендами находится история жизни главной героини – старухи Изергиль. Мы видим, что эта женщина жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее в молодости. Изергиль любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему?

Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, потакая своим прихотям. Это, безусловно, сближает Изергиль с Ларрой. Но вот однажды героиня по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка Изергиль рисковала жизнью. Она сделала все, что могла и что не могла, и спасла любимого.

В финале Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…” Но, несмотря на все усилия героини, Аркадэк был холоден и неискренен с ней.

Так Изергиль поплатилась за свой холодный и циничный эгоизм.

Почему рассказ о жизни героини находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя именно так свое произведение, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек.

Его нравственный выбор, призыв к правильному решению – вот в чем, на мой взгляд, главный смысл рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”.

(1 votes, average: 5.00

Мечта и реальность

В рассказе «Старуха Изергиль» мечта и реальность граничат друг с другом. Произведение показывает нам, что мечты о героизме дано исполнить каждому, если в них действительно верить, если действительно стремиться к подвигам. Мечту и реальность старуха Изергиль показывает в своих легендах, связывая их историями из собственной жизни.

Ларра мечтал быть лучше всех. Он верил в это, не имея оснований, думая, что статус сына орла уже делает его лучше, чем любой человек. Но люди сразу заметили, что в нем нет ничего особенного, что он ничем не отличается от них, кроме наглого и горделивого выражения глаз. Таким образом, мечта Ларры не являлась чистой и светлой.

Она разбилась о реальность, ведь возомнив о себе, что он достоин быть наравне со старейшинами, может брать все, что хочет, имеет право на убийство, Ларра не просто ничего для этого не делал, но и считал, что такое положение вещей нормально для него. Ларра поплатился за сво гнусную мечту быть лучше всех.

Он – одинокий скиталец, который вынужден вечно ощущать тяжелые цепи свободы – свободы без общества, ведь к жизни в обществе он оказался не готов.

Мечты и реальность Данко – совсем противоположные, нежели в истории о Ларре. Данко – светлый и чистый герой. Он готов жертвовать собой ради счастья других. Его мечтой было выведение людей из леса, и ради ее достижения он не остановился даже перед смертью.

Сердце Данко воспылало от того, что его мечта была чистой и светлой. Люди не оценили подвига Данко, но его мечта исполнилась и это уже награда для него.

Несмотря на то, что «осторожный человек» растоптал остатки пылающего сердца, оно оставило отголоски и является людям в виде красивых искр.

Рассказывая о своей жизни, старуха Изергиль приводит в пример множество мужчин, которые были рядом с ней. Возможно, в каждом из них она пыталась найти свою мечту.

Но ни один так и не стал настоящей опорой для нее, не смог обуздать ее нрав, не оказался воплощением той самой мечты, которая живет в сердце каждой женщины.

Старуха Изергиль так и не нашла своего счастья, но уверена, что место для подвига есть в каждой жизни. Нужно только стремиться к свету.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Мечта и реальность в «Старухе Изергиль», привести аргументы в пользу этих категорий, распределить значение мечты в жизни человека и истинные цели этой мечты, сопоставить их с реальностью.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Мертвые души»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Мцыри»с результатом 15/18

Гость завершил

Тест «Биография Державина»с результатом 6/12

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 10/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький) | Литрекон

Самый Зелёный · 04.08.2019

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым.

Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения.

В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими.

Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма.

Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени.

Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага.

Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма.

По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить.

Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу.

Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их.

Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество.

Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе.

Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его.

Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти.

Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Читайте также:  Стихи про армию известных поэтов для детей, школьников, взрослых: красивые стихотворения

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места.

Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса.

Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.
данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего.

Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор.

Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Михаил Щепин

Ссылка на основную публикацию