Краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника (К. Паустовский)

⭐⭐⭐⭐⭐ «Телеграмма» за 2 минуты и подробно за 7 минут.

 

Сюжет повествует о пожилой женщине Катерине Петровне, которая живет одна в глуши и понимает, что ее дни сочтены, отправляет письмо дочери, в котором просит навестить ее в последний раз, но дочь слишком занята и откладывает письмо матери до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Очень краткий пересказ рассказа «Телеграмма»

Этой промозглой осенью здоровье Катерины Петровны значительно ухудшилось. Одинокая старая женщина проживала в поселке под названием Заборье, ежедневно к старушке заглядывала Манюшка, дочка сельского сапожника, порой заходил сторож при пожарном сарае Тихон.

Дочь Катерины Петровны, Настя, строила карьеру в Ленинграде. Она была секретарем в союзе художников. Девушку постоянно была занята работой и на маму у нее обычно не хватало времени, лишь один раз в два месяца переводила Катерине Петровне по двести рублей и приписывала с денежным переводом несколько слов.

Среди ночи Катерина Петровна услышала, как настойчиво постучали в калитку. Женщина вышла, спросила кто там, но в ответ была тишина. Этот случай встревожил ее, и она решила отправить Насте письмо, в котором просила навестить ее в последний, так как чувствовала приближение смерти.

Когда письмо дошло до Насти, она не смогла его сразу прочитать, так как была увлечена организацией очередного мероприятия. Она торопилась и отложила прочтение, а убрав его в сумку.

Только находясь дома Настя начала читать письмо Катерины Петровны и подумала, о том, что вряд ли ей удастся вырваться.

Прошло две недели, девушка так и не выкроила несколько дней, чтобы навестить мать. Когда было мероприятие, Насте доставили срочную телеграмму, в которой было написано:”Катя помирает. Тихон”. Настя выслушала поздравления, затем вышла на улицу, и отправилась покупать билет. Она тут же отправилась к матери в деревню.

Катерина Петровна уже не поднималась с постели, Манюшка сидела с ней и не отходила ни на минуту. Тихон отправился в почтовое отделение и вернулся оттуда с извещением от Насти, которое написал сам, но старушка все поняла, поблагодарила Тихона, повернулась на бок и словно заснула.

На следующий день похоронили Катерину Петровну. Дочь не успела, смогла приехать только спустя два дня. В деревне ее ждали только свежий могильный холмик и опустевший дом.

Девушка провела эту ночь в рыданиях. Уехала она из поселка утром следующего дня, надеясь не встретить никого из знакомых, не разговаривать с ними и не обсуждать смерть матери. Настя чувствовала, что теперь ни единая душа не сможет снять с сердца эту тяжесть, кроме ее уже ушедшей мамы.

Главные герои и их характеристика:

  •  Настя  – дочка Катерины Петровны. Молодая девушка, коллеги ее называют Сольвейг за светлые волосы и глубокие глаза. Трудолюбивая и исполнительная, отдается полностью работе и карьере. Пренебрегает любовью своей мамы, у нее постоянно нет времени, чтобы хотя бы написать письмо, не говоря уже о встрече.
  •  Катерина Петровна  – сгорбленная, не высокого роста старушка, доживает отведенный судьбой срок в глухой деревне. Дочь знаменитого художника, образованная и интересующаяся сферой искусства.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Тихон  – лысоватый рыжеволосый охранник пожарного сарая. Добродушный, сочувствующий и отзывчивый человек. Иногда “хлопочет без дела”, но всегда искренне готов помочь.
  •  Манюшка  – дочка сельского обувного мастера, живущая по соседству с Катериной Петровной, занималась бытовыми делами по дому у старушки, провела рядом с ней последние дни её жизни.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» подробно

В этом году осень в Заборье наступила рано. Погода выдалась промозглая и сырая. Катерина Петровна доживала в доме, который был построен ее отцом. Она редко выходила на улицу. Катерина Петровна рассказывала, что дом «мемориальный», и областной музей охранял его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника (К. Паустовский) Константин Георгиевич Паустовский 

Катерина Петровна была умной, образованной, разбиралась в искусстве. Однако в Заборье для нее совсем не нашлось приятелей, с которыми, могла она обсудить живопись, вспомнить свою беззаботную молодость в Петербурге, путешествие в Париж.

Пожилую женщину навещала девочка-соседка Манюшка, дочка местного сапожника. Она помогала хозяйке по дому. Катерина Петровна слабела с каждым днем, она даже говорить могла только в пол голоса.

За помощь по хозяйству, Манюшке она дарила разные старинные вещи, которые без дела лежали в ее “мемориальном” доме.

Девочка негодовала: зачем ей это? Но все равно принимала подарки со словами «сдам в утиль».

Также к Катерине Петровне, периодически захаживал сторож пожарного сарая, мужчина по имени Тихон. Он помнил, как отец Катерины Петровны приехал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. Тихону на тот момент было еще совсем мало лет, но уважение к художнику сохранил. Он тоже помогал хозяйке дома: поддерживал сад в надлежащем состоянии и топил печь.

У Катерины Петровны была единственная дочка, Настя. Трудилась в Ленинграде и строила карьеру. В течение трех последних лет она не была в Заборье. Мать постоянно думала о том, как обстоят дела у ее дочки, но письма почти не писала – она боялась показаться навязчивой, осознавая, что Настя взрослая, самостоятельная девушка – ей некогда переписываться со старухой.

У Насти действительно было немало работы. Она работала секретарем в союзе художников, и не могла выкроить время, чтобы написать матери. Только оформляла для нее перевод на двести рублей.

Работник почты один раз в пару месяцев доставлял на дом Катерине Петровне деньги от дочери.

Когда женщина оставалась одна, читала текст, напечатанный на переводе с деньгами, и фраза всегда повторялась: Настя уверяла маму в том, что очень озабочена делами и совершенно не может приехать, даже письмо написать некогда. Потом Катерина Петровна перебирала деньги в руках и в тот момент ей казалось, что они пахнут духами ее дочери.

Поздней осенью, ночью, к Катерине Петровне в калитку со стороны сада кто-то настойчиво постучал. Старушка долго копошилась и первый раз в этом году решила выйти из дома. Пока она шла, осторожно ступая, у калитки спросила, есть ли кто-нибудь снаружи, но в ответ была тишина. Она решила, что ей послышалось и старушка потихоньку побрела обратно.

Все это встревожило Катерину Петровну, она предчувствовала скорую смерть. В ту же ночь написала Насте письмо, в котором попросила дочку навестить ее в последний раз: старушка боялась, что умрет и не успеет встретиться с дочкой.

Настя тем временем организовывала выставки. Вот и сейчас ей надо было навестить скульптора Тимофеева, узнать о состоянии его рабочего помещения. Перед началом рабочего дня девушке пришло письмо от матери.

Времени на прочтение совершенно не было, и Настя убрала его, чтобы распечатать вечером.

Письма от мамы вызывали у нее одновременно чувство спокойствия – раз мать пишет, значит жива, и необъяснимой гнетущей тревоги.

Весь день девушка провела у скульптора, общаясь с ним о состоянии помещения, его  работах и других мастерах. Одной из скульптур, которую Тимофеев продемонстрировал Насте, был бюст Гоголя. Взгляд у скульптуры был такой проницательный, что девушка будто ощутила его укор за непрочитанное письмо.

Настя добилась согласия на выставку Тимофеева и следующие несколько недель была намерена организовать её. Вечером, добравшись до дома, Настя прочитала письмо матери.

Девушка подумала, что сейчас у нее нет ни дня свободного времени и ей совсем не хочется толкаться в поезде, видеть слезы матери и засохший сад, поэтому она убрала письмо в ящик и отложила встречу с матерью, как всегда, на потом.

Настя занималась выставкой Тимофеева и была полностью поглощена этим делом, потратив целых пол месяца. На мероприятии Насте доставила телеграмму молодая курьерша. Девушка прочла ее, она состояла всего из трех слов: “Катя помирает. Тихон.”

Поначалу Настя не догадалась, о чем речь, даже решила, что сообщение адресовано не ей, но увидев надпись “Заборье”, сразу все осознала, скомкала телеграмму и встревожилась.

В процессе мероприятия девушка ощутила на себе чей-то взгляд, от которого становилось не по себе. Осмотревшись по сторонам, она заметила бюст Гоголя, который как будто говорил ей «Эх, ты!».

Девушка очень смутилась, вышла из зала и поспешила прочь из галереи.

Настя долго прокручивала в голове слова из письма матери и приняла решение ехать на вокзал. Она с трудом достала в кассе билеты и села на поезд.

В это время Тихон отправился в почтовое отделение. Он попросил у почтальона телеграфный бланк и написал на нем несколько слов, постаравшись, чтобы все выглядело так, будто это Настя писала для мамы.

Катерина Петровна последнее время не поднималась с постели, ее не беспокоили боли, она просто ослабла, на грудь что-то давило, даже тяжело было вздохнуть. Манюшка в течение шести дней не оставляла Катерину Петровну, спала девочка рядом в кресле. Был ноябрь, но в доме было тепло и уютно, Манюшка топила печь.

Старушка прикрыла глаза, по лицу покатилась слезинка. Зашел взволнованный Тихон, достал из шапки телеграмму (он ее придумал и написал сам) и вслух прочитал «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» и замолчал, ожидая реакции.

Катерина Петровна все сразу поняла, она сказала «спасибо» Тихону за его попытку дать ей надежду, повернулась на другой бок и будто заснула.

В следующий день были похороны, на которые пришли местные старухи и дети. Настя добралась до Заборья через пару дней после того, как состоялись похороны. Она увидела только свежую могилу матери на кладбище и опустевший дом.

Настя осталось в комнате Катерины Петровны и прорыдала до рассвета, а утром поспешила покинуть Заборье, надеясь никого не встретить и не слушать вопросы.

Настя осознавала, что помимо мамы, никто не сможет освободить ее от этого тяжкого груза.

История создания произведения рассказа «Телаграмма»

Рассказ Константина Паустовского “Телеграмма” был создан в 1946-ом, и в том же году его опубликовали.  Позднее, в своем произведении “Золотая роза”, а именно в части “Зарубки на сердце”, который был опубликован в 1955 году, автор рассказывает, что в основу “Телеграммы” легла реальная история. В ней сам Паустовский принимал непосредственное участие, а у героев есть настоящие прототипы.

Паустовский жил в деревне под Рязанью в доме дочери известного гравера Ивана Петровича Пожалостина. Именно история ее последних дней жизни, поразившая автора, и превратилась позднее в известный рассказ.

Краткое содержание рассказа Телеграмма Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский   Год написания: 1946г

Жанр: Психологический реализм

Пересказ сюжета

Конец октября. На улице холодно, и дождливо. Екатерина Петровна чувствует себя хуже. Она всю жизнь живет в старом доме, который строил её отец, который был известным художником. К ней часто заходит Манюшка дочка сельского сапожника, и изредка приходил сторож Тихон.

У Екатерины Петровны была одна дочка Настя, которая переехала в Ленинград что б заработать побольше денег. Мать изредка писала Насте, потому что боялась отвлечь её от работы. Настя тоже не писала матери, и не навещала ее около трех лет, она только отправляла деньги каждые три месяца.

Однажды, Екатерине Петровне постучали в калитку, когда она вышла там никого не увидела. Тогда она решила написать дочке, что бы та приехала навестить мать.

Настя устроилась секретарем в союзе художников, девушка была очень занята, она устраивала выставку новому художнику и когда получила письмо матери, спрятала его в сумочку и забыла о нём, решив что если мать пишет письма значит с ней все хорошо. Через две недели Тихон написал телеграмму для Насти: «Катя умирает. Тихон.». Настя в эту же минуту отправляется к матери, но приезжает через день после похорон.

Манюшка не отходила от Екатерины Петровны 5 суток. Она сочувствовала женщине. Тихон отправился на почту и подделал письмо от Насти, что она якобы едет. Она поблагодарила Тихона и уснула навсегда.

Читайте также:  Тема любви в «Асе» Тургенева

Молодая учительница увидела похороны и вспомнила свою одинокую мать. Хоть она была новым человеком в деревне, но все же решилась пойти на похороны «одинокой женщины» подошла к гробу женщины и коснулась губами до её руки.

Приехав в родную деревню Настя увидела только свежую могилу и пустую темную комнату из которой ушла из жизни ее мама, в ней Настя долго плакала. На следующий день она поспешила уехать, чтобы её никто не увидел, и не задавал никаких вопросов. Она считала себя виноватой, и никто не сможет снять камень на душе кроме Катерины Петровны.

Герои:

Екатерина Петровна: главный персонаж. Одинокая пожилая женщина, дочь художника. Единственная дочка давно уехала в Ленинград. Каждые три месяца она присылает Екатерине Петровне по двести рублей. Она чувствовала запах духов дочери на деньгах. Ежедневно помочь по хозяйству к ней приходит Манюшка.

Настя: единственный ребёнок Екатерины Петровны. За её русые волосы на работе ей дали прозвище. Живёт в Ленинграде, где работает секретарем в Союзе художников, она настолько погружена в работу, что забывает навещать старую мать. К ней пришли письма от мамы, но она не успела их прочитать, потому что готовила выставку.

Тихон: живёт по соседству с Екатериной Петровной. Работает сторожем. Помогал по хозяйству и заготавливал дрова для пожилой женщины. Он искренне сопереживал Екатерине Петровне. Он ещё помнит её отца: популярного художника.

Манюшка: дочь деревенского сапожника. Убирает и готовит в доме больной женщины. Взамен на помощь она дарит Манюшке раритетные вещи. Последние дни Екатерины Петровны она не отходит от неё.

Скульптор Тимофеев: странный человек, жаждущий признания.

Подробно

Главная героиня рассказа – старушка, которую зовут Катерина Петровна. Она живет в селе Заборье в ветхом деревянном доме. Её жилище построил её отец, который был известным художником. Здоровье женщины становится хуже. У нее ухудшается зрение, ей сложно вставать по утрам.

Она не выходит на улицу без надобности. После наступления осени, Катерина Петровна начала себя чувствовать ещё более одинокой. Дочь главной героини зовут Анастасия. Дочь уехала в Ленинград, работать секретарем в Союзе художников.

У неё много работы, поэтому приехать к матери у неё не получается, но она регулярно высылает материальную помощь матери.

Женщине не дают заскучать сторож Тихон и соседская дочка Манюша. Девчушка помогает женщине по хозяйству и за это получает в подарок разные предметы из её гардероба.

Однажды поздно вечером женщине кто-то постучал в дверь. С трудом одевшись, она пошла проверять. За дверью никого не было. Женщина сразу написала письмо дочери, о том, что чувствует, что зиму не переживёт и то, что хочет её увидеть.

Получив письмо, дочь решает прочитать его позже. Письма от матери всегда вызывали смешанные чувства – с одной стороны это значит, что с матерью все в порядке, а с другой стороны, в них чувствовался немой укор.

В это время она организует выставку у скульптура и ей было нужно проверить его мастерскую, а то он жаловался на холод. Придя в мастерскую, её внимание привлекает скульптура Гоголя.

Она смотрит на нее с упреком, будто бы зная о том, что она не прочитала письмо.

Дочь читает письмо и находит много причин отложить поездку: много работы, дальняя дорога, да и не хочется видеть слезы матери и скучать в далеком селе.

В последующие недели девушка продолжает организовывать выставку скульптура. Результат превзошел все ожидания: все хвалили работы скульптура и благодарили девушку. Во время выставки Насте приносят письмо в котором говорится о том, что Катерина умирает. Девушка, спустя время осознав о чём письмо, была раздавлена этой новостью, так как умирает ее самый родной человек, а её нет рядом.

Настя решает ехать домой сейчас же, чтобы увидеть мать живую и попросить прощения. Тем временем сторож, не дождавшись ответа от дочери на телеграмму, решает сам написать ответ от имени Насти и прочитать его умирающей женщине. Старушка понимает, что сторож желает успокоить её, и умирает, так не увидевшись с дочерью.

Дочь приезжает домой после того, как Катерину Петровну похоронили. Она посещает место захоронения матери и спешит уехать, чтобы не с кем не встречаться. Настя чувствует вину за то, что не успела попрощаться с матерью. Она считает, что теперь чувство вины с ней навсегда, так как теперь она не сможет попросить прощения у матери.

Эта история о том, что не нужно забывать о самых родных людях в круговороте дней и забот. Нужно выделять время на общение с ними сейчас, ведь может случиться так, что времени осталось ничтожно мало. Главная героиня показывает нам пример того, как могут безгранично любить матери, ждать и прощать.

8 класс

Картинка к произведению

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника (К. Паустовский)

Интересные темы

  • Зощенко – Великие путешественники
    Стёпа предлагает своим друзьями отправиться в кругосветное путешествие. Им интересна эта затея, и они соглашаются. Вместе они начинают готовиться к путешествию. Герои произведения собирают в
  • Былина Илья Муромец и Соловей разбойник
    Илья Муромец едет в Киев, однако перед Черниговым стоят многочисленные полчища врагов. Они хотят взять город осадой. Илья сражается с ними, освобождает город от «силы великой». Открыли ворота
  • Паустовский – Дремучий медведь
    Жил на свете Петя-маленький. Родители его умерли: папа – Петя-большой на войне, а мама – Даша, когда сыну было 2 года. Бабушка Анисья взяла к себе на воспитание внука. Он был очень тихим и за
  • Бажов – Синюшкин колодец
    Простой парень Илья получил в наследство от покойной бабушки три перышка: белое, черное и рыжее. Он их носил в шапке как память. И еще одно наставление, чтобы он не гонялся за богатством,так

«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

  • Катерина Петровна — старая женщина, дочь известного художника, деликатная, скромная.
  • Настя — дочь Катерины Петровны. Это девушка увлечённая работой, делающая её от всего сердца, помогающая художникам и скульпторам. Но её сердце закрыто для самого родного человека — матери.

Другие персонажи

  • Тимофеев — молодой талантливый скульптор.
  • Манюшка — добрая девочка, помогавшая Катерине Петровне по хозяйству.
  • Тихон — сторож при пожарном сарае в селе Загорье, добрый человек.
  • Василий — почтальон в Заборье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом.

Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником.

Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье».

Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала.

Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Читайте также:  Краткая биография Р. Рождественского: жизнь и творчество

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

  • отношениям между родителями и детьми;
  • одинокая старость;
  • равнодушие и невнимательность детей к родителям;
  • муки совести.

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание Паустовский Телеграмма для читательского дневника

Год: 1946   Жанр: рассказ

Главные герои: Катерина Петровна, Настя, Тихон и Манюша

Содержание рассказа позволительно передать даже в нескольких предложениях: незамужняя женщина преклонного возраста проживает в дальнем тихом селе, в жилище, сооруженном еще ее родителем, великим живописцем.

Женщина совершенно посторонняя для населения деревушки, у нее нет ни знакомых, ни друзей среди них.

Необычайно, однако, у нее имеется дочка, которая периодически присылает матушке наличные средства и пишет ей краткие послания о том, как она занята и не может навестить ее.

Настает период, когда стареющая мама осознает, что ей никак не перенести надвигающуюся холодную суровую зиму, и она слагает дочке кричащее о помощи сообщение.

Настя выезжает из города только спустя долго время после получения беспокойной телеграммы о близящейся кончине матери. Дочка никак не поспевает ни к кровати помирающей, ни к похоронам.

Когда она прибывает в деревню, то ощущает самое ужасное в мире сожаление, которому никого в мире не пожелает.

Весьма печальный и нравоучительный рассказ Константина Паустовского “Телеграмма” свидетельствует нам о том, что, несмотря на то, что все мы очень заняты, и все мы погружены в рутинную работу, однако выпускать из виду собственных отца с матерью все равно мы не должны.

Любовь к отцу с матерью великолепное и признательное чувство, что ощущает каждое дитя. Время мчится незначительно, и данная любовь постепенно вытесняется с переднего плана трудностями и иными причинами. Уже подросший «ребенок», безусловно, любит собственных отца с матерью, однако данная любовь уже никак не эта, что в раннем возрасте.

Необходимо беспокоиться о родителях и дарить им как можно больше нашего внимания.

Читать подробное краткое содержание Телеграммы Паустовского

Октябрь стоял на редкость прохладный и пасмурный. Тесовые кровли почернели. Запутанная зелень в саду полегла, и не был в состоянии доцвести и опасть единственный только небольшой подсолнух у забора. Над лугами тянулись из-за речки рыхловатые облака. Из них навязчиво рассыпался ливень. К деревне Заборье невозможно было проехать.

С каждым днем Катерине Петровне было тяжело подниматься с кровати наблюдать все ту же картину: комнатушки, в коем месте застоялся горьковатый аромат застоявшихся печей, запыленные газеты, потерявшие свой первоначальный цвет чашечки на столе, уже давно никак не вычищенный самовар и полотна на стенах. На них было просто невозможно ничего разобрать.

Может быть, причина тому темное освещение, а может быть, в очах Катерины Петровны возникла темная влага. Старинный домик, в коем она доживала свое столетие, был создан ее родителем, знаменитым живописцем, и был под службой охраны районного музея. Всякий день к Катерине Петровне приходила дочка местного сапожника Манюшка и помогала по хозяйству.

Порой забегал Тихон, который не забывал, как папа Катерины Петровны создавал сей дом. Однажды перед началом зимы поздно ночью кто-то долго колотил в калитку. Екатерина Петровна пошла, взглянуть, однако там ни одной души не было.

В эту же ночь она написала дочке извещение с пожеланием примчаться к ней как можно скорее. Настя, одна-единственная наследница Катерины Петровны, проживала в Ленинграде и очень редко ездила к матери.

  Екатерина Петровна весьма нечасто писала Насте — никак не желала стеснять, однако задумывалась о ней регулярно.

Настя также никак не писала, только лишь один раз в 2-3 месяца почтальон приносил Катерине Петровне маленький сверток с деньгами. Она работала в Союзе художников. Коллеги дали ей прозвище Сольвейг из-за темно-русых локон и огромных холодных очей.

Она была весьма занята — организовывала выставку юного архитектора Тимофеева, по этой причине положила письмо мамы в сумку, отнюдь не читая, только лишь вздохнула с облегчением, подумывая о том, что в случае если мама пишет — следовательно, она в добром здравии. В его мастерской она увидела статую Гоголя.

Ей представилось то, что литератор издевательски и укорительно глядит прямо ей в душу.

Две недельки Настя копалась с устройством выставки. Через несколько дней курьерша принесла Насте телеграмму: «Екатерина умирает. Тихон». Настя убрала с глаз ее долой и вновь ощутила на себе порицательный взор Гоголя. В этот же вечерний час Настя отбыла в деревню.

Катерина Петровна никак не выздоравливала уже долгое время и рядом ее поддерживали только единицы. Тихон пошел на почту, забрал свежую телеграмму, принес ее Катерине Петровне и встревоженно прочел: «Дожидайтесь, уехала. Остаюсь все время любящая дочь ваша Настя».

Екатерина Петровна принесла благодарности Тихону, отвернулась ото всех и сделала вид, что заснула. Умерла Катерина Петровна на следующий день. На кладбище поставили гроб, около свежей могилы, чтобы кто пришел смог попрощаться. Бабки раскланивались гробу, прикасались черными ручками до земли.

Учительница приблизилась к гробу, нагнулась, поцеловала сухую и потерявшую жизненный цвет руку умершей. Затем стремительно распрямилась и начала двигаться к разваленной кирпичной ограде.

Стояла она там долгое время, глядела, внимала, как за ее спиной переговаривались местные, как стучала по крышке гроба свежая холодная земля и далеко в области дворов голосили петушки – предвещали ясное и  зимнее спокойствие.

В деревню Настя прибыла только на второй день после проводов матери. Она застигла свежий могильный холм на кладбище и студеную глухую комнатку Катерины Петровны.

В этой комнатке Настя проревела целую ночку, пока за окошками никак не засияла тусклая и тяжелая заря. Покинула Заборье она украдкой, чтобы ее ни один человек не заметил и ни о чем не допытывал.

Ей казалось, что никто на свете, кроме собственной матери, не мог бы простить ее.

1657. Краткое содержание Паустовский Телеграмма для читательского дневника. Русский язык, литература

Дело было в октябре. Катерина Петровна жила в доме своего отца. Отец – известный в своё время художник. Он приехал в село, когда стал старым, ухаживал за садом, картин уже не рисовал. Дом был взят под охрану музеем области. А умрет Катерина Петровна? Что станет с домом? А ведь жили они с отцом в Париже.

Теперь в родном селе Заборье ей и поговорить не с кем, разве что с Манюшкой, девчонкой-помощницей по дому. В благодарность хозяйка дома отдавала свои личные вещи: перчатки, шляпу. Иногда приходил сторож Тихон, готовил дрова на зиму. Вот он помнил отца хозяйки, сам он в то время мальчонкой был.

Ему нравились работы художника.

Вот и все гости, а ночи казались длинными, нескончаемыми. Единственная дочь обосновалась в Ленинграде, в родном селе её видели три года назад. Мать Насте писала редко, а вспоминала о дочери часто.

Дочь ответными письмами не баловала, но исправно ежемесячно переводила матери по двести рублей. В денежном переводе всегда было написано несколько строк, повторяющихся из месяца в месяц.

Матери казалось, что деньги хранят запах дочери.

Однажды в садовую калитку среди ночи постучали. Катерина Петровна долго одевалась и тяжёлой поступью подошла к калитке. Вопрос старушки остался без ответа, и она подумала, что ей показалось, что за калиткой кто-то есть. Добрела до дома, написала письмо Насте, не дожидаясь утра. Она просила дочь приехать, попрощаться, она чувствовала приближение смерти.

Письмо отнесла на почту Манюшка. Работа у Насти была ответственная: секретарь Союза художников. Выставки и конкурсы она должна была организовывать. Получив письмо от матери, она отложила его чтение на потом. Она немного успокаивалась, получая такие весточки, значит, мать жива.

По поручению правления Настя пошла осматривать жилище молодого скульптора. Холодно и зябко показалось ей в мастерской творца, Тимофеев начал не очень приятный разговор, и чтобы переменить тему, Настя попросила показать скульптуру Гоголя. Писатель смотрел на неё с молчаливым укором. Она вдруг вспомнила, что так и не прочла письмо.

Выполнив поручение и добившись разрешения на персональную выставку для Тимофеева, Настя пришла домой. Ехать ей сейчас было нельзя, и не хотелось трястись в поезде, а потом видеть слёзы матери.

Около двух недель Настя готовила выставку, и она удалась. Началось обсуждение, в этот момент пришла курьерша и принесла телеграмму. В телеграмме было всего три слова о том, что мать умирает. А обсуждение шло своим чередом, говорили про заботу о человеке, хвалили Настю за чуткость, долго ей аплодировали.

Настя держала в руке телеграмму от матери. И опять пронизывающий насквозь гоголевский взгляд. Выбежав на улицу, она заплакала, наконец-то, как будто прозрев и осознав, что её любила только одна мама и дороже и роднее матери у Насти никого нет.

Одна только мысль не давала теперь Насте покою: «только бы успеть увидеть маму живой».

Все билеты были распроданы, но пожилая кассирша пожалела Настю и помогла сесть в поезд. А Катерина Петровна уже совсем не вставала с постели и постоянно вспоминала о дочери. Пришёл Тихон и показал старушке телеграмму, прочитал её.

А в ней сообщалась, что Настя выехала к матери. Догадалась мать, что Тихон эти слова утешения сам написал. Не дождалась дочери, умерла тихо, как будто уснула.

Настя тоже не дождалась, приехала уже после похорон и уехала с тяжестью в сердце.

Подробный пересказ для читательского дневника

Главная героиня рассказа — Катерина Петровна. Она немолода и сильно слабеет в последнее время.

Эта славная старушка живет в селе Заборье. Отец Катерины Петровны переехал из Петербурга в село, чтобы построить свою усадьбу.  Сейчас этот дом находиться под опекой областного музея.

Катерине Петровне очень одиноко. Ей помогает дочь сапожника Марья и охранник Тихон. Девушка прибирается в доме и приносит воду, а сторож колет дрова. Эти добрые люди готовы ей помочь, но Катерина Петровна не могла поговорить с сельчанами об искусстве и петербургской жизни.

Есть у старушки дочь, Анастасия. Она работает секретарем в Союзе художников и живет в Ленинграде, в комнате на Мойке. Девушка регулярно  переводит матери деньги, а времени на поездку не находит.

Однажды Настя посещала начинающего скульптора Тимофеева. Он жаловался, что в его мастерской слишком холодно. В тот день она получила письмо от матери.

Катерина Петровна чувствовала себя слишком плохо. У нее появилась сильная слабость. Старушка решила написать дочери письмо с просьбой приехать, так как чувствовала скорую смерть.

Насте понравились работы Тимофеева. Только одна скульптура Гоголя смотрела на нее с упреком…

Девушке захотелось, чтобы веятель стал известным. Она решила организовать его выставку. Поездку к матери Анастасия отложила. Ей не было до этого времени.

Дела в организацией выставки шли плохо, но Настя не теряла надежды. Выставка состоялась. Все та же фигура Гоголя будто бы смеялась над Анастасией…

Читайте также:  Революция в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

Першин, еще один человек искусства, которого слегка недолюбливал Тимофеев, поблагодарил Анастасию Семеновну за мероприятия. Благодаря выставке скульптор стал известнее.

Вдруг курьер Даша протягивает Насте телеграмму:»Катя умирает. Тихон». Девушка не поняла послания и решила, что его доставили ей по ошибке. Увидев место отправки, она поняла, что в телеграмме идет речь об ее матери.

Анастасия села на лавочку и расплакалась. Тогда же она первый раз за год произнесла слово «мама». Настя сразу поняла как была не права, когда не смогла найти время на поездку к матери. Ей хотелось загладить свою вину.

Девушка решила постараться приехать и увидеть мать напоследок.

Она отправила телеграмму, которую вслух прочитал Тихон Маньке и Катерине Петровне. Все с нетерпением ждали Настю.

Анастасия пришла на вокзал, но билетов там не оказалось. Девушка расплакалась и кассирша, пожалев ее, нашла для девушки способ добраться.

Насте казалось, что поезд «Красная стрела» едет очень медленно, хотя он с огромной скоростью мчался через ночные леса.

Катерина Петровна умерла. Анастасия приехала на второй день после похорон.

Новенькая молодая учительница из Заборья увидела гроб, который несли на кладбище. Она еще никого не знала и спросила у односельчанки кем является эта женщина, одинока ли она.

Девушка впечатлилась услышанным и увиденным. На морщинистое и бледное лицо старушки падали снежинки.

У молодой учительницы в областном городе осталась точно такая же мать. Она посочувствовала умершей. В знак уважения она поцеловала сухую желтую руку усопшей.

А Анастасия Семеновна постаралась побыстрее уехать, чтобы ее никто не заметил. Она понимала, что ее вину снять с нее может только мать и очень жалела, что была так далеко от матери — самого близкого и важного человека в жизни.

В рассказе поднимается тема взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые дети иногда забывают, что их родители нуждаются в их внимании и ласке. Пожилые люди чувствуют себя одиноко и хотят обратить на себя внимание взрослых потомков. Порой дети жалеют о содеянном и  осознают свою вину слишком поздно..

Все произведения

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского

Этот рассказ Паустовский написал в 1946 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Телеграммы». В произведении автор затрагивает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Катерина Петровна – старая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.
  • Настя – дочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.

Другие герои:

  • Тихон – сторож пожарного сарая.
  • Манюшка – дочь сапожника.

Паустовский «Телеграмма» очень кратко

Телеграмма Паустовский краткое содержание:

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.

Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещерская сторона» на нашем сайте. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

Короткий пересказ «Телеграммы»

К. Г. Паустовский Телеграмма краткое содержание:

В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея.

Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае.

Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.

Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Она была очень занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива.

В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.

Это интересно: Рассказ «Корзина с еловыми шишками» Паустовского был написан в 1954 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Корзина с еловыми шишками» по частям. Это произведение посвящено человеку, тонко чувствующему природу – известному норвежскому композитору Эдварду Григу.

Содержание «Телеграммы» с цитатами

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг» – «за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой».

Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Заключение

В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других.

Рекомендуем прочитать краткое содержание «Заячьи лапы», которое будет полезным для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

Видео краткое содержание Телеграмма Паустовский

Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом — известным художником. Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть.

Ссылка на основную публикацию