Краткое содержание «мцыри» лермонтова по главам

Главная страница » Русские классики » Михаил Лермонтов

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри– главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.

Старый монах– безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

Глава первая: живое прошлое

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок

«Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

Глава третья: без сожаления

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

Глава четырнадцатая: судьба

«Пройти в родимую страну – Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог. И вот дорогою прямой Пустился, робкий и немой. Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил. « И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

  • Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова
  • «Прощай, немытая Россия». Лермонтов. Анализ.
  • «Я не унижусь пред тобой»: любовь и разочарование в жизни Лермонтова
  • «Три пальмы»: экзотичность лермонтовской пейзажной лирики
  • «И скучно и грустно…»: философский характер лермонтовских поэзий
  • «Выхожу один я на дорогу»: лебединая песня русского поэта
  • «Предсказание»: бунтующе-протестный реализм Лермонтова
  • «Нищий», Лермонтов и русский романтизм
  • Михаил Лермонтов, «Молитва» и своеобразие осмысления небесных образов в русской лирике
  • «Нет, я не Байрон…», или романтизм в толковании Лермонтова
  • «Песня про купца Калашникова»: неожиданные кульбиты творчества Лермонтова
  • Лермонтов, «Смерть поэта» и дань истории
  • Лермонтовская «Дума» – о потерянном поколении
  • «Родина» Михаила Лермонтова: должны ли мы любить родину такой, какая она есть?
  • Мир фантазии Лермонтова и «Герой нашего времени»: краткое содержание по главам
  • Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет
  • «Мцыри»: главные герои произведения М. Ю. Лермонтова
  • Характеристика Максима Максимыча в повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
  • Главные герои романа “Герой нашего времени”: краткая характеристика, описание (список персонажей)
  • Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения
  • Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
  • Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера в цитатах
  • Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли
  • Характер Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”: положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы
  • «Княжна Мери» – краткое содержание повести М.Ю. Лермонтова из цикла «Герой нашего времени»
  • Обзор стихов Михаила Юрьевича Лермонтова
  • Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения
  • Краткая биография поэта и прозаика Михаила Лермонтова

Мцыри — краткое содержание по главам

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

Она состоит из 26 глав разной длины. Всего в поэме 747 стихов, и эпиграф, взятый из Первой книги Царств.

Кстати, эпиграф, выбранный из Библии, лишний раз доказывает, что  поэт, несмотря на свое желание выглядеть  несведущим в вопросах веры атеистом, не был безбожником.

Для тех, кто не владеет старославянским, эпиграф ни о чем не скажет. Поэтому, прежде чем начать краткое содержание этой красивой, поэтически живописной  поэмы, предлагаем ознакомиться со стихом из первой книги Царств, откуда был взят эпиграф:

Краткое содержание «Мцыри» Лермонтова по главам

1

Вступительная глава показывает, в каком живописном месте был расположен монастырь, в котором жил Мцыри. Монастырь полуразрушен, и живет в нем только один старый монах, последний житель забытой Богом и людьми, обители.

В главе упоминается о том, что некий грузинский царь «вручал России свой народ», чтобы оградить страну от врагов.

2

Русский генерал привез из-за гор в Грузию мальчика. Но ребенок заболел, и его жизнь висела на волоске. Тогда генерал решил оставить ребенка в монастыре. Ребенок вырос, научился говорить на языке монахов, был окрещен в христианскую веру. Он уже должен был принять монашеский обет, но осенней грозовой ночью сбежал из монастыря. Его нашли без сознания в степи, принесли в монастырь.

3

С этой главы повествование идет от лица Мцыри. Он благодарит старика за то, что тот согласился его исповедовать перед смертью, признается в том, что никогда не причинял людям зла. Мцыри поведал монаху, что всегда стремился к свободе, мечтал вернуться на родину.

4

Он упрекает старика, что тот спас его от смерти, когда он болел в детстве. Мцыри признается, что все эти годы был глубоко несчастлив, чувствуя себя в тюрьме. Он говорят старому монаху, что всю жизнь мечтал иметь дом, родных людей, но у него не было даже могил, куда он мог бы прийти и оплакать родных.

5

Мцыри не боится смерти. Он сожалеет лишь о том, что не успел пожить, не успел увидеть жизнь во всей ее полноте. Он не успел полюбить, насладиться очарованием природы, испытать всех прелестей разгульной юности.

6

Оказавшись на воле, Мцыри, видел пышные поля, холмы, усаженные деревьями, горные хребты, которые курились, как алтари, горный поток.

7

Глядя на вершины Кавказа юноша вспомнил родительский дом, аул, состоящий из домов, рассыпавшихся по ущелью, табуны коней, лай собак, которых он ребенком узнавал по голосам. Вспомнил, как вечерами уважаемые старики собирались около крыльца дома, чтобы обсудить с отцом текущие вопросы, поток, возле которого он так любил играть.

8

Мцыри признается старику, что оказавшись на воле, он понял, что значит жить по-настоящему. И если бы в его жизни не было бы этих трех дней, то жизнь его была бы мрачнее, бессмысленнее и печальнее старости монаха. Он говорит, что свой побег задумал давно, и глядя, как были испуганы монахи во время грозы, он понял, что его в этот вечер искать никто не будет.

9

Мцыри долго бежал, не разбирая дороги. Он был счастлив, что вырвался из монастыря, вдыхая полной грудью влажный свежий воздух. Гроза утихла, погони за ним не было. Только где-то в ущелье слышал плач шакала, да змея шелестела в траве.

10

Эта глава посвящена природе. Лежа на траве, Мцыри слышал внизу шум бегущей воды. Утро ознаменовалось пением птиц, озолотился восток. Мцыри восторженно наблюдал пробуждение природы. А когда он сам поднял голову, то с ужасом обнаружил, что лежал на краю крутого обрыва.

11

Эта глава тоже посвящена природе. Поднявшись, он увидел буйное цветение природы, сравнимое с Божьим садом. Разноцветные цветы, вились виноградники с увешанными гроздьями. Наслаждаясь красотой природы, он почувствовал жажду и решил спуститься вниз к потоку.

12

Когда он, цепляясь за растения, спустился вниз и припал к воде, он услышал шум шагов и песню. Это к воде спускалась девушка с кувшином в руках.

13

Она напевала какую-то песню, смеялась над собственной неловкостью. Скромный наряд выдавал в ней крестьянку. Эта встреча настолько поразила юношу, что на короткое время он потерял сознание. А когда очнулся, девушка успела уйти. Он увидел 2 прилепившиеся к скале сакли. В дверь одной из них вошла девушка.

14

Мцыри почувствовал себя утомленным от пережитых за ночь эмоций, затраченных сил, и решил немного отдохнуть. Ему удалось заснуть. Даже во сне он слышал незамысловатую песню девушки.

Когда Мцыри проснулся, на небе светил луна. В какой-то момент он испытал желание пойти на огонек свечи, горевший в сакле, где жила девушка, но он вспомнил, что должен найти родимую страну.

Он отправился в путь, превозмогая голод, и сбился с дороги.

15

Горная цепь, которую он старался удерживать в поле зрения, и которая так манила его, исчезла из глаз. Кругом был лес, да густой терновник, закрывавшие все кругом. Юноша был в отчаянье и разрыдался.

16-18

В темноте ночи он встретился с барсом, который, грыз какую-то кость, играя с собственным хвостом, наслаждался жизнью. В человеке он почувствовал врага. Мцыри тоже напрягся, почуяв предстоящую битву.

Заметив Мцыри, барс намеревался закусить юношей. Но Мцыри успел подготовиться к встрече. Битва между человеком и барсом была жестокой. Три главы посвящены битве Мцыри с барсом. Человек вышел из нее победителем.

19

Мцыри показывает монаху следы когтей, и говорит о том, что в тот момент он не видел своих ран, продолжил свой путь.

20

Наступило утро, и Мцыри вышел из лесу. Наступило утро, и в лучах солнца он начал узнавать знакомые пейзажи. Он понимал, но не хотел поверить в то, что снова вышел к монастырю, к тюрьме своей. Окончательно удостоверился в этом, когда зазвонил колокол. Звон этого колокола он ненавидел с детства, потому что тот будил его по утрам, лишая возможности смотреть сладкие сны.

21

Мцыри испытал отчаянье. Он говорит, что даже конь находит дорогу домой. Он сравнивал себя с цветком, выросшим в тюрьме и пересаженным в сад рядом с розами. Опаленный солнечными лучами, цветок погибает.

22

День, несмотря на осень, был жарким, солнце опалило юношу так же, как цветок, перенесенный в сад. Оказавшись в степи, Мцыри не знал, куда спрятаться от его безжалостных лучей.

23

Лежа на земле, он слышал, как где-то внизу бежали Кура и Арагва. Но они были далеко, и дойти до их берегов не осталось сил. Из-за горы он видел монастырь. Недалеко от него резвилась змея. Мцыри чувствовал, что умирает.

Он впал в беспамятство. В полубредовом состоянии он чувствовал, что лежит на дне реки. Он испытывал блаженство, наблюдая со дна реки волны бегущей воды и рыбы, резвившиеся над ним.

Одна из рыбок ангельски нежными голосом приглашает его остаться с нею.

24

Мцыри нашли и принесли в монастырь, когда бредовое состояние уступило место полному беспамятству. На этой короткой главе завершается исповедь Мцыри. Он сожалеет, что ему не суждено умереть в родной земле.

25

Мцыри прощается со своим исповедником и духовным воспитателем.

26

Эту главу можно назвать Завещанием Мцыри. В ней Мцыри просит старика похоронить его в монастырском саду под акациями. Из этого уголка видны вершины Кавказа. Мцыри выразил надежду, что они пришлют ему привет от родной стороны.

Мцыри

Настройки

За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу.

Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния.

Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.

Глава 1

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре.

Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств.

Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

Глава 3

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Глава 4

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Глава 5

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Глава 6

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Глава 7

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Глава 8

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле.

Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным.

Даже в буре он видел родственную душу.

Глава 9

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Глава 10

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Глава 11

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Глава 12

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

Глава 13

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Глава 14

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Глава 15

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Глава 16

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Глава 17

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Глава 18

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

  • Глава 19
  • Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.
  • Глава 20

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Глава 21

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Глава 22

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Глава 23

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Глава 24

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Глава 26

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

Лермонтов "Мцыри": краткое содержание по главам – Лермонтов М.Ю. Литература 19 века

“Мцыри”, краткое содержание по главам которой представлено в статье, – романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

“Немного лет тому назад” в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря “теперь один старик седой”, который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре.

Вначале мальчик “бродил безмолвен, одинок”, но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.

Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но “душу можно ль рассказать?” Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в “мир тревог и битв”, туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью.

У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву – когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди “хоть незнакомой, но родной”.

Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле – красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами – словом, гордой природой Кавказа.

  • 7
  • Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.
  • 8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет – для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму “Мцыри” (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как “сладко вольный”.

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель – вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, “как зверь степной”. Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья – где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой.

Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю – своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки.

И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

  1. 24
  2. Герой опечален лишь одним – тем, что похоронен будет не в “земле родной”.
  3. 25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку – рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма “Мцыри”. Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий источник:

Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО “Дом Славянской книги”, 2015

Краткое содержание поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри»

Романтическая поэма Лермонтова «Мцыри» принадлежит списку поздних кавказских произведений поэта. По праву считается одним из лучших образчиков классической русской поэзии, наполненный одновременно трагизмом и высоким романтизмом.

Лермонтов, с детства любивший Кавказ всем сердцем, давно вынашивал замысел подобной повести, однако осуществил его лишь в 1839 году.

По сути, все сочинение автора – это исповедь главного героя Мцыри, в которой в полной мере раскрывается его образ.

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы.

На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Читать «Мцыри» полностью

В переводе с грузинского «мцыри» означает послушник. Это кавказский юноша, который в нежном возрасте оказался пленником русского генерала. Тяжело заболев в дороге и не имея возможность продолжить путешествие, шестилетний мальчик был оставлен генералом в одном из монастырей.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге.

По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени. Оказавшись в чужом городе, среди незнакомых людей, Мцыри замкнулся в себе.

Он бы вынужден жить по совершенно чуждым для него законам – среди беспрестанных молитв, в условиях послушания и смирения перед Господом. Привыкший к свободе, мальчик, чье настоящее имя было предано забвению, так и не смог смириться с тем, что оказался пленником.

Оказавшись на свободе, Мцыри впервые за долгие годы почувствовал вкус к жизни. Его все восхищало и приводило в трепет: юная грузинка, набиравшая воду из реки, стремительный горный поток, прекрасный породистый конь, опрокинувший неумелого наездника.

И даже встреча с грозным противником – снежным барсом – привела в восторг несчастного юношу.
Мцыри, так страстно желавший отыскать дорогу к родному аулу, заблудился в чужих краях, и все время ходил по кругу. Полностью истощенный, он вновь оказался у стен монастыря, из которого сбежал.

Он поделился своими странствиями со стариком-монахом, но не для того, чтобы исповедаться и раскаяться. В своем рассказе он еще раз пережил те прекрасные ощущения, которые испытал на воле. По сути, самыми счастливыми в его жизни были только эти три дня.

Юный Мцыри оказался живым воплощением безграничной воли, безумной жажды свободы. Его характер не был сломлен в монастырских стенах, однако слабое здоровье не позволило ему воплотить в жизнь свою заветную мечту.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь. Чернец, который ухаживал за умирающим Мцыри, когда тот вернулся в монастырь. Именно ему юноша поведал о своих скитаниях.

Это безмолвный слушатель без характерных черт, последний свидетель угасающей юной жизни. Девушка-грузинка – девушка, повстречавшаяся Мцыри и очаровавшая его своим пением. Олицетворение любви, от которой юноша сознательно отказался ради долгожданной свободы.

Барс — грозный противник, сильный дикий зверь, с которым Мцыри пришлось пережить схватку и выйти из нее победителем.

Краткое содержание

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует.

Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь.

Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни.

Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье.

Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Приветствую тебя, воинственных славян…

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре.

Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой.

На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела.

Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время.

Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…».

Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его.

Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минутМежду крутых и темных скал,Где я в ребячестве играл,Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч.

Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня.

Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Ссылка на основную публикацию