Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)

UGC

Одно из лучших произведений в творчестве Эрнеста Хемингуэя — «Старик и море». Краткое содержание позволяет понять смысл написанного автором, узнать о ключевых персонажах и центральном конфликте произведения. Расскажем подробнее о повести, которая принесла писателю Пулитцеровскую и Нобелевскую премии.

«Старик и море»: краткое содержание

Повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал в начале 1950-х. Она имеет классический линейный трехчастный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

В русском переводе произведение содержит 256 страниц. Поэтому неопытный пользователь, введя поисковый запрос «старик и море краткое содержание по главам», будет удивлен, получив электронный текст, не разбитый на логические части:

«Старик и море»: завязка

В завязке произведения читатель узнает ключевых персонажей повести «Старик и море». Герои произведения — старик по имени Сантьяго и его помощник мальчик Манолин. Они живут на Кубе и занимаются ловлей рыбы. Старик обучал Манолина премудростям ремесла, но после того, как он более 80 дней возвращался из моря без улова, родители мальчика велели ему найти другую лодку.

Тем не менее мальчик испытывает чувство благодарности к старику и приносит ему наживку и еду, чтобы тот не умер от голода. Они подолгу разговаривают о бейсболе и рыбалке. По ночам старику снится Африка.

Утром герой отправляется в море. Манолин помогает ему донести паруса и подготовить лодку.

«Старик и море»: развитие событий, кульминация

Ищете краткое содержание. «Старик и море» —произведение со стремительным развитием сюжета. Автор подводит к кульминации, раскрывая тему «Человек и море». Он сравнивает нежное отношение Сантьяго к морю с отношением к женщине, показывает, как старик разговаривает сам с собой, общается с рыбами и птицами.

Читатель узнает о его прошлом. Сантьяго когда-то охотился на черепах и ходил в море на крупных судах. Автор пишет, что герой пел, стоя на вахте. Контраст между прошлым, в котором герой пел, и настоящим, в котором тихо разговаривает сам с собой, призван подчеркнуть то, насколько постарел Сантьяго.

Герой ловит небольшого тунца и верит, что где-то рядом его ждет крупная рыба. Так автор начинает раскрывать перед читателем еще одну тему — «Рыбак и море». Клюет крупная добыча, и начинается кульминация произведения — старик Сантьяго борется с рыбой. Он пытается подтянуть леску, но рыба настолько сильная, что тянет за собой лодку.

Герой жалеет, что рядом нет мальчика, который бы убрал остальные снасти, пока он занят борьбой за улов. Проходит четыре часа. Старик чувствует, что устал, его руки изрезаны леской. Он закидывает на спину мешок и протягивает леску за спину, чтобы иметь возможность отдохнуть, прислонившись к борту. Рыба продолжает уносить лодку все дальше в открытое море.

Хемингуэй «Старик и море» посвятил философским рассуждениям. Борясь с рыбой, его герой размышляет о том, что он уважает соперника, но рыба должна умереть, чтобы он мог жить. Сантьяго вынужден съесть сырым пойманного тунца, чтобы немного восстановить силы. Он жалеет, что у него нет даже лимона.

Наконец герой видит, как пойманная им рыба поднимается на поверхность. Она длиннее его небольшой лодки на два фута. Появившись ненадолго, рыба уходит под воду, продолжая тащить за собой лодку. Старик собирает последние силы, чтобы ее удержать. Он даже читает молитву, не будучи глубоко верующим.

Повествование произведения «Старик и море» Хемингуэй разбавил воспоминаниями героя, которые помогают читателю лучше понять его характер. Сантьяго переносится во времена своей молодости.

В таверне Касабланки он борется на руках с могучим негром. Противостояние продолжалось сутки, пока герой не одержал победу.

Спустя еще несколько поединков Сантьяго решил, что правая рука ему нужна целой для рыболовного промысла.

Рыба продолжает тянуть лодку. Сантьяго ловит на другую удочку макрель, чтобы хоть немного подкрепиться. Ему жаль большую рыбу, но он уверен, что для его выживания она должна умереть.

Ночью рыба всплывает и делает круги вокруг лодки. Старик понимает, что она устала, и готовит гарпун. При этом он сам от усталости едва держится на ногах. Мысли путаются, а перед глазами черные круги. Он убивает рыбу гарпуном, привязывает к лодке и отправляется в сторону берега.

Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)Кадр из фильма «Старик и море»: UGC

«Старик и море»: развязка

Победой героя не заканчивается повесть «Старик и море». Краткое содержание продолжают следующие события:

  • Спустя час, привлеченная запахом крови, к лодке подплывает акула и откусывает кусок рыбы. Сантьяго убивает ее, но теряет гарпун.
  • Отбивая следующую атаку акул, старик привязывает нож к веслу. На четвертой акуле нож ломается. Старик вынужден использовать дубинку.
  • Перед закатом появляется стая акул. Всю ночь Сантьяго с ними сражается, теряет дубинку, использует острый осколок румпеля. После их атаки от улова ничего не остается.
  • Герой ночью возвращается домой и ложится спать.
  • В хижину приходит Манолин, видит спящего Сантьяго с разрезанными леской руками. Ему становится жаль старика. Мальчик приносит Сантьяго кофе и обещает впредь вновь ходить с ним в море.

Книга «Старик и море» завершается сценой на берегу. Рыбаки исследуют скелет огромной рыбы, привязанный к лодке Сантьяго. Официант пытается рассказать богатым туристам, что случилось. Но они не понимают особенностей рыбацкой жизни.

В это время герой спит дома, и ему, как и прежде, снятся африканские львы.

Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)Кадр из фильма «Старик и море»: UGC

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

«Старик и море»: анализ произведения

«Старик и море» — повесть, которую Хемингуэй написал, когда ему было за 50 лет. Произведение не только принесло ему всемирную славу, но и признание в виде двух самых престижных литературных премий — Пулитцеровской и Нобелевской.

Вот на что обращают внимание критики, при анализе повести:

  • Замысел и история создания.

В основе сюжета лежит реальная история, которую автор услышал от кубинских моряков. Ее писатель изложил в очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо» (1936).

Повесть «Старик и море» автор написал в начале 1950-х. Она впервые опубликована в сентябре 1952 года. Журнал Life, напечатавший произведение, разошелся тиражом более пяти миллионов экземпляров за пару дней.

Критики полагают, что прообразом старика стал Грегорио Фуэнтес — кубинский рыбак, который работал капитаном яхты Хемингуэя. В его биографии много общего с прошлым Сантьяго. Он был моряком и в молодые годы побывал в Африке. Всю жизнь прожил на Кубе.

Хемингуэй отрицал, что у персонажа повести есть реальный прототип, но это не помешало Фуэнтесу войти в историю как «старик Сантьяго». Он консультировал Спенсера Трейси — первого исполнителя роли старика в кино, давал интервью журналистам, рассказывая о работе у писателя. Умер Фуэнтес в возрасте 104 года, спустя полвека после выхода повести.

Триумф людского духа — основная тема книги «Старик и море». Рыба в ней выступает метафорой трудностей, которые способен преодолеть целеустремленный человек. Сантьяго поставил цель вернуться с уловом. Он должен не только прокормить себя, заработать денег от продажи рыбы, но и вернуть себе репутацию опытного рыбака.

В этом плане произведение пересекается с биографией самого автора, который до выхода в свет повести утратил популярность. Некоторые издатели полагали, что Хемингуэй уже не способен написать новые шедевры.

Повесть для писателя стала таким же ключевым трофеем, как и марлин для его героя. Сантьяго доказал, что, несмотря на старость и временные неудачи, он все еще один из лучших рыбаков в деревне. Хемингуэй — что способен написать литературный шедевр.

Повесть «Старик и море», главные герои которой символизируют опыт и надежду, посвящена одному человеку — Сантьяго. Но не менее важную роль для понимания сюжета играет мальчик. Он тот, к кому в трудный период мысленно обращается герой, символ его веры в будущее, продолжение его дела.

Повесть представляет собой путешествие героя в море и возвращение домой. Она имеет традиционную трехчастную структуру:

  • представление героя в завязке;
  • развитие событий и кульминация в виде борьбы с гигантской рыбой;
  • развязка в виде возвращения домой после поражения в битве с акулами.

Сантьяго достиг желаемого, но в борьбе с хищниками не смог отстоять свой трофей. Впрочем, поражение не помешало моральному триумфу героя. Он вернул себе хорошую репутацию среди рыбаков и мальчика-помощника, который решил ходить в море только с ним.

Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)Кадр из мультфильма «Старик и море»: UGC

Немало отличных произведений написал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море», краткое содержание которого изложено выше, считается вершиной творчества писателя. Повесть принесла ему профессиональные награды, переведена на различные языки мира и несколько раз экранизирована.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849896-starik-i-more-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

«Старик и море»: краткое содержание книги Э. Хемингуэя

«Старик и море» – одно из ключевых произведений Эрнеста Хемингуэя. В нем автор описывает несколько дней из жизни старого рыбака Сантьяго, поймавшего на крючок огромного марлина. Книга была отмечена Нобелевской и многими другими премиями. В этой статье можно прочитать краткое содержание повести «Старик и море».

Главные персонажи

Всего в произведении представлено 2 основных персонажа:

  • Сантьяго – старый рыбак, живущий морем и любящий морских обитателей. Он никогда не сдается и, если уж поймал рыбу на крючок, то ни за что ее не отпустит;
  • Манолин – добрый мальчик, которого старик обучил всему, что умел сам. Он любит Сантьяго и заботится о нем.

Сжатый пересказ сюжета

Старик Сантьяго живет на Кубе совсем один. Раньше он ходил в море с мальчиком Манолином, но за последние почти три месяца Сантьяго ничего не поймал, поэтому родители парнишки запретили ему рыбачить со стариком.

Следующим утром Сантьяго собирается на рыбалку в открытое море. Там он сначала ловит тунца, а после на его наживку клюет огромная рыба, которая потянула лодку за собой.

Через четыре часа руки Сантьяго были в порезах от борьбы с рыбой. Он закинул леску за спину, подложил под нее мешок и лег отдохнуть у борта.

К ночи рыба все дальше отводит лодку Сантьяго, однако тот не опускает руки. На утро он ест пойманного тунца.

Прошли еще сутки, но борьба рыбака с добычей продолжается. Ночью многометровый марлин всплывает, и Сантьяго всаживает в него гарпун.

Час спустя по следам крови приплывает акула, которую старик также убивает гарпуном. Однако она ухватила большой кусок мяса. После были еще 2 акулы, утащившие на дно четверть добычи. К вечеру Сантьяго отогнал очередную группу хищников, но ночью они приплыли обратно.

По весу лодки старик понимает, что от рыбы остались одни лишь кости. Сантьяго приплывает к берегу и от усталости бредет домой. По пути он встречает Манолина, которому родители вновь разрешили ходить с ним в море. Утром огромный скелет рыбы заметили туристы, пока Сантьяго в это время спал в своей хижине.

Краткое содержание повести

Для тех, кто хочет получше изучить произведение «Старик и море» Хемингуэя, ниже представлено краткое содержание этой книги. Хотя повесть написана не по главам, сюжет можно разделить на несколько основных частей.

Старик Сантьяго один рыбачит в Гольфстриме. Почти за 3 месяца, проведенных в море, он не словил ни одной крупной рыбы. Раньше с ним под парусом ходил мальчик Манолин. Однако его родители запретили ему отправляться на рыбалку с Сантьяго, посчитав старика невезучим.

Манолину наказали идти в море с другими рыбаками, и мальчику очень повезло. Уже в первые несколько дней он привозил крупный улов. Мальчик с состраданием наблюдал попытки старика поймать хоть какую-то рыбу, он встречал Сантьяго вечером и помогал донести снасти к хижине.

Манолин также приносил еду к дому старика, чтобы тот мог поесть. Сидя в хижине, они обсуждали бейсбол и известных игроков.

На следующий день старик вновь намеревался отправиться в море. Манолин помогает ему подготовиться к отплытию, и Сантьяго уверяет мальчика, что ему обязательно повезет с уловом. Во сне он видит Африку, в которой провел свою молодость.

Читайте также:  Почему Гоголь назвал поэму «Мёртвые души»?

Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)Сантьяго спит в своей скромной хижине перед отплытием в море

Утром Манолин помогает старику донести снасти до лодки и поставить парус. Старик любит море и ласково о нем отзывается. Он насаживает наживку на крючок и закидывает леску в море. Постепенно плывя по течению, рыбак начинает говорить с морскими обитателями и пролетающими птицами. Он живет рыбалкой уже десятки лет, поэтому к живым существам относится с особенной нежностью.

Сначала Сантьяго поймал маленького тунца и бросил его в лодку. Спустя немного времени, леска натянулась. Старик попытался вытащить удочку, но почувствовал тяжесть. Рыба была такой крупной, что потянула лодку в бок.

Сантьяго начинает жалеть, что остался один и Манолина нет рядом. Мальчик помог бы перерезать другую леску, тогда как он сам мог сосредоточиться на противостоянии с крупной добычей.

Однако мысленно Сантьяго был рад тому, что добыча тянет лодку в сторону, а не на морское дно, к погибели.

Прошло 4 часа, руки рыбака были уже изрезаны от того, что он так долго держит снасть, не выпуская. Старик думает, как скоро рыба выплывет на поверхность от усталости, однако марлин не сбавляет темпа.

К ночи рыба все с той же силой тянет лодку все дальше от берега. Сантьяго устал, его руки очень сильно болят, но он продолжает сжимать лесу, не забывая о рыбе.

Он закидывает леску себе за спину, подложив под нее мешок, — теперь можно буде прилечь у борта и передохнуть. Старик разговаривает с марлином и всячески его жалеет. Однако он знает, что улов позволит ему выжить.

Внезапно рыба делает рывок, и рыбак валился на дно лодки. В том месте руки, которой он держит лесу, у него образовался глубокий порез.

Постепенно скорость, с которой рыба тянет лодку, уменьшается. Однако и силы рыбака тоже на исходе. После этого на мгновение марлин выплывает наверх. Его чешуя отливала темно-фиолетовым, а нос напоминал острый меч, форму которого старик сравнил с битой.

Рыба была длинней самой лодки на несколько футов. Внезапно она ныряет под воду, потянув за собой лодку с еще большей силой. Старику пришлось проявить стойкость и все навыки, полученные им за годы рыболовства. Сантьяго не был верующим, но несколько раз он прочитал молитву.

Близился вечер, а рыба и не думала сдаваться, ведя лодку рыбака на север.

Он словил макрель, которая будет его пропитанием на сегодняшнюю ночь и завтрашний день. Постепенно боль от лесы стала похожа на ломоту. Рыбаку нельзя было привязывать лесу, ведь от сильного рывка рыбы она могла порваться, и тогда добыча бы уплыла.

Старику приходилось ослаблять силу тяги своими руками. Сантьяго решил вздремнуть. Он взял бечевку в обе руки и прилег у борта. Во сне ему приснились морские свиньи и африканские львы. Он открыл глаза от сильного рывка рыбы, которая продолжала нести лодку от дома рыбака.

На мгновение Сантьяго пожалел, что его права рука превосходит левую по силе.

Близился закат третьего дня. Неожиданно рыба остановилась, кружась вокруг лодки от усталости. Сантьяго попытался подтянуть лесу, но марлин не сдавался. Однако, когда он оказался на близком расстоянии от лодки, старик воткнул в него гарпун. Мертвая рыба всплыла. Казалось, что она повисла над лодкой.

Спустя время Сантьяго очнулся, увидев мертвого марлина и поалевшую от крови воду. Рыбак взглянул на свою добычу, оценив ее вес примерно в полтонны. Он привязал веревку к лодке и поплыл к деревне.

Прошло немного времени, когда на запах крови приплыла первая акула. Она всадила свои острые зубы в марлина, но рыбак тут же заколол ее гарпуном. Кровь только сильней лилась из рыбы, и появление новых хищников было делом времени.

Спустя пару часов приплыли еще две акулы. Первую старик убил одним ударом лезвия, привязанного к веслу. А вот со второй пришлось помучиться: Сантьяго не раз всадил в нее лезвие, прежде чем та пошла ко дну. Рыбак отметил, что хищники унесли с собой примерно четверть всего мяса, причем лучшую его часть.

Позже за мясом приплыла еще одна рыба. Пытаясь ее отогнать, Сантьяго сломал лезвие. К вечеру появились еще двое хищников, и рыбаку пришлось бить их всех веслом, пока те не уплыли. Рыбак боялся взглянуть на то, что осталось от некогда огромной рыбы, потому что вес лодки заметно снизился.

Ночью противостояние возобновилось: на лодку напала целая стая. Рыбак бил их веслом, а когда оно сломалось, начал отгонять акул румпелем. Когда первая акула бросилась к верхней части марлина, Сантьяго понял, что от мяса практически ничего не осталось. Немного спустя к лодке снова подплыли хищники, доевшие остатки. Отгонять их не было никакого смысла, потому что мяса совсем не осталось.

Лодка была уже у бухты, старик пришвартовал ее и медленно побрел к себе домой. На мгновение он обернулся, увидев лишь обглоданный скелет вместо некогда громадной рыбины. Зайдя в хижину, он сразу лег спать.

К нему в домик зашел Манолин. Мальчик взглянул на порезанные руки рыбака и заплакал. Возле лодки собралось много людей, все удивленно смотрели на остатки огромной рыбы.

Кто-то отметил, что ее длина достигала 18 футов (больше 6 метров).

Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)Старик вернулся к берегу деревни вместе с остатками рыбы, обглоданной стаей акул

Манолин принес рыбаку кофе и сказал, что снова будет ходить с ним в море, обещая приносить крупный улов.

Повесть заканчивается тем, что к берегу подходят туристы, разглядывая останки какой-то рыбы, обглоданной хищниками. А сам рыбак спит в своем скромном домике, устав от нескольких дней борьбы. Ему снились львы, а Манолин сторожил это сновидение.

Главная мысль автора

Основная мысль повести заключается в противостоянии людей со стихией бытия и преодолении себя.

Даже если жизнь забирает «добычу», доставшуюся такими усилиями, человек все равно является победителем, ведь он не сдавался до последней минуты.

И пусть от огромного марлина не осталось ни кусочка, борьба Сантьяго не была бессмысленной. Старик сделал все, что было в его силах, а значит, он не проиграл.

Рекомендуем не ограничиваться кратким содержанием и ознакомиться с полной версией произведения, чтобы лучше понять идею Эрнеста Хемингуэя и его знаменитого произведения.

«Старик и море» Э. Хемингуэй Кратко

«Старик и море» является одним из лучших произведений Эрнеста Хемингуэя. Автор мастерски показал в этом произведении упорную борьбу человека с самим собой и с природой, силу мечты и веры, тяжесть преодоления собственных слабостей.

Хемингуэй, как и главный герой, верил, что у каждого человека есть предназначение, найдя которое он обретет счастье.

«Старик и море» несет гораздо более глубокий смысл, чем любая другая повесть, именно поэтому жанром произведения считается повесть-притча.

Очень краткий пересказ повести Э. Хемингуэй «Старик и море»

Сантьяго уже 84 дня не может поймать ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним ходил мальчик – его ученик, но из-за того, что улова не было, родители отправили мальчика рыбачить на другую лодку.

Когда на 84-ый день старик вернулся с пустыми руками, добрый мальчик Манолин приглашает Сантьяго попить пива. У них завязывается разговор. Мальчик помнил день, когда старик впервые взял его в море – Манолину тогда было 5 лет. С тех пор мальчик и Сантьяго стали хорошими друзьями – Манолин часто помогает рыбаку перетаскивать снасти, а тот обучает мальчика всем тонкостям рыболовства.

На следующий день, еще до рассвета, Сантьяго выходит в открытое море и долго плывет по течению, пока не находит наиболее глубокое место. Он забрасывает крючки и начинает ждать.

Первым попался тунец. Сантьяго посчитал, что из него получится отличная наживка. Но вдруг дрожит леска, заброшенная на наибольшую глубину. Старик догадался, что это попался марлин, и попытался вытащить рыбу, но она была настолько тяжелая, что смогла сдвинуть лодку с места, и поплыла по течению, таща за собой судно.

Ночью Сантьяго решает немного вздремнуть. Но ему нельзя оставлять лесу без внимания – она может оторваться, и тогда рыба уплывет далеко в океан, поэтому он зажимает в левой руке веревку так, что если леса начнет ускользать, он сможет это почувствовать.

Он просыпается в тот момент, когда леса медленно скользит в воду. Тогда он со всей силы тянет ее на себя, но рыба делает рывок. Сантьяго удается с ней совладать, но в процессе борьбы он ранит руки.

На следующий день рыба начинает ходить кругами – это значит, что она уже устала. Старик долго ждет удачного момента, и вот жертва наконец всплывает на поверхность. Сантьяго вонзает гарпун в тело рыбы, и та умирает. Сантьяго боролся с невероятной болью в израненных руках, но все же привязал огромное тело рыбы к лодке.

По дороге домой на старика нападают несколько акул. Сначала Сантьяго сражается гарпуном, но вскоре теряет его в море. Потом он отбивается ножом, но одна из акул ломает лезвие, поэтому приходится воспользоваться дубинкой. В итоге от его добычи остается только скелет.

Наконец Сантьяго достигает родной бухты и сразу отправляется домой. Утром его навестил Манолин. Они договариваются в следующий раз пойти в море вместе. Манолин пообещал Сантьяго принести ему счастье.

Список и краткая характеристики героев повести «Старик и море»

Главные герои повести «Старик и море»:

  • Мальчик Манолин – деревенский мальчик из бедной семьи, которого Сантьяго обучает рыболовству, передавая ему свое мастерство. Манолин – способный ученик, он уже хорошо освоил дело и приносит домой крупный улов. У мальчика доброе сердце – он с нежностью заботится о старике, помогает тому в уходе за снастями и ловле сардин для наживки. Он не теряет веры в старого рыбака, и даже когда родители называют старика невезучим и запрещают Манолину рыбачить с Сантьяго, он поддерживает старого рыбака.
  • Старик Сантьяго – умудренный опытом одинокий кубинский рыбак, живет на острове в деревне у самого морского берега. Он одинок и стар, и признает это. Хотя лицо его исчерчено морщинами, на щеках и шее коричневые пятна кожного рака, его руки все еще сильны также, как и в молодости, его глаза сияют, а воля непоколебима. Старик в молодости плавал юнгой в Африку, но сейчас у него нет даже рыболовной сети – пришлось продать ее много лет назад, а спать приходится на кровати, покрытой старыми газетами. Раньше он разговаривал с мальчиком только о рыбалке, но со временем привязался к нему, и они стали друзьями.

Краткое содержание повести «Старик и море» подробно

Вот уже 84 дня старик безуспешно рыбачит на своей лодке в Гольфстриме. Первые сорок дней с ним ходит мальчик, но его родители, поняв, что улова так и не будет, велят сыну ходить в море с другой лодкой – там Манолин за первую неделю ловит три больших рыбы.

Но мальчику было очень жаль бедного старика, изо дня в день, приходившего без улова, поэтому он часто помогал ему носить снасти, гарпун и заплатанный парус.

Мальчик любит и заботится о старике – тот научил его рыбачить, раскрыв все тонкости этого дела и поделившись собственным опытом.

Манолин угощает Сантьяго пивом, и они разговаривают на Террасе, вспоминая дела давно минувших времен – день, когда мальчик поймал свою первую рыбу.

Ему тогда было пять лет, он был в своем первом плавании. Его учитель втащил в лодку рыбу, которая была еще жива.

Читайте также:  Сочинение является ли разница характеров препятствием для дружбы

Рыба чуть не разрушила лодку: била хвостом и сломала банку, но старик успел убить рыбу дубиной, до того, как та смогла бы затопить судно.

Потом два друга говорят о погоде и о том, где лучше улов. Старик сообщает мальчику, что собирается отплыть подальше от берега, выйдя на рассвете, и вернуться, когда ветер переменится.

Отдохнув, старик и мальчик понесли снаряжение Сантьяго в его хижину. Стены хижины были сделаны из коричневых спрессованных листьев пальмы. Там с трудом помещалась мачта, а остальное пространство занимали кровать, стол и стул. Раньше на стене висела фотография покойной жены рыбака, но он ее спрятал, чтобы не тосковать лишний раз.

Мальчик идет ловить сардины, а возвращается уже после захода солнца. Он обнаруживает, что Сантьяго заснул, и решает сходить за ужином. Манолин покупает еду в металлических чашках в ресторанчике на Террасе. После трапезы они беседуют о бейсболе и вспоминают истории из прошлого. Мальчик называет старика самым лучшим рыбаком.

Они договариваются о том, что Сантьяго разбудит мальчика утром, так как сам он просыпается очень рано из-за преклонного возраста, и они вместе пойдут к морю – правда рыбачить будут на разных лодках. Попрощавшись, Манолин уходит, а старик ложится спать.

Сантьяго просыпается, когда за открытой дверью еще светит луна. Он, преодолевая утреннюю свежесть, идет к дому мальчика. Манолин спит на койке, старик осторожным прикосновением будит его, и они выходят из дома.

Уложив все снасти в лодку, они пьют кофе в закусочной. Там же мальчик берет сардин, и они спускаются к морю. Пожелав друг другу удачи и спустив на воду лодку Сантьяго, они расходятся.

Старик решает уйти как можно дальше от берега. Он проплывает «великий колодец» – место, где дно опускается на семьсот морских саженей, а течение образует водоворот, принося сюда всевозможные виды рыб.

Сантьяго любит море, ласково называя его la mar – в женском роде, порой говоря о нем дурно, но относясь как к любимой женщине.

Еще до восхода солнца Сантьяго закидывает свои удочки с приманкой, пока его лодка медленно плывет по течению. У него с собой есть запасные мотки лески, так что рыбу можно будет ловить на большой глубине, а еще мальчик дал старику двух тунцов, которых Сантьяго теперь насадил на самые длинные лесы. Старик неторопливо греб веслами, надеясь на удачу.

Солнце уже ярко светит, берег кажется зеленой полосой. Вдруг старик замечает в небе кружащую птицу – это примета к улову. И действительно, вскоре короткая леска натянулась, старик быстро взял в руки конец бечевы и начал тянуть.

Леска дернулась еще раз, и Сантьяго замечает золотой бок рыбы, а потом перекидывает ее через борт в лодку. Это тунец. Рыбак ударяет его ножом по голове, решив, что это будет отличная наживка.

Сантьяго с самого детства мечтает поймать большую рыбу, в этом видит цель своей жизни, и теперь у него появилась надежда исполнить эту мечту – там, где есть тунец, должна быть и рыба побольше.

Он не ошибся, ведь вскоре леска осторожно дрогнула. Старик знал, это означает, что на глубине 100 морских саженей сейчас голодный марлин, поедающий сардины с острия крючка. Сантьяго следит за каждым движением лески, а в душе у него зарождается счастье.

Вдруг движение остановилось, но вес рыбы старик все еще ощущает. Наконец бечева потянулась вниз, это значит одно – клюнула. Сантьяго ожидает момента, когда крючок попадет рыбе в сердце и убьет, он жаждет наконец всадить в свою добычу гарпун.

Поняв, что пора действовать, старик резко дернул леску и начал тянуть бечеву. Но он терпит неудачу – рыба была слишком тяжелая и не поддавалась. Она настолько сильна, что сдвинула лодку и потащила за собой.

На следующий день, Сантьяго обнаруживает, что рыба все еще тянет лодку. Они отплыли так далеко, что берега уже не видно. Но он об этом не беспокоится, ведь всегда может вернуться, плывя на огни Гаваны. Кроме того, рыбак полон сил и желания увидеть свою добычу.

На следующую ночь он глядит на звезды и думает о том, что в старости человеку нельзя оставаться одному. Потом ему вдруг становится жаль большую рыбу, пойманную им на крючок. В раздумьях он жалеет, что не взял с собой Манолина.

Он вспоминает как вместе с мальчиком поймал самку марлина, а самец не покидал ее до конца, он плыл вокруг лодки и чуть не перерезал лесу своим острым хвостом, а потом высоко подпрыгнул и, увидев, что его подруга мертва, скрылся в темной глубине моря.

Старик снова пытается вытянуть рыбу, но та сильно дергается, и Сантьяго рассекает себе щеку и ранит руки. Однако его намерение увидеть добычу становится только тверже. Он рассчитывает на то, что рыба скоро устанет и сдастся или неожиданно вынырнет – тогда Сантьяго хватит сил и бечевы, чтобы вытащить ее.

Старик съедает тунца, попутно размышляя о том, когда же большая рыба ослабеет. Его левую руку сводит судорогой – последствие недавней травмы. Он думает, что сейчас одинок, как никогда, но успокаивается, глядя на отблески солнца на волнах и чувствует, как руке становится легче и судорога отпускает.

Вдруг леса поднимается, и огромная темно-фиолетовая рыба всплывает из воды. Ее нос напоминает по форме меч, на конце заостренный, словно рапира, а длина самой рыбы больше лодки на два фута. Сантьяго понимает, что впервые видит рыбу таких размеров.

Он чувствует сильную боль в руках и спине, поэтому не пытается вытянуть свою добычу.

Сантьяго одолевает усталость, его тело болит, но его поддерживает мысль о мальчике, который верит в него. Он начинает вспоминать о своем бое в таверне Касабланки, где он победил самого сильного человека в порту.

Они соревновались на руках целые сутки, поочередно забирая преимущество друг у друга, но чемпионом стал Сантьяго. Он потом дал противнику отыграться, но выиграл и эту битву.

После этого Сантьяго бросил поединки и решил заниматься только рыбной ловлей.

Старик еще ни разу не заснул, он понимает, что так совсем выбьется из сил, но решает сначала перекусить макрелью. Он ловко разделывает ее ножом – отрезает кожу и мясо и выкидывает скелет рыбы за борт. Поев, он ложится на борт лодки, а бечеву берет в левую руку – теперь если рыба резко потянет лесу, он это почувствует.

Сантьяго просыпается от резкого рывка – леса уходит в воду. Он быстро хватается за бечеву, тут из воды выплывает рыба, она ускоряется, и лодка несется вперед. С трудом рыбаку удается остановить лесу. Он понимает, что рыба скоро начнет делать круги и убеждает себя верить в свои силы и не поддаваться страху затонуть.

На третий день рыба начинает делать круги. Сантьяго следит за каждым движением лесы и не перестает ее тянуть.

Вскоре, из-за напряжения, перед его глазами начинают мелькать черные пятна, но старик обеспокоен только нарастающей слабостью.

Он решает действовать осторожно, чтобы раненая его крючком рыба не обезумела от боли и не сорвалась. Его добыча снова и снова ударяет о проволоку, но Сантьяго продолжает равномерно выбирать лесу.

Рыба изредка выныривает из воды, чтобы сделать глоток воздуха, и снова скрывается. Старик устал к концу третьего круга – с его лица градом катится пот, а сознание плывет. Но он с каждым новым кругом выбирает все больше лесы и надеется, что вскоре сможет всадить в свою жертву гарпун.

Шел один круг за другим, но рыба не ослабевала. Сантьяго собирает всю волю в кулак и, преодолевая боль, начинает действовать. Он, придавив лесу ногой, берет в руки гарпун. Старик дожидается, пока рыба подплывет достаточно близко к лодке, и со всей силы вонзает гарпун в бок своей жертвы. Рыба резко поднимается над водой, но тут же замертво падает обратно в море.

Спустя некоторое время, когда старик наконец приходит в себя, он подтягивает рыбу к борту и привязывает ее к лодке. Сантьяго расправляет парус и направляет лодку в сторону дома – на юго-запад. Он плывет со своей добычей, но все еще не может поверить, что все это реальность.

Спустя час появляется первая акула – она учуяла запах крови, находясь на глубине, и двигалась по следу лодки. Старик замечает ее и готовит гарпун – его сознание моментально проясняется, он полон решимости.

Акула стремительно подплывает к лодке и высовывает зубастую голову, тут-то Сантьяго и вонзает свой гарпун в хищницу. Акула замертво падает в море и быстро уходит на дно, вместе с воткнутым в голову гарпуном.

Старик понимает, что теперь у него нет оружия, а рыбья кровь приманит еще больше акул. Он привязывает свой ножик к рукоятке весла – теперь это единственная его защита.

Сантьяго замечает несколько коричневых плавников – широконосые акулы приплыли на запах крови. Одна из них отрывает кусок от рыбы, а вторая наблюдает за стариком.

Он резким движением берет в руки весло с привязанным ножом и убивает одну из хищниц одним точным ударом в туловище. Затем тоже самое Сантьяго проделывает и со второй акулой.

Старый рыбак потерял примерно четверть рыбы, и он уже начинает сожалеть, что поймал марлина – это обернулось бедой и для него, и для его добычи.

Следующую акулу Сантьяго ударил ножом в бок, но она успела сломать лезвие. Теперь у старика остается только багор, дубинка, румпель и два весла, но он не опускает руки, веря, что доберется до родного острова живым.

Солнце только начинает заходить за горизонт, а возле лодки вновь появляются коричневые плавники. Сантьяго берет в руки дубинку и, как только акула показывает свою голову, ударяет прямо по кончику носа. Хищница соскальзывает в воду. Другая акула оказалась живучее – рыбак ударяет по ней несколько раз, прежде чем та скрывается в воде, утащив с собой половину добычи.

Сантьяго очень устал. Он прислоняется к корме и понимает, что жив, что все еще чувствует боль. В этот момент старик твердо убеждается – если акулы придут ночью, он будет драться до последнего.

Старый рыбак начинает рассуждать о том, что счастье нельзя купить. Сейчас он хочет одного – увидеть огни Гаваны. Тут он замечает вдали бледное сияние, которое усиливалось с каждой минутой.

Но до этих огней лежит долгий путь.

Ночью на Сантьяго снова нападают акулы. В темноте он ничего не видит и двигается в сторону шума. Сначала он бьет хищников дубиной, но вскоре ее теряет. Приходится сражаться румпелем. Акулы тем временем снова и снова накидываются на мертвую рыбу, пока не съедают ее полностью.

Когда последняя акула скрывается из виду, старик с горечью признает поражение. Сантьяго теперь думает только о своей лодке – после нашествия акул ей требуется новый румпель.

Когда Сантьяго входит в родную бухту, огни уже потушены и в гавани царит тишина – все спят. Старик привязывает лодку, снимает мачту и парус и идет в свою хижину. По пути он пять раз останавливается отдохнуть, но наконец добравшись до дома, ложится и мгновенно засыпает.

Утром в хижину заходит мальчик. Проверив, жив ли рыбак, он замечает израненные руки и в слезах идет за кофе для старика.

Вернувшись, Манолин терпеливо ждет пробуждения Сантьяго и только после этого расспрашивает его о случившемся. Они долго разговаривают. Старик дарит мальчику нос в форме меча – единственное, что осталось от рыбы.

Манолин пообещал Сантьяго принести счастье, а еще достать для него хорошую острогу и новый нож. Они договорились через три дня пойти на рыбалку вместе, а до этого времени старик должен был подлечить свои руки.

В тот день на Террасу приехали туристы, и одна из них заметила на берегу огромный скелет рыбы с хвостом на конце. Тогда она спросила официанта, что это. Официант хотел рассказать все, что произошло со старым рыбаком, но ответил лишь, что это скелет акулы.

Читайте также:  Сочинение на тему: Идеальная жизнь в представлении И. И. Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Кратко об истории создания произведения «Старик и море»

Эрнест Хемингуэй начал продумывать сюжет повести еще в 30-х годах, но закончил произведение только в 1951 году, находясь на Багамских островах.

  Хемингуэй с детства начал рыбачить – его этому научил родной отец, поэтому писатель знал не только все тонкости этого искусства, но и легенды о морских чудовищах, передающиеся из поколения в поколение, именно поэтому автору удалось так точно передать быт своих героев и описать морскую фауну.

Хотя сам автор это отрицал, но литературоведы считают, что образ Сантьяго был списан с реального прототипа – Грегорио Фуэнтеса, который был капитаном яхты Хемингуэя.

В 1953 году, сразу после выхода повести в печать, Эрнест Хемингуэй получил за нее Пулитцеровскую премию, а в 1954 был награжден Нобелевской премией.

Краткое содержание Старик и море Хемингуэя

Э.  Хемингуэй написал повесть “Старик и море” в 1952 году. История старого рыбака Сантьяго удивляет искренностью и правдивостью.

У читателя создаётся эффект присутствия благодаря достоверности подробностей, локальности и диалогичности повествования. Сантьяго живёт в  кубинском рыбачьем посёлке.  Он рыбачит один, хотя раньше ему помогал мальчик Манолин.

Его родители запретили рыбачить вместе с невезучим стариком. Ведь он в море провёл восемьдесят четыре дня, ничего не поймав.

Старик горд, он одинок, и только привязанность к мальчику скрашивает его одиночество. В душе главный герой поэт. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, в единстве с птицами, морем и небом. В рыбах Сантьяго видит человеческие черты, о море он думает, как о женщине.  Главный герой – человек труда, его работа оказывается сложнейшим искусством, не всякому оно под силу.

Однажды ему удаётся поймать огромную рыбу, но он не может подтянуть леску. Огромная рыба тянет лодку старого рыбака за собой. Долго Сантьяго сражается с рыбой. Восемьдесят четыре дня рыбак выходил в море безуспешно. Его надежда и мечта воплотилась теперь в этой рыбе. Она была компенсацией за потраченные напрасно его труды и дни. Он готов умереть, но он не потерпит поражение в этой битве.

Когда ночью меч-рыба начинает ходить кругами, рыбак понимает, что она уже устала бороться. Сантьяго ранит гарпуном рыбу, привязывает её к борту своей лодки и начинает возвращаться к берегу. Неожиданно, почуяв запах крови, появляются акулы. Рыбак старается прогнать акул, но их слишком много. Видя, как акулы терзают рыбу, он сожалеет о том, что гибель её оказалась напрасной.

Утром на берегу рыбаки рассматривают останки огромной меч-рыбы. В это время старик отдыхает в своей хижине. Его крепкий сон охраняет мальчик, который обещает всегда сопровождать и помогать старику.

Жизнь старого рыбака не только борьба за существование, труд во имя куска хлеба. Это постоянные раздумья о смысле происходящего, радость ощущать себя частицей безбрежной Вселенной.

Повесть учит любить природу, с уважением относиться к жизни и труду простых рыбаков.

Подробный пересказ романа Хемингуэя Старик и море

Книга повествует об одиноком, бедном старике по имени Сантьяго. Это очень старый, худой и измождённый человек. Он научил мальчика, которого зовут Манолина, искусству рыбалки. Мальчишка любит старика, хочет оказывать ему помощь по мере своих сил.

Он выражает желание наловить сардин для насадки на удочку во время предстоящего выхода Сантьяго в море. Они идут к нищей хижине, в которой живёт старик.

  В доме старика совсем немного мебели: всего лишь один стол, один стул, в полу из земли выкопана ямка, предназначенная для приготовления пищи.

Сантьяго разговаривает с мальчиком о рыбалке, о везении, потому что завтра на него рассчитывает очень сильно, а ещё о новостях спорта, об именитых игроках из области бейсбола вроде очень известного Ди Маджио. После разговора Сантьяго укладывается спать и всю ночь видит во сне Африку времён своей давно ушедшей юности.

Утром старик в одиночку уплывает. Мальчик лишь помогает ему с парусом и подготовкой лодки. Старик уверен, что в этой рыбалке ему обязательно повезёт, говорит мальчику, что верит в свою удачу.

Лодки с причала по одной отплывают в морскую даль. Сантьяго двигается вперёд тоже. Он невероятно, безумно любит море, всегда (в том числе сейчас) думает о нём нежно, точно о любимой женщине, которая ближе всех прочих.

Он насаживает приманку на удочки и медленно уплывает вперёд по плавному течению. Общается в своих мыслях с морскими животными, а ещё разговаривает сам с собой, как человек, привыкший к постоянному одиночеству, древний старик, единственный у себя во всём мире.

У него ласковое, трепетное отношение не только к морю, но и ко всем его обитателям. Он любит их всех очень сильно.

Старик невероятно хорошо осознаёт, что происходит под ним, в морских глубинах. Удочка вздрагивает, и леска резко пропадает, прячась под водой, глубоко, Сантьяго чувствует нечто безумно тяжёлое, что тащит его. Так начинается невероятно длительный поединок старика с гигантской рыбой.

Все попытки подтянуть бечеву ни к чему не приводят. Рыба тянет лодку очень сильно, словно на каком-то буксире, крепко удерживает, не даёт оказать сопротивление. Старик жалеет, что не взял с собой мальчика, потому что он был бы полезен, но радуется, что его тянут лишь вбок, а не на дно, в морскую пучину, на верную смерть.

Спустя четыре часа, когда близится полдень, Сантьяго думает о том, что так не будет продолжаться бесконечно, что скоро рыба должна погибнуть и тогда можно будет её вытащить. Однако рыба куда сильнее, чем он мог предположить из своего рыбацкого опыта.

Ночью рыба всё ещё с силой тянет лодку, заставляя её плыть за собой, удаляясь с ней от берега всё глубже в море. Старик невероятно устал, но морщинистые пальцы продолжают сжимать верёвку, которую он перекинул через плечо. Он ежесекундно думает о рыбе. В какие-то моменты Сантьяго жалеет её, даже разговаривает с ней, мысленно, постоянно.

Рыба тащит его уже не с такой силой, как раньше, очевидно ослабевая со временем. Но у Сантьяго также заканчиваются силы. Его рука очень сильно немеет к тому времени, когда рыба наконец показывается на поверхности воды, позволяя увидеть себя, восхититься.

Её яркая чешуя блестит в лучах солнца, она насыщенного тёмно-фиолетового цвета, её нос выглядит словно меч, невероятно длинный, старик сравнивает его с бейсбольной битой. Рыба на несколько футов больше в длину, нежели лодка Сантьяго.

Один раз высунувшись вверх, она снова уходит далеко вглубь, начинает тянуть как будто бы ещё сильнее, и старику приходится приложить максимум усилий, что он способен. Сантьяго не верит в бога, но молится очень усердно, как будто верит, что это может ему помочь, читает “Отче наш”.

Когда истекает ещё один день, Сантьяго вспоминает о бейсболе, чтобы отвлечь себя от боли и усталости. Однажды в одной таверне Касабланки ему довелось посоревноваться в силе с невероятно могучим, мощным афроамериканцем.

Тогда они сидели в напряжении сутки, прежде чем расцепили ладони. Сантьяго победил в той схватке.

Часто после этого он принимал участие в подобных битвах, но позже всё же решил бросить, приписав своей правой руке иное предназначение: рыбную ловлю.

Битва и не думает подходить к концу. Старик старательно удерживает леску одной рукой, правой, оберегая левую на случай, когда силы в этой совсем иссякнут. Рыба периодически поднимается из воды, приближаясь к борту, но каждый раз вновь отходит.

Сантьяго подготавливает гарпун. Он надеется в скором времени добить рыбу. Однако она удаляется раз за разом, отплывает всё дальше. Старик вслух говорит рыбе, что ей всё равно придётся умирать, и вовсе не обязательно, чтобы он умирал вместе с ней.

В финале поединка старик собирает все свои силы, бросает это против невероятных мучений и боли рыбы, и лишь тогда она переворачивается и тихо плывёт на боку. Сантьяго вонзает гарпун в мягкий бок, вкладывая всего себя в этот удар, всаживает его всё глубже, ощущая, как металл протыкает плоть.

Старика тошнит. Он совсем ослаб. В голове туман и думать сложно. Однако Сантьяго подтаскивает рыбу к краю лодки, привязывает её и медленно двигается к берегу. Рыба, по его подсчётам, весит около полутора тысяч фунтов, их можно продать не меньше чем по тридцать центов за каждый. Направление ветра даёт понять, где пролегает правильный путь к дому.

Спустя час пути их настигает акула. Она приходит на запах крови, подплывает к лодке. Впивается в рыбу, раздирает её. Старик с усилием бьёт её гарпуном, и акула уплывает, скрывается на дно, утаскивая за собой большую часть рыбы, гарпун и целый кусок верёвки.

Сантьяго подкрепляет силы, съедая кусок рыбы. Видит стаю акул, легко замечает их по выступающим над водой плавникам. Поднимает весло, предварительно привязав к нему нож. Это — его основное оружие сейчас. Акулы бросаются на рыбную плоть. Старик замахивается и бьёт их, успевает убить одну до того, как они отстают. Они успевают доесть рыбу.

Когда Сантьяго возвращается в бухту, все в округе спят. Он снимает мачту. Чувствует невероятную усталость. От рыбы сохранился только голый скелет и поистине гигантский, исполинский хвост.

Манолина находит рыдающего, словно ребёнок, слабого старика на берегу. Он пытается его успокоить, заверяет, что теперь они всегда будут ходить на рыбалку вдвоём. Верит, что обязательно принесёт Сантьяго удачу.

С утра на побережье появляются туристы. Они удивляются, когда замечают гигантский позвоночник с невероятно большим хвостом. Официант объясняет им, что случилось, но они не в силах осознать всю драму, произошедшую в этом месте.

Рассказ учит своих читателей “трагическому стоицизму”: даже проигрывая жестокости мира, человеку следует сохранять в себе стойкость и силу, двигаться только вперёд, пытаться преодолеть все выпавшие испытания.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Хемингуэй. Все произведения

Старик и море. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Брэдбери Ржавчина
    Рассказ Р.Брэдбери «Ржавчина» – это послание людям, сигнал о том, что мир в опасности. Эту мысль высказывает главный герой, сержант Холлис. Его вызвал к себе полковник, до которого дошли слухи, что Холлис странно себя ведёт.
  • Михалков
    Позже его пригласили в детский клуб, где были дети, которые так же любят писать стихи. Его наставником в клубе стал Маршак, который помог развивать писательские навыки Михалкову. Ему рассказывали о самых хороших строчках и тех, которые надо подтягивать
  • Краткое содержание Бианки Одинец
    Лось встал и выставил вперёд рога. Собаки не первый раз вышли на охоту, им не хотелось угодить под рога животному. Зверь сделал вид, что убегает от опасности, собаки постарались рвануть за ним и ошиблись, переступив осторожное расстояние.
  • Краткое содержание Пильняк Повесть непогашенной луны
    В самом начале автор говорит, что данное произведение никоем образом не относится к смерти Фрунзе, написано оно, потому что создателю хотелось поразмышлять. Именно поэтому любые совпадения случайны, а герои выдуманы.
  • Тендряков
    Тендряков появился на свет в маленькой деревушке Вологодской области, Отец сельский служащий. В 1941ушёл на войну, получил сильное ранение под Харьковом. Оправившись от ранения, работал учителем.
Ссылка на основную публикацию