Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчес­тве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету, — это результат интуитивного озарения, и на пер­вом месте при таком понимании, конечно же, не объект наблюдения, а впечатление, им вызванное. В письме к К. Р. (великому князю и поэту Константину Константиновичу Романову) А. А. Фет так формулирует эту мысль: «. для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Предметом описания в стихотворении «Заря прощается с землею» является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая «таинственный» переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о «жизни двойной».

Особое место в стихотворении занимает лес: «Смотрю на лес, покрытый мглою, / И на огни его вершин». Деревья, на которых и тень и свет, «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне, — / И землю чувствуют родную, /И в небо просятся оне».

Таким образом, короткий мо­мент заката составляет содержание целого стихотворения — вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Фета “Заря прощается с землею”

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Ди@н@ М@шков@ Знаток (311), закрыт 2 года назад

1. О какой “двойной жизни” говорит поэт в последнем четверостишии? 2. Какие образы-символы есть в стихотворении? 3. Найдите изобразительно- выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении. 4. Какие картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 2 года назад

«Заря прощается с землею…» было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».

Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон». Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части.

В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.

Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.

В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении «Заря прощается с землею… » Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную». обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Предметом описания в стихотворении «Заря прощается с землею» является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая «таинственный» переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о «жизни двойной».

Особое место в стихотворении занимает лес: «Смотрю на лес, покрытый мглою, / И на огни его вершин». Деревья, на которых и тень и свет, «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне, — / И землю чувствуют родную, /И в небо просятся оне».

Таким образом, короткий мо­мент заката составляет содержание целого стихотворения — вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.

Афанасий Фет

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.

Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».

Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств.

В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.

Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.

В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Учись у них – у дуба, у березы»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Сестра»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Еще весны душистой нега»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»
  • Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою,
  • И на огни его вершин.
  • Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают
  • Деревья пышный свой венец!
  • И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней
  • Их легкий очерк вознесен!
  • Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
  • И в небо просятся оне.

«Заря прощается с землёю…» А.Фет

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

  1. «Заря прощается с землёю…» Афанасий Фет
  2. Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою,
  3. И на огни его вершин.
  4. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают
  5. Деревья пышный свой венец!
  6. И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней
  7. Их легкий очерк вознесен!
  8. Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
  9. И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землёю…»

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки.

Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти.

И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.

Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».

Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств.

В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.

Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.

Читайте также:  Анализ произведения А.П. Платнова «В прекрасном и яростном мире»

В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Стихотворение А. Фета «Заря прощается с землею. » (Восприятие, истолкование, оценка)

Фет я только средь поющих. А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений.

В произведениях “Еще майская ночь”, “Вечер”, “Лес”, “Степь вечером” он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но, на мой взгляд, не такие стихи являются сильной стороной его пейзажной лирики.

Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встретимся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя. Стихотворение “Заря прощается с землею.

” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу. Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.

  • А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:
  • Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета. Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии.

И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе. Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мирозданья.

Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.

Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:

С какою негой. Как тонко.

Я думаю, неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об. ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен. Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

  1. Как будто, чуя жизнь двойную, И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
  2. И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении. Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения: деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо.

А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы. Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями.

Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ. Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом “Солнце нижет лучами в отвес. ”), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы. Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение “родная”).

И основным мотивом является стремление лирического героя передать свои впечатления от подмеченного момента перехода природы из одного состояния в другое.

  • В программном стихотворении “Как беден наш язык”, написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:
  • Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел,
  • Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. А. Фет сполна обладал этой способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в “момент” вечности. Анализируемое стихотворение — прекрасное тому подтверждение.

4569 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Фета Заря прощается с землею

Темы соседних сочинений

← Запретили тебе выходить↑ ФетЗеркало в зеркало →

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

«Заря прощается с землею» – анализ стихотворения А.А. Фета

Краткий план для анализа

Перед тем как приступить к анализу, необходимо несколько раз перечитать произведение, чтобы понять, действительно ли речь в нем идет лишь о вечерних пейзажах или о чем-то более глубоком. После этого можно начинать анализировать стихотворение по следующим пунктам:

  1. История создания.
  2. Тематика стиха.
  3. Композиционные основы.
  4. Стихотворный размер, жанр.
  5. Художественные приемы и средства выразительности.

Составив четкую структуру, можно начинать подробнее рассматривать каждый тезис, углубившись в историю написания, стилистику и тему, композицию.

Создание произведения

Стихотворение было написано Афанасием Фетом в 1858 году. К тому времени прошло уже восемь лет с момента смерти его возлюбленной Марии Лазич, но горечь утраты его не оставляла. Чувства влюбленных были взаимными.

Несмотря на расставание за несколько месяцев до трагического события, писателю было сложно пережить это. О потере любимой женщины он вспоминал до самой своей смерти. Значимым в его писательской карьере стало это произведение. Заря — это некий символ уходящей любви.

Но написанию стиха предшествовало немало и других событий.

Молодой Фет пережил немало плохого до встречи с Марией Лазич:

  • его лишали права наследования;
  • у него забрали титул;
  • он проходил военную службу, которую бросил как раз в год написания стихотворения.

Поэт хотел жениться на возлюбленной, но из-за всех лишений просто не хватало денег на организацию свадебного торжества. Несмотря на это, Мария беззаветно любила бедного писателя, ответила на его страсть, учитывая положение, относилась с пониманием к ситуации. Он не понимал, как возможно было встретить такую девушку.

Молодая пара тешила себя надеждами на счастливое будущее, которым не суждено было сбыться. Сперва им пришлось расстаться из-за того, что отцу Марии не нравился Афанасий.

Он выставил жесткий ультиматум, которому дочь последовала. А уже спустя несколько месяцев муза Фета исчезла — она умерла при весьма странных обстоятельствах. Ее платье с кисеей резко загорелось.

Причиной смерти стали многочисленные ожоги. Произошло это в 1850 году.

Мария Лазич была родом из небогатой семьи. Афанасий Фет вовсе был беден. После смерти возлюбленной поэт жалел о том, что так и не женился, ссылаясь на деньги. Отказавшись от любви из-за нежелания заставлять девушку мучиться от безденежья, их отношения настигло еще большее несчастье.

Стих «Заря прощается с землею» стал частью сборника «Вечера и ночи». Этим поэт показал, что долгие годы страдал и скучал по любимой женщине, не пережив чувство радости до конца.

Тематика стихотворения

Рассматривая стих «Заря прощается с землей» Фета, анализ стоит начинать с тематики. Тема произведения базируется на рассуждениях о жизни и смерти. Здесь же автор рассматривает природную красоту и ее загадочность.

Автор смотрит вдаль, наблюдает за тем, как кончается день, как заря скрывается за земельным покровом, а последние солнечные лучи освещают собой лесные деревья.

Постепенно солнце скрывается за горизонтом. Лучи тухнут, а древесный покров скрывается во мраке. После этого автор рассуждает над тем, что день и ночь тождественны жизни и смерти. Сперва ты ярко сияешь, озаренный солнцем, а затем затухаешь, опускаясь в землю.

При этом такой пейзаж не может не восхищать. Ведь скоро придет утро, а с ним новый день.

Композиционные основы

Стихотворение состоит из двух частей. В первой рассказчик говорит о том, что такая картина вызывает предчувствие чуда. Радостные строчки просматриваются в двух начальных строфах. Писатель рассказывает о романтичности открывающегося пейзажа, излюбленного влюбленными.

Но предвкушение радости и счастья сменяется резко унылой картинкой стихающего, теряющего свои краски леса, что и описывается во второй части произведения. Деревья погружаются во мрак, ночной сон. В конце (в последней строфе) автор сводит все к надежде.

Ведь заход солнца — это не конец наших будней. За ночью приходит рассвет, рождающий новое чувство радости.

Многие предполагают, что в этом заложен и несколько иной сокровенный смысл, что писатель придерживался мнения о реальности загробной жизни, где бы он мог встретить свою любимую после смерти.

Стихотворный размер и жанр

Написано произведение ямбом с перекрестной рифмовкой. При этом используется чередование рифм мужского и женского типа.

Это помогло красноречивее рассказать читателям об авторском представлении двойственности человеческой жизни. Написанная словами картина чем-то напоминает рисунки маслом в стиле импрессионизм.

Сам стих по себе весьма лиричен. Лирическое стихотворение содержит в себе красивую пейзажность и философские размышления. С помощью природных явлений и увиденных пейзажей автор высказывается, говорит о своих размышлениях, касающихся собственной судьбы, неизбежности смерти, радости жизни. Писатель пытается поведать читателям о своей несчастной судьбе через образы.

Читайте также:  Литературные конкурсы 2017 года

Приемы выразительности

Автором для усиления эффекта и максимальной передачи заложенного в слова смысла используются эпитеты, олицетворения, антитеза и метафоры. Несмотря на столь большое перечисление, стихотворение не может похвастаться множеством выразительных средств. Но все они направлены на художественность произведения, что желает стих невероятно емким и наполненным смыслом.

Афанасий Фет задействует следующие художественные приемы и средства выразительности:

  1. Эпитеты. Например, пышный венец, что обозначает крону деревьев. Или двойная жизнь, что говорит о той самой двойственности зари.
  2. Олицетворение. Автор действительно старается наделить душой природу, об этом говорит название стиха. Словно заря действительно живая и прощается с землей. Или, например, строчка о купании деревьев своих пышных венцов.
  3. Антитеза, противопоставляющая деревья, любящие родную землю, от которой питают силу, стремящиеся ввысь за солнцем.
  4. Метафоры, к примеру в строчке о потухающих лучах.

Анализируя стихотворение, нельзя не упомянуть о возвышенности лексики, помогающей поэту раскрыть тематику торжественности момента перехода дня в ночь и обратно. Своеобразная риторика и восклицательные выражения выступают в качестве помощников демонстрации восхищения перед красотами природы и окружающего мира.

Все это позволило автору создать вдохновляющий, навевающий оптимизм и веру в счастливое будущее при любых обстоятельствах стих.

Еще материалы по творчеству А. Фета

Анализ стиха «Заря прощается с землею» Фета – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение А.А. Фета «Заря прощается с землею» наполнено искренними и нежными чувствами, в нём смешались чистая любовь к природе и печаль.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Заря прощается с землею» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Заря прощается с землею»

  • Александр Александрович Фет
  • Заря прощается с землею
  • Заря прощается с землею,
  • Ложится пар на дне долин,
  • Смотрю на лес, покрытый мглою,
  • И на огни его вершин.
  • Как незаметно потухают
  • Лучи и гаснут под конец!
  • С какою негой в них купают
  • Деревья пышный свой венец!
  • И все таинственней, безмерней
  • Их тень растет, растет, как сон;
  • Как тонко по заре вечерней
  • Их легкий очерк вознесен!
  • Как будто, чуя жизнь двойную
  • И ей овеяны вдвойне, –
  • И землю чувствуют родную,
  • И в небо просятся оне.
  • 1848 г.

Краткий анализ произведения

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем.

Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…». В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки.

  • История создания – стихотворение написано в 1858 году.
  • Тема стихотворения – размышления о красоте и загадочности природы.
  • Композиция – произведение состоит из четырёх строф, в которых последовательно показаны чувства лирического героя, наблюдающего вечерний закат. Это и состояние предчувствия чуда, и унылая картинка ночного леса. В центре внимания находятся деревья, которые у поэта изображены как живые. Они чувствуют свою связь как с небом, в которое устремлены их вершины, так и с землёй, в которой находятся их корни.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб; рифмовка перекрёстная, использовано чередование женской и мужской рифм.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
  • Олицетворение – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
  • Сравнение – “тень растёт, как сон“.
  • Метафора – “потухают и гаснут лучи“.

Стихотворение о природе, о её красоте, загадочности. Однако оно навеяно философскими размышлениями о жизни и смерти. Поэт восхищается красотой природы, сменой дня и ночи.

Анализ стиха «Заря прощается с землею»

Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение “Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич.

С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию — лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.

С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса. С первых строк прослеживается основная антитеза — вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:

“Смотрю на лес, покрытый мглою, 

И на огни его вершин.”

В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания. В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны.

Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента. Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой.

  • В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего. В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.
  • Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее. В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова “купает”.
  • В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное. Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников — земля и небо.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как “двойственность жизни”.

В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В год написания стихотворения Фет ушёл в отставку с военной службы и поселился в Москве.

Стихотворение “Заря прощается с землёю…” создано уже зрелым мастером, поэтом-лириком, умеющим видеть красоту природы и сопоставлять чувства человека и явления окружающей жизни. Оно вошло в цикл “Вечера и ночи” и было включено в сборник “Вечерние огни”.

Тема

Основная тема – это рассуждения поэта о жизни и красоте природы, которые навеяны картиной заката: лес ещё недавно был освещён лучами солнца, но вскоре они потухли и деревья скрылись во мраке. Фет изображает, как смену дня и ночи “переживают” деревья.

Они как живые чувствуют свою связь и с небом, простором над их кронами, и с землёй, в которой находятся их корни. И эта “двойная жизнь” сопоставима с человеческим существованием. Человек так же привязан к родной земле и часто устремлён в небеса – мечтами, творчеством, надеждой, верой.

Композиция

Это стихотворение, состоящее из четырёх строф, описывает ощущение чуда от заката и впечатление о лесе, погружённом в ночной сон. В последней строфе чувствуется надежда на то, что жизнь продолжается. Стихотворение построено на антитезе: вечерняя заря и туманные долины, огни и мгла, Земля и Небо.

Жанр

Это лирическое стихотворение, сочетающее в себе элементы пейзажной и философской лирики: поэт описывает природу, с её помощью высказывая свои взгляды на вопросы жизни и смерти, а также рассуждает о собственной судьбе.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Поэт передаёт своё представление о двойственности жизни человека. В произведении прослеживаются черты импрессионизма.

Средства выразительности

Фет использует в произведении мало выразительных средств, но все они работают на художественный замысел, это делает стихотворение поразительно ёмким.

  • Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
  • Олицетворения – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
  • Сравнение – “тень растёт, как сон“.
  • Метафора – “потухают и гаснут лучи“.

Кроме того, свою важную роль выполняет возвышенная лексика (“нега, венец, вознесён, оне”), с помощью которой поэт показывает, насколько торжественным он видит момент перехода дня в ночь.

Риторические восклицания помогают ему выразить восхищение красотой окружающего мира – “как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!“, “с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!”

Сочинение о стихе Заря прощается с землею

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50‑х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки.

Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.

Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.

Читайте также:  Стихи про карину: красивые стихотворения с именем известных русских поэтов

Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.

В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

В реальном мире Фет должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса.

Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной.

Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

ПредыдущаяСледующая

Фет заря прощается с землею средства выразительности. «Заря прощается с землёю…» А

История создания

– стих написан в 1858 году, спустя восемь лет с того момента, когда в жизни Фета произошло трагическое событие: погибла его любимая женщина Мария Лазич. Их чувства были взаимны, хотя влюбленные и расстались за несколько месяцев до ее смерти, и поэт глубоко переживал потерю до самой своей смерти.

  • Тема стихотворения
  • – размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы.
  • Композиция

  Стихотворение Бунина “Одиночество”: анализ по плану

– произведение состоит из двух частей. В первой поэт описывает состояние предчувствия чуда, но следующая за ней вторая – это унылая картинка ночного леса. В конце Фет все же говорит о надежде, что со следующим восходом придет и счастливое предвкушение.

  1. Стихотворный размер
  2. – ямб с перекрестной рифмой, использовано чередование женской и мужской рифм.
  3. Жанр
  4. – лирическое стихотворение.
  5. Эпитеты
  6. – “пышный венец “, “
  7. двойная жизнь
  8. родная земля

“, “ “.

  • Олицетворение
  • – “заря прощается с землею “, “
  • купают деревья пышный свой венец
  • Антитеза – “и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне
  • “.
  • Метафора
  • – “потухают лучи “.

“.

Художественный разбор стихотворения А. А. Фета «Заря прощается с землею…»

Анализ стихотворения — Заря прощается с землею…

Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся рус­ский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворе­ний. В произведениях «Еще майская ночь», «Ве­чер», «Лес», «Степь вечером» он обращается непос­редственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок.

Но, на мой взгляд, не такие стихи являются силь­ной стороной его пейзажной лирики. Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональ­ные впечатления от природы, настроения, порож­денные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встре­тимся с яркими образами, но они не столько рас­крывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирическо­го героя.

Стихотворение «Заря прощается с землею…» принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил воен­ную службу.

  1. Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
  2. А в следующих стихах первой строфы антитеза по­лучает свое развитие:
  3. Смотрю на лес, покрытый мглою,
  4. И на огни его вершин.

Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихот­ворение Фета.

Лучи зари на лесных деревьях «потухают» и «гас­нут под конец», но устремленный в небеса «пыш­ный венец» деревьев все еще купаются в их золо­том сиянии. И хотя «все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон», «легкий очерк» вершин «вознесен» на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг дру­гу, а весь мир раздвигает свои границы «по верти­кали». Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лу­чах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.

  • Эмоциональное впечатление передается воскли­цательной интонацией предложений, а также исполь­зованием усилительных конструкций в их начале:
  • С какою негой…
  • Как тонко…

Я думаю, неточно было бы утверждать, что при — I рода у Фета «одушевлена». Правильнее говорить об! ее одухотворенности. Она живет своей особой жиз­нью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступе­ни духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.

Стихотворение заканчивается строчками, полны­ми глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,

  Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

  1. И ей овеяны вдвойне, —
  2. И землю чувствуют родную,
  3. И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправлен­ные силы, они существуют только в своем двуедин-стве, более того — во взаимосвязи, во взаимопро­никновении.

Последняя строфа стихотворения состоит из от­дельного олицетворения: деревья, «чуя» двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемно­го мира природы.

Однако, на мой взгляд, образ этот можно вос­принимать и в его параллелизме с внутренним ми­ром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состоя­ния: любовью, желаниями, стремлениями и ощу­щениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.

Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом «Солнце нижет лучами в отвес…»), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы.

Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение «родная»).

И основным мо­тивом является стремление лирического героя пере­дать свои впечатления от подмеченного момента пе­рехода природы из одного состояния в другое.

  • В программном стихотворении «Как беден наш язык», написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:
  • Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
  • Хватает на лету и закрепляет вдруг
  • И темный бред души, и трав неясный запах;
  • Так, для безбрежного покинув скудный дол,
  • Летит за облака Юпитера орел,
  • Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

. А. Фет сполна обладал этой способностью под­метить случайное, мгновенное и перевести его в «мо­мент» вечности. Анализируемое стихотворение — прекрасное тому подтверждение.

История создания

К моменту встречи с Марией Лазич молодой Фет пережил немало плохого, его лишили не только наследства, но и титула. Но то, что такая чудесная и понимающая девушка ответила на его страсть, наполняло его надеждой на лучшее.

Но ей, увы, не суждено было сбыться – сначала влюбленным пришлось расстаться из-за ультиматума, который поставил перед поэтом отец девушки, а спустя всего несколько месяцев после тяжелого расставания муза Фета погибла при весьма трагических обстоятельствах: вспыхнуло кисейное платье, и Мария умерла от ожогов.

Это печальное событие произошло в 1850 году и произвело на Фета самое гнетущее впечатление.

Многие годы после этого, вплоть до своей кончины, поэт сожалел, что не решился на женитьбу: возлюбленная его была небогата, он – совсем беден. Не желая заставлять девушку переносить вместе с ним тяготы жизни, он отказался от нее, но все обернулось еще большим несчастьем.

То, что стихотворение “Заря прощается в землею” создано спустя почти десять лет после этой трагедии, показывает, что Афанасий Афанасьевич не просто не смог забыть возлюбленную, он не пережил свое чувство до конца. Сам поэт включил его в один из лучших своих сборников, “Вечера и ночи”.

Стихотворение «Заря прощается с землею» Фет Афанасий Афанасьевич

Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

  1. И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!
  2. Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне.
  3. (2 votes, average: 4,50
Ссылка на основную публикацию