Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету, — это результат интуитивного озарения, и на первом месте при таком понимании, конечно же, не объект наблюдения, а впечатление, им вызванное. В письме к К. Р. (великому князю и поэту Константину Константиновичу Романову) А. А. Фет так формулирует эту мысль: «. для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Предметом описания в стихотворении «Заря прощается с землею» является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая «таинственный» переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о «жизни двойной».
Особое место в стихотворении занимает лес: «Смотрю на лес, покрытый мглою, / И на огни его вершин». Деревья, на которых и тень и свет, «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне, — / И землю чувствуют родную, /И в небо просятся оне».
Таким образом, короткий момент заката составляет содержание целого стихотворения — вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения Фета “Заря прощается с землею”
Ди@н@ М@шков@ Знаток (311), закрыт 2 года назад
1. О какой “двойной жизни” говорит поэт в последнем четверостишии? 2. Какие образы-символы есть в стихотворении? 3. Найдите изобразительно- выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении. 4. Какие картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 2 года назад
«Заря прощается с землею…» было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».
Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон». Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части.
В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.
Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.
В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.
В стихотворении «Заря прощается с землею… » Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную». обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.
Предметом описания в стихотворении «Заря прощается с землею» является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая «таинственный» переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о «жизни двойной».
Особое место в стихотворении занимает лес: «Смотрю на лес, покрытый мглою, / И на огни его вершин». Деревья, на которых и тень и свет, «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне, — / И землю чувствуют родную, /И в небо просятся оне».
Таким образом, короткий момент заката составляет содержание целого стихотворения — вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.
Афанасий Фет
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»
Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.
Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.
Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».
Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».
Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств.
В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.
Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.
В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.
В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Учись у них – у дуба, у березы»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Сестра»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Еще весны душистой нега»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»
- Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою,
- И на огни его вершин.
- Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают
- Деревья пышный свой венец!
- И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней
- Их легкий очерк вознесен!
- Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
- И в небо просятся оне.
«Заря прощается с землёю…» А.Фет
- «Заря прощается с землёю…» Афанасий Фет
- Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою,
- И на огни его вершин.
- Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают
- Деревья пышный свой венец!
- И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней
- Их легкий очерк вознесен!
- Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
- И в небо просятся оне.
Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землёю…»
Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки.
Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти.
И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.
Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.
Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!».
Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».
Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств.
В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.
Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.
В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.
В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.
Стихотворение А. Фета «Заря прощается с землею. » (Восприятие, истолкование, оценка)
Фет я только средь поющих. А. Фет
Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений.
В произведениях “Еще майская ночь”, “Вечер”, “Лес”, “Степь вечером” он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но, на мой взгляд, не такие стихи являются сильной стороной его пейзажной лирики.
Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встретимся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя. Стихотворение “Заря прощается с землею.
” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу. Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
- А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:
- Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.
Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета. Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии.
И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе. Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мирозданья.
Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:
С какою негой. Как тонко.
Я думаю, неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об. ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен. Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:
- Как будто, чуя жизнь двойную, И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную,
- И в небо просятся оне.
Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении. Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения: деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо.
А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы. Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями.
Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ. Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом “Солнце нижет лучами в отвес. ”), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы. Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение “родная”).
И основным мотивом является стремление лирического героя передать свои впечатления от подмеченного момента перехода природы из одного состояния в другое.
- В программном стихотворении “Как беден наш язык”, написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:
- Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел,
- Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
А. А. Фет сполна обладал этой способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в “момент” вечности. Анализируемое стихотворение — прекрасное тому подтверждение.
4569 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Послушайте стихотворение Фета Заря прощается с землею
Темы соседних сочинений
← Запретили тебе выходить↑ ФетЗеркало в зеркало →
«Заря прощается с землею» – анализ стихотворения А.А. Фета
Краткий план для анализа
Перед тем как приступить к анализу, необходимо несколько раз перечитать произведение, чтобы понять, действительно ли речь в нем идет лишь о вечерних пейзажах или о чем-то более глубоком. После этого можно начинать анализировать стихотворение по следующим пунктам:
- История создания.
- Тематика стиха.
- Композиционные основы.
- Стихотворный размер, жанр.
- Художественные приемы и средства выразительности.
Составив четкую структуру, можно начинать подробнее рассматривать каждый тезис, углубившись в историю написания, стилистику и тему, композицию.
Создание произведения
Стихотворение было написано Афанасием Фетом в 1858 году. К тому времени прошло уже восемь лет с момента смерти его возлюбленной Марии Лазич, но горечь утраты его не оставляла. Чувства влюбленных были взаимными.
Несмотря на расставание за несколько месяцев до трагического события, писателю было сложно пережить это. О потере любимой женщины он вспоминал до самой своей смерти. Значимым в его писательской карьере стало это произведение. Заря — это некий символ уходящей любви.
Но написанию стиха предшествовало немало и других событий.
Молодой Фет пережил немало плохого до встречи с Марией Лазич:
- его лишали права наследования;
- у него забрали титул;
- он проходил военную службу, которую бросил как раз в год написания стихотворения.
Поэт хотел жениться на возлюбленной, но из-за всех лишений просто не хватало денег на организацию свадебного торжества. Несмотря на это, Мария беззаветно любила бедного писателя, ответила на его страсть, учитывая положение, относилась с пониманием к ситуации. Он не понимал, как возможно было встретить такую девушку.
Молодая пара тешила себя надеждами на счастливое будущее, которым не суждено было сбыться. Сперва им пришлось расстаться из-за того, что отцу Марии не нравился Афанасий.
Он выставил жесткий ультиматум, которому дочь последовала. А уже спустя несколько месяцев муза Фета исчезла — она умерла при весьма странных обстоятельствах. Ее платье с кисеей резко загорелось.
Причиной смерти стали многочисленные ожоги. Произошло это в 1850 году.
Мария Лазич была родом из небогатой семьи. Афанасий Фет вовсе был беден. После смерти возлюбленной поэт жалел о том, что так и не женился, ссылаясь на деньги. Отказавшись от любви из-за нежелания заставлять девушку мучиться от безденежья, их отношения настигло еще большее несчастье.
Стих «Заря прощается с землею» стал частью сборника «Вечера и ночи». Этим поэт показал, что долгие годы страдал и скучал по любимой женщине, не пережив чувство радости до конца.
Тематика стихотворения
Рассматривая стих «Заря прощается с землей» Фета, анализ стоит начинать с тематики. Тема произведения базируется на рассуждениях о жизни и смерти. Здесь же автор рассматривает природную красоту и ее загадочность.
Автор смотрит вдаль, наблюдает за тем, как кончается день, как заря скрывается за земельным покровом, а последние солнечные лучи освещают собой лесные деревья.
Постепенно солнце скрывается за горизонтом. Лучи тухнут, а древесный покров скрывается во мраке. После этого автор рассуждает над тем, что день и ночь тождественны жизни и смерти. Сперва ты ярко сияешь, озаренный солнцем, а затем затухаешь, опускаясь в землю.
При этом такой пейзаж не может не восхищать. Ведь скоро придет утро, а с ним новый день.
Композиционные основы
Стихотворение состоит из двух частей. В первой рассказчик говорит о том, что такая картина вызывает предчувствие чуда. Радостные строчки просматриваются в двух начальных строфах. Писатель рассказывает о романтичности открывающегося пейзажа, излюбленного влюбленными.
Но предвкушение радости и счастья сменяется резко унылой картинкой стихающего, теряющего свои краски леса, что и описывается во второй части произведения. Деревья погружаются во мрак, ночной сон. В конце (в последней строфе) автор сводит все к надежде.
Ведь заход солнца — это не конец наших будней. За ночью приходит рассвет, рождающий новое чувство радости.
Многие предполагают, что в этом заложен и несколько иной сокровенный смысл, что писатель придерживался мнения о реальности загробной жизни, где бы он мог встретить свою любимую после смерти.
Стихотворный размер и жанр
Написано произведение ямбом с перекрестной рифмовкой. При этом используется чередование рифм мужского и женского типа.
Это помогло красноречивее рассказать читателям об авторском представлении двойственности человеческой жизни. Написанная словами картина чем-то напоминает рисунки маслом в стиле импрессионизм.
Сам стих по себе весьма лиричен. Лирическое стихотворение содержит в себе красивую пейзажность и философские размышления. С помощью природных явлений и увиденных пейзажей автор высказывается, говорит о своих размышлениях, касающихся собственной судьбы, неизбежности смерти, радости жизни. Писатель пытается поведать читателям о своей несчастной судьбе через образы.
Приемы выразительности
Автором для усиления эффекта и максимальной передачи заложенного в слова смысла используются эпитеты, олицетворения, антитеза и метафоры. Несмотря на столь большое перечисление, стихотворение не может похвастаться множеством выразительных средств. Но все они направлены на художественность произведения, что желает стих невероятно емким и наполненным смыслом.
Афанасий Фет задействует следующие художественные приемы и средства выразительности:
- Эпитеты. Например, пышный венец, что обозначает крону деревьев. Или двойная жизнь, что говорит о той самой двойственности зари.
- Олицетворение. Автор действительно старается наделить душой природу, об этом говорит название стиха. Словно заря действительно живая и прощается с землей. Или, например, строчка о купании деревьев своих пышных венцов.
- Антитеза, противопоставляющая деревья, любящие родную землю, от которой питают силу, стремящиеся ввысь за солнцем.
- Метафоры, к примеру в строчке о потухающих лучах.
Анализируя стихотворение, нельзя не упомянуть о возвышенности лексики, помогающей поэту раскрыть тематику торжественности момента перехода дня в ночь и обратно. Своеобразная риторика и восклицательные выражения выступают в качестве помощников демонстрации восхищения перед красотами природы и окружающего мира.
Все это позволило автору создать вдохновляющий, навевающий оптимизм и веру в счастливое будущее при любых обстоятельствах стих.
Еще материалы по творчеству А. Фета
Анализ стиха «Заря прощается с землею» Фета – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Стихотворение А.А. Фета «Заря прощается с землею» наполнено искренними и нежными чувствами, в нём смешались чистая любовь к природе и печаль.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Заря прощается с землею» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стихотворения «Заря прощается с землею»
- Александр Александрович Фет
- Заря прощается с землею
- Заря прощается с землею,
- Ложится пар на дне долин,
- Смотрю на лес, покрытый мглою,
- И на огни его вершин.
- Как незаметно потухают
- Лучи и гаснут под конец!
- С какою негой в них купают
- Деревья пышный свой венец!
- И все таинственней, безмерней
- Их тень растет, растет, как сон;
- Как тонко по заре вечерней
- Их легкий очерк вознесен!
- Как будто, чуя жизнь двойную
- И ей овеяны вдвойне, –
- И землю чувствуют родную,
- И в небо просятся оне.
- 1848 г.
Краткий анализ произведения
Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем.
Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…». В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки.
- История создания – стихотворение написано в 1858 году.
- Тема стихотворения – размышления о красоте и загадочности природы.
- Композиция – произведение состоит из четырёх строф, в которых последовательно показаны чувства лирического героя, наблюдающего вечерний закат. Это и состояние предчувствия чуда, и унылая картинка ночного леса. В центре внимания находятся деревья, которые у поэта изображены как живые. Они чувствуют свою связь как с небом, в которое устремлены их вершины, так и с землёй, в которой находятся их корни.
- Стихотворный размер – четырёхстопный ямб; рифмовка перекрёстная, использовано чередование женской и мужской рифм.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
- Олицетворение – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
- Сравнение – “тень растёт, как сон“.
- Метафора – “потухают и гаснут лучи“.
Стихотворение о природе, о её красоте, загадочности. Однако оно навеяно философскими размышлениями о жизни и смерти. Поэт восхищается красотой природы, сменой дня и ночи.
Анализ стиха «Заря прощается с землею»
Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение “Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич.
С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию — лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.
С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса. С первых строк прослеживается основная антитеза — вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:
“Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.”
В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания. В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны.
Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента. Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой.
- В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего. В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.
- Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее. В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова “купает”.
- В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное. Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников — земля и небо.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как “двойственность жизни”.
В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.
Подробный анализ стихотворения
История создания
В год написания стихотворения Фет ушёл в отставку с военной службы и поселился в Москве.
Стихотворение “Заря прощается с землёю…” создано уже зрелым мастером, поэтом-лириком, умеющим видеть красоту природы и сопоставлять чувства человека и явления окружающей жизни. Оно вошло в цикл “Вечера и ночи” и было включено в сборник “Вечерние огни”.
Тема
Основная тема – это рассуждения поэта о жизни и красоте природы, которые навеяны картиной заката: лес ещё недавно был освещён лучами солнца, но вскоре они потухли и деревья скрылись во мраке. Фет изображает, как смену дня и ночи “переживают” деревья.
Они как живые чувствуют свою связь и с небом, простором над их кронами, и с землёй, в которой находятся их корни. И эта “двойная жизнь” сопоставима с человеческим существованием. Человек так же привязан к родной земле и часто устремлён в небеса – мечтами, творчеством, надеждой, верой.
Композиция
Это стихотворение, состоящее из четырёх строф, описывает ощущение чуда от заката и впечатление о лесе, погружённом в ночной сон. В последней строфе чувствуется надежда на то, что жизнь продолжается. Стихотворение построено на антитезе: вечерняя заря и туманные долины, огни и мгла, Земля и Небо.
Жанр
Это лирическое стихотворение, сочетающее в себе элементы пейзажной и философской лирики: поэт описывает природу, с её помощью высказывая свои взгляды на вопросы жизни и смерти, а также рассуждает о собственной судьбе.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Поэт передаёт своё представление о двойственности жизни человека. В произведении прослеживаются черты импрессионизма.
Средства выразительности
Фет использует в произведении мало выразительных средств, но все они работают на художественный замысел, это делает стихотворение поразительно ёмким.
- Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
- Олицетворения – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
- Сравнение – “тень растёт, как сон“.
- Метафора – “потухают и гаснут лучи“.
Кроме того, свою важную роль выполняет возвышенная лексика (“нега, венец, вознесён, оне”), с помощью которой поэт показывает, насколько торжественным он видит момент перехода дня в ночь.
Риторические восклицания помогают ему выразить восхищение красотой окружающего мира – “как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!“, “с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!”
Сочинение о стихе Заря прощается с землею
Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50‑х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки.
Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.
Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.
Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».
Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.
Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.
В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.
В стихотворении Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.
В реальном мире Фет должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса.
Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.
Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной.
Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.
ПредыдущаяСледующая
Фет заря прощается с землею средства выразительности. «Заря прощается с землёю…» А
История создания
– стих написан в 1858 году, спустя восемь лет с того момента, когда в жизни Фета произошло трагическое событие: погибла его любимая женщина Мария Лазич. Их чувства были взаимны, хотя влюбленные и расстались за несколько месяцев до ее смерти, и поэт глубоко переживал потерю до самой своей смерти.
- Тема стихотворения
- – размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы.
- Композиция
Стихотворение Бунина “Одиночество”: анализ по плану
– произведение состоит из двух частей. В первой поэт описывает состояние предчувствия чуда, но следующая за ней вторая – это унылая картинка ночного леса. В конце Фет все же говорит о надежде, что со следующим восходом придет и счастливое предвкушение.
- Стихотворный размер
- – ямб с перекрестной рифмой, использовано чередование женской и мужской рифм.
- Жанр
- – лирическое стихотворение.
- Эпитеты
- – “пышный венец “, “
- двойная жизнь
- родная земля
“, “ “.
- Олицетворение
- – “заря прощается с землею “, “
- купают деревья пышный свой венец
- Антитеза – “и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне
- “.
- Метафора
- – “потухают лучи “.
“.
Художественный разбор стихотворения А. А. Фета «Заря прощается с землею…»
Анализ стихотворения — Заря прощается с землею…
Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В произведениях «Еще майская ночь», «Вечер», «Лес», «Степь вечером» он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок.
Но, на мой взгляд, не такие стихи являются сильной стороной его пейзажной лирики. Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встретимся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя.
Стихотворение «Заря прощается с землею…» принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
- Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
- А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:
- Смотрю на лес, покрытый мглою,
- И на огни его вершин.
Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета.
Лучи зари на лесных деревьях «потухают» и «гаснут под конец», но устремленный в небеса «пышный венец» деревьев все еще купаются в их золотом сиянии. И хотя «все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон», «легкий очерк» вершин «вознесен» на ярком вечернем небе.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы «по вертикали». Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
- Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:
- С какою негой…
- Как тонко…
Я думаю, неточно было бы утверждать, что при — I рода у Фета «одушевлена». Правильнее говорить об! ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:
Как будто, чуя жизнь двойную,
Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)
- И ей овеяны вдвойне, —
- И землю чувствуют родную,
- И в небо просятся оне.
Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуедин-стве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения: деревья, «чуя» двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы.
Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.
Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом «Солнце нижет лучами в отвес…»), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы.
Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение «родная»).
И основным мотивом является стремление лирического героя передать свои впечатления от подмеченного момента перехода природы из одного состояния в другое.
- В программном стихотворении «Как беден наш язык», написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:
- Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
- Хватает на лету и закрепляет вдруг
- И темный бред души, и трав неясный запах;
- Так, для безбрежного покинув скудный дол,
- Летит за облака Юпитера орел,
- Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
. А. Фет сполна обладал этой способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в «момент» вечности. Анализируемое стихотворение — прекрасное тому подтверждение.
История создания
К моменту встречи с Марией Лазич молодой Фет пережил немало плохого, его лишили не только наследства, но и титула. Но то, что такая чудесная и понимающая девушка ответила на его страсть, наполняло его надеждой на лучшее.
Но ей, увы, не суждено было сбыться – сначала влюбленным пришлось расстаться из-за ультиматума, который поставил перед поэтом отец девушки, а спустя всего несколько месяцев после тяжелого расставания муза Фета погибла при весьма трагических обстоятельствах: вспыхнуло кисейное платье, и Мария умерла от ожогов.
Это печальное событие произошло в 1850 году и произвело на Фета самое гнетущее впечатление.
Многие годы после этого, вплоть до своей кончины, поэт сожалел, что не решился на женитьбу: возлюбленная его была небогата, он – совсем беден. Не желая заставлять девушку переносить вместе с ним тяготы жизни, он отказался от нее, но все обернулось еще большим несчастьем.
То, что стихотворение “Заря прощается в землею” создано спустя почти десять лет после этой трагедии, показывает, что Афанасий Афанасьевич не просто не смог забыть возлюбленную, он не пережил свое чувство до конца. Сам поэт включил его в один из лучших своих сборников, “Вечера и ночи”.
Стихотворение «Заря прощается с землею» Фет Афанасий Афанасьевич
Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.
Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!
- И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!
- Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне.
- (2 votes, average: 4,50