Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Писательский труд призван побуждать человека становиться лучше. Читателю обязательно запомнится трогательный рассказ «Кусака» Андреева, анализ произведения поможет полнее раскрыть вложенную автором идею. Сюжет повествует о жизни бездомной собаки и вероломстве людей. Рассказанная автором история заставляет вспомнить известный афоризм: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».

История написания рассказа

Леонид Андреев относится к кругу писателей Серебряного века. Его проза отличается тем, что поднимает злободневные вопросы и заставляет читателя искать ответы на них. С точки зрения критиков, писатель обладал несомненным талантом. Андреев умел создавать яркие образы, заставляющие людей волноваться, спорить, задумываться.

Произведение «Кусака» был создано в 1901 году, вскоре состоялась его первая публикация в составе сборника «Книга рассказов и стихотворений».

Рассказ написан в эпическом жанре. В большинстве своем проза Андреева пессимистична. Рассказ о бездомной собаке не является исключением.

Краткий пересказ сюжета

Рассказ повествует о жизни беспризорной собаки. Перед читателем рисуется безрадостная картина:

Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

  1. Животное живет на улице, не имея своего дома и даже имени. Всякий прохожий норовит пнуть собачонку или кинуть в нее камнем, некоторые улюлюкают ей вслед.
  2. От такой жестокости вечно голодная Кусака стала озлобленной и никого не хотела подпускать к себе. Окончательно потерять доверие к людям бродяжку заставил тот случай, когда прохожий сначала приласкал ее, а затем пнул сапогом в живот.
  3. Жизнь собаки была чередой беспросветных дней. Однажды Кусака оказалась на территории дачи и укусила девочку, протянувшую руку, чтобы погладить ее.
  4. Хозяева дачного участка начинают подкармливать собачонку, и вскоре она становится здесь своей.
  5. Кусака не может поверить своему счастью, ее ежедневно кормят, с ней разговаривают. Характер и повадки собаки меняются, она начинает доверять людям, охраняет их дачу.
  6. Все имеет свойство заканчиваться. Закончилась и светлая полоса в жизни Кусаки. Семья, приютившая бродяжку, осенью съезжает в город, бросив собаку на даче одну.
  7. Поняв, что ее в очередной раз предали, Кусака тоскливо воет. На этом история заканчивается.

Автор неспроста сделал главной героиней своего рассказа собаку. Объясняя построение композиции произведения, он приводил в качестве аргумента то, что у животных, как и у людей, есть душа, они так же нуждаются в любви и сострадании.

Девочка Леля, другая героиня рассказа, вызывает у читателя противоречивые чувства. Вероятно она могла бы проявлять больше доброты, ценить преданность животного и нести за него ответственность, но воспитание не дает ей этого сделать. Родители Лели — бездушные люди, для которых важнее всего бытовой комфорт.

Анализ произведения

В этом произведении Андреев затрагивает тему равнодушия и жестокости людей по отношению к более слабому существу.

Автор желает донести до читателей, что все живое на земле одинаково страдает, испытывает боль, что не стоит творить зло там, где можно проявить доброту. Писатель показывает, что проблемы могут быть не только в жизни человека.

Все живые существа, по мнению автора, являются частью единого организма на Земле.

Поведение девочки и ее родителей показывает эгоизм человеческой натуры. Семья приютила собаку из сиюминутной жалости и ради развлечения. В скучной дачной жизни Кусака была для этих людей частью досуга. Как только пришла пора возвращаться домой, сочувствие к животному тут же рассеялось, родители Лели и не собирались брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу собаки.

Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Создав столь трагичный сюжет автор постарался пробудить в читателях совесть, донести до них мысль, что лишь подлинное сострадание к чужой боли делает человека человеком.

Каждый должен сделать вывод о необходимости стать добрее и милосерднее, ведь всегда может случиться так, что помощь понадобится тому, кто вчера проявил равнодушие или злобу.

И, конечно, в сюжете рассказа поднимается тема предательства. Для Кусаки в определенный момент смысл жизни стал заключаться в служении людям. Она была благодарна им за дружбу, кормежку и приют, поэтому делала то, что могла делать — сторожила дом. В итоге оттаявшее сердце собаки вновь было ранено человеческим предательством.

Андреев Леонид рассказ «Кусака»

  • Андреев Леонид Николаевич.
  • Название произведения: «Кусака».
  • Число страниц: 26
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Кусака, Лёля, мама девочки.
  • Второстепенные герои: пропойца.

Характеристика главных героев:

  1. Кусака — Простая бездомная собака.
  2. Озлобленная, страшная, дикая.
  3. Потом приручённая, добрая, ласковая, согретая любовью.
  4. Потом брошенная и преданная.
  5. Лёля — Девочка-гимназистка.
  6. Добрая, но легкомысленная.
  7. Мама — Строгая, равнодушная к животным.

Характеристика второстепенных героев:

Пропойца — пьяница.

Жестокий и равнодушный человек.

Краткое содержание рассказа «Кусака»

  • Кусака жила под крыльцом дачи.
  • За всю свою жизнь она никогда не видела от человека добра и сильно озлобилась.
  • Она кусалась.
  • И когда приехали дачники, Кусака сразу порвала платье Лёле, молоденькой гимназистке.
  • Но Лёля стала приручать Кусаку, и собака поверила в своё счастье.
  • Она расцвела от любви и похорошела.
  • Когда пришла осень, дачники уехали, оставив Кусаку одну под холодным дождём.

План рассказа:

  1. Жизнь одинокой собаки.
  2. Палка и камни.
  3. Под крыльцом.
  4. Появление дачников.
  5. Лёлино платье.
  6. Приручение Кусаки.
  7. Кусака расцветает.
  8. Осень и отъезд.
  9. Предательство.

Основная мысль рассказа «Кусака»

Главная мысль рассказа в том, что человек не должен забывать о тех, кого приручил.

Основная идея рассказа в том, что нельзя предавать друзей, даже если они животные.

Чему учит рассказ

  1. Рассказ учит бережно и с любовью относиться к животным.
  2. Учит не быть равнодушными, помнить, что животные тоже могут страдать и нуждаются в ласке и любви.
  3. Учит доброте и состраданию.

Краткий отзыв по произведению «Кусака» для читательского дневника

  • Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что люди часто относятся к домашним животным, как к вещам.
  • Они забывают, что животные тоже могут чувствовать и страдать.
  • О том, что они живые.
  • Кусака никогда не видела ласки от человека, но ей этого очень хотелось.
  • Ведь собаки очень давно живут с людьми.
  • И она поверила девушке, которая приласкала собаку.
  • Но та предала Кусаку, и только воем она смогла выразить свою трагедию и разочарование.
  • Это очень трогательный и пронзительный рассказ.
  • Автору удалось показать человеческое равнодушие и эгоизм.
  • Он сравнил эти качества с верностью и любовью простой собаки и сделал неутешительные для человека выводы.
  • Мы разучились любить и научились предавать.
  • Мне очень нравится Кусака, добрая и благородная собака.
  • Я никогда бы не поступила так, как эти дачники.
  • Не смогла бы бросить в одиночестве живое существо.
  • Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, достаточно ли сильно мы любим своих питомцев.
  • Не обижаем ли их?
  • А может быть им не хватает нашего внимания, ласки и любви?

Пословицы к произведению:

  • Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
  • Чужого горя не бывает.
  • Друг познаётся в беде.
  • Предательством счастья не сыщешь.
  • От хозяйского глаза и конь добреет.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла.

Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.

Словарь неизвестных слов:

  1. Загорожа — ограда.
  2. Бескорыстно — бесплатно, без награды.
  3. Ватага — группа, компания.

Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

(1 вариант)

Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению ко всему живому на земле.

Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки и отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных.

Например, один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».

Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче.

И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.

(2 вариант)

  “Беовульф”: краткое содержание по главам

Героям рассказа чуждо сострадание: никому не было дела до того, как и чем жила собака, как она выживала.

«Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Такое «общение» породило страх и злобу. «Только один раз ее пожалели и приласкали».

Сначала мы верим и радуемся за собаку, но потом понимаем, что в словах скрыта горькая ирония.

Пьяный мужик, который «всех любил и всех жалел» в этот момент, пожалел и собаку, дал ей временное имя «Жучка», хотел приласкать, но настроение быстро изменилось: он вспомнил «все обиды, нанесенные ему добрыми людьми», и ударил ластящуюся к нему, поверившую ему собачонку.

Жучка не умела ластиться, она только ложилась перед человеком на спину. «Лежачего не бьют», но почему-то именно в таком беззащитном положении собаке, да и человеку, больше всего достается. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и… пыталась укусить…» (Впрочем, пьяница обращался так не только с животным: вернувшись домой, он избил жену и порвал платок, который ей подарил).

Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

Читайте также:  «beat generation» (разбитое поколение) феномен явления

«Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления.

На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.

Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.

  • А за бессловесную Кусаку говорит в рассказе сам автор Леонид Андреев.
  • ***
  • Мы в ответе за тех, кого приручили
  • С французского: Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoise.
  • Буквально: Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил.
  • Из повести «Маленький принц» (1943) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944). Слова Лиса, адресованные Маленькому принцу:

«- Люди забыли эту истину, — сказал Лис. — Но ты не должен ее забывать.

Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу…

— Я отвечаю за свою розу… — повторил Маленький принц, чтобы хорошенько это запомнить.»

Иносказательно: призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его и т. д.

***

Тема милосердия и сострадания к животным поднимается в повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим черное ухо», в которой рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности.

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.

Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки.

***

Анализ 2

В рассказе Андреева «Кусака» рассказывается о том, что если человек кого-то приручил, то является ответственным за него в будущем. Именно здесь автор заставляет каждого читателя почувствовать всю боль, которую испытывает собака, которую бросили.

Как только начинаешь читать данное произведение, то сразу же становится понятно, что в мире существует, не только добро, но и зло. В последнее время зла больше в человеке. Где-то живет собака, у которой нет дома и хозяев.

Ей приходится ходить по улицам и выпрашивать у других и чужих людей кусочек хлеба. Но, не смотря на это, она все равно надеется, что совсем скоро у нее найдется хозяин, который будет не только его любить, но и кормить.

В этот день девочка по имени Леля решила прогуляться по городу. Она уже давно решила завести у себя дома собаку, вот только родители были против этого. И когда она увидела нашего главного героя, то не стала проходить мимо. Она решилась подойти к ней и погладить и приласкать.

Но собаку уже много раз подзывали, а потом обижали, что она теперь не знает, кто к ней и как относится. И поэтому сначала она подходит к девочке, а потом резко кусает ее и разрывает одежду. Конечно же, девочка не ожидала этого, но на собаку не обиделась.

Она наоборот решила уговорить родителей забрать собаку к себе домой и ухаживать за ней.

После того как собака попала к девочке ее жизнь в корне меняется. Она больше не шарится по городу и ни у кого не просит еду. А все потому, что за ней ухаживает девочка и не только кормит ее, но и играет с ней. Теперь у собаки есть имя Кусака. Не проходит и дня, чтобы Лиля с ней не поиграла и не приласкала ее. И такая жизнь больше всего нравится собаке.

Но всегда все очень хорошо не бывает и наступает такой момент, когда семье нужно возвращается назад в город, потому что совсем скоро Лиля пойдет в школу, а родители выйдут на работу. Вот только собаку они не собираются брать с собой.

Как же безжалостны люди, ведь они так и не поняли того, что собака привязалась очень сильно к ним и теперь без них ей не выжить в таких условиях, в которых она будет опять находиться. Собака доверилась им, а они использовали ее для развлечения, а когда время закончилось, просто взяли и уехали, а про Кусаку никто и не вспомнил.

Автор специально сделал финал таким трогательным для того чтобы люди поняли, что так поступать нельзя. Этим он пытается донести до всех людей, что нужно относиться ко всему живому с жалостью и состраданием.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Кусаки↑ АндреевАнализ рассказа Петька на даче →

Урок анализ рассказа КУСАКА

Л.Н.Андреев «Кусака»: описание, герои, анализ рассказа

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное.

Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью.

Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

  Герои произведения После бала (главные и второстепенные)

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное.

Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости.

Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.

Читайте также:  Ведёт ли равнодушие к разрушению нравственности?

«Кусака», анализ рассказа Андреева

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1901 год.

Жанр, литературное направление, идея рассказа

Среди рассказов о животных – популярного жанра русской литературы второй половины ХІХ века – преимущественное место отводится рассказам о собаках.

Несомненно, эта жанровая традиция, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», в котором звучат пронзительные интонации «Муму», а образ «главной героини» совершенно психологичен и в этом смысле почти не уступает чеховской Каштанке.

Вместе с тем, рассказ Леонида Андреева, к началу ХХ века уже вполне сформировавшегося художника-символиста, привносит в эту жанровую традицию нечто решительно новое. Об этом лучше всего сказал он сам в 1902 году, в письме К. И.

Чуковскому, в то время влиятельному литературному критику, обратив его внимание на парадоксальный и символический смысл рассказа «Кусака»: «Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни.

Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Такова идея этого рассказа.

Тема и персонажи

Таким образом, тема рассказа «Кусака» – беспомощность живого существа «перед грозными силами жизни», главных из которых две.

Первая – это неумолимая и ничем не преодолимая смена времён жизни, времени счастья и времени несчастья, в данном случае чётко совпадающая со сменой времён года.

И вторая «сила жизни», которую лучше было бы назвать силою смерти, – это жестокость и равнодушие друг к другу самих живых существ.

Для иллюстрации действия обеих «сил жизни» выбрано идеальное страдательное лицо или, если угодно, страдательная морда. «В рассказе «Кусака» героем является собака»; более того – бездомная собака: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Далее, как это всегда бывает у Андреева, является безликая массовка тупых, жестоких существ. Это тупые деревенские мужики, деревенские жестокие дети и не менее жестокие деревенские цепные псы. Все они травят несчастную бездомную собаку, превращая её в злобную кусачую тварь. Как известно, собаки бывают кусачие только от жизни собачьей.

Но вот по весне является героиня с «лица необщим выраженьем». Это «гимназисточка Лёля». Бездомная собака первым делом набрасывается и на неё, рвёт ей платье – и тут же получает от неё кличку: отныне она Кусака.

Лёля – существо счастливое, а потому доброе, чуткое и готовое щедро, по-христиански, делиться своим счастьем с ближним и щедро, по-христиански же, ближнего прощать. Немедленно простив Кусаке разорванное платье, Лёля приручает бедную собаку, делает её другом не только своим, но и всей своей многочисленной семьи.

Однако счастливая пора между весною и осенью быстро миновала. И вот уже Лёля не так счастлива, ибо идут дожди, пора съезжать с дачи и ходить в гимназию. Её слабенькое чувство ответственности всё же побуждает её задать маме вопрос о Кусаке. И тут на сцену является очередной жестокий и равнодушный взрослый персонаж:

« – Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.- Жа-а-лко, – повторила Лёля, готовая заплакать.Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:- Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что – дворняжка!

– Жа-а-лко, – повторила Лёля, но не заплакала».

Это «не заплакала» – смертный приговор Кусаке. Дело ведь уже теперь не просто в смене счастливых и несчастливых времён года. А дело в том, что следующей весной Лёля приедет на дачу с «очень породистым щеночком». А Кусаку, которая уже считает эту дачу своим домом и всю зиму будет её охранять (если, конечно, эту зиму переживёт), немилосердно прогонит со двора.

Сюжетная композиция

Сюжет рассказа составляет собачья жизнь за полгода: от начала весны до начала осени. Этой хронологии строго подчинена его композиция.

Рассказ разбит на пять частей. Первая начинается с упоминания о том, что «никто не мог бы сказать», где собака находилась «во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Упоминание это радостное: значит, «долгую морозную зиму» собака всё-таки пережила.

На этом оптимистическом фоне не так тяжело, как могла бы, воспринимается вся эта первая часть, посвящённая зимним злоключениям несчастной собаки и составляющая экспозицию рассказа.

Вторая часть – завязка: приезд дачников. Здесь появляется Лёля, а у собаки появляется имя, и Лёля прощает Кусаке разорванное платье: «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее».

Третья часть – «расцвет» Кусаки: «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака».

Четвёртая часть – наступление осени, новая перемена участи, к худшему. Здесь выход Лёли во взрослый мир: не только разговор с мамой о Кусаке, но и прогулка под дождём по тоскливому шоссе, в сопровождении Кусаки, до мерзкого трактира, перед которым

«кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу… Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали…- Скучно, Кусака! – тихо проронила Лёля и, не оглядываясь, пошла назад.

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

И совсем короткая пятая часть – пронзительно грустный финал: «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу… Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла».

Последняя фраза всего рассказа – «Собака выла».

Подобно другому дачному рассказу Леонида Андреева, «Петьке на даче», рассказ «Кусака» тоже напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех», но только на два года позже.

Таким образом, «сезонная» композиция рассказа должна была соответствовать «сезонному» же настроению читателя, по свежим следам вспоминающего дачный отпуск… Или как раз в этот самый момент чтения съезжающего с дачи? Неужели же здесь нам явлена так называемая просветительская функция художественной литературы, столь чуждая, казалось бы, писателям «серебряного века»? Ведь если журнал «для всех», то «все» прочтут «Кусаку» и не станут бросать своих собак на даче. Ведь кем же, в самом деле, надо быть, чтобы сделать это после прочтения такого рассказа? И неужто «все» таковы?

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Анализ рассказа «Кусака» (Л.Н. Андреев)

Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован в издании «Журнал для всех». Примечательно, что впоследствии Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, почему центральным персонажем его произведения стала собака.

Он подчёркивал, что героем произведения может быть кто угодно, важно лишь передать его чувства. Животные тоже испытывают эмоции, тоже сталкиваются с жизненными трудностями. Именно поэтому и собака может быть главным героем рассказа.

Андреев решил привлечь внимание читателя к тому, как легко сделать зло, руководствуясь благими или псевдо-благими помыслами. Эту идею он развивал и в других своих работах.

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим.

Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо.

Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.

Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма.

Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе.

Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.

  Из какого произведения Очумелов? Характеристика образа

Композиция и конфликт

Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки.

  1. В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
  2. Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее.
  3. Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям.
  4. Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке.
  5. Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе.
Читайте также:  Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказах Бунина

Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.

В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом.

Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу.

Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового.

Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Рассказы Леонида Андреева вызывают восторг у читателей. Также и рассказ «Кусака» не стал исключением – печальная история о судьбе бездомного пса, о жестокости и чувства сострадания в жизни. Мудрый писатель дает возможность понять и проанализировать рассказ по плану, чтобы не упустить важные моменты.

Впечатляющий рассказал, был, написал в 1901 году и опубликован в «Журнал для всех». Очень интересно, что Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, по какой причине главным персонажем его рассказа, была собака.

Он говорил, что главным персонажем может быть кто угодно, главное правильно передать эмоции. Животные лучше людей их проявляют, и также проживают трудные моменты, именно поэтому собака стала главным героем рассказа.

Произведение «Кусака» считается реалистичным рассказом. Жизненные трудности, реальные события, настоящие персонажи – благодаря этому можно окунуться в мир происходящего. Рассказ не большой, но дает возможность поразить своими эмоциями. Композиция здесь простая: весна -дает надежду, лето – радость, очень – грусть, зима – печаль.

Произведение «Кусака» имеет пять глав, в которой есть важные события главного персонажа.

Первая глава говорит о трудностях и бессмысленной жизни собаки, напоминая о разных причинах поведения животного. Действия происходят зимой, холодной и бесчувственной. На то время собаку звали Жучка.

Во второй главе наступает весна – пора изменений. Здесь собака находит новых друзей, знакомится с гимназисткой Лелей, впервые когда собака проявила свою агрессию к человеку. На то время собаке дают другое имя, также начинает вести себя иначе и проявлять доверие.

В этой главе речь идет о лучшем времени собаки, ее любят и ценят, она счастлива.

В четвертой части наступает осень, грусть и тоска заметно влияет на героев. Здесь в жизни собаки наступает тоска по своими новыми хозяевами, которыми решили уехать.

Осознание своего одиночества приходит именно в этой главе: она потеряла своих хозяев, не видит смысла существования, чувства безысходности и беспомощности.

В таком случае, автор, применил кольцевую композицию в свое рассказе. В рассказе присутствует несколько конфликтных линий: внутренний конфликт собаки и Лёли, и конфликт между главным персонажем и обществом. Главным и значительным есть конфликт между собакой и обществом, всем обиженная собака переносит свои переживания в себе. Собака испытывает муку и недоверие к окружающему миру.

Суть названия «Кусака» заключается в сужении повествования и личности пса. Ее образ полный и понятный, ее переживания – главное событие рассказа.

Суть рассказа заключается в трудной судьбе пса, бездомная собака без имени и клички, терпит все переживания и ненависть со стороны общества. Жестокость мужчины возвращавшегося из бара. Все обид и печали, испытанные собакой сделали ее такой.

Одна Лёля сумела дать вторую жизнь собаке, подарить ей любовь и новое имя. Испытав заботу и любовь, собака стала счастливой, но счастье длилось не долго. Отъезд хозяев вновь разочаровали пса. Печальная история трогает за самую душу.

Бездомный пес, который постоянно ощущает чувство одиночества, предательства и недоверия к обществу после главы с пьяницей.

Дальше события значительно изменят отношение собаки к миру, но, тем не менее, жизнь снова даст ей понять, что такое предательство. После ее доверия к людям, она все равно не была спокойной, ее мучило чувство вины.

Также собака была охранником для новых хозяев, она была верна этому дому до последнего.

Рассказ учит тому, что не нужно обижать животных, ведь они даже не смогу рассказать о своей боли. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака.

Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её.

Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой.

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

Читать краткое содержание Андреев Кусака по главам

Глава 1

Кусака – это бездомная собачка. Она никому не нужна. Она всех боится. В своей собачьей жизни она видит лишь жестокость и зло. Причем такая неприязнь не только со стороны людей, но и от дворовых собак.

Дети ее дразнят и бросают в нее камни и палки, а собаки, которые имеют хозяев , могут облаять Кусаку. Добрые слова она слышит только раз в жизни, и то, они звучат из уст пьяного мужика. А у пьяных настроение переменчиво. Ласку неожиданно и непредсказуемо сменяет гнев.

Мужик хотел сначала погладить собачку, но пнул ее вместо ласки. С той поры Кусака ненавидит людей.

Наступает зима. Собачка ищет прибежище, находит его и поселяется на пустующей даче. Она настолько привыкает к этому месту, что ей кажется, что она должна его охранять. Она даже лает на тех, кто проходит мимо. Это важно и значимо для нее.

Глава 2

Вслед за зимой приходит весна. В «ее» дом приезжают дачники. Кусака наблюдает за приехавшими из кустов. Потом она видит девочку Лелю, которая не заметила, как к ней подкралась собака. Это была Кусака. Она вырвала клок из подола Лели. Ночью Кусака понимает, что отныне должна охранять не только дом, но и живущих в нем людей.

Идет время. Дачники и собака привыкают к существованию друг друга. Они даже придумали имя для собачки. Теперь она Кусака. Собачке все нравится. Ее кормят, а она в ответ на их проявления заботы подходит все ближе и ближе к людям.

Окончательно сократила между ними дистанцию Леля, она предложила Кусаке сахар и собачка второй раз в жизни поверила людям, и дала себя погладить. После этого девочка позвала других детей. Кусака счастлива, что она кому-то нужна.

Она, как может, выражает свой восторг.

Глава 3

Кусаке живется привольно. Она ест досыта. Шерсть ее лоснится. Кусака благодарна людям, благодаря им, она снова стала способна играть с другими, проявлять свои хорошие качества. Ее кувырки вызывали добродушный смех у тех, кто наблюдал за ней.

Но Кусаке совсем не обидно. Наоборот, ей радостно и хорошо. Самое главное, она обрела хозяев, она кому-то нужна, что она больше не одинока, а значит не озлоблена на весь свет. В ночное время главная задача Кусаки – охрана дачи и ее обитателей.

Глава 4

Лето сменяет осень. Дни становятся короче, а, самое главное, холоднее. Солнышко уже светит не так ярко и ласково, как летом. Обитатели дачи стали собираться в город.

Девочка привязалась к своей питомице за время, проведенное за городом. Леля даже хотела взять собаку с собой, но мама ей ответила, что в городской квартире держать собаку нельзя. Леля горько плачет.

Мама обещает ей взамен, что купит дочке дорогого щенка.

Кусака наблюдает за сборами дачников. Ей становится понятно, что близится что-то нехорошее. Но пока она этого не понимает и не осознает. Начинается дождь. Становится холодно и неуютно. Вскоре дачники уехали на вокзал. Только тогда Леля осознала, что не попрощалась с Кусакой. От этой мысли ей становится горько и грустно.

Глава 5

Кусака еще не осознает, что происходит. Собачка еще не чувствует одиночества. Она даже сбегала на станцию, поискала своих хозяев, но там никого не было. Все уехали. Наступила ночь. Именно в это время Кусака осознала, что темнота заполняет все ее существо. Ей стало страшно и тоскливо. Тогда Кусака очень жалобно завыла. Последние слова в рассказе: «Собака завыла».

Оцените произведение:

Ссылка на основную публикацию