Кратчайшее содержание рассказа А.П. Чехова «Орден» для читательского дневника

Кратчайшее содержание рассказа А.П. Чехова «Орден» для читательского дневника

Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

– Видишь ли, в чем дело, Гриша, – сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. – Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твоего Станислава. Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина.

А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в пет-лице. И к тому же у него две дочери… Настя, знаешь, и Зина… Говорю, как другу… Ты меня понимаешь, милый мой.

Дай, сделай милость!

Всё это проговорил Пустяков заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. Поручик выругался, но согласился.

В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

“Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! – думал учитель, покрякивая. – Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!”

Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком. Извозчик, как показалось ему, увидев его погоны, пуговицы и Станислава, окаменел. Пустяков самодовольно кашлянул и вошел в дом. Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. Слышался говор и звяканье посуды.

– Кто это там звонит? – послышался голос хозяина. – Ба, Лев Николаич! Милости просим. Немножко опоздали, но это не беда… Сейчас только сели.

Пустяков выставил вперед грудь, поднял голову и, потирая руки, вошел в залу. Но тут он увидел нечто ужасное. За столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян.

Показать французу орден – значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться… Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит, и отступление было уже невозможно.

Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

“Выпивши, должно быть!” – подумал Спичкин, поглядев на его сконфуженное лицо.

Перед Пустяковым поставили тарелку супу. Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

– Я уже покушал-с… Мерси-с… – пробормотал он. – Был я с визитом у дяди, протоиерея Елеева, и он упросил меня… тово… пообедать.

Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок. Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

“Заметят… И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. Господи, хоть бы скорее обед кончился! В трактире ужо пообедаю!”

После третьего блюда он робко, одним глазком поглядел на француза. Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. Поглядев друг на друга, оба еще более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

“Заметил, подлец! – подумал Пустяков. – По роже вижу, что заметил! А он, мерзавец, кляузник. Завтра же донесет директору!”

Съели хозяева и гости четвертое блюдо, съели, волею судеб, и пятое…

Поднялся какой-то высокий господин с широкими волосистыми ноздрями, горбатым носом и от природы прищуренными глазами. Он погладил себя по голове и провозгласил:

– Э-э-э… эп… эп… эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. Громкое “ура” пронеслось по всем комнатам. Дамы заулыбались и потянулись чокаться. Пустяков поднялся и взял свою рюмку в левую руку.

– Лев Николаич, потрудитесь передать тот бокал Настасье Тимофеевне! – обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. – Заставьте ее выпить!

На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. Тот глядел на него удивленными, вопрошающими глазами. Губы его хитро улыбались и с лица медленно сползал конфуз…

– Юлий Августович! – обратился к французу хозяин. – Передайте бутылочку по принадлежности!

Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке и… о, счастье! Пустяков увидал на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна! Значит, и француз сжульничал! Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился… Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

– А-а-а… гм!.. – промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

Трамблян весело закивал головой и выставил вперед левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

“Знай я такую штуку, – думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, – я бы Владимира нацепил. Эх, не догадался!”

Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив.

Источник:

Антон Чехов – Орден

Кратчайшее содержание рассказа А.П. Чехова «Орден» для читательского дневника

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Краткое содержание Орден Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Орден

Ранним утром нового года учитель гимназии Пустяков торопился к своему другу, поручику Леденцову. Поздравив приятеля с Новым годом, Пустяков попросил об одолжении.

Ему на один вечер крайне необходим был орден Станислава. Предстоял визит к купцу Спичкину, чтобы заслужить уважение хозяина, Пустяков должен украсить грудь орденом. Кроме того, он надеялся произвести впечатление на дочерей купца.

Леденцов поворчал немного, но орден выдал.

И вот Пустяков помчался на извозчике к Спичкину. Шубу он предусмотрительно не застегнул, чтобы иметь возможность любоваться наградой. Ему нравилось смотреть, как золотится чужой Станислав на его мундире.

Учитель с удивлением заметил, что такая пустяковая побрякушка, внушает ему уважение к себе. Расплачиваясь, Пустяков нарочно распахнул шубу, чтобы извозчик обомлел от блеска его пуговиц, погон и золотого ордена.

Когда Пустяков прибыл в дом Спичкина, там обедали. Хозяин встретил гостя и усадил на свободный стул. В соседе, сидящем напротив, Пустяков с ужасом узнал своего коллегу Трамбляна, служившего учителем французского языка. Если француз увидит орден, то Пустяков опозорится на все времена. Он испытал острое желание убежать или спрятать орден, но отступать было поздно.

Пустяков незаметно прикрыл орден правой рукой и уткнулся глазами в пустую тарелку. Есть левой рукой не позволяли правила приличия, поэтому пришлось отказаться от угощения.

Так и сидел Пустяков злой и голодный, мечтая о том, чтобы обед поскорее закончился. Один раз он отважился взглянуть на сконфуженное лицо француза, но тут же отвернулся.

Он был уверен, что Трамблян заметил орден и теперь сочиняет донос, чтобы утром явиться с ним к директору.

Между тем за столом зазвучал тост, и Пустякову вручили бокал, адресованный соседней даме. Против воли ему пришлось задействовать правую руку. Освобожденный орден засверкал.

На ошеломленном лице Трамбляна расползалась ехидная улыбка. Но тут и его попросили передать бутылку. Робко поднятая рука открыла всем на обозрение сияющую Анну. Это не скромный Станислав.

Трамблян такой же, как он, мошенник.

Остаток вечера Пустяков веселился от души. Можно было не бояться француза, ведь их связал общий грех. Учитель красовался перед барышнями и думал о том, что нужно было еще и Владимира надеть.

Пустяков выглядит смешным, украшая себя чужими орденами. Рассказ учит тому, что истинные ценности человека не в наградах, а в нравственности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Сочинение ЕГЭ: Проблема честолюбия в тексте Чехова (рассказ «Орден»)

(488 слов) Многие люди придают большое значение несущественным мелочам, и этот список возглавляет общественное почтение.

Им кажется, будто добрым или смелым достаточно только казаться, лишь бы окружение благосклонно относилось к этому. Они сильно зависят от чужого мнения и готовы даже пойти на обман, чтобы добиться одобрения.

Об этом писал А. П. Чехов в рассказе «Орден», затронув проблему честолюбия.

Автор подробно описывает, как его герой совестится просить орден у поручика. «Все это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь» — именно так писатель изобразил реакцию учителя, вынужденного одолжить незаслуженную награду. Уже в этом фрагменте видно, как сильно переживает он о том, что о нем подумают.

Пустяков прекрасно осознает, что поступает неправильно, но идет на это, боясь лишь осуждения людей. Сам он легко примиряется с необходимостью обмана, потакая своему тщеславию. Эта легкость прослеживается в финале рассказа, когда герой видит ложь своего коллеги и перестает волноваться, выпячивая чужой орден.

Теперь, когда угроза разоблачения миновала, его беспокоит только то, что он не взял награду получше. «Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив» — заключает писатель.

Значит, желание понравиться людям притупило в герое совесть, и он лжет, не чувствуя вины и оправдывая себя тем, что всего лишь хочет добиться расположения хозяина дома.

Автор выразил свою позицию через говорящую фамилию «Пустяков»: учитель озабочен только тем, что не является важным. Значит, писатель считает, что честолюбие — это отрицательное качество характера, которое делает человека рабом чужого мнения.

Я согласен с автором, ведь люди должны не гнаться за общественным одобрением, а стремиться к обретению реальных заслуг. Честолюбие лишь подменяет сущность видимостью: мы не делаем, а создаем иллюзию деятельности, ведь все наши усилия нацелены на добычу похвалы, а не результата.

Эту же проблему раскрыл М. Шолохов в романе «Тихий Дон». В разговоре с Мелеховым Кудинов сетует на то, что казаки не хотят идти в разведку. Другое дело было в Первой Мировой войне, когда те же люди шли на риск ради георгиевских крестов.

Теперь чины и награды упразднили из-за революции, и люди перестали стремиться к достижениям. Им важен был не исход кампании, а честолюбивое желание покрасоваться медалью в родном хуторе. Так автор показал, что люди шли воевать ради славы, но сама война была им глубоко безразлична.

Очевидно, что они готовы были переступить через кровь, лишь бы добиться от общества уважения к себе.

Ту же закономерность подметил Л. Толстой в романе «Война и мир». Как только идеал Андрея Болконского рухнул под небом Аустерлица, он больше не хотел воевать.

Читайте также:  Анализ романа «Приглашение на казнь» (В. Набоков)

Он шел на бой ради славы, ради обретения «своего Тулона», а нашел на поле брани лишь кровь и грязь любого вооруженного конфликта. Желание добиваться на этом поле почестей и уважения отпало, и воин с радостью вернулся к мирной жизни, возненавидев войну.

Князь тоже был среди тех людей, которые жертвовали собой и другими бойцами ради очередных «бантиков», выдаваемых окружением.

Таким образом, все приведенные примеры и комментарии доказывают, что автор был прав в своей негативной оценке честолюбия. Это, безусловно, порок, который развязывает людям руки, оправдывая их ложь, агрессию и беспринципность.

А.П. Чехов и «Табель о рангах»: насколько «Толстый» обошел «Тонкого»?

Краткое содержание Чехов Орден для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Орден

Ранним утром нового года учитель гимназии Пустяков торопился к своему другу, поручику Леденцову. Поздравив приятеля с Новым годом, Пустяков попросил об одолжении.

Ему на один вечер крайне необходим был орден Станислава. Предстоял визит к купцу Спичкину, чтобы заслужить уважение хозяина, Пустяков должен украсить грудь орденом. Кроме того, он надеялся произвести впечатление на дочерей купца.

Леденцов поворчал немного, но орден выдал.

И вот Пустяков помчался на извозчике к Спичкину. Шубу он предусмотрительно не застегнул, чтобы иметь возможность любоваться наградой. Ему нравилось смотреть, как золотится чужой Станислав на его мундире.

Учитель с удивлением заметил, что такая пустяковая побрякушка, внушает ему уважение к себе. Расплачиваясь, Пустяков нарочно распахнул шубу, чтобы извозчик обомлел от блеска его пуговиц, погон и золотого ордена.

Когда Пустяков прибыл в дом Спичкина, там обедали. Хозяин встретил гостя и усадил на свободный стул. В соседе, сидящем напротив, Пустяков с ужасом узнал своего коллегу Трамбляна, служившего учителем французского языка. Если француз увидит орден, то Пустяков опозорится на все времена. Он испытал острое желание убежать или спрятать орден, но отступать было поздно.

Пустяков незаметно прикрыл орден правой рукой и уткнулся глазами в пустую тарелку. Есть левой рукой не позволяли правила приличия, поэтому пришлось отказаться от угощения.

Так и сидел Пустяков злой и голодный, мечтая о том, чтобы обед поскорее закончился. Один раз он отважился взглянуть на сконфуженное лицо француза, но тут же отвернулся.

Он был уверен, что Трамблян заметил орден и теперь сочиняет донос, чтобы утром явиться с ним к директору.

Между тем за столом зазвучал тост, и Пустякову вручили бокал, адресованный соседней даме. Против воли ему пришлось задействовать правую руку. Освобожденный орден засверкал.

На ошеломленном лице Трамбляна расползалась ехидная улыбка. Но тут и его попросили передать бутылку. Робко поднятая рука открыла всем на обозрение сияющую Анну. Это не скромный Станислав.

Трамблян такой же, как он, мошенник.

  ЕРЕВАНЦЫ – ПРОТИВ АЛОИЗИЯ МОГАРЫЧА

Остаток вечера Пустяков веселился от души. Можно было не бояться француза, ведь их связал общий грех. Учитель красовался перед барышнями и думал о том, что нужно было еще и Владимира надеть.

Пустяков выглядит смешным, украшая себя чужими орденами. Рассказ учит тому, что истинные ценности человека не в наградах, а в нравственности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Орден

Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

— Видишь ли, в чем дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твоего Станислава. Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина.

А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в пет-лице. И к тому же у него две дочери… Настя, знаешь, и Зина… Говорю, как другу… Ты меня понимаешь, милый мой.

Дай, сделай милость!

Все это проговорил Пустяков заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. Поручик выругался, но согласился.

В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

«Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком. Извозчик, как показалось ему, увидев его погоны, пуговицы и Станислава, окаменел. Пустяков самодовольно кашлянул и вошел в дом. Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. Слышался говор и звяканье посуды.

— Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — Ба, Лев Николаич! Милости просим. Немножко опоздали, но это не беда… Сейчас только сели.

Пустяков выставил вперед грудь, поднял голову и, потирая руки, вошел в залу. Но тут он увидел нечто ужасное. За столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян.

Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться… Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит, и отступление было уже невозможно.

Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

«Выпивши, должно быть!» — подумал Спичкин, поглядев на его сконфуженное лицо.

Перед Пустяковым поставили тарелку супу. Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

— Я уже покушал-с… Мерси-с… — пробормотал он. — Был я с визитом у дяди, протоиерея Елеева, и он упросил меня… тово… пообедать.

Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой:… суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок. Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

«Заметят… И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. Господи, хоть бы скорее обед кончился! В трактире ужо пообедаю!»

После третьего блюда он робко, одним глазком поглядел на француза. Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. Поглядев друг на друга, оба еще более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

«Заметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! А он, мерзавец, кляузник. Завтра же донесет директору!»

  • Съели хозяева и гости четвертое блюдо, съели, волею судеб, и пятое…
  • Поднялся какой-то высокий господин с широкими волосистыми ноздрями, горбатым носом и от природы прищуренными глазами. Он погладил себя по голове и провозгласил:
  • — Э-э-э… эп… эп… эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. Громкое «ура» пронеслось по всем комнатам. Дамы заулыбались и потянулись чокаться. Пустяков поднялся и взял свою рюмку в левую руку.

— Лев Николаич, потрудитесь передать тот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — Заставьте ее выпить!

На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. Тот глядел на него удивленными, вопрошающими глазами. Губы его хитро улыбались и с лица медленно сползал конфуз…

— Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — Передайте бутылочку по принадлежности!

Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке и… о, счастье! Пустяков увидал на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна! Значит, и француз сжульничал! Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился… Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

— А-а-а… гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

— Да-с! — сказал Пустяков. — Удивительное дело, Юлий Августович! Как было мало у нас перед праздниками представлений! Сколько у нас народу, а получили только вы да я! Уди-ви-тель-ное дело!

Трамблян весело закивал головой и выставил вперед левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

«Знай я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. Эх, не догадался!»

Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив.

Орден (Чехов А.П.)

Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор[ 1 ] Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком[ 2 ] Леденцовым. К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

— Видишь ли, в чем дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твоего Станислава[ 3 ]. Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина.

А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. И к тому же у него две дочери… Настя, знаешь, и Зина… Говорю, как другу… Ты меня понимаешь, милый мой.

Дай, сделай милость!

Всё это проговорил Пустяков заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. Поручик выругался, но согласился.

В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

«Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком. Извозчик, как показалось ему, увидев его погоны, пуговицы и Станислава, окаменел. Пустяков самодовольно кашлянул и вошел в дом. Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. Слышался говор и звяканье посуды.

— Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — Ба, Лев Николаич! Милости просим. Немножко опоздали, но это не беда… Сейчас только сели.

Читайте также:  Анализ стихотворения «приговор» («и упало каменное слово», а. а. ахматова)

Пустяков выставил вперед грудь, поднял голову и, потирая руки, вошел в залу. Но тут он увидел нечто ужасное. За столом, рядом: с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян.

Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться… Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит, и отступление было уже невозможно.

Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

«Выпивши, должно быть!» — подумал Спичкин, поглядев на его сконфуженное лицо.

Перед Пустяковым поставили тарелку супу. Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

— Я уже покушал-с… Мерси-с… — пробормотал он. — Был я с визитом у дяди, протоиерея Елеева, и он упросил меня… тово… пообедать.

Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок. Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

«Заметят… И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. Господи, хоть бы скорее обед кончился! В трактире ужо пообедаю!»

После третьего блюда он робко, одним глазком поглядел на француза. Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. Поглядев друг на друга, оба еще более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

«Заметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! А он, мерзавец, кляузник. Завтра же донесет директору!»

  1. Съели хозяева и гости четвертое блюдо, съели, волею судеб, и пятое…
  2. Поднялся какой-то высокий господин с широкими волосистыми ноздрями, горбатым носом и от природы прищуренными глазами. Он погладил себя по голове и провозгласил:
  3. — Э-э-э… эп… эп… эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. Громкое «ура» пронеслось по всем комнатам. Дамы заулыбались и потянулись чокаться. Пустяков поднялся и взял свою рюмку в левую руку.

— Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — Заставьте ее выпить!

На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. Тот глядел на него удивленными, вопрошающими глазами. Губы его хитро улыбались и с лица медленно сползал конфуз…

— Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — Передайте бутылочку по принадлежности!

Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке и… о, счастье! Пустяков увидал на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна![ 4 ] Значит, и француз сжульничал! Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился… Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

  Список литературы для ЕГЭ по литературе 2021: ФИПИ

— А-а-а… гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

— Да-с! — сказал Пустяков. — Удивительное дело, Юлий Августович! Как было мало у нас перед праздниками представлений! Сколько у нас народу, а получили только вы да я! Уди-ви-тель-ное дело!

Трамблян весело закивал головой и выставил вперед левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

«Знай я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира[ 5 ] нацепил. Эх, не догадался!»

Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив.

Примечания

i) Впервые напечатан в «Осколки», 1884, № 2, 14 января (ценз. разр. 13 января), стр. 4—5. Подпись: А. Чехонте.

Источник: Полное собрание сочинений и писем в 30 томах (М.: Наука, 1974—1983).

1) Коллежский регистратор — низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII—XX веков, а также чиновник, обладавший таким чином.

2) Поручик — чин, (воинское звание) младшего офицерского состава, соответствующее званию лейтенанта.

3) Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.

4) Орден Святой Анны — орден Российской империи (с 1797 года), который превышал, по своему статусу, орден Святого Станислава.

5) Орден Святого Владимира — орден Российской империи (с 1782 года). Учреждён в честь князя Владимира Крестителя в 1782 году и являлся до 1917 года наградой для широкого круга военных в чине от подполковника и чиновников среднего ранга. По своему статусу, орден превышал Орден Святого Станислава и Орден Святой Анны.

Краткое содержание Чехов Детвора для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Детвора

В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры.

Они охвачены азартом и их эмоции неподдельны, каждый думает о чем-то своем. Один из игроков ждет подвох и драку, второй играет ради денег, хочет таким образом заработать, а третий просто рад обстановке и времяпрепровождением со своими одногодками.

Антон Павлович очень красочно и ярко описывает весь ход игры, и выпавшие комбинации из цифр смешно называет.

В данном тексте показано, как дети воображают себя взрослыми во время простой игры. Родители оставили их одних уйдя в гости на крестины, и дети могут делать все, что хотят.

Они могут играть до самого позднего вечера, играть на деньги. Чехов раскрыл характер каждого ребенка. Всего же в данном действии участвуют пятеро детей, а Вася грустит в гостиной. Гриша ходивший в подготовительный класс сел играть дабы заработать. Мальчик с жадностью распихивает деньки по своим детским карманам.

А вот его сестренка по имени Аня, играет не ради финансов, они ей не интересны. Она, таким образом, тешит свое самолюбие, несмотря на то, что ей всего шесть лет. Девочка слишком внимательно следит за всем происходящим и держит все под своим контролем.

Младшенькая Соня просто улыбается, хлопая в ладоши, получая от всего происходящего массу удовольствия. Андрей – сын кухарки, завороженно следит за счетом, цифры кажутся ему чем-то нечто магическим и загадочным.

Также в игре принимает участие Алеша, с первого взгляда он кажется флегматичным, но на самом же деле он чертовски жаждет скандалов и всячески провоцирует к ним и боится пропустить хоть малейшую деталь ругани.

После описания играющих детей идет описание самой игры. Дети громко выкрикивают цифры, вступают в спор и громко хохочут. Но и естественно не обошлось без взаимных претензий, к примеру, Андрей обвинял Гришу в мошенничестве из-за его жадности. Ребята чуть не подрались. Через короткое время все опять помирились и смеются. А Алеша счастлив от того, что был скандал и он его видел.

После грусти в гостиной, Вася решается присоединиться к компании игроков. Все требуют от него денег и добрая Соня сделала ставку за него.

  «Маленький мук» — читательский дневник по сказке В. Гауфа

Все ребятишки не ложатся спать, обосновывая это тем, что не уснут без рассказа о крестинах. Они это с такой уверенностью утверждают…

Но Соня все же засыпает первой, прям за столом. Дети решили отвести ее на мамину кровать и сами там же уснули.

Читая данный рассказ, стоит задуматься о воспитании своих детей. Ведь многие родители забывают об элементарных правилах, которым необходимо обучать детей и себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читать краткое содержание рассказа Детвора

Чехов через игру раскрывает характер каждого ребенка: даже ещё не полностью оформившийся характер, а нрав и предрасположенности. Например, самый старший – Гриша (он уже ходит в подготовительный класс) играет ради денег, жадно хватает их, прячет по карманам. Сестра его Аня, наоборот, думает только о самолюбии – в шестилетнем-то возрасте.

Она внимательно следит за игроками, всех контролирует, краснеет и бледнеет. Младшая Соня получает удовольствие от процесса игры – она смеется, хлопает в ладоши. Сын кухарки Андрей наслаждается счётом, мечтательно глядит на магические цифры. Ещё играет Алеша, он лишь по виду «флегма», за безразличным спокойствием он скрывает жажду скандалов.

Он даже на секунду боится отойти, чтобы не пропустить какое-нибудь недоразумение.

Описание игроков сменяется бодрым, шумным описанием игры: выкрикивают цифры, все смеются, спорят… Впрочем, не обходится без недоразумений. Андрей обвиняет жадного Гришу в мошенничестве. Почти началась драка! Но уже через пять минут все снова смеются. И только Алеша особенно счастлив, ведь «скандал» состоялся.

К игре хочет присоединиться «богатый» (у него целый рубль) пятиклассник Вася. Но все требуют у него копейки, чтоб не нарушать правила… Может быть, не помнят, что в рубле много копеек. В итоге добрая Соня ставит копейку за Васю. Дети ждут возвращения родителей, хотя ребятам бы уже ложиться спать. Но они точно не заснут без рассказов о крестинах. По крайней мере, дети утверждают это…

Но первой засыпает Соня – прямо за столом. Девочка заснула «случайно». Дети отводят её на мамину постель, но вскоре там засыпают все. И все копейки забыты – до новой игры.

Дети ещё умеют отключаться от своих игр, в отличие от взрослых. Ребята понимают, что это всего лишь игра, даже если поругались в процессе, то дрязги можно оставить в игре – не выносить в настоящую жизнь.

Оцените произведение:

«Крыжовник» краткое содержание рассказа Антона Чехова – читать пересказ онлайн

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе». Отец Чимша-Гималайский оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате», Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку».

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Читайте также:  Каковы причины человеческого равнодушия?

Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе», так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин».

Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие». У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины», словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты».

Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым.

Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Счастливые люди живут, словно в «гипнозе», не замечая многого вокруг себя.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком», что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо.

Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом», но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь».

КрыжовникТекст

Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет.

Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным.

Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

– В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, – сказал Буркин, – вы собирались рассказать какую-то историю.

– Да, я хотел тогда рассказать про своего брата.

Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать, но как раз в это время пошел дождь. И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится. Иван Иваныч и Буркин остановились в раздумье; собаки, уже мокрые, стояли, поджав хвосты, и смотрели на них с умилением.

– Нам нужно укрыться куда-нибудь, – сказал Буркин. – Пойдемте к Алехину. Тут близко.

– Пойдемте.

Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу. Скоро показались тополи, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было Софьино, где жил Алехин.

Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой.

Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга.

В одном из амбаров шумела веялка; дверь была открыта, и из нее валила пыль. На пороге стоял сам Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика.

На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли. Он узнал Ивана Иваныча и Буркина и, по-видимому, очень обрадовался.

– Пожалуйте, господа, в дом, – сказал он, улыбаясь. – Я сейчас, сию минуту.

Дом был большой, двухэтажный. Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая, и пахло ржаным хлебом, дешевою водкой и сбруей.

Наверху же, в парадных комнатах, он бывал редко, только когда приезжали гости.

Ивана Иваныча и Буркина встретила в доме горничная, молодая женщина, такая красивая, что они оба разом остановились и поглядели друг на друга.

– Вы не можете себе представить, как я рад видеть вас, господа, – говорил Алехин, входя за ними в переднюю. – Вот не ожидал! Пелагея, – обратился он к горничной, – дайте гостям переодеться во что-нибудь. Да, кстати, и я переоденусь. Только надо сначала пойти помыться, а то я, кажется, с весны не мылся. Не хотите ли, господа, пойти в купальню, а тут пока приготовят.

Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню.

Краткая история создания рассказ «Крыжовник»

Антон Чехов написал данное произведение в 1898 году. Впервые рассказ “Крыжовник” опубликовали в год написания в журнале, который называется “Русская мысль”. Данное творение писатель продумывал и записывал в Мелихове. Вообще произведение входит в трилогию вместе с такими работами как: “О любви“ и “Человек в футляре”.

Идея рассказа появилась у Чехова после того, как юрист-Анатолий Кона рассказал историю про чиновника, который всю жизнь хотел сделать себе мундир с золотой отделкой. Данная история так тронула писателя, что он решил написать о ней целый рассказ.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Пересказ тезисно

Недавно прошел сильный дождь. Иван Иванович и Буркин идут по проселочной дороге уставшие и в грязи. Решают свернуть в гости к местному помещику Алехину, Алехин встречает их в таком же виде и предлагает всем вместе помыться и переодеться. После процедур посвежевший Иван Иванович поведал о своем брате.

Николай был мелким служащим. Отказывал себе во всем, даже в элементарных потребностях, движимый давней мечтой заиметь поместье и высадить в нем кусты крыжовника. Позже он женится на состоятельной вдовушке, не дает ей пользоваться деньгами, состояние кладет в банк на свое имя. Вскоре жена умирает, и Николай, вступив в наследство, исполняет свою мечту.

Но Иван Иванович замечает, что имение далеко не самое лучшее, брат стал плохо выглядеть, а ведет себя как богатый дворянин, коим не является. И даже его крыжовник оказывается несладким и слишком твердым. Тут Иван понимает, что его брат, он сам и еще множество людей тратят свою жизнь на пустое.

Что есть в мире люди, которым необходима помощь, но все, кто считает себя благополучным и счастливым, не видят этого и не хотят видеть.

Главные герои и их характеристика:

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский. Является братом главного героя, Николая Ивановича. Работает ветеринаром, имеет звание дворянина. Весь рассказ ведётся от его имени. Очень предвзято относится к своей личности, так как считает, что имеет большое количество пороков и изъянов.
  • Николай Иванович Чимша-Гималайский. Является младшим братом Ивана Ивановича. Родился в семье дворян, но сейчас является помещиком. Работает чиновником в городе, данная профессия не доставляет ему никакого удовольствия. У героя была мечта, купить усадьбу и посадить там крыжовник. Чтобы достичь своей цели, он превратился из скромного и порядочного гражданина, в злого и раздраженного мещанина.
  • Буркин. Молчаливый и безразличный молодой человек, работает в гимназии. Он не понял смысла рассказанной Иваном Ивановичем истории, так как является ярко выраженным представителем “футлярности”. Его интересуют только женщины и интеллигентные люди.
  • Алехин. Помещик все время занимается свои хозяйством. По внешнему виду он высокий и полный, в возрасте 40 лет. Очень гостеприимный, имеет большой двухэтажный дом. Так же как и Буркин является представителем “футлярности”.

Основная идея

В кратком содержании рассказа А.П. Чехова “Крыжовник” отображается мысль о поведении человека благополучного, сытого и богатого. Произведение было написано в 1898 году, через 37 лет после отмены крепостного права. Сам Антон Павлович был из рода крепостных, и вся его жизнь, начиная с детских лет, была нелегкой.

Автор обращает внимание читателя на то, как меняет человека богатство. Даже если оно было добыто нечестным путем, никакой вины за собой он не ощущает. Получив желаемое, герой рассказа Николай не видит, что земля, на которой он поселился, отравлена заводами. Крыжовник, о котором он так мечтал, кислый и невкусный.

Мнимое благополучие делает из него сытого и надменного человека, который уже считает себя дворянином, хоть и не является им.

Из краткого пересказа произведения видно, как автор пытается достучаться до тех, кто обладает средствами помочь страждущим. Зная о горестях бедняков не понаслышке, Чехов в “Крыжовнике” призывает богатеев не замыкаться в собственном мире, а смотреть шире, замечать других. Нужно творить добро, пока есть силы.

Основные персонажи

  • Иван Иванович — старших из братьев Чимша-Гималайских, врач-ветеринар. На склоне лет осознал, для чего нужно жить.
  • Николай Иванович — младший брат. Положил всю жизнь на достижение цели, считает себя счастливым человеком.
  • Алехин — владелец имения средней руки. Работяга, погрязший в делах, гостеприимный и хлебосольный хозяин.
  • Буркин — давний товарищ Ивана Ивановича, преподаватель в гимназии. Любитель изящных людей, видимого благополучия.
Ссылка на основную публикацию