Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы добавить в закладки

Образ России в поэме «Мертвые души» кратко характеризует жизнь людей в стране в период девятнадцатого века. Гоголь создал знаменитое произведение в 1841 году. Каждая часть композиции описывает конкретного помещика, знакомящегося с главным героем. Через богатство образов автор передает разнообразие характеров, различия в уровне жизни простых крестьян, помещиков. Главный образ поэмы – русский народ, Россия. Каждый сюжетный поворот связывает события, давая точную характеристику определенной категории людей: чиновникам, помещикам, крестьянам.

Отдельно писатель выделил дорогу. Герой по имени Павел – главный персонаж, пребывающий в постоянном движении. Он переезжает из одной усадьбы в другую, заводя знакомства с зажиточными горожанами.

Каждый переезд – своеобразный урок, позволяющий Чичикову иначе взглянуть на крепостное общество, дворянские сословия.

Параллельно автор описывает красоты природы, с которыми встречается персонаж в дороге.

Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»? Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

Образ России в «Мертвых душах» – кратко

До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:

  • Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
  • Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
  • Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
  • Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
  • Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.

Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему. 

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Смотри также:

  • Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения

Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме. Уроки литературы в 9 классе

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 60. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

Урок 61. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

Урок 62. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

Урок 63. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова

Урок 64. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Урок 65. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

Урок 66. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос

УРОК 64
Н. В. ГОГОЛЬ. «МЁРТВЫЕ ДУШИ»:

ОБРАЗ РОССИИ, НАРОДА И АВТОРА В ПОЭМЕ[2]

Основное содержание урока


«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления.

Основные виды деятельности.

Выразительное чтение. Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме». Определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы (лирических отступлений). Выявление в поэме признаков эпического и лирического родов

«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме

I. Рассматривание и обсуждение титульного листа к поэме «Мёртвые души»

, созданного Н. В. Гоголем:

Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»? — Почему слово поэма начертано более крупным шрифтом, чем название? (Возможно, автор подчёркивает значительность произведения, задуманного в духе древнего эпоса.) — Что символизируют черепа и скелеты вокруг букв? (Черепа и скелеты «говорят» о теме поэмы — путешествии в царство мёртвых.) — Какие черты быта города и помещичьих усадеб запечатлены на титульном листе? (Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта города и помещичьих усадеб, то есть России.) — Почему вверху изображена бегущая лошадь, запряжённая в коляску? (Это символ России, находящейся в движении, летящей вперёд.) — Какие ещё детали титульного листа привлекли ваше внимание?

II. Вступительная беседа:

— Почему Н. В. Гоголь считал своё произведение поэмой о величии России? — Почему председателя цензурного комитета Голохвастова возмутило название поэмы? («Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мёртвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия».) — Вспомните, какие смыслы вкладывал Н. В. Гоголь в название поэмы.

— Как эта мысль Данте трансформируется в поэме Н. В. Гоголя?

1. Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, — крепостные души. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. 2. Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это иносказательный, метафорический смысл поэмы. 3. Моральный смысл: не может быть человека без души, такого не должно произойти. 4. Глубокий духовный смысл поэмы раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мёртвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека.

III. Аналитическая беседа:

— Есть ли в поэме живые души? Что Н. В. Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе? Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь? — Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при этом выявляется? — Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит восхищение умениями русского человека. — Что удивляет писателя в слугах Ноздрёва и Чичикова? О каких качествах слуг автор пишет с иронией? — Перескажите историю капитана Копейкина. Какие качества русского человека присущи Копейкину? *Какой смысл заключён в его фамилии? — Как отразилась тема народа в поступках жителей села Вшивая-спесь? — В поэме Н. В. Гоголь упоминает о «грустной, хватающей за душу песне». Как этот мотив связан с темой живой души? — Докажите, что в поэме Н. В. Гоголя проступают «позади мёртвых душ — души живые» (А. И. Герцен). Что такое живые души? Найдите примеры в главах V, VII и XI.

IV. Практическая работа.
Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме»
.

Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

V. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления Групповая работа. Подбор цитат на тему «Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы».


Группа 1. Глава V.

Прочитайте лирическое отступление о метком русском слове со слов «„А! заплатанной, заплатанной!“ — вскрикнул мужик…» до конца главы.

Что восхищает автора в русской речи и метком русском слове? Докажите, что богатый язык является признаком величия страны.

Группа 2. Глава VII.

Прочитайте лирическое отступление со слов «Счастлив писатель…» до слов «…гром других речей».

Какой тип писателя характерен для русской литературы? В чём его долг перед Отечеством?

Группа 3. Глава XI.

Прочитайте лирическое отступление о Руси со слов «Русь! Русь! вижу тебя…» до слов «…незнакомая земле даль! Русь!..».

Какая сила влечёт русского человека к Родине, несмотря на её бедность и убогость? Почему выразителем духа русского человека является русская песня?

Группа 4. Глава XI.

Прочитайте лирическое отступление со слов «Какое странное, и манящее, и несущее…» до слов «…сколько перечувствовалось дивных впечатлений!». Почему для Н. В. Гоголя дорога — символ Родины? Почему пребывание в дороге целительно для русского писателя? *Прокомментируйте смысл образа дороги с позиций времени и пространства.

  • Обобщающая беседа:
  • Итоговые вопросы:
  • Домашнее задание
  • Групповые задания.
  • Подготовиться к семинарскому занятию на тему «Поэтика „Мёртвых душ“», обдумав следующие вопросы:

Какова роль в поэме лирических отступлений? Каким в них предстаёт образ автора? Как меняется его отношение к Родине на протяжении первого тома? Какие причины побудили Гоголя рисовать свою Родину сатирически? *Создавая «Мёртвые души», Н. В. Гоголь брал на себя миссию пророка и проповедника. Можно ли утверждать, что автор выступил в этих ролях уже в первом томе? Обоснуйте свой ответ.
Какой путь нравственного возрождения хотел показать Гоголь? Какие «живые души» проступают в поэме «позади мёртвых»? Какие нравственные проблемы поднимает Н. В. Гоголь в лирических отступлениях?
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока. Изучить статьи учебника «Своеобразие замысла и повествования» и «Построение характеров героев». Составить конспект фрагмента статьи В. Г. Белинского «„Похождения Чичикова, или Мёртвые души“. Поэма Н. В. Гоголя» (по выбору учителя) (см. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/gvs/gvs-358-.htm?cmd=p — критика второго издания «Мёртвых душ»).

— Как проявился фольклоризм в гоголевском повествовании? — Какова роль комического в поэме? — Каков художественный смысл лирических отступлений? — *Как оценил В. Г. Белинский «Мёртвые души»?

Следующий урок: Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Нравственно-философская проблематика поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”

По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия.

Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. “…

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, – писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.

Прежде всего, построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”.

Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче и Манилове).

Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым.

Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

Читайте также:  Почему важно уметь признавать свои ошибки?

Сатирическая направленность поэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная с Манилова и, завершая Плюшкиным, который уже “обратился в прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.

Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских помещиков.

Гоголь выдвигает на первый план морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничество у Собакевича и пр.

Широта обобщения образов органически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненной осязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации их типических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализация приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.

За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования – Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца.

Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление – капитал.

Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути.

Замечательно, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория).

Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну – связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений.

Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их “уделах”.

В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11 глава, завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

Как видно от главы к главе, темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина).

Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.

В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.

Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных идей писателя.

Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы.

Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером.

По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати.

“Повесть о капитане Копейкине” на короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но эта смена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.

Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

Образ Руси в поэме Мёртвые души Гоголя сочинение

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни».

Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии.

Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей.

Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла.

В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом.

Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка.

В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни.

Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность.

Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого.

Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе.

Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке.

Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинского, увидел «плодовитое зерно русской жизни».

Чем дальше движется сюжет «Мертвых душ», тем больше расширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России. Гоголь чувствует душу русского народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни.

Рассуждения Чичикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значение. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков.

Писатель не верит в покорность и смирение мужика. «Бог ведает, трудно знать, что думает дворовой крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставления», — многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию.

Гоголь далек от революционных настроений, но в данном случае он восхищается своим народом.

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы».

Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива.

Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа.

Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Читайте также:  Анализ романа «Приглашение на казнь» (В. Набоков)

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги.

Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок.

А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Вариант 2

Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам.

Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре.

К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.

Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.

Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно.

По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности.

Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.

Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.

Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним.

Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих.

Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.

Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.

  Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Другие сочинения: ← Крестьянская Русь в поэме Мертвые души↑ ГогольТема искусства в повести Портрет →

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета.

Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво.

Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова.

Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет.

Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь.

И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

— слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Автор спрашивает: «

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может.

Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы.

Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры.

Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью.

Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы.

Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г.

Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ.

Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы.

Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Повторение поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Уроки литературы в 10 классе

Система уроков по творчеству Н. В. Гоголя

УРОК 52*[2]
«Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не „сюжет“…»[3]

Повторение поэмы «Мертвые души»[4]

В 10 классе поэма «Мертвые души» может восприниматься школьниками на более высоком уровне, поэтому работа на уроке должна быть направлена не только на повторение уже известного, но прежде всего на осмысление поэмы на новом уровне.

Беседу с классом

можно сочетать с сообщениями десятиклассников о самостоятельных ученических исследованиях.

Вопросы и задания для индивидуальных сообщений учащихся 1. Проследите отражение замысла «Мертвых душ» в «Авторской исповеди» и переписке Гоголя. Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?


1835 год, октябрь

— «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

2. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». Какова связь между «Мертвыми душами» Гоголя, поэмами Гомера

и «Божественной комедией» Данте?

Гоголь в 11-й главе «Мертвых душ» шутливо замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица». «Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Писатель над вторым томом бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 г. он был сожжен. В 1848 г. снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы, но и от жизни. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из ближайших друзей Гоголя критик П. В. Анненков.

Читайте также:  Сочинение на тему: Идеальная жизнь в представлении И. И. Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Поэтому «Мертвые души» — это поэма о восстановлении человеческого духа.

3. Оценка поэмы «Мертвые души» в литературной критике (В. Белинский, П. Плетнев, С. Шевырев, К. Аксаков).

Повторить особенности композиции поэмы, ее образной системы и художественной структуры поможет лекция учителя или работа в группах. Группа 1. Художественный смысл образов помещиков

в «Мертвых душах».

2—6-я главы поэмы отличаются общностью композиции. В образах помещиков Гоголь показывает историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин. Считая себя облеченным миссией пророка, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и пороки и помочь избавиться от них. Авторские мысли о человеческой душе отчетливо звучат в сценах купли-продажи «мертвых душ». В сцене с Маниловым в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар. Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!» Коробочка не бранит своих усопших крестьян, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия — «воскресшая». Сцена сделки с Ноздревым показывает, что если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки. Собакевич как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. В сцене сделки с Собакевичем звучит мысль автора о том, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств». Плюшкина, как и Чичикова, Гоголь хотел сделать персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Поэтому автор подробно описывает прошлое героя, рисуя историю обнищания человеческой души. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути. В этом иносказательное напоминание автора, что надо поднимать не вещи, а души, спасать их. Ведь главной в «Мертвых душах» является идея духовного воскресения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Именно Плюшкин на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!» Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на улице вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это? Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, здесь свое небо, свое солнце, царят покой, уют, но все мертво, все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Группа 2.
Образ города в поэме «Мертвые души».

Пафос изображения губернского города N и его обитателей (гл. 1, 7—10) также объясняется главным замыслом поэмы — воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека», чтобы люди испугались, пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души. Улицы города, вывески на домах, присутственные места, трактир, бал у губернатора — это олицетворение «городского безделья», пустоты и пошлости. Гражданская палата — «храм Фемиды» — это цитадель взяточничества, лжи и казнокрадства. В городе все окостенело, омертвело, лишилось движения, и только в палате жизнь кипит. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Здесь важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада, хоть и комического, но истинно русского. Даже «мелкий бес» — палатный чиновник почитает председателя солнцем, его кабинет раем, а гостей святыми ангелами. Сплетни о Чичикове городские чиновники и их жены приняли так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело». Таким образом, жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. Как индивидуальное задание можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Они очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо уездного городишки показан город губернский, «невдалеке от обеих столиц». Вместо городничего — губернатор. А жизнь та же — пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь». По мысли Гоголя, это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе», которое не нашло правильной дороги для спасения души.

  • Группа 3. Жизненный путь Чичикова
  • и образ дороги в поэме.
  • Индивидуальные вопросы и задания

Описание истории души Чичикова автор дает лишь в последней главе, и само повествование строится как жизнеописание. Это необходимо, чтобы показать цель жизни героя, степень его нравственного падения и причины, к этому приведшие. Чичиков — новое явление русской жизни, герой своего времени, но он далек от капиталистических помыслов, мечтая лишь о приобретении сельца в Херсонской губернии. «Итак, припряжем подлеца», — говорит о нем автор, давая герою однозначно отрицательную характеристику. Однако он наделен и недюжинными способностями, и энергией. Павел Иванович становится «душой общества», умеет «во всем как-то найтиться». Его речь живая и изменяется в зависимости от того, с кем он говорит. Обладает герой живой душой или подобен мертвым душам? — вот проблема, которую ставит автор перед читателем.
1. Выявите художественный смысл «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Как связаны Чичиков и Копейкин? 2. В чем общность и различие Чичикова и Молчалина? 3. Проследите, где в тексте поэмы говорится о дороге. («Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“. И как чудна она сама, эта дорога!»; «Наша земная, подчас и скучная дорога»; «Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»; «Но при всем том трудна была его дорога»; «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»; «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»). Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? В чем символический смысл образа дороги? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? Говоря о дороге Чичикова, важно заметить, что герой «оставил на дороге» и что сумел сохранить — проявление живого человеческого чувства. По замыслу Гоголя, его герой должен обрести душу и возродиться, а задатки для этого у него есть. Интересно, что тезка героя апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру. Образ дороги в поэме имеет символическое значение: дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев, всего человечества, самого автора. Автор видит спасение души в указании дороги вверх, к Богу. Это дорога-надежда, дорога в духовное будущее России.

Группа 4. Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.

Временной и пространственный смысл поэмы символичен: Чичиков совершает путешествие в царство мертвых. Однако слова «мертвый» и «живой» в художественной ткани поэмы многозначны, как и смысл ее названия. Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Мертвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Мертвой души быть не может, потому что она бессмертна. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записке: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, «если захотят». Вместе с тем в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые», души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души. Для этого в поэме выведены образы русского народа, крестьян. Дорогу из имения Коробочки показывает Чичикову крестьянская девочка Пелагея, отличные характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам, торгуясь за каждую душу, часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу» русской песне.

Группа 5. Образ автора в поэме «Мертвые души».

Образ автора отчетливо проступает в поэме и выражается в ее комическом пафосе, умении Гоголя мастерски использовать средства создания комического (гиперболы, неожиданность, несоответствие; принципы художественной условности и т. д.). Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором (пословицы, поговорки, притчи, приметы). Важную роль в поэме играет лирический элемент, эмоциональное, авторское начало (лирические отступления). Благодаря композиции поэмы в ней достигнуты гармония и единство сатирического и лирического начал. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими размышлениями и чувствами. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним о судьбе России, о мире, забывшем о душе, чтобы читатель понял, что бездуховность — истинная причина распада душ — гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Родины, возврат утраченных идеалов духовности, воскресение человеческих душ.

Индивидуальные вопросы и задания

1. Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (глава 1). Что характерно для языка лирического отступления? 2. Сопоставьте лирическое отступление в X главе поэмы с «Думой» Лермонтова. Что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итог урока.

«Мертвые души» — это книга о восстановлении человеческого духа, о нравственно-религиозном спасении человека. По мысли Гоголя, мир идеальный — это мир бессмертных и чистых человеческих душ. И потому этот мир нельзя воссоздать только эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. «Враждебным словом отрицанья», «карающею лирой» сатиры Гоголь клеймит пороки людей, надеясь очистить души от скверны, борясь за них с властью дьявола. Лучшими струнами своего сердца он надеется возродить падшие и заблудшие души. Именно бессмертие души вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев, и всей жизни, и, следовательно, всей России.

Следующие уроки: * Урок 53. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. «Письмо к Гоголю» Белинского >>>

Ссылка на основную публикацию