Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

  • Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году запланировано на 1 декабря. Резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года.
  • Продолжительность итогового сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут. Начало экзамена — 10:00.
  • Заявление на участие необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например, в Москве, подать заявление можно самостоятельно через онлайн-сервис.
  • Экзамен проводится обычно в школе. Проверяют работы школьные учителя, но могут быть привлечены и независимые эксперты. Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт — незачёт».
  • Дата публикации результатов — не позднее 15 декабря.

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.

Вы можете спросить, а зачем в конечном итоге выпускнику так подробно останавливаться на статусе надпредметности экзамена? Ответ на этот вопрос помогает понять, какие произведения можно использовать на итоговом сочинении в качестве примеров-аргументов. Вот цитата из свежей «Инструкции для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в городе Москве» с сайта столичного РЦОИ:

Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

Критерии оценивания итогового сочинения даже в методических справках называют «мягкими», именно поэтому «зачёт» с первого раза не получают ежегодно всего лишь 1-2% участников. Со второй и третьей попытки «зачёт» получают почти все. Для сравнения, ЕГЭ по обществознанию и биологии в 2021 году не сдали 18% участников.

Кстати! Итоговое сочинение дают переписать в резервные дни даже тем, кто был удалён за списывание. Если педагогическим советом школы будет принято решение дать второй шанс, то нарушитель может писать итоговое сочинение повторно. На ЕГЭ такой «номер» не пройдёт: все нарушители могут сдать единый госэкзамен только через год.

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

  • Выпускники 10-х классов, сдающие ЕГЭ досрочно. Выпускники 10 классов могут досрочно сдать любой ЕГЭ при соблюдении некоторых условий, а вот итоговое сочинение всё-таки придётся писать в 11 классе (в конце первого полугодия). Прохождение через этот промежуточный экзамен учениками 10 классов не предусмотрен законом: «Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов. Таким образом, участие в итоговом сочинении при прохождении ГИА по отдельным учебным предметам по окончании 10 класса не предусмотрено».
  • Выпускники прошлых лет. Допуск к ГИА повторно не нужен. Но право зарегистрироваться на итоговое сочинение у них есть: если они хотят, например, получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения, никто не может им запретить написать сочинение ещё раз. В случае повторной сдачи экзамена выпускником прошлых лет предыдущий результат аннулируется.
  • Выпускники СПО. Выпускники СПО (колледжей и техникумов, например) пишут итоговое сочинение по желанию, например, для использования его результатов при поступлении в вузы. Для этого они должны вовремя подать заявление на участие в итоговом сочинении в местах регистрации, указанных органами исполнительной власти (ОИВ), и выбрать дату написания сочинения в уже имеющемся расписании.
  • Выпускники, имеющие право вместо итогового сочинения писать изложение. К ним относятся: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды; учащиеся, получающие среднее общее образование в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

  • МГУ им. М. В. Ломоносова — до 2 баллов
  • НИЯУ МИФИ — до 2 баллов
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — 1 балл
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) — 2 балла
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов
  • Смольный институт Российской академии образования — 1 балл
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» — 1 балл
  • Санкт-Петербургская православная духовная академия — до 5 баллов
  • Международный банковский институт — 2 балла
  • ИТМО — 1 балл
  • Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА имени К. И. Скрябина) — 2 балла
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского — 3 балла
  • Санкт-Петербургская юридическая академия — до 5 баллов
  • Международный банковский институт — 2 балла
  • Российская экономическая школа — 10 баллов
  • Академия труда и социальных отношений — 10 баллов
  • Институт экономики и культуры — 10 баллов
  • Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук — 5 баллов
  • Московский университет имени Витте — 3 балла
  • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)— 2 балла
  • Московский государственный психолого-педагогический университет — 1 балл
  • Московская международная высшая школа бизнеса — 1 балл
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна — 10 баллов
  • Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича — 1 балл
  • Челябинский государственный университет — 10 баллов
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского — 5 баллов
  • Донской государственный технический университет — 5 баллов
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники — 2 балла
  • Южный федеральный университет — 1 балл
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта — 1 балл

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение.

Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы.

В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов?В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году.

Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится.

Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Забвению не подлежит

Приветствую всех! Начинаем подготовку к итоговому сочинению 2020—2021 учебного года!

  • Сегодня разберём направление «Забвению не подлежит».
  • Направление итогового сочинения 2020—2021 «Забвению не подлежит».
  • Комментарий от ФИПИ: ​​​​

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.

Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Читайте также:  Анализ повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

  1. Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.
  2. Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.
  3. В контексте данного направления также следует рассмотреть слово «память».

Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

Список книг к направлению «Забвению не подлежит»

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов»
  3. Н. Островский «Как закалялась сталь»
  4. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат»
  5. А.Н. Толстой «Петр I»
  6. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  7. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  8. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
  9. В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
  1. Е.И. Замятин «Мы»
  2. Дж. Оруэлл «1984»
  3. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  4. Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  5. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  1. В.А. Обручев «Земля Санникова»
  2. Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара»
  3. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», «Мама»
  4. А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур»
  5. К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  6. Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег»
  7. В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
  8. М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон»
  9. Ю.В. Бондарев «Горячий снег»
  10. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  11. В.В. Быков «Обелиск»
  12. В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)»
  13. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
  14. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»

Лирика

  1. А.А. Ахматова «Реквием»
  2. О.Ф. Берггольц «Памяти защитников»
  3. А.А. Блок «Двенадцать»
  4. И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
  5. В.С. Высоцкий «Памятник»
  6. Г.Р. Державин «Памятник»
  7. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
  8. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»
  9. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»
  10. А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин»
  11. С.П. Щипачев «Павшим»

Приблизительные темы сочинений для подготовки:

  1. Почему нельзя забывать о войнах?
  2. Какое событие начала XXI века, по-Вашему, наиболее важно для истории человечества?
  3. Какое событие начала XXI века, по-Вашему, наиболее важно для России?
  4. Какое событие XX века, по-Вашему, наиболее важно для истории человечества?
  5. Какое событие XX века, по-Вашему, наиболее важно для нашей страны?
  6. Какое событие XIX века, по-Вашему, наиболее важно для истории человечества?
  7. Какое событие XIX века, по-Вашему, наиболее важно для России?
  8. Какая историческая личность, на Ваш взгляд, не должна подлежать забвению?
  9. Какое достижение науки перевернуло ход истории?
  10. Почему научные достижения не подлежат забвению?
  11. О каком русском учёном нельзя, по-Вашему, забывать?
  12. Как предметы искусства помогают сохранять память о прошлом?
  13. Что должен сделать человек при жизни, чтобы его не забыли после смерти?
  14. Что помогает нам хранить память о прошлом?
  15. Как вы понимаете слова «историю пишут победители»?
  16. Прокомментируйте слова Бальтасара Грасиан-и-Моралеса: «Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества».
  17. Как Вы понимаете слова Айрис Мердок «Человеческая способность забывать поистине безгранична»?
  18. Согласны ли вы со словами Дж.Роулинг: «Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем»?
  19. Согласны ли вы со словами Я.Л. Вишневского: «Нет лучшего способа отомстить, чем стереть из памяти»?
  20. Как Вы понимаете слова «Забвение – род свободы»? (Джебран)

Итоговое сочинение: направление №1 «Забвению не подлежит»

Вам понравилось первое направление итогового сочинения «Забвению не подлежит»? Давайте разбираться, о чем можно и нужно в нем писать.

Можно размышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.

Объем сочинения: оптимально 350-450 слов. Помните, что если в сочинении меньше 250 слов, эксперт автоматически ставит «незачет» и не проверяет работу.

Стиль написания: любой кроме разговорного.

Темы итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»

Поскольку конкретных тем сочинения мы не знаем, мы можем лишь представить, какими они могут быть. Очень часто темы даются в виде вопроса. Например, в рамках этого направления тема может быть сформулирована так:

  • «Что человечество как род обязано ценить вечно?»
  • «Что человек должен помнить всегда?»
  • «Какие события отечественной истории радикально повлияли на русский народ?»
  • «Правда ли, что истинное искусство никогда не умирает?» и т.д.

Итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с четким планом.

1. Вступление

В первой части сочинения (вступлении) нужно раскрыть основную мысль темы, ввести в курс дела предложенной проблемы.

Во вступлении Вы можете упомянуть основные понятия направления (например, общество, социальный конфликт, самобытность, индивидуальность и др.), дать им краткие пояснения.

Также во вступлении можно в одном-двух предложениях порассуждать и задать вопросы, которые приходят Вам на ум, когда Вы смотрите на тему сочинения.

В конце вступления ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать переход к основной части (используя специальные клише-связки), где Вы уже будете выражать свою позицию – то есть формулировать тезис и подкреплять его примером из литературы (= аргументировать тезис).

Клише для написания вступления

Перечисление ключевых понятий:

  • «Искусство, память, вечность…»
  • «Война, детство, жизнь…»

Общие рассуждения по теме:

  • «Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…»
  • «Каждый из нас сталкивался с…»
  • «С давних времен человек думал о…»

Вопросы по теме, которые впоследствии позволят сформулировать тезис:

  • «Зададимся вопросом: почему?»
  • «Почему же необходимо?..»
  • «Как нужно относиться к…»

В конце абзаца со вступлением Вам нужно сделать переход к основной части и литературному произведению, которое Вы будете использовать для аргументации своей позиции.

Клише для связи вступления с основной частью:

  • «Замечательным примером, иллюстрирующим…»
  • «Размышляя о вечности, я не могу не вспомнить о романе…»
  • «В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает произведение…»

2. Основная часть

В этой части нужно сформулировать 1 тезис (= основную мысль сочинения) и проиллюстрировать его с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).

Из чего состоит аргумент?

  • обращение к литературе, конкретному произведению. Нужно назвать ФИО автора и его произведение. Также желательно назвать жанр, но если Вы не помните (не уверены, не знаете), то гадать и ошибаться здесь не нужно, пропустите этот пункт, указания автора и названия произведения будет достаточно.
  • анализ литературного произведения. Эксперты, проверяющие работу, ждут, что Вы будете анализировать произведение, обратитесь к конкретному эпизоду или сюжету в целом, и это позволит Вам охарактеризовать героя (героев). Будет не лишним несколько раз упомянуть автора, используя клише. Важно: пересказ произведения никому не интересен, поэтому не пересказывайте сюжет, пересказ не является анализом.

Клише для основной части

Варианты тезисов:

  • «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
  • «Я считаю, что ответить на этот вопрос можно разными способами. Для меня очевидно, что…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
  • «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)

Примеры аргументов (обращений к произведению):

  • «Темы (искусства, войны, человечности и т.д.) раскрывается в произведении (автор, название, жанр)…»
  • «Так, драматург (ФИО) в романе «Название» обращается к теме…»
  • «Мысль о необходимости защищать детей выражена в стихотворении «Название» поэта (ФИО)…»

Анализируем произведения:

  • «Писатель размышляет о…»
  • «Поэт показывает, что…»
  • «Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…»
  • «Автор повествует о…» и т.д.

Если у Вас есть время и желание, Вы можете сформулировать второй тезис и аргументировать его вторым (другим) литературным произведением. Но эксперту достаточно видеть одного тезиса и одного литературно аргумента, чтобы поставить Вам зачет (конечно, если Вы все сделали и написали правильно). Также не забывайте: чем больше Вы пишете, тем выше вероятность допустить ошибку.

3. Заключение

Заключение — это подведение итога всему вышесказанному, выражение надежды на лучшее, возможно, призыв в какому-либо действию и пр.

Клише для заключения

  • «Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…»
  • «В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…»
  • «К какому выводу я пришел, размышляя на тему «»? Мне представляется, что…»
  • «В заключение хотелось бы призвать людей к…» и т.д.

Этот нехитрый план позволит Вам написать качественную работу на итоговом сочинении и получить заветный «зачет»!

Итоговое сочинение-2020: «Забвению не подлежит»

Мы бы не появились на свет, если бы не наши предки. Многие из них жили во времена войн, репрессий, эпидемий, экономических потрясений

ГодЛитературы.РФ

Ольга Разумихина

Поэтому мы должны делать всё, чтобы катастроф, о которых мы узнаём из учебников, романов и фильмов, больше не происходило.

Примерно таких рассуждений от ученика, выбравшего для итогового сочинения направление «Забвению не подлежит», ждут проверяющие. Как бы банально ни звучала эта фраза, история циклична. К сожалению, нынешние политики и учёные, а также деятели культуры и искусства по сей день совершают ошибки, которых они могли бы избежать, если бы почаще обращались к опыту предыдущих поколений.

Читайте также:  Почему разные поколения не понимают друг друга?

Например, в 2014 г. в США разгорелся скандал: безалаберные сотрудники исследовательского центра в Атланте оставили в чулане образцы оспы — вируса, который на данный момент считается побеждённым.

Но что, если он случайно не «вырвется» на волю из какой-нибудь лаборатории (их в мире, кстати, всего две)? Коробку нашла уборщица, которая, к счастью, проявила бдительность и показала находку сотрудникам.

А что, если бы она решила просто её выбросить?

Очевидно, учёные из Атланты забыли об уроках, которые следовало бы вынести из исторических свидетельств о страшных заболеваниях. Например, в начале ХХ в.

в Восточной Азии началась эпидемия так называемого «испанского» гриппа, который, распространившись по всему миру, унёс жизни не менее 40 миллионов человек.

Да и сейчас, спустя почти год после обнаружения коронавируса, эпидемиологическая ситуация остаётся пугающей. Но будут ли люди помнить о том, что происходило в 2020-м, спустя несколько десятков лет?

Впрочем, отвлечёмся (ненадолго) от страшных историй — и разберёмся, как, собственно, писать итоговое сочинение.

В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:

  • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
  • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
  • Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
  • Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
  • Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
  • Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)

Структура итогового сочинения

Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.

Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:

1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).

2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.

3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С.

Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).

4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи.

Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах…

») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).

5 абзац. Краткий пересказ всего, что было написано выше.

«Забвению не подлежит»: примерные темы

  • Человек жив, пока живёт память о нём: могу ли я согласиться с этим утверждением?
  • Почему люди стараются сохранить память о родных и близких?
  • «Беспамятный» человек: какой он и почему его нужно остерегаться?
  • Чему нас учат культурные достижения предков?
  • Роль личности в истории.
  • Почему нельзя забывать об уроках Великой Отечественной войны?
  • Какие исторические события сильнее всего повлияли на ход истории?
  • Какие произведения входят в анналы классики?
  • Нужно ли современному человеку ходить в музеи?

“Забвению не подлежит”: аргументы из художественной литературы

Чтобы написать хорошее сочинение о тяготах войны, стоит прочитать (или перечитать) следующие произведения отечественных классиков:

«Слово о полку Игореве». В период раздробленности Руси (конец XII в.) новгород-северский князь Игорь с братом Всеволодом затевают поход против половцев.

Остальные князья не поддерживают братьев, и их поход оказывается неудачным: многие погибают, сам Игорь оказывается в плену, однако в конце концов возвращается на родину.

Автор укоряет князей, решивших остаться в стороне, и прославляет подвиги Игоря и Всеволода.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Стихотворение построено в форме диалога дяди и племянника. Дядя рассказывает о сражении с Наполеоном (1812 г.), наставляет юношу и выражает беспокойство тем, что, если беда снова придёт на русские земли, нынешнее поколение вряд ли сможет защитить Отечество:

  • Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри — не вы!
  • Плохая им досталась доля:
  • Немногие вернулись с поля…
  • Не будь на то Господня воля,
  • Не отдали б Москвы!

Василь Быков. «Сотников». Действие разворачивается зимой 1942 года: два партизана, Сотников и Рыбак, пытаются добраться до деревни и разжиться продовольствием для своего отряда, окружённого немцами. Автор размышляет о стойкости духа и цене предательства.

Рассуждая о роли личности в истории, стоит обратиться к «Войне и миру» Л. Н. Толстого и вспомнить, какими в романе-эпопее изображены Александр I, Наполеон Бонапарт и Кутузов, а также к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (главы об Иешуа Га-Норци и Понтии Пилате).

Рассуждения о значимости искусства найдутся в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и небольшой зарисовке К. Г. Паустовского «Медные доски», а о том, как важно помнить родных и близких, — в рассказах Т. Н. Толстой «Соня» и Пола Вилларда «Оператор-будьте-добры».

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Методическая разработка Итоговое выпускное сочинение по литературе. Направление Забвению не подлежит. Тема Искусство без срока давности

Искусство без срока давности.

Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством.

Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Искусство без срока давности – это настоящее искусство, оно вне времени. Искусство разных жанров и разных эпох, то, в котором есть красота, гармония, логичность, мастерство творца, которое доступно и понятно, которое затрагивает душу читателя.

Настоящие произведения искусства находятся вне времени ещё и потому, что они не теряют своей актуальности и спустя несколько веков после их создания. Секрет такого «долголетия» шедевров кроется, прежде всего, в их содержании: автор приложил все усилия и создал не теряющие свою значительность образы.

Случается, что произведение не пользуется популярностью у современников, но спустя время оно находит отклик в сердцах потомков. Именно неравнодушие следующих потомков и является одним из основополагающих признаков настоящего искусства.

Признанный величайшим романом из всех, когда-либо написанных, «Война и мир» – это вечный бестселлер,  переиздания которого появляются регулярно, даже спустя почти полтора столетия после первой публикации. Почему роман Толстого по-прежнему привлекает, просвещает и вдохновляет читателей всех возрастов и профессий? 

Этот роман –  зеркало нашего времени. По своей сути, «Война и мир» – это книга о людях, пытающихся найти свою опору в мире, перевёрнутом с ног на голову войной, социальными и политическими переменами, душевным смятением.

Тоска Толстого и его героев знакома и нам, живущим в двадцать первом веке, а его роман может рассказать нам кое-что, важное для нас именно сейчас.

Эта книга показывает, как моменты кризиса могут или «накрыть» нас, или помочь нам открыть в себе глубинные источники силы и творческого духа.

Этот роман –  увлекательнейший исторический урок. В произведении поразительно и поучительно изображена эпоха великих перемен. Толстой оживляет прошлое, погружая читателя в давно забытые мелочи повседневной жизни XIX века.

Читайте также:  Смысл песни Наутилуса «Прогулка по воде»

И ему это так хорошо удаётся, что даже  советские солдаты, которым давали почитать главы из «Войны и мира» во время Второй мировой войны, утверждали, что описание войны Толстым захватывало их больше, чем реальные бои, происходившие у них на глазах.

Десятки тысяч солдат были убиты на Бородинском поле, но эта битва оказалась предвосхищением рокового отступления Наполеона из Москвы – поворотного события, навсегда изменившего ход европейской истории, и описанного Толстым так мощно, как не удавалось ни одному историку.

Этот роман помогает понять сегодняшнюю Россию. В «Войне и мире» есть проповедь всеобъемлющего человеколюбия, выходящего далеко за рамки любой политики. Толстой предлагает модель патриотизма, свободного от национализма, к которой стоило бы прислушаться. 

Это одна из самых мудрых книг о самосовершенствовании. Война и мир» – это не только великий роман. Это еще и руководство к жизни. То, что предлагает Толстой, – это не столько набор ответов на разные жизненные задачи, сколько мироощущение.

Он призывает нас не довольствоваться чужими советами и рецептами, а присоединиться к нему и его героям в поисках более глубоких смыслов, продолжать задавать самим себе важные вопросы и во всём находить собственный, достоверный опыт.

«История, – как бы говорит нам Толстой, – это то, что с нами случается. А наша судьба – это то, что мы сами со всем этим делаем».

Это увлекательное чтение. «Война и мир» – роман, наполненный таким объемом человеческого опыта, какой даже не снился ни одному другому произведению современной беллетристики.

На протяжении трехсот шестидесяти одной главы, выписанной с кинематографической образностью,  Толстой плавно перемещается из бального зала на поле битвы, со свадьбы к месту смертельного побоища, от частной жизни к массовым сценам.

Этот роман заставит Вас радоваться жизни.

В этой книге есть, с одной стороны, описания человеческой жестокости и залитых кровью полей сражений, а с другой стороны – образцы самых мощных моментов необыкновенного блаженства, какие только можно найти в мировой литературе.

«Люди как реки, – написал однажды Толстой. – Вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди.

Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь одним и самим собою». Мир, изображаемый Толстым в его величайшем романе, – это место, полное тайн, где вещи не всегда являются тем, чем кажутся, а сегодняшняя трагедия лишь открывает путь к завтрашнему триумфу.

Таким образом, настоящее искусство не имеет срока давности

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/428077-metodicheskaja-razrabotka-itogovoe-vypusknoe-

Направление "Забвению не подлежит" итогового сочинения 2020-2021

​​​​​​​​

  1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

      

  2. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.
  3. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
  4. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.
  5. Манкуртизм*.

    Его опасность. Забвение как преступление против человечества.

Манкуртизм* – забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров.

Забвение – забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то.

Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников.

И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».

Это понятие, противоположное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию. 

Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.

Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

В контексте данного направления также следует рассмотреть слово «память» в значении:

1) воспоминание о ком-, чём-л. Оставить неизгладимую память, светлая п. погибших героев.Чтить, сохранять п. чью-л., кого-л.Увековечить п. чью-л., кого-л.Отмечать п. чью-л., кого-л.Быть верным памяти кого-л., чьей-л.Изменять памяти чьей-л., кого-л.// О том, что (кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т.п. Оставить п. о ком-, чём-л.Вечер памяти известного поэта.

Предать забвению (книжн.) – считать что-нибудь забытым, решить не вспоминать чего-нибудь.

Река забвения — в античной мифологии река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования.Забвение своего долга, забвение своих обязанностей, забвение приличий. Кануть в Лету [в вечность, в безвестность, в реку забвения].

Итоговое сочинение (изложение)

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).

Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Ссылка на основную публикацию