Итоговое сочинение: Образ учителей в рассказе «Человек в футляре» А.П. Чехова

В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке, боящемся жизни, написан в сатирической форме. Автор смеется над самой природой этого явления и предупреждает о том, что любому человеку очень просто закрыться от жизни футляром.

Футляр означает свод неписанных законов, которыми люди привыкли ограничивать себя. Человек, живущий в плену условностей, болен. Он добровольно заточил себя в мире запретов. Обитателю укромного мирка нравится существовать в закупоренном пространстве по своим правилам.

Но второму человеку уже нет места в душном уголке, поэтому футляр обрекает своего пленника на одиночество.

Главному герою рассказа Чехова, учителю Беликову, постоянно кажется, что случится нечто непредвиденное, способное разрушить намеченные планы.

Поэтому Беликов никогда не снимает калош, всегда поднимает воротник, носит зонт в погожие дни и скрывает взгляд за темными очками. Он боится реальности и ненавидит происходящее.

Облачившись в футляр, он ограждает себя от окружающего мира. Беликов давно забыл о духовных ценностях, и не позволяет себе эмоций.  

В рассказе присутствует история отношений Беликова с девушкой Варей, которая надеялась вызволить героя из футляра. Но он только крепче в нем закрывался, пугаясь разговоров о женитьбе.

По мнению автора, самая ужасная беда для человека – безразличие к жизни. Беликов так погружен в себя, что не замечает красочный мир за своим футляром. Он равнодушен к тому, что происходит вокруг него, только бы соблюсти приличия.

Люди, подобные Беликову, отказываются от жизни, выбирая жалкое существование. Они не допускают судьбоносных вторжений, несущих перемены. Беликов сам не смог обрести счастье и никого не осчастливил. Он испугался развития чувств и предпочел заменить счастье покоем.

Автор постепенно подводит читателя к выводу: необходимо избавиться от футляра. Иначе замкнутого человека ожидает трагическая судьба. Беликов в итоге умер одиноким и некому его оплакивать. Нет родных и близких, отсутствуют последователи и достижения. Так никчемно закончилась его земная дорога.

Сочинение 2

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр.

Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех.

Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее.

И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни.

Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против».

Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо.

А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.

3 вариант

Личность, уходя с головой в себя, подсознательно отказывается от взаимодействий с окружающим миром: от разговоров с коллегами, от дружеских прогулок и от всего того, что наполняет жизнь людей эмоциями. Такая личность напоминает объект, который хранится в футляре. Она вместо того, чтобы решать проблему, пытается игнорировать ее, тем самым только усугубляя положение.

Беликов – учитель греческого языка. Он не выходил из дома, не надев калоши, высоко не подняв воротник и не раскрыв зонт, вне зависимости от погодных условий.

Большинство предметов, которые использовал учитель, были в чехлах: зонт, часы, нож… Он следовал запретам, создавал их сам, однако боялся малейших перемен, осуждал все отклонения в поведении. Комфортное состояние для Беликова – жизнь, огражденная от всех футляром.

Однако Беликов не был обычным человеком с причудами, он был злым и агрессивным. Имени и отчества Беликова ни упоминается ни разу на протяжении всего рассказа, что свидетельствует об отстраненном отношении рассказчика к нему: для кажлого Беликов был чужим.

Беликов жил закрытой от социума жизнью, он не был открыт для новой информации, знакомств и эмоций, и учителя устраивала такая ситуация. Окружающие Беликова люди жили будто обособленно от него, и, хотя физически все они находились рядом, морально между ними была огромная стена, «футляр», который защищал учителя.

Беликов жаловался на тех, кто совершал малейшую провинность, поэтому все жители городка боялись его, старались избегать и обходить стороной. Герой был жадным, злым на весь мир, он создавал собственные правила и пытался привить окружающих к их безукоризненному следованию.

В тот момент, когда Беликов на короткий промежуток времени смог открыться миру, он осознал, что не может быть раскрепощенным и общительным, не может взаимодействовать с людьми, выйти из зоны комфорта. Вскоре Беликов умер. После его смерти город испытал огромное облегчение.

Люди имеют возможность оказывать воздействие на окружающих людей, но и окружение оказывает непосредственное воздействие на формирование личности.

Боязнь окружающего мира побуждает людей создавать «футляры», тем самым обособляясь от него и создавая свой собственный маленький и очень ограниченный мир.

По-настоящему сильные духом люди могут противостоять коллективному мнению, стереотипам, не сворачивать со своего пути, прямо идти к поставленной цели.

Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)

Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа “Человек в футляре” говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал “в футляре”.

Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения “как бы чего не вышло”. Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.

Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной.

Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время.

Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его “футляре” нет места развлечениям и веселью.

К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе.

Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Помни прошлое, чтобы ошибки не повторялись

Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной.

Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.

Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из “футляра” далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым.

`

По рассказу Человек в футляре

Популярные сочинения

статья на тему

  • государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
  • Ростовской области
  • «Зерноградский педагогический колледж »
  • (ГПОУ РО «ЗернПК»)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
  • ТЕМА:

«Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах»

44.02.01 «Дошкольное образование»

Выполнила: студентка 1 «В» группы

Кондратьева Елена Ивановна

Руководитель: Ярина О.В.

  1. г.Зерноград
  2. 2017г.
  3. Тип проекта – исследовательские
  4. Актуальность:  
  5. Цель проекта: посмотреть, каким показывает Чехов образ учителя в своих ранних произведениях, какими средствами он этого достигает.
  6. Задачи проекта:         
  • методом контекстного и стилистического анализа исследовать некоторые ранние рассказы Чехова;
  • выявить закономерности в изображении личности учителя;
  • исследовать художественное мастерство писателя.

Гипотеза: если рассмотреть ранние произведения Чехова, то можно понять, каким изображает А. П. Чехов учителя.

Проектный продукт – статья

При подготовке были использованы следующие методы:

  • эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме);
  • теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений);
  • исследовательский (исследование художественного мастерства Чехова).

1 этап: подготовительный (ноябрь декабрь 2016 года

  • Выбор темы
  • Разработка проекта (цели, задачи)

2 этап: реализация проекта (январь- апрель 2017 года)

  • Изучение профессии учитель
  • Изучение биографии А.П.Чехова
  • Изучение ранних рассказов А.П.Чехова

3 этап: подведение итогов (май 2017 года)

  • Публикация статьи в Интернет ресурсах
  • Презентация проекта
  • Содержание
  • 1.        Введение        4
  • 2.        Основная часть        5

2.1        Учителя в жизни А.П.Чехова        5

  1. 2.2        Образ учителя в рассказе «Человек в футляре»        6
  2. 2.3        Образ учителя в рассказе «Учитель»        8
  3. 3.        Заключение        8
  4. 4.        Список литературы        10

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

Знакомясь с творчеством Антона Павловича Чехова, я заметила, что во многих его произведениях поднимается школьная тема, создается образ учителя.

 Он глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения.

В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком», «Учитель»).

Кто же такой учитель? УЧИТЕЛЬ,   1. лицо занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник.   2.Глава, автор или распространитель какого-ннибудь учения.  3.Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-нибудь.  Словарь С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова.

А А.П.Чехов говорил об учителях так: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель.

У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича.

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело, (а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идёт учиться с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку).

Он должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школ, но заботится о не лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров. Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ – вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно всё это. Какое издевательство».

Первым учителем жизни А.П.Чехова был его отец – Павел Егорович. За малейшую провинность, оплошность, шалость, а тем более непослушание дети в семье Чеховых с раннего возраста строго наказывались.

«Я помню, отец начал учить меня, или попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сёк меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал, прежде всего, будут ли меня сегодня драть?..

» – рассказывает герой автобиографичной повести А.П.Чехова «Три года». В дальнейшем  из семьи Чеховых  выросли  педагоги: Иван Павлович Чехов   – младший брат А.П.

Чехова –  педагог, учительствовал в московских городских училищах, и Мария Павловна Чехова – единственная сестра А.П.Чехова, работала преподавательницей истории и географии в частной женской гимназии Л.Ф. Ржевской.

Таганрогская гимназия, в которой учился А.П.Чехов,  считалась образцовым учебным заведением, числилась на хорошем счету у начальства, воспитывала верных слуг царя и отечества.

Система обучения строилась в соответствии с этой задачей и сводилась к затуманиванию мозгов, искоренению свободомыслия и самостоятельности. Главными предметами были древние языки, а главным методом обучения была зубрежка. Основным принципом воспитания провозглашалась дисциплина.

«Не рассуждать, а исполнять», – вот первая заповедь ученика. Для нерадивых учеников существовал карцер, в дверях классных комнат – глазки, наподобие тюремных. Директор гимназии Н.Н.

Порунов разработал инструкции, определяющие поведение в стенах гимназии и вне её не только для гимназистов, но и для учителей. Все было расписано по пунктам – что можно и главным образом, чего нельзя делать. Большинство преподавателей были людьми забитыми, запуганными .

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.А.Остроумова, А.Я.Кожевникова. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск.

Учителя в произведениях А.П.Чехова являются прототипом учителей, учивших его. Например, рассказ «Человек в футляре» повествует о Беликове – учителе греческого языка. А прототипом Беликова  стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов.

 Вспомним, как выглядел Беликов: даже «в очень хорошую погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». И зонтик, и часы у него были в чехле, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник».

Беликов всегда носил «тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».  Но Чехов изображает вовсе не безобидного человека. Учитель гимназии Беликов давил, угнетал всех на педагогических советах – и ему уступали.

Учителя боялись его, и директор боялся: «Вот подождите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!». Но проникает в город веяние новых времен.

Среди учителей гимназии появляются независимые люди вроде преподавателя истории и географии Коваленко и его сестры Вареньки. « Не понимаю,– говорит Коваленко,– как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая.

Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». С приходом таких людей заканчивается век Беликова. Он умирает: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Да, он достиг своего идеала!   

 На чем же держалось его ничтожество, стоявшее у власти? Почему весь город дрожал перед этим внутренне мертвым человеком? Оказывается, на силе привычки, на инерции подчинения, живущей в обывателях этого городка и в читающих Щедрина педагогах. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии «были  в калошах и с зонтами». О многом говорит эта чеховская деталь.

Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная  вполне; не стало лучше.

И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».

Читайте также:  Анализ романа Оруэлла «1984»

 В финале рассказа звучит гневная тирада собеседника Буркина Ивана Ивановича: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!».

   Но эти обнадеживающие слова сталкиваются с равнодушной «беликовской» репликой учителя Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иванович …Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал.

А вот рассказ о Федоре Лукиче Сысоеве, в течение четырнадцати лет преподававшем в фабричной школе. Рассказ написан в 1886 году, он так и называется – «Учитель».

После очередных экзаменов (четырнадцатых в его педагогической карьере) герой пребывает в подавленном настроении, несмотря на то что, как пишет Чехов, «сошли эти экзамены прекрасно; все мальчики старшего отделения были удостоены свидетельства и награды; начальство, и фабричное, и казенное, осталось довольно успехами». Причина недовольства учителя заключалась в том, что:  «Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки».«Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя – выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова» .

О том, чем и как оплачено право Федора Лукича Сысоева горячиться и упрекать Ляпунова в некорректности, Чехов напишет в самом конце рассказа: «… Он подошел к столу, где лежала стопка ученических тетрадей, и, выбрав тетрадь Бабкина, сел и погрузился в созерцание красивого детского почерка…».

Итак, я убедилась, что образ учителя в произведениях писателя не выдуман. Каждый герой является либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.

    Антон Павлович Чехов – поразительный писатель! Кто (кроме, конечно, литераторов, которые в прошлом работали в школах или гимназиях) так много и страстно писал о проблемах образования! Кто может похвастаться такой галереей героев – учителей? Их – Беликовых и Никитиных, Рыжицких и Сысоевых, Коваленко и Ляпуновых – десятки. Разные это люди – равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой индивидуальностью.

   И еще, возможно, невольно, попутно этот гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому слову.

Чехов – один из тех счастливых авторов, кого не только почитают, но и читают. Его пьесы ставятся на сценах всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино- и теле – экранизациях, в радиопостановках, в живописи, музыке, балете.

Ибо этот, по выражению Льва Толстого, «Пушкин в прозе» помог нам правдиво взглянуть на самих себя – что, по мысли самого Антона Павловича, является лучшим стимулом самосовершенствования человека, в котором, как свято верил писатель, «все должно быть прекрасно»Задачей Чехова не было подробно и методически точно написать о том, как    учить, как преподавать. Но о том, каким должен быть учитель, а главное – каким он быть не должен. Особенности композиции рассказов, проблематика, стиль и лексика, речь и психологическое состояние героев, внешний мир с его звуками и запахами, говорящие фамилии, трагикомический финал – является тем калейдоскопом красок, в центре которого личность героя –учителя.

1. Книга «Жизнь Антона Чехова», автор – Дональд Рейфилд

2.”Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция” Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.

3.Антон Чехов «Человек в футляре (сборник)»,   Антон Чехов Год: 2008 Жанр: Литература 19 века, Литература 20 века, Русская классика.

4. Сборник произведений А.П.Чехова, Чехов Антон ПавловичЖанр: Классическая проза, Русская классическая проза.

5. Книга: Михаил Громов «Книга о Чехове»

6. http://book-online.com.ua/author.php?author=204

7. http://www.microarticles.ru/article/gimnazicheskie-godi-chehova.html

8. http://www.litocean.ru/liocs-530-1.html

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

Главным героем повести Чехова “Человек в футляре” является преподаватель греческого язык Беликов. О нем, через всю повесть, ведёт разговор коллега Буркин.

Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы.

Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх.

У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым.

Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова – это “как бы чего не вышло”. Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде.

А что тогда остается делать детям?

Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко.

В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Завершая рассказ Буркин говорит, что в гробу у Беликова был очень веселый вид. Видимо, он был рад тому, что наконец-то оказался в таком футляре, в котором его уже никто не потревожит.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду.

Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного.

Читайте также:  Сочинение: Природа Кавказа в поэме Михаила Лермонтова «Мцыри»

Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой.

Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости.

Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями.

А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени.

“Футлярные люди”, “Беликовы” — эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду — палата № 6. Это Россия…

” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, — однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов — по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

Образы «футлярных» людей в рассказах А. Чехова

Всвоем творчестве А. П. Чехов отображал все сто­роны современной ему действительности.

Чехов — общепризнанный мастер «малой формы». Его рассказы — подлинные шедевры. Их отличает не­большой объем, внешне незатейливый сюжет и глуби­на содержания.

Особое место в творчестве Чехова занимает «ма­ленькая трилогия». Для рассказов, входящих в ее со­став, характерна общность героев, внутренняя связь частей, особенная внутренняя философия.

В центре рассказа «Человек в футляре» — некий гимназический учитель Беликов. Он весьма странен: даже в очень хорошую погоду ходит в галошах и с зон­тиком, в теплом пальто на вате, носит темные очки, лицо прячет в поднятый воротник, уши закладывает ватой, ездит на извозчике с поднятым верхом. Зонтик у него в чехле, часы и перочинный ножик тоже.

Бели­ков преподает в гимназии греческий язык, древний и мало кому нужный. Это тоже для него своеобразный футляр, в котором он чувствует себя комфортно. А вот всего живого Беликов боится. Он весь находится во власти циркуляров и особенно почитает те, которые что-либо запрещают. К остальным же относится с ос­торожностью — «как бы чего не вышло».

Беликов не может мыслить свободно, все его мысли находятся в чехле, в «футляре».

Дома Беликов не менее странен, чем вне его. Он носит халат и колпак, закрывает на окнах ставни, за­двигает на них задвижки, строго соблюдает все по­сты и даже опасается заводить женскую прислугу — во избежание в отношении себя дурных подозрений. Его спальня — тоже своего рода футляр. У него кро­вать с пологом. Ложась в нее, Беликов укрывается с головой.

Всего, что нарушает устройство его жизни, Бели­ков боится. «Футлярный» образ мыслей расстраивает его едва не состоявшуюся женитьбу. Беликова смуща­ет «странный образ мыслей» возможной невесты, Ва­реньки, и ее брата, Коваленко.

Он много гуляет с Ва­ренькой, часто заходит к ним в гости, но с предложе­нием не торопится. Однажды Беликов видит ее с братом, катающимися на велосипедах, что приводит его в оторопь: «…эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», «женщина или девуш­ка на велосипеде — это ужасно!».

Он идет к Ковален­ко, ненавидящему его, между ними происходит не­приятный разговор, в результате которого Коваленко спускает Беликова с лестницы. После всего произо­шедшего герой заболевает и через месяц умирает.

Кроткое, умиротворенное выражение лица Белико­ва-мертвеца словно говорит о том, что он счастлив наконец очутиться в настоящем футляре, что только в гробу он «достиг своего идеала».

Герой рассказа «Человек в футляре» — персонаж не только комичный, он ужасен. Ведь, руководству­ясь девизом «как бы чего не вышло», он «держал в ру­ках всю гимназию целых пятнадцать лет!». Весь го­род опасался Беликова.

«Футлярным» человеком в рассказе оказывается не только его главный герой, но и те, кто, боясь его, живет по его правилам. Да и рассказчик, Буркин,— тоже «человек в футляре». Он также трепещет перед Беликовым. Беликов умер, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».

Мечта героя рассказа «Крыжовник», Николая Ивановича, овладевшая им всецело, тоже своеобраз­ный «футляр. Он покинул государственную службу, переселился из города в деревню, посвятив себя своей усадьбе, которая, «украшенная» крыжовником, и со­ставляет предел его жизненных мечтаний и интере­сов.

Он долго не женится, все копит деньги. А когда наконец женится, то опять же преследует единствен­ную цель — приобрести усадьбу с крыжовником. Ему неважно, что рядом с ним старая, некрасивая женщи­на, которую он совершенно не любит и единственное достоинство которой для него — наличие денег.

Без­условно, никакого счастья в их совместной жизни быть не могло. Николай Иваныч постоянно отказыва­ет себе и жене во всем, экономя каждую копейку. Ко­гда его жена умирает, он ничуть не горюет, главное — теперь у него достает денег на покупку заветной усадьбы.

Всецело посвятив свою жизнь выращива­нию крыжовника, герой меняется внешне, он «поста­рел, располнел, обрюзг». Собрав первую тарелку кры­жовника, кислого и невкусного, Николай Иваныч уже не может оценить его адекватно: он весь в своем «футляре» и глупо радуется тому, чему отдал всего себя.

Так и не обретя в жизни подлинного смысла, Ни­колай Иваныч умирает.

Герой рассказа «О любви», Алехин, подобно Нико­лаю Иванычу, тоже ограничил свою жизнь усадьбой и заботами о ней. Алехин — человек интеллигентный, и «футляр» у него особенный. Герой неожиданно влюб­ляется. С первого взгляда и навсегда.

С первой же встречи Анна Алексеевна производит на него неизгла­димое впечатление, которое взаимно. Анна Алексеев­на — замужняя женщина, и это накладывает отпеча­ток на ее отношения с Алехиным.

Они оба боятся, что их тайна станет известна не только мужу Анны Алек­сеевны, но и представится во всей полноте самим героям.

Идет время, Анна Алексеевна мучительно пережи­вает свое положение. Она становится раздражитель­ной, нервной, а нерешительность Алехина душит лю­бовь. Его чувства по-настоящему раскрываются толь­ко тогда, когда становится совсем поздно. Алехин ничего не предпринял ни до того, как героиня решила уехать, ни после. И его поведение — своеобразная форма выражения идеи «футлярности».

Чехов утверждал, что «в человеке все должно быть прекрасно», что человек в любой жизненной ситуа­ции должен оставаться человеком, не опутывать себя узами пошлости и духовной убогости, не ограничи­вать ими собственное существование. Об этом раз­мышляет писатель и в «маленькой трилогии».

Ссылка на основную публикацию