Итоговое сочинение на тему: Цели и средства

Информация о материале Категория: К сочинению Нелли Михайловна Пащук Итоговое сочинение на тему: Цели и средства Опубликовано: 02 октября 2017 Итоговое сочинение на тему: Цели и средства

Наблюдая за литературными героями, мы обращаем внимание на их жизненную позицию. Что движет ими, какие цели ставят перед собой, какой путь выбирают? Одни путешествуют по жизни «с казенной надобностью», задаваясь вечными вопросами «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Другие бегут под защиту Захара, на свой мягкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает». Третьи вообще смысл своего существования видят в обретении богатства и получении удовольствия.

Однако симпатизируем мы все-таки тем героям, кто не превращает свою жизнь в тлен.

Согласимся здесь с Иммануилом Кантом, который считал, что «жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и нравственности, не имеет никакой цели».

Итак, цель – это то, к чему стремится человек, чего он хочет достигнуть в жизни. Синонимы: стремление, намерение, жизненные ориентиры, идеал, мечта… Средство: способы, приемы, методы достижения цели.

  • Счастлив тот, кто имеет цель
  • и видит в этом смысл жизни.
  • Фридрих Шеллинг.

В словаре В.И. Даля читаем: «Цель – конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее».

Говоря о жизненных ориентирах человека, следует затронуть и вопрос о смысле бытия. Античные философы, к примеру, Аристотель видел основу существования человека в познании и мышлении, а Диоген – в стремлении к покою и созерцанию. Мы легко найдем литературных героев, чья жизненная позиция отражает суть их идей.

С древнейших времен известна и философия гедонизма, полагавшая смысл жизни в получении удовольствия. Иммануил Кант видел смысл жизни в стремлении человека выработать в себе добрую волю. Имея волю, человек будет ставить перед собой те цели, которые сделают его жизнь свободной и счастливой.

Как мы помним, к свободе  стремился лермонтовский герой Мцыри. Немецкий философ Фридрих Ницше выдвинул теорию сильной личности, «духовной аристократии». Он считал, что только гении должны служить примером во всем для остальных людей.

Наш небольшой экскурс в историю философии можно продолжать, но уже видно, что смысл жизни определяется теми целями, которые ставит перед собой человек.

Какие же это цели? Попробуем их классифицировать. К первой группе, без сомнения, отнесем благородные (благие), высокие, возвышенные цели.  Человек, преследуя их, стремится: служить добру, правде, Отечеству; изменить мир в лучшую сторону, избавить его от страданий и пороков; применить свои знания, способности на благо людей; реализовать свои творческие способности.

  1. В следующую группу определим те цели, о которых принято говорить «благими намерениями вымощена дорога в ад»; когда человек, движимый эгоизмом, тщеславием, желанием славы, богатства, власти, вступает на ложный путь. 
  2. В последней группе окажутся низкие, утилитарные, корыстные цели, которые в конечном итоге уродуют человека, превращают его в обывателя с низменными интересами и страстями.
  3. * * *
  4. Верный путь — тот, который ведет к жизни, к солнцу.
  5. Альбер Камю

Какие произведения выбрать для сочинения на эту тему?

Здесь локомотивом могут стать программные тексты, которые изучаются в школе, «прицепом» пойдут схожие по проблематике произведения (из классической или современной литературы). Можно выбирать книги по принципу сближения или контраста.

При этом важно помнить, что межтекстовые коммуникации сами по себе не возникают: следует найти смысловые элементы соединения – сходные темы, мотивы, аллюзии, даже художественный прием может стать опорой для перехода от одного текста к другому.

Например, «Белую гвардию» М.Булгакова можно соединить с  «Капитанской дочкой» А.Пушкина. У Булгакова «все меряется Пушкиным и вдохновляется Пушкиным» (И. Золотусский). «Белая гвардия» начинается эпиграфом, взятым из «Капитанской дочки»:  «Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.

В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, — закричал ямщик, — беда – буран!» Буран, о котором предупреждал ямщик Гринева, стал предвестником новой исторической беды – революции и гражданской войны.

   Как поведут себя русские офицеры, их близкие – наследники Гринева и Маши Мироновой? Алексей Турбин, полковники Малышев и Най-Турс, юнкер Николай Турбин, Елена, смешной и нелепый Лариосик.

Какая идея их объединяет? Может быть, идея сохранения Дома как оазиса культуры, вечных ценностей, традиций? Идея сохранения семьи, нравственной чистоплотности человека? Заметим, благородные герои Пушкина и Булгакова – гвардейские офицеры, дворяне, «белая кость», цель которых –  служение Отечеству, своим внутренним идеалам.

Выбирая эпизоды, где речь идет об этих героях, следует обратить внимание на их жизненную позицию: кто они, каковы их стремления, поступки, надежды, разочарования, ошибки. Можно поразмышлять над такими вопросами:

  1. В романе есть эпизод, где один из героев задумывается над словами Достоевского: «Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя». Как Вы понимаете смысл этой цитаты в контексте романа «Белая гвардия»? С какими героями романа вы свяжете это высказывание? И почему?
  2. Роман заканчивается жизнеутвержающе, но остается нерешенным один вопрос: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Как бы вы ответили на финальный вопрос автора?

Если роман «Белая гвардия» не прочитан, можно посоветовать ученикам тексты небольшого объема, которые легко восстановить в памяти или прочитать заново.

  Благие цели ставят перед собой, к примеру, герои Экзюпери и Ричарда Баха – Маленький принц и чайка Джонатан Ливингстон. Цель первого – познание мира и осознание степени своей отвественности за него.

Чайкой Джонатаном Ливингстоном движет желание самосовершенствоваться, изучить все возможности полета для того, чтобы свободно перемещаться в пространстве и времени.

Проблематику сказки Экзюпери помогут осмыслить наводящие вопросы:

  • Почему возникли доверительные отношения между летчиком и Маленьким принцем?
  • О чем задумывается Маленький принц, совершая путешествие на ту или иную планету? Какие проблемы он там видит?
  • Кто из героев, по мнению Маленького принца, служит благу, а чья деятельность является бессмысленной?
  • Какой смысл вкладывет автор в размышление Маленького принца: «Вот бы с кем подружиться…Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…»
  • Какое открытие делает Маленький принц после встречи с Лисом?
  • В чем видит свое предназначение главный герой?

Повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» можно рассмотреть на другом смысловом уровне, связав её с рассказом . Персонаж Л.Андреева, опытный офицер-летчик Юрий Михайлович Пушкарев, стремился в мир безграничной свободы, в сверхреальность, где стирается граница между жизнью и смертью. Этот новый мир у писателя и драматурга Андреева открывается человеку созерцательному через любовь, общение с природой; человеку, способному увидеть чудесное в обыденном через интуитивное прозрение. Нетрудно заметить, что оба текста содержат «идею сверхчеловека», повествуют о сверхвозможностях героев – реального и фантастического. Но если чайка возвращается на землю и передает свой духовный опыт другим птицам, то у героя Леонида Андреева жизнь трагически обрывается.

Спасением вечных ценностей озабочены герои книги М.Зуссака «Книжный вор» и рассказа Р. Брэдбери «Улыбка». Можно и на этой параллели выстроить свое размышление о благородных стремлениях литературных героев.

  • * * *
  • Никакой  человек не может быть средством
  •  для целей другого человека.
  • Эрих Фромм

Произведения можно объединять и по принципу контраста. Возьмем повесть А.Пушкина «Пиковая дама», главный герой которой для достижения своей цели вступает в игру с потусторонними силами. Германн – небогатый военный инженер, сын обрусевшего немца, живущий на одно жалованье. Личность целеустремленная, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля».

Его жизненное кредо – «расчет, умеренность и трудолюбие». Очевидно, что в доме конногвардейца Нарумова, где собирались любители сыграть в карты, он был частым гостем, при этом карт в руки никогда не брал. Игра занимает его, но Германн «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее».

Тем не менее, мистическая история о трех картах, рассказанная Томским, захватила его «огненное воображение». В голове рисовались планы, как подступить к старой графине и выведать у нее тайну. Здесь следует обратить внимание на историю взаимоотношений графа Сен-Жермена и графини Анны Федотовны.

О Сен-Жермене в высшем свете ходили разного рода «чудесные слухи»: «он выдавал себя за вечного жида, изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Заметим, Германн в характеристике графа выпускает важные слова – «вечный жид» и «выдавал себя»; слух уловил «философский камень» и «жизненный эликсир». Остановимся на этом ключевом моменте текста.

В понимании средневековых алхимиков, изобретатель философского камня способен неблагородные металлы превращать в золото, а жизненный эликсир обеспечит ему вечную молодость. Уместно вспомнить и средневековую легенду о «вечном жиде» Агасфере, который отказал в просьбе Иисуса Христа отдохнуть у его дома – слишком тяжел был путь на Голгофу.

По одной версии, Агасфер прогнал неверного и даже ударил его, по другой – зная о том, какая участь уготована Сыну Божьему, издевательски предложил ему передохнуть на обратном пути. За свой поступок Агасфер был осужден на  проклятие и скитание. Он никогда будет знать ни смерти, ни покоя, ни прощения.

Не зря графиня неохотно приняла дар «вечного жида» Сен-Жермена – знала, какой путь может быть уготован ей. Возможно, для того, чтобы избавиться от тяжелой ноши, она раскрыла тайну трех карт Чаплицкому, но и того не спас выигрыш – закончил жизнь в нищете. И эта история прошла мимо Германна.

Так к чему же стремится он? Какой путь избирает для достижения своей цели?

Сказать, неблаговидный, ложный, неправедный – значит, ничего не сказать. Путь этот дьявольский. Что стоит за разгадкой «тайны трех карт» (философского камня), для Германна вполне очевидно –  богатство, власть и вечная жизнь. Но автор повести смысл трех карт понимает иначе.

Вспомним, Томский как будто невзначай бросает, что на счету Германна было три злодейства. Какие же злодейства, где и когда, совершает он? Не знаем, что было в прошлой жизни пушкинского героя, но к своей цели он  идет кривой дорогой – так ходит тот, кто пытается обмануть, обольстить.

Бедная воспитанница графини Лизавета Ивановна становится жертвой коварных планов военного инженера.

Влюбленная Лиза, сама того не ведая, указала в записке этот кривой путь: идите прямо, затем налево, потом опять направо… Так, Германн через предательство любви оказался в покоях старой графини, где и совершилось убийство, пусть и невольное. Три злодейства – это три карты, за которыми стоит ложь, предательство и убийство…

Посоветуем ученикам найти те сюжетные линии, детали, художественные приемы в «Пиковой даме», которые помогут им связать одно произведение с другим по принципу контраста. Например, а) с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита; б) с рассказом Х. Л. Борхеса «Роза Парацельса».

Читайте также:  Три правды в пьесе горького «на дне»

В первом варианте связующим звеном может стать мотив «иного измерения». Обратим внимание на любопытные детали в «Пиковой даме», с первого взгляда незаметные, но о многом говорящие. В сцене ожидания Германна у дома графини мы читаем: «Швейцар запер двери. Окна померкли». Буквально через несколько строк: «Германн вошел в ярко освещенные сени».

На это несоответствие указал читателям С.Г. Бочаров в книге «Сюжеты русской литературы». Вряд ли можно упрекнуть Пушкина в стилистической небрежности – смысл здесь литературный, пишет он. Германн, проникая в дом сквозь запертые двери, оказывается вне времени, где человеческие жизни повязаны дьвольским договором.

Этот же прием использован Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в главе «Великий бал у Сатаны» (гл. 23). «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха». Гости Воланда – воскресшие фальшивомонетчики, алхимики, государственные изменники, детоубийцы – выходят из камина, напоминающего «холодную пасть».

Как Германн проникает в потусторонний мир сквозь «ярко освещенные сени», так и на Маргариту «бал падает в виде света». Только задачи у них разные: Германн совершает «три злодейства», продав душу дьяволу, Маргарита, движимая любовью, вступая в сговор с Воландом, спасает своего Мастера.

Герой Пушкина в поисках разгадки философского камня, желании обладать целым миром, проходя через ложь, предательство, коварство, обречен на сумасшествие.  Герои Булгакова, Мастер и Маргарита, пройдя через испытания, страдания, любовь, обретают  вожделенный покой.

У аргентинского писателя-интеллектуала Хорхе Луи Борхеса в рассказе «Роза Парацельса» иное представление о человеке, который пытается познать тайну  философского камня. Ученик, пришедший к знаменитому алхимику Парацельсу, не просит у него ни золота, ни излечения от болезни, ни любви, ни веры… Им движет желание обучиться «искусству, ведущему к Камню».

Готов заплатить за обучение,  проделать долгий путь вместе с учителем, пересечь пустыню – все для того, чтобы увидеть землю обетованную. То есть, Камень в представлении ученика – место, где человек обретает полное душевное равновесие, счастье и покой.

Но для того чтобы он поверил алхимику, что философский камень им изобретен, Парацельс должен продемонстрировать чудо – оживить брошенную в огонь розу. «Мне нужна Вера», – говорит ученик, вкладывая в это слово свой смысл. Не обретение веры в свои возможности, силы, а вера в чудо. Так возникает тема сделки: в «Пиковой даме» – с дьяволом, в «Розе Парацельса» – с великим магом.

И там, и там вмешательство потустронних сил должно привести к желанному результату. Однако мудрый Парацельс отказывается демонстрировать путнику свои магические способности, говоря, что Камень – это Путь и начало Пути.

  В художественной картине мира Борхеса метафоры пути и встречи обладают символическим значением: путь – это «порядок вещей», из чего складывается жизнь человека, движение к истине; встреча – «озарение», «просветление». Ни того, ни другого мудрый Парацельс не заметил в ученике. Он слишком недоверчив, слаб, поддается соблазнам. Камень в «Розе Парацельса» – это  путь к истине.

Какую дорогу человек выберет, какие цели поставит, на каком её отрезке откроются/не откроются «вещие зеницы», наступит/не наступит просветление души, зависит дальнейшая его жизнь. Парацельс после ухода ученика оживляет цветок. Смысл его финального жеста в том, что человек сам творит свой образ. Роза – это жизнь: она может сгореть, превратиться в тлен, а может и воскреснуть в руках творца. 

Нелли Пащук

Итоговое сочинение на тему цели и средства

Подготовка к итоговому сочинению-2017.
«Цель и средства»

Комментарий ФИПИ
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов.

Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Значение понятий
Цель – это то, чего мы хотим. Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим воплотить в ближайшее время.
Средства – это методы, которыми мы будем достигать цель.

Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон
. Цель как основополагающая часть жизни человека.

О роли и важности наличия цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям
. Цель оправдывает средство? Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели. Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности
Синонимы
«Цель»: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень
«Средство»: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье

Темы

1. Все средства хороши для достижения цели.
2. Все ли средства хороши для достижения благородной цели?
3. Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
4. К чему приводит отсутствие цели в жизни?
5. Как общество влияет на формирование целей?
6. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?
7. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?
8. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?


Работа над композицией сочинения

1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:
1) тезис 1+ иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);
2) тезис 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
3. Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.


ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Л.Н.Толстой,
роман «Война и мир»
Пьер Безухов
Князь Василий Курагин
Спасение жизни любимого человека, членов семьи, своей страны, человечества
Деньги, материальные ценности
Ф.М.Достоевский,
роман «Преступление и наказание
Сонечка Мармеладова
Христианская любовь
М.Горький,
рассказ «Старуха Изергиль»
Данко
Ларра
Жизнь ради людей
Жизнь ради себя
«Горе от ума» А.Грибоедов
Средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие. Яркий пример тому — А.Молчалин, человек, который ради продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо усвоил уроки своего отца, который учил сына :

Во- первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека — он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым. Что ж, скорее всего какие-то средства всё же приведут его к желаемой цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить Отечеству честно, без лести и угодничества ( «…Служить бы рад , прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни противоречили обществу. Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, непонятый окружающими, признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора, надо жить – честно, достойно.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых ценностей — это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьеса А.С.Грибоедова.

Пишем сочинение вместе
(практикум)

Тема: «Все ли средства хороши для достижения благородной цели?»
Пишем вступление
Цель и средства… Эти понятия часто идут рядом. Цель – это… На пути к цели каждый человек выбирает свои средства. Для одного это… Для другого … Третьи выбирают…
(далее переходим к тезису)
Все ли средства хороши для достижения благородной цели?
Вступление

Цель и средства – эти понятия всегда идут рядом. Мы мечтаем о чем-либо и планируем, как нам добиться этого, какими средствами достичь цели. И часто слышим: «Цель оправдывает средства», а некоторые добавляют: «Если она благородная». Я с этим не согласна.

Даже ради благородной цели нельзя идти на предательство, измену, преступление. Ведь благородная – значит чистая, нравственная. Невозможно идти к благородству безнравственным путем. Русская литература не раз предупреждала читателя об опасности такого пути.

Аргумент

Обратимся к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Герой Родион Раскольников – бедный студент, человек исключительного ума и воли. Понимая несправедливость общественного устройства, он создает теорию, согласно которой делит всех людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Себя, конечно, он хочет отнести ко вторым.

Но как проверить эту теорию? Надо убить никому не нужную старуху-процентщицу, испытать себя, – решает герой. Будут терзать муки совести – значит, ты обыкновенный человек, сможешь «переступить» – значит, «право имеешь». Но не только желание проверить правильность теории движет Раскольниковым, но и очень благородная цель – помочь «униженным и оскорбленным».

Не случайно уже в начале романа Достоевский проводит нас по улицам Петербурга, где сильные мира сего творят беззаконие. Мы знакомимся с людьми, подобными Мармеладову. Мы становимся свидетелями нищенской жизни, которую ведут члены его семьи, а старшая дочь Соня вынуждена пойти «по желтому билету», иначе ее братья и сестры умрут с голоду.

Читайте также:  Кому на Руси жить хорошо в наше время?

Да и сестра Раскольникова тоже вынуждена принести себя в жертву, чтобы помочь брату закончить университет.

Видя это, желая помочь тем, кто влачит жалкое существование, Раскольников совершает убийство. Но даже ради благородной цели не все средства хороши! Как настоящий писатель-гуманист, Достоевский развенчивает теорию героя. Совершив преступление, Раскольников буквально сходит с ума: его охватывает лихорадка, он отдаляется от людей, даже самых близких, внутренне сближается с людьми, которые ему ненавистны (такими, например, как Свидригайлов). Не выдержав мук совести, герой идет с повинной. Но только на каторге он окончательно осознал пагубность своей теории. Писатель привел его к Библии, главной заповедью которой является: «Не убий». Раскольников понял всю опасность своей теории: нельзя идти к высокой цели низкими средствами.
Заключение
ПЕРЕЧИТАЕМ ВСТУПЛЕНИЕ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА ТЕЗИС:
Цель и средства – эти понятия всегда идут рядом. Мы мечтаем о чем-либо и планируем, как нам добиться этого, какими средствами достичь цели. И часто слышим: «Цель оправдывает средства», а некоторые добавляют: «Если она благородная». Я с этим не согласна. Даже ради благородной цели нельзя идти на предательство, измену, преступление. Ведь благородная – значит чистая, нравственная. Невозможно идти к благородству безнравственным путем. Русская литература не раз предупреждала читателя об опасности такого пути.
ЕЩЕ РАЗ АКЦЕНТРИУЕМ ВНИМАНИЕ НА ТЕЗИСЕ:
Таким образом, герои русской литературы заставляют нас задуматься о том, какими средствами можно идти к цели. Ответ один: только путь нравственности приведет тебя к благородной цели. Нельзя забывать об этом.
«Мёртвые души» Н.В.Гоголь

«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В.Гоголя Чичикову так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве была указана его отцом : «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…») – богатство, знатность, положение в обществе. Шаг за шагом идёт герой к своей цели.

Уже в школьные годы он использует определённые средства для её достижения, занимается накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации, если они приводили к деньгам или продвижению по службе , для героя были хороши.

Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом ( «…надул, надул, чертов сын!») Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему значительный доход.

Даже светское общество, развращённое погоней за деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы. Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные сделки.

И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать , не продешевила ли она при продаже мёртвых душ, если бы не Ноздрёв с его прямотой, прилюдно поинтересовавшийся , как идут дела с покупкой этих душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько возможностей, и, кто знает , может, очередное сомнительное предприятие ему удастся.

Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.

Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы быть уважаемым и достойным человеком в обществе.

«Война и мир»
Л.Н. Толстой

Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства, которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном, чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало его известности( “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные. Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи, в которых столько желания жить полной грудью, — всё это повлияло на Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу( «…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию А.Сперанского. В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек счастлив , живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой вклад в великие дела. А ещё ой осознал, что надо уметь прощать, ведь именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые герои Л.Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
Вывод.
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их выбрать ? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при выборе жизненных ориентиров. Но главное — сможет он или нет найти верный путь, поставить перед собой достойную цель, используя справедливые средства для ей достижения. По делам, поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда человек будет поистине счастлив.

Темы итогового сочинения 2022 г. Направления тем и произведения, по которым можно писать сочинения

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем.

Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество.

Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С.

Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В.

Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)

Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах.

Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных.

Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.

При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.

Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.

Читайте также:  Краткое содержание романа «белая гвардия» по главам (м. а. булгаков)

Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).

Приведем примеры возможных тем сочинений:

  • Всегда ли цивилизация — это благо?
  • Могут ли технологии решить проблемы человека?
  • Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
  • Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
  • Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.

То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.

В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.

  • Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
  • Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
  • Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
  • Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
  • Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
  • Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
  • Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.

Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема».

В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние».

То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

  • Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
  • Может ли быть оправдано убийство?
  • Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
  • В чем заключается наказание Раскольникова?
  • Совесть — это горе или благо для человека?
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
  • Можно ли считать эгоизм преступлением?

Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.

Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С.

Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного.

Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.

Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника.

Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления.

Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы.

И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились.

Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности.

Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая.

Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова.

Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»).

В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?

В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.

Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.

Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?

Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.

Даты повторной сдачи

В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ссылка на основную публикацию