Итоговое сочинение: Человек или общество?

Итоговое сочинение: Человек или общество?

Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский

Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?

На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.

В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего.

Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума»  А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество.

Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич  смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим.

Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.

Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С.

Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя» благодаря своему упорству и храбрости  спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю.

Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему.

Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.

  • По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях,  а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
  • (381 слово)
  • [Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]
  • Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.
  • Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Итоговое сочинение на тему: Может ли человек жить вне общества? » Сочинения на разные темы

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Может ли человек жить вне общества?

С теоретической точки зрения человек вполне мог бы существовать отдельно от социума, однако можно ли считать такую жизнь полноценной? Я считаю, что нет.

Человек – биологическое существо, но не нужно забывать о том, что еще и социальное. Общество играет важную роль в становлении личности любого из нас. Оно является главным помощником, как в умственном развитии, так нравственном плане тоже.

При отсутствии социума человек может остановиться в своем развитии или вообще деградировать. У него может пропасть интерес к жизни, и быт превратится в нудное существование, не имеющее какого-либо смысла.

Вне социума человек обречен быть несчастным.

Данный вопрос затрагивали многие писатели, поэты в своих произведениях.

Так М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» показал, как один из героев легенд, которые повествовала старуха Изергиль, отказывался от общества. Рожденный от женщины и орла, Ларра никогда не взаимодействовал с себе подобными.

Ранние годы без человеческого окружения стали причиной того, что у Ларры преобладали принципы жизни отца. Оказавшись в социуме, он не пожелал жить в племени, считая себя лучше всех остальных людей.

Так автор показывает, что герой жив, но он проживает неполноценную, ненастоящую жизнь. Ларра существует, не имея каких-либо целей и стремлений. М.

Горький пытался донести до читателей то, что его герой получил наказание, которое сам себе и нарек, отказавшись от жизни в обществе. Неудивительно, что Ларра хотел покинуть этот мир, ведь отсутствие общества делает человека несчастливым.

М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» создал персонажа под именем Урус-Кучум-Кильдибаев, который был помещиком и мечтал об исчезновении всех крепостных со своих владений. Когда его желание исполнилось, мужчина стал дичать и у него появились повадки животных и даже медведь вел себя умнее. Писатель так же показал читателям, что люди без социума нравственно деградируют.

Из всего вышеизложенного можно сделать заключение, что человек и общество прочно связаны друг с другом. Без социума любой из нас обречен на никчемное, безынициативное прожигание собственной жизни.

Общество являет лучшим учителем, советчиком и другом.

Оно удовлетворяет все духовные и психологические потребности, а без них в личности гаснут все человеческие черты, и наступает депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти тяжело.

С примерами из литературы

Человек-это существо коллективное. Он считается членом общества. Он живет в согласии с обществом, а может быть с ним в ссоре. Это все составляет социум. За этим кругом человек становится депрессивным, подвергается процессу деградации.

Примеры взаимоотношений человека и общества затронули в своих произведениях многие классики русской литературы.

Вопросы взаимосвязей человека и общества в комедии Грибоедова А.С.»Горе от ума».

Положительный персонаж этого творения Александр Андреевич Чацкий старается противостоять «фамусовскому обществу», состоящему из ханжей и негодяев дворянского происхождения.

Они считают Чацкого сумасшедшим человеком, с его передовыми идеями и мыслями.

Чацкий пропагандирует новые знания, которые он получил за границей, и хочет помочь этим черствым и корыстным людям перейти из «века минувшего» в «век нынешний».

Но общество настолько закостенело и застарело, что не может вылезти из болота пороков и цинизма. Чацкий категорически отвергнут «фамусовским обществом» и повергнут в уныние.

Читайте также:  Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Взаимоотношения личности и общества в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль».

В рассказе говорится о двух противоположных образах юношей: Ларры и Данко. Они совершенно непохожи друг на друга.

Ларры-гордый, самоуверенный, тщеславный человек. Рожденный от обычной женщины и горного орла и прожив высоко в горах до смерти отца, вынужден был спуститься к людям вместе с матерью. Он не может ладить с людьми, не уважает старших, не следует законам племени, и поэтому он одинок.

Совершив убийство неповинной девушки, народ осудил его и изгнал из своего племени. Такая жизнь для Ларры в одиночестве стала кошмарным наказанием, так как он уже привык жить среди людей.

Через несколько лет он вернулся к людям и молил о смерти, но народ не убил его, а оставил наедине с его отчаянием.

Другой человек Данко совершенная противоположность. Он живет для других людей, заботясь о них с любовью.

В рассказе старуха рассказывает легенду о поступке этого молодого человека, который озарил путь своему народу пламенным сердцем, вырвав его из груди. Люди вышли из леса на поле, а Данко погиб от раны.

Его сердце скатилось на землю и разбилось на множество искр, которые по ночам светятся в степи. О подвиге юноши сложили легенду.

Отсюда можно прийти к выводу, что человеческая жизнь вне общества невозможна. Человек или деградирует, или сходит с ума. Социум необходим для любого человека, чтобы развиваться и творить, обсуждать вопросы и делится мнениями.

Итоговое для 11 класса

Итоговое сочинение на тему: Может ли человек жить вне общества?

Пример итогового сочинения 2020-2021 по направлению «Я и другие» на тему: Может ли человек жить вне общества?

Может ли человек жить вне общества? Я думаю, что нет. Конечно, если рассматривать этот вопрос с физиологической точки зрения, то можно ответить на него и утвердительно.

История знает примеры, когда в силу сложившихся обстоятельств ребёнок воспитывался в стае животных. Он выживал и даже был абсолютно здоров, но при этом человеком в полной мере назвать было его нельзя.

Это существо проявляло признаки и повадки именно животного, не могло общаться и вообще существовать в социуме.

Иногда человек сознательно обрекает себя на одиночество или выпадает из привычного ему общества в силу разных обстоятельств. Например, герой романа Д.Дефо Робинзон Крузо, после кораблекрушения оказался на необитаемом острове и прожил там двадцать восемь лет.

Сам путешественник описывает своё ужасное моральное и физическое состояние. Он испытывает невыносимую тоску по привычным условиям жизни и общению с другими людьми.

Робинзон невероятно сильный человек, который сумел столько лет терпеть лишения, испытывать опасности, находиться в полном одиночестве и сохранить разум и присутствие духа. Герой не только не потерял человеческое достоинство, но и сумел пересмотреть свои взгляды, стать мудрее и добросердечнее.

Жизнь Робинзона Крузо на острове не подтвердила утверждение, что человек не может существовать вне общества. Но это вовсе не противоречит моему ответу на данный вопрос. Герой оказался в изоляции не с рождения, а будучи уже сформировавшейся личностью.

Именно запас нравственных ценностей, опыт, приобретённый в социуме, помогли ему выжить и остаться человеком. Конечно, многое отшельнику пришлось постигать с нуля. Оказавшись наедине с необычными условиями жизни, Робинзон сумел совместить известные ему знания, приобретённые в обществе, с новыми навыками, полученными в результате общения с природой.

Герой повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”, спасаясь от ареста, ушёл с татарами в степь и прожил там десять лет. Такую жизнь, конечно, нельзя назвать отшельничеством, но для Ивана Северьяныча это стало страшным испытанием. Вдали от родных мест Флягину всё было чуждо и непонятно: нравы, традиции, язык, быт.

Он чувствовал себя одиноким и несчастным. Постепенно такая жизнь превратилась для мужчины в пытку. Несмотря на возможную опасность, подстерегающую его дома, Иван “постоянно назад стремился”.

Вспоминая о годах, проведённых в отрыве от привычной обстановки, Флягин повторяет, что все эти годы мучился от безысходности и тоски.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь вне общества, конечно, возможна, однако полноценной человеческой жизнью такое существование назвать нельзя.

Я думаю, что в ситуациях, подобных тем, которые произошли с героями названных произведений, человек страдает не просто от одиночества и тоски по привычным местам.

Эти люди потеряли смысл жизни, ведь он заключается не в выживании, а в полноценном существовании в окружении других людей.

Сквозь века

При этом надо понимать, что в истории всегда жестким наказанием было отлучение человека от общества. Также мы понимаем, что если человек может без других людей, то общество без отдельных людей не может. Люди часто говорят, что они любят оставаться наедине с собой. Им лучше с книгой, техникой, природой. Но такие люди не всегда понимают всю важность и глубину своих слов.

Дело в том, что вообще без общества человек нормально себя чувствует только в том случае, если уходит из него осознанно и чувствует в себе силы, чтобы создать новое окружение. Если же отлучение происходит насильно или в результате какой-то вины, тогда очень сложно пережить такую ситуацию. Не все способны это выдержать, поэтому начинается депрессия или навязчивое желание самоубийства.

Конфликт

Конфликт между обществом и человеком возникает тогда, когда личность не желает подчиняться или принимать некие нормы. Человек — социальное существо, поэтому при равных условиях он нуждается в других людях.

Общаясь, мы получаем новый опыт, решаем свои внутренние проблемы, путем их проекции на других. И главная важность всех окружающих нас людей в том, что они решают наши проблемы, а мы — их. Только в процессе взаимодействия можно всё это понять и прочувствовать.

Анализ и психоанализ возможен только на основании какого-то опыта. Сам же по себе он ничего не несет.

Читайте также:  Краткое изложение сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Конфликт в обществе происходят очень часто. Однако он носит определенный характер, который не позволяет выйти за установленные рамки. Человек может решить эту проблему разными способами. По сути, никто не может нам запретить уехать в другую страну, изменить свое решение, преобразовать общество вокруг себя.

Проблематика

Начнем рассмотрение этой темы с того, что каждый отдельный человек — это в любом случае Не важно, признает он это или нет, хочет или нет. Разница между людьми кроется в том, насколько активно они участвуют в общественной жизни.

Кто-то активно принимает участие в этой сфере и ощущает себя важным участником процесса. Кто-то же, наоборот, сторонится всего, желая оставаться в тени и не выходить из своего кокона.

Этот вопрос довольно актуален в современном мире, и стоит он определенно остро.

Надо отметить, что люди в обществе в наши дни делятся на две группы, стоящие на разных полюсах:

  • Первая группа — это те, кто вечно жаждет внимания и признания.
  • Вторая группа — это те, кто желает как можно чаще оставаться в тени. Они любят спокойную и закрытую жизнь. Чаще всего это Однако иногда это могут быть активные, веселые и радостные люди. Но такими они бывают только в своем избранном кругу доверенных людей. В новом коллективе или просто в компании 2-3 новых людей такие личности молчат и уходят в себя.

Нельзя сказать, что из названного плохо, а что хорошо. Наверняка известно только то, что крайности — всегда плохо. Не стоит быть совершенно закрытым человеком или же слишком открытым. У человека всегда должно быть какое-то личное пространство, в которое нет доступа никому.

Люди, выросшие вне общества

Чаще всего это дети, которые выросли в диких условиях. С ранних лет они находились в изоляции и не получали человеческого тепла и заботы. Они могут воспитываться животными или просто изолированно существовать.

Такие люди очень ценны для исследователей. Доказано, что если дети до их одичания имели некий социальный опыт, то их реабилитация будет проходить гораздо проще.

Но те, кто от 3 до 6 лет жили в обществе животных, практически не смогут научиться человеческому языку, прямо ходить и общаться.

Даже живя последующие годы среди людей, маугли не могут привыкнуть ко всему окружающему их миру. Более того, часты случаи, когда такие люди сбегают в свои изначальные условия обитания. Учёные говорят, что это только лишний раз подтверждает тот факт, что для человека невероятно важны именно первые годы его жизни.

Итак, может ли человек существовать вне общества? Сложный вопрос, ответ на который в каждом случае разный. Мы отметим, что все зависит от конкретных условий и обстоятельств, а также от того, как человек относится к своей изоляции. Так может ли человек существовать вне общества?..

Система

Надо понимать, что человек немыслим вне общества. Несмотря на это чисто физически он может выжить и один. Однако в таком случае он утратит человечность и определенный уровень развития. Такие случаи в истории человечества неоднократны. О них мы подробнее будет говорить ниже.

Все люди являются частью общества, поэтому они должны уметь находить общий язык между собой и договариваться.

Однако слишком сильная подверженность влиянию этой системы приводит в итоге к потере черт своей индивидуальности.

Очень часто человек немыслим вне общества, так как сам себе устанавливает определенные ограничивающие рамки. В таком случае он либо выпадает из системы, либо становится от неё зависимым.

Может ли существовать человек вне общества? Да, но с трудом. Выпадая из системы общественных отношений, человек попросту теряет в жизни ориентиры. Он считает себя отбросом и часто ищет смерти.

Совсем другое дело, когда личности неприятна устоявшаяся система отношений, и она хочет вырваться из неё. В таком случае человек чувствует освобождение, после того как разрывает все связи.

Со временем он формирует вокруг определенный круг, который разделяет его интересы.

↑ Аргумент

А начать стоит с того, что человек является биосоциальным существом – то есть нам необходимо общение для здоровой жизни и психического состояния.

Также стоит обратить внимание на то, что любой человек с рождения находится в обществе и именно в обществе формируется его личность, характер, и если он покидает общество, то это может надолго нарушить его психическое и эмоциональное состояние.

Если проще то, общество воспринимается нами как круг лиц, объединенных чем-то общим, или же, как жители государства, города и т.д., Исходя, из этого мы можем понять, что общество нацеливает процесс развития человека в правильном направлении. То есть оно, полностью курирует процесс социализации человека.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных и моральных ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного существования в обществе. Поэтому не правильно говорить о том, что человек может успешно существовать и развиваться вне общества. Без общества люди могут сойти с ума.

Итоговое сочинение

«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»  Блэкстоун

Человек –  биосоциальное
существо, которое живет в обществе и взаимодействует с другими людьми.
Безусловно, общество влияет на личность, формирует характер и поведение,
устанавливает моральные принципы.

  Сообща проще выжить, добыть пищу, защитить
территорию от врагов – так было в древности…  Эти же принципы остаются
актуальными в наши дни. Только совместными усилиями можно добиться прогресса в
развитии страны и даже мира. Но есть случаи, когда индивид  живет  вне
общества.

  Может ли он существовать в таких условиях долгое время? Счастлив ли
будет, обособившись от людей?  На мой взгляд, нельзя однозначно ответить на 
этот вопрос: кто-то находит счастье в отрешенной, тихой жизни, другие,
наоборот, погибают, оказавшись в одиночестве.

  Для доказательства данной мысли
хочу обратиться к произведениям  русской литературы.

   В повести Александра Ивановича
Куприна «Олеся»  читатель знакомится с удивительной героиней.  Она живет с
бабкой  Мануйлихой в лесу, отдельно от людей. Жители соседней деревни
недолюбливают их и считают колдуньями. Но на самом деле Олеся – добрая,
бескорыстная девушка, которая не несёт в своем сердце ничего дурного.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

В этом
убеждается Иван Тимофеевич, который влюбляется в юную красавицу. Олеся
заботится о всем живом, яркая встреча героев  происходит в тот момент, когда
девушка несет в переднике птенцов. Она довольна своей жизнью и не хочет ни чего
менять, ей уютнее с бабушкой в лесу,  чем среди людей.

  Олеся влюбляется в
нового знакомого и , переступив через свои принципы, ради Ивана Тимофеевича 
идет в храм на службу.  Но местные жители, несмотря на священное место, где
нужно молотиться, каяться, прощать врагов,  ее избивают.

В порыве гнева
девушка  говорит, что  проклянет своих обидчиков,  хотя ничего плохого  делать
им  не собирается.  Вскоре начинается ураган, и Олеся с бабушкой поспешно
переселяются в другое место, так как знают, что этот   погодный   сюрприз люди
спишут на колдовство Олеси и Мануйлихи и ворвутся в их избушку с расправой.

 
Таким образом, А.И. Куприн показывает на примере Олеси и ее бабушки, что можно
счастливо жить отдельно от общества, а люди могут принести только беды и
неприятности.

Обратимся к «Старухе Изергиль»
Максима Горького. В начале произведения автор знакомит читателей с легендой о
Ларре, сыном женщины и орла.  Гордый, самовлюбленный юноша  не знает уважения и
любви к окружающим. За свой эгоизм он был изгнан из племени и обречен на
одиночество.

Сначала обретение свободы Ларру обрадовало, но позже он понял, что
такая жизнь является мукой и не несёт  счастья. В наказание за своё поведение юноша
обретет бессмертие, а со временем превратится в тень и будет блуждать в
одиночестве по миру.

Данной легендой Максим Горький показывает невозможность
существования человека отдельно от общества, такая жизнь становится невыносимой
и бессмысленной.

Таким образом, мы убеждаемся, что
однозначно нельзя ответить на вопрос, может ли человек существовать вне
общества или нет.

В одном случае,   люди несут только беды и неприятности,
нарушают гармонию, а в другом, –  жизнь в одиночестве делает человека несчастным
и приводит к гибели.

  Я считаю, что важно найти общий язык с окружающими
людьми, жить в мире и взаимопонимании. Совместными усилиями можно достичь
счастья.

Всегда ли общество ценит достойных людей? — сочинение

Итоговое сочинение на тему: «Всегда ли общество ценит достойных людей?»

Всегда ли общество ценит достойных людей? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сначала понять, какие именно люди являются «достойными». Вероятно, они должны быть добрыми, смелыми, всегда готовыми к самопожертвованию ради спасения ближнего. Перечисленными характеристиками обладают многие, но далеко не все действительно готовы до конца быть верными себе и своим принципам.

Мне кажется, что достойных людей зачастую просто не замечают, а все их сильные стороны воспринимаются как что-то обыкновенное, то, что и так есть у всех людей.

Даже если человек является действительно особенным, героем, сильной личностью, то общество может не понять и не принять его, задавить критикой все его достоинства и принизить все сильные стороны. Так было с героем рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Юноша Данко всем сердцем верил, что тёмный лес, в котором он жил со своими соплеменниками, имеет конец, и из него можно выбраться. Люди, которые привыкли жить в темноте и страхе, сначала не поверили Данко, но увидев его горящий взгляд, пошли за ним. В скором времени началась гроза.

Путники устали, чувствовали голод и холод, поэтому начали обвинять героя в том, что он повёл их за собой на верную гибель. Данко разозлился, но потом пожалел людей и решил, что ещё больше захотел спасти их и вывести из леса.

Тогда юноша разорвал свою грудь, вытащил оттуда горящее сердце, поднял его высоко над головой и побежал вперёд, а все остальные побежали за ним. В итоге люди вышли из леса, а Данко погиб, но окружавшее его общество даже не заметило его смерти, все рады были выходу из леса. Так благородный и достойный поступок в отношении других остался незамеченным, а спасённое общество вновь обесценило своего героя.

Конечно, так бывает не всегда, иногда окружающие замечают выдающиеся качества людей, особенно, когда те постоянно выносят их напоказ. При этом важно, чтобы такие характеристики соответствовали личным представлениям человека о достоинствах, ведь только так они могут быть высоко оценены. Например, в комедии в стихах А. С.

Грибоедова «Горе от ума» был второстепенный персонаж Максим Петрович, который приходился дядей Фамусову. В пьесе мы узнаём о том, что он был богатым придворным вельможей и пользовался особой любовью императрицы.

Вот только такой высокий пост он занял не из-за особых заслуг перед отечеством, а благодаря тому, что он умел устраивать клоунады и прислуживаться перед высокопоставленными людьми.

Фамусов в комедии восхищается такими качествами своего дяди, он считает его действительно достойным человеком, даже несмотря на то, что «достоинства» его весьма сомнительны. Конечно, другой герой, Чацкий, критикует подобное поведение, для него оно является неприемлемым.

Юноша считает, что человек должен быть честным, открытым и деятельным. Добиваться успехов в жизни тоже, по его мнению, необходимо именно с помощью этих качеств, а не того, что считается достоинствами Максима Петровича. Так восприятие сильных качеств человека зависит от того, какие ценности имеет тот, кто его окружает.

Таким образом, каждому человеку необходимо иметь достойное общество, которое бы смогло объективно оценить его сильные стороны. Разумеется, все люди мира не смогут заметить достоинства одного человека. Но всегда найдётся кто-то, для кого даже самая обычная черта характера вызовет уважение к её обладателю и станет настоящим признаком героизма.

Ссылка на основную публикацию