Голем: как он пришел в современный мир?

История человечества полна неожиданных и таинственных легенд, достоверность которых невозможно подтвердить. Романтическая атмосфера, которой они окутаны, заставляет очаровываться и не раз пересказывать заветные сюжеты, вспоминая их героев. Голем относится к числу персонажей, чье существование стоит под вопросом, но биография этого персонажа удивительна.

История происхождения

Еврейская мифология повествует об истукане, создать которого было под силу только раввину, славящемуся духовным богатством и просветленностью.

Главной целью посланника бога на земле должно быть стремление заступиться за свой народ, защитить его от мучителей. Только в этом случае глиняный человек оживал.

Чистые помыслы и искренность были главным критерием успеха в этом деле и предрекали чудовищу неслыханную силу. Имя существа из глины – Голем – переводится как «бесформенный» или «сырой, необработанный».

Голем (арт)

Первая легенда о необычном создании появилась в 16 веке. Ее услышали жители Праги. Евреи в те времена притеснялись немцами, переполнявшими столицу Чехии. Их права ограничивались, а свободы попирались.

Люди были обречены существовать в нищете и бедствии. Главный раввин по имени Лев встал на защиту евреев, взмолился небесам и попросил бога о помощи. Помощь пришла свыше.

Лев был посвящен в таинственный ритуал, способный воздвигнуть из глины фигуру Голема, готового разбить врага.

Чудовище, возведенное героями, посредством магической силы ожило и отстояло честь своих создателей. Оно выглядело как великан, не способный произнести и слова, но уничтожающий противника в прах. Еврейское гетто было под его защитой 13 лет.

В ритуале создания Голема использовались два человека, символизирующие огонь и воду, Лев, как автор, олицетворял воздух, а Голем стал воплощением земли.

Получивший от создателей человеческую одежду, истукан выполнял свою функцию и жил в доме раввина в качестве работника.

Голем в мифологии

Особенности Голема заключаются в быстром росте. Он не испытывает голода или жажды, но обладает достаточной энергией для выполнения любой работы. Громиле не страшны физические нагрузки, но другими способностями он обделен. Выйдя из-под власти создателя, существо начинало разносить все вокруг себя.

Зло, скрытое в его душе, вырывалось наружу. Поэтому при необходимости отлучиться Лев погружал работника в сон. Однажды, уйдя в синагогу, он забыл провести привычную процедуру, и Голем разбушевался. Поняв ошибку и ее цену, Лев навсегда усыпил истукана, поместив того на чердак.

Статуя Голема в Праге

Следующее пришествие чудовища состоялось в 1920-е годы. Любопытный журналист решил проникнуть в место упокоения чудовища и доказать, что байки о нем – выдумки. Он оказался прав, но ходят слухи, что раввин уничтожил свое детище. Существует и романтическая трактовка легенды, повествующая о нежных чувствах глиняного человека к дочери раввина.

Подчинявшийся только ей, неуклюжий Голем сопровождал девушку повсюду. Раввин приказал дочери обездвижить ухажера, и истукан рассыпался на мелкие частицы. Но, по легенде, каждые 33 года происходит возрождение глиняного чудовища.

Экранизации

Популярность к глиняному персонажу пришла после того как писатель Густав Майринк опубликовал книгу об истории его происхождения.

Знаменитый первопроходец кинематографа, немецкий режиссер Пауль Вегенер снял трилогию о Големе в 1915-1920 годах.

Литературы о герое легенд было немного, и Вегенер самостоятельно додумал сюжет, создав фильмы «Голем», «Голем и танцовщица», «Голем, и как он пришел в мир». Главного героя играл сам постановщик.

Голем: как он пришел в современный мир?Писатель Густав Майринк

Режиссер Жюльен Дивювье создал фильм ужасов о глиняном человеке в 1936 году, сняв актера Фердинанда Харта в известном образе. Это был ремейк на проект Вегенера, не отличавшийся оригинальной идеей.

В 1967 году Жан Кершборн снял фильм «Голем» с участием Андре Рейбаза. В роли истукана в проекте Петра Шулькина 1979 года предстал Марек Вальчевский.

Голем: как он пришел в современный мир?Кадр из фильма «Дан Лено и Голем Лаймхауса» (2016 год)

В 2016 году на большие экраны вышла экранизация романа Питера Акройда «Дан Лено и Голем Лаймхауса» авторства Хуана Карлоса Медины.

Интересные факты

  • Любопытно, что глиняный Голем был не единственной вариацией истукана, способного прийти на помощь еврейскому народу. Существо из воды располагало удивительным интеллектом, чудовище из камня походило на настоящую глыбу. Огненный Голем был ведьмаком, а земляной, схожий с холмом, предпочитал равнины в качестве места жительства и был мирным созданием. Но глиняное исполнение – самая популярная вариация персонажа.

Голем: как он пришел в современный мир?Голем в “Майнкрафте”

  • В литературе образ упоминался не только в произведении Майринка, где был второстепенным. О нем писал Артур Холичер в 1908 году и Станислав Лем в рассказе «Голем 16». Братья Стругацкие, вдохновленные легендой, упоминали истукана в книге «Понедельник начинается в субботу», а Умберто Эко – в романе «Маятник Фуко».
  • Современные фантасты используют этот образ и в кинематографе. Железный защитник Колосс из фильмов о Дэдпуле 2017 и 2018 годов напоминает героя легенды. Голем стал персонажем «Секретных материалов» и мультсериала «Симпсоны», похожий на него персонаж появился в картине Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Франкенштейн также является Големом. Глиняное чудовище стало персонажем мультиков и компьютерных игр вроде «Террарии» и «Майнкрафта».

Третья вылазка глиняного великана: «Голем, как он пришел в мир»

Фильм примечателен так же тем, что является одним из первых значительных примеров киноэкспрессионизма — направления, активно развивающегося в Германии в начале XX века.

Немецкий киноэкспрессионизм стал откликом на послевоенное время, когда людям хотелось уйти от пугающей реальности посредством создания своей субъективной картины мира.

Мистика, интерес к внутреннему «я», искажение действительности, фатализм – вот основные черты киноэкспрессионизма, и многие из них нашли отражение в «Големе».

Голем: как он пришел в современный мир?

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

В основе сюжета – легенда о Пражском Големе (от ивр. «гелем» – необработанный, сырой материал), старинное еврейское сказание о глиняном великане, созданном праведным раввином Львом.

Узнав о намерениях императора изгнать евреев из гетто, раввин обращается к темным силам и оживляет глиняную статую, благодаря силам которой евреям удается сохранить свои земли.

И все бы хорошо, но в какой-то момент раввин теряет контроль над своим созданием, что чуть не оборачивается концом для всего гетто.

Голем: как он пришел в современный мир?

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Роль Голема исполняет сам Вегенер, наделяя своего персонажа удивительно-пугающей мимикой.

Помимо глиняного изваяния, в картине фигурирует раввин Лев, напоминающий скорее средневекового волшебника и мага, чем священника, и его красавица-дочка, в которую влюбляются все до единого: самодовольный посланник императора, слуга раввина, и даже сам Голем испытывает к девушке неоднозначные чувства.

Остальные герои носят скорее второстепенный характер, изображая жителей еврейского гетто и гостей императорского «Фестиваля Роз». Несмотря на то, что фильм экранизирует религиозное сказание, Вегенеру удалось наполнить картину мистикой и даже элементами хоррора.

Одна сцена сотворения Голема чего стоит: тут и безтелесый дьявол, и клубы дыма, и полыхающий магический круг. При этом, сам Голем вызывает скорее сострадание, чем ужас – уж больно милым вышел глиняный великан, который недоумевает, почему от него все шарахаются. Но в любом случае, Голем стал одним из первых «монстров» на киноэкранах, положив тем самым начало новому типу киногероев.

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Отдельного внимания заслуживает художественное решение фильма. Картину нельзя назвать черно-белой – черный цвет здесь перемежается с зелеными, синими и красными тонами, отчего создается впечатление, будто смотришь театральную пьесу в свете прожекторов.

Театральности фильму придают и характерные для киноэкспрессионизма декорации – еврейское гетто, императорский дворец – все лишь отдаленно напоминает реальность, создавая особый, таинственный мир. Музыкальное сопровождение в этом мире играет важную роль: с его помощью передаются эмоции героев и поддерживается необходимая атмосфера напряжения.

Монтаж и спецэффекты для фильма 1920 года на уровне — задымление, смена ракурсов, даже соединение двух разноплановых сцен.

Посмотреть «Голема» стоит хотя бы затем, чтобы познакомиться с сюжетом классической еврейской легенды. Ну а для любителей киноискусства «Голем» – настоящая находка, ведь это один из первых хорроров про созданное человеком чудовище, отголоски которого потом можно будет найти, например, в различных экранизациях «Франкенштейна».

Читайте также:  Сочинение: Природа Кавказа в поэме Михаила Лермонтова «Мцыри»

Download WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload WordPress Themes Freefree download udemy paid courseDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy paid course

Голем

Голем (буквально `неоформленное тело`, `истукан`) — в еврейском фольклоре антропоморфное существо, искусственно созданное из неживой материи (обычно глины или грязи), оживленное с помощью Божественного имени. Слово «голем» также использовалось для обозначения аморфного, несформированного материала в псалмах и средневековой письменности.

Голем в Библии и Талмуде

Корень ГЛМ встречается в Библии (Пс. 138:16) в слове галми (ивр. ‏גלמי‏‎), обозначающем «моя необработанная форма», то есть — незавершенное человеческое существо перед глазами Бога. Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перешедшее и в современный иврит.

В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в Аггаде големом (Санхедрин 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Санхедрин 22б).

В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем также в смысле «глупец».

Создание голема

Упоминания о создании живых существ из изображений и идолов с помощью магии можно найти во многих культурах, в том числе у древних египтян, греков и арабов. Народные легенды о големе как о слуге мага были широко распространены в Европе во времена Средневековья.

Концепция голема, которая развивалась в Средневековье, привязана к интерпретациям Сефер Йецира (Книги созидания), важнейшего текста каббалы, в котором идет речь о космологии и космогонии.

Согласно широко распространенным легендам, древние талмудические мистики получили возможность создать голема после интенсивного исследования тайн этой книги.

https://www.youtube.com/watch?v=bc6VZTcre2s

Впервые о возможности творения при помощи «Сефер Йецира» говорится в комментарии, написанном Рабби Йеудой бен Барзилаем в середине XII века. Господь, желая вознаградить Авраама, собирается даровать ему Тору, но она отвечает, что предназначена Моисею. Поэтому вместо Торы Авраам получает другой, столь же святой текст — «Сефер Йецира».

Далее в комментарии говорится, что изучать эту книгу следует не менее трех лет, но не в одиночку, а вдвоем, иначе тебя постигнет безумие. Рабби Йеуда бен Барзилай рассказывает, что Авраам изучал «Сефер Йецира» вместе со своим учителем Симом (сыном Ноя); в результате они смогли создать тельца, которого они зарезали, чтобы отметить завершение учебы.

Однако после этого они все забыли, и им пришлось изучать книгу еще три года.

В Талмуде (трактат Санхедрин 65 б) сообщается, что мудрец Рава, используя указания «Сефер Йецира», создал голема. Он послал голема к Рав Зейра. Рав Зейра обратился к голему, но тот не отвечал. Тогда Рав Зейра сказал, «я вижу, ты был сотворен одним из наших; возвращайся к своему праху».

(Позднейшие комментаторы спорят о том, голем промолчал потому, что не мог говорить, или потому, что не захотел ответить. Один из них сообщает, что голем ответил Раву Зейру, но невежливо).

В том же трактате сообщается также, что раби Ханина и раби Ошая накануне каждой субботы изучали «Сефер Йецира» и создавали по её инструкциям трехлетнего телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.

Обычно работа по созданию голема, описанная в каббалистических трактатах, состояла из двух этапов. На первом — создавалась глиняная фигура в образе человека, на втором — учитель и ученик чертили вокруг нее окружность и обходили ее, произнося различные буквенные сочетания.

Первым термин голем применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил Елеазара из Вормса (Эл‘азар бен Иехуда, 1176–1238) из Вормса, в труде которого, «Содей разая» («Тайны таинств»), содержится наиболее подробное описание создания голема с помощью «Сефер Йецира»:

Кто изучает «Сефер Йецира», должен очиститься [и] облачиться в белые одежды. [«Сефер Йецира»] нельзя изучать в одиночку, но только [группами] по двое или трое, ибо сказано в Писании: “… и души, которые сотворили они в Харране”.

И сказано в Писании: “Двоим лучше, нежели одному”, — и сказано [­­также]: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Поэтому [Писание] начинается с Бет, «берешит бара», «сотворил Он». Надлежит ему взять девственную землю из такого места в горах, где никто никогда не пахал.

И пусть замесит прах с проточной водою, и сотворит тело [голема], и приступит к перестановкам алфавита по двумстам двадцати одним вратам, для каждой части тела в отдельности и для каждой части тела с соответствующей буквой, указанной в «Сефер Йецира».

И вначале должны идти перестановки алфавита, а затем — перестановки с гласной А, А, А, А, А, А. И при них всегда [должна быть] буква [Божественного] имени и весь алфавит; затем AI, затем AI, затем AI, а затем AI. Затем — [перестановки] AV, и точно так же AH, целиком и полностью.

Затем пусть возьмет B и таким же образом С, и так для каждой части тела с назначенной ей буквой. Исполняя все это, он должен пребывать в чистоте. Это двести двадцать одни врата.[1]

Таким образом, согласно рабби Елеазару, для создания голема следовало смешать землю с водой, а затем сотворить заклинание, состоящее из 221 двухбуквенных комбинаций иврита (каждое из которых именуется «вратами»).

Для совершения заклинания надо было произнести над каждой частью тела голема все буквы иврита, которые, согласно «Сефер Йецира», правят частями человеческого тела, комбинируя их с одной из букв Тетраграмматона (Иегова, Йод-Хе-Вау-Хе), озвучивая с помощью шести огласовок (О, А, I, E, EI, U).

Существовал определенный порядок, порождающий голема либо мужского, либо женского пола. Для уничтожения сотворенного голема следовало повторить все действие в обратном порядке.

Также голема оживляло вырезание на его лбу имени Бога, слова «эмет» («истина») или «печати Единого Святого». При создании голема, каббалисты ходили вокруг него, произнося тайные и могущественные имена Бога.

Движение вокруг голема в противоположном направлении отнимало у него жизнь.

Голема можно было разрушить и стиранием первой буквы слова «эмет» — «алеф» (первая буква семитских алфавитов), что превращало его в «мет», означающее «мертвый».

Кроме глины, голем мог быть сделан из земли, дерева, воска, металла или частей трупов, сшитых между собой. Согласно современному исследователю каббалы Моше Иделю в испанской еврейской литературе есть рассказ о големе из металла, который черпает свою силу из астрального влияния звезд.

В каббалистических текстах никогда не пояснялось, для какой цели надо было создавать голема. Очевидно, главным было повторить сам акт Божественного творения. Как пишет другой исследователь каббалы, Гершому Шолему, в процессе или в кульминационный момент возникновения голема оператор должен пережить некий мистический опыт:

… ритуал достигал кульминации в экстазе. Ритмическое повторение регулярно варьируемых звукосочетаний само по себе может индуцировать изменения в состоянии сознания, и, возможно, это и было его предназначением. Не исключено, что эти рекомендации как‑то связаны с йогическими практиками, которые стали известны в еврейских кругах в основном благодаря Аврааму Абулафии и его школе.[2]

Здесь можно провести параллель с переживанием экстатического опыта, происходящего на завершающей стадии алхимического Великого Делания, которое также совершается не только в лаборатории алхимика, но и в его душе.

Постижение тайн Начала Мира или Начала Человека дает практику возможность воспроизвести акт Творения, стать Творцом, то есть уподобиться Богу и соединиться с Ним.
Разумеется, далеко не все иудейские мистики и каббалисты одобряли создание голема. Некоторые из них считали греховным стремление человека сравняться с Богом.

Так, например, в трактате «Толкование Тетраграмматона», созданном в конце XII — начале XIII вв., рассказывается, что голема создали пророк Иеремия вместе со своим сыном бен Сирой.

На лбу этого искусственного человека было начертано: Адонай Элоим Эмет («Господь Бог есть истина») (Иер 10:10), однако он не оставался живым, так как постоянно стирал букву Алеф в слове «эмет» («истина») и становился «мет» («мертвым»).

Читайте также:  Образ григория мелихова сочинение

На вопрос, почему он так делает, голем ответил, что нельзя допустить, чтобы люди сами стали богами, так как тогда они перестанут почитать Господа. Из этого делался вывод, что можно заниматься теоретическим изучением «Сефер Йецира» для постижения величия Бога, но не пробовать использовать ее в практических целях.

Легенды о големе

В XVII в. в еврейской среде возникли многочисленные легенды о големе. Чаще всего в них голем не имел разума, не мог говорить и находился в полной власти своего хозяина. По одной из легенд, еврейский поэт и философ рабби Сэмюэль Шпейер, живший в XII веке, создал голема, чтобы тот сопровождал и служил ему в путешествиях; этот голем не умел говорить.

Польскому раввину Илии Баал Шему из Хелма (1550 — 1583) приписывают создание первого голема из глины, с использованием Божественного имени. Этот голем также не мог говорить, но вырос огромного размера и недюжинной силы, что испугало раввина. Он стер имя Бога со лба голема, и тот рассыпался в прах.

Согласно другой версии, голем Илии впал в бешенство, и его пришлось уничтожить.

Старая синагога в Праге со ступенчатой лестницей на чердак, где, согласно легенде, лежат останки голема.

Самой известной является легенда о големе, созданном в Праге Иехудой Лива бен Бецалелем (Махарал). Он преданно служил своему хозяину и запугивал распространителей ужасающих кровавых наветов против евреев.

Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в субботу, рабби Иехуда на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с Тетраграмматоном, этим лишая его способности двигаться.

Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления субботы у входа в Старую синагогу Праги, когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Согласно легенде, останки его тела по сей день остаются на чердаке синагоги. Впервые эта легенда была изложена в романе «Спиноза» еврейского писателя Бертольда Ауэрбаха в 1837 году.

Легенда о пражском големе распространилась среди европейского еврейства после того, как раввин и писатель Иегуда Йодель Розенберг опубликовал в 1909 году книгу под названием «Чудеса Махарала», в которой были представлены свидетельские показания зятя Махарала, который помог ему в создании голема.

В книге подробно и яркими красками описана история создания голема, его загадочной жизни и смерти. Во введении к книге раввин Розенберг утверждает, что он полагался на рукопись, которую он купил у еврея по имени Хаим Шарпштейн, который жил во второй половине XIX века, занимаясь исследованием и продажей древностей.

Однако, по мнению современных исследователей, это подделка, и книга написана самим раввином Розенбергом.

Сказания о големе связаны с другими легендами, например, такими, как популярные приблизительно с X в.

в Италии, в которых говорится о трупах, воскресавших с помощью секретных имен Бога, и об искусственных существах, сотворенных посредством природной магии и алхимии, например гомункул Теофраста Парацельса. В XIII в. имели место разговоры о том, что Альберт Великий создал говорящего андроида.

Голем в литературе и искусстве

Кадр из фильма «Голем: как он пришел в мир» (1920)

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений. Существует мнение, что легенда о големе вдохновила Иоганна Вольфганга Гёте создать стихотворение “Ученик чародея” (Der Zauherlehrling), а Мэри Шелли — знаменитый роман Франкенштейн, или Современный Прометей (Yrankenstein; or, The modem Prometheus). Известность получил роман Густава Майринка (1868–1932) «Голем» (1915; переведен на русский язык в 1922 г.), одноименный спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием.

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощением этого сюжета. В 1926 г.

во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (1926–2012).

Тема голема включена в чешский фильм «Пекарь императора» (1951) по сценарию Арношта Лустига и послужила основой для нескольких других кинолент.

Примечания

1. Цит. по Мария Эндель. «Сефер Йецира» в еврейской и европейской средневековой магии Тирош: труды по иудаике. Вып. 3. М., 1999.
2. Гершом Шолем. Представление о големе в его теллурических и магических связях. Цит. по Йосеф Дан. Германский хасидизм. Открытый Университет. Израиль. Части 11–12. 2003.

Голем – исскуственный человек робот

Го́лем — персонаж еврейской мифологии. Человек из глины, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Как был создан Голем?

Дело было в 1580 г. Священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, снова пытался нарушить покой и согласие и вызвать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев вовремя узнал об этом и во сне задал небу вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом.

Рабби Лев оживляет голема

Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ:

«Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael.» «Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев.»

Рабби Лев истолковал сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему небом числа букв создать из земли живое существо.

Он велел привести своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема: «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак — стихия огонь, ты, Якоб — вода, я сам — воздух, мы вместе создадим из четвертой стихии — земли, Голема». Он подробно научил их тому, как нужно сначала освятиться и очиститься, чтобы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека.

Оживление Голема

В установленный день работа проходила при свете факела и под чтение псалмов в лихорадочной спешке. Они вылепили из земли фигуру мужчины длиной в три локтя. Голем лежал лицом вверх. Потом мужчины стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо.

Он лежал без движения, словно мертвец. Тут рабби Лев приказал священнику Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, доверив ему цируфим, фразу, которую тот должен при этом произнести.

Когда так случилось, глиняное тело стало огненно-красным.

Рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево точно столько же раз, сообщив и ему определенный для его стихии цируфим. Когда тот завершил свое задание, огненно-красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода, из кожи пробились волосы, а на пальцах — ногти.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения «бежин луг» для читательского дневника (и.с. тургенев)

Популярные статьи:  В древности не произошла промышленная революция

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.» И вот благодаря трем стихиям: огню, воде и воздуху, четвертая стихия — земля, ожила. Голем, открыв глаза, озирался, будто в изумлении.

Пражская синагога где по преданию на чердаке хранятся останки Голема

Рабби Лев сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли домой.

По пути рабби Лев сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача — защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате.

Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря.» Йозеф кивнул головой в знак согласия.

Дома рабби Лев сказал, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Упавшая Тора

Случилось, что в день примирения в 1587 г. в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения.

Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день поститься.

В понедельник он спросил во сне, какой грех является причиной дурного случая.

Голем – несомненно, одно из самых известных «лиц», которые шли по улицам Праги. Однако, его известность – наверное, единственная вещь, которая ясна о нем.

Однако, он не получил ясного ответа, а только лишь отдельные буквы, которых он никак не мог понять. Поэтому он написал их на бумагу и дал Голему, поручив ему найти из них ответ.

Просмотрев полоску бумаги, Голем сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из торы. Буквы, показанные Рабби Леву, были сокращением заповеди «не желай жены ближнего твоего».

Популярные статьи:  Операция Уничтожение или человек, который никогда не был

Рабби Лев теперь знал, что уронивший тору мужчина был во внебрачной связи, поэтому тора и выскользнула у него из рук. Он позвал мужчину к себе и доверительно рассказал ему о слове из сна. Тот, плача, признался в своем грехе и просил раввина поручить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув, по законам Моисея, брак неверной женщины и ее мужа.

«Голем, как он пришёл в мир» — немой художественный фильм эпохи киноэкспрессионизма. Снят Карлом Бёзе и Паулем Вегенером по мотивам еврейской легенды

Голем приходит в ярость

Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам, после обеда, своего рода дневной план, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным.

Однажды рабби Лев забыл в пятницу после обеда дать Голему его дневной план. И вот Голем остался без занятия. Едва день подошел к исходу, и все готовились к шаббату, Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому городу, желая все уничтожить. Факт, что у него нет никакого занятия, его так же напугал, как и взбесил. Увидев это, люди убегали с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!»

Возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!»

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопаный, преодолев силу своей дикости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать.» И Голем послушался его, как дитя.

Затем Рабби Лев вернулся в молитвенный дом и приказал спеть еще раз песню для шаббата.

С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

Уничтожение Голема

Когда прошло много времени, и общине больше не грозила злостная клевета, рабби Лев позвал к себе своего зятя Ицхака, левия и ученика Якоба, которые содействовали при сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы уничтожим его».

Дело было в начале 1593 г. Рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. Все происходило тайно, так как была полночь.

Популярные статьи:  Научная хронология

В два часа ночи к рабби Леву пришли его зять и левий Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, каким является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения.

Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно.

Тогда все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем.

Мужчины приступили к уничтожению Голема. Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то сейчас они стали к его голове. Слова из Книги Бытия также читались наоборот.

После этого Голем снова стал земляным комом, как до своего оживления. Потом Рабби Лев позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем исчез ночью из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги. Остатки книг и других священных предметов не могли там больше храниться.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли.

В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе Голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, преступающая границы религиозного закона; недаром Голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее роботехники. При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой.

В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах.

Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.

Похожее

Ссылка на основную публикацию