Футурист, о котором вам не рассказывали

Опубликовано пользователем сайта

Футурист, о котором вам не рассказывали

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца “Непонятное искусство”, цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж “Современное искусство в деталях”, документальных фильмов BBC, и др. 

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (1910 – 1917 примерно)

В предыдущем посте я рассказывала о европейском футуризме. Изобретение Маринетти ( идеолог футуризма, см.пред.пост) особенно живо было воспринято в творческой среде России. Однако, русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше про культуру. 

Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, потому что это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Скорее, это был образ жизни. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер.

Футуризм – это стратегия единого художественного поведения.

 Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Сразу скажу, что в этом посте будет не так много картинок (позже станет понятно почему). Я не буду углубляться во все исторические тонкости появления и развития футуризма в России, а напишу о том, что показалось мне наиболее интересным. 

Во-первых, в России некоторые футуристы называли себя будетляне ( отличный образец словотворчества). Придумал термин поэт Велимир Хлебников, который любил старославянские слова, умело ими жонглировал и создавал новые. Задумка очевидна – переложение понятие футуризм на русский манер ( будущее- будет – будетляне) Правда словечко, в итоге,  не прижилось. 

Футурист, о котором вам не рассказывали

Велимир Хлебников

Во-вторых, русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими коллегами, наоборот, во многом они демонстративно противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что футуризм в России совершено самобытен. Кстати, во многом это было действительно так.

Кроме того, что в русском футуризме, как я уже упоминала, почти отсутствует политическая составляющая, в нем нет и милитаризма, как у итальянцев, которые войну считали “гигиеной мира”. В-третьих, русский футуризм наиболее ярко расцвел в литературе.

Он зародился в поэтических кругах ( первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее) Они создавали разные группы и объединения.

Гилея (1910е)- московская группа ( Хлебников, Крученых, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Елена Гуро)                                                                      Мезонин поэзии (1913) – питерская группа, представители эго-футуризма ( во главе Вадим Шершневич)                                                                                           Центрифуга (1914) – опять Москва (Николай Асеев, Борис Пастернак и др.)

Дальше, я буду говорить про участников первой группы – Гилея, так как мне кажется их деятельность наиболее ярко характеризует понятие русский футуризм. 

Футурист, о котором вам не рассказывали

Итак, в живописи одним из основоположников нового движения стал художник Давид Бурлюк.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

Футурист, о котором вам не рассказывали

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

Вообще говоря, у Давида Бурлюка были несомненные способности к эпатажу. Например, он любил делать рисунки на лице ( что, кстати, стало фишкой некоторых футуристов). А его красная деревянная ложка, вставленная в петлицу, была даже запечатлена некоторыми художниками и являлась визитной карточкой Бурлюка.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Давид Бурлюк

Кроме прочего, у него было хорошее чутье на время и людей. Например, открытие Маяковского как поэта, во многом, заслуга Давида Бурлюка, так как изначально Маяковский учился в Строгановке и собирался заниматься художественной деятельностью. Владимир Владимирович успешно вписывается в канву нового течения и становится соавтором первого манифеста русских футуристов.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Пощечина общественному вкусу, 1913

Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал.

Это был отчасти возврат к карнавальной культуре ( аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.                              Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления.

Последние декларировались в многочисленных манифестах, наиболее известный из которых назывался “Пощечина общественному вкусу”.

” Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”

“Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!”

Вот такими заявлениями обозначили свой приход в мир искусства  группа поэтов-футуристов.                                                                                                                    И хотя все старое и отжившие,по мнению футуристов ,должно было быть сметено и забыто, сами они не брезговали аналогиями с образами древнерусских икон. 

Футурист, о котором вам не рассказывали

Давид Бурлюк, портрет Василия Каменского, 1917

Футурист, о котором вам не рассказывали

Наталья Гончарова, Святой Андрей, 1914

Наталья Гончарова, которую я упоминала в предыдущем посте, также писала и в жанре кубофутуризма ( а позже и супрематизма). Художница очень интересная и разносторонняя. Она глубоко изучала и народную живопись ( лубок), и религиозную. Вот, например, две работы, глядя на которые, с трудом вериться, что их писал один и тот же человек. 

Футурист, о котором вам не рассказывали

  • Наталья Гончарова, мотивы иконописи, 1912
  • Наталья Гончарова, Велосипедист, 1913
  • В жанре футуризма и кубофутуризма работали также Александра Экстер, Ольга Розанова, Николай Кульбин. 
  • Александра Экстер, Город ночью, 1917
  • Ольга Розанова, Писменный стол, 1914
  • Ольга Розанова, Червовый валет, 1915
  • Николай Кульбин, Портрет Давида Бурлюка, 1913
  • Однако, о наиболее известном художнике, активно участвовавшем в новом движении, стоит сказать отдельно. 
  • Казимир Малевич, Автопортрет, 1911

В 1913 году четверо товарищей-единомышленников: композитор Владимир Матюшин, поэты Алексей Крученных и Велимир Хлебников и художник Казимир Малевич, решаются на творческий эксперимент. Они ставят оперу, которая называется “Победа над солнцем”.

                                                             Конечно, в классическом понимании оперой это назвать нельзя. Собственно, от всей оперы в полном виде сохранился только текст.

Именно этот текст, по мнению Евгения Штейнера, является самым важным документом русского футуризма. 

Победа над солнцем, афиша, 1913

Однако, идея создать оперу родилась не сразу. Сперва, они создали объединение “Союз молодежи”. Вдохновение переменами, светлым будущим и новой эстетикой придало словам “юный/молодой” большой вес. Согласно логике футуризма, новый мир должен был стать делом рук молодых) правда понятие это оказалось весьма растяжимым. 

Слева направо: Павел Филонов, Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник, 1913 

И вот эти серьезные дяди при жилетках объявляют себя молодыми революционерами ( на секундочку, Матюшину уже под 50, он состоявшийся музыкант в придворном императорском оркестре), план минимум которых перевернуть все с ног на голову. И замахнулись они сразу на мировое светило.        ” Победа над солнцем – есть победа над привычным понятием о солнце, как о красоте” – эти слова Матюшина, на мой взгляд, наиболее емко характеризуют весь смысл оперы. 

Победа над солнцем – похороны солнца, как символа всей предшествовавшей апполонической культуры, гуманистической культуры. Принципы, провозглашавшиеся футуризмом, не имели с ней ничего общего.

 Задача футуристов – разрушение всех существующих логических, причинно-следственных связей.

В этой концепции солнце выступает,как та наиболее незыблемая истина, разрушив которую, мир погрузится в хаос, что и будет толчком к новой эстетике. 

Читайте также:  Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Казимир Малевич, Эскиз костюма Неприятель, 1913

Эскизы костюмов и декорации писал Малевич. Все костюмы призваны максимально скрывать биологические формы человеческого тела. Вообще говоря, биологизм был не в чести у футуристов. Прекрасный мир машин должен был лишить человека тягот жизни, тем самым обеспечив ему наиболее комфортное существование.

  1. Казимир Малевич, Эскиз костюма Будетлянский силач, 1913
  2. Казимир Малевич, Эскиз костюма Внимательный рабочий, 1913

Существование оперы “Победа над солнцем” для многих будет открытием. Но, наверное, почти все знают произведение Малевича, изначально бывшее декорацией к этой опере. 

Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915

В качестве декорации черный квадрат не сохранился. Сам Малевич называл квадрат царственным младенцем. Младенцем нового искусства. Характерно, что на выставке представителей русского авангарда “0,10” 1915 года, он разместил ее в красном углу – так называли место, где в избах на Руси вешали иконы. 

Таким образом, черный квадрат можно назвать иконой русского авангарда. Про него есть тысячи статей и толкований, которые нет смысла все писать. Однако, в контексте “Победы над солнцем”, мне кажется интересным такое объяснение ( опять же слова Евгения Штейнера – очень интересного искусствоведа).

Черный квадрат – новое солнце? Есть понятие в алхимии “сол нигер”- черное солнце. Это один из этапов на пути превращения тел в золото, к чему ( если очень упростить) стремились алхимики средневековья. Так вот это этап развоплощения тел, когда все превращается в темную массу, чтобы затем воплотиться в новом виде. 

Знал ли об этом Малевич? Вполне возможно, учитывая что в то время огромной популярностью пользовались работы Елены Блаватской, которая занималась исследованием философских и мистических вопросов. Вот несколько картин, где встречается прообраз черного квадрата.

  • Казимир Малевич, Эскиз Похоронщик, 1913
  • Казимир Малевич, Англичанин в Москве, 1914
  • Казимир Малевич, Частичное затмение с Моной Лизой, 1914

Кстати, здесь опять-таки не обходится без христианской символики, которую, как я уже говорила, весьма жаловали футуристы.

Например, на картине “Англичанин в Москве”: рыба- символ Христа, пила – символ Иосифа Плотника, лестница – духовное восхождение, свеча – символ истины.

Кстати, есть версия, что это портрет Давида Бурлюка – красная ложка в верней части картины дает такую отсылку. Обе картины перекликаются и надписями: Затмение Частичное. 

Что за частичное затмение? Скорее всего, это рефлексии Малевича на “солнечную” тему. Кроме того, в 1912 году действительно произошло солнечное затмение, которое вызвало большое любопытство общества. В Петербурге строились даже специальные обсерватории для наблюдения затмения. 

Затмение 1912 года

Футуризм был ступенью для многих художников и поэтов в их дальнейших поисках.

Малевич, как известно, благодаря футуристической школе, пришел к супрематизму ( об этом отдельно), а супрематизм, в свою очередь, захватил потом многих. Само направление себя изжило к 17-20 годам.

При советской власти уцелевшие футуристы-авангардисты ушли в подполье, некоторые эмигрировали (Давид Бурлюк, Александра Экстер, Игорь Северянин), умерли или покончили с собой…

Давид Бурлюк, Революция, 1917

Сценарий событий начала XX века отчасти напоминал тот,  к которому стремились футуристы ( по крайней мере, на словах). Да, они действительно призывали к слому системы и социальным изменениям, какие, собственно, и последовали в 1917  году. 

Можно ли возложить на них ответственность за это? Скорее нет. Все-таки представители русского футуризма, это, в первую очередь, чуткие к социальным изменениям художники и поэты, которые больше уловили настроения, царившие в стране в то время.  По словам Штейнера, социальная революция в России – вторая ступень революционных преобразований. Первая – революция в искусстве. 

Но, все-таки, это не футуристы научили всему коммунистов-)

P.S. 

К сожалению моему огромному, опять не получилось выложить пост пораньше. Однако, как оказалось, это даже к лучшему, потому что его можно дополнить свежей информацией.

На прошлой неделе мир искусства потрясла новость: под картиной Малевича “Черный квадрат”, в ходе экспертизы, проведенной в Третьяковке, были обнаружены две другие супрематические композиции. Но это полбеды, о том, что под квадратом есть другие изображения уже было известно, да и практика рисунка поверх рисунка не нова.

Но там была обнаружена и надпись автора, следующего содержания: “Битва негров в темной пещере”.  Каламбур и бессмыслица? Стеб? Все оказалось интересней.

В 19 веке во Франции был такой персонаж – Альфонс Алле – журналист, писатель, эксцентрик, любитель черного юмора и эпатажа. Так вот он пробует себя в роли художника и создает вот такое произведение в 1893. 

Футуризм в русской литературе: история, концепция, представители литературного направления

Футурист, о котором вам не рассказывалиГоворя о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.

Первым футуристом был итальянский поэт Филиппо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года во французской газете Le Figaro «Манифест футуризма».

Футурист, о котором вам не рассказывалиФилиппо Маринетти

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Футурист, о котором вам не рассказывалиДавид Бурлюк. Коллаж

Первым поэтическим сборником футуристов стал «Садок судей». Этот альманах вышел всего два раза: первый – в апреле 1910 года, второй – в 1913 году.

Некоторый литературоведы называют «Судок судей» первым манифестом русских футуристов, хотя программной статьи в нем не было. Зато она была в следующем сборнике поэтов группы «Гилея», называвших себя будетлянами.

Называлась она, как и сама книга, «Пощечина общественному вкусу». Было это в 1912 году.

Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Манифестом эгофутуристов можно считать стихотворный сборник Игоря Северянина «Пролог. Эгофутуризм», изданный в 1911 году.

Основными признаками футуризма в русской литературе стали:

  • бунтарство и анархизм;
  • стремление выражать настроение масс и создавать произведения, понятные массам;
  • неприятие рамок и условностей, отказ от культурных традиций, притязания на создание искусства будущего;
  • эпатаж;
  • экспериментаторство в области стихотворной ритмики и рифмы, создание графических и декламационных стихотворений;
  • использование неологизмов;
  • провозглашение «самовитости» слова и попытка создать заумный язык (заумь).

Заумью, например, написано известное стихотворение Алексея Кручёных «Дыр – бул – щыл…».

Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.

  • Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.
  • В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.
  • Вот, например, одно из характерных стихотворений Давида Бурлюка «Щастье циника»:
Читайте также:  Сочинение на тему: Идеальная жизнь в представлении И. И. Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Футурист, о котором вам не рассказывалиДавид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского

Особенности футуризма в русской литературе, основные течения

Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.

Кубофутуристы

Это течение представлено творчеством поэтов, входивших в объединение «Гилея». Название было предложено Бенедиктом Лифшицем. Так в «Истории» Геродота называлась часть Скифии за устьем Днепра, где в начале 20 века находилось имение Чернянка Таврической губернии. С этим местом было многое связано в жизни братьев Бурлюков, которые и выступили инициаторами создания поэтической группы.

В «Гилею» входили Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Елена Гуро.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Кубофутуризм был наиболее радикальным (левым) течением в русской литературе. Многие из членов группы «Гилея» были также художниками, тяготевшими к кубизму.

Они как бы разбирали объект на элементы, а потом собирали его заново, чтобы отойти от внешнего сходства, вынеся на первый план сходство внутреннее.

Если традиционное искусство позволяло показать объект с одной стороны (в одной плоскости), то кубофутуристы стремились передать разные его грани, то есть его трехмерное изображение.

Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.

Футурист, о котором вам не рассказывалиДавид Бурлюк. Женщина в платке

Эгофутуристы

Лидером этого течения был Игорь Северянин. Сначала он совместно с К. Олимповым организовал кружок Ego, а позже (в 1913 году) – «Академию эгопоэзии». В состав этой группы входили также Г. Иванов и С.

Петров. Позже на смену этой группы пришла «Интуитивная ассоциация эгофутуристов» (И. Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков), программным манифестом которой стал сборник «Грамата» (именно в таком написании).

Футурист, о котором вам не рассказывалиИгорь Северянин

  1. Поэтика эгофутуризма основана на самовыражении, демонстративном себялюбии, рафинированности чувств, использование иностранных слов, превозношении собственного «я» и преувеличенном эстетизме.
  2. И. Северянин писал:

«Мезанин поэзии»

В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.

«Центрифуга»

Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.

Любопытно, что вызов обществу бросали представители разных течений футуризма. Их раздражали пошлость, мещанство, морализм, они бунтовали против них. Сравните стихотворения Игоря Северянина «В блесткой тьме» и Владимира Маяковского «Нате!».

  • В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
  • В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.
  • Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:
  • Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

  1. Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
  2. И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
  3. Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
  4. Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
  5. Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина
  6. Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.
  7. (И. Северянин)
  8. Через час отсюда в чистый переулок
  9. вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
  10. а я вам открыл столько стихов шкатулок,
  11. я – бесценных слов мот и транжир.
  12. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
  13. Где-то недокушанных, недоеденных щей;
  14. вот вы, женщина, на вас белила густо,
  15. вы смотрите устрицей из раковин вещей.
  16. Все вы на бабочку поэтиного сердца
  17. взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
  18. Толпа озвереет, будет тереться,
  19. ощетинит ножки стоглавая вошь.
  20. А если сегодня мне, грубому гунну,
  21. кривляться перед вами не захочется – и вот
  22. я захохочу и радостно плюну,
  23. плюну в лицо вам
  24. я – бесценных слов транжир и мот.
  25. (В. Маяковский)

Если говорить об отличиях русского футуризма от итальянского, то нужно сказать, что наши будетляне не были женоненавистниками, между тем как презрение к женщинам декларировано Ф.Т. Маринетти в его «Манифесте футуризма», процитированном мною в первом разделе этой статьи.

Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.

Футурист, о котором вам не рассказывалиДавид Бурлюк. Любовь и мир

Значение футуризма в русской литературе

Как литературное направление футуризм в России просуществовал недолго: примерно с 1910 года по 1920 год.

Правда, можно считать, что в этом направлении продолжали творить авторы, входящие в объединение ЛЕФ (1922—1929 гг.), руководимое В.

Маяковским, но все же произведения членов «Левого фронта искусств» вряд ли можно сопоставить с футуристическими творениями художников и поэтов Серебряного века.

Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.

Футуризм — хвалебный гимн индустриальной эпохе и научному прогрессу

Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху.

Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса.

В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов.

Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка.

Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.

История развития футуризма

Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма».

В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре.

Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм» (от лат. futurum — будущее).

Футурист, о котором вам не рассказывали

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:

  • Джакомо Бала (Giacomo Balla);
  • Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
  • Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
  • Карло Кара (Carlo Carra);
  • Джино Северини (Gino Severini);
  • Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии).

Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.

Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.

Отличительные черты футуризма

Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:

  • обилию ярких цветов и строгих форм;
  • глубокому философскому подтексту сюжета;
  • динамичности и геометричности изображений;
  • акценте на тематиках войны и технического прогресса;
  • стремлению автора изобразить предметы в движении.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Известные художники-футуристы

Среди множества выдающихся представителей художников-футуристов можно отменить следующих авторов:

  • Джакомо Балла (1871-1958) — в начале творческой карьеры тяготел к импрессионизму и увлекался пуантилизмом. В качестве футуриста известен абстрактными композициями, активно пытался воплощать свои идеи в скульптуре и прикладном искусстве. В 30-е годы вернулся к классической манере рисования. Дожил до глубокой старости и умер в Риме в возрасте 86 лет.

Футурист, о котором вам не рассказывали

  • Луиджи Руссоло (1885-1947) — итальянский художник, композитор и поэт. Помимо живописи активно пропагандировал футуризм в музыке и поэзии, создавал смелые эксперименты, в которых исследовал шумовые звучания. С 1913 по 1941 год прекратил рисовать картины и полностью сосредоточился на музыке. Вернулся к живописи только к концу жизни.
Читайте также:  Может ли трусость тормозить развитие личности?

Футурист, о котором вам не рассказывали

  • Давид Бурлюк (1882-1967) — русский футурист украинского происхождения. В детстве лишился глаза и ходил со стеклянным протезом, став оригинальной знаменитостью. Чудом не погиб во время Гражданской войны, эмигрировал сначала в Японию, а затем — в США. Принимал активное участие в просоветски настроенных художественных группах, но на Родину не вернулся.

Футурист, о котором вам не рассказывали

  • Умберто Боччони (1882-1916) — итальянский художник и теоретик футуризма, автор «Технического манифеста футуристической живописи». Изучал импрессионизм и постимрессионизм, увлекался пуантилизмом и дивизионизмом. Был призван в действующую армию во время Первой Мировой войны, умер от несчастного случая при падении с лошади.

Футурист, о котором вам не рассказывали

Футуризм оставил яркий след в мировом искусстве. Художники-бунтари добились шумного успеха и выполнили свою историческую миссию. А на сайте Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры изобразительного искусства. Наш портал также предоставляет ценителям прекрасного возможность напрямую купить картины у современных художников.

Почему футуризм так и не стал искусством будущего, рассказали в КФУ | Медиа портал – Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Почему футуризм так и не стал искусством будущего, рассказали в КФУ
Футурист, о котором вам не рассказывали

  • С лекцией «Образы будущего в искусстве XX века» на проекте «PROНаука в КФУ» выступил кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Виктор Сидоров.
  • Он посвятил ее футуризму (от латинского слова  futurum – «будущее») –  авангардному течению в искусстве начала XX века, которое возникло в Италии и особенно ярко проявило себя в живописи.  
  • Главными художественными принципами футуристов, по словам Виктора Сидорова, были скорость, движение, энергия.
  • Политолог рассказал о том, как художники старались отразить их в живописи:

«Футуристам присущи энергичные композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами. За счет этой остроты, резкости мазка, линий художники пытаются передать энергию, движение, скорость».

Основателем футуризма и автором его первого манифеста считается итальянский писатель, поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Манифест футуризма был опубликован 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell'Emilia в Болонье, а затем в виде платного объявления – на первой странице французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 года.

«Манифест футуризма считается не только программным текстом собственно футуризма, но и всего движения модерна, модернизма начала XX века», – отметил спикер.

Он зачитал основные тезисы манифеста, который провозглашал культ будущего и разрушение прошлого.

«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию, агрессивные действия, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину», – привел выдержку из программного документа футуристов политолог КФУ.

Сидоров отметил, что манифест вызвал в обществе бурю эмоций, в большей степени негативных.

«Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы, ревущая машина, мотор которой работает, как на крупной картечи, она прекраснее, чем статуя Ники Самафракийской», – продолжил цитировать выступающий.

В манифесте также говорилось, что футуристы будут восхвалять войну – «единственную гигиену мира», а также «милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине».

«Этот пункт поверг публику того времени в шок, поскольку восхваление войны как гигиены мира, милитаризм – этому, конечно, тяжело найти оправдание. Благодаря этому пункту футуристов стали приравнивать к фашистам.

Да и к тому же презрение к женщине – это пощечина суфражизму – движению за предоставление избирательных прав женщинам, которое набирало обороты. Тогда же появляется и феминизм – движение за уравнение прав мужчины и женщины.

Маринетти ярко выступает против этого», – сообщил Виктор Сидоров.

Шла речь в манифесте и о том, что футуристы разрушат музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов и будут бороться против морализма, феминизма и «всякой оппортунистической или утилитарной трусости». Такое заявление привело к тому, что футуристов начали приравнивать к вандалам и хулиганам.

 «Маринетти хотел вызвать скандал», – резюмировал лектор.

Затем он перешел к анализу произведений художников-футуристов, которые особое внимание уделяли изображению городской среды.

«Именно в городе происходит движение, именно в нем появляются автомобили, автострады, фабрики и заводы. И это манит футуристов, именно в этом они видят будущее цивилизации, спасение цивилизации; единственную дорогу, по которой должно идти человечество», – пояснил выступающий.

По словам лектора, одним из главных художников футуризма является Джакомо Балла, а одним из главных шедевров футуризма – его работа «Уличный фонарь» (1910 г.). В ней мастер пытается передать ощущение распространения света, ощущение перемен. Появление электрического городского освещения стало одним из достижений прогресса того времени.

Владимир Сидоров рассказал также о произведениях Умберто Боччони и знаменитой картине представителя русского футуризма Натальи Гончаровой «Велосипедист», которая находится в фонде Русского музея Санкт-Петербурга.

Подводя итоги, спикер сообщил, что разразившаяся в 1914 году Первая мировая война сыграла с футуристами злую шутку.

«Прославляя науку, технику и войну, футуристы стали невольными сторонниками партии войны, а в будущем, после Первой мировой войны, – сторонниками партии фашистов.

И многие футуристы, которые пережили Первую мировую войну, стали поддерживать итальянских фашистов», – сказал Сидоров, отметив при этом, что русские футуристы отделялись от итальянских футуристов и были сторонниками создания своей собственной школы, они отвергали «этот футуристический универсализм».

Проводя параллели с современным искусством, политолог подчеркнул, что для многих современных художников, как и для Маринетти, главным является скандал.  

«Чем сильнее провокация, чем сильнее шумиха в прессе, тем больше людей приходит на выставку. И, следовательно, тем больше художники, организаторы, публицисты-теоретики  получают публичного капитала, который потом  просто-напросто монетизируют», – пояснил он.

 Вопрос о том, как совместить чувства и разум, футуристы для себя не решили.

«Они выбрали разум, науку, но совершенно забыли о чувствах. История футуризма – это большой урок человечеству, большой урок будущим поколениям. Наука, техника, разум – это не панацея для человечества!» – заключил Виктор Сидоров.

Лариса Бусиль, фото: virtualrm.spb.ru, видео: UNIVER TV  736

Футуризм в литературе: что это такое, особенности и футуристы (поэты)

Футуризм в литературе — это итальянское авангардное движение, начатое в 1909 году, которое придавало особое значение динамизму современного мира, оригинальности и новаторству.

Футуризм отрицал традиции, призывал к конфликтам и насилию, а также к разрушению культурных учреждений (музеев, библиотек). Футуристы отказались от искусства прошлого, чтобы открыть новую эпоху, они воспевали перемены, отрицая традиции.

  • Основателем футуризма считается итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944).
  • Футуризм — это авангардистское движение XX века в литературе и искусстве, которые было распространено в России и Италии.
  • Футуристический — то, что было создано на основе футуристических идей, с использованием футуристических приёмов.
  • Особенности футуризма:
  • стремление сформировать “заумный язык” (слова не имели определённого значения);
  • в словах чувствуется бунт и анархическое мировоззрение;
  • отказ от правил и обычаев, культурных традиций для создания искусства будущего;
  • попытки с новыми рифмами и ритмами, они отрицали установленные правила стихотворной речи.

Представители (поэты-футуристы):

  • Филиппо Томмазо Маринетти (основатель);
  • Луиджи Руссоло;
  • Владимир Владимирович Маяковский (течение русский футуризм, разновидность кубофутуризм);
  • Велимир Хлебников;
  • Василий Васильевич Каменский;
  • Давид Давидович Бурлюк;
  • Алексей Елисеевич Кручёных;
  • Бенедикт Константинович Лившиц.

Футуризм в русской литературе

Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские футуристы разделились на два направления: кубофутуризм и эгофутуризм.

Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

Одной из самых известных футуристических литературных групп была “Центрифуга”. Она существовала в Москве на протяжении нескольких лет (1914–1922 гг.), её членов считали больше кубофутуристами (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров и др.).

Эгофутуризм уделял внимание городским образам, экспериментам в рифмах, эксцентричным и новым словам. Эгофутуристов больше интересовало интенсивное исследование своего “я”. Эти поэты использовали менее строгий метод экспериментирования (типографически).

Среди поэтов эгофутуристов есть такие имена, как: Василиск Гнедов, Игорь Северянин, Константин Олимпов.

Футуристы — поэты Серебряного века

  • Владимир Маяковский (1893–1930);
  • Велимир Хлебников (1885–1922);
  • Игорь Северянин (1887–1941);
  • Давид Давидович Бурлюк (1882–1967);
  • Сергей Михайлович Третьяков (1892–1937);
  • Бенедикт Константинович Лившиц (1887–1938);
  • Константин Аристархович Большаков (1895–1938); и др.

Футуристические стихи

“Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней”.

“Жарбог! Жарбог!”, Велимир Хлебников

Ссылка на основную публикацию