Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

В своей пьесе «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь изобразил все самое аморальное, возмутительное и циничное, что было в России XIX века. Иван Александрович Хлестаков — один из главных действующих героев произведения. От его имени и произошло понятие «хлестаковщина». А что это такое в комедии «Ревизор», можно узнать, изучив личность персонажа.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

Объяснение слова

Если говорить кратко, то толковый словарь Т. Ф. Ефремовой трактует хлестаковщину как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье».

Там же можно найти и существительное «хлестаковство», обозначающее то же самое, но употребляемое гораздо реже, поскольку оно не такое выразительное и произносится труднее.

В словарях предлагаются следующие синонимы к этому слову: похвальба, фанфаронада и т. д.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

С помощью справочников удалось найти четкое определение понятию. Но чего-то в нем не хватает. Все-таки хлестаковщина — это нечто большее, чем просто хвастовство и вранье. Стоит присмотреться пристальнее к самому господину Хлестакову.

Этот герой, как и все персонажи «Ревизора», наделен говорящей фамилией. Она происходит от глагола «хлестать», одно из значений которого — врать, пустословить.

К этому же корню восходят слова «хлюст» и «хлыщ», имеющие одинаковое толкование: франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться. В слове «хлесткий» можно увидеть значение «пустословить».

Вот и получается, что одна фамилия — это уже чуть ли не половина образа.

Иван из Подкатиловки

Впервые Хлестаков предстает перед зрителем и читателем во втором действии. Его появление предваряется монологом слуги Осипа, который размышляет о жизни, валяясь на барской постели. С его слов становится ясно, что Иван Александрович — «елистратишка», то есть коллежский регистратор, чиновник 14 класса.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

Хлестакову 23 года. По нынешним временам это совсем юнец, но в позапрошлом веке он был вполне состоявшейся личностью. Стоит вспомнить, что в этом возрасте его литературный отец уже стал заметной фигурой среди писателей, автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а Пушкин был признан первым поэтом России.

200 лет назад, как и теперь, провинциалы стремились в столицу за карьерой, деньгами и славой. В числе тогдашних «понаехавших» оказался и юный Иван Хлестаков.

Обжившись в Петербурге, он стал чувствовать себя вполне столичным жителем. Вот только никакая карьера юноше не светила, точнее, он сам закрывал себе все перспективы. Есть несколько путей к успеху:

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

  • добросовестный труд, позволяющий заслужить признание начальства,
  • проявление таланта,
  • полезные знакомства,
  • выгодная женитьба.

Ни один из этих путей Хлестакову не подходил. Трудолюбия ноль, таланта столько же. Серьезным людям, общение с которыми могло бы стать полезным, он неинтересен. О выгодной женитьбе с такой репутацией нечего и думать. Но главное — молодой человек палец о палец не ударил, чтобы исправить это положение.

Единственная заведомо неправдивая фраза, вырвавшаяся из уст Хлестакова: «Я прямо к министру!».

Она стала первым в этой сцене проявлением хлестаковщины и убедила городничего, что перед ним действительно ревизор, повернув ситуацию в пользу столичного гостя.

Тот, видя, что его угроза подействовала, перестает бояться собеседника, более того, просит у него взаймы рублей двести. Городничий тоже успокаивается, обрадовавшись, что грозный чиновник деньги взял, следовательно, с ним можно поладить.

Сцена завершается приглашением Хлестакова в дом Антона Антоновича в качестве дорогого гостя, что убеждает Ивана Александровича в том, что он действительно личность исключительная, кладезь всяческих достоинств и вправе рассчитывать на то, чтобы ему оказывали «преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Понеслась душа в рай

Водворившись в доме городничего, Хлестаков получил то, чего не смог найти в Петербурге, правда, в провинциальном варианте. Он центр жизни высшего общества.

Его обхаживают, вкусно кормят, сладко и хмельно поят, перед ним трепещут. И, естественно, от него ждут рассказов о жизни в недосягаемо далекой (при тогдашних средствах сообщения) столице.

И вот тут-то хлестаковщина, прежде бывшая сжатой пружиной, разжимается.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

Иван Александрович начинает повествование со своего департамента. Но, в отличие от реальности, он там не «елистратишка», а приятель начальника.

На работу является на две минуты только для того, чтобы отдать распоряжения, а сторож бежит за ним по лестнице, чтобы почистить его сапоги. Дальше — больше. Он, Хлестаков, литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге».

Все, что печаталось и ставилось в столице, написал он, будь то роман, пьеса, опера или целый журнал.

Завравшегося фантазера не смущает, что «созданная» им «Женитьба Фигаро» была написана задолго до его рождения. В числе творений господина Хлестакова оказался популярный в то время роман М. Н.

Загоскина «Юрий Милославский».

Когда дочь городничего назвала настоящего автора этого произведения, герой на голубом глазу заявил: «Ах да, это правда: это точно Загоскина, а есть другой „Юрий Милославский“, так тот уж мой».

Ко всему этому можно добавить, что перед рассказчиком трепещет весь департамент, где он служит. Мало того, его боится Государственный совет. Но и это еще не все: Хлестакова вот-вот произведут в фельдмаршалы.

Причины веры

Самое удивительное, что слушатели взаправду приняли все эти нелепицы. Почему? Можно предложить четыре варианта объяснения:

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»? Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

  1. Страх перед вышестоящим начальством лишил их способности трезво оценивать ситуацию.
  2. Хлестаков искренне верил в то, что говорит, и это передалось слушающим.
  3. Провинциальные дворяне мечтали о столице и такой жизни, какую описывал герой. Его рассказ внушал надежду, что это может сбыться.
  4. Гоголь — великий абсурдист. Хотя его произведения изображают действительность, это не прямое отражение, а преломленное. В гоголевских творениях действует своя внутренняя логика, отличная от реальной жизни, нечто сродни сновидению — во сне порой поступаешь не так, как наяву, но именно это и правильно в рамках текущих грез.

Очарованный «вельможей» уездный бомонд с радостью дает ему «взаймы» значительные суммы, две первые дамы города — жена и дочь городничего — соперничают в борьбе за внимание столичного гостя, а он ухлестывает (Хлестаков же!) за обеими.

Хоть, как утверждает автор, молодой человек «несколько приглуповат», у него хватило соображения сделать разумный выбор.

Интрижка с женой городничего могла бы повлечь за собой неприятности и уронить его авторитет, тогда как статус жениха дочери позволял рассчитывать на бонус в виде дорогого персидского ковра и дополнительных четырехсот рублей.

Непорядочность — основная черта

Многие из тех, кто пишет о Хлестакове, склонны относиться к нему с некоторым добродушием: мол, в силу своей «приглуповатости» юноша так и не понял истинного смысла всего, что вокруг него происходило, а просто пользовался ситуацией.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

Но далеко не все замечают качество, которое этот человек проявляет практически во всех сценах, где участвует, — непорядочность по отношению:

  • к хозяину гостиницы, за чей счет он жил более двух недель, не собираясь ничего предпринимать для исправления ситуации,
  • к родному отцу, которого в беседе с почти незнакомым человеком называет старым хреном и заявляет, что тот глуп, как бревно,
  • ко всем, кто обращался к нему с просьбами, после того как он представился вельможей,
  • к дамам — здесь уже не требуется никаких комментариев.

Но это внешнее проявление. Стоит понимать, что «подводной частью» всех тех, кого можно назвать хлестаковыми, является непорядочность, которая порождает трусость, лживость и ряд других «достоинств».

Материал поможет при написании сочинения-рассуждения на тему «Определение понятия хлестаковщина». Кроме того, он позволит лучше подготовиться к открытому уроку по литературе.

Хлестаковщина — что это такое

Обновлено 21 июля 2021 Просмотров: 491961 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.

Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.

Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».

Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».

Хлестаковщина — это..

Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.

Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.

Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.

При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.

Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.

Комедия Гоголя «Ревизор»

Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».

Читайте также:  Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.

Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.

Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.

Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.

Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.

Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.

Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.

Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»

Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».

  • Гоголь подчёркивал его обыкновенность в х к пьесе:
  • «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
  • В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:
  1. — Виссарион Белинский не считал Хлестакова главным героем пьесы, утверждая, что гораздо значительнее для понимания пьесы фигура Городничего;
  2. — Дмитрий Мережковский в начале ХХ века находил в Хлестакове инфернальные (потусторонние, демонические) черты, полагая, что в лице изменчивого Ивана Александровича в город N явился сам чёрт;
  3. — советский критик Александр Воронский называл стихией Хлестакова воздух, по его мнению, этот персонаж олицетворяет все веяния своего времени, носящиеся в воздухе;
  4. — писатель Владимир Набоков назвал героя «добрым малым» с оригинальной фантазией и любовью к игре.
  1. Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
  2. Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.
  3. Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.

В чём социальная опасность «хлестаковщины»

Со времени написания комедии прошло почти 200 лет, но образ Хлестакова отнюдь не изжил себя. Скорее, наоборот: мы наблюдаем вокруг всеобщее стремление не быть, а казаться.

Чтобы продвинуть своё имя, продать товары или услуги, люди многократно преувеличивают свои достижения, собирают пухлые портфолио (это как?), рассылают «звёздные» резюме (это что?) и презентуют пустоту.

Современные Хлестаковы проводят бесконечные бизнес-тренинги, занимаются коучингом (это как?), небескорыстно помогая другим в выстраивании стратегий личностного роста, публикуют сотни учебников и заманивают людей на онлайн-курсы.

Они имеют за плечами весьма скромное образование и не всегда умеют писать без ошибок, но у них непременно есть блог в Instagram с сотней тысяч подписчиков.

Они не бывали в Литературном институте, но издают многостраничные романы про вампиров и оборотней; не прошли прослушивание в музыкальной школе, но записывают диски для фанатов; разрушили собственные семьи, но учат подписчиков счастливому родительству.

Наш век становится временем профанации (это что?) и непрофессионализма. Люди научились манипулировать информацией, создавать яркую рекламу, выстраивать положительный имидж. Всё это – варианты хлестаковщины.

А ещё Хлестаковы – это те, кто ещё вчера был никем, а сегодня получил новое назначение и задрал нос. Это душевная неразборчивость, непорядочность, поверхностность.

Разоблачить всех лжецов невозможно, зато имеет смысл прислушаться к совету Гоголя и поймать Хлестакова внутри себя.

Действительно ли мы знаем то, о чём говорим? Можно ли считать себя грамотными на основании простого тестирования? У нас ухоженные лица, но значит ли это, что красива наша душа?

А? Кто там? Не Иван ли Александрович сообщает, что курьеры несут ему новые депеши? Ловите, ловите его скорей, пока он не уехал в столицу!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”)

Что же такое хлестаковщина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать характер героя, от чьего имени и образовался этот термин.

Итак, речь пойдет о главном персонаже комедии – Иване Александровиче Хлестакове. Это молодой чиновник из Петербурга, проездом оказавшийся в небольшом уездном городке. Будучи расточительным, он привык к легкой, праздной, беззаботной жизни. Хлестаков привык жить не по средствам, играл в азартные игры и проигрывал большие суммы.

Именно в этот момент, когда чиновник остался без денег, автор знакомит нас с ним. Наш герой не сразу понял, почему местные чиновники относятся к нему с таким вниманием, почтением и уважением. Однако, осознав, что его приняли за особо важную персону, он решил воспользоваться этим и проявил свой характер во всей красе.

Рассказывая другим о себе, он сочинял, воображал, фантазировал, как только мог! ” Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге… Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут в фельдмаршалы… Я всякий день на балах”, — сочинял Хлестаков. Видя, что его слова производят огромное впечатление на чиновников, Хлестаков, все более и более вдохновляясь, уже не может остановиться.

Он начинает нагло просить деньги у всех подряд. Дело дошло до того, что он внаглую просил у помещиков целую тысячу, а те еле-еле наскребли шестьдесят пять рублей. Более того, Хлестаков вскружил голову дочери городничего Марии Антоновне, пообещав на ней жениться. Счастью городничего не было предела. Он уже получал хоть и неискренние, но поздравления от других чиновников.

Все эти эпизоды характеризуют Хлестакова как человека пустого, эгоистичного, хвастливого… Он живет только сегодняшним днем, только для себя, совершенно не беспокоясь о будущем.

Следует отметить, что все эти черты в какой-то степени присутствуют во многих людях. Именно поэтому мы можем говорить о хлестаковщине как о собирательном, обобщенном образе.

Под хлестаковщиной я понимаю беззастенчивое хвастовство, вопиющее вранье, наглость, лицемерие, безответственность, умение пустить пыль в глаза и примерить на себя маску другого человека.

Гоголь считал, что бороться с хлестаковщиной можно только смехом и юмором, поэтому и выбрал для своего произведения жанр комедии.

Мне очень понравился образ главного героя этого произведения. Гоголь сам был хорошо знаком с жизнью мелкого чиновничества в Петербурге, поэтому так колоритно и мастерски смог передать этот образ!

  Даниил  

Что такое "хлестаковщина"? (сочинение по комедии "Ревизор") – Гоголь Н.В

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»

Для того чтобы понять что то такое «хлестаковщина» нужно, прежде всего, проанализировать героя, от имени которого появилось это понятие.

Иван Александрович Хлестаков принадлежит к числу людей, которых можно назвать пустыми и беззлобными. Он любит покутить и предпочитает находиться в обществе прекрасных женщин. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому его действительность уступает место лжи и лицемерию.

Хлестаковщина подразумевает под собой бессмысленное проживание жизни и, к сожалению, окутывает все сферы деятельности города Н. Носитель хлестаковщины не только пуст, трусовато агрессивен, но и распространяет ужасающее вранье. Постоянное хвастовство, построенное на лжи, не имеет никакого отношения к реальности.

Тут присутствует только бесконечное желание выдать себя за того, кем не является. Постепенно завлеченный своей выдумкой герой, не только начинает свято верить в нее, но и ведет себя таким образом. Хлестаков как бы входит в роль своего вымышленного человека.

И тут же начинает играть, да и так правдоподобно, что все окружающие ему верят.

Однако не стоит видеть в нем злобного и мстительного человека. Он абсолютно безвреден и кто угодно может сделать из него хоть ревизора из столицы, хоть приезжего чиновника.

Его бесхарактерность подчеркивается отсутствием воспоминаний о прошлом и совершенно не волнующем его будущим. Хлестаков целиком и полностью сосредоточен над происходящим моментом, готовый демонстрировать свой артистизм.

Он грациозно меняет образы, оставляя незабываемые впечатления.

Хлестаковщине верят и поддаются не только глупые, но и образованные адекватные персонажи. Это объясняется внутренней боязнью перед человеком при власти.

  Генрик Сенкевич – Крестоносцы. Том 2

Автору пьесы, имеющему представление о жизни чиновников, удалось пробраться в глубину истинного русского характера, достав оттуда образ своего неоднозначного персонажа.

Каждый из нас хоть на мгновение становился Хлестаковым и тут не важен возраст, социальное положение, образование.

Хоть пьеса «Ревизор» и была написана в далеком 1836 году, но представленное в ней понятие актуально и в наше время, особенно среди молодого населения.

Читайте также:  Анализ произведения чехова «мальчики»

Что такое «хлестаковщина»?

Иногда характер героя настолько ярок, убедителен, а зачастую и карикатурен, что фамилия персонажа становится нарицательной и олицетворяет социальное явление. Так случилось и с главным героем произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» Иваном Александровичем Хлестаковым. Так что же такое «хлестаковщина»?

Хлестаковщина – социальное и нравственное явление, объединяющее хвастовство, глупость, манерность, себялюбие и желание показать себя тем, кем на самом деле не являешься. Также к этому понятию можно отнести бестолковое проматывание своей жизни, бездарную трату времени впустую.

Но это явление характеризует не только общество XIX века – период, когда писалась эта пьеса, а также современную действительность. Именно поэтому комедия по-прежнему не потеряла актуальность и является одним из главных сатирических произведений русской литературы.

Что такое «хлестаковщина»? (сочинение по комедии «Ревизор»)

В бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», помимо уничтожающей характеристики нравов и устремлений провинциальных чиновников, помещиков и простых жителей, безусловный интерес представляет и сатирическое изображение главного героя этой пьесы — лжеревизора Ивана Александровича Хлестакова.

Феномен этого персонажа заключается в том, что, не понимая и не осознавая ситуации, Хлестаков, тем не менее, играет перед чиновниками уездного города роль ревизора столь блестяще, что начинает казаться, будто он и впрямь рождён быть «государственным человеком», чиновником «высшей руки», хотя при ближайшем рассмотрении его фигура оказывается пустой и заурядной.

Приезд Хлестакова обрушивается на хозяев уезда как снег на голову и, как это всегда бывает при встрече «высокого» лица, мнение чиновников о нём складывается не из того, что они в действительности могли бы увидеть своими глазами, повнимательнее приглядевшись к Хлестакову, а из собственных представлений о качествах посланного с особой миссией сановника. Их уверенность в подлинности «ревизора» основывается на том, что Хлестаков изворотлив и хитёр, и в руках его находится благосостояние всех уездных чиновников и помещиков. О том же, что он — обыкновенный пустозвон и лицедей, они просто и помыслить не могли.

Мне кажется, что не следует судить о Хлестакове как о человеке, способном на какое-либо прямое зло или намеренные козни. В действительности он совершенно не опасен для окружающих и способен навредить разве что мухе.

Однако ожидаемое уездными чиновниками поведение Хлестакова (именно так, по их мнению, должен вести себя ревизор из столицы) мешает им увидеть в этом человеке что-либо иное, кроме того, что они настроены в нём обнаружить.

Для понимания образа и характера Хлестакова очень важным является то обстоятельство, что он живёт и думает одним мгновением, не сообразуясь ни с прошлым, ни с будущим. Но именно это качество помогает ему так мастерски подстраиваться к настоящему моменту, с изяществом искушённого актера разыгрывать ту или иную роль.

Уяснить характер Хлестакова помогают и «замечания для господ актёров», помещённые в начале пьесы.

В них Гоголь кратко, но очень точно дал понять, что же именно, по его мнению, должно скрываться за образом Хлестакова — «молодого человека лет двадцати трёх… несколько приглуповатого и, как говорят, без царя в голове, — одного из тех людей, которых в канцеляриях называют наипустейшими».

Из «замечаний» же мы узнаём, что Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения… не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-либо мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

Однако заканчивается «замечание» по поводу героя весьма ценным и точным указанием для актёра: «чем более исполняющий эту роль актёр покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет», — этот характер с блестящим мастерством и точностью выдержан на протяжении всей пьесы.

Как литературный персонаж, Хлестаков представляет собой собирательный тип легкомысленного и поверхностно образованного молодого человека, авантюриста и актёра в одном лице.

В речи героя мы то и дело слышим употребляемые к месту и не к месту модные и вульгарные французские фразы, литературные штампы, засоряющие речь.

Всё это никак не способствует авторитету Хлестакова в глазах читателя и зрителя и лишь подчёркивает духовную и нравственную пустоту его натуры.

Поместив столь яркий и одновременно типичный характер в свою блистательную комедию, Гоголь добился того, что имя Хлестакова стало нарицательным, а производное от него слово — «хлестаковщина» — стало обозначать безудержное и беззастенчивое хвастовство, ложь, позёрство в сочетании с душевной и умственной скудностью.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Сочинение: Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»? (Н.В. Гоголь)

(369 слов) Фамилия главного героя пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» со временем стала нарицательной и образовала от себя устойчиво вошедшее в речевой обиход понятие – «хлестаковщина».

Что же такое эта «хлестаковщина» и какими чертами мы наделяем человека, когда говорим: «Да ты, брат, Хлестаков!»? Для того чтобы разобраться в понятии, обратимся к характеру главного героя Ивана Александровича Хлестакова.

Хлестаков – молодой человек двадцати трех лет, служит коллежским регистратором. Автор о, «говорит и действует без всякого соображения». Хлестаков слаб перед всякого рода удовольствиями, любит, когда ему прислуживают; сам не прочь приврать и пофантазировать.

Когда героя принимают за ревизора, он не пытается разуверить чиновников, а с энтузиазмом (впрочем, не очень талантливо и убедительно разве что для провинциального общества), входит в роль.

Тут и начинается настоящая «хлестаковщина» – беззаветно лживое хвастовство.

Герой наслаждается тем эффектом, который производит его «спектакль»; с радостью, благодушно принимает взятки, подарки самого разного рода, даже счастливо врученную ему в руки дочь городничего, на которой тот благородно обещает жениться.

«Сказки» Хлестакова поражают воображение провинциального светского общества. Он рассказывает о своей дружбе с Пушкиным, о своем необычайном авторитете в столице. Интересно сравнение Ивана Хлестакова со сказочным персонажем Иваном-дураком, которое предложил Е. М. Мелетинский. Волшебными помощниками героя оказываются жители города N, раздающие «ревизору» деньги «в долг».

В сказке Иван–дурак перехитрил своих умных братьев, но можно ли назвать умными чиновников, угождавших Хлестакову? Сильно ли они отличаются от него? Фактически остальные персонажи пьесы так же, как и Хлестаков, пытаются хитрить, чтобы не потерять своего доходного места.

Несложно представить чиновников провинциального города N на месте Хлестакова, ведь каждый из них заражен той же болезнью, что и герой, в каждом из них всходят ростки хлестаковщины. Наиболее ярко это заметно на примере городничего, который, в душе уже породнившись со столичным гостем, начинает выпячивать свои будущие приобретения перед другими чиновниками.

Сам Гоголь называет городничего «резонером». Но длинные и обстоятельные речи героя пусты, он много обещает и ничего не делает.

После отъезда Хлестакова и его разоблачения, чиновники понимают, что их ожидает встреча с настоящим ревизором, становящаяся своеобразным наказанием за глупость. Хлестаков же остается безнаказанным.

Вероятно, Гоголь позволяет своему персонажу благополучно скрыться, чтобы показать, что сам мир будто благоприятствует таким, как Хлестаков, и что хлестаковщина – ближе к каждому из нас, чем мы можем догадываться.

Екатерина Озаровская

Образ Хлестакова

Чтобы точнее понять, что такое «хлестаковщина», необходимо детально разобрать образ главного персонажа, Хлестакова Ивана Александровича. Хлестаков – молодой человек 23-х лет. Промотав свои сбережения, он приезжает в город N без копейки в кармане.

Ситуация, в которой он оказался, не сильно его беспокоит до тех пор, пока ему не дают отказ в бесплатном обеде. Но когда городничий принимает его за ревизора, Хлестаков не торопится развенчивать эти заблуждения.

Сочетание таких черт его характера, как бесшабашность и отсутствие каких-либо моральных принципов, привело к тому, что главный герой нагло воспользовался ситуацией, одурачив местных жителей.

В роли чиновника Хлестаков себя прекрасно чувствовал. Он с радостью брал взятки, принимал приглашения высокопоставленных гостей. Уездная среда требует, чтобы столичный чиновник возвышался над ней, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская безалаберность и безудержное вранье – все сходит с рук герою.

Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор»

Оригинальным и необычным гоголевским персонажем является мелкий чиновник из Петербурга. Хлестаков стал обобщенным образом и ярким представителем бюрократического общества.

Соответственно, хлестаковщина — это особое явление в российском бюрократическом строе. Поэтому и гоголевское произведение «Ревизор» является лучшим творением гениального и талантливого автора.

Такого произведения драматургия еще не знала.

Исследователи гоголевской комедии заметили, что на ее страницах нет ни одного положительного героя.

А ведь большая часть персонажей — это чиновники, которые не только сами берут взятки, но ради сохранения своего места не прочь и сами дать. Все чиновники уездного города глупы и невежественны, их жизнь пуста и бессмысленна.

Но и народ представлен автором не в самом лучшем свете: невежество простого народа и страх перед всеми и перед всем.

Читайте также:  Кодификатор егэ по литературе 2018

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Главным героем автор делает Ивана Александровича, подчеркнув его особенность. Но тогда в чем состоит эта особенность? Что же такое хлестаковщина? Название это появилось от фамилии основного персонажа гоголевской комедии.

Рассмотрим образ Хлестакова в комедии. Иван Александрович молод, живет в Петербурге и занимает самую мелкую должность в чиновничьем сословии. Вскоре читатель узнает о нем, что он может легко прокутить любую сумму денег, но при этом он еще и плутоват.

Он всегда нуждается в деньгах.

Хлестакову повезло в том, что он попадает в уездный город как раз в то время, когда чиновничье уездное сословие ожидает приезда настоящего ревизора и очень этого боятся. Проверяющий должен проверить положение государственных дел в городе, а они все находятся в запущенном состоянии.

Но Хлестакова чиновники смогли удивить, когда начинают предлагать ему деньги, оказывать почести, которых он даже раньше не знал, и окружают вниманием. Но понимая, что его принимают за кого-то другого, петербургский чиновник решает использовать ее так, чтобы ему самому было выгодно.

Осип — слуга главного героя, первым смекает о том, что Хлестакова принимают за другого и предлагает своему барину использовать эту ситуацию, а не стараться объяснить окружающим реальную картину вещей.

Но Ивану Александровичу эта ситуация с каждой минутой нравится все больше, и он начинает уже лгать, рассказывая о том, какая значащая он фигура в петербургских кругах. Его ложь настолько убедительна, что чиновники боятся его.

И в конце комедии Хлестаков становится победителем над чиновниками, так как он покидает город, оставив чиновников ни с чем.

Образ основного персонажа характерен для многих гоголевских героев. Они все не умеют правильно выражать свои мысли, их речь бессвязна, постоянная ложь присутствует в их репликах.

Да и ситуация, которая происходит с чиновниками, смешна и похожа чем-то на наваждение. Ведь случилось невозможное: опытный городничий случайно принимает мелкого чиновника за солидного ревизора. Но ведь не только городничий себя так ведет.

Весь город несет взятки и подарки случайному проезжающему чиновнику, принимая его за ревизора.

Образ главного героя нетрадиционен для русской литературы. Интрига гоголевской комедии состоит в том, что плут и обманщик не ставит перед собой никакой цели. Особенно не было его целью обмануть каких-то чиновников уездного города, которых он раньше и не знал даже.

Но критики гоголевского произведения заметили, что главный герой может быть и неплохим человеком, ведь он не берет взятки открыто, а просит дать ему деньги взаймы. Но вот то окружение, в которое он попал, хотели видеть в нем взяточника, поэтому-то общество городничего так усиленно их ему и предлагали.

Комизм всего произведения Николая Гоголя состоит в том, что простодушие и огромная глупость конфликтуют с хитростью и плутовством.

Основной персонаж не имеет в характере ни ума, ни какой-то фигуры, которая бы внушала власть, он не хитер, но неожиданно получает в свои руки удачу и успех. А чиновники, получается, сами себя наказывают. Но не только в обмане чиновников играет сам Хлестаков. Помогает обмануть и провести их мелкому петербургскому чиновнику и страх.

Именно он помогает интриговать весь комедийный сюжет, но и всеобщий страх позволяет развивать конфликт в произведении. Страх не позволяет чиновникам уездного города правильно и адекватно взглянуть на эту ситуацию и разоблачить обманщика. Ведь в своем вранье заезжий «ревизор» заходит очень далеко.

Поэтому так легко они путают правду и ложь.

Но ложь есть не только в речи Хлестакова, также точно лгут и городничий, и другие чиновники этого города. Они все пытаются рассказать о своем хозяйстве лишь только с положительной стороны, и это не соответствует действительности.

Но больше всего неправды из уст главного героя выливается в доме городничего, особенно на приеме, где Хлестаков пытается показать себя важной особой. Из его слов можно узнать, что он занимает такую высокую должность, которая позволяет ему часто посещать царский дворец. С каждым словом его персона вырисовывается все точнее и обман растет.

Вскоре он уже даже не главнокомандующий, а управляющий департаментом, без которого совсем никак обойтись.

Поэтому множество курьеров уже разыскивают его по стране, чтобы он смог управлять своим департаментом. Но на деле-то он простой переписчик документов. А он рассказывает своему новому окружению, что даже солдаты отдают ему честь и ему лично доставляют суп из самого Парижа.

И в этом обмане «ревизора» уже сложно остановить, так как его каждая фраза преувеличивает действительность еще больше. Даже в собственных глазах и мыслях он вырастает. Он пытается соблазнить не только дочь чиновника, но и даже его жену.

И поначалу всего этого действия он робко просит взаймы денег, а в конце комедии он практически уже требует деньги.

Но и исчезновение Хлестакова происходит так, словно исчезает какой-то мираж. Ведь никто не знает, да и автор об этом не упоминает, куда же он отправляется теперь. И заканчивается комедия немой сценой, которая показывает, в какой шок впадают чиновники.

Здесь символичен мотив наказания и наступления справедливости, ведь в город приезжает настоящий ревизор и требует к себе городничего.

И во всей комедии понятно отношение самого автора к этой ситуации: боль за то, что в России процветают такие пороки, как взятки и чинопочитание, жадность и трусость, ничтожность интересов и подлость, на которые способны люди, чтобы достигнуть своей цели. Это и породило в русском обществе и литературы хлестаковщину.

Понимая, что он сам ничего изменить не может, Николай Гоголь пытался привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в российском обществе, а герои его комедии помогли ему в этом.

Сочинение на тему: Что такое «хлестаковщина»? в комедии Гоголя Ревизор

­Главная>Сочинения по произведению Ревизор

Что такое «хлестаковщина»?

20 предложений/ 361 слово

Главным персонажем гениальной пьесы Н.В. Гоголя является Иван Александрович Хлестаков. Весь смысл пьесы направлен на раскрытие человеческих пороков, и фигура Хлестакова не исключение.

Для большего комизма и насыщенности автор дает персонажам говорящие фамилии, так Хлестаков, согласно толковому словарю Ушакова Д. Н. –хвастливый нахал и сплетник. А в предисловии Гоголь Н.В. характеризует Ивана Александровича человеком глупым, пустым «без царя в голове».

Он совершенно не самостоятелен, все денежные средства он тратит на утехи и развлечения, а затем ждет подачек от родителей: «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!..

пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак».

Как любой мот и щеголь Хлестаков предпочитает все самое лучшее и не готов обходится малым: «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед»,

Случайным образом Иван Александрович оказывается в нужном месте и в нужный час.

И благодаря своей глупости, умению рисоваться, а также таланту убеждения в подлинности своей лжи, ему удается ввести в заблуждение всех чиновников уездного города.

Он делает это так умело и бесхитростно, что даже опытные плуты, которым удавалось одурачить трех губернаторов, верят в его подлинность, да что чиновники, Хлестаков сам верит в свою ложь!

Абсурдно то, что в страхе быть разоблаченными представители власти не замечают бессмыслицы и вранья Хлестакова: ни о дружбе с Пушкиным, ни о его художественной творческой деятельности: «Моих, впрочем много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню», ни об управлении департаментом.

Никто из присутствующих даже не пытается уличить его во лжи, и проглатываю все как наживку. Удивительна и глупость Хлестакова, который до конца не понимает, что его просто приняли за другого человека. А жадность и тщеславие вовсе ослепляют его жалкую сущность, и только прозорливость его слуги, позволяет выйти из ситуации сухим из воды.

­­

Итак, что же такое «хлестаковщина» – это позерство, хвастовство, вранье и умение напустить пыли в глаза. Увы, такой человек хоть не много, но живет в каждом из нас. Именно поэтому актуальность «Ревизора» из года в год не снижается, фразы из пьесы давно стали крылатыми, а интерес к произведению только растет.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Ревизор, Гоголь
  • Характеристики главных героев произведения Ревизор, Гоголь
  • Краткое содержание Ревизор, Гоголь
  • Краткая биография Николая Гоголя
Ссылка на основную публикацию