Что осуждает Гоголь в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)?

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения добавить в закладки

Основная тема произведения «Мертвые души» двоякая. Она раскрывается в самом названии пьесы. Автор рассказывает о продаже душ крепостных крестьян, их передаче другим владельцам. Герои – Плюшкин, Собакевич, Манилов символизируют отсутствие духовности, пошлость, аморальность, присущие людям того времени. 

Гоголь воссоздал образ, сформированный на базе пороков, нравов русских людей, проживавших в девятнадцатом веке. Каждый помещик обладает определенными недостатками. Сюжет «Мертвых душ» близок для нашего времени. Автор сумел максимально точно передать черты характеров людей, провести исследование связи между отношением помещиков к жизни и последствиями их поступков. 

Основной герой пьесы занимается скупкой умерших крестьян. Каждая душа приближает его к достижению материальных благ. Основная задача Чичикова – заработать больше денег, стать богатым. Поэма рассказывает о взаимодействии персонажей и основного действующего лица. Читая «Мертвые души», можно заметить, как проблемы произведения выделяются в истории общения Чичикова с каждым героем.

Что осуждает Гоголь в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)?

«Мертвые души» – тема и идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму.

Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению.

Можно выделить три главных идеи:

  • В первой главе Гоголь повествует о ключевых действующих лицах. Формируется общая композиция произведения, описывается губернский городок, нравы главных персонажей. В основе преобладает русское общество, представленное через призму пошлости, безнравственности, алчности;
  • В произведении «Мертвые души» главная тема – жизнь всей России, родины автора. Он стремится показать всю низменность, аморальность помещиков, проводит параллель между ними и жизнью простого люда;
  • Гоголь выступает в роли просветителя. Он хочет донести до крестьян смысл жизни, вселить в них веру в светлое будущее. Обрисовывая порочных деятелей, писатель старается показать, что жизнь людей может измениться. 

Что осуждает Гоголь в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)?

В чем состоит конфликт поэмы «мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

  • Состояние хозяйств помещиков, условия жизни крепостных;
  • Моральный облик зажиточных господ, простых людей, крестьян;
  • Чиновничье дворянство, труженики;
  • Судьба народа, его жизненные цели, стремления;
  • Отношения между крестьянами и властью. 

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Проблематика произведения «Мертвые души»

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

  • Невежество зажиточных граждан, бескультурье;
  • Нравственно слепые, озабоченные лишь властью, обогащением люди;
  • Период гуманистического кризиса в стране;
  • Эгоистические натуры;
  • Господствующий класс жестоких, алчных граждан;
  • Условия жизни различных групп людей.

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ. 

Смотри также:

Русский ад Гоголя. Как писатель создал своё самое знаменитое произведение

Что осуждает Гоголь в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)? Нина Богданова

2 июня 1842 года вышел в свет первый том поэмы Николая Васильевича Гоголя «Похождения Чичикова или Мёртвые души» . SPB.AIF.RU предлагает вспомнить, как Николай Васильевич создавал вселенную русского мира.

Писать поэму Гоголь закончил ещё в 1841-м. Дальше шла уже чистовая подготовка к изданию. «Мёртвые души» смущали всех уже одним только названием! «Не может быть мёртвых душ!» — говорили Гоголю со всех сторон. Издатель Михаил Петрович Погодин с негодованием писал Николаю Васильевичу: «Мёртвых душ в русском языке нет, есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые».

После издания культурная общественность тоже не унималась. По мнению злопыхателей и сочувствующих, не могло быть в тексте сколько-нибудь образованного человека не только «мёртвых душ», но и, например, «русских мужиков» (каким же ещё мужикам быть в России, немецким?).

Гоголь напугал критиков своим новаторством до такой степени, что они специально пытались высмеять его, не гнушаясь передёргивания, приписывая ключнице, колющей сахар на куски, женские руки вместо жёстких, как написано в поэме.

Но что было Гоголю до того? Уже в училище, будучи щуплым и болезненным школяром, он довёл своего мнительного товарища до нервного срыва, убедив, что у того «бычачьи глаза». Что могли сделать Николаю Васильевичу безнадёжно отставшие от него «румяные критики»?

Гоголь и гоголь-моголь
Работа над романом (изначально Гоголь задумывал написать роман) началась 7 октября 1835 года, о чём он сообщил Александру Сергеевичу Пушкину в письме, предполагая, что произведение получится весьма длинным и достаточно смешным. Спустя шесть с половиной лет, когда оно будет готово, солнце русской поэзии скажет: «Боже, как грустна Россия!»

Но пока работа продолжается. Гоголь пишет роман, постепенно превращающийся в поэму, в России, в Швейцарии, в Риме.

Известно, что Николай Васильевич постепенно усложнял своё произведение, поднимал планку для самого себя всё выше и выше.

Из идеи написать нечто о мошеннике, который скупает списки умерших крестьян и хочет получить кредит, сдав их в залог, постепенно рождается русская «Божественная комедия».

Писатель замышлял свою поэму именно как подобие произведения Данте — современную эпопею о восхождении человека к добру. «Ад», «Чистилище» и «Рай» должны были стать прообразами трёх книг поэмы Гоголя.

И первый том «Мёртвых душ» становится путешествием по аду, который населяют чиновники, помещики, крестьяне. Этот ад тесно переплетается с русской действительностью.

В последней главе Гоголь пишет: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…» Это «прекрасное далёко» было в Риме, где писатель пил много минеральной воды, пристрастился к макаронам с тёртым сыром, варил козье молоко с ромом, называя этот напиток гоголем-моголем, и приговаривал: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

Русь издалека
Он объяснял, почему пишет про русский ад с расстояния. В письме поэту и критику Петру Плетнёву Гоголь обмолвился: «Только там она (Россия, – пишет примечание филолог-гоголевед Юрий Манн) предстоит мне вся, во всей своей громаде». Он смотрел на страну со стороны.

За это он тоже получил от критиков. «Непатриотично!» — упрекали они Гоголя, припоминая всю грязь, описанную в поэме.

Этот упрёк они адресовали Николаю Васильевичу, который писал об увиденных Чичиковым из брички бабах с толстыми лицами и перевязанными грудями, которые смотрели из верхних окон изб, а из нижних глядел телёнок или показывала свою слепую морду какая-нибудь свинья. «Это поэзия нашей страны. Другой у нас нет», — объясняет Гоголь.

Что осуждает Гоголь в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)?
Российская действительность в поэме показана без прикрас. Иллюстратор А. Лаптев.

Однако на стороне Николая Васильевича оказалось достаточно влиятельных людей. Тот же Александр Пушкин, Виссарион Белинский. Поклонников у таланта Николая Васильевича было немало, но были и те, кого поэма не особо тронула.

Придворная фрейлина Александра Смирнова-Россет пересказала как-то мнение о Гоголе Николая I: «Я ему напомнила о Гоголе, он был благосклонен. «У него есть много таланту драматического, но я не прощаю ему выражения и обороты слишком грубые и низкие».

– «Читали вы «Мёртвые души»?» – спросила я. «Да разве они его? Я думал, что это Сологуба».

Три тома
Поэма «Мёртвые души» – произведение со множеством лирических отступлений, посвящённых жадности, чревоугодию, праздности, прочим порокам и одновременно размышлениями о судьбе России – оказалась незаконченной.

Гоголь планировал написать три тома, но поставил перед собой невыполнимую задачу. Оказался заложником того, что уже сделал. Он хотел провести своих героев через чистилище и вывести в рай.

Но был бы от этого толк? Характер того же Чичикова сформировался ещё в детстве. Это подхалим, приобретатель, беспринципный тип, лишь одетый с лоском. Его, как Люцифера, окружает зловоние слуг. И со службы в таможне он вылетел, должно думать, не за правду.

Теперь же он едет по России и собирает души, чтобы наполнить ими некое имение в Херсонской губернии, а потом сдать их вместе с землёй в попечительский совет и купить уже настоящих крепостных. Чичиков жаждет именно такого воскрешения, а не очищения.

И автор с этим ничего не смог поделать.

Второй том «Мёртвых душ», по «литературной легенде», ранним утром 12 февраля 1852 года отправился в огонь с рук писателя. То ли он сделал это сознательно, то ли перепутал начисто переписанное с черновиками. Сохранились лишь отрывки, отдельные главы. О третьем томе до нас вообще дошли только отрывочные сведения.

Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя "Мертвые души"

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя “Мертвые души”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Николай Васильевич Гоголь – великий писатель, глубоко понимавший и воспринимавший культуру и историю России и Украины, человек с истинно христианской философией. Его ранние годы прошли в обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского, что впоследствии стало корнем позднейших малорусских повестей Гоголя и его этнографических интересов.

Еще в молодости писатель осознал важность службы обществу и своей стране, стремился к тому, чтобы принести своими действиями пользу государству в целом, поэтому ему был отвратителен эгоизм ограниченно-самодовольных людей, не ставящих пред собой подобные цели.

После успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь решил оставить пост чиновника и продолжить служить России в качестве писателя. По мнению Гоголя, писатель должен вести человека к истине, к свету, быть пророком, открывающим людям глаза, к чему он стремился сам.

    Сюжет поэмы «Мертвые души» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем Гоголь упоминает в «Авторской исповеди», произведении, содержащем размышления о собственном авторском пути и о том, каким должен быть писатель (причем он говорит, что взялся за этот сюжет с неохотой).

Сначала поэма «Мертвые души» задумывалась как сатирический роман, но с течением времени замысел все больше расширялся. Если в «Ревизоре» автор хотел «свалить все дурное, что есть на Руси, в кучу и разом над всем посмеяться», то в первом томе «Мертвых душ» он стремился к тому, чтобы «показать с одного боку всю Русь», причем с боку отрицательного.

Гоголя всегда волновала проблема духовной деградации человека, он скептически относился к моральному состоянию современного ему общества, в котором процветают коррупция и чинопочитание, никто не беспокоится о высших ценностях бытия.

Чтобы подчеркнуть суть этих размышлений, задуманные три тома поэмы проводили явную аналогию с «Божественной комедией» Данте Алигьери – первый том символизировал собой «Ад», он показывал явно отрицательных персонажей на пути постепенного душевного омертвения.

Второй том должен был служить «Чистилищем», а в третьем томе должен был наступить «Рай» – герои, упоминавшиеся в первом томе, должны были прийти к духовному просветлению. Так как автор был человеком, обладавшим истинно христианским мировоззрением, он считал, что даже самая косная личность, позабывшая истинный смысл существования, не утеряла шанс на спасение.

Поэтому ключевым должно было стать преображение Плюшкина, самого омертвелого из всех персонажей поэмы.
    Характеры помещиков в «Мертвых душах» составляют так называемую «галерею вечных типов».

Читайте также:  Итоговое сочинение: Возможна ли жизнь без конфликтов?

Автор не раз подчеркивает в лирических отступлениях поэмы то, что характер, подобный Манилову или Собакевичу, может быть встречен где угодно – он может жить в другой эпохе, в другой стране, иметь абсолютно иное звание, воспитание, но суть всегда будет прежней.

Построенные на чередовании «расточитель-накопитель», образы помещиков подчеркивают мысль Гоголя о том, что в течение жизни человек вынужден сражаться за место под солнцем, таким образом, заменяя истинные цели ложными.

В данном случае «осью вращения» всех персонажей становятся деньги, корысть – ярким примером может послужить хозяйственная, вечно боящаяся продешевить Коробочка, которая выдала план Чичикова, поинтересовавшись, «почем нынче мертвые души».

Полное падение нематериальных ценностей – та отрицательная сторона России, которую автор хотел сделать тем самым «боком», потому что эта проблема очень волновала его, и он считал, что, прочтя поэму, человек задумается, попытается сопоставить своих знакомых или себя с «мертвыми душами».

Лишь ужаснувшись сходству с этими персонажами, личность получает возможность анализировать свою жизнь и свои поступки, постараться измениться в лучшую сторону.     Образ Чичикова – очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре.

Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова.

Цель его аферы отражает главный замысел поэмы – покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции.

С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения – скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти.

Отсюда следует вопрос – как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя – рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем – таким образом, Чичиков схож с помещиками). Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая – в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков – по жажде наживы. Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.
    Чичиков – человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.      Гоголь верил, что существует Провидение – Божья воля, которая пытается наставить на нужный путь человека, свернувшего на тропу обмана, мошенничества и прочих признаков морального падения. Множество неудач Чичикова говорит о том, что он не прислушивается к Провидению – в итоге, по замыслу поэмы, попав в тюрьму, Чичиков должен был «прозреть». Гоголь с горечью говорит, что находит в себе черты всех своих персонажей, в том числе и Чичикова, поэтому он призывает не терять те качества, которые с самого начала присущи человеку.
    Образ России неразрывно следует за главной темой – размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.
    Чиновники «Мертвых душ» имеют много общего с чиновниками «Ревизора» – им присущи одни и те же качества. Так как в поэме показана Русь лишь с одного боку, все чиновники отрицательны и их характеры типизированы. Им присущ дух семейственности, круговая порука – взятки, которые они берут постоянно, не считаются пороком. При этом каждый знает, что ни одно дело не может быть устроено, «если не подмазать» и все воспринимают это, как вполне естественный факт. Души чиновников точно так же мертвы – они ничем не интересуются и влачат бессмысленное существование из-за своей тупости и невежества. Они из года в год ходят на одни и те же балы, играют в вист, притом нарушают заповедь, гласящую о том, что нельзя осуждать человека, нескончаемым распусканием грязных слухов и сплетен.     Автор подводит нас к тому, что ни в одной цивилизованной стране невозможна такая ситуация – как можно любить постоянно берущего мзду чиновника за то, что якобы «не горд»? Мы снова приходим к тому, что Гоголь выше всего ставил долг человека перед своим Отечеством и его народом, о чем совершенно позабыли чиновники.     «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья» – гласит цитата из поэмы, которая весьма точно подводит итог разговора о ситуации, сложившейся в губернском городе N.     Конечно, размышления о судьбе России не могут обойтись без размышлений о сути русского народа. Русская душа, настолько не понятная иностранному человеку, по сути, напоминает дорогу – такая же широкая, простая, необъятная; и фраза «какой же русский не любит быстрой езды!» имеет к этому образу прямое отношение. Гоголь не склонен идеализировать русский менталитет, поэтому на самой первой странице он описывает двух крестьян, стоящих на обочине и рассуждающих, доедет ли бричка Чичикова до Москвы или Казани, что их совсем не касается. В этом выражается бессмысленная созерцательность, в той или иной степени присущая каждому русскому. Так же автор осуждает ту безголосую покорность, с которой кучер Селифан соглашается с тем, что его нужно выпороть, нисколько не противясь наказанию. Русский человек всегда любопытен, как крестьяне, побросавшие все свои дела, чтобы поглядеть, как столкнулись два экипажа.
    Тем не менее, русский человек талантлив и трудолюбив, хоть и относится к большинству вещей легкомысленно, с некоторой ленью. Особенно упомянута та меткость, с которой выражается русский человек: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство».

    В заключение я хочу сказать о том, что проблемы, о которых рассуждает Гоголь, до сих пор актуальны. В наше время мы можем говорить о таком же омертвении человеческой души, несмотря на многие исторические потрясения и изменения, произошедшие со времени написания поэмы, если не об ухудшении ситуации из-за навязываемой материальной системы ценностей.

Чиновники точно так же берут взятки и не заботятся о своей главной функции – заботе о народе. И, конечно же, нисколько не изменился сам русский дух, являющийся бессменной константой.

«Мертвые души» – великолепный труд, одно из главных украшений русской литературы, написанный не только великим писателем, но и великим философом, который не боялся ставить перед собой настолько высокие и необъятные цели.

Добавил: LadyStarlight

16476 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" — гениальная сатира на крепостническую Русь. Сочинение, реферат

Сочинения

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — гениальная сатира на крепостническую Русь

  • Сочинение

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического.

Поэтому в “Мертвых душах” смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию.

Поэтому автор широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.

С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: “Иностранец Василий Федоров”.

Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника.

Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом “из тенистых широколиственных дерев”.

Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице “покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов”, или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.

Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова “весьма обходительным и учтивым”, автор характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие.

Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая образ героя с животным.

Это позволяет выявить характерные особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и уподобление мебели Собакевича самому хозяину. “Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства”.

Ирония в характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что “при всем том бывают весьма больно поколачиваемы”.

Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.

Читайте также:  В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность.

Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки — жадность, упорство и тупость.

Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево.

Этот лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках.

Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.

Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты.

Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка.

В отличие от них Ноздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои — неосуществимые, далекие от действительности мечты.

Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.

Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов.

Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол.

А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.

Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого отвратительного героя — Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все привязанности и родственные чувства.

Ему безразличны судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.

Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал “Мертвые души” “историей болезни, написанной рукой мастера”.

Гоголь Н.В. "Мертвые души". Краткий анализ

Николай Васильевич Гоголь работал над свои бессмертным произведением около 17 лет, с 1835 по 1842 гг. Поэма задумывалась как произведение, состоящее из трех томов. Первый том поэмы был опубликован в 1842 году.

Замечание 1

Работу над вторым томом Гоголь закончил незадолго до своей смерти, однако, по некоторым сведениям, по какой-то причине сам и уничтожил книгу. Есть версия, что рукопись второго тома сохранилась у кого-то из близких писателя и когда-нибудь будет найдена. Третий том Гоголь написать не успел.

Тема, проблема, идея

Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно.

Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В.

Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества.

Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны.

Замечание 2

Основной проблемой в поэме «Мертвые души» являются помехи на пути развития России. К таким преградам относятся казнокрадство и взяточничество чиновников, бездеятельность дворянства, его инфантильность, а также нищета и невежество крестьян.

В произведении рассматриваются нравственные проблемы:

  • отсутствие нравственности у представителей господствующего класса
  • эгоизм
  • кризис гуманизма, когда людей продают, будто животных, проигрывают в карты, как вещи
  • нравственная слепота, невежество персонажей.

Жанр, сюжет, композиция

Произведение «Мертвые души» изначально задумывалось как авантюрно-плутовской роман. Однако историческая правдивость, широта описываемых событий дали повод задуматься о реалистическом методе. Н.В.

Гоголь насыщал произведение лирическими отступлениями. Справедливо мнение, что произведение – комедия, так как в ней применяются приемы юмора, сатиры и иронии, которые наиболее полно отражают произвол и абсурд господствующего класса.

Сам автор определил жанр произведения как поэму.

Композиция произведения кольцевая: бричка, которая в начале повествования въехала в город, покидает его после всех событий. В эту композицию вплетаются эпизоды, без которых нарушилась бы целостность поэмы.

Связующей композиционной нитью произведения является образ дороги, символизирующей собой путь, который в своем развитии проходит Русь.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких глав второго тома. В произведении 11 глав.

Основой сюжета «Мертвых душ» является афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть аферы заключалась в следующем: в России каждые 10 лет проводилась перепись крестьян. Крестьяне, умершие в период времени между переписями, по документам считались живыми.

Целью Чичикова было выкупить эти «мертвые души» по низкой цене, чтобы затем в опекунском совете их заложить и получить крупную сумму. Чичиков руководствуется тем, что такая сделка выгодна помещикам, так как до следующей переписи не нужно платить налоги за усопших. С целью поиска «мертвых душ» Чичиков ездит по стране.

Сюжетную линию произведения объединяет образ Чичикова и покупка им мертвых душ.

Система персонажей и их характеристика

В поэме помещики – типичные представители людей своего времени и круга: расточители – Ноздрев и Манилов, накопители – Коробочка и Собакевич, Плюшкин является в одном лице и накопителем и расточителем. Главный герой произведения – чиновник Чичиков.

Чичиков – проходимец. В нем угадываются черты других персонажей. Например, он любезен и склонен к позерству, как Манилов, мелочен, как Коробочка, предприимчив, как Собакевич, жаден, как Плюшкин и самовлюблен, как Ноздрев.

Чичиков среди чиновников чувствует себя уверенно, так как прошел все школы взяточничества и мошенничества. Однако главный герой поэмы гораздо образованнее и умнее тех, с кем ему приходится иметь дело.

Чичиков отличный психолог, он умеет вести торг с каждым помещиком, а губернское общество приходит в восторг от его манеры общения.

Образ Манилова дал название целому явлению российского общества – «маниловщина». Манилов при общении с окружающими приторно мягкий, любит во всем позерство, но при этом совершенно пустой человек и бездеятельный хозяин. Манилов – сентиментальный мечтатель, не способный к каким-либо серьезным делам, он глуп и живет в мире своих фантазий.

В отличие от Манилова, Ноздрев очень деятелен, однако его энергия направлена не на заботы о хозяйстве. Ноздрев постоянно пакостит, однако без злого умысла – просто такова его натура. Ноздрев пустой и легкомысленный человек, гуляка, хвастун, игрок и транжира.

Образ Настасьи Петровны Коробочки – это образ хозяйственной помещицы, консервативной, недалекой и достаточно прижимистой. Круг ее интересов состоит из амбаров, птичника и кладовых, во всем остальном она тупа, «дубинноголова».

Михаила Семеновича Собакевича писатель сравнивает с медведем – помещик неуклюж, неповоротлив, но крепок и силен. Его в первую очередь интересуют долговечность и практичность вещей, а не красота. У Собакевича острый ум, он хитрее, и единственный из всех помещиков, кто способен принять новый капиталистический уклад.

Помещик Плюшкин невероятно скуп, ввиду чего он лишается семьи. Старик голодает и морит голодом людей, при том что в кладовых полно продуктов, а в сундуках полно дорогих вещей.

В своем произведении Гоголь использовал гибкость и выразительность русского языка, его словесные богатства. Он ввел в литературу многие выражения, найденные в народной речи. Поговорки и пословицы играют значительную роль в произведении. А диалоги очень точно рисуют характер людей. Авторская речь в поэме окрашена юмором.

Поэма “Мертвые души” является одним из величайших произведений русской литературы. В этом произведении Гоголь показал всю современную Россию, изобразив сатирически поместное дворянство и чиновничество.

Черты гоголевских персонажей до сих пор не изжиты, и в сегодняшнем обществе проявляются, к сожалению, достаточно часто. Поэтому произведение «Мертвые души имеет огромное значение не только как замечательный пример русской литературы, оно актуально и по сей день.

Описание общества того времени можно отнести и к современному обществу.

Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах» — Сочинение

«Мертвые души» — самое величайшее гоголевское творение, о котором до сих пор ходят множество загадок.

Эта поэма задумывалась автором в трех томах, но читатель может видеть лишь только первый, так как третий том, из-за болезни, так и не был написал, хотя задумки были.

Второй том самобытный писатель написал, но уже перед самой своей смертью в состоянии агонии он случайно или преднамеренно сжег рукопись. Несколько глав этого гоголевского тома все-таки сохранились и до наших дней.

Гоголевское произведение имеет жанр поэмы, под которым всегда понимался лирико-эпический текст, который написан в форме стихотворения, но имеет при этом романтическое направление.

Поэма, написанная Николаем Гоголем, отступала от этих принципов, поэтому некоторые литераторы нашли использование жанра поэмы как издевательство автора, другие же решили, что самобытный писатель использовал прием скрытой иронии.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Николай Гоголь дал такой жанр своему новому произведению не ради иронии, а для того, чтобы придать ему глубокий смысл. Понятно, что гоголевское творение воплотило в себя иронию и своеобразную художественную проповедь.

У Николая Гоголя основным приемом изображения помещиков и губернских чиновников является сатира. В гоголевских образах помещиков показан развивающийся процесс деградации этого сословия, обличающий все их пороки и недостатки.

Ирония помогала сказать автору о том, что находилось под литературным запретом, и позволяла обойти все цензурные преграды. Смех писателя кажется добрым и хорошим, но ведь пощады от него нет никому.

Каждая фраза в поэме имеет скрытый подтекст.

Читайте также:  Биография И.Ф. Анненского

Ирония присутствует в гоголевском тексте повсюду: в авторской речи, в речи героев. Ирония — основная примета гоголевской поэтики. Она помогает повествованию воспроизводить реальную картину действительности.

Проанализировав первый том «Мертвых душ», можно отметить целую галерею русских помещиков, чью подробную характеристику дает автор.

Основных персонажей, которые описаны автором настолько подробно, что кажется, читатель лично знаком с каждым из них, всего лишь пять.

Гоголевские пять персонажей-помещиков описаны автором так, что кажутся разными, но если вчитаться в их портреты более глубоко, то можно заметить, что у каждого из них присутствуют те черты, которые характерны для всех помещиков России.

Читатель начинает знакомство с гоголевскими помещиками с Манилова и заканчивается описанием колоритного образа Плюшкина.

В таком описании есть своя логика, так как автор плавно переводит читателя от одного помещика к другому, чтобы постепенно показать ту страшную картину крепостнического мира, который загнивает и происходит его разложение.

Николай Гоголь ведет от Манилова, который по авторскому описанию предстает перед читателем мечтателем, жизнь которого проходит бесследно, плавно переходя к Настасье Коробочке. Сам автор её называет «дубинноголовой».

Эту помещичью галерею продолжает Ноздрев, который предстает в авторском изображении карточным шулером, вруном и мотом. Следующий помещик — Собакевич, который всё пытается использовать в свое благо, он хозяйственный и расчетливый.

Результатом этого морального разложения общества является Плюшкин, который по гоголевскому описанию выглядит, как «прореха на человечестве».

Рассказ о помещиках в такой авторской последовательности усиливает сатиру, которая призвана обличать пороки помещичьего мира.

Но помещичья галерея на этом не заканчивается, так как автор описывает еще и чиновников города, который посетил Чичиков. У них нет никакого развития, их внутренний мир находится в состоянии покоя. Основные пороки чиновничьего мира — подлость, чинопочитание, взяточничество, невежество и произвол властей.

Рядом с гоголевской сатирой, которая обличает помещичью российскую жизнь, автор вводит и элемент прославления русской земли. Лирические отступления показывают грусть автора о том, что какой-то отрезок пути пройден. Здесь возникает тема сожаления и надежды на будущее.

Поэтому эти лирические отступления занимают особое и важное место в гоголевском произведении. Размышляет Николай Гоголь о многом: о высоком назначении человека, о судьбе народа и Родины. Но этим размышлениям противопоставлены картины русской жизни, которые угнетают человека.

Они мрачны и темны.

Образ России — это высокое лирическое движение, которое у автора вызывает самые разные чувства: грусть, любовь и восхищение. Гоголь показывает, что Россия — это не только помещики и чиновники, но и русский народ с его открытой душой, который он показал в необычном образе тройке лошадей, которые быстро и без остановок несется вперед. В этой тройке содержится основная сила родной земли.

Анализ поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души": два типа писателей, новаторство, изображение действительности – Гоголь Н.В. Литература 19 века

Все в поэме было новым и необычным.

Читателя поражали многогранность образного материала, богатство юмористических и сатирических обличений: пространные описания трактира или помещичьего дома, портреты, пейзажи, жанровые картинки и мастерство детали; плавный эпический рассказ и сверкающий блеск остроумия; динамическое повествование о похождениях и портреты-шутки и портреты-маски. Читателя поражало самое название произведения и его жанровое определение (поэма); суровая правда картин и образов, напряженность выражения патриотического чувства автора и характер юмора.

Ряд мест в поэме, особенно начало седьмой главы, представляет собой изложение литературных взглядов автора, его общественной позиции. В лирическом вступлении к седьмой главе Гоголь говорит о двух типах писателей, о разных принципах понимания и воспроизведения ими жизни, о различном отношении публики к этим писателям и их художественным созданиям.

Не без иронии пишет он о писателях-романтиках, никогда не изменяющих «возвышенного строя своей лиры, не спускающихся с вершин на землю к бедным, ничтожным своим собратьям», целиком находящихся во власти «возвышенных образов, отторгнутых от земли». Скрывая от людей печальное и безрадостное, они идеализируют жизнь и человека.

Однако автор «Мертвых душ» выступает не против романтики вообще (работая над поэмой, он создавал и окончательную редакцию повести «Тарас Бульба», в которой с огромной силой прозвучало романтическое, героическое начало), а против неоправданных романтических преувеличений, против поверхностного изображения жизни, против писателей, которые вместо убеждающих своей истинностью характеров рисуют уже изживший себя и надоевший всем портрет с такими штампованными атрибутами, как «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый как огонь плащ» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 23).

Им Гоголь противопоставил писателя, озирающего «всю громадно-несущуюся жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» и дерзнувшего показать все, что «ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную потрясающую типу мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 134).

Гоголь отстаивает право писателя не гнушаться никаким характером, создавать характеры, основанные на наблюдениях таких людей, «которых много на свете, с вида очень похожих между собою», по решительно па первый взгляд ничем не примечательных, а потому и «страшно трудных для портретов». Для того чтобы из многочисленных наблюдений выявить характерные, «тонкие, почти невидимые черты» этих людей, необходимо «сильно напрягать внимание, углублять уже и без того изощренный в науке выпытывания взгляд».

Он убежден, что у истинного таланта все может быть прекрасным, если предмет изображения берется «не безучастно, не бесчувственно», а пропускается сквозь душу писателя, сквозь его мысль, его горячие убеждения, «глубокие верования», если отчетливо проявлено его личное, заинтересованное отношение к жизни. «Для творца нет низкого предмета в природе, — писал Гоголь.

— В ничтожном он так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного». Иными словами, писатель должен быть одушевлен идеей, ради которой берется им конкретный жизненный материал. Идея одухотворяет произведение, возводит пошлость и мерзость жизни «в перл художественного создания».

Такой идеей была для Гоголя идея отрицания зла во имя утверждения добра.

Искусство, по мнению писателя, должно не усыплять, не утешать иллюзией благополучия, а ставить большие, острые вопросы, тревожить ум и сердце, вносить в сознание людей беспокойство, тревогу, разрушать самоуспокоенность, самодовольство, клеймить пошлость и зло, казнить их смехом. Но борясь со злом, художник обязан щадить человека, обесчеловеченного этим злом.

Гоголь звал писателей, говоря словами Некрасова, «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья». Проповедь такого рода и составляет пафос его поэмы, что нашло непосредственное отражение и в своеобразии ее стиля.

Так, комическое одушевление, с каким Гоголь повествует о господине средней руки, въезжающем в город, о двух мужиках, рассуждающих о колесе, о франте в узких и коротких канифасовых панталонах, о вертлявом трактирном слуге, вызывает невольное чувство смеха. Манилов, Ноздрев, Коробочка, губернатор, дамы города N также полны огромного внутреннего комизма.

Много комического в их поведении, в разговорах, в отношениях с Чичиковым. А сколько комизма в слащаво чувствительных беседах Манилова с женой, в покупках Ноздрева! Неудивительно, что при первом чтении «Мертвых душ» прежде всего воспринимается именно эта внешняя юмористическая сторона.

Но юмор Гоголя — проявление не только внешнего комизма, он направлен на воспроизведение глубинных явлений, отчего образы поэмы не столько смешны, сколько мрачны и даже трагичны (Плюшкин). По мере дальнейшего и внимательного знакомства с произведением читатель все больше и больше раздумывает о жизни, широко развертывающейся перед его умственным взором.

На передний план начинает выходить глубокое подспудное ее содержание, а оно говорит о трагическом в жизни крепостнической России, о жестоком, несправедливом и бессмысленном помещичьем господстве, о засилии лицемерия, невежества, дикости и стяжательства. Со всей силой проступает в поэме горечь сатирического. Книга оставляет не смешное, а во многом страшное впечатление.

Смешное и грустное, комическое и трагическое, низкое и высокое органически сливаются в «Мертвых душах», и смешное, выражающееся печальным и, наконец, трагическим, служит выражением глубокой скорби писателя об основном, о главном для него: о духовной гибели человека. Это нашло прямое выражение в взволнованном лирическом обращении, завершающем главу о Плюшкине. В принципе оно обращено ко всем людям, непосредственно к каждому русскому человеку.

Выявление противоречий, контрастов действительности в крупном и в мелочах, их переплетений, взаимопроникновений, борьбы является пафосом не только «Мертвых душ», но всего творчества Гоголя, поэтического склада его мышления.

Когда в последней главе первого тома Гоголь пишет о дороге, по которой стремительно мчится все дальше и дальше тройка, перед взором читателя развертываются картины, полные контраста, пронизанные скорбью автора и одновременно верой его в будущее Родины. «Русь! что пророчит сей необъятный простор? -восклицает Гоголь.

— Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?». И вдруг здесь же:

«—Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков».

Огромная, впечатляющая сила, с какой действует этот контраст, заключена в глубоком, трагическом столкновении Руси народной в ее настоящем неведомой, но угадываемой, прозреваемой Гоголем Руси будущего, воплощения высокого и прекрасного, и другой — самодержавной, деспотической, «казенной» Руси его времени, с окриком фельдъегеря, утверждающего власть кнута и палаша, Руси — крепостнической, с грубыми и жестокими помещиками, «небокоптителями», «тюрюками», байбаками разного масштаба, залежавшимися в халатах по несколько лет, с губернаторами и столичными чиновниками, обывателями и т. д., где господствует низкое и смешное и в которой так тесно и душно живому человеку.

В книге Гоголя постоянно противостоят мечта и действительность, и нередко действительность казенной, полицейской России выглядит страшным призраком, которому неизбежно предстоит исчезнуть. Мечты об иной, более совершенной действительности и одухотворяют сатиру Гоголя.

В ней нерасторжимо слиты пафос отрицания и созерцание идеального. Но сатира Гоголя имеет и непреходящее значение. Перед читателем встают не просто образы русских помещиков—«существователей», приобретателей, российского чиновного бюрократического мира.

Все они являют собою и воплощение обыденщины, обывательщины, своекорыстия, хамства, духовного оскуднения и застоя, нравственной глухоты, грозящих человеку независимо от времени и общественного положения.

Поэма Гоголя побуждает читателя со всей строгостью проверить, не отстранился ли и он в своей жизни от лучшего, заключенного в себе, и объявить борьбу всему, что унижает и оскорбляет человека.

Источник: Докусов А.М., Качурин М.Г. Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” в школьном изучении: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982

Ссылка на основную публикацию