Честь и бесчестье в романе «мастер и маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Честь и бесчестье в романе «Мастер и Маргарита»

Бесчестие — всякое действие, противное чести, наносить бесчестье , стыд, срам, позор, поношение, поругание. Поругание чести [честь I 1. ], достоинства; оскорбление, позор. 2. Утрата целомудрия. 3. Отсутствие чести [честь I 1. ], достоинства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Словарь

Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

– , Честь это та высокая духовная сила которая удерживает , , . человека от подлости предательства лжи и трусости Это , , стержень который укрепляет в выборе поступка когда .

, судьей является совесть Жизнь часто испытывает людей – ставя их перед выбором поступить по чести и принять на , себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже. смерти Выбор у человека есть всегда и от его нравственных , .

принципов зависит как он будет поступать Труден путь , чести но отступление от него потеря чести еще. . , , мучительнее Бесчестие всегда бывает наказано Так видимо . распоряжаются высшие силы , Нравственное разложение падение моральных устоев ведет , .

к краху как отдельной личности так и целого народа Поэтому так огромно значение великой русской , классической литературы являющейся нравственным . фундаментом и помощником для многих поколений людей , Яркие образы сотворенные писателями с любовью и . жизненной силой как бы обретают материальность Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и. чести «Общие фразы»

СОВЕСТЬ| Толковый словарь Ожегова , — , . и ж Чувство нравственной ответственности за свое , . поведение перед окружающими людьми обществом . . -. Люди с чистой совестью С нечиста у кого н Со спокойной -. ( совестью делать что н будучи уверенным в своей ). .

( правоте Угрызения совести Поступить по совести как ). ( ) требует совесть Этот поступок лежит остается на его ( ). совести он несет за это моральную ответственность Надо . ( -. : , и с знать о чем н предосудительном нельзя так делать ; . ).

пора прекратить разг И как только у него совести ! ( , ). хватило как он не постыдился не постеснялся Для (. ) — очистки совести разг чтобы не обвинять потом себя в -. , , , . — чем н По совести по совести говоря вводи ел говоря. || . , — (. ).

откровенно прил совестный ая ое устар Что определяет грань между честью ? и бесчестием Что выступает мерилом ? человеческих поступков

СОВЕСТЬ| Большой Энциклопедический словарь (БЭС) — — , понятие морального сознания внутренняя , убежденность в том что является добром и , злом сознание нравственной .

— ответственности за свое поведение Совесть выражение способности личности , осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя , нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить самооценку . совершаемых поступков

Вступление Клише Общие материалы Памятка по написанию Итогового сочинения. 1. Вступление. Тема представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений отечественной и мировой литературы.

____________________________________ Комментарий к теме. Тема относится к «вечным» , поскольку раскрывает суть…. К ней обращаются писатели мировой литературы (например, ….

) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни.

Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора) поднимает проблемы …. (сформулировать проблемы, поднятые в произведении). ____________________________________ Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …Дорога чести – единственный путь к счастью

ПРИМЕР из лит-ры, ____________________________ Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы) _______________________________________________________ 2. Позиция автора.

Важность проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя своего народа.

Собственная позиция

Вступление , исходя из комментариев ФИПИ к направлению Эпиграф Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос) ….

Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели обращали свое внимание нравственные качества человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения Мое мнение по данной теме

Вспомним ……………. . Писатель рисует …………. . Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять …………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию ………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова …. (пословицу)…. + микровывод. Аргументация

Герои чести Поступк и Герои бесчести я Поступк и. Главные герои романа: что движет их поступками?

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил — то и получишь.

Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить.

Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая Внутренняя сила и мужество.

Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. Понтий Пилат и проблема совести

У Иешуа своя жизненная философия: «. . . злых людей нет на свете, есть люди несчастливые» . Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу.

Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы.

Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» . Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы.

Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» . Иешуа казнен. Иешуа

Не за жизнь свою боится Пилат — ей ничто не угрожает, — а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость — вот главная беда Понтия Пилата.

«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» — неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.

Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, — таких, в сущности, немного, — как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли.

Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Пилат

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда. Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью.

Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье» , ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся» . Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест.

А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое.

Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости. Пилат

◦ Иуда — молодой человек родом из города Кириаф. Он работает в меняльной лавке в городе Ершалаим: «. . . знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа. . . » ◦ «. . . Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников. . .

« ◦ Самая большая страсть Иуды — это деньги: «. . . У него есть одна страсть, прокуратор. – Гость сделал крохотную паузу. – Страсть к деньгам. . . » ◦ Иуда тайно встречается с замужней женщиной Низой: «. . . он видел в лавке у ревнивого мужа Низы. . . » @Сайт www.

literaturus. ru. Иуда из Киринфа

Внешность Иуды в романе «Мастер и Маргарита» описывается так: «. . . Очень красив. . . » «. . . молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях.

Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника. . . « «. . . Обгоняя молодого красавца. . . » У Иуды высокий и чистый голос: «. . . своим, высоким и чистым молодым голосом. . . » Однажды Иуда знакомится с бродячим философом. Иешуа. Иуда приглашает Иешуа к себе в гости: «. . .

позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил. . . « Ради денег Иуда предает бродягу Иешуа и помогает властям арестовать его: «. . . грязный предатель Иуда – все они добрые люди? . . » «. . .

позаботиться об этом негодяе!. . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

Власти Ершалаима арестовывают и казнят Иешуа. После этого Иуда из Кириафа получает 30 монет в награду за свое предательство: «. . . Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!. . » «. . .

деньги будто бы получил за то, что так радушно принял у себя этого безумного философа. . . » После смерти Иешуа прокуратор Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Почему? Пилат хочет отомстить Иуде за его предательство по отношению к Иешуа: «. . .

я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью. . . » Тайная полиция исполняет приказ Понтия Пилата и убивает Иуду: «. . . тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан. . . » «. . . Иуду этой ночью уже зарезали. . .

» На этом заканчивается история Иуды из Кириафа, который ради денег предает доброго философа Иешуа. @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

Читайте также:  Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

П. В. Палиевский: «Мы замечаем, что он (автор) посмеивается и над дьяволом. . . У Булгакова что-то совсем не то. Он смеётся над силами разложения, вполне невинно, но чрезвычайно для них опасно, потому что мимоходом разгадывает их принцип.

После первого изумления безнаказанностью всей “клетчатой” компании глаз наш начинает различать, что глумятся-то они, оказывается, там, где люди сами уже до них над собой поглумились. . . Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознаёт честь, живёт ею и наступает.

Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались. . . Работа его разрушительна — но только среди совершившегося уже распада.

Без этого условия его просто нет; он является повсюду, как замечают за ним, без тени, но это потому, что он сам только тень, набирающая силу там, где недостало сил добра, где честь не нашла себе должного хода, не сообразила, сбилась или позволила потянуть себя не туда, где — чувствовала — будет правда. Собственное же положение её (нечисти) остаётся незавидным; как говорит эпиграф к книге: “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Воланд

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки: «. . . Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил? . . » «. . . отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься? . .

» Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает: «. . . Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «. . . заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. . . » «. . . итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? . . » Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «. . . ответил Воланд.

– Ну, желаю вам счастья. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Воланд

Как понимает честь М. Булгаков? Какие герои действуют по чести? Что лежит в основе бесчестия по Булгакову? (поступки, персонажи) Как наказывает автор бесчестных персонажей? Как трактует проблему чести-бесчестия, добра- зла? Микровывод:

Сочинение (1 аргумент на основе романе) по одной из тем: 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью • 12. ? Есть ли право на бесчестье • 13. — Каждая нечестность шаг . к бесчестью. Домашнее задание:

Итоговое сочинение. Честь и бесчестие

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём.

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды.

Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» – именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении.

Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин.

Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин.

Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым.

В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, – проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом.

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием.

Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине.

А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов.

От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие.

Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь – моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия.

Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже.

Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости.

Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души».

Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство.

Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим.

Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию.

И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту.

Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо.

Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других.

Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок.

Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Читайте также:  Революция в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

Евстропова Виктория

Милосердие и нечистая сила в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Если кому-то мои мысли на эту тему показались интересными, могу продолжить статью.

Платок Фриды

Тема милосердия наиболее полно раскрывается в двух эпизодах романа. Это случай с Фридой и Понтием Пилатом. И в обоих случаях автор ставит его выше справедливости.

Фрида задушила платком своего новорожденного ребенка, так как ей нечем было его кормить, и отправлена за это в ад, который уже сам по себе представляет наказание, но этого дьяволу недостаточно: в качестве дополнительных мук ей каждый день подают тот самый платок.

В аду нет места для раскаяния, туда отправляются за самые тяжкие грехи те, кто не раскаивался при жизни, а пытался оправдать свои преступления, поэтому неслучайна ремарка Бегемота: “На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка”. Справедливо ли такое наказание? Да.

Но просьба Фриды состоит не в том, чтобы извлечь ее из ада (доказательство все же осознания ею своей вины), а в том, чтобы ей перестали лишь ежедневно подавать платок, усугубляющий муки совести, в этом смысле Фрида – единственная из всех гостей на балу, у кого совесть ещё осталась, что, видимо, и побуждает Маргариту просить за нее в ущерб своему личному счастью, так как Воланд обязался сначала исполнить только одно желание.

Как же реагирует на эту просьбу Воланд, усмотревший в поступке Маргариты милосердие? Он раздражается, и взгляд его горит: “Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза.

– Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках”.

Маргарита же под огненным взглядом дьявола вынуждена хитрить, говоря, что за Фриду она, как человек “легкомысленный”, просит только потому, что подала ей надежду, и не будет знать покоя, если Фрида останется обманутой.

Ложь Маргариты явна: понятие ответственности подменено ею в ответе взаимоисключающим – легкомыслием. Но и такая ложь, демонстрирующая покорность, полностью устраивает Воланда.

Воланд и Мастер

Как видим, милосердие абсолютно чуждо и сатане (иначе он не был бы сатаной), и его свите, оно присуще в романе лишь смертным людям. Еще одно подтверждение тому можно найти в сцене знаменитого сеанса в театре Варьете.

Отметив, что “милосердие иногда стучится” в сердца зрителей, Воланд и их своеобразно наказывает фальшивым денежным дождем и такой же фальшивой одеждой, исчезнувшей при окончании сеанса, оставив падких на дармовщину гражданок в исподнем, а то и вовсе нагишом.

Но все же и Воланд, и Коровьев, и Бегемот, и даже Азазелло почему-то не вызывают отторжения у читателя, а напротив, вызывают симпатию и восторг. Почему?

Прежде всего, своим отношением к Мастеру. Для Мастера Воланд делает больше того, чем позволяют границы его договора с Маргаритой.

Маргарита за исполнение мучительных обязанностей хозяйки бала просит только вернуть ей любовника, но “щедрый” дьявол не только возвращает Мастера, но и воссоздает из пепла сгоревшую часть романа, и наказывает доносчика Могарыча, возвращая влюбленных в подвал, отнятый последним у Мастера посредством доноса.

Почему-то в Мастере Воланд чувствует родственную душу, которой помогает даже сверх меры, хотя именно те, кто явился причиной несчастий Мастера, должны быть сатане духовно ближе.

Зададимся вопросом: чем объяснить невидимое присутствие Воланда и на балконе у Понтия Пилата, и в саду, когда тот разговаривал с Каифой, и на помосте, где Пилат объявил народу о казни Иешуа вместе с тремя разбойниками? Что происходит в это время в романе Мастера?

А происходит восхождение Пилата в небытие между светом и тьмой посредством сделки с совестью. И вот за этой борьбой, закончившейся его собственной условной победой, Воланд и наблюдает.

Да, в душе Пилата победил сатана, и что бы прокуратор ни сделал далее в целях искупления своего поступка, Воландом уже ему не зачтется: проигравший, он дьяволу больше не интересен. И вот об этой-то немаловажной для сатаны победе и написал Мастер.

Но почему тогда Пилат не попадает прямиком в “тьму”, куда проваливаются в финале романа Воланд со свитой, а застревает на 12 тысяч лун на каменной площадке, где-то вовне двух противоположных загробных миров?

“Он говорит, — раздался  голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и  при луне  ему нет покоя и что у него плохая должность.

Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он  утверждает,  он чего-то не договорил тогда, давно,  четырнадцатого числа весеннего месяца  нисана.

  Но, увы, на  эту дорогу  ему выйти  почему-то  не удается, и к  нему никто  не приходит.

Тогда, что же  поделаешь,  приходится разговаривать  ему  с  самим  собою,  нужно  же  какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире  ненавидит  свое  бессмертие и неслыханную славу.  Он  утверждает,  что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем”.

Нечисть в романе "Мастер и Маргарита" , откуда Булгаков взял образы и прототипы

Изначально произведение Булгакова “Мастер и Маргарита” задумывался, как роман о Дьяволе. Черновые варианты работы назывались: “Копыто инженера”, “Черный маг”, “Сатана”, “Князь тьмы”.

  • Другие важные персонажи: Иешуа, Мастер и Маргарита появились в более поздних редакциях. В итоге в романе получилось три сюжетных линии:
  • 1) Любовная: Мастер и Маргарита;
  • 2) Религиозно философская: Иешуа и Понтий Пилат;
  • 3) Сатирическая и мистическая: Воланд со своей свитой и прочая нечисть.
  • Именно о нечисти из романа Мастер и Маргарита и их реальных прототипах я расскажу в данной публикации.

Воланд

Воланд в произведении Булгакова отождествляется с христианским Дьяволом или Сатаной. В христианстве дьявол является воплощением абсолютного зла, порока, лжи и разрушения.

Воланд Булгакова не такой, он скорее трикстер, чем воплощение зла. Трикстер – это один из важнейших архетипов в мифологии, который отвечает за изменение существующего порядка и мировоззрения. Трикстер пробует этот мир на прочность, выявляет его слабые места, но при этом он не пытается разрушить его до основания, а уничтожает лишь отжившее и испорченное.

Воланд никому не причиняет зла просто так, он выявляет пороки москвичей и наказывает тех, кто им наиболее подвержен.

В отличие от христианского Дьявола, Воланд ведет себя благородно и по большей части поступает справедливо.

я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо

Вдохновением для написания романа послужила драма немецкого писателя Гёте “Фауст”, где главный герой заключает сделку с дьяволом.

В Фаусте имя Воланд даже встречается один раз, когда Мефистофель просит нечисть уступить ему дорогу:

Дворянин Воланд идёт!

Вероятно поэтому Воланд отвечает поэту Бездомному, что он пожалуй немец.

«– Вы – немец? – осведомился Бездомный.– Я-то? – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец… – сказал он

Возможно имя Воланд происходит от имени скандинавского бога – кузнеца Велунда. С приходом христианства Велунд, как и многие языческие боги превратился в нечисть.

Азазелло

В книге Еноха, которая является ветхозаветным апокрифом, не вошедшим в Библию, упоминается падший ангел Азазель.

И Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, броню, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения и косметику, так что земля развратилась. (Енох 14)

Нетрудно догадаться, что именно демон Азазель послужил в романе прототипом для Азазелло. Согласно книге Еноха Азазель знает толк в изготовлении орудий убийства и косметики.

Азазелло дарит Маргарите чудесный крем и отвечает за физическое устранение героев в романе.

Собственно, в конце романа Булгаков прямо называет Азазелло – демоном убийцей.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.

Кот – Бегемот

  1. Говорящий кот, который самостоятельно разъезжает на трамвае и распивает спиртное, является, пожалуй, самым необычным персонажем в романе “Мастер и Маргарита”.
  2. Согласно демонологии – Бегемот это демон чревоугодия и плотских желаний.
  3. В конце романа, когда при свете луны Маргарита увидела истинное обличие демонических персонажей Бегемот оказался:

худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире

Коровьев- Фагот

Коровьев – единственный персонаж из Булгаковской нечисти, у которого нет явного известного прототипа. Вообще фагот – это тонкий длинный музыкальный инструмент, а Коровьев как раз описывается, как высокий худой человек. В финальной сцене при свете луны Коровьев выглядит как:

темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.

В конце романа Воланд немного приоткрывает историю рыцаря Фагота:

Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого пошутить немного дольше и больше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»

Гелла

Гелла – прекрасная рыжеволосая ведьма-вампирша, служанка Воланда. В романе не так уж много сцен, где она присутствует. В финальной сцене полета ее нет, поэтому, скорее всего, Гелла второстепенный персонаж.

Имя Гелла Булгаков взял из мифологии древних греков и римлян, согласно которой, на острове Лесбос так называли девушек, погибших не своей смертью и ставших вампирами.

Кроме того, в древнегреческой мифологии можно встретить упоминание о Гелле – дочери богини облаков Нефелы и земного царя Атаманта. Согласно мифу Гелла утонула, когда вместе с братом спасалась бегством от мачехи, которая пыталась их убить.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита | План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества.

Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями.

Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение.

Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни.

Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк.

В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа.

Читайте также:  Рецензия на книгу «Моделирование будущего» (В. Гиберт)

Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Образ Понтия Пилата и проблема совести (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

«Мастер и Маргарита» — это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества.

«Роман о Пилате», состоящий из 4 глав, — это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости.

Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Понтий Пилат — умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типичную черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики— «белый плащ с кровавым подбоем».

И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи — часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок.

Обращение Иешуа к Понтию Пилату -«свирепому чудовищу», как он сам себя называл, — «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат — яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе.

Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому из нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли.

Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят.

В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека.

По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке — духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия.

Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя ка вечные душевные муки.

Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках.

Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом.

Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри.

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Для того, чтобы выявить проблемы вины и наказания в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», нужно понять, что есть вина (или ошибка?) для автора. Рассмотрим на судьбах героев романа.

Иванушка Бездомный — «поэт». Это необразованный человек, который не имеет даже представления о том, о чем пишет. Он не должен был браться за работу, о которой ничего не знает. В этом и заключается его основная вина. Но является это именно виной? Скорее, ошибкой.

Он просто погнался за популярностью и сделался знаменит. Это не преступление, тем более, что Христос в его поэме получился «как живой», наперекор воле автора. Может быть. Бездомный уже тогда, на подсознательном уровне, начал понимать свои ошибки.

Но он окончательно все осознает в сумасшедшем доме:

Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял

и тогда с ним происходит преображение, только напоминанием о прошлой жизни служит ему его «лунная болезнь».

Берлиоз является полной противоположностью Ивана Бездомного. В принципе, Берлиоз довольно образованный человек, то есть знаком с теми вещами, о которых говорит.

Он сам выбрал для себя позицию и свои слова произносит осознанно, в этом и состоит его вина. Здесь всплывает проблема веры. «Каждому воздастся по вере его», — говорит Берлиозу Воланд.

Берлиозу воздается именно согласно этому принципу: он ни во что не верит и, следовательно, просто исчезает, аннигилируется.

В чем же повинна Маргарита — в ошибке или преступлении? Она чувствовала, что с Мастером может что-то произойти, но все-таки ушла и вернулась слишком поздно. Маргарита была ответственна за судьбу Мастера, так как в их отношениях играла доминирующую роль.

Возможно, от ее присутствия в подвальчике Мастера ничего не изменилось бы, но она должна была там быть. У Маргариты двойственная вина. С одной стороны, она не могла предвидеть случившегося, но с другой стороны, была обязана это сделать.

Маргарита винит себя в исчезновении Мастера и наказывает сама себя муками совести.

Наибольший интерес вызывает образ Пилата. Он виноват прежде всего перед собой, перед своим нравственным чувством. С определенной точки зрения, Пилат даже поступил правильно, он просто дал согласие на казнь преступника.

Но он предал себя, так как выбирая между совестью и общественными законами, он выбрал последнее. Пилат наказывается за «самый страшный порок — трусость».

Но не слишком ли жестоко это наказание? «Двенадцать тысяч лун, за одну луну когда-то»… Но в конце концов Пилат искупил свою вину.

  Как обедал Чичиков: стерляжья уха и мозги с горошком

Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление.

Из всех этих примеров можно выявить, что есть для Михаила Афанасьевича вина и ошибка, по какому принципу определяются наказание для героев. Вина — это осознанное действие, слово или мысль. Вина бывает двух видов: внешняя и внутренняя, то есть осуждение со стороны людей и осуждение самого себя.

Мера наказания определяется автором в зависимости от степени осознания своих поступков. Маргарита и Пилат понимают свою вину, потому они прощаются. Иуда и Берлиоз даже не подозревают о своей вине, и они наказываются смертью… Проблема вины — одна из важнейших проблем не только в литературе, но и в жизни.

Ведь иногда от степени вины зависит все существование человека…

Читаемое в разделе:

  • Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Явление героя. Анализ 13 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Сочинение на тему: Актуальна ли повесть «Собачье сердце» в наши дни
  • Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
  • Ответственность за эксперимент. Реферат по повести «Собачье Сердце»
  • Художественное своеобразие прозы М.А. Булгакова
  • Тема гражданской войны в романе Булгакова «Белая Гвардия»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Человек на изломе истории в романе Булгакова «Белая гвардия»
  • Сочинение на тему: Актуальна ли повесть «Собачье сердце» в наши дни

Новые материалы раздела:

  • Тема гражданской войны в романе Булгакова «Белая Гвардия»
  • Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
  • Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Явление героя. Анализ 13 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Художественное своеобразие прозы М.А. Булгакова
Ссылка на основную публикацию